Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Оценка 4.8
Мероприятия
doc
классное руководство
2 кл
06.05.2017
Целевая аудитория : 2 класс.
Цели занятия:
1. Дать учащимся представление о семье, о ее ценностях.
2. Помочь учащимся раскрыть понятие «счастливая семья», «традиция», «реликвия».
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемно-поисковый, метод «Аквариум»(инсценировка и обсуждение).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: таблички «ДОМ», «СЕМЬЯ»; карточки с частями пословиц; карточки листики -лепестки со словами для цветка традиций семьи, листики для дерева семьи; правила семейной школьной жизни на листках; изображение дерева; изображение семей в Др.Руси; памятка для детей; реквизит для инсценировки; словари Ожегова, Ушакова, Даля.Целевая аудитория : 2 класс.
Цели занятия:
1. Дать учащимся представление о семье, о ее ценностях.
2. Помочь учащимся раскрыть понятие «счастливая семья», «традиция», «реликвия».
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемно-поисковый, метод «Аквариум»(инсценировка и обсуждение).
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: таблички «ДОМ», «СЕМЬЯ»; карточки с частями пословиц; карточки листики -лепестки со словами для цветка традиций семьи, листики для дерева семьи; правила семейной школьной жизни на листках; изображение дерева; изображение семей в Др.Руси; памятка для детей; реквизит для инсценировки; словари Ожегова, Ушакова, Даля.
Мужиченко Урок семьи и семейных ценностей 2.doc
ВОРОШИЛОВСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 17 Ворошиловского района Волгограда»
400120 Г. ВОЛГОГРАД Ул. Ростовская, 4 ИНН 3445030654
тел. 948654, 948663 Email:school77volga@mail.ru ОГРН 1023403851327
Конкурсная работа:
«Урок семьи и семейных ценностей».
Автор: Мужиченко Елена Анатольевна ,
учитель начальных классов МОУ Гимназии №17
Ворошиловского района Волгограда
1 Тема : «Урок семьи и семейных ценностей»
Целевая аудитория : 2 класс.
Цели занятия:
1. Дать учащимся представление о семье, о ее ценностях.
2. Помочь учащимся раскрыть понятие «счастливая семья», «традиция», «реликвия».
Задачи:
1. Формировать у учащихся представление о семье—как одной из главной ценностей
человека, убеждение о важности и роли семьи и школы в жизни человека.
2. Воспитывать уважение к семейным традициям, воспитание у учащихся чувства любви и
уважения к родителям, гордости за свою семью.
3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
4. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их
гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям
как национальнокультурной ценности.
Развивающие: развивать устную речь, мышление, внимание, память; расширять кругозор,
обогащать словарный запас;
дружеских
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к теме,
взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать парами и группами; адекватно
оценивать результат своей работы;
Здоровьесберегающие: создание комфортной и доверительной атмосферы в классе,
сохранение здоровья детей путем чередования различных видов деятельности и отдыха.
Планируемые результаты занятия
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельно ставить перед собой цели;
контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
работать с разнообразной информацией и ориентироваться в ней;
делать выводы в результате совместной работы.
Коммуникативные:
развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе;
развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
осознать необходимость изучения темы занятия;
следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении;
учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
учиться выражать свое мнение.
Тип урока: комбинированный.
Методы: проблемнопоисковый, метод «Аквариум»(инсценировка и обсуждение).
2 Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
групповая.
Оборудование: таблички «ДОМ», «СЕМЬЯ»; карточки с частями пословиц; карточки
листики лепестки со словами для цветка традиций семьи, листики для дерева семьи;
правила семейной школьной жизни на листках; изображение дерева; изображение семей в
Др.Руси; памятка для детей; реквизит для инсценировки; словари Ожегова, Ушакова, Даля.
Ход урока:
I.Организационный момент
( Приветствие, учет посещаемости, настрой на урок.)
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять, хорошо запоминать.
II.Введение в тему
Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём
становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все
взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы. Вот именно о
таком вопросе и пойдет сегодня речь.
Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом, еще не дом.
И на окне с живым цветом, еще не дом.
А вы скажите, а для вас что значит «дом»?(высказ. детей)Вывешиваю табличку ДОМ
Давайте сегодня обсудим такой очень важный вопрос:
Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас ,друзья? (наша дружная… семья)
Это слово каждый знает, ни на что не променяет!
