Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения

  • Работа в классе
  • docx
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку
Иконка файла материала Урок по ФГОС.docx

Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения

Автор: Дударева Е.М. учитель физики МБОУ гимназия №11 Железнодорожный

Технологическая карта урока

1.                   

Предмет

физика

2.                   

Класс

7

3.                   

Базовый учебник

А.В.Перышкин «Физика 7»

4.                   

Тема урока

Плотность вещества

5.                   

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

изучение нового материала

6.                   

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Формирование понятия «Плотность» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения физики, в  процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала;

выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;

охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;

определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;

Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий:

познавательных УУД  (ПУУД): умения  экспериментировать, наблюдать,  анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы;

личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы;

регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, контроля и оценки;

коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли

7.                   

Межпредметные связи

Физика и математика

8.                   

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

презентация

9.                   

Материалы и оборудование

компьютер, мультимедийный проектор, экран, ореометр, емкости разного объема.

10.               

Список используемой литературы

1. Перышкин А. В. “Физика – 7 класс”, Москва “Дрофа”, 2013год; 

2. Лукашик В. И. , Иванова Е. В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва “Дрофа”,2013

 



 

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

(1 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

 

 

2.

Мотивационный

(3 мин)

 

Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) (Приложение №1)

Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…,

 

 - Итак, почему я вам прочитала это стихотворение?

- Да, это стихотворение  об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.

 

Слушают стихотворение.

 

- Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

3.

Актуализация знаний

(3 мин)

Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях. 

А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2).

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга

РУУД: рефлексия содержания материала

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

РУУД: контроля и оценки

4.

Изучение нового материала

(20 мин)

Посмотрите слайд №3 и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.

 

 

 

 

Какой вывод можно сделать?

 

 

 

Теперь посмотрите на следующий слайд и сделайте сравнительный анализ. (слайд 4)

 

 

 

 

Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий слайд и сделайте вывод.(слайд №5)

 

 

 

 

А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?

 

 

 

Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?

 

 

 

 

 

Отчего зависят различия веществ?

 

 

 

 

 

Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.

 

 

 

 

 

Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. ( слайд №6)

 

Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.

 

 

 

 

 

Постараемся выполнить его.

От чего зависит плотность вещества?

 

 

 

 

Давайте запишем физический смысл плотности вещества:

Плотность показывает, какая масса  вещества приходится на единицу объёма тела.

Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?

 

 

Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?

 

 

 

Следовательно, что специфично для плотности вещества?

Запишем в тетрадь информацию изображенную на слайде.

(слайд №7 )

 

 

 

 

 

Теперь,  выясним,  каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр.  Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.

 

 

- Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их  масса и цвет.

 

 

- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы

 

 

 

 

 

 

- У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.

 

 

Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.

 

 

- Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.

 

 

Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ –  массой.

 

- Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.

 

- От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.

 

 

Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.

 

 

 

 

 

1. Определение

2. Обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Способы измерения

6. Типичный признак

 

 

 1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.

 

 

 

 

Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?

 

 

- Плотность будет одинаковая.

 

 

- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.

 

- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод.

ПУУД: умения сравнивать

 

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

 

 

 

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

 

 

ПУУД: умения сравнивать

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

ПУУД: умения выдвигать гипотезы

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

РУУД: целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения анализировать

 

 

 

 

 

 

РУУД: контроля и оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения сравнивать, анализировать

 

 

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать

ПУУД: умения сравнивать

ПУУД: умения делать выводы

5.

Первичное закрепление знаний

(5 мин)

 

Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы:

1. У какого из трех брусков, сделанных

из дуба, больше масса?( слайд №8)

2. У какого шарика меньше масса?(слайд №9)

№3. Плотность бетона равна 2200 кг/м3. Что это значит?

№4. Плотность керосина равна 8 г/см3. Что это значит?

№5. Допишите равенства (слайд №10)

 

 

 

 

 

 


- Отвечают на вопросы

 

РУУД: рефлексия содержания материала

 

КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли

6.

Закрепление

(8 мин)

Посмотрите на доску (слайд № 11-12) и ответьте на вопрос:

1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела?

А теперь откроем учебники на стр. 50,51, перед нами таблицы плотностей различных тел.

1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.

 

 

2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?

 

 

 

3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?

 

 

 

Слайд № 13.  Отвечаем на вопросы

Что означает запись: «Плотность льда 900 кг/куб. м»? Что показывает плотность?

Два кубика – из свинца и чугуна имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём?

В одной мензурке налили 100 мл чистой воды, а в другую – 250 мл такой же воды. Одинакова ли плотность воды в мензурках?

Объём воды и нефти одинаковый. Масса какой жидкости больше? Почему?

 

Отвечают на вопросы.

1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости.

Работа по учебнику.

- Самая большая плотность,  из таблиц,  у золота, самая  низкая у водорода. 

- Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном.

- Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.

 

1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м

2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца.

3. Плотность будет одинаковой.

4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти.

 

 

ПУУД: умения анализировать

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД: умения делать выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУУД: рефлексия содержания материала

 

 

РУУД: рефлексия содержания материала

 

 

7.

Рефлексия

(2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 Рефлексия деятельности:

Оцените свою деятельность на уроке, используя клише:

«Я…»

«Мы…»

«Дело…»

 

Рефлексия чувств, настроения, эмоций:

Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему?

 

Оценивают свою деятельность

 

РУУД: умения контроля и оценки

 

РУУД: рефлексии

 

 

 

8.

Домашнее задание

(3 мин)

Спасибо ребята за урок! Мне было приятно поработать в вашем классе. Вы молодцы. Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами, которыми мы урок начали

Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле,

Телевизору, голосу рации,

Вентилятору на столе.

Ток по проволоке струится,

Спутник мчится по небесам.

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам…

Наш урок – был открытием. Все, что вы сегодня узнали самостоятельно при моей небольшой помощи.

 (Слайд № 14)

Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 15)

 

Записывают в дневник домашнее задание.

 

 

ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы