Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"
Оценка 4.9

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
doc
история
Взрослым
21.06.2017
Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"
Методическая разработка школьного мероприятия, посвящённого празднованию Дня Победы. Накануне этого великого праздника в школе можно провести различные конкурсы, беседы о войне. Завершающим может стать данный вечер для старшеклассников о трёх войнах 20 века, сыгравших большую роль в истории нашей страны.
Солдаты трёх поколений вечер.doc
Методическая разработка «Солдаты трёх поколений»                                                  (исторический вечер, посвящённый Дню Победы) Автор: Петриченко Наталья Егоровна Учитель истории МКОУ Межевская СОШ Межевского района Костромской области Пояснительная записка. Патриотическое воспитание молодых граждан Отечества является одной из  важнейших задач сегодняшнего дня. Все дальше уходят вглубь истории грозные и  героические годы войны. Но время не властно предать из забвению, выветрить из народной памяти. Мы не должны забывать тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за Победу ­миллионы человеческих жизней. Мы обязаны хранить благодарную память о тех,  кто защитил и спас нашу Родину от фашистского порабощения. Память ­ это лучший учитель. Нельзя забывать войну. Когда войну забывают, говорили древние, начинается новая . Чувство патриотизма, долга перед своей страной нужно воспитывать и на примере  воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, служивших в Чечне. Это  наше поколение, которое не посрамило своих отцов и дедов. Три поколения солдат     связывзает между собой незримая нить­нить Памяти. Именно этому и посвящен  исторический вечер в форме литературно ­ музыкальной композиции с приглашением  ветеранов Великой Отечественной войны, воинов ­афганцев, военнослужащих Советской  Армии, выполнявших свой долг в Чечне. Мероприятие готовится учащимися и для учащихся старших классов. Его  можно провести в преддверии Дня Победы или ко Дню Защитника Отечества. Как подготовить в школе праздник, посвященный Дню Победы? Специальная группа, в которую входят организатор внеклассной работы,  учителя истории, руководитель школьного музея боевой славы, классные  руководители, составляет план подготовки к празднику. Члены организационной группы дают поручения классам, кружкам. Ребята празднично оформляют школу, актовый зал, выпускают стенгазеты с  материалами о бывших фронтовиках, проживающих в районе, учителях ­ ветеранах войны, готовят стенды с их фотографиями, выставку детских рисунков, посвященных  знаменательной дате. Активисты библиотеки подготовят выставку  книг о Великой Отечественной  войне, порекомендуют ребятам лучшие книги для чтения. Все ученики побывают в  школьном музее боевой славы, возложат к обелиску  цветы. Накануне праздника в классах пройдут встречи с ветеранами Великой  Отечественной войны, которые расскажут о самых памятных военных днях, беседы.  конкурсы рисунков на тему «Они защищали Родину... на лучшее исполнение стихов и  песен о Великой Отечественной войне. Можно   организовать   коллективные   просмотры   и   обсуждения   кинофильмов   и фильмов о войне. В день праздника в фойе, коридорах будут звучать мелодии и песни военных лет. В школе состоится линейка Памяти. Ребята минутой молчания почтят память  погибших, поздравят ветеранов Великой Отечественной войны, вручат им подарки,  сделанные своими руками. Цель: Дальнейшее знакомство учащихся 9­х, 10­х, 11­х классов с историей Великой Отечественной войны; событиями в Афганистане и ролью  Советской Армии в них, чеченскими событиями; героями этих войн  ­нашими солдатами ­земляками. Задачи: ­Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории нашей страны и человечества войны, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом. ­Сформировать у учащихся на примере афганских и чеченских событий представление о готовности современного поколения встать на защиту интересов Родины. ­Развивать у ребят умение оценивать исторические события и роль личности в них. ­Воспитывать чувство гордости за свою Родину, солдат, ее защищавших. ПЛАН ПОДГОТОВКИ: 1.Распределение ролей в композиции. 2.Подготовка солистов или группы учащихся, исполняющих песни. 3. Подборка музыкального оформления (смотреть по сценарию вечера) 4.Подготовка костюмов. 5.Подготовка оформления сцены, актового зала 6.Приглашение гостей ­ ветеранов   Великой Отечественной войны, воинов­«афганцев», воинов Российской Армии, служивших в Чечне. 7.Подготовка цветов для гостей вечера. СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА «Солдаты трех поколений» Вступление Вед.1: Вед.2: Вед.1: Вед.2: Вед.1: Вед.2: Здравствуйте, дорогие ребята, учителя, гости нашего вечера. Сегодня мы собрались здесь, чтобы воздать должное, тем, кто воевал, защищая нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, тем, кто участвовал в боях на афганской земле и тем мальчишкам, которые сражались и гибли в Чечне. Это вечер памяти, вечер трех поколений солдат, вечер протеста войне. Сегодня мы пригласили на наш вечер (перечисляются имена приглашенных: ветераны Великой Отечественной войны, солдаты ­афганцы, ребята, служившие в Чечне). Великая Отечественная война, афганская война никогда не должна изгладиться из   памяти   наших   людей,   сколько   бы   ни   прошло   по   земле   поколений   после   их окончания. Эстафету памяти принимать тем , кто сидит сейчас за школьной партой. Дорожить памятью героев, не вернувшихся с войны, воздавать дань уважения и признательности тем, кто с нами ­наш долг, долг каждого. Помнить войну и тех, кто  принес   победу   ­это  значит   бороться  за  мир.   Нельзя   забывать   войну.   Когда войну забывают, говорили древние, начинается новая. Память! В ней никогда не должно стереть все то. что принес кровавый фашизм. Никогда! Мы   расстались   с   той   войной   огромной,   страшной   ценой!   