Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
docx
администрации
Взрослым
17.02.2017
Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"
Об этом сейчас стали много говорить и писать, поскольку, вполне возможно, что в ближайшем будущем это слово станет практически русифицированным термином. Поскольку тьюторы, как функции, появятся в российских школах. Тьюторство пришло из Великобритании. Тьютор - наставник, воспитатель, советчик, помощник. Приложение - мультимедийная презентацияСтатья
Тьютор как новая педагогическа профессия.docx
ТЬЮТОР  КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ (выступление на ШМО классных руководителей) Тьютор как новая педагогическая профессия. Школьное   образование   должно   соответствовать  «целям   опережающего развития.   Уже   в   школе   дети   должны   получить   возможность   раскрыть   свои способности,   подготовиться   к   жизни   в   высокотехнологичном   конкурентном мире».  В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых   разнообразных   наук,   но   и   качества   свободной,   творческой   и ответственной   личности,   способной   оптимально   строить   свою   жизнь   в быстроменяющемся информационном социуме.  Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе — учитель­предметник, классный руководитель или психолог? Кто подскажет, как перейти на индивидуальное обучение в условиях классно­урочной системы? Кто даст универсальный рецепт индивидуализации образовательного процесса? В   Национальной   образовательной   инициативе   «Наша   новая   школа» отмечено,   что   «понадобятся   педагоги,   как   глубоко   владеющие   психолого­ педагогическими  знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников,   открытые   ко   всему   новому   учителя   –   ключевая   особенность современной школы».  Будущий выпускник как никто нуждается в помощи, но кого? Классного руководителя,   учителя  ­  предметника,   социального   педагога,   педагога­ психолога…   Так   кто   же   он   –   учитель   «Новой   школы»?   «Консультант», «помощник», «сопроводитель»? Получается, что  практически все эти функции вбирает в себя должность тьютора.  Кто такой тьютор, и нужен ли он российским школьникам.  Итак, тьютор. Об этом сейчас стали много говорить и писать, поскольку, вполне   возможно,   что   в   ближайшем   будущем   это   слово   станет   практически русифицированным   термином.  Поскольку   тьюторы,  как   функции,  появятся   в российских   школах.   Тьюторство     пришло   из   Великобритании.   Тьютор   ­ наставник, воспитатель, советчик, помощник. Вообще,   тьютор   ­   понятие   для   педагогики   не   новое.   Оно   в западноевропейской педагогике существует, но, вообще, слово древнегреческого происхождения.   Это   защитник,   это   человек,   который   оберегает,   заботится. Каменский,   известный   классик   педагогики,   считал,   что   в   устройстве   школы должно быть всё целесообразно. И мы должны учиться у природы в организации своей деятельности. В   Британии   тьютор   прикрепляется   к   ученику   сразу   по   прибытии   в среднюю школу и ведёт его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение.   Но   и   в   ВУЗе   тьютор   не   оставляет   подопечного,   он   помогает работать над проектами. В Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на   работу   с   тьютором,   а   остальные   40   ­   на   лекции   и   семинары.   Тьютор   в понимании англичан ­   наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления. Пять главных принципов тьюторского сопровождения. В   осуществлении   тьюторского   сопровождения   соблюдается   ряд принципов. Это  1. Модульность, 2. Гибкость 3. Непрерывность 4. Индивидуализация 5. Открытость 1.Модуль  понимается   как   завершённый   цикл   деятельности   учащихся.   В соответствии с представлениями ряда исследователей (в частности, Дж. Дьюи) о ведущих   формах   познавательной   активности   детей   выделяются   три   базовых образовательных   модуля:   исследовательский   (его   также   называют   знаковым, научным), коммуникативный  ( в центре внимания – общение), игровой ( или ролевой, в котором знания получают через живое действие) Формы работы в научном модуле – от простых и привычных в школьной жизни,   однако   вызывающих   затруднения,   до   освоения   технологии   учебного исследования. От культуры создания доклада, сообщения, реферата, конспекта, анализа   материала   в   учебных   пособиях,   составления   биографии   и   т.п.   