Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.
Оценка 4.9

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
физика
10 кл
28.08.2019
Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.
Общая задача обучения - сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современном образовании носят название компетентностей. Работа над формированием компетенций предполагает последовательность практических шагов учителя. В процессе обучения у учеников должна быть сформирована прежде всего учебно-познавательная компетенция, которая включает в качестве последовательных составных частей.
Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.docx
Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.     Общая   задача   обучения   ­   сформировать   у   учащихся   способности осуществлять   сложные   культуросообразные   виды   действий,   которые   в современном образовании носят название компетентностей.              Предполагается формирование следующих ключевых образовательных компетенций учащихся (по А.В.Хуторскому): ­ ценностно­смысловые компетенции ­ общекультурные компетенции; ­ учебно­позновательные компетенции; ­ информационные компетенции; ­ коммуникативные компетенции; ­ компетенции личностного самосовершенствования. Работа над формированием компетенций предполагает следующую  последовательность практических шагов учителя; 1 Провести   диагностику   с   целью   определения   уровня   развития   ключевых образовательных компетенций учащихся. 2 Разработать алгоритм действий по формированию ключевых образовательных компетенций   учащихся,   определить   минимальные   сроки   получения   первых значимых результатов применения новой технологии. 3 Построить   структуру   учебного   занятия,   позволяющего   формировать   и совершенствовать ключевые образовательные компетенции учащихся. 4 Скорректировать   структуру   учебного   занятия:   содержание   учебного материала,   методы   обучения,   формы   организации   учебно­позновательной деятельности   учащихся,   с   помощью   которых   осуществляются образовательные задачи, и достигается реальный результат на каждом этапе урока. 5 Провести контрольную диагностику уровней сформированности ключевых  образовательных компетенций по окончании внедрения новой технологии.      В процессе обучения у учеников должна быть сформирована прежде всего учебно­познавательная   компетенция,   которая   включает   в   качестве последовательных составных частей: ­   восприятие   ­   предполагает   сосредоточенность   внимания   учащихся   на познавательном объекте; ­ осмысление   –   понимание   учащимися   изучаемого   содержания   учебного материала; ­ запоминание – сохранение знаний в памяти учащихся; ­ применение – овладение умениями применять знания на практике; ­ обобщение и систематизация – сведение изученного в единую систему. Ценностно­смысловые   компетенции:   это   компетенции   в   сфере мировоззрения,   связанные   с   ценностями   ориентирами   ученика,   его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.      Общекультурные компетенции  –  способность ученика ориентироваться в особенностях   национальной   и   общечеловеческой   культуры,   духовно­ нравственных   основах   жизни   человека   и  человечества,  отдельных   народов, понимание   семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, компетенции в бытовой и культурно­досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.           Информционные   компетенции   –   это     сформированность   умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.          Коммуникативные   компетенции   включают   знания   способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. В данном   случае   уместно   использование   дискуссионных   методов   обучения. Дискуссия – обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между двумя или более лицами. Цель – обнаружить различия в понимании вопроса и в товарищеском споре установить истину, прийти к единой точке зрения.    освоение   способов   физического, саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.         Компетенции   личностного   самосовершенствования   направлены   на   духовного   и   интеллектуального              Интегрированный  характер   содержания  курса  физики  предполагает развитие ключевых компетенций используя такие формы деятельности, как лекции, семинары, работа в группах, фронтальные  опыты и эксперименты, анализ   отрывков   из   художественных   произведений,   исторические   события. Это   приводит   к   раскрепощению   учащихся,   возможности   высказывать   свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам.         При   изложении   вопроса   о   плавании   тел   рассматриваю   качественную задачу   на   практическое   применение   в   жизненной   ситуации. Задача. Необходимо переправить тяжёлую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузится в воду до краев   и   нельзя   будет   сесть   гребцу.   Найти   способы   переправить   трубу. Такое задание создаёт в классе живую творческую атмосферу. Оно интересно   и   вместе   с   тем   психологически   и   практически   подготавливает ребят   к   самостоятельному   поиску   научных   выходов   из   неожиданной ситуации.                   При   изучении   давления   полезно   предложить   ученикам   задание: самостоятельно   отыскать   способ   пешего   перехода   через   топкое, труднопроходимое   болото.   Выслушав   и   разобрав   «изобретения»   учащихся, вспоминаем кадры одного из фильмов о Великой Отечественной войне, где показан   способ   перехода   через   топь,   предложенный   солдатами   в   беседе   с маршалом Г.К.Жуковым при подготовке наступления  советских войск летом 1944   года   в   операции   «Багратион»   по   освобождению   Белоруссии.         В теме «Роль отечественных учёных в развитии науки и техники» особо выделяю вопрос об открытии радио А.С. Поповым. Ему принадлежат такие замечательные слова: «Я ­ русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все   свои   достижения   я   имею   право   отдавать   только   моей   Родине…».               Привожу   примеры   использования   радио   как   средства   связи   в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль   радио   в   период   Великой   Отечественной   войны.   Предлагаю   ученикам привести   современные   примеры   использования   радиосвязи   в   повседневной жизни.         При проведении уроков­конференций рассматриваю те области науки и техники,   прогресс   которых   очень   нагляден,   например   развитие   авиации   и космоса.  Стали   возможны   космические   полёты,  претворение   в   жизнь   идей учёного   и   изобретателя   К.Э.   Циолковского   в   Советском   Союзе   русским конструктором космических кораблей С.П. Королёвым.   Учащиеся в своих сообщениях   и   рефератах   рассказывают   об   оборонном   значении   ракет. Рассматривая   тему   в   старших   классах   о   развитии   атомной   науки   и промышленности, отмечаем выдающуюся роль академика И.В. Курчатова, его работы по использованию атомной энергии в мирных целях и по созданию атомного   оружия   для   усиления   обороноспособности   нашей   Родины. В   процессе   обучения,   чтобы   ученики   осмысливали   учебный   материал, просмотренные кинофильмы, материал из интернета, прочитанную литературу и сделали соответствующие выводы,  предлагаю им ответить на вопросы, цель которых   дать   учащимся   пищу   для   размышлений,   заставить   задуматься   о необходимости приобретения глубоких физических знаний, понять важность выработки качеств. нравственных высоких   в     себе Так,   на   базе   содержания   конкретного   предмета,   в   моём   случае   физики, предлагаю     вопросы,   которые   формируют   весь   спектр   образовательных компетенций:   1)   Почему   изобретателя   радиосвязи   А.С.   Попова   называют   истинным патриотом? 2) Какое значение имеет физика в развитии экономики и в обороне страны? 3) Каков вклад физической науки в становление информационного общества? 4) Каков вклад учёных­физиков в нашу победу   в Великой Отечественной войне? 5) Какие черты российских учёных­физиков вы хотели бы сформировать в себе? 6) Приведите примеры как и когда использование физических явлений, знание физических законов кардинально  изменяло жизнь людей на Земле?   7) Что вы думаете об ответственности учёных за практическое применение результатов   их   научных   исследований?   Например,   создателей   ядерного оружия?    Список литературы Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия:  Учебное пособие. – Белгород: Изд­во БелГУ, 2002. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация  профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособие. – М: Московский психолого­социальный институт, 2005. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в  образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Соч. в 2­х тт. – Т.1. – М.,  1989. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное  пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию  образовательных стандартов// Интернет­журнал "Эйдос". – 2003. – 4  февраля. http://www.eidos.ru/journal/2003/0402.htm.   Хуторской А.В. Личностно­ориентированный подход к обучению. ­ М., 2006.   Якиманская И.С. Технология личностно­ориентированного  образования. ­ М., 2000. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.   Болотов В.А., Сериков В.В. "Компетентностная модель: от идеи к  образовательной парадигме", Педагогика, 2003. №10.  Ермаков Д. "Компетентность в решении проблем", Народное  образование, 2005. №9.                            Учитель физики                       Трошина Н.А.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.

Методическая разработка. Развитие ключевых компетенций у учащихся на уроках физики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019