Методическая разработка по теме: «Разработка наиболее эффективных приемов формирования познавательных УУД суворовцев на разных этапах урока биологии в 8 классе»

  • Лекции
  • doc
  • 25.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа представляет собой методический опыт и раскрывает вопросы формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановке и решению учебных проблем. Рассматриваются конкретные приемы для уроков биологии по УМК Н.И.Сонина. Каждый прием подкрепляется примерами, содержащими различные виды заданий. Выполняя эти задания, учащиеся начинают результативно мыслить и работать с информацией. Кроме того, предлагаемые задания позволяют поддерживать интерес к предмету.
Иконка файла материала Федина декабрь 2016 Методичка Формирование познават. УУД.doc

 

Утверждено на заседании ОД

от «     »  декабря  2016 г.

Протокол №      от  «      »     декабря      2016 г.

Руководитель ОД   ______________________                     /Остахова Ж.А./

 

 

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Московское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 

 

 

Отдельная дисциплина

«   Физика, химия, биология»

 

 

Методическая разработка

по теме:

«Разработка наиболее эффективных приемов формирования познавательных УУД  суворовцев на разных этапах урока биологии в 8 классе»

               

 

                                                        Автор:  Федина Наталья Ивановна,

                                                                       преподаватель биологии

 

 

 

 

Москва

2016 год

Оглавление

1. Аннотация……………………………………………………………………………..3

2. Введение

    2.1.Актуальность……………………………………………………………………...4

    2.2. Новизна методической разработки……………………………………………..4

    2.3.Цель методической разработки………………………………………………….4

    2.4.Условия применения……………………………………………………………..4

3. Основная часть………………………………………………………………………..5

4. Заключение…………………………………………………………………………....15

5. Список литературы…………………………………………………………………...16

6. Приложения…………………………………………………………………………...17-24

                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Аннотация

            Методическая разработка «Разработка наиболее эффективных приемов формирования познавательных УУД суворовцев на разных этапах урока биологии в 8 классе» посвящена проблеме развития у учащихся способности самостоятельно определять учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои знания.

Работа представляет собой методический опыт и раскрывает вопросы формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановке и решению учебных проблем. Рассматриваются конкретные приемы для уроков биологии по УМК Н.И.Сонина. Каждый прием подкрепляется примерами, содержащими различные виды заданий. Выполняя эти задания, учащиеся начинают результативно мыслить и работать с информацией. Кроме того, предлагаемые задания позволяют поддерживать интерес к предмету.

Данная разработка может быть использована в практической деятельности преподавателей биологии суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов, учителей биологии общеобразовательных школ. Приёмы могут быть интересны и для других учителей-предметников, а также для учащихся, заинтересованных в подготовке к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.

На сегодняшний день приоритетной целью образования становится развитие способности обучаущегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формируется умение учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.].

 Актуальность вопроса формирования познавательного интереса в целом, познавательных универсальных учебных действий, в частности, обусловлена противоречием между потребностью современного общества в личности с активной познавательной позицией, способной к непрерывному образованию в течение всей жизни и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать. В связи с этим педагог должен помочь раскрыться духовным силам ребенка. Преподавателю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

Остановлюсь на формировании познавательных универсальных учебных действий  на уроках биологии, т.к. они позволяют  учащимися выполнять такие мыслительные  операции как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, проведение аналогий, установление причинно–следственных связей. Данные приемы способствуют формированию разного рода умений. Считаю, что обучающийся, владеющий данными умениями, будет конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности.

    Актуальность написания данной методической разработки связана еще и  с имеющимися противоречиями в системе образования:

·                     готовностью к обучению биологии и несформированностью абстрактного мышления у обучающихся; 

·                     высоким уровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени; 

·                     отсутствия мотивации к обучению, навыков самостоятельной работы и работы учащихся в индивидуальном темпе; 

·                     насыщенностью фактического и понятийного материала и недостаточностью времени на его осмысление. 

     Преподаватель должен так организовать деятельность суворовца,  чтобы он показал:

·                    способность к самоорганизации в решении учебной задачи;

·                    прогресс в личностном развитии.

 

 

Новизна методической разработки в том, что описанные мною приемы вариативны и легко могут быть переложены на любой предмет. Описанные приемы формируют умения работы с информацией в учебной и практической деятельности, снимая тем самым противоречие между накоплением знаний и их применением. 

Цель методической разработки

Обобщение наиболее эффективных приемов формирования познавательных УУД,  используемыех преподавателем на разных этапах урока биологии.

Условия применения

Необходима возможность  использования цифровых образовательных ресурсов, наличие различных видов информации для учащихся и временных затрат преподавателя.

 

 

Основная часть

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития . Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)

С 2014-2015 года основная школа начала работать по новым образовательным стандартам. Основу работы на уроке составляет деятельностный подход.  Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Выделяют четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

 Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [1].

 

 

Таблица 1. Познавательные  УУД

 

Познавательные  УУД

Формируемое  умение

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические

- моделирование

Логические

 

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

 

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

  В момент перехода к ФГОС должно измениться многое, но программы останутся прежними, а значит, и учебники изменятся не скоро. По мнению Е.А. Генике и Е.А. Трифоновой: «настоящие учебники созданы, чтоб совершенствовать знания и умения, но мало влияют на развитие личности». Поэтому в данный момент задача развития ребенка ложится на плечи преподавателя всем своим полным грузом. В такой противоречивой ситуации выход один: к старым учебникам подобрать педагогические технологии.

   Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижений педагогических целей [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998. - С.14-15].

  Наиболее уместными и удачными из всего множества технологий, я считаю, являются ТРКМ и проблемно-диалогическая технология.

 Что такое критическое мышление?

  • это  самостоятельное мышление, носящее индивидуальный характер;
  • информация – отправной пункт критического мышления;
  • начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить;
  • отличается убедительной аргументацией;
  • это мышление социальное;

  Основные «плюсы»:

  1. Это развитие мышления в целом.
  2. Развитие надпредметной деятельности учащихся – формирование своей точки зрения, использование знаний, умение видеть главное. Т.е. реализация метапредметной области.

     3. Формирование универсальных типов деятельности в работе с информацией.  

 

  Основным способом ТРКМ является чтение и письмо, самостоятельная работа  учащихся с различными источниками информации (тексты, схемы, иллюстрации), которые требуют выделения главных мыслей, тезисов, т.е. каких – то маркировок.

  Конечно, не на каждом уроке  биологии возможно применение методики, а только те уроки, параграфы которых изначально мало информативны и коротки, информация, как правило, вводная и обобщенная. Тогда появляется время на насыщение такого урока деятельностью. Уроки, по которым можно составить интересную доступную информацию или уроки, информация которых уже известна детям, благодаря жизненному опыту.

 

В основе метода лежит базовая модель, состоящая из трех фаз [3].

     Первая фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации.

  

 Главными задачами второй фазы является: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания.

    

 Третья фаза призвана суммировать и систематизировать новую информацию, выработать собственное отношение к изучаемому материалу и сформулировать вопросы для дальнейшего продвижения в информационном поле.

 

 

 

 

 

Таблица 2. Технология развития критического мышления – три фазы

 

Стадия (фаза)

Деятельность преподавателя. Задачи данной фазы

Деятельность обучающихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Обучающийся «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу ( делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам;

-          графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы;

-          верные и неверные утверждения;

-          перепутанные логические цепочки;

-          рассматривание иллюстраций;

-          мозговой штурм;

-          плюс-минус-интересно;

-          плюс-минус-вопрос;

 

 

 

Информация,  полученная на первой стадии,  выслушивается,  записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально,  в парах, в группах.

 

Стадия осмысления (реализации)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Обучающийся читает

(слушает) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делает пометки на полях и ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:

-          маркировка с использованием значков «v»- было знакомо ранее, «+» - новое знание, «-»- вызывают несогласие «?»- вызывают вопросы, непонятны (по мере  чтения ставятся на полях справа);

-          ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, концептуальных таблиц;

-          поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;

 

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа, лекция), работа ведется индивидуально или в парах.

 

 

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя задания, полученные на стадии осмысления

-заполнение таблиц, установление причинно –следственных связей между блоками информации;

-возврат к ключевым словам, верным или неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы;

-организация круглых письменных или устных столов;

-организация различных видов дискуссий;

-редактирование;

-написание творческих работ (письмо, страницы дневника, эссе и т.д.)

 

 

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально, в парах, в группах.

 

 

 

 

 

  Рассмотрим некоторые приемы формирования познавательных УУД  в разделе «Человек» в 8 классе (УМК Сонина Н.И.).

Для формирования  общеучебных универсальных действий рекомендую использовать приемы поиска информации. Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником  и использую следующие приемы:

- найди место в учебнике, где описываются объект, процесс, явление;

- разбей текст одного параграфа учебника на части и озаглавь их;

- придумай название к тексту по изучаемой теме;

- составь суждение по тексту параграфа;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, напиши их в тетради;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы.

-найти формулировку понятия.

Для более эффективной работы с текстом  учебника или других источников предлагаю использовать прием  свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную  и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование.

 

 

Пример 1. При изучении нового материала по теме «Кровь» можно организовать работу в группах с последующим обсуждением  результатов. Задача группы: изучить теоретический материал по учебнику, относящийся к определенной для них клетке крови и заполнить свой столбец таблицы.

                                        

      Таблица 3. Характеристика клеток крови

 

Форменные элементы

Строение клетки

Место образования

Продолжи-

тельность

жизни

Место отмирания

Количество в 1 куб. мм

Эритроциты

 

 

 

 

 

Лейкоциты

 

 

 

 

 

Тромбоциты

 

 

 

 

 

 

 

После работы в группе  учащиеся представляют результаты своей  работы в виде устного сообщения, заполняют таблицу на доске и делают общий вывод о строении и функциях клеток крови человека.

Работа с таблицами, схемами, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления. Анализ информации, представленной виде таблицы, позволяет понять материал   и легко подготовить монологический ответ на следующем уроке. Таким образом,  отрабатывается умение развертывать информацию.

Данный пример  позволяет формировать так же и логические учебные действия.

 

Прием на восстановление   информационных пропусков в тексте: в разных местах текста удаляю несколько предложений или слов и предлагаю учащимся  заполнить пропуски, выбрав слова из предложенного набора.

Пример 2. При изучении темы «Строение костей» предлагаю суворовцам выполнить  индивидуальную работу по карточкам.

Заполните пропуски в тексте,  используя  предложенные слова: природные, органические, минеральные, эластичность, твердость, упругие, хрупкие, соединительная, мышечная, эпителиальная, нервная, костная, хрящевая, упругая, надкостница, хрящи (в наборе  присутствуют лишние слова).

Текст: «Кость человека состоит из…. и  … веществ. От органических веществ зависит … и упругость кости, а от минеральных веществ -… кости. В молодом возрасте в костях преобладают ….вещества, поэтому кости более … . С возрастом ….веществ становится меньше, поэтому у пожилых людей кости более … . Каждая кость состоит из нескольких видов тканей, основная среди них - … .Эта ткань – разновидность … тканей. Рост костей в толщину происходит за счет клеток …, в длину кости растут за счет … .

 

Данный прием способствует формированию общеучебного умения видеть целостное представление по определенному вопросу.

 

Прием: «Найди ошибку в тексте (рисунке)»

Пример 3. При первичном закреплении темы на уроке даю задание на индивидуальных карточках - найдите и исправьте ошибки в тексте: «Непрерывные соединения имеются между костями черепа и свободной верхней конечности. Такое соединение осуществляется с помощью сустава. Прерывное соединение с щелью между соединяющимися костями называется полусустав. В длину молодые кости растут за счет надкостницы, расположенной между телом кости и ее концами. Рост костей в толщину происходит за счет деления хрящевой ткани».

