Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."
Оценка 4.8

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Оценка 4.8
Работа с родителями +1
docx
классное руководство
7 кл
05.02.2017
Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."
Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно-воспитательного процесса в школе. Такие встречи должны способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о дисциплине, питании, дежурствах и т.д.Технология подготовки и проведения родительских собраний.
Технология подготовки, организации.docx
Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания. «Первое условие разумной родительской любви­ владеть  полною доверенностью детей,  и счастливы дети, когда для них открыта  родительская грудь и объятия,  которые всегда  готовы принять их и правых, и виноватых,  и в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения». В.Г.Белинский     Классное родительское собрание ­ высший орган самоуправления родителей в классе ­ созывается по  мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. Характеристика родительского собрания         Родительское собрание является важнейшей формой взаимодействия классного руководителя с  семьей ученика. На собрании родители должны не только знакомиться с особенностями учебно­ воспитательного процесса в школе. Такие встречи должны способствовать психолого­педагогическому  просвещению родителей, привлечению их к совместной деятельности с детьми. Безусловно, именно на  собрании в ходе коллективного обсуждения должны находиться ответы на организационные вопросы о  дисциплине, питании, дежурствах и т.д.  Существует много вариантов проведения родительских собраний. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень образованности,  заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Наиболее важные  функции собрания: ознакомление родителей с содержанием, методикой учебно­воспитательного  процесса в учебном заведении и психолого­педагогическое образование. На родительских собраниях  подводят итоги работы, систематически знакомят родителей с задачами, новым содержанием и  направлениями учебно­воспитательного процесса, спецификой работы учебного заведения. Родители  получают информацию о нормативно­правовой основе нововведений, внедрении новейших технологий  обучения. Психолого­педагогическое образование заключается в информировании родителей об  особенностях развития обучающихся конкретной возрастной категории, предупреждении возможных  проблем в обучении, условиях успешного взаимодействия между взрослыми и детьми. Тематику  собрания определяют общие задачи воспитания, условия учебно­воспитательной работы в классе,  уровень общей культуры и педагогический. кругозор родителей. Во время собрания анализируют учебные достижения учеников, их возможности,  этапы развития класса в учебной деятельности. Собрание должно иметь как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, практикумы, с помощью которых родители смогли  бы обрести уверенность в себе, решительность в достижении целей воспитания, увидеть  возможности не только для развития детей, но и резервы собственной самореализации. Результативными  и интересными считают нестандартные собрания: «круглый стол», тематическая дискуссия родителей с  приглашением специалистов, общее собрание родителей и детей, встречи только родителей или матерей  отдельно. В методическом пособии «Работа классного руководителя с родителями» Р.М. Капралова называет и кратко характеризует следующие виды родительских собраний: ­организационные; ­текущие или тематические; ­итоговые.      Организационные родительские собрания – это собрания, на которых составляются и утверждаются  планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения,  разрабатываются мероприятия с участием родителей. Текущие родительские собрания — это собрания с традиционной повесткой дня Тематические родительские собрания — это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении  которой заинтересовано большинство родителей класса.        Итоговые родительские собрания — это собрания, целью которых является подведение итогов и  результатов развития учеников класса за определённый период. Во время таких собраний родители  имеют возможность оценить достижения как всех учеников, так и собственного ребёнка.        В подготовке родительского собрания можно выделить три этапа: организация родительских  собраний; подготовка сценария и проведение собрания;  осмысление итогов собрания.                                       Принципы проведения родительского собрания  Родительское собрание ­ не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной  педагогической  информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.  Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи  детей в учёбе.  Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.  Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.  Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давая им возможность  высказать своё мнение в ходе собрания, а не после него.  Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что  бестактных разговоров не будет.  У семьи и школы одни проблемы и заботы ­ это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч  родителей и учителей ­ искать совместные пути их решения.  Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную  информацию, которую можно использовать во благо ребёнку. Правила проведения собраний 1.  Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую  информацию и документы. 2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и  советов. 2 3. Главным методом проведения собрания является диалог. 4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания. 5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за  четыре дня до проведения собрания. 6. Учителя­предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного  руководителя. 