Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа +3
doc
Междисциплинарный 7
Взрослым
14.02.2017
Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"
Методическая разработка темы самообразования: «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин, информатики и ИКТ» написано в помощь преподавателям ООД: Как наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении общеобразовательных дисциплин? В разработке рассмотрены ряд проблем и задач встречающиеся на уроках.
Применение ИКТ на уроках ООД.doc
Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Зауральский агропромышленный колледж г. Баймак ул. Юбилейная 21 Методическая разработка темы самообразования: «Применение информационно­коммуникационных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин, информатики и ИКТ» Разработал  преподаватель информатики Кашкаров Р.А. г. Баймак 2016 г. Оглавление стр. 1. Введение......................................................................................................3 2. Аналитическая часть.................................................................................. 4 1) Обоснование методической проблемы.......................................... 4 2) Цели и задачи использования ИКТ..................................................5 3) Использование ИКТ на этапах процесса обучения.........................8 4) Виды реализации ИКТ....................................................................... 9 5) Формы использования ИКТ..........................................................    10 3. Практическая часть..................................................................................    13 1) Урок математики с применением ИКТ.........................................   13 2) Интегрированный урок физики и информатики с применением ИКТ.................................................................................................    18 4. Заключение.................................................................................................. 27 5. Используемая литература...........................................................................30 2 Введение Образовательное учреждение призвано готовить специалистов, которые будут   жить   в   информационном   обществе.   Одной   из   приоритетных   задач образования   является   создание   эффективной   системы   информационного обеспечения   управленческой   и   учебно­воспитательной   деятельности. Добиться   ее   реализации   мы   сможем,   только   используя   современные информационно­компьютерные   технологии   и   телекоммуникации.   Они предоставляют   преподавателю   новые   возможности,   позволяют   вместе   с обучающимися получать удовольствие от увлекательного процесса познания. Значительно   расширяют   возможности   человека   в   его   интеллектуальном   и личностном   развитии  и этот факт  нельзя не  учитывать   в  воспитательном процессе. Компьютерные   телекоммуникации,   информационные   ресурсы,   услуги интернет   и   мультимедийные   комплексы   при   грамотном   их   использовании способствуют   вовлечению   преподавателей   и   обучающихся   в   активный познавательный   и   воспитательный   процесс,   свободному   доступу   к необходимой   информации   с   целью   формирования   собственного аргументированного   мнения   по   той   или   иной   проблеме,   возможности   ее всестороннего исследования. 3 Аналитическая часть Обоснование методической проблемы Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении?». Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это ­ «Использование информационно­коммуникационных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин, информатики и ИКТ». Задачей обучения является не только сообщение определенной суммы знаний   обучающимся,   но   и   развитие   у   них   познавательных   интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и   обогащению   знаний   и   умений,   применения   их   в   своей   практической деятельности. Главный труд наших студентов ­ это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Каждый предмет своего рода является наиболее   трудоемким   учебным   предметом,   требующим   от   обучающихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем,   весьма   специфичной   и   разнообразной.   Поэтому   одной   из   главных задач   преподавателя   является   формирование   и  развитие  навыков   изучения предмета, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия   методов,   форм,   технологий   такие,   которые   приведут обучающихся   к   усвоению   понятийных   компонентов   программы   обучения, позволят развивать познавательные способности обучающихся, их активность в   учебной   деятельности,   а   также   обеспечат   формирование   и   развитие коммуникативных   компетенций   обучающихся.   Увеличение   умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес обучающихся  к  изучаемому  предмету,  их  активность  на  протяжении   всего урока. Чтобы сохранить 4 интерес к предмету и сделать качественным учебно­воспитательный процесс, нами   на   уроках   активно   используются   информационные   технологии. Активная работа с компьютером формирует у обучающихся более высокий уровень   самообразовательных   навыков   и   умений   ­   анализа   и структурирования   получаемой   информации.   