до прохождения полного алгоритма исследования с формулированием проблемы, выделением объекта и предмета изучения, выдвижением гипотезы, методов и приёмов,   планирования   работы,   анализа   и   публичной   защиты   полученных результатов. Осваивая коммуникативный модуль, учащийся учится задавать вопросы, брать   интервью,   участвовать   в   групповых   дискуссиях,   круглых   столах, конференциях. Богатый   образовательный   опыт   можно   приобрести,   проигрывая вымышленные ситуации в деловой или ролевой игре, тренинге, на театральной сцене. Задача тьютора – «провести»  воспитанника через разные способы работы, осмыслить   успехи   и   неудачи.   Путём   анализа   пройденного   пути   прояснить «индивидуальный   образовательный   профиль»,   собственные   предпочтения   и сформировать навыки работы в каждом модуле.  Этот   принцип   проявляется   в   ориентации   тьюторского 2.Гибкость. сопровождения на расширение социальных контактов, в неизменной поддержке инициативы в выборе способов деятельности. 3.   Соблюдение   принципа  непрерывности  обеспечивает   последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса. 4.   Учёт   принципа    индивидуализации    позволяет   ориентироваться   на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность. 5.  Открытость   реализуется в создании условий для управления школьником собственной познавательной и образовательной деятельностью.  Какие функции тьютора предполагаются? Тьютор   изучает   личность   учащегося,   организует   его   работу,   помогает ребёнку   осмыслить   его   способности,   свой   потенциал,   уверенность   в   себе приобрести.  Помогает составить индивидуальный план своих достижений, организует индивидуальные   консультации   с   родителями,   с   ребёнком,   организует тематические беседы, помогает разрешить конфликтные ситуации с учителями. Здесь мы говорим о конфликтных ситуациях с учителями. Вообще, заострять внимание на этих конфликтах правильно ли? Потому что все­таки авторитет учителя   должен   всячески   поддерживаться   в   глазах   ребёнка.   А   раз   здесь   он является неким арбитром (он, с одной стороны, партнёр ребёнку, с другой ­ он арбитр), он должен в иерархии школы стоять над учителем. Учитель не может быть своим собственным арбитром. Но тогда возникает вопрос ­ взаимосвязь и разделение функций между классным руководителем и тьютором» Функции тьютора Выделяют   следующие   инвариантные   функции,   которые   тьютор   должен исполнять. ∙               Управленческая функция. ∙               Диагностическая функция. ∙               Функция целеполагания. ∙               Мотивационная функция. ∙               Функция планирования. ∙               Коммуникативная функция. ∙               Функция контроля. ∙               Функция рефлексии. ∙               Методическая функция.  Методическая функция тьютора относится к числу важных функций. К действиям составляющих данную функцию относятся: 1. создание   необходимых   средств   для   организации   учебного   процесса (специальных   заданий,   комплектов   вопросов,   набора   конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);   разработка   различных   контрольно­диагностических   методик:   перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.; 2. 3. анализ и описание собственного тьюторского опыта; 4. внедрение   в   собственную   деятельность   эффективного   опыта   других тьюторов. В   отличие   от   деятельности   традиционного   педагога   высшей   школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции. Компетентность тьютора. Термин «компетентность» трактуется по­разному: ∙               сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач; ∙                абсолютная возможность выполнения конкретной работы в соответ­ ствии с предписанными стандартами; ∙               попытка ответить на простые и очевидные вопросы: «Что делают лю­ ди? Что они должны делать? Как готовить специалистов?»; ∙                совокупность   умений   и   навыков,   мотивов   поведения   и   социальных ролей работника; ∙                критерий   для   определения   и   оценки   вклада   специалистов   в   успех организации. Интегральный взгляд на эти и другие подходы к компетентности определяет ее как некую характеристику любого работника. Требования   к   компетентности   тьютора   в   образовательном процессе. В деятельности  тьютора  хорошие  навыки и способности  значат  больше теоретических познаний. Это связано с несколькими обстоятельствами. ∙             Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с людьми.   Это   требует   быстрых   решений   без   промедления,   без   рассуждений, обусловленных устойчивыми навыками.  ∙               Тьютор ­ больше организатор образовательной, мыслительной и других видов деятельности обучающихся, чем теоретик­консультант. Эта роль требует больше хороших навыков, чем знаний. Можно   найти   много   отличий   между   требованиями   к   компетентности тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них: ∙                От   тьютора   требуется   в   большей   степени   управление   активностью обучающихся, чем своей. ∙             Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей обучающихся. ∙               У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с обучающимися и др.). ∙                От   тьютора   требуется   проявление   многих   высоких   личностных   ка­ честв,   что   обусловлено,   прежде   всего,   особыми   взаимоотношениями   между тьютором и обучающимися. Лет 6­7 назад  слово «тьютор»  стали применять в плане наставничества педагогов. Тьютор   ­   педагог,   который   овладел   чем­то   инновационным,   и   он   это инновационное несёт другим педагогам.  Может быть, не в полной мере, что вкладывается наукой в этот термин, но   частично   функции   тьюторства   методистам   присущи.  Потому   что,   вообще говоря,   функционалом   руководителя   МО   классных   руководителей   является методическое сопровождение воспитательного  процесса.. Мы иногда говорим о проблемах,   которые   возникают   у   детей   в   школе,   но   обходим   стороной   те проблемы, которые возникают у классного руководителя  в его работе. И здесь он тоже должен иметь человека, к которому он может обратиться за помощью.  Т.е. тьютор ­ это посредник между классным руководителем  и учеником. То,   что   классный   руководитель     не   успевает   пообщаться   подробно, индивидуально с каждым ребёнком из 30 учащихся, то это обязан делать тьютор. В таком случае он помогает и ученику, и учителю, классному руководителю. Сфера   тьюторской   работы   строится   на   материале   реальной   жизни подопечного   (учебной,   трудовой)   практики   расширения   его   собственных возможностей,   на   самоопределение,   подключение   субъектного   отношения   к построению собственного продвижения к успеху. В   содержание   такой   работы   тьютора,   входят   следующие   этапы взаимодействия с учащимся:   построение   временной   «растяжки»   (мое   прошлое   —   настоящее   — будущее);  планирование шагов по достижению образа будущего;   сохранение независимости от чужих решений; совместный   с   тьютором   анализ   и   рефлексия   решений   и   действий подопечного; выстраивание   партнерства   и   взаимодействия   с   другими   людьми   и структурами под решение своих задач;   процедура договаривания с другими о нормах жизни и действия;  переформатирование и переозначивание своих результатов и целей.  На   первый   взгляд,   культурным   аналогом   образовательных   целей   по построению   условий   проявления   образовательных   возможностей   является формирование в английской системе обучения таких компетентностей как:      усовершенствование   способностей   к   обучению   и   повышению результативности деятельности;  способность   определить   краткосрочные   намерения,   спланировать деятельность по их реализации;  использовать план и внешнюю поддержку; Результативность тьюторской деятельности трудно представить, если мы смотрим   на   них   из   традиционного   педагогического   подхода,   в   котором   все действия и сразу результативны и все действия — целевые.  Нерв   тьюторской   работы   (как   задача   поколения)   —   в   построении образовательного   пространства,   где   выбор   опробования   своих   возможностей человеком — главное содержание.  Тьютор своими действиями обеспечивает:     чтобы   подготовка   и   реализация   замысла   были   связаны   по   смыслу   и разделены во времени;  чтобы подопечный был инициативен в выборе средств; в новой ситуации он перестраивал свои средства, а не просто заменял их или отказывался от действий;   это   обеспечит   понимание   критериев   оценивания   его   работы другими; Тьютор как консультант помогает понять учащемуся, что и как из выполненной работы может стать продуктом, фиксирует внимание на других точках зрения; Отражение результата тьюторской работы в отметке невозможно. Это могут   быть   такие   новые   «культурные»   формы   поведения   как:   новый   выбор, сдвижка точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новых возможностей,   отказ   от   стереотипов   коммуникации   и   оценки,   принятие решения;  Продуктами тьюторской работы являются портфолио, индивидуальные учебные планы и программы, исследования и проекты подопечных, тьюторский дневник и т.