Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Работа в классе
docx
физика
7 кл
16.01.2017
Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения
Презентация к уроку
Урок по ФГОС.docx

Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения

Автор: Дударева Е.М. учитель физики МБОУ гимназия №11 Железнодорожный

Технологическая карта урока

1.                   

Предмет

физика

2.                   

Класс

7

3.                   

Базовый учебник

А.В.Перышкин «Физика 7»

4.                   

Тема урока

Плотность вещества

5.                   

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

изучение нового материала

6.                   

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Формирование понятия «Плотность» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения физики, в  процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала;

выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;

охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;

определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;

Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:

познавательных УУД  (ПУУД): умения  экспериментировать, наблюдать,  анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;

регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;

коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли

7.                   

Межпредметные связи

Физика и математика

8.                   

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

презентация

9.                   

Материалы и оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, ореометр, емкости разного объема.

10.               

Список используемой литературы

1. Перышкин А. В. “Физика – 7 класс”, Москва “Дрофа”, 2013год; 

2. Лукашик В. И. , Иванова Е. В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва “Дрофа”,2013

 



 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

(1 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

 

2.

Мотивационный

(3 мин)

 

Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) (Приложение №1)

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…,

 

 - Итак, почему я вам прочитала это стихотворение?

- Да, это стихотворение  об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.

 

Слушают стихотворение.

 

- Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

3.

Актуализация знаний

(3 мин)

Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях. 

А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2).

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга

РУУД: рефлексия содержания материала

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

РУУД: контроля и оценки

4.

Изучение нового материала

(20 мин)

Посмотрите слайд №3 и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.

 

 

 

 

Какой вывод можно сделать?

 

 

 

Теперь посмотрите на следующий слайд и сделайте сравнительный анализ. (слайд 4)

 

 

 

 

Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий слайд и сделайте вывод.(слайд №5)

 

 

 

 

А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?

 

 

 

Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?

 

 

 

 

 

Отчего зависят различия веществ?

 

 

 

 

 

Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.

 

 

 

 

 

Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. ( слайд №6)

 

Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.

 

 

 

 

 

Постараемся выполнить его.

От чего зависит плотность вещества?

 

 

 

 

Давайте запишем физический смысл плотности вещества:

Плотность показывает, какая масса  вещества приходится на единицу объёма тела.

Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?

 

 

Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?

 

 

 

Следовательно, что специфично для плотности вещества?

Запишем в тетрадь информацию изображенную на слайде.

(слайд №7 )

 

 

 

 

 

Теперь,  выясним,  каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр.  Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.

 

 

- Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их  масса и цвет.

 

 

- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы

 

 

 

 

 

 

- У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.

 

 

Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.

 

 

- Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.

 

 

Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ –  массой.

 

- Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.

 

- От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.

 

 

Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.

 

 

 

 

 

1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения

6. Типичный признак

 

 

 1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.

 

 

 

 

Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?

 

 

- Плотность будет одинаковая.

 

 

- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.

 

- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.

ПУУД: умения сравнивать

 

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

 

 

 

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

 

 

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

РУУД: целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения анализировать

 

 

 

 

 

 

РУУД: контроля и оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения сравнивать, анализировать

 

 

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать

ПУУД: умения сравнивать

ПУУД: умения делать выводы

5.

Первичное закрепление знаний

(5 мин)

 

Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. У какого из трех брусков, сделанных

из дуба, больше масса?( слайд №8)

2. У какого шарика меньше масса?(слайд №9)

№3. Плотность бетона равна 2200 кг/м3. Что это значит?

№4. Плотность керосина равна 8 г/см3. Что это значит?

№5. Допишите равенства (слайд №10)

 

 

 

 

 

 


- Отвечают на вопросы

 

РУУД: рефлексия содержания материала

 

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

6.

Закрепление

(8 мин)

Посмотрите на доску (слайд № 11-12) и ответьте на вопрос:

1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?

А теперь откроем учебники на стр. 50,51, перед нами таблицы плотностей различных тел.

1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.

 

 

2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?

 

 

 

3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?

 

 

 

Слайд № 13.  Отвечаем на вопросы

Что означает запись: «Плотность льда 900 кг/куб. м»? Что показывает плотность?

Два кубика – из свинца и чугуна имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём?

В одной мензурке налили 100 мл чистой воды, а в другую – 250 мл такой же воды. Одинакова ли плотность воды в мензурках?

Объём воды и нефти одинаковый. Масса какой жидкости больше? Почему?

 

Отвечают на вопросы.

1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости.

Работа по учебнику.

- Самая большая плотность,  из таблиц,  у золота, самая  низкая у водорода. 

- Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном.

- Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.

 

1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м

2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца.

3. Плотность будет одинаковой.

4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти.

 

 

ПУУД: умения анализировать

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: рефлексия содержания материала

 

 

РУУД: рефлексия содержания материала

 

 

7.

Рефлексия

(2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 Рефлексия деятельности:

Оцените свою деятельность на уроке, используя клише:

«Я…»

«Мы…»

«Дело…»

 

Рефлексия чувств, настроения, эмоций:

Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему?

 

Оценивают свою деятельность

 

РУУД: умения контроля и оценки

 

РУУД: рефлексии

 

 

 

8.

Домашнее задание

(3 мин)

Спасибо ребята за урок! Мне было приятно поработать в вашем классе. Вы молодцы. Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами, которыми мы урок начали

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Наш урок – был открытием. Все, что вы сегодня узнали самостоятельно при моей небольшой помощи.

 (Слайд № 14)

Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 15)

 

Записывают в дневник домашнее задание.

 

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

 

 

 


 

Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения

Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения

Структура и ход урока №

Структура и ход урока №

Какой вывод можно сделать?

Какой вывод можно сделать?

Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов

Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов

Следовательно, что специфично для плотности вещества?

Следовательно, что специфично для плотности вещества?

Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?

Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?

Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на уроке, используя клише: «Я…» «Мы…» «Дело…»

Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на уроке, используя клише: «Я…» «Мы…» «Дело…»
Скачать файл
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей