Об этом сейчас стали много говорить и писать, поскольку, вполне возможно, что в ближайшем будущем это слово станет практически русифицированным термином. Поскольку тьюторы, как функции, появятся в российских школах. Тьюторство пришло из Великобритании. Тьютор - наставник, воспитатель, советчик, помощник. Приложение - мультимедийная презентацияСтатья
ТЬЮТОР
КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОФЕССИЯ
(выступление на ШМО классных руководителей)
Тьютор как новая педагогическая профессия.
Школьное образование должно соответствовать «целям опережающего
развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои
способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире». В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания
самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и
ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в
быстроменяющемся информационном социуме.
Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе —
учительпредметник, классный руководитель или психолог? Кто подскажет, как
перейти на индивидуальное обучение в условиях классноурочной системы? Кто
даст универсальный рецепт индивидуализации образовательного процесса?
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
отмечено, что «понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого
педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников,
так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные
помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и
уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам
школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность
современной школы».
Будущий выпускник как никто нуждается в помощи, но кого? Классного
руководителя, учителя предметника, социального педагога, педагогапсихолога… Так кто же он – учитель «Новой школы»? «Консультант»,
«помощник», «сопроводитель»? Получается, что практически все эти функции
вбирает в себя должность тьютора.
Кто такой тьютор, и нужен ли он российским школьникам.
Итак, тьютор. Об этом сейчас стали много говорить и писать, поскольку,
вполне возможно, что в ближайшем будущем это слово станет практически
русифицированным термином. Поскольку тьюторы, как функции, появятся в
российских школах. Тьюторство
пришло из Великобритании. Тьютор
наставник, воспитатель, советчик, помощник.
Вообще, тьютор понятие для педагогики не новое. Оно в
западноевропейской педагогике существует, но, вообще, слово древнегреческого
происхождения. Это защитник, это человек, который оберегает, заботится.
Каменский, известный классик педагогики, считал, что в устройстве школы
должно быть всё целесообразно. И мы должны учиться у природы в организации
своей деятельности.
В Британии тьютор прикрепляется к ученику сразу по прибытии в
среднюю школу и ведёт его вплоть до поступления в высшее образовательное
учреждение. Но и в ВУЗе тьютор не оставляет подопечного, он помогает
работать над проектами. В Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится
на работу с тьютором, а остальные 40 на лекции и семинары. Тьютор в
понимании англичан наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и
помощник ученика на пути выбора дальнейшего образовательного направления.
Пять главных принципов тьюторского сопровождения.
В осуществлении тьюторского сопровождения соблюдается ряд
принципов. Это
1. Модульность,
2. Гибкость
3. Непрерывность
4. Индивидуализация
5. Открытость
1.Модуль понимается как завершённый цикл деятельности учащихся. В
соответствии с представлениями ряда исследователей (в частности, Дж. Дьюи) о
ведущих формах познавательной активности детей выделяются три базовых
образовательных модуля: исследовательский (его также называют знаковым,
научным), коммуникативный ( в центре внимания – общение), игровой ( или
ролевой, в котором знания получают через живое действие)
Формы работы в научном модуле – от простых и привычных в школьной
жизни, однако вызывающих затруднения, до освоения технологии учебного
исследования. От культуры создания доклада, сообщения, реферата, конспекта,
анализа материала в учебных пособиях, составления биографии и т.п. до
прохождения полного алгоритма исследования с формулированием проблемы,
выделением объекта и предмета изучения, выдвижением гипотезы, методов иприёмов, планирования работы, анализа и публичной защиты полученных
результатов.
Осваивая коммуникативный модуль, учащийся учится задавать вопросы,
брать интервью, участвовать в групповых дискуссиях, круглых столах,
конференциях.
Богатый образовательный опыт можно приобрести, проигрывая
вымышленные ситуации в деловой или ролевой игре, тренинге, на театральной
сцене.
Задача тьютора – «провести» воспитанника через разные способы работы,
осмыслить успехи и неудачи. Путём анализа пройденного пути прояснить
«индивидуальный образовательный профиль», собственные предпочтения и
сформировать навыки работы в каждом модуле.
Этот принцип проявляется в ориентации тьюторского
2.Гибкость.
сопровождения на расширение социальных контактов, в неизменной поддержке
инициативы в выборе способов деятельности.
3. Соблюдение принципа непрерывности обеспечивает последовательность,
цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.
4. Учёт принципа индивидуализации позволяет ориентироваться на
личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и
склонности, общую направленность.
5. Открытость реализуется в создании условий для управления школьником
собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Какие функции тьютора предполагаются?
Тьютор изучает личность учащегося, организует его работу, помогает
ребёнку осмыслить его способности, свой потенциал, уверенность в себе
приобрести.
Помогает составить индивидуальный план своих достижений, организует
индивидуальные консультации с родителями, с ребёнком, организует
тематические беседы, помогает разрешить конфликтные ситуации с учителями.
