Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №16 «Малыш»
г. Омутнинска Кировской области
МАТЕРИАЛЫ
для участия в областном конкурсе разработок педагогических мероприятий
«ИКТ в образовании дошкольника»
Подготовила: воспитатель
Ситчихина Ольга Сергеевна
май, 2013 год
1. Фамилия, имя, отчество:
Ситчихина Ольга Сергеевна
2. Год, число и месяц рождения:
1983 год, 28 марта
3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту должность: воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 16 «Малыш» г. Омутнинска Кировской области с 13.07.2004 г.
4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени, ученого звания:
среднее специальное педагогическое, в 2003г. окончила ГОУ СПО «Омутнинский колледж педагогики, экономики и права» Кировской области, специальность по диплому – «0313 Дошкольное образование», присвоена квалификация - «Воспитатель дошкольных учреждений».
5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации:
· курсы повышения квалификации по теме: «Актуальные проблемы содержания и организации образовательного процесса в ДОУ» (удостоверение № 1431, ГОУ ДПО «КИПК и ПРО», г. Киров 2010 г.);
· курсы повышения квалификации по теме: «Информационные технологии в образовании» (удостоверение № 828, КОГОАУ ДПО (ПК) «ИРО Кировской области», г. Киров 2012 г.).
6. Аттестована на первую квалификационную категорию (приказ №5-45 от 23 января 2013 г.)
7. Стаж педагогической работы (работы по специальности): 8 лет
8. Общий трудовой стаж: 9 лет
Конспект комплексного занятия по образовательным областям: «Путешествие на весеннюю полянку», во 2-ой мл. гр.
Цель: развитие познавательных интересов через знакомство с миром насекомых.
Этапы работы:
I. «Самоопределение к деятельности»
Беседа о весне, опираясь на знания детей; предложение отправиться в путешествие на «цветущую полянку».
II. «Актуализация и затруднение в деятельности»
Загадки, вопросы к детям, выполнение игровых заданий, упражнений с использование ИКТ.
III. «Постановка учебной задачи»
Коммуникативная деятельность детей в форме отгадывания загадок; моделирование проблемных ситуаций.
IV. «Открытие детьми новых знаний»
«Открытие» детьми новых знаний в процессе коллективного взаимодействия, уточнение и обогащение имеющихся знаний и опыта в ходе беседы, игр, просмотра видеосюжетов, экспериментирования.
V. «Самостоятельная работа»
Организация условий для самоопределения в выборе образа насекомого и изображения его повадок и особенностей через движение.
VI. «Включение в систему знаний и повторений»
Обобщение знаний о мире насекомых через уточнение и обогащение имеющихся знаний и представлений. Закрепление имеющихся знаний в новой речевой форме – в форме загадки. Повторение правил поведения в процессе общения с насекомыми.
VII. «Рефлексия деятельности – итог занятия»
Импровизация через раскрытие образа насекомого в движениях под музыку.
Программное содержание:
1. Обобщить и обогатить знания детей о насекомых (бабочка, пчела, муравей, кузнечик, божья коровка).
2. Формировать познавательный интерес к особенностям жизни насекомых. Учить устанавливать смысловые связи (логические цепочки) между образом жизни и повадками насекомых и средой их обитания.
3. Развивать восприятие, мышление, свободную речь, умение принимать и решать проблемно - познавательные задачи
4. Воспитывать бережное отношение к насекомым и желание самостоятельно наблюдать за разными насекомыми во время прогулки.
Средства обучения:
Интерактивная доска, авторская презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых (кузнечик, бабочка, божья коровка, пчела, муравей), аудиозаписи: песня «Не обижайте муравья», звуки природы «Лес», видеоролик «Появление бабочки», лист зелёной бумаги, плоскостные фигурки кузнечика (красного, жёлтого, зелёного цвета), ваза с веточками тополя с распустившимися листочками.
Место занятия в системе тематического планирования :
Данное занятие проводится как итоговое в конце недели по теме «Насекомые». Ему предшествуют: наблюдение за насекомыми на прогулках, чтение рассказа В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», настольная игра «Чей домик?».