При   этом   следует   обратить внимание,   что   новые   средства   обучения   позволяют   органично   сочетать информационно   ­   коммуникативные,   личностно   ­   ориентированные технологии   с   методами   творческой   и   поисковой   деятельности.   Сегодня внедрение   компьютерных   технологий   в   учебный   процесс   является неотъемлемой   частью   обучения.   Всем   известно,   что   использование компьютерных   технологий   в   образовании   неизбежно,   поскольку существенно   повышается   эффективность   обучения   и   качество формирующихся знаний и умений. Цели и задачи использования ИКТ Цели   использования   компьютера,   на   уроках   общеобразовательных дисциплин   и   информатики   следующие:   развитие   межпредметных   связей; формирование   компьютерной   грамотности;   развитие   самостоятельной работы   обучающихся   на   уроке;   реализация   индивидуального,   личностно­ ориентированного  подхода, что отвечает  на цели воспитательной  работы нашего колледжа.          Моя задача как преподавателя информатики следующие: • Обеспечить фундаментальную подготовку студентов по предмету; • Формировать    информационную     культуру,     творческий      стиль деятельности обучающихся; • Подготовить      обучающихся      использовать      информационные технологии и информационные системы. 5 Применение   ИКТ   на   уроках   общеобразовательных   дисциплин  дает возможность преподавателю сократить время на изучение   материала за счет   наглядности   и   быстроты   выполнения   работы,   проверить   знания обучающихся   в   интерактивном   режиме,   что   повышает   эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности ­ познавательный, морально­нравственный,   творческий,   коммуникативный   и   эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры. Использование   ИКТ   в   учебном   процессе   предполагает   повышение качества   образования,   то   есть   решение   одной   из   главных   проблем   для современного общества. Процесс организации обучения с использованием ИКТ позволяет:  сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для обучающихся, а с другой, сделать   его   увлекательным   и   ярким,  разнообразным   по   форме   за счет   использования   мультимедийных   возможностей   современных компьютеров;  эффективно решать проблему  наглядности  обучения,  расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся свободно осуществлять поиск необходимого студентам   учебного материала в удаленных базах данных, благодаря использованию средств телекоммуникаций, что    в    дальнейшем    будет    способствовать    формированию    у обучающихся потребности в поисковых действиях;  индивидуализировать     процесс     обучения     за     счет     наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала  в  индивидуальном  темпе,   самостоятельно,   используя удобные    способы    восприятия    информации,    что    вызывает   у обучающихся положительные эмоции и формирует положительные 6 учебные мотивы;   раскрепостить   обучающихся   при   ответе   на   вопросы,   так как компьютер позволяет фиксировать результаты (в том числе, без  выставления           оценки),           корректно           реагирует           на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки,  корректировать   свою   деятельность   благодаря   наличию обратной  связи,   в   результате   чего   совершенствуются   навыки самоконтроля;  осуществлять      самостоятельную       учебно ­ исследовательскую деятельность     (моделирование,     метод     проектов,   разработка презентаций,    публикаций    и    т.д.),    развивая    тем    самым  у обучающихся творческую активность. Современное   информационное   общество   ставит   перед   всеми   типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных: • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, • самостоятельно критически мыслить; • грамотно работать с информацией; • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных  группах;  • самостоятельно работать над развитием собственной  нравственности, интеллекта, культурного уровня. Применение   информационных   технологий   в   обучении   базируется   на данных   физиологии   человека:   в   памяти   человека   остается   1/4   часть услышанного   материала,   1/3   часть   увиденного,   1/2   часть   увиденного   и услышанного, 3/4 части материала, если обучающийся активно участвует в процессе. 7 Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного   оборудования, информационно­коммуникативных технологий.   