Методическая разработка урока
Оценка 5

Методическая разработка урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
14.07.2017
Методическая разработка урока
Методическая разработка урока на тему "Мы не хотим кричать, но не имеем права молчать...", разработана для участия в X Международном конкурсе работ "Уроки Холокоста - путь к толерантности". Данный материал урока был разработан для студентов 1-2 курсов среднего проф. образования.
Мы не можем молчать....doc
Смоленское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Козловский сельскохозяйственный техникум» 216521, Смоленская область, Рославльский район, д. Козловка ул. Мира, д. 62. тел. 8(481­32) 5­88­68 Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему  «Мы не хотим кричать, но мы не имеем права молчать…» Выполнил: Красносумова Марина Николаевна – преподаватель истории.                          Смоленская область, Рославльский район, д. Астапковичи  тел. (848134)5­62­10 д. Козловка 2 2011 год Содержание I.     Пояснительная записка………….……………………………………3 II. Основная часть урока…………………………………………….....7            1. Теория Холокоста………………………………………………….....7       2. Сценарий урока ……………………………………………………...8 III. Заключение………………………………………………………..32 IV. Папка приложений………………………………………………..36 3 I.Пояснительная записка. ХХ век – век социальных потрясений, революций, экономических и политических кризисов, мировых и локальных войн. Но среди всех событий ХХ века трудно найти то, которое может сравниться с Всесожжением, т.е. Холокостом, т.к. Холокост – это трагедия, унесшая жизни более 6 млн. евреев в мире и более 3 млн. евреев на территории бывшего Советского Союза.   Трагедия,   превратившая   в   преступников   не   только   нацистов, усеявших землю лагерями смерти, но и тех, кто стал их молчаливыми или открытыми   соучастниками,   кого   поразила   социальная   болезнь,   которую можно было бы назвать расчеловечиванием. Чем дальше мы отходим от Холокоста, тем более пронзительно становится ясно, что по социальным и психологическим последствиям Холокост, как и другие вспышки геноцида – это опаснейший синдром человекофобии для всех жителей земли. Урок   по   теме   «Мы   не   хотим   кричать,   но   мы   не   имеем   права молчать…»   был   разработан   в   СОГОУ   СПО   «Козловский сельскохозяйственный   техникум»   ­     для   того,   чтобы   обучающиеся познакомились   с   материалами,   документами,   отражающими   страшные события времен Великой Отечественной войны. «Холокост» в переводе с греческого   означает   «всесожжение»,   огнем», «жертвоприношение». Когда мы произносим слово «холокост», то имеем в   «уничтожение виду геноцид, действия по полному или частичному уничтожению какой­ либо   национальной,   этнической,   расовой   или   религиозной   группы.   Мы должны знать и помнить о холокосте, чтобы не было риска его повторить. В современных образовательных программах по истории отсутствует какое­ либо  прямое упоминание  о Холокосте, а сам  термин Холокост, широко 4 распространенный в странах Западной Европы и в США, практически не используется в России. Подобный диссонанс между осмыслением трагедии Холокоста в ведущих странах современного мира и России не только и не столько   говорит   о   политической   слепоте   в   сознании   россиян   к   этому явлению   мировой   истории,   но   и   служит   своеобразным   фоном   для формирования этнических предрассудков, выступающих как предпосылка политического   экстремизма, антисемитизма.   прежде   всего   —   политического Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории  Холокоста. Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники  убили около шести миллионов евреев ­ треть нации. Это было не просто  убийство огромного числа людей, это была попытка уничтожить еврейство  как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов: евреи  были объявлены ”антирасой“, ”недочеловеками“. Это событие отличается  от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех  евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности  убийств.  Изучение  Холокоста, одной из самых трагических и поучительных страниц  истории Второй Мировой войны, в курсе истории может стать наиболее  доступным и действенным способом осмысления данной проблемы.  Необходимо сохранить историю Катастрофы в коллективной памяти как  противоядие от повторения эпидемии деления людей и народов на плохих и хороших по месту рождения, вере или национальности. Разнообразные формы работы: конкурсы стихов и рисунков, участие  в  проведении ежегодного Международного конкурса работ школьников, 5 студентов и преподавателей "Память о Холокосте ­ путь к толерантности",  окажут содействие на формирование толерантного сознания,  демократичных и гуманных взглядов у обучающейся молодёжи, а также  привлекут педагогов, студентов к изучению и преподаванию истории  Холокоста.       Воспитательная работа по данному направлению поможет  лучше понять реалии сегодняшнего дня, научит терпимее относиться к  различиям между людьми разных национальностей, рас и цвета кожи.  Интерес и внимание обучающихся учреждений образования к теме  Холокоста будет способствовать воспитанию у подрастающего поколения  гражданско­патриотических чувств, ненависти к насилию, геноциду и  стремлению не допустить повторения Холокоста.  Цели урока:  образовательная: углубление знаний обучающихся  по теме «Трагедия уничтожения евреев в Рославльском районе и по всей Смоленской  области».  развивающая:   работать с историческими документами,  анализировать их, развивать навыки групповой работы   воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир,  быть толерантным по отношению друг к другу, продолжить работу по формированию толерантного сознания.  Задачи:   Ввести тему Холокоста в повествование о событиях Второй Мировой войны.  На примере Холокоста более объемно представить себе картину  геноцида, осуществлявшегося нацистами в родном крае.     Возраст обучающихся: 15­19 лет. 6 Учебно­методическая оснащенность:  компьютер;  учебная, справочная литература.  Формы   и   методы   реализации:  внеклассное   мероприятие   может применяться при изучении регионального компонента, внеклассных мероприятиях. II.Основная часть урока 1. Теория Холокоста Холокост   —   систематическое   преследование   и   истребление нацистами   и   их  пособниками   людей  из­за   их   расовой,   этнической, национальной принадлежности, сексуальной как неполноценных, вредных в рамках нацистской расовой теории. (1933­1945гг) Холокост — не только физическое уничтожение людей, по сути дела, это был самый крупный и изощренный грабеж во всей мировой истории. В 30­е   годы   нацистское   государство   отобрало   у   евреев   все,   что   можно отобрать: квартиры, дома, произведения искусства, предметы быта и даже фамильные   ценности.   Банки   и   предприятия,   которыми   владели   евреи, также   были   конфискованы.   Пытаясь   спасти   свое   имущество,   люди переводили средства — наличные деньги, страховые полисы, драгоценности — за границу, преимущественно в Швейцарию. Нацисты   до   нитки   грабили   и   тех,   кого   депортировали   в концентрационные лагеря. Все личные вещи — одежда, обувь, очки, кольца, детские коляски — конфисковывались немедленно по прибытии. Многое из награбленного отправляли в Германию для раздачи немецкому населению. 7 Они   грабили   даже   трупы   своих   жертв. Женские   волосы,   срезанные   до   или   после газовых камер, шли на изготовление теплых носков   и   одеял   для   экипажей   подводных   Вырванные лодок. зубы переплавляли.   Золу   от   сожженных   тел     золотые применяли в качестве сельскохозяйственного удобрения. Масштаб   этого   грабежа   осознан   совсем   недавно.   Во   многих европейских   странах,   включая   Швецию,   созданы   комиссии   для рассмотрения компенсаций пережившим  Холокост и их семьям. Бывшая Западная   Германия   уже   выплатила   компенсацию   живущим   на   Западе евреям,   однако   в   Восточной   Европе,   где   два   поколения   прожили   при коммунистических   режимах,   выжившие   жертвы   Холокоста,   как   и   дети Освенцима до недавнего времени так ничего и не получили. 