Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология
10 кл—11 кл
08.06.2017
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы курса биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) В.В. Пасечника (2013г.).
Настоящая программа учитывает рекомендации Примерной программы по биологии для основной школы.
Рабочая программа по предмету Общая биология составлена в соответствии с нормативно-правовой базой:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016-2017 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
4.Примерная программа основного общего (начального общего, среднего общего (теперь называется стандарт) образования по предмету (биология)
5.Программы общеобразовательных учреждений. Биология для 5-11 классов. Автор: В.В.Пасечник.-М.: Дрофа, 2013.
6.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ «Жердевская СОШ»;
6.Основная образовательная программа МБОУ «Жердевская СОШ»;
7.Учебный план МБОУ «Жердевская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
РП 10-11 кл..docx
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования второго
поколения, Примерной программы основного общего образования по биологии и
авторской Программы курса биологии для 511 классов общеобразовательных учреждений
(базовый уровень) В.В. Пасечника (2013г.).
Настоящая программа учитывает рекомендации Примерной программы по биологии для
основной школы.
Рабочая программа по предмету Общая биология составлена в соответствии с
нормативноправовой базой:
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012
г. N
Федерации";
273ФЗ "Об образовании в Российской
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004
№ 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования";
рекомендованных
3.Федеральный перечень учебников,
(допущенных)
Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 20162017
учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19 декабря 2012 г. № 1067 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию»;
4.Примерная программа основного общего (начального общего, среднего общего
(теперь называется стандарт) образования по предмету (биология)
5.Программы общеобразовательных учреждений. Биология для 511 классов. Автор:
В.В.Пасечник.М.: Дрофа, 2013.
6.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ
МБОУ «Жердевская СОШ»;
6.Основная образовательная программа МБОУ «Жердевская СОШ»;
7.Учебный план МБОУ «Жердевская СОШ» на 20162017 учебный год. Цели:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессах изучения выдающихся достижений биологии,
вошедших в
общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития
современных научных взглядов, идей, теорий, концепций в ходе работы с
различными источниками информации.
освоение знаний о биологических системах; истории развития современных
представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке;
роли биологической науки в формировании естественно – научной картины мира;
методах научного познания.
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости
бережного отношения к природной среде, собственному здоровью, уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
Задачи:
совершенствовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
овладевать умениями обосновывать место и роль биологических знаний в
практической деятельности людей, развития современных технологий; находить и
анализировать информацию о живых объектах.
формировать у учащихся естественно – научного мировоззрения и экологической
культуры поведения.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии среднего
общего образования по биологии на основе федерального базисного плана для
образовательных учреждений РФ, является моделью учебного процесса и обязательно
учитывает Стандарт общего биологического образования.
Место и роль курса биологии в овладении обучающимися требований к уровню
подготовки и соответствии с государственными образовательными стандартами
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что
курс биологии на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлен на
формирование у учащихся знаний о живой природе, её отличительных признаках, поэтому
программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся
на разных уровнях организации живой природы. На базовом уровне в программе уделено
внимание содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно
научной картины мира,
реализующему гуманизацию
биологического образования.
ценностных ориентаций, Содержание обучения биологии структурировано на основе компетентностного подхода.
В соответствии с этим формируются и развиваются следующие компетентности:
коммуникативная, компетенция в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
естественно – научная грамотность учащихся.
Общая характеристика учебного курса. В соответствии со структурой содержания
курса биологии в старшей школе (10 – 11 класс) на базовом уровне, в программе
выделяются следующие разделы: Биология как наука, методы научного познания; Клетка;
Организм; (10 класс) и Основы учения об эволюции; Антропогенез; Основы селекции и
биотехнологии; Основы экологии и биосферы. (11 класс). Содержание разделов
ориентировано на обобщение и систематизацию того содержания, которое было освоено
учащимися при изучении курса биологии в основной школе и представлено на основе
эколого эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которым акценты
в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на
раскрытие процессов их жизнедеятельности
и усложнения в ходе эволюции,
приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Учебный план "МБОУ Жердевская СОШ" предусматривает изучение биологии в 10
классе в объёме 35 часов, в том числе 35 часов для теоретических уроков, 4 часа для
проведения контрольных работ и 3 часа для проведения практических и лабораторных
работ. В 11 классе учебный план МБОУ «Жердевская СОШ» предусматривает изучение
биологии в объёме 34 часа, в том числе 34 часа для теоретических уроков, 4 часа для
проведения контрольных работ и 6 часов для проведения практических и лабораторных
работ.
Основная форма организации образовательного процесса – классно – урочная. Система
уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу
«готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическим установкам к
самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Технологии обучения: проектно – исследовательская, технология проблемного обучения,
информационно – коммуникационная.
Формирование ключевых компетенций достигается путём использования следующих
механизмов: учебнопознавательная компетенция включает в себя умение: определять цели
и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и
самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять
освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Виды и формы контроля: практические и лабораторные работы, контрольные работы,
устный зачёт, тестовые задания, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный
опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита
рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Планируемые результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню
подготовки выпускников» и полностью соответствуют Стандарту.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. 10 – 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А.Каменский,
Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник/.– М.: Дрофа, 2012 – 2014. Содержание
10 класс (34 ч.)
Введение. Биология как наука, методы научного познания (2 ч.)
Биология – наука о живой природе и закономерностях, ею управляющих. Основные
признаки живого. Основные уровни организации живого. Методы изучения живой
природы, значение биологии как науки.
Раздел 1. Клетка (13 ч.)
1.1. Химический состав клетки. Строение клетки (11 ч.)
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и
организме человека.
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении
современной естественно – научной картины мира.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы. Меры
профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
1.2.Энергообеспечение клетки (2 ч.)
Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов. Фотосинтез: световая
и темновая фазы. Окисление органических веществ
Без участия кислорода. Гликолиз.
Окисление органических веществ в присутствии кислорода. Цикл Кребса.
Демонстрации:
строение молекулы белка;
строение клетки;
строение клеток прокариот и эукариот;
строение вируса;
фотосинтез.
Лабораторные и практические работы.
наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
препаратах и их описание;
приготовление и описание микропрепаратов клеток растений;
изучение свойств плазматической мембраны.
Раздел 2. Организм.(10 ч.)
2.1. Наследственная информация в клетках организма (2 ч.)
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение
молекулы ДНК. Генетический код. Свойство генетического кода. Биосинтез белка.
2.2. Размножение и развитие организмов. (8 ч.)
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и
размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение и его
значение. Онтогенез.
2.3. Основы генетики. (9 ч.)
Наследственность и изменчивость организмов. Генетика – наука о наследственности и
изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и
символика. Закономерности наследования, установленные Менделем. Сцепленное наследование генов, закон Т. Моргана. Генетика пола. Множественное действие генов..
Взаимодействие генотипа и среды.
Демонстрации:
деление клетки;
способы бесполого размножения;
моногибридное скрещивание;
дигибридное скрещивание;
перекрёст хромосом;
неполное доминирование;
сцепленное наследование;
наследование, сцепленное с полом, наследственные болезни человека;
влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Лабораторные и практические работы.
Составление схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Повторение (2ч)
11 класс (34 ч.)
Раздел 1. Основы учения об эволюции (10 ч.)
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Основные положения теории Ч.Дарвина. Вид,
его критерии. Популяции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда
популяций. Борьба за существование и её формы. Естественный отбор и его формы.
Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция, её доказательства. Система
растений и животных.
Демонстрации:
Критерии вида.
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.
Формы сохранности ископаемых растений и животных.
Лабораторные и практические работы.
Описание особей по морфологическому критерию.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
Раздел 2. Антропогенез. (6 ч.)
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза.
Прародина человека. Расы и их происхождение.
Лабораторные и практические работы.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека
Раздел 3. Основы экологии. (10 ч.)
Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и
экологические ниши. Основные типы экологических факторов взаимодействий. Основные
экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические
сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые
цепи. Экологические пирамиды. Экологические сукцессии. Влияние загрязнений на живые
организмы. Основы рационального природопользования.
Демонстрации:
Экологические факторы и их влияние на организм.
Межвидовые взаимоотношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети. Экологическая пирамида.
Экосистема.
Глобальные экологические системы.
Последствия деятельности человека в окружающей среде.
Биосфера и человек.
Заповедники и заказники России.
Лабораторные и практические работы.
Составление схем передачи веществ и энергии.
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,
глобальных экологических проблем и путей их решения.
Раздел 4. Эволюция биосферы и человек. (8 ч.)
Гипотезы о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция
биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Роль биологии в будуще
Учебно – тематический план
Количество
часов на
изучение
Количество
контрольных
работ
Количество
лабораторных
работ
ТЕМА
10 класс
и
3
10
1
4
5
8
2
2
35
9
3
4
11
7
34
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
№
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Биология как наука
Клетка
Неклеточные формы жизни
Обмен веществ и энергии в клетке
Размножение и развитие организмов
Основы
изменчивости организмов
Генетика человека
Повторение
Всего
наследственности
11 класс
Основы учения об эволюции
Основы селекции и биотехнологии
8.
9.
10. Антропогенез
11. Основы экологии
12. Эволюция биосферы
Всего Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/ понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя
закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и
биосфере;
вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие
зародыша; влияние мутагенов на организм человека и экологических факторов на
организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции
изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний,
мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения
многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в
окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой
природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы своей местности, процессы (естественный и искусственный отбор,
половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения
жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решении,
последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках и
критически её оценивать;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголь, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
(клонирование, искусственное оплодотворение). Литература и средства обучения.
1. Общая биология, 10 – 11 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений, А.А.Каменский,
Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, М. Дрофа, 2012 – 2014.
2. Рабочие программы по биологии 6 – 11 кл., Новый образовательный стандарт. – М.:
Глобус,2007.
3. А.А.Кириленко, С.И.Колесников, Биология. ЕГЭ – 2013, Р.наД.: Легион,2013.
4. В.Ю.Крестьянинов, Г.Б. Вайнер, Сборник задач по генетике, Саратов: Лицей,2007.
5. В.Н.Кузнецова, Л.Г. Прилежаева, Сборник тестовых заданий для тематического и
итогового контроля, М.: Интеллект Центр, 2007.
6. И.Н.Пименова, А.В.Пименов, Лекции по общей биологии, Саратов: Лицей, 2005.
7. И.Р. Мухамеджанова, Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии, М.: вако,2006.
8. Интернет – ресурсы: www
. bio. 1 september.ru; www
. bio
. ru; www.km.ru/edukation
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Рабочая программа по предмету Общая биология 10-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.