Прошли   через кромешный ад. Каждый 8­ой человек нашей страны погиб на войне. Миллионы беззащитных людей замучены,   расстреляны,   задушены   в   газовых   камерах   фашистских   концлагерей. Светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся их имена, имена павших. Сколько бы ни отделяло нас времени от страшных фашистских зверств на нашей земле, рассказывать об этом невероятно трудно. Но и забывать нельзя. И мы помним. Помним и будем помнить потому, что осознаем ответственность и долг в борьбе за мир за будущее всех народов. Фашисты хладнокровно истребляли сотни тысяч, миллионы людей и особенно детей, которые всегда, у всех народов, во все времена рассматривали как надежду, как будущее человечества.               Вот выдержка из материала «Комсомольской правды» за 22 марта  1983г., в которой говорится о зверствах фашистов. Это был день 40­летия трагедии Хатыни—22 марта   1983г.  В огне погибли 149 человек, из них 76 детей. Чудом уцелел Саша Желобкович, о котором идет речь в репортаже газеты: «В ту страшную весну ему, Шурке Желобковичу, не было еще и тринадцати. У них была очень дружная семья. Вместе с ним росли еще четверо сестренок. Их дом стоял на краю деревни. Большой светлый, срубленный еще дедом. 22 марта 1943 года с утра стояла какая­то гнетущая тишина. Фашисты появились неожиданно. Они быстро стали окружать Хатынь. Шурка заметил немцев и бросился в дом. ­Беги в лес, сынок, бери лошадь и скачи быстрей ­это были последние слова матери, которые он помнит. Их конь, любимец всей семьи, унес Шурку в спасительный родной лес. Каратели согнали всех хатынцев в большой сарай. Гнали стариков и женщин, гнали детей ­хладнокровно, тщательно обыскивая каждый дом. В сарае уместилась вся деревня в 26 дворов. 149 человек фашисты заперли в сарае, облили бензином и подожгли.                         Огонь Хатыни сжег и детство Саши Желобковича. В 13 лет он стал солдатом.                            Был проводником в партизанском отряде. Ненависть к врагу переполняла юное сердце. А потом пришли наши... Хатынь в марте 1983г, встретила снегом. Тогда 22 марта, 40 лет назад, здесь все было черным от пепла. Сейчас ослепительной белизны покрывало бережно укутало все вокруг! Снег скрипит под ногами людей, которые приехали сюда со всего света. В любое время года в Хатыни их бывают тысячи. 186 сестер у Хатыни. 186 сожженных вместе с жителями деревень только на белорусской земле. В них не зацветут сады, не зазвенят детские голоса ­нет в них жизни. Есть только Память. В Хатыни тоже живет только память. 26 символичных дымоходов на месте обгоревших в войну Хатынских домов. У одного из них   я снимаю шапку, преклоняю колено и слышу удар колокола. Он как сердце погибшей семьи. (Звон колокола) Вед.1: (на фоне звона колокола) Люди, внимание! Слушайте, граждане!  Медные горны скорбят.                         Пусть откликается каждое­каждое.    Сердце на этот набат.                            Чтобы оно над святыней не плакало. Слезы теперь не нужны.                           Вы  разожгите от вечного факела.          Гнев  против новой войны. Сцена 2. концерта для фортепьяно с оркестром П.И.Чайковского. На сцене двое ведущих. Звучит  отрывок из Первого  Вед.1: Вед.2: Вед.1: Вед.2: Вед.1: 27 миллионов павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается. Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается. Поколению, вступающему, в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам О горьком победном пути.       Поэтому должен хотя бы наш разум.    Дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес.            Конечно мы смотрим иными глазами.  Такими же полными слез. Вед.2: Никто не забыт и ничто не забыто. (Звучит музыка П.И.Чайковского) Я в 12 веке убит половецкой стрелой. Я в 13 веке задушен ордынской петлей. За конем меня в облаке пыли сквозь 14­ый протащили. Я в 15 веке холерной воды наглотался. Я в 16 веке на дыбе ночной извалялся. Я в 17 веке что было со мною забыл. 1­ый 2­ой 3­ий     4­ый 5­ый 6­ой 7­ой                   В 18 веке вещий ворон с груди моей каркал, что отбились от Карла. 8­ой      6­ой    В 19 веке на той же Смоленской дороге оторвало мне ноги ядром Бонапарта. 17 век­ на войне убито 3 миллиона  300 тысяч. 7­ой 8­ой 18 век­ убито 5 миллионов 200 тысяч. 19 век ­ убито 5 миллионов 500 тысяч. 2­ой Вед.1: Вед.2: Вед.1: Beд. 2: Вед.1: Вед.2: Вед.1: 20 век ­2 мировых войны унесли 64 миллиона человеческих жизней. Ранено искалечено 110 миллионов, сиротами стало 42 миллиона. После 2­ой мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными: более 4 миллиардов человеческих жизней погибло в пламени войны. Даже в Антарктиде на глубине 100 метров бур наткнулся на пепел: ­ может быть это тоже пепел войны. (Музыкальная вставка) Вечная слава героям! Вечная слава! Вечная слава! Вечная слава героям! Слава героям, слава! Но зачем она им эта слава ­ павшим?            Все живое ­ спасшим: себя не спасшим Для чего она им эта слава ­ мертвым? От имени сердца, от имени жизни повторяю­ Вечная слава героям! И бессмертные гимны Прощальные гимны Нал бессонной планетой плывут величаво! Пусть не все герои Те. кто погибли                                            Павшим ­вечная слава! Вечная слава! Вед.2: Так почтим же всех павших минутой молчания. (Минута молчания. Включается метроном или звук часов) Вед.1: Вспомним всех поименно Горем вспомним своим.                                         Это нужно не мертвым ­ это нужно живым! Сцена 3. На сцене кружатся в вальсе выпускники, появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования. Фотограф: Внимание! Внимание! Снимаю! Десятиклассник:       Исторический момент, запомним, 21  июня 1941  года, 204 школа  Ленинграда, наш 10­й «А». Десятиклассница:      Нас 35. Десятиклассник:        17 девочек. 18 мальчиков Десятиклассница:       Через 5 лет из нашего класса выйдут: 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров. 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста. (Звучит вальс. Вдруг гаснет свет и диктор сообщает о внезапном нападении фашистской Германии на ССР. Звучит песня Александрова на слова Лебедева Кумача «Священная  война».) Сцена 4 На сцену выходят выпускницы в тех же нарядных платьях, выпускники в военной форме. Вед.1: Девушка: Юноша: Девушка: Юноша: Девушка: Юноша: Девушка: Уходили мальчики ­ на плечах шинели Уходили мальчики ­ храбро песни пели.                 Отступали мальчики ­пыльными степями.                   Умирали мальчики, где ­ не знали сами.                Попадали мальчики в страшные бараки.                 Догоняли мальчиков лютые собаки.                         Убивали мальчиков за побег на месте.                         Не продали мальчики совести и чести.                         Не хотели мальчики поддаваться страху,  Поднимались мальчики по свистку в атаку.                В черный дым сражений, на броне покатой, Уезжали мальчики, стиснув автоматы.                      Повидали  мальчики ­храбрые солдаты­                       Волгу ­в  сорок первом,                                                  Шпрее  ­в сорок пятом.                                                Показали мальчики за четыре года,                              Что такое мальчики нашего народа. (Девочки под гитару   поют   песню «До   свидания, мальчики!» Б.Окуджавы.) Разве погибнуть ты нам завещала. Родина? Жизнь обещала, любовь обещала. Родина! Разве для смерти рождаются дети. Родина?                                                                      Разве хотела ты нашей смерчи, Родина? Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?                     Тихо сказала «Вставайте на помощь!» Родина... Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!               Просто был выбор у каждого ­я или Родина Самое лучшее и дорогое­Родина!          Горе твое ­это наше горе, Родина! Правда твоя ­это наша правда, Родина!        Слава твоя ­это наша слава, Родина! Сцена 5. Все участники уходят, на сцену выходит женщина—мать, вся в черном. Звучит «Аве, Мария». Мать:              Ой, зачем ты, солнце красное. Все уходишь ­не прощаешься?               Ой, зачем с войны безрадостной. Сын,  не возвращаешься?                    Из беды тебя я выручу,                     Прилечу орлицей быстрою.                    Отзовись, моя кровиночка Маленький, единственный!                       Белый  свет не мил, изболелась я, Возвратись, моя надежда!                             Зернышко моё,                           Зорюшка моя, горюшко мое,             где же ты? Не могу найти дороженьку,                                                                                          чтоб заплакать над могилкою. Не хочу я ничегошеньки­только сына милого... За лесами моя ластонька! За горами ­за громадами! Если выплаканы глазоньки, Сердцем плачут матери... Белый свет не мил, Изболелась я. Возвратись, моя надежда! Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое, Где же ты? (Уходит под музыку «Аве, Мария» Дж. Верди) (На сцену выходит солдат) Мама, тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю такую родную, Такую хорошую, слов даже нет! За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры­ Ты здесь, ты со мною, родная моя! В холодной ночи под неласковым небом, Склонившись, мне тихую песню поешь И вместе со мною к далеким победам Солдатской дорогой незримо идешь. И чем бы в пути мне война не грозила, Ты знай: «Я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!» Мать: Вед.1: (Уходит. На сцепе появляется мать солдата, садится за стол, пишет письмо сыну на фронт) Сынок мой милый! Вот мы каждый день слушаем радио и очень все беспокоятся, что проклятый враг захватил Ригу, рвется к нашей любимой Москве.  Но, нет, не бывать этому, не ступит вражья нога на улицу Горького. Сыны мои,  дорогие, кровные мои! Вас четверо на фронтах сражается, да еще два зятя. Бейте  фашистов, уничтожайте их. Если вам не хватит силенок, я отца вашего пошлю на  помощь, а сама пойду рыть яму до кровавых мозолей, чтобы она стала могилой  гитлеровцам. О нас, сынок, не беспокойся, у нас все в порядке. Целую тебя, сынок,  твоя мать Евдокия Брызгалова. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую — трудовой подвиг наших женщин,   то   чаши   этих   весов   стояли   бы   вровень.   В  одном   строю   с   мужьями   и сыновьями героически сражались советские женщины, помогали фронту, ждали с фронта. (Исполняется песня о женщинах). Сцена 6 (На экране киноподбор о битве под Москвой, о начале обороны Ленинграда первые дни.  Киноподбор сопровождается «Седьмой симфонией» Д.Д.Шостаковича. На сцене ведущие в солдатской форме.) Вед.1: Вед.2: Ученик. (взяв со столика письмо) Я шлю письмо из сорок первого,              Взгляни  на снимок, сверстник дорогой. На нем я вместе с нашими ребятами,                  Ты посмотри, какой я молодой. В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход. Одна из них­ битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 года немецкая армия потерпела  серьезное поражение и была остановлена. Под Москвой сражалась знаменитая  Панфиловская дивизия, сформированная в Казахстане. Ее политруку В.Клочкову  принадлежат слова, ставшие известными всей стране: «Велика Россия, а отступать  некуда: позади Москва!» У подмосковной деревни Дубосеково 28 панфиловцев не  пропустили к Москве немецкие танки. Москва, Москва, священная держава, Благословляя, веря и любя. Мы за тебя — по долгу, и по праву, И по любви­ мы бьемся за тебя! За то, черемух пеной белой Дымя ­ дымилась теплая земля, Чтоб ликовали отчие пределы, В отраде жили русские поля; За то, чтоб смолк повсюду рев орудий, Чтоб хлеб и соль стояли на столе. За то, чтоб просто радовались люди На снова отвоеванной земле! А.Прокофьев. На сцену выходит группа ребят в солдатской одежде. Они исполняют  «Песню защитников Москвы» (сл.А.Суркова, муз.Б.