7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей­ предметников. 8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета), 9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского  собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после  проведения собрания.  Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания. 1. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому  требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность собрания 1­1,5 часа. 2. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности  и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета. 3. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие: ­выбор темы собрания. Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор  обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями  развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой  формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования  взаимоотношений школы и семьи.     Цель  собрания связана с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже  Определение целей родительского собрания. при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует  обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие: ­ способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсената их знаний  по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе; ­ содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность  классного сообщества; ­ выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить  интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; 3 ­ пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность  совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери; ­ подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год;       Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания,  невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей  проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Этапы подготовки родительского собрания 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Имеет смысл подготовить к каждому родительскому собранию диагностический или статистический  материал, связанный с изучением отдельных аспектов жизни учеников класса. Полезность собраний для  родителей заключается в получении особенно актуальной для них на данный момент информации, поэтому родительские собрания целесообразно разнообразить разделами, которые впо­ следствии могут стать традиционными, что будет способствовать тесным взаимоотношениям в триаде «классный руководитель — ученик — родители». Во время подготовки к родительскому собранию классный руководитель обязательно составляет план, определяет повестку дня, форму проведения собрания, определяет лиц, ответственных за подготовку. Он непосредственно готовит собрание в  соответствии с планом  приглашает гостей, обеспечивает явку родителей. При необходимости педагог  можно написать план­конспект собрания. Это придаст уверенности в своих силах, даст возможность  чётко выразить мысли, продумать акценты, ответы на наиболее вероятные вопросы. В процессе подготовки собственного доклада  следует помнить, что это не просто односторонняя передача информации, а ситуация заинтересованного общения, успеха в которой достигают в резуль­ тате взаимодействия с родительским коллективом. Во время подготовки к выступлению воспользуйтесь классической схемой: ­ чётко определите тему; ­ подберите необходимый материал (иллюстрации, документы); ­ составьте план в логической последовательности; ­ подберите сравнения, эпитеты, афоризмы; ­ прочитайте текст несколько раз вслух, запомните доклад. 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания – предмет творчества  педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их  настроение. Сценарий и проведение собрания — результат творчества педагога. Желательно, чтобы собрание состояло из пяти обязательных компонентов.   4 1. Анализ учебных достижений.   В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с общими учебными результатами. Сначала следует предупредить родителей о том,  что ответы на индивидуальные вопросы они получат  во время индивидуальной беседы. При ознакомлении  участников родительского собрания с мнениями учителей­предметников нужно помнить о повышенной тревожности родителей и поэтому необходимо воздержаться от субъективных  интерпретаций. Листы успеваемости обучающихся нужно выдавать родителям лично, без обнародования. 2. Ознакомление родителей с состоянием социально­эмоционального климата в классе. Классный руководитель знакомит родителей с наблюдениями о поведении обучающихся в важных для  них ситуациях (во время занятий, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. п.). Темой разговора  могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид и т. д. Педагог должен быть деликатным, избегать  негативных оценок в адрес конкретных учеников, тем более родителей. Не стоит превращать эту часть  собрания в перечень «грехов». 3. Психолого­педагогическое образование. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого­педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач классного руководителя. Уместно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы,  интересных выставках, фильмах и т. п. 4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, праздничные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) На первом родительском собрании по предложению родителей, классного  руководителя формируют родительский комитет класса в составе 3–5 человек. Родительский комитет  класса — это постоянный орган, который способствует укреплению связей семьи, образовательного  учреждения, общественности, привлечению всех участников к активной жизнедеятельности коллектива  класса, организации содержательного досуга учеников, педагогического всеобуча родителей и т. п. Во  время проведения первого собрания может возникнуть проблема с выборами в родительский комитет.  