Ход занятия:
Воспитатель:
На деревьях –
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.
Ребята, совсем недавно мы с вами рассматривали наши веточки, на которых были почки, а сейчас на них что?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Правильно, листочки, а почему они появились?
Дети: Потому что стало тепло, растаял снег.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, весна. Сейчас на улице появляются листочки, расцветаю цветы, зеленеет травка, греет солнышко. Хотите прогуляться со мной по весенней полянке.
Дети: Да.
Воспитатель: Но полянка находиться далеко, вон там (обращаю внимание детей на интерактивную доску презентация «Насекомые» СЛАЙД №1). Не устанете идти?
Дети: Нет.
Воспитатель: Тогда в путь!!!
Дети с воспитателем идут «змейкой» обходя ориентиры – цилиндры.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и пришли! Как тут хорошо, греет солнышко, поют птицы (дети слушают звуки природы). Солнышко греет ручки, головку ножки (массаж). Я даже чувствую как пахнет травой и цветами (дыхательная гимнастика).А вы?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а полянка эта не простая, а волшебная и просто так не показывает своих жителей. А просит нас угадать загадки! (СЛАЙД №2). Попробуем угадать!
Дети: Да!
Воспитатель: Ну, тогда слушайте.
Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (СЛАЙД №3)
Дети: Бабочка!
Воспитатель: Да, правильно это бабочка! (СЛАЙД №4)Посмотрите, какая она красивая. Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок (СЛАЙД №5), как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека. А вы знаете, как появляется бабочка?
Дети: Нет!
Бабочка откладывает много яиц. (СЛАЙД №6) Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, (СЛАЙД №7) совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит. (ВИДЕОРОЛИК «ПОЯВЛЕНИЕ БАБОЧКИ»)
Воспитатель: А вот, полянка нам снова задаёт загадку. (СЛАЙД №8)
Домовитая хозяйка
Полетела, над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
Дети: Пчела. (СЛАЙД №9)
Воспитатель: Да, конечно это пчела!!! (СЛАЙД №10) Вот она труженица – пчёлка. Весь день она работает, собирая нектар.
(СЛАЙД №11)Пчела садится на цветок и к её маленьким лапкам прилипает пыльца с цветка. Благодаря пчёлам пыльца одного растения попадает на другое, если этого не произойдёт, у цветов не будет семян. Говорят, что пчёлы опыляют цветы. Не было бы пчёл, не было бы плодов у шиповника, яблони, вишни у многих других растений.
(СЛАЙД № 12) Живут пчелу в ульях. Чтобы в пчелиные дома не затекал дождь, не задувал ветер – пчелы заклеивают щели прополисом – пчелиным клеем. Люди же заметили, что компоненты прополиса очень хорошо заживляют раны.
Мёд в улье хранится в сотах. (СЛАЙД №13)
Воспитатель: А хотите мы с вами тоже будем пчёлами? Будем летать с цветка на цветок, собирать пыльцу.
Дети: Да!
Воспитатель:
Раз, два, три повернись
И в пчелу ты превратись!
Проводится подвижная игра «День, ночь» (днём дети-пчёлы летают, а ночью отдыхают-приседают).
Воспитатель: А вот и новая загадка от нашей полянки. (СЛАЙД №14)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. (СЛАЙД №15)
Дети: Муравьи!!!(СЛАЙД №16)
Воспитатель : Муравьи – это очень трудолюбивые малыши. Они всё время бегают то в одну, то в другую сторону, усиками шевелят. А если встречаются, то усиками друг друга ощупывают. Это они так разговаривают. Потрогают друг друга усиками и ясно каждому, кто куда и откуда бежит, что видел, что нашёл. Бегают муравьи между травинками, ищут чем поживиться, что в муравейник свой утащить. А ещё, ребята, муравьи очень сильные. Они хоть и очень маленькие, но поднимают такие тяжести.! Это всё равно что человеку нести слона. (СЛАЙД №17) А как вы думаете. Ребята, что это за куча?
Дети: Муравейник!!! (индивидуальные и хоровые ответы детей).
Воспитатель: Да, это дом муравьёв, который называется муравейник. В муравейнике очень много муравьёв живёт. Это настоящий город! Их дом нельзя ломать и разорять, потому что если муравьи за 2-3 дня до дождя не успеют отремонтировать свой дом, они погибают.
Ребята, а мы с вами знаем весёлую песни про муравья, давайте её споём
Дети поют песню «Не обижайте муравья» используя показ движеньями.
Воспитатель: А вот и новая загадка! (СЛАЙД №18)
Он зелёный и прыгучий.
Совершенно неколючий,
На лугу весь день стрекочет,
Удивить, нас песней хочет. (СЛАЙД №19)
Дети: Кузнечик!!! (СЛАЙД №20)
Воспитатель: Правильно, это кузнечик. А что умеет делать кузнечик?
Дети: Он умеет прыгать.
Воспитатель: Да, действительно он очень ловко прыгает. Давайте мы тоже попробуем попрыгать как кузнечики.
(физкультминутка)
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп!
Сели и покушали,
Тишину послушали.
Снова выше плечики,
Прыгайте кузнечики!
Прыг – скок – высоко, На носочках – легко!
(Дети выполняют движения согласно тексту игры) .
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали как стрекочут кузнечики?
Дети: Да! Нет!
Воспитатель: А вот послушайте.(прослушивание «Стрекотание кузнечика»)
А хотите узнать как они это делают?
Дети: Да!
Воспитатель: На спинке у кузнечика аккуратно домиком сложены крылышки. На одном крылышке есть зазубринки. Когда кузнечику захочется застрекотать, приподнимает он чуть свои крылышки и этими зазубринками по краю другого крылышка водит, как будто на скрипке играет. Задевают зазубринки за край крыла и трещат крылышки. «Здесь я, здесь, - словно бы говорит кузнечик своей стрекучей песней, - и мне хорошо». Он зовёт тех, кто хочет с ним подружиться.
Воспитатель: Ребята, а как вы, думаете, почему кузнечик зелёного цвета?
Дети: Отчеты детей.
Воспитатель: Да, ребята, а давайте мы попробуем посадить кузнечика на зелёную травку? И посмотрим, было ли его видно, если он был красного, синего цвета! (дети прикладывают плоскостные фигуры кузнечика, разного цвета на зелёную травку).
Вот почему кузнечику зелёный цвет, что бы прятаться от птиц, лягушек, которые могут его съесть.
Воспитатель: А вот и новая загадка. (СЛАЙД №21)
Красненькие крылышки, чёрные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (СЛАЙД №22)
Дети: Божья коровка!!! (СЛАЙД №23)
Воспитатель: Правильно и с этой загадкой вы справились.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!
Воспитатель: (СЛАЙД № 24)
Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?
Дети: Они живые.
Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать как они жужжат.
Воспитатель: Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка? Куда прячется божья коровка? Чем мы еще занимались?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: А сейчас подумайте, кто вам больше всего сегодня запомнился и понравился! Я включу музыку, а вы мне изобразите своего задуманного насекомого и я попробую угадать, кто же это такой (дети импровизируют под музыку изображая насекомых).
Воспитатель: Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, а нам очень интересно за ними наблюдать и мы как-нибудь еще сходим к ним в гости.
Список литературы и интернет - ресурсов:
1. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. , 2007.– 392с.
2. Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких / Сост. Л. Н. Елисеева.- 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 431 с., ил.
3. Кочемасова Е.Е., Белова И.К., Вахрушев А.А.
Здравствуй, мир! Пособие для дошкольников : в 4 ч. Ч.1 (3—4 года)/Е.Е. Кочемасова, И.К. Белова, А.А. Вахрушев. — Изд. 2Lе, перераб. — М. : Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100». Образовательная программа «Детский сад 2100»).
ISBN 978-5-85939-291-9
4. Электронная энциклопедия о насекомых
http://www.luchiksveta.ru/enziklop_nasek/nasekomie.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.