Здесь мы говорим о конфликтных ситуациях с учителями. Вообще, заострять
внимание на этих конфликтах правильно ли? Потому что всетаки авторитет
учителя должен всячески поддерживаться в глазах ребёнка. А раз здесь он
является неким арбитром (он, с одной стороны, партнёр ребёнку, с другой он
арбитр), он должен в иерархии школы стоять над учителем. Учитель не может
быть своим собственным арбитром. Но тогда возникает вопрос взаимосвязь и
разделение функций между классным руководителем и тьютором»
Функции тьютораВыделяют следующие инвариантные функции, которые тьютор должен
исполнять.
∙ Управленческая функция.
∙ Диагностическая функция.
∙ Функция целеполагания.
∙ Мотивационная функция.
∙ Функция планирования.
∙ Коммуникативная функция.
∙ Функция контроля.
∙ Функция рефлексии.
∙ Методическая функция.
Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.
К действиям составляющих данную функцию относятся:
1. создание необходимых средств для организации учебного процесса
(специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных
ситуаций, иллюстративного материала и др.);
разработка различных контрольнодиагностических методик: перечня
контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт,
тестовых материалов и др.;
2.
3. анализ и описание собственного тьюторского опыта;
4. внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других
тьюторов.
В отличие от деятельности традиционного педагога высшей школы,
деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием
познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует
освоения управленческой функции.
Компетентность тьютора.
Термин «компетентность» трактуется поразному:
∙ сочетание умений и навыков, знаний и способностей, необходимых для
успешного выполнения конкретных рабочих ролей и задач;
∙ абсолютная возможность выполнения конкретной работы в соответ
ствии с предписанными стандартами;
∙ попытка ответить на простые и очевидные вопросы: «Что делают лю
ди? Что они должны делать? Как готовить специалистов?»;
∙ совокупность умений и навыков, мотивов поведения и социальных
ролей работника;
∙ критерий для определения и оценки вклада специалистов в успех
организации.
Интегральный взгляд на эти и другие подходы к компетентности определяет ее
как некую характеристику любого работника.Требования к компетентности тьютора в образовательном
процессе.
В деятельности тьютора хорошие навыки и способности значат больше
теоретических познаний. Это связано с несколькими обстоятельствами.
∙ Деятельность тьютора осуществляется в реальном времени и связана с
людьми. Это требует быстрых решений без промедления, без рассуждений,
обусловленных устойчивыми навыками.
∙ Тьютор больше организатор образовательной, мыслительной и других
видов деятельности обучающихся, чем теоретикконсультант. Эта роль требует
больше хороших навыков, чем знаний.
Можно найти много отличий между требованиями к компетентности
тьютора и обычного преподавателя. Перечислим некоторые из них:
∙ От тьютора требуется в большей степени управление активностью
обучающихся, чем своей.
∙ Тьютор должен изменять свое поведение в зависимости от потребностей
обучающихся.
∙ У тьютора существуют особые области компетентности, которых нет у
традиционного преподавателя (например осуществление целеполагания вместе с
обучающимися и др.).
∙ От тьютора требуется проявление многих высоких личностных ка
честв, что обусловлено, прежде всего, особыми взаимоотношениями между
тьютором и обучающимися.
Лет 67 назад слово «тьютор» стали применять в плане наставничества
педагогов.
Тьютор педагог, который овладел чемто инновационным, и он это
инновационное несёт другим педагогам.
Может быть, не в полной мере, что вкладывается наукой в этот термин,
но частично функции тьюторства методистам присущи. Потому что, вообще
говоря, функционалом руководителя МО классных руководителей является
методическое сопровождение воспитательного процесса.. Мы иногда говорим о
проблемах, которые возникают у детей в школе, но обходим стороной те
проблемы, которые возникают у классного руководителя в его работе. И здесь
он тоже должен иметь человека, к которому он может обратиться за помощью.
Т.е. тьютор это посредник между классным руководителем и учеником.
То, что классный руководитель
не успевает пообщаться подробно,
индивидуально с каждым ребёнком из 30 учащихся, то это обязан делать тьютор.
В таком случае он помогает и ученику, и учителю, классному руководителю.
Сфера тьюторской работы строится на материале реальной жизни
подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственныхвозможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к
построению собственного продвижения к успеху.
В содержание такой работы тьютора, входят следующие этапы
взаимодействия с учащимся:
построение временной «растяжки» (мое прошлое — настоящее —
будущее);
планирование шагов по достижению образа будущего;
сохранение независимости от чужих решений;
совместный с тьютором анализ и рефлексия решений и действий
подопечного;
выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и
структурами под решение своих задач;
процедура договаривания с другими о нормах жизни и действия;
переформатирование и переозначивание своих результатов и целей.
На первый взгляд, культурным аналогом образовательных целей по
построению условий проявления образовательных возможностей является
формирование в английской системе обучения таких компетентностей как:
усовершенствование способностей к обучению и повышению
результативности деятельности;
способность определить краткосрочные намерения, спланировать
деятельность по их реализации;
использовать план и внешнюю поддержку;
Результативность тьюторской деятельности трудно представить, если мы
смотрим на них из традиционного педагогического подхода, в котором все
действия и сразу результативны и все действия — целевые.