Если «демократические выборы» терпят неудачу, распределите всех родителей на весь срок обучения  школьников по группам и предложите им в течение каждого года поочерёдно в количестве 3–5 человек  быть членами родительского комитета. Также выслушайте предложения родителей по этому поводу,  примите коллегиальное решение. Родительские комитеты действуют согласно положению о  родительских комитетах (советах). Этот этап предусматривает две составляющие: а) отчёт о  проделанной работе и информацию о делах, которые планируется осуществить;  б)финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом. 5. Индивидуальные беседы с родителями.  На этом этапе объектом особого внимания  должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность заключается в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, не посещают родительских собраний, и классный руководитель должен пытаться им помочь. Здесь очень эффективна тактика привлечения: «Я вас  понимаю», «Я с вами согласна». 5 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом  собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о  следующем собрании. Подведение итогов собрания начинают ещё во время его проведения: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить отношение родителей к проведённому собранию, заблаговременно подготовив необходимые анкеты для   оценок и пожеланий родителей, — всё это должно стать предметом размышлений. Предметом анализа  должны стать и персональный состав родителей, которые остались для индивидуальной беседы, и  вопросы родителей во время собрания, явка родителей, причины отсутствия некоторых из них, участие в  обсуждении на собрании. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до  сведения администрации школы и учителей­предметников. Полезные советы КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ НЕ СЛЕДУЕТ: ­ обсуждать неявку присутствующих родителей на предыдущее собрание; ­  сравнивать успехи отдельных учеников и разных классов; ­ негативно оценивать класс в целом; ­ переоценивать значение отдельных дисциплин; ­ использовать в общении с родителями морализаторский тон; ­ допускать неточности, бестактности. Психологические советы по проведению родительских собраний. ­ Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. ­ Отведите для собрания не более 1,5 часа. ­ Самый приятный звук для человека — его имя; положите перед собой список с именами и отчествами  родителей. ­ Перед началом собрания объявите вопросы, которые необходимо обсудить. ­ Не забудьте «золотое» правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о  негативном, завершать — предложениями на будущее. ­ Предупредите родителей о том, что не всю информацию можно доносить к детям. ­ Поблагодарите тех, кто пришёл (особенно родителей). ­ Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как сложно ребёнку учиться. ­ В индивидуальной беседе оценивайте успехи детей, соотнесите их с возможностями последних. ­ Донесите до родителей мысль: «плохой ученик»  не означает «плохой человек». ­ Родители должны уйти с собрания с чувством, что могут помочь своему ребёнку. Примерная структура родительского собрания 6  Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).  Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче  представить обсуждаемую на собрании проблему (5­7 мин).  Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя) оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10­15 мин).  Обсуждение проблемы родителями (20 мин).  Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных  результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо  «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит  исправить положение дел.  В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие,  совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на  минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения  причин этих проблем и нахождения совместного решения. Семь правил успешного проведения родительского собрания УВАЖАЙТЕ!  ПОМОГАЙТЕ! ОБЪЯСНЯЙТЕ! ДОВЕРЯЙТЕ! УЧИТЕСЬ! СПРАШИВАЙТЕ! БЛАГОДАРИТЕ! Правила поведения классного руководителя на родительском собрании. 1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями. 2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение. 3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети 4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы. 5. Словом и делом помочь родителям находить  оптимальные пути и способы решения проблемных  ситуаций, формировать уверенность, что они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и  помощь других учителей. 7 Методы работы ­ наблюдение; ­ беседа; ­ тестирование; ­ анкетирование. Памятка для родителей Заповеди разумного воспитании А. Толстых 1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. 2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по  этому поводу. 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. 4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком  его правильные и ложные пути к цели. 5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех. 6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее. 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на  его оплошность. 9. Воспитание ­ это последовательность целей.  10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Для чего нужны родительские собрания Родительские собрания нужны: ­ для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю  необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые он хочет получить  ответы; ­ как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного  коллектива, требований к детям, режима работы и т. д. На подобных собраниях можно выяснить мнение  родителей о выносимых на собрание вопросах; 8 ­ для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, итогами медицинских  обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий  родителей и детей; ­ как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, занятости в системе  дополнительного образования, программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога,  педагога дополнительного образования, .   