составляют   материальную   базу Использование ИКТ на этапах процесса обучения Информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока общеобразовательных дисциплин: • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием  деятельности преподавателя; • самостоятельное обучение с помощью преподавателя­консультанта; • частичная     замена     (фрагментарное,     выборочное   использование дополнительного материала); • использование тренировочных программ; • использование диагностических и контролирующих материалов; • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; • использование компьютера для вычислений, построения графиков и т.д.; • использование   программ,    имитирующих   опыты   и  лабораторные работы; • использование игровых и занимательных программ; использование  информационно­справочных программ. Поскольку   наглядно­образные   компоненты   мышления   играют исключительно   важную   роль   в   жизни   человека,   то   использование   их   в изучении   материала   с   использованием   ИКТ   повышают   эффективность обучения: • графика и мультипликация помогают обучающимся понимать сложные  логические построения; 8 • возможности,     предоставляемые      обучающимся,    манипулировать (исследовать)  различными  объектами  на экране  дисплея, изменять скорость  их движения,  размер,  цвет и т.  д. позволяют студентам  усваивать   учебный   материал  с   наиболее   полным   использованием  органом чувств и коммуникативных связей головного мозга. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для обучающегося он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Кроме   перечисленного,   имеет   большое   значение   тот   факт,   что   в процессе   работы   обучающегося   и   преподавателя   с   использованием компьютерных технологий, обучающийся, во­первых, постепенно входит в реальный мир, производственную деятельность современного человека. Во­ вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит преподавателя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь по­современному,  с  использованием  современных   обучающих   технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии. При выборе условий для использования ИКТ мной учитывается: • наличие соответствующих изучаемой теме программ; • количество компьютеризированных рабочих мест; • • возможности обучающегося использовать компьютерные технологии  готовность обучающихся к работе с использованием компьютера; вне кабинета. Виды реализации ИКТ Информационная технология может быть реализована в трех вариантах: • как    «проникающая»    (использование    компьютера    при  изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных задач); 9 • как   основная   (наиболее   значимая   в   используемой педагогической технологии); • как  моно  технология  (когда  все  обучение  и  управление   учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и  мониторинга, опираются на применение компьютера). Конечно,   идеальный   вариант,   к   которому   стремится   каждый преподаватель   моно   технологическое   обучение,   то   есть   самостоятельная учебная   работа   студента   в   интерактивной   среде   обучения,   используя готовые   электронные   учебные   курсы.   Использование   информационных технологий   необходимо   рассматривать   в   неразрывном   единстве   всех составляющих образовательного процесса: • создание уроков с использованием ИТ; • творческая проектная работа студентов; • дистанционное обучение, конкурсы; • библиотека, ресурсы Интернет; • элективные курсы; • социально   ­   психологический   мониторинг   становления   личности  студента; • творческое взаимодействие с педагогами. Формы использования ИКТ В   процессе   преподавания   общеобразовательных   дисциплин, информационные   технологии   могут   использоваться   в   различных   формах. Используемые   мною   направления   можно   представить   в   виде   следующих основных блоков: • мультимедийные сценарии уроков; • проверка знаний на уроке; • внеурочная деятельность Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы: • Принцип   наглядности.     Позволяет   использовать   на   любом   уроке 10 иллюстративный      материал,      аудиоматериал,      ресурсы       редких иллюстраций.    Наглядность    материала    повышает    его     усвоение обучающимися,    так   как   задействованы    все    каналы     восприятия студентов ­ зрительный, механический, слуховой и  эмоциональный. •          Принцип природосообразности.   Использование материалов Интернет вызывает   интерес   обучающихся.   Использование  мультимедийных  презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом  этапе  урока.   Подача  учебного  материала  в  виде мультимедийной  презентации    сокращает   время    обучения,    высвобождает   ресурсы здоровья студентов. •          Принцип прочности.   Использование уроков­презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков. •          Принцип научности:   Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу. •          Принцип     доступности:       Данная     технология     интегрируется    с технологией       дифференцированного       обучения       и      позволяет одновременно     на    уроке     выводить     на     монитор     или     экран разноуровневые    задания,    контрольно­тестовые    задания,    задания повышенной сложности. •          Принцип системности:   Использование уроков ­ презентаций позволяет  разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое. •          Принцип последовательности:   Как и на традиционных уроках, учебный  материал запоминается в большем объеме и более прочно. • Практикую   проведение   таких  уроков,   как   при   изложении   нового материала, так и при повторении пройденного. 