2. Сценарий урока Ведущий­1 Почему именно сейчас, когда прошло более полувека после  Холокоста, когда мир так напряжен, так наэлектризован и агрессивен,  когда появилось столько новых проблем мы снова говорим о Холокосте.  Почему сейчас, когда взрываются дома­небоскрёбы (чудо человеческих  возможностей, совершенство человеческой фантазии и мысли) и тысячи  людей гибнут только потому, что каким ­ то безумцам этого захотелось?!  Почему опять о Холокосте? А вот именно потому, что — это всё страшные  свершения самозваных вершителей человеческих судеб, тех, чьи души  отравлены ненавистью к чужому, непохожему. 8 Холокост — это всечеловеческая трагедия. Мы не хотим кричать, но  мы не имеем права молчать. Мы никогда не должны позволять, чтобы  унижали наше достоинство, прикрываясь какими бы то ни было расовыми  или национальными соображениями. Ибо, “Никогда не бывает геноцида  против одного народа. Геноцид всегда против всех”. (М. Я. Гефтер). Вот  почему именно сейчас, в начале XXI в., когда мир гудит от потрясений ­  революции, национальные взрывы, религиозная нетерпимость, — мы  обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 000 000 людей. Не для  того, чтобы призывать к ненависти к убийцам. Из ненависти ничего  хорошего не вырастает. Речь не только о разрушительном зле, но и о добре,  которое все­таки может и побеждать. Мы вместе должны научиться  понимать историю Холокоста, чудовищную историю уничтожения. Звучит стихотворение Муса Джалиля «Варварство»: Они с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами. У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят. Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных…Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землей, друг друга с бешенством гоня. Нет, этого я не забуду никогда, вовеки! (Приложение 2) 9 “Холокост”, ­ этим греческим словом, что в  переводе означает “всесожжение” или  “уничтожение огнём” им принято называть  трагедию евреев, погибших от рук фашистов в  годы 2­й Мировой войны.  Отправляя своих солдат в поход, Гитлер  провозглашал, что освобождает их от химеры,  которая называется совестью. Это означало:  будь хуже зверя ,убивай без оглядки, грабь, жги, насилуй, глумись над  страданием беззащитных женщин, стариков, детей. И фашисты точно  следовали выполнению этого указания. ведущий­2  «Холокост на Смоленщине». Смоленщина до войны была одной из областей, где проживало значительное число евреев. В 1926 г. они составляли 1,5% общего населения тогдашней  губернии и их количество доходило до 38285 человек. Согласно переписи  1939 г., в области насчитывалось 33020 евреев.(Приложение 4) После оккупации Смоленщины в июле­октябре 1941 г. сразу же начались  расстрелы евреев в Рославле, Монастырщине, Велиже, Рудне. В августе  1941 года в области было уничтожено 150 евреев. Акции против еврейского населения на Смоленщине осуществляли подразделения оперативной группы Б полиции безопасности и СД – передовой командой “Москва” (ФКМ), зондеркомандой 7а. Они осуществляли акты уничтожения евреев по всей территории области, постоянно расширяя их масштаб. Уже в сентябре 1941 г. на 10 Смоленщине было убито около 500 евреев. Они были жителями пос.  Хиславичи (114 чел.), Велижа (около 150 чел.), Рудни (100 чел.), Любавич  (17 чел.) и др. Осенью 1941 года оккупанты, находившиеся в Холм­ Жирковском районе, согнали 25 евреев­детей, женщин и стариков в сарай  на колхозном дворе деревни Большое Шабурино и всех сожгли заживо.  В августе­сентябре 1941 года на Смоленщине стали создаваться гетто для  еврейского населения: в Смоленске (5 августа), Красном (27 августа),  Рудне. Потом они появились во всех местах области, где компактно  проживали евреи. Массовые расстрелы евреев продолжались и дальше. В  октябре 1941 года в Рудне было уничтожено 835 человек; в ноябре в  Любавичах – 499 человек, в Рославле и Шумячах – 510 человек.  