Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»
Оценка 5

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
10 кл—11 кл
30.06.2017
Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания обучающихся. Знакомство с красотой природы Родины, еѐ разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за еѐ сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неѐ и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Урок ориентирован не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.Разработка урока биологии Неклеточные формы жизни. Вирусы Цель данного занятия Создать условия для расширения и углубления знаний обучающихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах, их роли в жизни человека;
вирусыMicrosoft Office Word (4).docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ» (ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум») МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ» Преподаватель:  Бармашова Надежда Владимирована Энгельс 2016 год Пояснительная записка Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического,   патриотического,   физического,   трудового,   санитарно­ гигиенического, полового воспитания обучающихся. Знакомство с красотой природы Родины, еѐ  разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней   и   ответственности   за   еѐ  сохранность.   Обучающиеся   должны   хорошо понимать,   что   сохранение   этой   красоты   тесно   связано   с   деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от   неѐ  и   поэтому   он   обязан   сохранить   природу   для   себя   и   последующих поколений людей. Урок   ориентирован   не   столько   на   передачу  «готовых   знаний»,  сколько   на формирование   активной   личности,   мотивированной   на   самообразование, обладающей   достаточными   навыками   и   психологическими   установками   к самостоятельному   поиску,   отбору,   анализу   и   использованию   информации. Особое   внимание   уделяется   познавательной   активности   обучающихся,   их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Особое   место   уделяется   роли   вирусов   в   жизни   человека,   способам распространения вирусов, болезням, вызываемыми вирусами, и профилактике этих заболеваний.  Поэтому цель урока: Углубить и расширить знания обучающихся о вирусах, их многообразии, строении и жизнедеятельности. Ознакомить обучающихся с болезнями, вызываемыми  вирусами, и их профилактикой. Развивать   умение   сравнивать,   анализировать,   обобщать,   выделять   и 1. 2. 3.         ­объяснить особенности   строения   и   жизнедеятельности   вирусов, делать выводы.       Обучающиеся по окончанию изучения темы должны:         ­раскрыть сущность понятий «неклеточные формы жизни», «вирусы», "капсид", «бактериофаги»,  «внутриклеточный паразитизм»;   бактериофагов ;   переносчиков генетической информации;     ­обосновать меры профилактики вирусных заболеваний;    ­активно работать на уроке;      ­владеть способами сотрудничества;         ­характеризовать роль   вирусов   как   возбудителей   болезней   и   как ­находить информацию о вирусах и вирусных заболеваниях в различных источниках;     ­анализировать и оценивать  её;    ­ планировать свою деятельность;    ­обосновать своё мнение по изучаемой теме; В результате проведенного урока были достигнуты поставленные цели. Все полученные знания им пригодятся для сохранения собственного здоровья. Тема урока: Неклеточные формы жизни. Вирусы Цель: Создать   условия   для   расширения   и   углубления   знаний обучающихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах, их роли в жизни человека; Задачи: Образовательная:  Обеспечить   условия   для   изучения   особенности   строения   вирусов, механизма  их взаимодействия с клеткой. Развивающая:  Обеспечить   условия   для   развития   познавательных   интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации. Воспитательная:  Создать   условия   для   формирования   ответственного   отношения   к своему здоровью, как к ценности;  Обеспечить   условия   формирования   культуры   здоровья   для профилактики   вирусных   заболеваний,   способствовать   формированию здорового образа жизни;  Создать условия для формирования навыков работы с дополнительной информацией.. Метод проведения: объяснение, беседа, сообщения обучающихся. Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация   к   уроку   «   Неклеточные   формы   жизни.   Вирусы»   для демонстрации Тип урока: комбинированный Ход урока: 1.Организационный момент  Приветствие  Подготовка обучающихся к работе Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Чем живое отличается от неживого? 2. 3. 4. 5. 6. Какими свойствами обладают живые организмы? (единство  химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней  организации, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость) Что является основой строения любого организма ? (Клетка ­  элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов) Кто впервые увидел клетку? Первым увидел одноклеточные организмы….. Какая структура является носителем наследственной информации в  клетках живых организмов (ДНК) II. Мотивация учебной деятельности  Сообщение темы; (слайд 1)  Цели урока             (слайд 2)  Сообщение плана урока  III. Изучение нового материала. Тема: Неклеточные формы жизни. Вирусы План 1. История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии      2  Строение и жизнедеятельность вирусов 2.1.Состав и строение вирусов. 2.2.Классификация вирусов 2.3.Механизм взаимодействия вирусов с клеткой. 3. Бактериофаги — вирусы бактерий 4. 5. 6. 7. 8. Роль вирусов в природе и жизни людей.  Вирусные заболевания. Меры профилактики вирусных заболеваний. Особенности функционирования вируса СПИДа. Меры профилактики. Закрепление знаний. Работа с мини­тестом. Итоги урока. Запись домашнего задания.  Мотивация учебной деятельности Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему   здоровью   угрожали   серьезные   враги.   Являлись   они   неожиданно, коварно, не звеня оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем же мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах). Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где   обитают,   как   размножаются   и   какие   еще   готовят   сюрпризы?  Так,   кто такие   вирусы?   А   самое   главное,   почему   с   вирусами   –   возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Поэтому целью  нашего   урока   является   рассмотрение   особенностей   строения   и жизнедеятельности вирусов, а также изучение роли вирусов в жизни человека. Чтобы   ответить   на   эти   вопросы,   необходимо   рассмотреть   следующее. Обратимся к плану урока. Рекомендуемая информация по пунктам плана. 1. История открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии.  Вирусы (от лат. — яд) – неклеточная форма жизни. (слайд3­4) В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений   покрывались   абстрактным   рисунком,   растекавшимся   по   листу, словно   красочная   мозаика,   переливающаяся   с   одного   листа   на   другой,   от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место   происшествия   был   направлен   молодой   ученый,   выпускник   Санкт­ Петербургского   университета   Дмитрий   Ивановский.   Сделано   бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году   мир   науки   сотрясла   новость   –   обнаружена   новая,   неизвестная   ранее форма   жизни,   открыты   необычайно   микроскопические   организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский   назвал   «фильтрующимися   бактериями»,   это   название использовалось   в   научных   кругах   несколько   лет,   пока   в   1899   году  голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе   с   латинского   (vira)   означает   «яд».   За   открытием   Ивановского последовали   новые   открытия   вирусов   и   вирусных   заболеваний   растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес,   и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии,   но   и   позволили   появиться   новой   самостоятельной   науке   – вирусологии   («vira»   ­   яд,   «logos»   ­   учение).   Открытие   вирусов   принесло мировую   славу   отечественному   ученому   –   Дмитрию   Иосифовичу Ивановскому. « Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена   Пастера   и   Коха   в   бактериологии.   Имеются   все   основания   считать Ивановского отцом новой науки – вирусологи.» У. Стэнли Вирусология ­ наука о вирусах, 1892 г. ­ Д. И. Ивановский открыл вирус  табачной мозаики, 1917 г. открыт бактериофаг ­вирус бактерий. Признаки вирусов 1. Очень мелкие (20—300 нм), нельзя увидеть в световой микроскоп,  проходят через бактериальные фильтры. 2. Не имеют клеточного строения. 3. Содержат лишь один тип нуклеиновых кислот: либо ДНК (напр.,  аденовирусы), либо РНК (напр., ретровирусы). 4. Нет собственного метаболизма, используют энергию, получаемую за  счет обмена веществ клетки хозяина. 5. Могут существовать только как внутриклеточные облигатные  паразиты. 6. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки. 2. Состав и строение вирусов. Механизм взаимодействия вирусов с  клеткой.  (слайд 5) Вирусы ­ внутриклеточные паразиты. (1)  РНК­геном вируса, (2)  нуклеокапсид, (3)  капсид, (4)  белковый матрикс (5)  липидную мембрану (6­7)  гликопротеин ­рецепторы  (8—11) ­ белки Вирусы                       простые                                                           сложные    состоят из нуклеиновой                         состоят из нуклеиновой кислоты,     кислоты и капсида                                    капсида, липопротеидной оболочки                                                                                   (герпес, грипп)                                                    Действие вируса на клетку (слайд 6) Проникновению вируса в клетку предшествует связывание его с особым  белком­рецептором (специфичность). Попав внутрь клетки­хозяина, он  инактивирует хозяйскую ДНК, и, используя свою собственную ДНК или РНК, дает клетке команду синтезировать новые копии вируса. Образующиеся  вирусные частицы покидают клетку путем «взрыва», вызывающего нарушение  целостности клетки и её гибель. 3.Бактериофаги — вирусы бактерий. (слайд 7) 4. Роль вирусов в природе и жизни людей. Вирусы обычно рассматриваются как паразиты – возбудители инфекционных заболеваний, наносящих вред  человеку, животным, растениям. Однако такой подход нельзя признавать  абсолютно правильным. Была высказана гипотеза (Жданов, 1974), согласно  которой вирусы являются важным фактором эволюции органического мира.  Преодолевая видовые барьеры, вирусы могут переносить отдельные гены или  группы генов, а интеграция вирусной ДНК с хромосомами клеток может  приводить к тому, что вирусные гены становятся клеточными генами. Роль вирусов в природе (слайд8) 1. Вирусы являются возбудителями заболеваний человека, животных и  растений. 2. Предполагают, что некоторые вирусы находятся в симбиотических  отношениях с человеком на протяжении всей эволюции. 3.  Вирусы могут быть фактором, с помощью которого осуществляется  коррекция взаимоотношений организма с меняющимися условиями  среды, то есть играют адаптационную роль. 4.  Вирусы играют эволюционную роль. 5. Решение вопросов происхождения и эволюции вирусов является  важным в понимании зарождения и развития жизни на Земле.  Вирусы ­ не вредный, чужеродный для живой природы элемент, а  необходимая составная часть, без которой, наверное, были бы невозможны  существование и эволюция биосферы. Когда  в организм  человека  проникает вирус, то организм   начинает  с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют   вирус   и   болезнь   заканчивается.  Но...  В  одних   случаях,   пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку   и прекращает свое действие до тех пор,  пока не ослабнет иммунитет  человека  Вирусных  заболеваний  человека очень много. Большинство из них у нас на  слуху: полиомиелит,  бешенство, ОРВИ, ветрянка, герпес, гепатит,  грипп,  ВИЧ ­ инфекция. О некоторых из них расскажут ваши одноклассники, во  время их рассказа вы должны  самостоятельно вписать в тетрадь название  вирусов, пути их проникновения и меры профилактики. (слайд 9)                                    Вирусные заболевания ДНК –содержащие РНК –содержащие Оспа, герпес, грипп простуда, СПИД, паротит папиллома. корь, полиомиелит, желтая лихорадка краснуха 5.Особенности функционирования вируса СПИДа. (слайд 10­12) Проблема ВИЧ­инфекции на данном этапе развития современного общества стала проблемой номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН, оттеснив на второе место рак и сердечнососудистые заболевания. Это обусловлено несколькими основными причинами. Во­первых, до сих пор не найдено   действенное   лекарство   (вакцина)   против   вируса;   во­вторых,   как следствие   стремительно   растет   количество   зараженных   людей. Эпидемия ВИЧ/СПИДа   продолжает   распространяться   по   миру   тревожными   темпами. По   оценке ЮНЭЙДС,   в   настоящее   время   число   людей, инфицированных ВИЧ на   Земле,   насчитывает   от  33,4  до   46  млн.  