При обобщении темы  «Скелет человека» даю задание - найти биологические ошибки в тексте: «У человека 6 отделов в позвоночнике и расположены они по порядку: шейный, поясничный, грудной, копчиковый, крестцовый, хвостовой. Как и у всех млекопитающих, в шейном отделе имеется 8 позвонков. Поясничный и копчиковый отделы срослись».

Текст задания готовится заранее самим преподавателем  или поручается  суворовцам в качестве творческого задания на самоподготовку. Очень важно сформировать  умение отыскания ошибок, т.к. оно позволяет из общего выделять частное.

 

Формированию логических универсальных учебных действий способствуют следующие приемы. 

 

Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).          

 Пример 4. Очень часто дети путают характеристики большого и малого кругов кровообращения, затрудняются ответить на вопросы тестовых заданий по этому вопросу, когда предлагают сопоставить характеристику круга и сам круг. Предлагаю заполнить сравнительную таблицу. Затем провести сравнительный анализ основных характеристик, используя результаты таблицы.

 

Таблица 4. Сводная таблица «Круги кровообращения»

Вопросы

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

1. Где начинается? (желудочек)

 

 

2. Артерии

 

 

 

3. Капилляры

 

 

 

4. Как изменяется кровь?

 

 

5. Вены

 

 

 

6. Где заканчивается? (предсердие)

 

 

 

Этот приём формирует  умение устанавливать черты различия.

 

 

Приём незаконченного предложения.

Этот прием способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Пример 5. При изучении темы «Дыхательные движения»  предлагаю выполнить  задание «Пользуясь таблицей «Вентиляция лёгких человека в зависимости от частоты дыхания»,   закончить предложения:

1). Если частота дыхательных движений увеличивается, то глубина вдоха ….. .

2). Если частота дыхательных движений увеличивается, то минутный объем дыхания ….. .

        Пример 6. По любой теме в разделе «Человек» предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Например, по теме «Строение и многообразие млекопитающих» результатом работы суворовцев по данному алгоритму могут быть следующие высказывания:

«У человека в сердце имеется полная перегородка, поэтому кровь в сердце не смешивается», «По капиллярам кровь движется с наименьшей скоростью, потому что   они имеют наименьшее поперечное сечение», «Кровь в артерии попадает после сокращения желудочков, следовательно, она движется с наибольшей скоростью и под большим давлением», «В сердце кровь движется в одном направлении, так как в сердце есть полулунные и створчатые клапаны, которые препятствуют обратному току крови».

Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены  на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.

 

Прием логических цепочек.

 

Пример 7. При изучении темы «Круги кровообращения» встречается много новых терминов, которые необходимо запомнить. Они отражают последовательность движения крови по сосудам.  На этапе закрепления  предлагаю составить  иерархическую цепочку, используя карточки с терминами, а затем объяснить соподчиненность элементов в цепочке [2].

 Образец карточки: левый желудочек, правый желудочек, левое предсердие, правое предсердие, аорта, легочные артерии, легочные вены, капилляры легких, капилляры по всему телу, верхняя и нижняя полые вены.

Результат выполненного задания «Большой круг кровообращения»:

Левый желудочек – аорта – капилляры по всему телу – верхняя и нижняя полые вены – правое предсердие.

Результат выполненного задания «Малый круг кровообращения»:

Правый желудочек – легочные артерии – капилляры легких – легочные вены – левое предсердие.

 

При изучении темы «Зрительный анализатор» предлагаю установить последовательность этапов прохождения света, а затем нервного импульса в глазе и зрительном анализаторе.

Образец карточки:

1) зрительный нерв;                                 5) хрусталик;

2) стекловидное тело;                              6) зрительная зона коры больших полушарий;

3) роговица;

4) палочки и колбочки;

Результат выполнения задания:     3 – 5 - 2 – 4 -1 - 6

 

       Данный прием развивает  умение выявлять причинно-следственные связи, выстраивать иерархическую цепочку понятий и процессов.