Особенно интенсивно проводились акции по уничтожению евреев в 1942  году  9 февраля в Монастырщине расстреляли около 1000 человек, 24  февраля – 500 человек в Рудне; 20 марта 797 человек в Хиславичах; 230  человек в Ельне; в начале апреля – всех евреев в Красном. Трагична судьба евреев Велижа. Жителей гетто, созданного в ноябре 1941  года, согнали в свинарник и подожгли его. Немцы и полицаи заперли там  около 500 человек. Потом подожгли все гетто. 100 человек смогли  совершить побег, но были замечены и расстреляны. Уцелело всего 17  человек, из них 5 детей. Случилось это 28 января 1942 года. 15 июля 1942  года были расстреляны узники Смоленского гетто. В уничтожении евреев  участвовала местная полиция под руководством заместителя начальника  города и гестапо Гандзюка. “Детей сажали в автомашины отдельно от  родителей и увозили, применяя к ним газы. Взрослых евреев отвозили в  деревню ... Смоленского района, где были вырыты для всех ямы”, – так  сообщалось об этом злодеянии в Акте Чрезвычайной государственной  комиссии. В деревне Вязовеньки под Смоленском погребено около 2000 11 евреев. В живых остался только один человек – подросток, бежавший из  под расстрела, – Владимир Хизвер. На территории Смоленщины фашистами и полицейскими­предателями  были расстреляны сотни евреев из Белоруссии (в поселке Остер  Рославльского района, например, 300 человек). В свою очередь и  смоленские евреи, волею судеб, оказавшиеся в Белоруссии, там нашли свой  последний приют. Так, неподалеку от местечка Ляды захоронено свыше  2000 евреев, среди которых есть и смоленские евреи. В течение всего 1942 года на территории Смоленщины шло планомерное  уничтожение евреев: в селе Микулино Руднянского района, поселке Гусино  Краснинского района, в городе Починке, поселке Стодолище  Починковского района, поселке Первомайский и деревне Петровичи  Шумячского района. По данным исследователя А. Круглова в 1942 году  было уничтожено фашистами 5,5 тысяч евреев. В 1943 году массовые расстрелы в области продолжились. 7 января в  Сычевке фашисты казнили 100 евреев и в Починке около 200 человек. По  известным в настоящее время данным на территории Смоленской области в  1941­1943 гг. фашистами и их наемниками из числа предателей было  уничтожено около 10 тыс. евреев, в том числе 1 тыс. иностранных. Полноценная история Холокоста на Смоленщине еще не написана.  Не создана Книга Памяти, где были бы опубликованы списки всех  погибших евреев. С целью увековечивания памяти жертв фашизма, реставрации памятников,  связанных с Холокостом, поддержания порядка на могилах расстрелянных  евреев в октябре 2001 г. создана региональная общественная организация  “Смоленский областной научно­просветительский центр “Холокост”. 12 Преподаватель: Запад медленно осознавал Холокост своей трагедией, потому что не смог остановить Катастрофу в зародыше, не дал убежище потенциальным и многим реальным эмигрантам, союзники не разрушили с помощью авиации крематории лагерей смерти. На то были свои исторические причины, их можно по­разному объяснить, но вряд ли –  оправдать… Есть не один фактор, благодаря которому знания о Холокосте считаются в  Европе обязательным элементом преподавания. Подавляющее большинство мирных жителей, уничтоженных нацистами в оккупированных ими странах  Европы, были евреями. История Холокоста в этих странах со временем  стала символом нацизма. Она преподается в школах и университетах. Во  многих странах открыты государственные музеи и памятники. Самые  известные из них – наряду с мемориальным комплексом Яд Вашем в  Израиле – Музей Анны Франк в Амстердаме и Музей Холокоста в  Вашингтоне, который стал в 1994 году самым посещаемым музеем мира.  В память об этом страшном событии и у нас в стране созданы  мемориальные комплексы и памятники.  Ведущий­3 «Геноцид цыган в годы Великой отечественной войны». К цыганам можно относиться по­разному, однако же, об этом не упомянуть  нельзя. Да­да, именно геноцид. (Приложение 5). Сейчас об этом мало кто  знает, но, однако же,  этот ужасающий факт в истории нашей области имел  место. Целенаправленная политика коммунистической партии и теперь  приносит свои плоды. Кроме пресловутого Будулая из сериала «Цыган»  общество ничего о цыганах, сражавшихся на полях войны, не слышало. Да и не особо стремится услышать. А ведь среди цыган 11 Героев Советского 13 Союза.  Давайте же попытаемся вспомнить, как это было, ведь, как  говорится, у кого нет истории – у того нет будущего. Как это ни парадоксально, но невозможно установить истинное число  погибших цыган в годы войны ­ архивы по этому поводу молчат.  Единственная статья, вышедшая на эту тему, называется «Их никто не  считал». Приведем отрывок из единственной официальной справки о  жертвах Смоленской области: «Учитывая сообщения региональных  комиссий, областная комиссия считает, что общее количество жертв  злодеяний немецко­фашистских захватчиков на территории Смоленской  области должно быть принято 546 тысяч, из которых мирных жителей —  151 319 человек, угнано в рабство— 154 630 человек, погибло  военнопленных — 230 137 человек». А далее следует такая приписка:  «Особые массовые изуверства совершали  фашистские изверги над еврейским и  цыганским населением. Евреи и цыгане  были истреблены поголовно и  повсеместно». Тому, что «их никто не  считал», были и объективные причины. Немцы не афишировали геноцида  против цыган — большая часть акций совершалась ночью и без свидетелей.  К тому же многие цыгане числились по паспортам как русские, украинцы,   белорусы,  фамилии  их не отличались от фамилий  соседей,   и  в  официальных данных их просто автоматически причисляли к общему числу погибших. Тем не менее, это не умаляет вины нашего официального  руководства, сделавшего все, чтобы люди не знали правды, не знали, какие  жертвы понес наш народ во время Отечественной войны. Необходимо  отметить, что до войны Смоленская область была одной из самых лучших в  плане ассимиляции цыганского кочевого населения к оседлой жизни. На 14 территории Смоленской области было 25 цыганских колхозов, из них шесть передовых. Первый колхоз, «Свобода», появился в 1924 году. Его  председателем стала легендарная Руза Тумашевич. Она же организовала  цыганский интернат в Серебрянке для детей­ кочевников. Стоял страшный  голод, и кочующим цыганам предлагалось отдавать детей на содержание в  этот интернат, где те могли нормально питаться и учиться, получать  среднее образование. Многие выпускники этой школы в Серебрянке позже  становились выпускниками Московского цыганского индустриально­ технологического техникума, который существовал до 1937 года. Многие  из них стали деятелями науки, педагогики, культуры. Поэтому  большинство цыган, проживавших на смоленской земле, было нормальным  советским населением, которое трудилось в основном в колхозах, кое­кто  на заводах. Большинство имело среднее образование. Смоленск был взят фашистами 16 июля 1941 года, вскоре после начала  войны. Основная масса населения, в том числе и цыганского,  эвакуироваться не успела. И бежавшие, но настигнутые нацистской лавиной люди были вынуждены вернуться домой. Боеспособное население было  почти полностью вырезано. Возвращавшиеся тогда в родные места беженцы  вспоминают горы трупов советских солдат вдоль дорог. Немцы быстро  разместили обоз, интендантские части, которые, если население вело себя  «разумно», зверств не чинили. Людей заставляли работать, копать траншеи,  рубить лес, обеспечивать быт немцев. В домах были расквартированы  немецкие солдаты и офицеры. Тех мирных жителей, которые на них  работали, они не трогали — в том числе и цыган.  Однако осенью 1941 года (по показаниям Ахтамова, цыганского ветерана  партизанского движения, которому в то время было 16 лет) люди стали  уходить в партизаны. Партизанское движение на Смоленщине быстро 15 разрасталось. Там воевало в общей сложности несколько десятков отрядов, крупнейшим из них было соединение Бати. У этого Бати было много цыган  — среди них, из опрошенных нами, были семьи Козловских, Ахтамовых,  была известная разведчица Тумашевич (она умерла недавно, в 1993 году).  