Мокроусова). Вед.1: История человечества не знает такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Ленинграда,  защищая свой город, находящийся в блокаде. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной  директивы немецкого военно­морского штаба «О будущности Петербурга» от 22  сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После  поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего  существования этого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем  обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха  сровнять его с землей».                                                                                                    Ученица. Мы чашу горя выпили до дна.                                                                            Но враг не взял нас никаким измором,                                                                              И жизнью смерть была побеждена. Вед.: Угрюмым заревом озарена, Я говорю с тобой из Ленинграда Страна моя, печальная страна... Над Ленинградом смертная угроза... Бессонны ночи, тяжек день любой Но мы забыли, что такое слезы Что называлось страхом и мольбой Я говорю: нас, граждан Ленинграда Не поколеблет грохот канонад И если завтра будет баррикады­ Мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом. И дети нам патроны поднесут. Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешеных зверей... Мы победим, клянусь тебе, Россия. Как мог выстоять Ленинград? Зимой 1943 года в Ленинград приезжал английский журналист Александр Верт. Он ходил по городу, разговаривал с  людьми и всем задавал один вопрос: Как мог выстоять город? Как мог выстоять?. Худые, изможденные лица ленинградцев, черепа, обтянутые желтой кожей с въевшейся копотью буржуек. Лица. Лишенные мимики, с огромными глубоко  посаженными в глазницах, почти неподвижными скорбными глазами. Кажется, не осталось ни капли сил в этих жутких ходячих скелетах. Но люди жили, работали, боролись с врагом, с голодом, холодом и смертью. (Фонограмма: вой пурги, взрывы снарядов) С каждым шагом тяжелеют ноги, Но про отдых лучше позабудь.                     Ветер разбегается и с ходу                       След мой заметает на снегу.                         Полпути осталось до завода,                        Я бреду, а кажется, бегу.                              Вьюга, от нее не оторваться.                         Можно только спорить на ходу,                   Свалишь — упаду, чтоб вновь подняться  Ослепишь ­на ощупь путь найду. Иной сугроб страшней трясины, Встал на пути и прерван путь.              Что делать? Я один не в силах              Через него перешагнуть                         Стою и жду под снежным воем,          Пока другой не подойдет                      Вот подошел, теперь нас двое,              И я себе шепчу: вперед! Если пройденный путь­победа, То не только моя ­ двоих.                     Я иду по чужому следу,                        Как бы трудно пришлось без них.  След крупнее, а шаг не шире!               Сил  на большее, видно, нет.                 Вдруг шаги его заспешили,                   Вдруг теряется белый след                   Человек ничком на снегу                      И его заметает ветер.                             Я помочь ему не   смогу!                      Что бывает страшней на свете! Вед.2: Beд.l: Вед.2: Beд..l: Вед.2: Beд.l: Вед.2:               Голос Ленинграда доходил до самых отдаленных уголков страны, голос Ленинграда               ловили с особым трепетом. Вед.1:                 19 сентября в Дом радио пришло женщина­ «Пустите меня к радио, я хочу говорить: «Час  назад бомба угодила в наш дом на Стремянной улице, погибли мои дети: Ванечка 3­х лет,  Мишенька 5­ти лет». Вед.2:                 И вся страна запомнила не столько ее слова, сколько ее дыхание ­ трудное дыхание  человека, который все время удерживает вопль и подавляет рыдание. Вед.1:                 Пусть помнят внуки подвиги труда, Бессонный цех, огонь и грохот неба. И жизнь, взвешена была тогда Всем поровну­ сто двадцать граммов хлеба. (На сцене очередь в булочную, к ней медленно бредет девочка,  разговаривает сама с собой, потом встает в очередь.) Девочка.            Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь Добавок, если он будет маленький, я съем.  Прижму его языком к губам и буду держать. Из него пойдет сок. В нем много сока,  особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что­нибудь  терпеть уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь , я закричу. Я совсем,  совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком,  потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар  изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий,  синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу,  укроюсь с головой и тогда буду плакать.  А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит. И кто­нибудь вытащит у нее карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров. (Около дверей булочной стоит мальчишка ­ ремесленник в рваном ватнике.  Шея замотана полотенцем. Кепка натянута на уши. Он несколько раз совался  к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил шепотом.) Мальчик. Девочка «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю» Все молчат. (про себя). Если карточки потерял, зачем тебе в булочную. Нет, ты двигайся, ничего у тебя не выйдет. Я тебе верю, но лучше мне тебе не   верить. Это так страшно  потерять карточки. Лучше пускай бомба упадет прямо в кровать. Голос из булочной: Следующие 5 Девочка заходит, потом выходит, держа в ладонях хлеб: мальчишка толкнул ее, прыгнул,  вырвал хлеб, закусил его и скорчился на снегу, поджимая колени к самой голове. Очередь  медленно приближалась к нему, и он исчез под валенками, сапогами. Мальчишка не  отбивался, потом закричал и затих. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба.  