Методическая разработка сценария урока «Плотность» с применением технологии проблемного обучения
Автор: Дударева Е.М. учитель физики МБОУ гимназия №11 Железнодорожный
Технологическая карта урока
1. |
Предмет |
физика |
2. |
Класс |
7 |
3. |
Базовый учебник |
А.В.Перышкин «Физика 7» |
4. |
Тема урока |
Плотность вещества |
5. |
Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.) |
изучение нового материала |
6. |
Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные) |
Формирование понятия «Плотность» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения физики, в процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала; выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл; охарактеризовать плотность вещества как физическую величину; определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях; Развивающие: Способствовать развитию универсальных учебных действий: познавательных УУД (ПУУД): умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы; личностных УУД (ЛУУД): осознанию личностного значения изучения темы; регулятивных УУД (РУУД): целеполагания, рефлексии, контроля и оценки; коммуникативных УУД (КУУД): умения грамотно выражать речью свои мысли |
7. |
Межпредметные связи |
Физика и математика |
8. |
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники) |
презентация |
9. |
Материалы и оборудование |
компьютер, мультимедийный проектор, экран, ореометр, емкости разного объема. |
10. |
Список используемой литературы |
1. Перышкин А. В. “Физика – 7 класс”, Москва “Дрофа”, 2013год; 2. Лукашик В. И. , Иванова Е. В. Сборник задач и упражнений по физике для 7-9 класса, Москва “Дрофа”,2013
|
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||||||||
1. |
Организационный момент (1 мин) |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. |
|
|
||||||||
2. |
Мотивационный (3 мин)
|
Здравствуйте, ребята. Обратите своё внимание на доску (слайд №1) (Приложение №1) Я
еще не устал удивляться
- Итак, почему я вам прочитала это стихотворение? - Да, это стихотворение об открытиях, а любой урок тоже является открытием. Причем к этому открытию вы придете сами.
|
Слушают стихотворение.
- Потому что здесь говорится про открытия, а многие открытия связаны с физикой.
|
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы ПУУД: умения выдвигать гипотезы КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли |
||||||||
3. |
Актуализация знаний (3 мин) |
Но вначале давайте немного повторим теорию. Прошу вас, ребята, заполнить таблички (табл.№1) , которые лежат у вас на парте. Вспомните, изменяются или нет качественные свойства тел в различных состояниях. А теперь выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске (слайд № 2).
|
Ученики отвечают на вопросы, контролируя друг друга |
РУУД: рефлексия содержания материала КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
РУУД: контроля и оценки |
||||||||
4. |
Изучение нового материала (20 мин) |
Посмотрите слайд №3 и сделайте сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.
Какой вывод можно сделать?
Теперь посмотрите на следующий слайд и сделайте сравнительный анализ. (слайд 4)
Чтобы выяснить причину такого различия, давайте «заглянем» во внутреннее строение тела. Рассмотрите следующий слайд и сделайте вывод.(слайд №5)
А если размеры молекул отличаются, то чем они еще отличаются?
Одинаковое ли число молекул помещается в данном объеме?
Отчего зависят различия веществ?
Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета выше изложенных выводов.
Запишем тему урока: Плотность вещества. Сегодня на уроке мы с вами будем изучать плотность вещества. ( слайд №6)
Какие цели вы поставите перед собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в виде плана изучения плотности вещества.
Постараемся выполнить его. От чего зависит плотность вещества?
Давайте запишем физический смысл плотности вещества: Плотность показывает, какая масса вещества приходится на единицу объёма тела. Теперь вы поработаете в парах по изучению плотности вещества по плану, используя текстовую информацию в учебнике
Если я возьму одно и то же вещество массой 100 г и массой 50 кг, будет ли отличаться его плотность?
Будет меняться плотность вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то влево, то вверх или вниз?
Следовательно, что специфично для плотности вещества? Запишем в тетрадь информацию изображенную на слайде. (слайд №7 )
Теперь, выясним, каким способом можно определить плотность вещества. Существует прибор, с помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор лежит на парте. Достаньте из чехла и рассмотрите его. Этот прибор называется ареометр. Давайте измерим плотность жидкости, а именно, воды. Перед вами стоят различные емкости, какие, на ваш взгляд, подойдут для опыта? Измерьте плотность воды и сравните ее с табличными данными и сделайте вывод.
|
- Эти тела объединяют такие свойства как одинаковые размеры, одинаковые агрегатные состояния, но отличают их масса и цвет.
- Тела, имеющие одинаковые объемы, имеют разные массы
- У тел одинаковая масса, агрегатное состояние. Различие состоит в размере тел и их цвете.
Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу, имеют разный объем.
- Размеры одинаковые, отличаются размерами молекул и промежутками между ними.
Выдвигают гипотезы и дают правильный ответ – массой.
- Разное. Если сравнивать первые два тела, то в первом теле молекулы расположены более плотно.
- От массы молекул, следовательно, от массы вещества и как плотно расположены между собой молекулы.
Дискутируют, выдвигают гипотезы и с помощью учителя называют ее – плотность вещества.
1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4. Единицы измерения 5. Способы измерения 6. Типичный признак
1.От массы молекул; 2.Как плотно расположены молекулы между собой.
Ученики выполняют задание письменно в тетради, сравнивают проделанную работу в парах. Задают вопрос, а каким еще способом можно определить плотность вещества? Что за типичный признак плотности?
- Плотность будет одинаковая.
- Не будет, плотность не зависит от того куда движется тело.
- Плотность постоянна для одного и того же вещества, является скалярной величиной, т.к. не зависит от направления движения. Делают записи в тетради.
Берут измерительный цилиндр, наливают воду и измеряют плотность воды и сравнивают с табличными данными. Делают вывод. |
ПУУД: умения сравнивать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения выдвигать гипотезы
ПУУД: умения сравнивать КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения выдвигать гипотезы КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
РУУД: целеполагание
ПУУД: умения анализировать
РУУД: контроля и оценки
ПУУД: умения сравнивать, анализировать
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли
ПУУД: умения делать выводы
ПУУД: умения экспериментировать, наблюдать ПУУД: умения сравнивать ПУУД: умения делать выводы |
||||||||
5. |
Первичное закрепление знаний (5 мин)
|
Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы: 1. У какого из трех брусков, сделанных из дуба, больше масса?( слайд №8) 2. У какого шарика меньше масса?(слайд №9) №3. Плотность бетона равна 2200 кг/м3. Что это значит? №4. Плотность керосина равна 8 г/см3. Что это значит? №5. Допишите равенства (слайд №10)
|
- Отвечают на вопросы
|
РУУД: рефлексия содержания материала
КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли |
||||||||
6. |
Закрепление (8 мин) |
Посмотрите на доску (слайд № 11-12) и ответьте на вопрос: 1.Сможете ли вы самостоятельно определить плотность своего тела? А теперь откроем учебники на стр. 50,51, перед нами таблицы плотностей различных тел. 1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и самая низкая.
2.В каких агрегатных состояниях находятся эти тела?
3.Почему плотность газов во много раз меньше плотности твёрдых тел и жидкостей?
Слайд № 13. Отвечаем на вопросы Что означает запись: «Плотность льда 900 кг/куб. м»? Что показывает плотность? Два кубика – из свинца и чугуна имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём? В одной мензурке налили 100 мл чистой воды, а в другую – 250 мл такой же воды. Одинакова ли плотность воды в мензурках? Объём воды и нефти одинаковый. Масса какой жидкости больше? Почему?
|
Отвечают на вопросы. 1.Возможно, если знать собственную массу и вытесненный вами объём жидкости. Работа по учебнику. - Самая большая плотность, из таблиц, у золота, самая низкая у водорода. - Золото в твёрдом состоянии, а водород в газообразном. - Это связано с молекулярным строением тел в различных агрегатных состояниях. В твёрдом теле на 1 куб. см приходится большее число молекул, чем в газообразном.
1.Плотность льда показывает, какая масса льда в 1 куб. м 2.Кубик из чугуна имеет больший объём, т.к. его плотность меньше, чем у свинца. 3. Плотность будет одинаковой. 4. Масса воды будет больше, т.к. плотность воды больше плотности нефти. |
ПУУД: умения анализировать
ПУУД: умения делать выводы
РУУД: рефлексия содержания материала
РУУД: рефлексия содержания материала
|
||||||||
7. |
Рефлексия (2 мин)
|
Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на уроке, используя клише: «Я…» «Мы…» «Дело…»
Рефлексия чувств, настроения, эмоций: Сравните свои чувства в начале и в конце урока. Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства. Если менялись, то почему? |
Оценивают свою деятельность |
РУУД: умения контроля и оценки
РУУД: рефлексии
|
||||||||
8. |
Домашнее задание (3 мин) |
Спасибо ребята за урок! Мне было приятно поработать в вашем классе. Вы молодцы. Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами, которыми мы урок начали Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… Наш урок – был открытием. Все, что вы сегодня узнали самостоятельно при моей небольшой помощи. (Слайд № 14) Выставление отметок. Всем спасибо за урок. (Слайд № 15)
|
Записывают в дневник домашнее задание.
|
ЛУУД: осознание личностного значения изучения темы
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.