чел.,  при этом число новых случаев инфицирования ежегодно превышает 4 млн. чел. Россия   сейчас   относится   к   региону   с   максимальными   темпами   развития эпидемии.   По   официальным   данным   количество   случаев ВИЧ­инфекции в стране превышает 408 тыс. чел. Реальное число ЛЖВ в стране оценивается ЮНЭЙДС в пределах 0,8­1,2 млн. чел. Таким образом, 1­2 населения страны непосредственно затронуты эпидемией. Эпидемия носит концентрированный характер.   Это   означает,   что ВИЧ уже   широко   распространился   в определенных подгруппах населения. . Пожалуй, ни одна болезнь не задавала ученым такие серьезные загадки за столь незначительный срок. Война с вирусом СПИДа ведется на планете с нарастающими   усилиями.   Ежемесячно   в   мировой   научной   прессе публикуются   новые   сведения   о   ВИЧ­инфекции   и   ее   возбудителе,   которые часто заставляют коренным образом менять точку зрения на патологию этого заболевания.   Таким   образом,   для   предотвращения   распространения   ВИЧ­ инфекции наиболее действенным путем остается только профилактика. Для того, что бы правильно ее осуществлять необходимо, знать закономерности связанные с распространением вируса, его функционированием в организме.    Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) является ретровирусом,  инфицирующим клетки иммунной системы человека, разрушающим или  ослабляющим их функцию. На ранних стадиях инфекции у человека не  проявляется ее симптомов. Однако по мере развития инфекции иммунная  система ослабевает и человек становится более чувствительным к так  называемым оппортунистическим инфекциям. Эпидемиологические   исследования   выявили   три   пути   передачи   ВИЧ­ инфекции:   1.   половой.   2.   парентеральный   (попадание   вируса   в   кровь).   3. вертикальный (от матери к ребенку).  Основным принципом профилактики ВИЧ­инфекции является безопасное и ответственное поведение, здоровый образ жизни. Поэтому главной стратегией, направленной   на   замедление   распространения   ВИЧ,   по­прежнему   остается широкая   пропаганда,   имеющая   своей   целью   перемены   в   образе   жизни населения.  III. Закрепление знаний. Работа мини­тестом: 1.Вирусы – это: А) прокариотическая клетка                 Б) эукариотическая клетка В) неклеточная форма жизни                Г) все верно 2. Вирусы отличаются от других живых организмов тем, что у них: А) удвоенный обмен веществ               Б) нет собственного метаболизма В) хорошо развиты все органоиды       Г) деление происходит митозом 3.Белковая оболочка вируса называется: А) гликопротеид                     Б) липопротеид В) вирион                                 Г) капсид 4.Наследственная информация заключена в ДНК у вирусов,  вызывающих следующие заболевания: А) СПИД                                 Б) паротит В) герпес                                 Г) корь 5. Вызывают заболевания А) туберкулез                                          1) вирусы Б) СПИД                                                  2) бактерии В) грипп   Г) сальмонеллез Д) корь               Е) брюшной тиф   Ответы: 1.в,2.б,3.г,4.в,5.1.бвд 2.аге Рефлексия Технологическая карта урока по биологии «Неклеточные формы жизни - Вирусы» Тема Целевые ориентации урока Неклеточные формы жизни: вирусы 1. Предметные:  обеспечить усвоение обучающимися знаний  о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека;  раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма 2. Метапредметные: содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать интерес к учению через ИКТ 3. Личностные:    содействовать воспитанию у обучающихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью Основное содержание темы Вирусы – неклеточная форма жизни, их строение и размножение.  Вирусы как возбудители болезней. Жизненный цикл бактериофага. ВИЧ. СПИД. Термины и понятия Планируемые результаты Личностные умения: формирование  познавательных интересов; осознание ценности здоровья и безопасного образа жизни; формирование личностного  отношения к изучению  материала. Вирус. Бактериофаг. ДНК. РНК. Капсид. Ретровирусы.  