Подошла к краю сцены, разжевывая кусочек... Девочка (про себя). Дома все равно не поверят. Я оставлю им свою карточку. Завтра они получат мои  125  грамм. А  я  куда­нибудь пойду. ( Гаснет сеет, воет ветер, рвутся снаряды). Вед.2: Птицы смерти в зените стоят, Кто идет выручать Ленинград?                  Не шумите вокруг — он дышит,                Он живет еще, он все слышит.                    Как на влажном балтийском дне  Сыновья его стонут во сне. Вед.1: Как из недр его вопли: «Хлеба»!     До седьмого доходят неба.                 Но безжалостна эта твердь,                И глядит из всех окон—смерть! На окнах грязь. Наплывы льда. И кипы серых писем всюду ­                       И не отправленных туда,                             И не разбросанных оттуда ­                         Тех, кто скопил их с декабря                      Мы упрекать уже не вправе,                        И мартовские штемпеля ­в молчаньи         На конвертах ставим.                                   И знаем мы, что письма в них ­                   Конвертах смятых и потертых:                   Одни ­ умершим от живых.                         Другие выжившим от мертвых. (Кровать, печка­буржуйка. На сцене появляется девочка. Таня Савичева.) Голос за занавесом: Голод смертью идет по городу. Не вмещают погибших ленинградские кладбища. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и утром не просыпались. Более 600 тысяч человек скончалось от голода в Ленинграде. Среди ленинградских домов поднимался и этот дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут се Таня. Таня Савичева ведет дневник. Записная книжка с алфавитом. Таня открывает счраничку с буквой «Ж». Таня    (пишет и говорит вслух). «Женя умерла 28 декабря в  12.30 часов утра  1941 г» Голос за занавесом: Женя ­ это сестра Тани. Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку  с буквой «Б». Таня: «Бабушка умерла 25 января. 3 часа дня. 1942г.» Голос за занавесом: Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Таня: Голос: Таня: Голос: Таня: «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.» Лека— это брат Тани. Еще одна страница. Страница на букву «В». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942г.» Другая страничка. Тоже на букву «Л». «Дядя Леша. 10 мая в 4 часа дня   1942г.» Голос:                 Вот страничка с буквой «М». Таня: Голос: «Мама 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942г.» Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Таня: Голос: «Савичевы умерли . » Открывает страницу на букву «У». Уточняет. Таня: «Умерли все». Голос:                 Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Таня: «Осталась одна Таня» (медленно уходит со сцепы) Вед.2: Вед.1: И черным пеплом Белый снег ложился                                                                                                                         на город. Погруженный в мерзлоту Мороз такой, что если б были птицы Они б замерзли на лету. И от домов промерзших, от заводов На кладбище­все новые следы. Ведь людям без огня и без воды Еще трудней. Чем сквозь огонь и воду, Но город жив!                                                                                                                                   Он выйдет из бомбежек. Из голода, из горя, из зимы...                                                                                                           И выстоит Иначе быть не может. Ведь это говорю не я, а мы. (Вой пурги, разрывы снарядов) 27 января  1944 года Такого дня не видел Ленинград!                Нет, радости подобной не бывало.  Казалось, что все небо грохотало  Приветствуя великое начало                      Весны, уже не знающей преград!                Гремел неумолкаемо салют                        Из боевых, прославленных орудий.  Смеялись, пели, обнимались люди. (На экране кадры военного салюта. Входят юноша и девушка, в руках цветы.) Юноша: Пискаревское кладбище. Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане: мужчины, женщины. Дети. Девушка:        Рядом с ними солдаты­красноармейцы. Всей жизнью своею они защищали тебя, Ленинград! Юноша: Имен благородных мы всех перечислить не можем. Так много их под вечной охраной гранита. Девушка:        Вечная слава героям! Юноша: Вечная слава! (Звучит «Реквием» В.Моцарта) Сцена 7. Гитлер: Советы уже летом  1942 года будут разгромлены. Сталинград наш. В нескольких домах сидят еще русские. Ну и пусть. Это их личное дело. А наше дело  сделано. Из Сталинграда мы не уйдем никогда. Никогда! Немецкий солдат (письмо к родне) В германии все убеждены, что Сталинград                                                                                         полностью наш. Как они глубоко ошибаются. Если бы они видели, что сделал с нашей  армией Сталинград. Второй солдат. Русские перешли в наступление по всему фронту. Идут ожесточенные бои. Вот она, Волга, вот она победа! Вот оно скорое свидание с родными. Очевидно,  увидимся на том свете. Вед.1: Вед.2: Шел тогда ноябрь 1942 года. А вот записи декабря. Немецкий солдат. Лошадей уже всех съели. Будь проклята эта война. 31 января капитулировала южная группировка немецких войск во главе с командующей 6­й армии Паулюсом.2 февраля капитулировали остатки армии. Вед.1: А впереди еще были грозовые, сороковые. (Разрывы снарядов) Вед.2: Вед.1: Вед.2: Сороковые, роковые Военные и фронтовые.                         Где извещенья похоронные,                И перестуки эшелонные .                    Гудят накатанные рельсы.  Просторно, холодно, высоко.             И погорельцы, погорельцы                  Кочуют с запада к востоку,  Сороковые, роковые                      Свинцовые, пороховые.                       Война гуляет по России .                    А мы такие молодые! Когда на смерть идут­поют. А перед   этим можно плакать                    Ведь самый страшный час                           В бою—                                                         час ожидания атаки.                                     