Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"
Оценка 5

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
29.04.2019
Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"
Урок-проект. Продукт проекта стенгазета. Урок в 3 классе по УМК "Школа России". Ход урока соответствует нормам ФГОС. В уроке используются формы, методы и приёмы игровой технологии, проектной технологии, метод исследования, метод работы в группах, анализ и обобщение. Ознакомление с новым материалом проводят учёные - микологи.
урок-проект.docx
Тема: В царстве грибов. Задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся.  Цели: Обучающие: Активизировать ранее полученные знания; изучить строение, классификацию,  значение и правила сбора грибов; Развивающие: Развивать мыслительную активность (классификация, сравнение,  обобщение); расширять кругозор учащихся; умение работать в группах; Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся;  формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру. Тип урока: урок­проект Продукт проекта: плакат с грибами и правилами. Оборудование: презентация, тесты, карточки, плакат. 1          Постановка темы, цели, задач урока  (СЛАЙД  2) Мелодия леса ­   Лес..   Это   сказочный   мир.   Присмотритесь   и   прислушайтесь…   Лес   полон   загадок   и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки.     Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их, приглашают всех полюбоваться и порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.     А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! ­ Отгадайте загадку:  И на горке, и под горкой,  Под берёзой и под ёлкой. Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят       (грибы) ­ Какая тема нашего урока? (СЛАЙД   3)     ­ Сегодня на уроке­проекте  мы с вами очутимся в царстве грибов. (ПЛАКАТ) В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ ­ Откройте тетради и запишите тему урока. ­ Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих  организмов. ­ Ребята, а вы знакомы с грибами?  ДА Деление на группы ­ Проверим! По описанию, узнай, что за гриб.  Я в красной шапочке расту              Среди корней осиновых              Меня увидишь за версту         Зовусь я…….(подосиновик).   Царь грибов на толстой ножке.    Самый лучший для лукошка         Он головку держит смело,         Потому что гриб он…..(белый).   ­ Какое второе название, у этого гриба? (боровик)  Лета первая примета              Под березой в холодке,              Гриб коричневого цвета              На пятнистом корешке. (подберезовик)  Сидит дружная семейка              Но на пнях, не на скамейках              Зонтики в руках,              Колечки на плечах. (опята)                      Под сосною на опушке         Преют рыжие макушки         В мох душистый две косички         Прячут хитрые……(лисички).                                       Создаём группы (социоигра). Работа в группах Ребята, в газете «Донской вестник» я прочитала статью про грибы. Познакомьтесь и вы с ней. Выполните задание.  ЗАДАНИЕ: прочитать, ответить на вопросы, поставить задачи урока:  1. Какая проблема описывается в статье? 2. Что мы должны знать о грибах, чтобы не случилось беды?      Задачи урока:  УЗНАТЬ: Из каких частей состоит гриб?                   Какое имеют значение грибы в природе и жизни людей? УЧИТЬСЯ: Различать какие грибы съедобные, а какие опасные?   СОСТАВИТЬ: Правила как собирать грибы. 2          Знакомство с новым   долгое   время   не   могли   решить, ­Задачи урока определены, сядьте на свои места. Рассказ учителя о грибах.   Учёные     что   же грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время  биологи выделили их в отдельное специальное царство Грибов. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Грибы ­ удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует даже целая наука  ­ микология. Изучают грибы учёные – микологи. (СЛАЙД 4) ­   Сегодня   на   нашем   уроке   присутствуют   учёные   –   микологи,   которые   хотят   с   вами поделиться своими знаниями.   такое Выступления учёных – микологов (СЛАЙД 5) ­ О строении гриба расскажет миколог… Главной   частью   гриба   является   грибница. Все грибы имеют разные названия, но строением они похожи. Гриб состоит из (шляпка, ножка, грибница) ­   Гриб   имеет  плодовое   тело,   которое   мы   видим   над   землёй,   а   под   землёй   находится грибница,   похожая   на   паутинку,   сплетение   нитей.   Она   всасывает   из   почвы   воду   с растворёнными в ней минеральными солями. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе шляпку и ножку, называют шляпочными грибами. А что такое грибница?       Это тонкие бесцветные ниточки. На десятки метров под землей раскидываются эти ниточки. С каждым днем появляются новые, пробираются между комков земли. А на них образуются   маленькие   клубеньки.   Клубеньки   увеличиваются,   вылезают   из   земли   и превращаются в грибы. (СЛАЙД  6)    Грибы погибают, а грибница остается. И после нескольких дней появляются новые грибы. Грибницы   живут   многие   десятки   лет,   и   каждый   год   дают   урожай.     Если   запомнить урожайное   место,   то   можно   несколько   раз   за   лето   приходить   сюда   и   уносить   домой богатую   добычу.  Грибы   способствуют образованию перегноя. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.   Для чего нужны грибы растениям леса?  поведет миколог…       Грибы   нужны   лесу.   Грибница   срастается   с   корнями   деревьев,   кустарников,   трав, помогает им всасывать воду с растворенными   в ней минеральными солями. Дерево не остается в долгу и делится с грибами питательными органическими веществами, потому что грибы сами  получать их не умеют.        Каждый   год   в   лесу   опадают     хвоя,   листья,   падают   ветки,   шишки   и   кора.   