Когда пришли немцы, большинство цыган области не имели представления  ни об указе вермахта о признании еврейской и цыганской наций  нежелательными на оккупированных территориях, ни о том, что  «нежелательность» означала поголовное истребление. Не подозревая о  своей «особенности», цыгане даже не делали попыток скрыться, бежать к  партизанам, скрывавшим немало обреченных людей. Когда в цыганский  колхоз приехала «душегубка» (знаменитая машина, отравлявшая людей  выхлопным газом во время движения, но по виду не отличавшаяся от  других машин) и увезла 98 человек в неизвестном направлении, никто  ничего не понял. Все (кроме ушедших воевать) оставались на своих местах,  не ведая о геноциде на уже занятых нацистами территориях. Именно  отсутствием информации и скорой расправой объясняется страшный  процент погибших цыган — 80% оказавшихся на оккупированных  территориях.  В конце 1941 — начале 1942 года немцы сожгли подряд три деревни.  Проводились и десятки единичных акций — повсюду расстреливали или  закапывали живьем выявленные цыганские семьи. Об этом нам  рассказывают немногие выжившие свидетели. Такие удачи, как, например, в Красненском районе, в селе Красное, были чрезвычайно редки: семья  Лазаревых вспоминала, что, когда в Красное пришли немцы, они на всякий  случай спрятались в стогах. Немцы были там лишь проездом, и около  тридцати цыган пересидели в стогах три дня, пока в селе были нацисты.  Более немцы в Красное не приходили, и эта люди были спасены. 16 Наиболее полную картину мы можем восстановить по ситуации в селе  Александровское Смоленского района Смоленской области. Здесь был  цыганский колхоз «Сталинская Конституция», недалеко еще один — «Завет Ильича». Именно там нам удалось обнаружить единственный официальный  документ об истреблении цыган на Смоленщине — справку «о массовом  истреблении советских граждан­цыган немецкими захватчиками в деревне  Александровское, расположенной в 5 километрах от города Смоленска».  Этот потрясающий документ, составленный 21 октября 1943 года  начальником оперотдела УНКВД Смоленской области, имеет смысл  привести полностью. Добавим, что расстрелом цыган руководил капитан С.С. Алферчик,  эмигрант из России, из так называемых «русских немцев». Он прекрасно  говорил по­русски. Во время войны он специально вернулся, чтобы  руководить особым отделом в Смоленске. По нашим данным, после этой акции осталось в живых около двадцати человек. Как же им удалось спастись? Главную роль сыграло то, что этот колхоз до войны жил дружной многонациональной жизнью — были там и цыгане, и белорусы, и поляки, и литовцы, и, конечно, русские. Были и смешанные  семьи, в результате чего многие цыгане внешне на цыган не были похожи.  Конечно, не обошлось без предательств: бывшие друзья и соседи помогали  немцам выявить скрывавших свою национальность цыган. И тем не менее  почти все, кто спасся, обязаны этим своей не типично цыганской  внешности. Но случались и чудеса. 17 Могилу охраняли неделю. Стоны закопанных живыми были слышны еще  долго, и немцы боялись, что жители деревни раскопают колышущуюся  землю. Среди спасшихся были сестры Крыловы — Мария и Лида. Мария была  белокожая, светлая, и ее, назвавшуюся русской, отпустили вначале вместе с ребенком. Однако, когда забрали ее сестру, жгучую цыганку, нацисты  спохватились и опять послали Лиду за Марией. Но Лида сказала сестре:  «Беги!», и Мария, с ребенком на руках, убежала в соседний колхоз. Лида  сказала карателям, что сестры уже не застала. С самой же Лидой произошла удивительная история. В разговоре с нами она о ней умолчала, но мне  рассказали соседи. Ее, необыкновенную красавицу, полюбил немецкий  офицер. Он лично ездил в комендатуру в Смоленск, возил какие­то  документы, доказывал, что есть такой русский писатель Крылов, а значит, и Лида Крылова цыганкой быть не может. Спасение пришло, когда она уже  стояла у ямы и почти все уже были расстреляны: именно поэтому ее  показания наиболее полны и важны для историков края. Любопытно, что,  возвращаясь после окончания акции в родной колхоз, Мария встретила  карателей. Они узнали ее и со смехом прокричали: «Иди, иди, твоя сестра  жива, а ты, хитрая, сбежала!» Никто не сделал ни малейшей попытки ее  преследовать. Обе женщины пережили войну. Уникальна история девушки по фамилии Белова (имя не сохранилось).  