Методическая разработка "Терапевтический сеанс"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Оценка 4.8
Мероприятия +3
doc
психологическая работа +2
Взрослым
19.01.2017
Методическая разработка "Терапевтический сеанс"
упражнения
Публикация является частью публикации:
Оглавление.doc
Оглавление 1.Структура терапевтического сеанса…………………………………………3 2. Основные правила проведения психологических тренингов……………..5 Список использованной литературы…………………………………………..8 Приложение. Тренинговые упражнения………………………………………9 2 1.Структура терапевтического сеанса Терапевтический сеанс включает в себя процесс самопознания, во время которого человек находит ответы на важные жизненные вопросы ­ Зачем я живу? Кто я? Как научиться верить в себя и доверять людям? Как мне это пережить? Как сохранить отношения? и др. Терапевтический сеанс может проводиться с отдельным человеком или группой лиц [3,с.132]. Структура   терапевтического   сеанса   может   выглядеть   следующим образом: 1. Ритуал приветствия. 2. Разминка.  3. Рефлексия прошлого занятия.  4. Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).  5.   Упражнения   и   процедуры,   позволяющие   освоить   основное содержание занятия.  6. Рефлексия прошедшего занятия.  7. Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.  8. Ритуал прощания.  Ритуалы приветствия­прощания ­ это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни участников.   Второе   не   менее   важно:   с   занятия   участник   должен   уйти обогащенным новым содержанием, но вместе с тем готовым переключиться на другую деятельность, других людей в качестве ведущих. Кроме того, ритуалы ­   это   способ   создания   и   поддержания   общности   участников,   их   «МЫ 3 чувства». Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой (в   начальной   школе   это   не   всегда   возможно;   тогда   их   предлагает   группе ведущий). И с ними не стоит обращаться вольно: они должны быть достаточно устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии. На то они и ритуалы. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную   групповую   деятельность.   Разминка   может   проводиться   не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог   видит   необходимость   как­то   изменить   актуальное   эмоциональное состояние участников.  Рефлексия   занятия   предполагает   ретроспективную   оценку   занятия   в двух аспектах: эмоциональном (понравилось ­ не понравилось, было хорошо ­ было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Введение   в   тему   текущего   занятия   может   быть   осуществлено   еще раньше,   на   этапе   тематической   разминки.   Либо   это   может   быть самостоятельный   и   очень   важный   этап   встречи.   Его   функция   состоит   не только в том, чтобы донести до сведения участников тему и основную задачу встречи, но и замотивировать их на серьезную, глубокую работу.  Упражнения   и   процедуры,   направленные   на   освоение   основного содержания ­ это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся   краткими   монологами   ведущего,   подведением   итогов [1,с.85]. 4 2 Основные правила проведения психологических тренингов Тренинг  представляет   собой   совокупность   определенным   образом отобранных   и   систематизированных   интерактивных   методов   психолого­ педагогического   воздействия,   которые   используются   для   формирования навыков самопознания, самосовершенствования. Специфическими чертами тренинга являются: ­наличие   постоянной   группы   и   определенная   ее   пространственная организация;     ­   обязательное   соблюдение   ряда   принципов   и   правил   групповой работы;   ­ ориентация на психологическую поддержку участников;   ­ объективация субъективных чувств и эмоций членов Т­группы;     ­   атмосфера   раскрепощенности,   доброжелательности,   свободы общения. Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы:  1. Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных   занятиях   и   упражнениях.  Участник   должен   иметь   естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы.   Принудительно   позитивная   личностная   динамика,   как   правило,   не происходит,   поэтому   не   следует   добиваться   этого   от   участников авторитарными методами. 5 2.   Принцип   диалогизации   взаимодействия,   то   есть   полноценного межличностного   общения   на   занятиях   группы,   основанного   на   взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.   3.   Принцип   самодиагностики   предполагает   рефлексию   и самораскрытие   участников,  осознание   и   формулирование   ими   собственных личностно значимых проблем.  4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т­ группы,   сохранение   конфиденциальности   их   информации.   Все,   что осуществляется   на   занятии,   не   выносится   за   пределы   группы.   Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в   рамках   тренинга.   Он   ориентирует   участников   тренинга   на   то,   чтобы предметом   их   анализа   постоянно   были   процессы,   которые   происходят   в группе в конкретный момент.   5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми,   честными.   Они   не   должны   кривить   душой   и   лгать. Предполагается,   что   раскрытие   своего   «Я»   другими   является   признаком сильной и здоровой личности.   Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим   собой   и   встретиться   с   собой   настоящим.   Открытость,   эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.  Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т­группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает   правила  обращения  на «Ты», что  психологически   уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.   6.   Принцип   партнерских   отношений   предусматривает   реализацию субъект­субъектного взаимодействия между тренером и членами Т­группы. В 6 процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором   учитываются   интересы,   чувства,   эмоции   и   переживания   всех   и каждого члена Т­группы. Данный принцип гарантирует равные права каждого участника   на   высказывание   собственной   точки   зрения,   проявлять   свои чувства, выражать протест, вносить предложения.   7.   Принцип   активности   предполагает   обязательную   активность   всех участников   и   принятие   каждым   на   себя   ответственности   за   результаты деятельности Т­группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие   каждого   участника   без   непосредственного   влияния   психолога   на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.   8.   Принцип   акцентирования   содействует   глубокой   рефлексии участников,   учит   их   концентрировать   внимание   на   себе,   своих   мыслях, чувствах,   предусматривает   развитие   навыков   самоанализа.   Он   созвучен   с принципом персонификации высказываний.   9.   Принцип   персонификации   высказываний   заключается   в   том,   что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа   и  рефлексии.   Даже   оценка   поведения   должна   осуществляться через   словесное   выражение   собственных   чувств   и   переживаний. Использование   данного   принципа   помогает   решить   одно   из   главных   задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким,   «Личная   собственность»   на   авторство   сообщения какой   есть. предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства.  Этот принцип предполагает  только  безоценочные  суждения о других.   10. Принцип фасилитации предполагает возвышающее и облегчающее влияние   тренера   и   Т­группы   на   личность   каждого   участника   тренинга.   В   экзистенциальной   психологии   под   фасилитацией гуманистической, понимается   содержание,   процесс   и   результат   взаимодействия   психолога   и 7 клиента.   Итогом   этого   взаимодействия   является   содействие   личностному росту субъекта, ориентация его на личный выбор, развитие его способности к творческой   адаптации   и   самоизменению.   Способность   тренера   Т­группы осуществить   данное   влияние   и   будет   называться   способностью   к фасилитационному влиянию [2,с.92­93]. Список использованной литературы 1.Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии/В.В.Макаров. — М.: Академический проект, 1999. — 416 с. 2.Психотерапия/Под ред. Б. В. Карвасарского. — 2­е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002.­320 с. 3.Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — 2­е изд. — Ташкент: «Медицина УзССР», 1979. — 620 с. 8

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"

Методическая разработка "Терапевтический сеанс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017