инспектора ОДН, учителей­предметников и т. п. Помнить, что это консультации, а не претензии к  родителям и детям; ­ как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, чрезвычайно трудном случае с кем­ либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме,  нуждающейся в помощи; ­ как совместные с учениками обсуждения принципиальных вопросов (ношение школьной формы,  переход во вторую смену и т. д.); ­ как показ «товара лицом», когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п. Такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и  для детей; ­ как собрания­лекции, психологические тренинга, ролевые игры по различным темам и проблемам  воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц) как школу для  родителей. Самоанализ проведения родительских собраний. 1. Какое впечатление произвели на вас проведённые родительские собрания? 2. Какие задачи решались на собрании, были ли достигнуты цели? 3. Была ли обеспечена взаимосвязь между образовательной, воспитательной и развивающей целью? 4. Были ли эффективными выбранные структура и форма проведения собрания? В чём их  преимущества и недостатки? 5. Удалось ли соблюсти план проведения собрания? Если нет, то почему? 6. Удалось ли внедрить в практику педагогику сотрудничества с родителями? 7. Как использовали учебный класс и материалы, подобранные к родительскому собранию? Какое  впечатление это произвело на родителей учеников? 8. За счёт чего на собрании поддерживали позитивную атмосферу? 9. Кто из родителей помогал вам во время проведения собрания? 10. Какие ситуации вызывали у вас состояние психологического дискомфорта? 11. Рационально ли было использовано время на родительском собрании? Не отвлекались ли вы на несущественные вопросы и провокации? 12. Какие дополнительные средства, использованные вами во время собрания, были особенно  успешными? 13. Возникала ли необходимость в приглашении администрации школы по непредвиденным  обстоятельствам? По каким именно? Были ли здесь ваши просчёты? 14. Удалось ли вам реализовать поставленные задачи? Если нет, то по каким причинам? 15. В какие сроки и как вы планируете выполнить собственные задачи, определённые родительским  собранием?  Решение родительского собрания. 9 Решение ­ это обязательный элемент  родительского собрания, так как очень важно, чтобы каждое  собрание имело последействие, направленное на  совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы.  Классный руководитель и учитель должны за 2­3 дня до собрания составить проект его  решения. Решение может иметь не только «классическую» форму ­ в виде перечня  планируемых действий и ответственных за их осуществление, но и быть представленным в  форме рекомендаций или памяток для родителей. При их разработке  целесообразно воспользоваться помощью  социального педагога,  психолога, библиотекаря, и других работников школы. • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей Выводы в учёбе. • Собрание должно носить как теоретический, так и практический  характер: разбор ситуаций,  тренинги, дискуссии и т. д. • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся. • Родители должны стать активные участниками родительского  собрания, способными высказать  своё мнение в ходе  родительского собрания, а не после него. • Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную  информацию, которую можно  использовать во благо ребёнка. О родительских собраниях.     По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40  родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни.       Для чего нужны родительские собрания. Родительское собрание ­ форма взаимодействия с родителями, на которой обсуждаются и принимаются  решения по важным вопросам жизнедеятельности школьного коллектива, воспитания учащихся в школе  и дома.        Родительское собрание  должно выполнять  несколько функций:    1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе  (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);  2) психолого–педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании  родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;  3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы,  экскурсии, походы и т.п.);  4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).  10 Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для  классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки,  организации и проведения.        Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем  родители посещают родительские собрания.           Причины посещения родительских собраний Во­первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его  учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей  убедиться, что их ребенок не хуже других детей.         Во­вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том,  на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной  деятельности ребенка.         В­третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с  которыми ребенок взаимодействует в учреждении.         В­четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных  конфликтных ситуаций. Литература 1. ВСЁ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ!  Журнал  № 2 (50) февраль 2016 г. 2. Н.И. Дереклеева «Новые родительские собрания», М.: «ВАКО»   2007г. 3. Е. В. Шляховская «В помощь классному руководителю», издательство «Учитель», Волгоград –  2016г. 4. Интернет ресурсы:  МААМ.ru, международный образовательный портал.                                    Социальная сеть работников  образования nsportal.ru;                                    Psycholoqy­msk/ru; http://ref.rushkolnik.ru.   11

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."

Методическая разработка "Технология подготовки, организации и проведения классного родительского собрания."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017