Разрыв — и умирает друг.                           И значит, смерть проходит мимо...  Сейчас настанет мой черед.                        За мной одним идет охота. (Вой пурги, разрывы снарядов) За далекие пригорки Уходил сраженья жар,                                 На снегу Василий Теркин  Неподобранный лежал                                 Снег под ним, набрякший кровью. Взялся грудой ледяной.                                    Смерть склонилась к изголовью: Ну, солдат, пойдем со мной, Я теперь твоя подруга                        Недалеко провожу                              Белой вьюгой, белой вьюгой.  Вьюгой след запорошу. Дрогнул Теркин. Замерзая на постели снеговой. Я не знал тебя, Косая, Я солдат еще живой! Смерть: Вед.1: Теркин: Смерть: Помню, помню, молодец. Я ­ то знаю, я ­ то вижу.                              Ты живой, да не жилец.                           Мимоходом тенью смертной                           Я твоих коснулась щек,                           Для тебя и незаметно.                           Что на них сухой снежок.                           Моего не бойся мрака,                           Ночь, поверь, не хуже дня. Теркнн.       А чего тебе, однако, Нужно лично, лично от меня? Смерть: Теркнн. Смерть: Теркин. Смерть: Нужно мне... такую малость, Ну почти что ничего,                                                                                                  Нужен знак один согласья,                                                                                        Что устал ты жизнь беречь,                                                                                       Что о смертном молишь часе. Сам, выходит, подпишись? Ну, что же, подпишись, и на покой. Нет, уволь, себе дороже... А смотри­ка, дело к ночи, На мороз горит заря.                                                                                                  Я к тому ,чтоб мне короче                                                                                         И тебе не мерзнуть зря. Теркнн. Потерплю. Ну что ты, глупый!                                                                                                           Смерть. Ведь лежишь, всего свело...                                                                                                                   Вижу, веришь. Вот и слезы,                                                                                                                             Вот уж я тебе милей. Теркин.                            Не от милости твоей. Врешь, я плачу от мороза. Смерть. Что от счастья, что от боли Завилась поземка в поле,                                                                                      Нет, тебя уж не найдут,                                                                                              И зачем тебе подумай.                                                                                                Если кто и подберет                                                                                                Пожалеешь, что не умер                                                                                             Здесь на месте, без хлопот. Теркин. Шутишь, смерть, плетешь тенета... Мне как раз пожить охота, Я и не жил­то еще... Смерть (смеется) А и встанешь, толку мало, А и встанешь­ все сначала: Холод, страх, усталость, грязь,                                                                                      Ну­ка, сладко ли, дружище,                                                                                       Рассуди — ка, в простоте. Теркин. Ни в каком уже суде. Что судить!  С войны не взыщешь Смерть. А тоска, солдат, в придачу: Как там дома, что с семьей?   Вот уж выполню задачу­   Теркин.                               Кончу немца­и домой. Смерть.            Так. Допустим. Но тебе­то И домой к чему прийти?                                                    Догола земля раздета                                                          И разграблена, учти.                                                           Все в забросе. Теркин. Я бы дома в дело вник. Я работник.                                                                                                                                       Смерть. Вед.2: Человеку Теркин. Дом разрушен.                                                                                     Я и плотник,                                                                                        Печки нету.                                                                                         Я печник.                                                                                             Я от скуки на все руки                                                                       Буду жив ­ мое со мной! Дай еще сказать старухе. Вдруг придешь с одной рукой?                                                         Иль еще каким калекой,­                                                                   Сам себе и то постыл... И со смертью                                                                                                                                    Спорить стало выше сил,                                                   Истекал уже он кровью,                                                     Коченел, спускалась ночь              При одном моем условьи, Смерть, послушай... я не прочь Я не худший и не лучший, Что погибну на войне. Но в конце ее, послушай. Дашь ты на день отпуск мне? Дашь ты  мне в тот день последний. В праздник славы мировой Услыхать салют победный. Что раздастся над Москвой? Дашь ты мне в тот день немножко Погулять среди живых? Дашь ты мне в одно окошко Постучать в краях родных? Смерть, а смерть, еще мне там Дашь сказать одно словечко? Полсловечка... Смерть.  Теркин            Нет, не дам.            Так пошла ты прочь, Косая,             Я солдат еще живой .                             Буду плакать, выть от боли, гибнуть в поле без следа.                             Но тебе по доброй воле я не сдамся никогда. Смерть.             Погоди, резон почище             Я найду­ подашь мне знак. (Слышны голоса) Теркин.  Смерть.             Стой  идут за мною. Ищут из санбата.              Где чудак? Теркин (вглядываясь). Вон по стежке занесенной. Смерть (хохочет) Из команды похоронной. Теркин. Все равно, живой народ. Солдат 1­й. Солдат 2­й. Вот еще остался воин, К ночи всех не уберем. А и то: устали за день. Доставай кисет, земляк.         На покойничке присядем       Да покурим натощак. Теркин (зашевелился) Прогоните эту бабу, я солдат еще живой. Солдат 1­й: Вот так штука! Солдат 2­й: Верно, штука­ жив солдат! Солдат 1­й: Что ты думаешь? Солдат 2­й: А ну­ка, понесем его в санбат! Солдат 1­й: Еле­еле, душа в теле. Теркин. Шутки, что ль, зазяб совсем. Солдат 2­й: А уж мы тебя хотели, понимаешь в наркомзем. Солдат 1­й Смерть. (поднимая Теркина) Не толкуй, заждался малый, вырубай шинель во льду. Поднимай. (Несут Теркина) Я, однако, в след пойду Земляки ­ они к работе                           Приспособлены к иной.                                 Врете, растрясете—и еще он будет мой. Солдат 1­й: Понесли, терпи, дружок Теркин: Солдат 2­й: Отдохнули бы немного, хлопцы... Милый человек, не тревожься, не жалей, потому несем живого, мертвый ­ вдвое тяжелей. Солдат 1­й: Оно известно.                                                                                                         А еще и то учесть, что живой спешит до места.                                                                                        Мертвый дома ­ где ни есть Солдат 2­й: Дело, стало быть, в привычке.                                                                                    Что ж ты, друг, без рукавички?                                                                                                                  На— ко теплую, с руки. Смерть: До чего они, живые, меж собой  ­дружны. Потому и с одиночкой сладить надобно суметь.      Нехотя даешь отсрочку. Вед.1: И, вздохнув, отстала смерть. (Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь»)                                                          Сцена 8. Вед.1: Вед.2: Вед.1: Жди меня, и я вернусь Только очень жди.                                                                       Жди , когда наводят грусть                                                       Желтые дожди.                                                                            Жди, когда снега метут,                                                             Жди, когда жара,                                                                         Жди, когда других не ждут,                                                       Позабыв вчера.                                                                            Жди меня, и я вернусь ,                                                              Всем смертям назло                                                                    Кто не ждал меня, тот пусть,                                                     Скажет: Повезло!                                                                        Не понять не ждавшим им,                                                         Как среди огня                                                                            Ожиданием своим                                                                       Ты спасла меня. (Звучит «Весенний вальс» М. Блантера , Я. Блантера) И вот пришел он. 1945 год. Год нашей Победы. Девушка­регулировщица у бетонного шоссе. Как березонька из рощицы,                                                        В молодой своей красе,                                                              Ей пилотка кудри рыжие                                                            Сбила на макушку вкось                                                            Головной убор для стриженных                                                А не для копны волос. И она флажком ответствует у Берлина на виду,                                                            И она ребят приветствует, улыбнувшись на ходу.                                                         И улыбка белозубая, и флажка веселый взмах,                                                             Воскрешают жизнелюбие                                                                                                  В искалеченных сердцах. (Звучит вальс «Мы еще с тобой, сестра, станцуем») Вед.2: Вед.1: Вед.2: Вед.1: Вед.2: Вел.1: Юноша: Вед.2: Мы шли и шли в атаки неустанно Берлин пылал.  Дымился каждый дом  А май свечами укрывал каштаны. В разрытом парке, где катился гром Шел жаркий бой за каждый дом и выступ  Валились башни в сломанных крестах  Как жаждали мы ринуться  на приступ.  Пробиться к центру, где горит рейхстаг. Еще горячкой  боя сердце билось, А  в мир уже вступила тишина  Как будто время здесь остановилось  Не веря вдруг, что кончилась война. Перед арками обугленного свода В  какой—то первозданной тишине  Солдаты  величайшего похода  Расписывались прямо на стене. Рейхстагова развалина дышала Всем перегаром битвы мировой  И в ней звучнее всякого орала  Пел хор имен, растущих, как прибой. Открыто все свое писали имя Чтоб знали люди будущих времен, Что подвиг сей,  свершенный всеми ими, Во имя человечества  свершен. (Звучит песня «День Победы»  Д.Тухманова. На сцену выходят ветераны войны. Им вручают цветы.) (Выходят юноша и девушка в светлых одеждах) Я знаю, никакой моей вины в том, что другие Не пришли с войны,                                                       В том, что они ­кто старше                                           Кто моложе остались там.                                            И не о том же речь                                                         Что я их мог, но не сумел сберечь                               Речь не о том, но все же, все же, все же... Чем дальше мы уходим от войны И нас с тобою тишина объемлет,                                  Тем все сильней и явственней                                      Слышны ее раскаты, вздыбившие землю.                    Чем дальше мы уходим от войны                                 И ,чем спокойней синие закаты,                                   Тем резче нам в закатной мгле видны                          Огнем войны обугленные хаты.                                    Чем дальше мы уходим от войны,                                Спалив всю горечь этих лет познавши ,                       Не понаслышке, не со стороны,                                    Тем ближе нам воспоминанья наши,                            Чем дальше мы уходим от войны                                 И четче обнажаются вершины,                                     Тем полнозвучней голос тишины                                 Тем все понятней, что мы совершили. (На сцену выходят учащиеся, говорящие от имени тех, кто не дожил до Победы) 1­й: 2­й: 3­й: Я убит подо Ржевом Тот убит под Москвой .              Где вы, воины, где вы                  Кто остался живой? В городах миллионных, В селах, дома, в семье В боевых гарнизонах? Не на нашей земле? Я вам жить завещаю, Что я больше могу!                                                                                                                                     4­й: От неизвестных и до знаменитых,   сразить которых годы не вольны,                                                                    нас двадцать миллионов незабытых, убитых, не вернувшихся с   войны. Вед.1: И в День Победы сходим с пьедестала И в окнах свет покуда не погас,                 Мы все от рядовых до генералов  Находимся незримо среди вас. (Звучит песня «Журавли» муз .Я. Френкеля, ел. Р.Гамзатова,)                                           Сцена 9. (На сцене ведущие в форме десантников) Вед.1: Вед.2: Вед.1: Вед.2: Вед.1: Вед.2: Вед.1: Через 34 года после окончания Великой Отечественной войны наши солдаты вновь встали в строй. Им предстояло выполнить интернациональный долг в Афганистане. В ту ночь пришел приказ в казармы к нам. Десантникам тревогу объявили.                 Сказали нам: летим   в Афганистан.  Маршрут уже на картах проложили.      Нам на раздумья время не дано                  Оружие свое готовим к бою.                       Войну видали только лишь в кино,             А здесь придется жертвовать собою. Воевавшие дети не воевавших отцов —так часто говорят о воинах ­ интернационалистах. Правда, случалось иногда и солдатам  предшествующих  «афганскому» поколений менять в магазинах автоматов холостые патроны на боевые. Но  впервые после сорок пятого до конца убедиться, сколь хрупок наш мир, пришлось именно  нашим «афганцам». Земля Афганистана полита кровью русских солдат. За 9 лет 9 месяцев и  18 дней боевые действия унесли жизни   15 тысяч советских воинов, более 50 тысяч стали инвалидами, более 300 человек пропали без  вести, 285 «афганцев» удостоились звания Героя Советского Союза. 206 из них  ­посмертно. Всего в боях приняли участие 400 тысяч человек. Костромская область отдала этой  войне 57 жизней ­49 убитых и трое  пропавших без вести. В этом страшном списке и наш земляк­Николай Пластов. Юноши из нашего района выполнили с честью интернациональный долг в   Афганистане. Смирнов Сергей, Галышев Алексей, Смирнов Владимир, Коржев Михаил, Климов  Владимир, Горшков Вадим, Чумаков Николай, Большаков Евгений, Крутиков  Андрей, Петряшов Юрий, Селезнев Евгений, Рябков Алексей, Невзоров Андрей — выпускники нашей Межевской средней школы. Веселов Сергей, Виноградов Андрей,  Иванцов Михаил, Кузнецов Андрей, Смирнов Николай. Вед.2: Именно им довелось испытать то, что испытали их деды, но, к счастью миновало судьбу отцов. (Исполняется песня об Афганистане) Сцена 10. (на сцене ведущие) Вед.1: Вед.2: Вед.1:  Вед.2: Вед.1: Вед.2: Вед.1: Девяностые годы. 20 век. И вновь война, вновь гибнут  наши ребята, вновь слезы на глазах матерей. Чеченский конфликт... Нужна ли  Чечня России? Кто даст гарантию того, что две компании (1994­ 1996 и   1999­2000 годов) не продолжатся? Ответа опять нет. Уже который год Чечня не дает покоя. Рубцы на сердцах матерей, чьи сыны несли воинскую службу в зоне боевых действий  будут саднить всегда. Время затушевывает чеченские события, но никогда они не сотрутся из памяти российских солдат. Воспоминания будут бередить душу.   Может, не стоит ворошить потухшие угли, не давать вспыхнуть военному прошлому? Нет, стоит! Нельзя не рассказывать о мальчишках, ушедших со школьной  скамьи, в мирное время, в полымя, но с достоинством выдержавших все и  выстоявших, о мальчишках, представлявших лишь из книг и фильмов, что такое  война, что такое смерть... Да, люди должны помнить войну, чтобы предотвратить новую, предотвратить гибель наших отцов, мужей, сыновей. (Звучит песня «Разговор с портретом», группа «Голубые береты») (На сцену выходят две девушки, одна в черном платье, другая ­ в белом, в руках цветы) 1 девушка:         Пусть не все герои те, что погибли,                  Павшим ­ вечная слава! 2 девушка:       Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим  Это нужно не мертвым,  Это нужно живым. 2 девушка:        Люди Земли!                Убейте войну,  Прокляните войну.  Люди Земли!!! 1 девушка:         Мечту пронесите через года                               И   жизнью наполните!                                         Но о тех, кто уже не придет никогда ­     Заклинаю ­ помните! (Звучит «Реквием» В.Моцарта)

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"

Методическая разработка школьного вечера на тему "Солдаты трёх поколений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017