      А на следующем уроке использую  прием «Интеллектуальной атаки»: в быстром темпе фронтально задаю  понятия, а учащиеся -  их определение.

 

Прием -  найти «лишнее».

 

Пример 8. В теме «Ткани человека» даю задание: «Что является лишним в данном перечне: соединительная ткань, мышечная ткань, образовательная ткань, нервная ткань, эпителиальная ткань.  Дать объяснение  своему выбору».

       Задания такого  рода формируют мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

 

Приемклассификация.

 

Пример 9. В теме «Кости скелета» предлагаю учащимся выполнить задание: используя рисунки и текст учебника на страницах 100-112,  распределить кости человека на две группы, используя схему:                                  

                                                      Кости человека 

            

                             Трубчатые                       Губчатые

После выполнения задания предлагаю ответить на вопросы:

- Какие кости имеют удлиненную среднюю часть?

- Какие кости образуют голень и предплечье?

- Какие кости образуют запястье и предплюсну?

- Какие кости самые длинные и прочные?

Такие упражнения развивают умение классифицировать понятия и явления.

 

            Прием на установление  соотнесения. 

Пример 10. При обобщении темы «Анализаторы» целесообразно предложить задание:

«Установить соответствие между анализаторами и долями коры головного мозга»

Анализатора

Доли мозга

А) вкусовой

1) височная

Б) обонятельный

2) теменная

В) зрительный

3) затылочная

Г) мышечный

 

Д) кожный (тактильный)

Е) слуховой

 

При изучении темы «Кровь»    целесообразно предложить задание:

«Установите соответствие между клетками крови и их функциями»

Функции

Клетки крови

А) перенос кислорода

1) эритроциты

Б) участие в свертывании крови

2) лейкоциты

В) формирование иммунитета

3) тромбоциты

Г) перенос углекислого газа

 

Д) фагоцитоз микробов

Е) образование антител

    Данный прием способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ и  сравнение.

Действия постановки и решения проблемы.

    Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того, чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям [9].

Пример 11. В теме «Пищеварение в ротовой полости» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Почему у людей, которые часто едят на бегу и быстро проглатывают пищу, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом? Надо ли жевать манную кашу?». В ходе проведения практической работы «Действие ферментов слюны на крахмал пищи» суворовцы приходят к выводу, что всю пищу, даже манную кашу, необходимо тщательно пережевывать, чтобы начали расщепляться сложные углеводы под действием ферментов слюны уже в ротовой полости.

 

Прием - постановка проблемного вопроса.

 

Пример 12. В теме «Дыхательная система человека» задаю проблемные вопросы:

1). Почему без пищи человек может прожить около 40 дней, без воды -7 дней, а без кислорода – всего 2-4 минуты?  2). Как легкие могут увеличиваться в объеме, не имея мышечной ткани?

Пример 13. При изучении темы «Работа сердца» в начале урока предлагаю обсудить следующие вопросы: «Наше сердце работает всю жизнь, не останавливаясь ни на минуту, хотя другие мышцы работают не постоянно, и для восстановления их работоспособности  требуется отдых. Почему сердце может работать без отдыха?» При обсуждении данных вопросов учащиеся формулируют цель урока. В конце урока вновь возвращаемся к проблемным вопросам, чтобы подвести итог урока.

 

 

Прием - сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений.

 

Пример 14. При изучении темы «Витамины» предлагаю обсудить следующие факты: одну группу мышей кормили сбалансированным кормом, содержащем полный набор белков, жиров, углеводов и минеральных солей, а другую группу – коровьим молоком. Через некоторое время большинство мышей первой группы стали малоактивными и погибли, а мыши второй группы оставались активными и подвижными. Как вы можете объяснить эти факты?

 

Прием - дискуссия (учащимся задаются вопросы, требующие размышления, учащиеся высказывают мнения). 

