Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Спрос и предложение. Рыночные структуры»
Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
обществознание
10 кл—11 кл
10.02.2017
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности решает следующие цели учебного занятия:
1. Показать, что такое спрос и предложение, рыночные структуры.
2. Раскрыть особенности и значение рыночной экономики как самой прогрессивной формы организации экономической жизни общества.
3. Способствовать формированию и развитию экономической культуры и компетентности обучающихся.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в различных видах учебной деятельности.
26 рынок.doc
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: Обществознание.
Учебное занятие № 26
11С
Тема учебной программы:
Человек и экономика.
Тема учебного занятия:
Спрос и предложение. Рыночные структуры.
Цели учебного занятия:
1. Показать, что такое спрос и предложение, рыночные структуры.
2. Раскрыть особенности и значение рыночной экономики как самой прогрессивной формы
организации экономической жизни общества.
3. Способствовать формированию и развитию экономической культуры и компетентности
обучающихся.
4. Способствовать формированию и развитию основных умений и навыков, обучающихся в
различных видах учебной деятельности.
Тип учебного занятия:
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов
деятельности.
Формы проведения учебного занятия:
Практическое занятие.
Материальное обеспечение учебного занятия:
ПК. Презентация.
Словарь терминов.
Схема «Экономические системы».
Дидактический материал.
Литература:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (10кл.); М., Просвещение,2014г.
2. Липсиц И.В. Экономика; раздел VI, М., 1996г.
3. Любимов Т.П. Основы экономики, М., 1994г.
4. Смирнов И.П. Введение в обществознание; гл. IV, М., 2003г.
Распределение рабочего времени на учебном занятии:
№
п/п
I
II
III
IV
Ход занятия и последовательность изложения
Время мин.
основных вопросов содержания темы
Этап организации занятия.
Этап актуализации.
Этап изучения и первичного закрепления нового материала
Этап контроля и самоконтроля.
2
3
34
3 V
VI
Этап информации о домашнем задании.
Этап рефлексии.
1
2
ОК1,ОК2,ОК4,ОК7,ОК8
Спрос и предложение.
Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость
объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена
на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина
предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между
предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение
товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает,
с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести
эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить
покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и
количественных параметров, из которых прежде всего следует
выделить объём или величину спроса.
С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает
количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную
возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое
покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина
спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товарысубституты и
комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены
товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная
зависимость (однако не обязательно в видегиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть
повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение
величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на
приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот.
Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные
средства, купить вместо данного товара другой —товарсубститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
Уровень доходов в обществе;
Размеры рынка;
Мода, сезонность;
Наличие товаровсубститутов (заменителей);
Инфляционные ожидания.
Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для
реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и
отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется
по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара,
услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или
производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого
периода времени при определённой цене. Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых
факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей),
состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные
ожидания.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения
увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем
обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены
растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная
картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаровзаменителей.
2. Наличие товаровкомплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социальнополитические)
8. Размеры рынка
Рыночные структуры.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства,
многообразия форм собственности на средства производства, рыночного
ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного
вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов.
Рыночная экономика — социальноэкономическая система, развивающаяся на основе частной
собственности и товарноденежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы
свободы предпринимательства и выбора[1].
Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при
которой координация действий участников осуществляется государством, а именно
законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно,
путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения
самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
С позиции истории бизнеса рыночная экономика — экономическая система, направляемая и
регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в институциональной среде и
господстве соответствующих институтов.
По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе
договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной
массы (то есть товарноденежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из
исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товаро
распределения.
Домашнее задание: §3
Преподаватель________________Бабынин С.А.
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Спрос и предложение. Рыночные структуры»
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Спрос и предложение. Рыночные структуры»
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию по теме «Спрос и предложение. Рыночные структуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.