11 Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, можно   рекомендовать   обучающимся   сайты,   где   собран   теоретический материал, а также сайты, где обучающиеся могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме оn­ liпе. Интернет ­ прежде всего важный источник информации. В связи с ростом   объёмов   информации   необходимо   формировать   информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов   рациональной   работы   с   ними,   применение   их   в   практической деятельности. Обучающиеся среднего звена нашего колледжа, с которыми я работаю,   являются   уверенными   пользователями   ПК,   и   поэтому преподавателю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные   коммуникационные   технологии.   Тем   более   это обусловлено и компетентностным подходом в образовании. 12 Практическая часть 1.  Урок математики с применением ИКТ.  План урока: 1. Вступительное слово преподавателя. 2. Выступление   студентов.    Защита   проектов.    Учащиеся   готовят сообщения  по  теме:   «Движение   и   его  приложение».   Рассматриваются различные виды движения в архитектуре, природе, технике. Для работы студенты разбиваются на группы, результаты своей работы представляют в виде презентаций, выполненных в Роwег Роint. Технические требования к  презентации разрабатываются преподавателем информатики. (Приложение  4) 3. Оценивание   работ   студентов    преподавателями    математики  и информатики, а также самими студентами. (Приложения №1,2,3,5) Тема урока: Движения в пространстве Цели: Образовательные:  Сформировать     понятие     движения     в пространстве, изучить виды движения. Уметь: ­Находить     симметричные     объекты     в     окружающем     мире;  ­Применять    современные    ИКТ    для    оформления    результатов  13 исследования. ­В комплексе применять полученные знания Воспитательные:  Формирование критического мышления и навыков работы в группе. Развивающие:  Приобретение навыков работы с большими объёмами информации. Уметь: ­Видеть       проблему       и       наметить       пути       её       решения. ­Кратко излагать свои мысли устно и письменно. Тип урока: Обобщение и оценка знаний.  Оборудование:  ПК  Мультимедийный проектор  Экран  Оценочные листы для преподавателя и студентов Структура урока: 1. Вступительное слово преподавателя       — 5 мин 2. Защита творческих работ студентов      ­ 30 мин 3. Замечания и рекомендации преподавателей      ­ 5 мин 4. Подведение итогов. Рефлексия. Задание на дом ­ 5 мин Ход урока 1.   Сегодня   мы   с   вами   завершаем   изучение   темы:   «Движение   в пространстве»,   этот   урок   является   заключительным   этапом   проекта   по данной теме. На уроке вы представляете защиту ваших творческих работ, которые   вы   выполняли   в   группах.   Каждой   группе   на   выступление отводится  не более  10 минут. Вести  презентацию  может один участник (если   он   выполнял   работу   самостоятельно)   или   несколько   (если   они работали в группе). После презентации 2—3 минуты даётся на обсуждение. 14 Форма   обсуждения   —   «чёрно­белое»   оппонирование.   (Приложение   №5) «Чёрно­белое»   оппонирование   подразумевает   выступление,   в   котором выполняются несколько условий:  Перечислить    три    наиболее    сильные    стороны    представленной  презентации;  Перечислить два момента, требующих доработки;  Внести   свои   предложения   по   усовершенствованию   проекта (если такие есть);  Сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление (на основании листов оценивания) 2. Защита работ учащихся. Обсуждение, заполнение оценочных листов (приложение №1­3). 15 Приложение № 1    Лист оценивания презентаций группой Оценивайте каждый критерий по 5­ти бальной системе. Сложите баллы в   каждой   колонке   и   разделите   на   5   (количество   критериев),   округлите полученный результат до целого числа. № 1. 2. 3. 4. 5. Критерии Группа 1 Группа 2 Группа 3 Количество слайдов Наличие обязательных слайдов Содержание  Оформление  Сопровождение презентации Сумма баллов Оценка  16 Дата заполнения Лист заполнили: 17 Приложение №2  Лист оценивания презентаций преподавателем математики Оценивайте каждый критерий по 5­ти бальной системе. Сложите баллы в каждой   колонке   и   разделите   на   5   (количество   критериев),   округлите полученный результат до целого числа. Группа 1 Группа 2 Группа 3   Критерии №  1. Представленные факты точны, полезны и  актуальны. 2. Использована научная терминология 3. Презентация логично выстроена 4. В презентации поставлены цели, они  достигнуты, сделаны соответствующие  выводы. 