д.  Реализация тьюторского сопровождения в младшей, средней и старшей школе. Если   в   европейской   традиции   позиция   тьютора   представляет   собой взаимосвязь   двух   профессиональных   линий:   создание   и   координацию организационных   условий   для   самостоятельного   продвижения   учащегося   в образовании   и   кураторство   внешних   связей,   то   отечественный   тьютор   –   это педагог, владеющий специальными технологиями тьюторского сопровождения управленческой   деятельности.   что   они   опираются   на фундаментальные   положения   возрастной   психологии   и   педагогики,   теории учебной деятельности, построения научного знания и выстраиваются в цепочку ключевых, взаимосвязанных этапов:   Очевидно, 1. начальная   школа:   тьюторское   сопровождение   познавательного интереса; 2. средняя   школа:   помощь   в   движении   обучающегося   к самообразованию, сопровождение проектной и исследовательской, творческой деятельности, 3. старшая   школа:   работа   в   русле   профильности,   координация подготовки в вуз, выбор профессиональных стратегий. Сейчас понятие тьютор имеет два наполнения: А) Как посредник между классным руководителем и ребенком, и родителем тоже. Б)   И   второе   ­   это   помощник   учителей,   классных   руководителей,   носитель инновационной   идеи,   носитель   внедрения,   получения   нового   качества образования.   Ни   у   кого   не   вызывает   сомнения,   что   нужно   повышать квалификацию учителя, в связи с тем, что новые задачи образования, в связи с тем, что нужно соответствовать новым требованиям жизни и так далее. И тогда напрашивается вопрос: тьютор ­ насколько это инородное тело для педагогического   сообщества   школы?   Насколько   он   впишется   в   это педагогическое   сообщество?   А   нельзя   ли   эти   тьюторские   функции   передать самому   учителю   или   классному   руководителю,   освободив   его   от   некоторых обязанностей, которыми он перегружен? Ведь сам тьютор должен обладать и педагогическим   образованием,   и   психологическим   образованием,   и   ещё некоторыми   функциями,   которые   должна   сформировать   наука   у   этого профессионала. Он должен ими владеть. Но ведь очень много у нас прекрасных учителей в школе, которые с удовольствием занимались бы тьюторством, если им   представится   не   только   такая   возможность,   но   их   обучат   этому профессиональному делу. Тьютор ­ это учитель, классный руководитель. Учитель   в   образовательном   процессе   выполняет   разнообразные   роли. Каждая   роль   —   это   совокупность   определенных   социально   ожидаемых действий.   Назовём   несколько   ролей   педагога   в   школе,   то   есть   те   ролевые действия, которые учитель обычно выполняет по отношению к ученикам. ( записываются на доске свои и предлагаемые учителями варианты. Список ролей может быть  таким: дидакт, ментор, носитель и передатчик опыта, воспитатель, оценщик, контролер, нянька, руководитель, старший товарищ, надзиратель.) Вопрос:   как   вы   думаете,   что   объединяет   эти   понятия,   какой   главный принцип действий педагога? Не правда ли, почти все эти роли основаны на позиции «над учеником»? В ней   учитель   выступает   активным   субъектом,   вкладывающим   в   пассивного ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить. Нет   ничего   более   противоположного,   чем   учитель   и   тьютор.   Хотя   это утверждение   не   отменяет   другого:   учитель   и   тьютор   –   взаимодополняющие позиции   в  целостном   построении   образования.  Учитель  –  это   тот,  кто   знает чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учиться. Частица «СЯ» в этом контексте меняет всё. Тьютор – не тот, кто умеет учиться – он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования. Тьютор   –   не   тот,   кто   передаёт   знание,   пусть   даже   добытое   в   результате самообразования. Но тот кто передаёт опыт учения. Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого­либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего, а не знающего, изучающего не методику преподавания, а сам предмет и изучающего – самостоятельно и для себя. Тьютор   похож   на   фигуру   научного   руководителя,   только   его   находки остаются   в   тени,   потому   что   не   касаются   открытия   нового   для   всего человечества, но только – для очередного подопечного.

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"

Методическая разработка "Тьютор как новая педагогическая профессия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017