Всё   это перерабатывают   грибы,   тем   самым   улучшают   почву.   Грибница   съедает   лесной   мусор. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Многие лесоводы специально разводят грибы в новых лесопосадках. О том, как питаются грибы,  расскажет миколог …  ­ Главное отличие растений от грибов – способ питания. (СЛАЙД   7) Зелёное растение может «приготовить»  себе пищу из воды и углекислого газа  с помощью  солнечного света. Грибы этого делать не могут! Некоторые грибы добывают пищу из  остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с  помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев.  Так грибы и  деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а  грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями. Почему грибы называют «лесным мясом» и «лесным овощем»? поведет миколог…    Грибы еще называют лесными витаминами. В них есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, белок­ вещества, необходимые организму человека.  Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу. Свежие белые грибы полезнее лука, моркови, капусты, а сушеные  грибы почти в 2 раза сытнее: яиц, вареной колбасы. Бульон из сухих белых грибов в 7 раз калорийнее мясного бульона. Килограмм сушеных белых грибов – это 3 килограмма рыбы, или 5 килограммов картофеля. Самые питательные ­ это белые грибы, рыжики, опята, подосиновики (СЛАЙД  8)  Учитель Многие животные питаются грибами. Например, белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева.  Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухомором лечится лось, сороки.   ­ Ребята, а на какие группы можно поделить грибы? (ПЛАКАТ: съедобные и ядовитые) В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ              съедобные                       ядовитые   Работа в группах: деление грибов на группы.  ­Объединитесь в группы, как вы сидите. ­   С   помощью     книги   «Зелёная   страница»   поделите   грибы   на   съедобные   и   ядовитые. (бледная   поганка,   ложные   опята,   мухомор,   желчный   гриб,   дождевик,   ложные   лисички, ложные грузди). ­   Проверка:   составление   плаката.  ИГРА   «Передай   другому»  (Поочерёдно   группы наклеивают грибы на плакат, распределяя по группам)      Правила сбора грибов  ­ Мы видим, что грибы разнообразны. Не все люди знают и умеют различать грибы по  внешнему виду. Есть такое понятие ГОРЕ­ГРИБНИК. Кого так называют? ­ А как надо правильно собирать грибы? Ответ на этот вопрос вы найдёте в газете.  Познакомьтесь и запишите правила сбора грибов. 1. Собирай только те грибы, которые хорошо_____________. Ведь среди грибов  немало___________________. 2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны____________. грибница,  оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и ________________. 3. Чтобы не повредить_______________, лучше всего срезать грибы_____________. 4. Не надо брать ____________грибы. В них может быть ________________для  человека ____. 5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог. В этих грибах накапливаются  ___________________вещества.  ­ Какие правила сбора грибов вы узнали? Прочитайте правила сбора грибов.(СЛАЙД  9)  (Правила наклеиваются на плакат)  В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ          съедобные                                                       ядовитые ЗАПОМНИ! правила                                          ­ А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…». Я читаю вам вопрос, вы отвечаете  «да» или «нет» Итак, верите ли вы, что…: грибы относятся к живой природе? Да грибы относятся к царству растений? Нет 1 2 3 шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да 4 плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да 5 грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет. грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? Нет грибы – это богатство леса? Да что медведи лечатся мухоморами? Нет  что самый полезный гриб – это бледная поганка? Нет 6 7 8 9 10)что грибы можно собирать и готовить самостоятельно, без взрослых? Нет 11)что грибы можно есть сырыми? Нет         Это интересно знать!! ­ Ребята, а вы знаете, что есть  грибы, которые не  относятся к шляпочным? (СЛАЙД 10) ­ А ещё есть дрожжевой грибок. (СЛАЙД 11) Дрожжи кладут в тесто, чтобы булочки и пирожки были пышными, сдобными и долго не черствели. ­ Есть и молочный грибок. (СЛАЙД 12) С его помощью можно приготовить вкусный кефир, йогурт. ­ Эти грибы можно увидеть на хлебе, в банке с вареньем,  на овощах и фруктах Это плесень. (СЛАЙД 13) Плесневые грибы очень малы. Их можно рассмотреть только под микроскопом. Плесень  состоит из плодового тела и грибницы. Все   знают   лекарство   пенициллин,   его   готовят   тоже   из   плесневого   гриба.   Этот   гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство – пенициллин. Пенициллин лечит воспаление лёгких, ангину, бронхит. ­Гриб чага (СЛАЙД  14) растет на березе. Им лечат язвы желудка, опухоли. ­Некоторые грибы помогают нам бороться с насекомыми. ­ Донские казаки солили съедобные грибы в кадушках, использовали их в приготовлении различных блюд. Уметь собирать и различать съедобные грибы казаков учили старейшие члены семьи. (СЛАЙД  15) 3. Итог урока         ­ Из каких частей состоит гриб?  ­ Какое имеют значение грибы в природе и жизни людей? ­ Расскажите по плакату о грибах. ­ Где и для чего мы можем повесить плакат?  4           Домашнее задание (СЛАЙД 16) 1 2 3 нарисовать схему строения гриба в тетрадь (с. 112) знать правила сбора грибов (с. 121) найти информацию про грибы из Красной книги России. (с. 113)  5          Оценивание

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"

Методическая разработка урок-проект "В царстве грибов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019