 

Пример 15. 1). При изучении темы «Кровообращение. Движение крови по сосудам» задаю такие вопросы: почему скорость движения крови в капиллярах меньше скорости движения крови в венах и за счет чего она увеличивается, ведь в вены кровь попадает, собираясь из капилляров внутренних органов? Может ли давление крови в частях кровеносной системы быть отрицательным, если да, то в каких отделах кровеносной системы? Чем можно объяснить такую закономерность? Докажите свою точку зрения. (Дискуссия проводится с опорой не только на биологические знания суворовцев, но и знания по физике и математике).

2). Чем объясняется разное восприятие одного и того же явления разными людьми? Докажите свою точку зрения. (Дискуссия проводится с опорой на знание тем «Анализаторы и органы чувств», «Высшая нервная деятельность человека»).

 

Комплексный прием - использование инструктивных карт заданий на уроках.

Для меня, как и для многих учителей сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

  Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

  Для обеспечения эффективной работы на уроке, а также для развития познавательного интереса, самостоятельных навыков работы и развития логического мышления я применяю инструктивные карты, которые позволяют добиться:

- экономии времени на объяснение техники выполнения работы;

- использование дополнительного наглядного материала в виде рисунков и схем;

- самостоятельности учащихся.

Инструктивные карты, которые я использую на уроках, позволяют обучающимся спланировать свои действия, сделать прогноз на получение итоговой оценки результатов своей деятельности, так как у обучающихся есть выбор, какое задание выполнить в первую очередь, а какое-позже. За каждое выполненное задание обучающийся получает определенное количество баллов и критерии оценки также доступны для выполняющего работу ученика. Обязательно прошу каждого суворовца выполнить самооценку, то есть проставить баллы за каждое задание, а при проверке работы выставляю свою оценку. Этот прием позволяет мне, как преподавателю, понять, как оценивает себя каждый суворовец и как организовать дальнейшую индивидуальную работу с каждым суворовцем. Кроме того, эти карты обязательно содержат задания творческого характера, предлагающие суворовцам составить собственные тестовые задания или тексты с ошибками. Это позволяет им еще глубже погрузиться в изучаемую тему, так как составить задание правильно всегда труднее, чем ответить на готовый вопрос и требует подключить такие мыслительные процессы, как анализ и синтез. В результате выполнения заданий инструктивной карты суворовцы совершенствуют общеучебные универсальные действия. (Примеры инструктивных катр в приложении 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные универсальные учебные действия, что приводит к следующим  результатам:

ü    учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;

ü    ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;

ü    делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

ü    добывают новые знания из различных источников и разными способами;

ü    перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;

ü    преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;

ü    работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект  и т.д.

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с. 2.

 

2. ГалееваН.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006.

 

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учебное пособие.– М.: Изд.центр «Академия», 2004.

4. Н.Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

5. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.

6. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2014.

7. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010

8. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД // Биология в школе. – 2011.–№7.– с. 24–30.

9. Селевко Г. К. Проблемное обучение// Школьные технологии.– 2006.- №2.– С.61-65

 

10. Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-1261.

11. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения.-М.: Педагогика,1990

 

12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министра образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1.

Сводная таблица «Круги кровообращения»

Вопросы

Большой круг кровообращения

Малый круг кровообращения

1. Где начинается? (желудочек)

 

Левый желудочек

 

Правый желудочек

2. Артерии

 

 

Аорта, артерии малого круга

Легочные артерии

 

3. Капилляры

 

 

Капилляры во всех органах

Капилляры легких

 

4. Как изменяется кровь?