5. Использование картинок, видео, звука  обосновано, логично, соответствует моменту. Сумма баллов Оценка 18 Дата заполнения Лист заполнили: 19 Приложение №3    Лист оценивания презентаций учителем информатики Оценивайте каждый критерий по 5­ти бальной системе. Сложите баллы в   каждой   колонке   и   разделите   на   7   (количество   критериев),   округлите полученный результат до целого числа. 20 Группа Группа Группа 1 2 3 № Критерии 1. Количество слайдов 2. Обязательные слайды: тема и авторы; цели;  выводы; использованные источники  информации 3. В презентации поставлены цели, они  достигнуты, сделаны соответствующие  выводы 4. Применена единая цветовая схема 5. Правильно выбран размер шрифта (для  заголовка—не менее 36, для текста —18),  текст легко читается на расстоянии. 6. Анимация: (не более 3 эффектов на слайд);  чёткая организация смены слайдов (слайды 21 22 меняются последовательно или с помощью  управляющих кнопок и гиперссылок). 7 Использование картинок, видео, звука  обосновано, логично, соответствует моменту. Сумма баллов Оценка ^ • 23 Дата заполнения Лист заполнили: 24 Прило жение №4   Требования к презентации 1. Общие: 1.1. Количество слайдов — не менее 6, не более 10 1.2. Обязательные слайды: тема и авторы; цели; выводы;  используемые источники информации (не менее 3) 2. Содержание: 2.1. Факты изложены чётко, кратко и доступно. 2.2. Наличие целей работы и соответствующих целям выводов 3. Оформление: 3.1. Единая цветовая схема. 3.2. Размер шрифта: для заголовка ­ не менее 36, для текста ­18. 3.3. Количество эффектов анимации ­ не более 3 на слайд. 3.1. Использование картинок, фотографий, видео, а также  таблиц, схем и диаграмм. «Чёрно­белое» оппонирование подразумевает выступление, в  котором выполняются несколько условий: Приложение №5   Перечислить три наиболее сильные стороны  представленной презентации; Перечислить два момента, требующих доработки;  Внести свои предложения по усовершенствованию  проекта (если такие есть);  Сделать итоговый вывод и выставить общий балл за  выступление (на основании листов оценивания) 25 Подведение итогов. Задание на дом: Повторение материала  по теме: «Метод координат в пространстве». 2. Интегрированный урок физики и информатики с  применением ИКТ. Тема: «Логические основы компьютера».  Предмет: Информатика и ИКТ + Физика  Курс: 1  Задачи урока: 1. Образовательная. Знать: • сформировать восприятие компьютера, как инструмента,  работающего по законам логики; • основные базовые элементы логических схем; • функциональное назначения электронных логических схем; • повторить логические функции; • повторить упрощение логических выражений; Уметь: • составлять и упрощать логические схемы; 2. Воспитательная: • развивать    чувство    коллективизма,    умение    выслушивать   ответы товарищей;  формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; • прививать интерес к  предмету. 3. Развивающая: • развитие логического мышления, памяти, внимательности; 26 • развитие познавательного интереса: о   связь между темами курса предмета (история развития ПК­  логика);  о   связь между предметами (информатика­физика);  о   практическое применение теоретического материала;  о   постановка новых вопросов.  Оборудование: • презентация к уроку; • раздаточный материал; • компьютер; • проектор; • электрические контактные  схемы. План урока: № п/п Этапы урока Приемы и методы Время,  мин 1. Организационная    часть • проверка подготовки  учащихся к уроку; • проверка отсутствующих; • объявление темы, целей и  хода урока. 2. Основная часть 3. Заключительная  часть  Актуализация знаний;   Объяснение нового  материала;     Практическая часть;  подведение итогов;  домашнее задание. 2 мин 10 мин 20 мин 10 мин 3 мин Ход урока: 27 1. Организационная часть 2. Основная часть 2.1. Актуализация знаний. Основная задача этого урока узнать, что  компьютер функционирует по законам логики. • Устный опрос (слайд № 1): • Что такое логика? Ответ: Наука о законах и формах мышления • Какие значения могут принимать логические функции. Ответ: 1 и О • Основной системой счисления в компьютере  является? Ответ: Двоичная • Все виды информации в компьютере кодируются с использованием, каких двоичных кодов? Ответ: 1 и О • Чем в компьютере реализуются эти значения 0 и 1. Ответ: 1 кодируется более высоким уровнем напряжения, чем 0. Делаем вывод (слайд №2­№4): В логике и компьютере общее 1 и 0. 1 ­ истинность высказывания в логике, наличие напряжение в компьютере. О ­ ложность высказывания в логике, отсутствие напряжения в компьютере. 2.2. Объяснение нового материала. 1. Назовите логические функции ­ конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Подготовьте таблицу в тетради. (Приложение 1) 2. Какие значения принимают эти функции при  исходных  данных? 28 3. Конъюнкция   (И)   принимает   истинное   значение   только   при   всех  истинных исходных данных, запишем таблицу истинности (слайд 5). Рассмотрим   электрическую   контактную схему  №1,   реализующую   эту   операцию, лампочка горит только в том случае если оба контакта   (ключа)  находятся   в   положении «включено».   В   физике  такое   соединение называют последовательным. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1: Конъюнктор ­ электронная логическая схема, которая  реализует логическую функцию конъюнкцию. 4. Дизъюнкция (ИЛИ) принимает истинное значение, когда истинно  хотя бы одно из исходных данных. Рассмотрим электрическую контактную схему №2, операцию, реализующую   лампочка   не   горит   только   в   одном случае, когда оба контакта (ключа) находятся в положении «выключено». В физике такое соединение называют параллельным. Заполните таблицу. эту   ОПРЕДЕЛЕНИЕ    2:    Дизъюнктор    ­    электронная    логическая    схема, реализующая логическую функцию дизъюнкцию. •      Инверсия   (НЕ)   принимает   противоположное   значение   исходному таблицу   Запишем   выражению. истинности для инверсии. электрическую Рассмотрим контактную  схему   №3,   реализующую   29 эту   операцию,  лампочка   не   горит, хотя   контакт  находиться   в положении «выключено». В качестве переключателя используется автоматический ключ. Когда тока на нем нет, пластина замыкает контакты и лампочка горит. Если на ключ подать напряжение, то вследствие явления электромагнитной индукции пластина прижимается и цепь размыкается. Лампочка не горит.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ       3:       Инвертор     ­     электронная     логическая       схема, которая реализует логическую функцию инверсию. • Импликация (следование) выражается через дизъюнкцию и отрицание. А   =>     В   =>   ­  А   V   В Эквиваленция      (равносильно)       выражается      через        • отрицание, дизъюнкцию и конъюнкцию. А ‹=›  В   (­А ≡ V В)    Ʌ  (­ В V А) Таким   образом   операций   отрицания,   дизъюнкции   и   конъюнкции достаточно   чтобы   описать   и   обработать   любую   логическую   функцию, описывающую работу устройств компьютера. 3. Недостатками базовых контактных схем являлись их низкая  надежность и низкое  быстродействие,  большие размеры  и потребление энергии. Поэтому попытка использовать такие схемы в ЭВМ не оправдала себя. Появление   вакуумных   и   полупроводниковых   приборов    позволило создавать   логические   элементы   с   быстродействием   от   1   миллиона переключений в секунду. Именно такие электронные схемы нашли своё применение в качестве элементарной базы ЭВМ. Вся теория, изложенная для контактных схем, была перенесена на электронные схемы. 30 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 4: Вентиль (базовые логические элементы) ­ элементы, реализующие базовые логические операции. Их названия и условные обозначения являются стандартными и используются при составлении и описании логических схем компьютера. Из вентилей составляют более сложные схемы. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5: Триггер ­ электронная схема,  применяемая для запоминания одного разряда двоичного кода, и имеет два устойчивых состояния. Поскольку один триггер может запомнить только один разряд  двоичного кода, то для запоминания байта нужно 8 триггеров, для  запоминания килобайта, соответственно, 8x210 =8192 триггеров.  Современные микросхемы памяти содержат миллионы триггеров. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 6: Сумматор ­ это электронная логическая  схема, выполняющая суммирование двоичных чисел. •   Из   вентилей   составляют   более   сложные   схемы.   Причем схему, выполняющую определенные функции можно построить из различных   по  сочетанию   и   количеству   вентилей.   Поэтому значение   формального  представления   логической   схемы чрезвычайно велико. Алгебра логики дала в руки конструкторов мощное   средство   разработки,   анализа   и  совершенствования логических   схем.   В   самом   деле,   гораздо   проще,  быстрее   и дешевле   изучать   свойства   и   доказывать   правильность   работы схемы   с   помощью   выражающей   ее   формулы,   чем   создавать реальное техническое устройство. Логические схемы необходимо строить из минимального  возможного количества элементов, что в свою очередь  обеспечивает большую скорость работы и увеличивает  31 надежность устройства. 2.3. Практическая часть. Задача: Дана логическая схема. Упростите её, используя  минимальное количество вентилей. Нарисуйте новую схему. 32 Решение: 1. Построим логическое выражение к схеме (­  В ^  А) V (В ^ С) V (­А ^ ­В) 2. Упростим его (­В ^А) V (В ^ С) V (­А ^­В) = ­В ^(А V –А) V(В vС)= ­В ^ 1V (ВvС) = ­В v С Применяя распределительный закон для дизъюнкции, закон исключения  третьего, умножения на логическую 1. 3. Построим упрощенную схему. 4. Предложить построить контактную схему. 3. 3.   Заключительная часть 3.1.    Подведение итогов • Устройства ПК работают по законам логики. • Основные логические схемы ­ вентиль, регистр, сумматор.  Законы человеческого мышления и принципы построения логических  элементов компьютера в своей основе имеют традиционную  двузначную логику. 