Нерв тьюторской работы (как задача поколения) — в построении
образовательного пространства, где выбор опробования своих возможностей
человеком — главное содержание.
Тьютор своими действиями обеспечивает:
чтобы подготовка и реализация замысла были связаны по смыслу и
разделены во времени;
чтобы подопечный был инициативен в выборе средств; в новой ситуации
он перестраивал свои средства, а не просто заменял их или отказывался от
действий; это обеспечит понимание критериев оценивания его работы
другими;
Тьютор как консультант помогает понять учащемуся, что и как из выполненной
работы может стать продуктом, фиксирует внимание на других точках зрения;
Отражение результата тьюторской работы в отметке невозможно. Это
могут быть такие новые «культурные» формы поведения как: новый выбор,
сдвижка точки зрения, проблематизация принятого решения, обсуждение новыхвозможностей, отказ от стереотипов коммуникации и оценки, принятие
решения;
Продуктами тьюторской работы являются портфолио, индивидуальные
учебные планы и программы, исследования и проекты подопечных, тьюторский
дневник и т.д.
Реализация тьюторского сопровождения в младшей, средней и
старшей школе.
Если в европейской традиции позиция тьютора представляет собой
взаимосвязь двух профессиональных линий: создание и координацию
организационных условий для самостоятельного продвижения учащегося в
образовании и кураторство внешних связей, то отечественный тьютор – это
педагог, владеющий специальными технологиями тьюторского сопровождения
управленческой деятельности.
что они опираются на
фундаментальные положения возрастной психологии и педагогики, теории
учебной деятельности, построения научного знания и выстраиваются в цепочку
ключевых, взаимосвязанных этапов:
Очевидно,
1. начальная школа: тьюторское сопровождение познавательного
интереса;
2. средняя школа:
помощь в движении обучающегося к
самообразованию, сопровождение проектной и исследовательской,
творческой деятельности,
3. старшая школа: работа в русле профильности, координация
подготовки в вуз, выбор профессиональных стратегий.
Сейчас понятие тьютор имеет два наполнения:
А) Как посредник между классным руководителем и ребенком, и родителем
тоже.
Б) И второе это помощник учителей, классных руководителей, носитель
инновационной идеи, носитель внедрения, получения нового качества
образования. Ни у кого не вызывает сомнения, что нужно повышать
квалификацию учителя, в связи с тем, что новые задачи образования, в связи с
тем, что нужно соответствовать новым требованиям жизни и так далее.
И тогда напрашивается вопрос: тьютор насколько это инородное тело для
педагогического сообщества школы? Насколько он впишется в это
педагогическое сообщество? А нельзя ли эти тьюторские функции передать
самому учителю или классному руководителю, освободив его от некоторых
обязанностей, которыми он перегружен? Ведь сам тьютор должен обладать и
педагогическим образованием, и психологическим образованием, и ещё
некоторыми функциями, которые должна сформировать наука у этогопрофессионала. Он должен ими владеть. Но ведь очень много у нас прекрасных
учителей в школе, которые с удовольствием занимались бы тьюторством, если
им представится не только такая возможность, но их обучат этому
профессиональному делу.
Тьютор это учитель, классный руководитель.
Учитель в образовательном процессе выполняет разнообразные роли.
Каждая роль — это совокупность определенных социально ожидаемых
действий. Назовём несколько ролей педагога в школе, то есть те ролевые
действия, которые учитель обычно выполняет по отношению к ученикам.
( записываются на доске свои и предлагаемые учителями варианты. Список
ролей может быть таким: дидакт, ментор, носитель и передатчик опыта,
воспитатель, оценщик, контролер, нянька, руководитель, старший товарищ,
надзиратель.)
Вопрос: как вы думаете, что объединяет эти понятия, какой главный
принцип действий педагога?
Не правда ли, почти все эти роли основаны на позиции «над учеником»? В
ней учитель выступает активным субъектом, вкладывающим в пассивного
ученика некое содержание, опыт, знания, которые ребенок должен усвоить.
Нет ничего более противоположного, чем учитель и тьютор. Хотя это
утверждение не отменяет другого: учитель и тьютор – взаимодополняющие
позиции в целостном построении образования. Учитель – это тот, кто знает
чему, как и зачем учить. Тьютор – это тот же ученик, но который знает чему, как
и зачем учиться. Частица «СЯ» в этом контексте меняет всё.
Тьютор – не тот, кто умеет учиться – он умеет учиться и передавать свой
опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования.
Тьютор – не тот, кто передаёт знание, пусть даже добытое в результате
самообразования. Но тот кто передаёт опыт учения.
Вот и получается, что быть тьютором в рамках какоголибо школьного
предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в
позиции изучающего, а не знающего, изучающего не методику преподавания, а
сам предмет и изучающего – самостоятельно и для себя.
Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки
остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего
человечества, но только – для очередного подопечного.