 

 

Из артериальной - в венозную

Из венозной – в артериальную

5. Вены

 

 

Верхняя и нижняя полые вены

Легочные вены

 

6. Где заканчивается? (предсердие)

 

Правое предсердие

Левое предсердие

 

 

Сводная таблица «Характеристика кровеносных сосудов»

Признаки для сравнения

 

Артерии

Капилляры

Вены

Строение

 

 

Многослойные

Однослойные

Многослойные

Наличие клапанов

 

 

Нет

Нет

Есть

Направление движения крови

 

От сердца

Газообмен

К сердцу

Давление

 

 

Наибольшее

Среднее

Наименьшее

Скорость

 

 

Наибольшая

Наименьшая

Средняя

 

 

 

Сводная таблица «Характеристика мышц человека»

Группа мышц

Основные мышцы

Функции

Мышцы головы:

1. Жевательные

 

 

2. Мимические

 

Жевательная, височная, наружная, внутренняя, крыловидная.

 

Круговые мышцы рта и глаз, щечные, надчерепные

 

 

Приводят в движение нижнюю челюсть.

 

 

Открывают и закрывают рот, глаза, изменяют выражение лица, речевая артикуляция

 

Мышцы шеи (поверхностные и глубокие)

 

Подкожная грудино-ключично-сосцевидная, лестничная

 

Приводят в движение шею, голову, опускают нижнюю челюсть, поднимают первое и второе ребро

 

Мышцы спины

 

Трапециевидная, широчайшая, ромбовидная и др.

 

Приводят в движение лопатки, голову, шею, руки, ребра при дыхании, поддерживают вертикальное положение тела

 

Мышцы груди

 

Большая и малая грудные, передняя зубчатая, наружные и внутренние межреберные

 

 

Приводят в движение плечевой пояс, ребра при дыхании

Мышцы живота

 

Косые, поперечная и прямая (брюшной пресс), диафрагма

 

 

Приводят в движение туловище, дыхательные движения

Мышцы верхней конечности

 

Бицепс, трицепс, дельтовидная, подлопаточная, мышцы предплечья и кисти

 

 

 

Приводят в движение руки

 

 

Мышцы нижней конечности

 

Большая седалищная, двуглавая мышца бедра, икроножная, трехглавая мышца голени, мышцы стопы

 

 

 

Приводят в движение ноги

 

 

Сводная таблица «Процесс пищеварения»

Органические вещества

Углеводы

Белки

Жиры

Продукты расщепления

 

Глюкоза

Аминокислоты

Глицерин

Жирные кислоты

Место начала расщепления

 

Ротовая полость

Желудок

Тонкая кишка

Температура

 

36,6 С

37-38 С

37-38 С

Химическая реакция среды

Слабо-кислая или слабо-щелочная

Кислая: 1%  р-р HCl

Слабо-щелочная

Пищеварительные железы

Слюнные

Желудочные

Поджелудочная, печень, кишечные

Ферменты

 

Амилаза

Пепсин

Трипсин

Липаза

Где всасываются?

 

Ворсинки тонкого кишечника

Ворсинки тонкого кишечника

Ворсинки тонкого кишечника

Куда всасываются?

 

В кровь

В кровь

В лимфу

 

 

Сводная таблица «Обмен веществ и энергии»

Признаки обмена

 

Пластический обмен

Энергетический обмен

Название процесса

 

Ассимиляция

Диссимиляция

Химические реакции

 

Реакции синтеза

Реакции расщепления

Исходные вещества

 

 

 

Простые:

аминокислоты, глюкоза, жирные кислоты и глицерин

Сложные;

белки, углеводы (крахмал), жиры

Конечные продукты

 

Белки, углеводы и жиры организма

Вода, углекислый газ, аммиак, мочевина

Превращение энергии

 

 

Энергия затрачивается на синтез сложных веществ

Энергия выделяется и накапливается в виде молекул АТФ

Органоиды клетки

 

Рибосомы

Митохондрии

Значение для организма

 

 

 

 

Синтез строительных материалов, гормонов, витаминов

Образование энергии для процессов жизнедеятельности организма

 

 

Приложение 2.

Инструктивные карты заданий к урокам

 

Инструктивная карта: задания к теме «Клеточное строение организма»

 

1). 1.Прочитать текст учебника с.31.