3.2 Домашнее задание 33 Построить логические выражения к схеме, упростить,  нарисовать новые схемы. Дополнительно (по желанию): • Построить логические схемы для триггера и сумматора. • Подготовить сообщения на тему «Виды логики». Качественные показатели эффективности работы Продуманный   выбор   приоритетных   направлений   деятельности, квалифицированное   планирование   учебного   процесса,   ориентированное   на цели   и   задачи   обучения,   применение   ИКТ,   повышение   квалификации   путем прохождения   проблемных   и   постоянно   действующих   курсов,   участие   в работе   МО,   а   также   самообразование   позволяют   мне   с   обучающимися добиваться   стабильных   результатов   в   обучении   информатики   и   ИКТ. Разработанная   мною   система   разноуровневых   заданий,   тестов   способствует подготовке   обучающихся   к   промежуточной   и   итоговой   аттестации, олимпиадным работам, на вступительных экзаменах в учебные заведения. 34 Заключение Урок ­ это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально­психологическими потребностями общества, уровнем его развития,   нравственными   и   моральными   ценностями   этого   общества.   К сожалению,  процесс  модернизации  в системе  образования   проходит  трудно. Связано   это   с   тем,   что   преподаватели   нацеливают   обучающихся   только   на получение   твердых   теоретических   знаний,   часть   которых,   на   взгляд,   не получает практического применения в будущей жизни. Не   секрет,   что   сложившуюся   практику   преподавания   характеризуют традиционное   изучение   предмета,   абстрактность   понятий,   которые   обычно запоминаются механически. На   мой   взгляд,   на   уроках   общеобразовательных   дисциплин, информатики   заявленная   проблема   в   какой­то   степени   может   быть   решена путём использования компьютерных технологий, которые, во­первых, имеют в своей   основе   строгий   алгоритм   действий   обучающегося.   Ведь   не   каждый, 35 выучив правила, может ими пользоваться. Во­вторых,   в   связи   с   острой   проблемой   экономии   времени   в   ходе учебного   процесса   перед   современной   образовательным   учреждением   также ставится   задача   ­   найти   средства   и   приёмы   обучения,   позволяющие максимально   экономить   время   на   уроке.   Использование   компьютера   на уроках и является одним из таких средств. В­третьих,   я   считаю,   что   обучение   с   использованием   информационно­ коммуникационных   технологий   ­   это   один   из   способов   дифференциации, потому что в условиях этой технологии обучающийся имеет право на выбор содержания   своего   образования,   уровня   усвоения.   При   этом   деятельность преподавателя должна обеспечить возможность каждому овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору обучающегося). В   соответствии   с   поставленными   целями,   ИКТ   должны   помочь обучающемуся получить более качественные знания. Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов работы с ИКТ, можно выделить следующие:  формирование  ключевых компетенций  обучающихся  в  процессе  обучения и во внеурочной деятельности; • формирование    компетенции    в области    коммуникации:    умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли     на бумаге     и устно,     логически     рассуждать,     слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что­то новое, делать выбор и принимать решения. • повышение мотивации к обучению; • овладение компьютерной грамотности обучающимися, повышение уровня компьютерной грамотности у преподавателя; 36 • организация самостоятельной и исследовательской деятельности; создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно­воспитательном процессе. • развитие        пространственного        мышления,        познавательных способностей обучающихся; эстетическая привлекательность уроков. • Накопленный   небольшой   опыт,   частично   отраженный   в   настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во   внеурочной   деятельности   расширяет   возможности   творчества   как преподавателя,   так   и   обучающихся,   повышает   интерес   к   предмету, стимулирует освоение ими довольно серьезных тем как информатики, так и общеобразовательных   дисциплин,   что,   в   итоге,   ведет   к   интенсификации процесса обучения. Из   выше   сказанного   следует,   что   знания   усваиваются   обучающимися благодаря   его   собственной   деятельности,   организуемой   и   управляемой   так, чтобы учащийся имел перед собою  реальные  ориентиры,   позволяющие   ему  совершать   все  действия правильно и одновременно контролировать себя. Последнее десятилетие уходящего века поставило образовательное учреждение в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания обучающихся. Применение уроках информационно­коммуникационных общеобразовательных   дисциплин   в   какой­то   степени   способствуют   решению этой проблемы. технологий на 37 Используемая литература 1. http://festival1. 1sерtеmbег.ru/. . ./5 1 3744/ 2. httр://реdsоvеt:.огg/. . ./Itеmid, 118/ Использование  ИКТ  в образовательном процессе. Афанасьева О.В.    о  ­  р  r  о  hl   а  dn   у  .n   а  rod.ru/gmo_ou/gmo_nauk/dk14.htm   3. htt   р   ://www.u 4. Башмаков   А.И.   Разработка   компьютерных   учебников   и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. — М.: изд. Филинъ, 2003. — 616с. 5. Гузеев   В. В.   «Образовательная   технология   XXI   века:   деятельность, ценности, успех.« — М.Дентр «Педагогический поиск» 2004 г. 6. Информационные     и коммуникационные     технологии     в образовании [материал http   ://   www   .  wiki    .  irkutsk   из IгkutskWiki] .  .  ru   /  index  .  php   /     — Режим доступа: 38 7. Кардач А. А., «Использование ИКТ на уроках математики» 7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007. — 368 с. 8. Руденко    Т. В.    Дидактические    функции    и возможности    применения информационно­коммуникационных в образовании [электронный ресурс] / Т.В. Руденко. — Томск, 2006. — Режим доступа: http   /  er   /  ikt   _  umk   /   технологий  .  ru   /  other  ://   ido   .  tsu     _  res  Ю.Селевко  Г.К. Современные  педагогические  технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. Рецензия на   методическую   разработку   по   теме:   «Применение   информационно   ­   ком­ муникационных   технологий   на   уроках   общеобразовательных   дисциплин, информатики   и   ИКТ»,   представленную   преподавателем   информатики   Каш­ каровым Рамилем Абдулловичом. Методическая   разработка   «Применение   информационно   ­   коммуникаци­ онных технологий на уроках общеобразовательных дисциплин, информатики  и ИКТ» представлена в печатном и электронном виде. В пояснительной записке обоснованы   актуальность,   соответствие   современным достижениям педагогики. Основная часть разработки состоит из пяти разделов, где   преподаватель   представляет   новые,   современные   формы   работы   с пояснениями   к   ним.   Это   умелое   построение   уроков   с   применением   ИКТ,   задачи,   цели, 39 обучающие презентации, контролирующие задания, исследовательские работы студентов,   примеры   открытых   уроков   математики   и   физики   с   применением ИКТ.   Ведущая   идея   представленной   работы   заключается   в   том,   что   в   со­ временном глобальном мире ключом к успеху является его активное освоение, а для этого нужно обладать компетенциями в том числе коммуникационными и познавательными. ИКТ создают образовательную среду в которой формируются ключевые   компетенции   студентов.   Методическая   разработка  предназначена для   преподавателей   общеобразовательных   дисциплин   и   несомненно   будет востребована для практической деятельности. Отчего зависит успех урока? Одним из важных условий достижения целей урока   является   развитие   мыслительной   деятельности   студентов.   Конечно, большое   значение   в   деле   вовлечения   студентов   в   активную   мыслительную деятельность   имеет   методика   работы   преподавателя.   Наглядным   примером этому служат уроки Кашкарова Рамиля Абдулловича. Его уроки всегда продуманы и хорошо спланированы. Преподаватель  вы­ деляет   четкую   структуру   урока,   которая   соответствует   требованиям   про­ блемного, исследовательского урока: четко продумана и поставлена проблема урока, наличие проблемных задач; выдвижение студентами гипотез для решения данной проблемы и их подтверждение. Суть проблемного обучения ­ воспитание   и   развитие   творческих   способностей   студентов,   обучение   их активным   умственным   действиям.   Эта   активность   проявляется   в   том,   что студент,   анализируя,   сравнивая,   синтезируя,   обобщая,   конкретизируя   фак­ тический   материал,   сам   получает   из   него   новую   информацию.   Активность возникает   в   процессе   работы   студента,   поставленного   в   соответствующую ситуацию.            Особое место занимает система методов проблемно­развивающего обу­ чения,   ориентированная   на   субъективную   новизну   и   оригинальность;   на   по­ буждение студентов к активной деятельности. Из представленного материала видно, что стартовая задача, данная преподавателем ­ гарантирует его успех. 40 Для повышения интереса к уроку, преподаватель использует групповую форму организации   работы   на   уроках,   что   повышает   учебную   и   познавательную мотивацию   у   студентов.   При   совместном   выполнении   задания   происходит взаимообучение,   каждый   студент   вносит   свою   лепту   в   общую   работу..   При подведении итогов преподаватель учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы. Из   представленных   материалов   виден   высокий   профессионализм   препо­ давателя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно­эвристический метод, и исследовательский метод. Преподаватель   владеет   практикой   индивидуализированного   обучения:   он умело   управляет   не   только   усвоением   учебного   материала,   но   и   са­ мостоятельной   познавательной   деятельностью   каждого   студента.   Формы   и методы   соответствуют   психофизиологическим   и   индивидуальным   особенно­ стям студентов. Рецензент: ______________________________ 41

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка "Применение ИКТ на уроках ООД"

Методическая разработка  "Применение ИКТ на уроках ООД"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017