ВИЧ. СПИД. Эндоцитоз, экзоцитоз. Метапредметные умения Познавательные: Общеучебные: умение осуществлять смысловое чтение; умение  отделять главное от второстепенного; умение работать с  различными источниками информации Логические: поиск и выделение необходимой информации;  установление причинно­следственных связей; осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной и  письменной форме; построение логической цепи рассуждений; Организация образовательного пространства Межпредметные связи Экология человека,  информатика, валеология ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно­ деятельностного подхода I этап. Мотивация к деятельности Цели деятельности ­мотивировать обучающихся к изучению темы «Вирусы»; ­стимулировать  эмоционально­ценностное  отношение к ситуации на  примере познавательной  задачи; ­ проявлять позитивное  отношение к процессу; ­помочь осознать  необходимость приобретения  новых знаний о вирусах Регулятивные: умение определять цели урока и ставить задачи;  умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё  неизвестно; развитие навыков самооценки Коммуникативные: умение слушать преподавателя, строить  эффективное взаимодействие со сверстниками при выполнении  заданий, умение находить общее решение Ресурсы Информационный материал:  информационные тексты,  таблицы, рисунки учебника, слайды. Демонстрационный материал:   таблица «Вирусы» Интерактивный материал:  Мультимедийное приложение к  учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология.  Базовый уровень» (издательство ООО «Дрофа»,2012) Раздаточный материал:   карточки с таблицей  суждений Ситуативное задание Задание 1.  Задумывались ли вы над тем, что с самого начала  существования человечества нашему здоровью угрожали  серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не звеня  оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их  жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа,  энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем же мы будем  говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах). Откуда же  появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как  размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так, кто такие  вирусы? А самое главное, почему с вирусами – возбудителями  заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?  Поэтому целью  нашего урока является рассмотрение  особенностей строения и жизнедеятельности вирусов, а также  изучение роли вирусов в жизни человека. Чтобы ответить на эти  вопросы, необходимо рассмотреть следующее. Обратимся к плану  урока. Рекомендуемая информация по пунктам плана. Почему   с   вирусами   –   возбудителями   заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество   от   вирусов?   Какие   знания   о   вирусах   вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?  Цель: знать состав, строение и особенности  жизнедеятельности вирусов Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Задание 1.(З) Посмотреть слайды: 1.История вирусологии.  Строение вируса. 3.Бактериофаги.  Задание 2.(П )Обратиться к признакам вирусов 1. Очень мелкие (20—300 нм), нельзя увидеть в световой микроскоп, проходят через бактериальные фильтры. 2. Не имеют клеточного строения. 3. Содержат лишь один тип нуклеиновых кислот: либо ДНК (напр., аденовирусы), либо РНК (напр., ретровирусы). 4. Нет собственного метаболизма, используют энергию, получаемую за счет обмена веществ клетки хозяина. 5. Могут существовать только как внутриклеточные облигатные паразиты. 6. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки. II этап. Учебно­ познавательная деятельность Цели деятельности Блок А.  Цели:  ввести понятия­вирус,  вирусология, капсид,  бактериофаг  развивать критическое  мышление Блок Б. Цели: Смысловые ответы на вопросы (П) актуализировать знания о  строении вируса и их  размножении внутри клеток   ввести понятия: ВИЧ.  СПИД. Эндоцитоз.  Экзоцитоз   Задание   1    . "Вирусы   ­   это   плохие   новости   в   хорошей упаковке из белка" генетическом уровне? Посмотрите  слайд «Классификация вирусов» Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на  Задание 2        «Вирусы ­ самозванные диктаторы и двигатели эволюции» Посмотреть слайды и рассказать о этапах заражения вирусом: 1.Прикрепление вируса к клетке – хозяина. 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3.Настраивает метаболический аппарат хозяина на    воспроизведение вириона. 4.Синтез вирусных белков и само сборка капсида. 5.Выход множества вирусов из клетки. 6.При этом клетка либо погибает, либо остается жива.         Задание 3.   несерьезно ­ опасно".      "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться  Определите: Какие организмы могут поражаться вирусами? Какие заболевания они вызывают? Пути передачи вирусов? Предложите   меры   и   способы   профилактики   вирусных заболеваний. Блок В. Цель:  актуализировать знания о строении вируса и их  размножении внутри  клеток  Задание 1. Посмотреть слайды и рассказать о строении вируса и  их размножении внутри клетки Блок Г.  Дополнение Цели:    показать пути передачи ВИЧ определить меры  профилактики СПИДа Задание 1.(З) Посмотреть слайд. Жизненный цикл ВИЧ. Задание 2.(П) Ответить на вопросы: Что такое СПИД, и какой вирус его вызывает? (ВИЧ).  Каковы пути передачи данного вируса? Что из ниже предложенного списка  является  опасным, а что  безопасным: 1. Укус комара 2. Пользование общественным туалетом 3. Поцелуй в щеку 4. Уход за больным СПИДом  5. Пользование чужой зубной щеткой 6. Нанесение татуировки 7. Прокалывание ушей 8. Множественные половые связи 9. Переливание крови 10. Укус постельного клопа 11. Плавание в бассейне 12. Объятия с больным СПИДом    Блок К. Диагностика  качества освоения темы Цели    обобщить знания  обучающихся об  особенностях строения и жизнедеятельности  вирусов установить  степень усвоения  обучающимися темы  Задание 1.(З)Можем   ли   мы   оценить   верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний?  Задание 2. (У) Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на   поставленный   вопрос? Почему   с   вирусами   – возбудителями   заболеваний   трудно   вести   борьбу   и полностью их уничтожить?  (Ответы обучающихся:  ­ Вирусы микроскопичны  Вирусы – неклеточные формы жизни    Вирусы   очень   быстро   и   спонтанно   приспосабливаются   к новым условиям, т.е.  мутируют  Могут долгое  время  находится в скрытой форме.) III этап. Интеллектуально­ преобразовательная деятельность Цель деятельности • научить обучающихся: ­ применять полученные  знания;  ­ оценивать результат учебной деятельности .развивать критическое  мышление IV этап. Рефлексивная деятельность Цели деятельности Научить обучающихся: ­ соотносить полученный  результат с поставленной  целью; ­ оценивать результат своей  деятельности Варианты заданий      Задание 1. (П) Посмотреть слайды6. Ответить на вопросы  теста (тест состоит из 5 пунктов, нужно выбрать один ответ из  четырёх)   Самоанализ и самооценка ученика Самоанализ   1. Выделите не менее 4­х видов (форм)  деятельности, в которых  вы принимали участие на уроке     2.   Сформулируйте   предложение   об   уроке,   которое   будет начинаться со слова «Оказывается …» Самооценка И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:  ­ Сегодня я узнал …         ­ Я удивился … ­ Теперь я умею … ­ Я хотел бы … Домашнее задание:  1. Выбрать одно из заданий: А) написать памятки обучающимся о профилактике одного из  вирусных заболеваний. Б)   провести   мини­исследование   по   вопросу:   почему   то,   что поражает компьютерные программы,  тоже назвали вирусом? Список литературы 1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005. 2. 3. 4. Биология. 10 класс. Общая биология. Базовый уровень / П.В. Ижевский, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др. – 2-е изд., переработанное. – Вентана-Граф, 2010. – 224 стр. Беляев Д.К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Ба- зовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с. Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет http://www.fcior.edu.ru/card/7680/virusy-nekletochnye-formy- zhizni.html http://www.fcior.edu.ru/card/1380/virusy-nekletochnaya-forma- zhizni.html http://www.fcior.edu.ru/card/10164/virusnye-bolezni-cheloveka- i-ih-profilaktika.html Вирусные заболевания ДНК –содержащие РНК – содержащие Оспа, герпес, грипп простуда, СПИД, паротит папиллома. корь, полиомиелит, желтая лихорадка краснуха В завершение урока мне хочется познакомить вас с притчей о мудреце и бабочке. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и тогда скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, тот ответил: «Все в твоих руках». Помните что ваше здоровье и ваша жизнь в ваших руках. Спасибо за работу.

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»

Методическая разработка УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:  «НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ. ВИРУСЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017