2. Выписать в тетрадь общие признаки клеток человека и всех многоклеточных организмов

Общие признаки клеток человека и всех многоклеточных организмов

 

2

балла

2). 1. Прочитать текст учебника с.31

2. Выполнить задания карточки.

Перечислите  особенности клеток человека

1. Форма

2. Размеры

3. Набор хромосом соматической и половой клеток

 

3 балла

3). 1.Прочитать текст с.31-32

 2. Выполнить задания карточки.

Объясните значение слов:

1. ДНК- …………………….

2.Гиалоплазма-  ………………….. …

3. Ядрышко-          ………………………..

4. Органоиды-       …………………………..

3 балла

4). 1.Прочитать текст с.31-33

2. Заполнить таблицу

Часть клетки

Строение

Функция

Рибосомы

 

 

Митохондрии

 

 

Лизосомы

 

 

Комплекс Гольджи

 

 

ЭПС гранулярная

 

 

ЭПС гладкая

 

 

Клеточная мембрана

 

 

Ядро

 

 

8 баллов

5).  Ответить на вопрос.

Почему важно изучать строение клетки?

2 балла

6). Творческая работа

Составьте тестовые задания или текст с ошибками по теме «Клеточное строение организма»

4 балла

 

Критерии оценки:   «5»: 19-22 баллов       «3»-8-14 баллов

                                 «4»: 15-18 баллов       «2»-0-7 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта: задания к теме «Скелет человека»

 

 

 

1). Вспомните материал прошлого урока и ответьте на вопрос

Какие функции выполняет скелет человека?

2

балла

2). Дайте определения понятиям, приведите примеры

1. Непрерывные соединения.

2. Прерывные соединения.

3. Шов.

4. Сустав.

5. Полусустав

5 баллов

3). 1. Прочитать текст с.108-112

2. Заполнить таблицу

Отдел скелета

Кости, составляющие отдел

Функция

1.

1). Лицевой отдел:………..

2). Мозговой отдел………….

 

2. Скелет туловища

1).

2).

 

3.

1). Пояс:

2). Свободная конечность:

 

4.

1). Пояс:

2). Свободная конечность:

 

8 баллов

4).  Выполните задание

Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

У человека 6 отделов в позвоночнике и расположены они по порядку: шейный, поясничный, грудной, копчиковый, крестцовый, хвостовой. Как и у всех млекопитающих, в шейном отделе имеется 8 позвонков. Поясничный и копчиковый отделы срослись.

6 баллов

5). Творческая работа

Составьте 2 тестовых задания с множественным выбором ответов

4 балла

 

 

 

Критерии оценки:   «5»: 22-25 баллов       «3»-8-16 баллов

                                 «4»: 17-21 баллов       «2»-0-7 баллов

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта: задания к теме «Сознание. Речь. Память»

 

 

1). 1.Прочитать текст учебника с.238-241.

2. Предложите свои вопросы и ответы для сравнения первой и второй сигнальных систем

Вопрос для сравнения

Первая сигнальная система

Вторая сигнальная система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5баллов

2). Прочитать текст учебника с 241.

 

Составьте тестовое задание по теме «Функциональная асимметрия мозга» (с выбором 1 ответа из 4-х, с выбором 3-х ответов из 6-ти)

6 баллов

3). Прочитать текст с. 242—249

Дайте определения познавательным процессам

5 баллов

4). Прочитать текст с.246-249

Задайте 5 вопросов к основным понятиям темы и ответьте на них.

10 баллов

5). Изучить с.248

Сравните механическую и логическую память

На чем основано запоминание при использовании механической и логической  памяти? (Приведите свои примеры).

4 балла

6). Творческая работа

 

 

Составьте текст с ошибками (4 предложения с исправлениями ошибок) по теме «Сознание, речь, мышление, память»

4 балла

 

 

 

Критерии оценки:   «5»: 28-34 баллов       «3»-10-19 баллов

                                  «4»: 20-27 баллов       «2»-0-9 баллов

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Слайды презентации урока

 

   


 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также