К цифре «7» добавлю «я». Что получится?(семья) Вывешиваю табличку СЕМЬЯ
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе, в каких бы ты заботах не был.
III.Актуализация знаний
1. Мотивация
А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит?
И какова его цена? (его нельзя продать или купить,…)
Но всетаки ,что –то ценное в этом слове есть?
2.Формулировка целей и задач
О каких же ценностях мы сегодня поговорим? ( о семейных ценностях)
Все ли вы знаете о семье?
А, что бы хотели о ней узнать? (что такое семья, какие бывают семьи, почему семья так
названа(«7» «я»)…;какие ценности есть у семьи,…)
IV.Решение поставленных задач
3 1. Представление о семье (читают дети наиз.)
1. Да, «Семья»– словечко странное, хотя не иностранное.
Как слово получилось, не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем, а почему их семь?
2.Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки, две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
3.А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
Нет, если есть собака,
Выходит «Во!» – семья.
2) А ,что же в вашем понимании СЕМЬЯ? (высказывания детей)
Где мы можем узнать точное значение этого слова? (в словарях)
(Находим по славарям Ожегову,Ушакову, Далю(заготовка детей дома))
Значение слова «Семья» по Ожегову(cловарь): «Семья» группа живущих вместе близких
родственников.
СЕМЬ 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников,
живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. (по Ушакову)
Семейство, семья вообще совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесн.
знач. родители с детьми.(по Далю);
Семья это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться
друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью.
Семьяэто кровные родственники отец и мать, дедушки и бабушки, братья и сестры.
Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью
посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные
цветы, а затем и добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно
было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые
цветочкисынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими
людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
Стихи о членах семьи рассказывают дети (приложение 1)
А, какие семьи были раньше?(показ картинок(приложение 2), ответы детей)
Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей.
Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог
работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках,
пословицах и поговорках. В каких сказках рассказывается о жизни какойлибо семьи?
3) Давайте попробуем составить эти пословицы и поговорки из отдельных слов.
(Дети в парах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках(приложение 3))
1гр.В гостях хорошо, а дома лучше. 2гр.Не будет добра, коли в семье вражда.
3гр.Не нужен клад, когда в семье лад. 4гр.Согласную семью и горе не берет.
5гр.Когда семья вместе, так и душа на месте.
4 Сейчас семья стала иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о
друге.
4) Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые? Конечно, нет.
Чем отличаются семьи?
Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и
традициями.
Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (ответы детей)
Традиции это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из
поколения в поколение.
Инсценирование стихотворения «Три мамы» Е.Серовой. (Приложение4)
(Обсуждение поведения членов семьи, их отношений между собой)
Какую семейную традицию показали нам девочки?
А какие традиции есть в ваших семьях?(ответы детей)
5.)Работа в группах: Каждой группе задание: выбрать на столе лепестки с известными
семейными традициями и создать цветок традиций семьи (есть и пустые лепестки, можно
дописать (приложение 5)). (Н.:Забота о младших, почитание старших, любовь к ближнему,
поддержка и помощь близким, совместный отдых, совместный труд, совместные праздники,
каждый сам за себя, ктонибудь только не я, )
Показ и вывешивание получившихся цветков счастливой семьи на доске.
Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии. Что это, узнаем из
словаря.
Реликвия вещь, свято хранимая как память о прошлом.
(Рассказ ученицы о семейной реликвии)
Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?
6) Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.
А, возможна ли другая семейная жизнь?
Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ.
Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Объединение людей, сплоченных общими
интересами)
Где могут объединяться люди с общими интересами?
Где можно встретить такую семью?
О какой семье мы поговорим? (О школьной семье)
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс.
А почему нас можно назвать семьей?
Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами,
веселимся и отдыхаем, т.е. у нас есть что?...(общие интересы)
А, значит «наш классэто семья». И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение,
уют… (взаимопонимание, уважение, любовь, доверие, поддержка)
Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.
А как вы заботитесь и помогаете друг другу дома в семье?
А значит у каждого из вас есть свои обязанности?
Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может
учиться
друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло,
уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить.
Правила семейной школьной жизни
Мы будем:
заботиться
друг
за
о
нас,
5
Называть друг друга по именам.
Защищать наших друзей, если их обижают.
Помогать им в беде.
Помогать им в учебе.
Мы не будем:
Грубить друг другу.
Пускать в ход кулаки.
Говорить друзьям обидные слова.
И год от года наша семья будет все дружней, все крепче.
А у меня, и у ваших родителей забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого
мы прикладываем все силы.
Любовью и терпением достигается согласие; непрестанным трудом – достаток и
благополучие.
Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь
долго жить».
Потому что
Семьяэто счастье, любовь и удача,
Семьяэто летом поездки на дачу,
Семьяэто праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семьяэто труд, друг о друге забота,
Семьяэто много домашней работы.
Семьяэто важно! Семья это сложно!
Но счастливо жить без семьи невозможно.
7) представление о семье—как одной из главной ценностей человека
Так, что же такого ценного в семье? Что укрепляет нашу семью?
Некоторые ценности семейной жизни мы приобретаем сами. Некоторые передаются нам из
поколения в поколение. Как вы думаете, а у вас счастливая семья? Почему?
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья, и оно мне — родня.
На дереве этом до старческих лет
Гнездился мой прадед, а также мой дед.
Мой папа на нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
Счастливая семья это ветвистое крепкое дерево, которое хранит ценности для будущей
взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению,
состраданию, искренности.
Чтобы всем в семье было хорошо, давайте украсим это дерево листвой с важными для
семьи ценностями. Семья будет счастливой, если в ней будут царить… (допишите слова на
зеленый листик и прикрепите к дереву на доске(приложение5)
V.Рефлексия
Вы, молодцы ребята.
Какие задачи мы сегодня ставили на урок?
6 Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня?
Что же важное для себя вы сегодня взяли?
Нужны ли вам эти полученные знания, для чего нужны?
VI.Итог
И в заключении хочу всем пожелать:
Семейная радость, счастливые лица!
Желаю всем семьям любовью светиться!
Пусть в семьях весёлый звучит детский смех,
Добрый и радостный праздник для всех!
Любовь процветает кругом по Земле!..
Мир вашему домуи в каждой семье!
(Раздать памятки детям (приложение6))
Приложение 1.
Стихи о членах семьи.
Кто домой приходит поздно,
Кто на вещи смотрит грозно?
Кто меняет лампочки? –
Ну, конечно – папочка!
Кто с утра до ночи белкой,
Моет, варит, режет мелко?
Кто летает ласточкой? –
Ну, конечно – мамочка!
Кто готов построить дом,
Бегать, прыгать, ржать конем?
Кто наш непоседушка? –
Ну, конечно – дедушка!
Кто расскажет на ночь сказку
Про ПринцессуЗлатовласку,
Испечет оладушки? –
Ну, конечно – бабушка!
Кто сломает, что построил,
7 Кто поможет мне с сестрою?
Кто шалун – мальчишка? –
Вот и он – братишка!
Кто вся в бантиках и куклах,
Вся в эмоциях и чувствах?
Кто поет, как птичка? –
Это же – сестричка!
Кто, вы спросите меня,
Эти милые друзья?
Я отвечу, не тая, –
Это всё – моя СЕМЬЯ!
Приложение 2.
8 Приложение 3.
Работа в парах «Собери пословицу»
1.В гостях хорошо,
а дома
лучше.
коли
2 .Не будет добра,
в семье
вражда.
9 3.Не нужен клад,
когда
в семье
семью
лад.
и горе
4.Согласную
не берет.
5.Когда
семья
вместе,
так и
душа
на месте.
Приложение 4.
«Три мамы» Серова Е.
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Идика обедать, вертушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла
10 И дочку спросила:
Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Идика обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка: Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Идика обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
О какой семье мы посмотрели сценку?
Приложение 5.
Лепесток цветка.
11 Лист дерева.
Приложение6.
12 Памятка для детей
.
Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им
радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме
каждый день. Это зависит только от вас самих.
Говорите приятные , ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в
помощи, предлагайте ее сами.
А если взялись за дело сделайте его хорошо, с душой.
И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей,
помните, что они были вами, а вы будете ими.
Литература
13 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Кол.авторов, В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе.
М.:Глобус, 2006.
Т. Н. Максимова Классные часы 12 кл. Москва: Вако, 2008.
Н. Н. Дробинина Классные часы 34 кл. Москва: Вако, 2008.
festival.1septembr.ru
numi.ru
nsportal.ru
14
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Методическая разработка "Урок семьи и семейных ценностей" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.