Когда ее вместе с матерью и сестрами вели на расстрел, она, увидев  вырытый ров, поняла, что спасения не будет. Выждав момент, она скатилась в ров, но сразу попала на одного из солдат оцепления. К ее удивлению,  немец махнул ей рукой, показывая налево, к кустам, а сам стал смотреть  направо. Пересидев расстрел, она ушла ночью в другую деревню и там  спаслась. 18 Ирина Пасевич на краю могилы обратилась к офицеру по­немецки с  просьбой отпустить ее старую мать, убить лишь ее с сестрами. Она  объяснила, что после их смерти мать сможет молиться за них. Этого  хватило, чтобы сентиментальный убийца отпустил всю семью. Ирина жива и сейчас. Старуха­цыганка Канашенкова рвала во время расстрела одежду на  груди и кричала:«Стреляйте быстрее, гады!» Очевидцы рассказывают, что  капитан Алферчик долго смотрел на бившийся у нее на груди большой  крест с распятием и вдруг злобно, почти про себя сказал: «Нах хауз!» — и  добавил по­русски: «Иди быстрее, пока я не передумал». Схватив на руки  внучку, женщина убежала. В доме Евдокии Пасевич, одном из самых  больших в деревне, квартировал немецкий офицер, начальник части. Он  неплохо относился к хозяевам, и, когда в дом вошли солдаты и Евдокия  сказала, что они все русские, промолчал. После ухода солдат женщина  металась по избе и все тащила офицера к окну и спрашивала: «Что, пан,  всех цыган расстреливать ведут?» А офицер, сочувствовавший ей, отвечал:  «Нет, расстреливать будут только евреев, а цыган не тронут». Забравшись  потом на крышу своего высокого дома, Пасевич наблюдала весь расстрел — от начала до конца.  После того, как были конфискованы все ценности расстрелянных, часть  домов сожжена и больше не было нужды охранять могилы, фашисты ушли  из села. Но с тех пор пошла мощная трещина между цыганским и русским  населением. Выжившие цыгане не могли простить выдававших их у озера  соседей, ни те, ни другие не могли забыть событий этого дня. Конечно, бывали и обратные примеры: так, в Починковском районе той же Смоленской области молодой русский парень Василий Прудников  пересидел вместе с цыганскими детьми, чьи родители ушли в партизаны,  всю облаву в штольне, выведенной им специально для этого из колодца. 19 Освобождавшие село партизаны, среди которых были и родители ребят,  вывели их из­под земли.  Александровское было освобождено в 1943 году. Вернувшаяся вскоре с  партизанским отрядом Руза Тумашевич настояла на эксгумации,  идентификации трупов и сборе свидетельств. В 1991 году в месте  захоронения на средства, собранные цыганами, был установлен монумент.  На нем написано, что здесь захоронены 176 мирных жителей. На памятнике, поставленном цыганами цыганам, национальность этих «мирных жителей»  не указана. И все же это один из очень немногих монументов на сотнях  цыганских братских могил, в большинстве своем заброшенных желавшими  забыть жителями и стремившимся заставить забыть правительством. ведущий­4  «Эта беда не обошла и наш город стороной». Весь период в Рославле, во время оккупации, свирепствовал военно­ политический террор. Первые жертвы фашизма – евреи, цыгане и  военнопленные. (Приложение 6)Как только пленных выстраивали в пункте  сбора, раздавалась команда: «Командиры, коммунисты и евреи шаг  вперед!». Вышедших тут же расстреливали. В  Рославле еврейское гетто устроили в районе  Краснофлотских переулков. В ноябре 1941 года  свыше 600 человек из еврейских семей, в том  числе женщин и детей, были расстреляны в  Бухтеевом рву возле Еврейского кладбища. В ров  бросали убитых, раненых, даже живых, особенно  детей. Траншеи с трупами наскоро забрасывали землей. На месте  расстрелов у Бухтеева рва, за еврейским кладбищем, установлен обелиск.  Виден с проходящих через Рославль поездов. 20  Массовые расстрелы происходили в нескольких местах: на Вознесенском  кладбище, во дворе городской тюрьмы, в лагере для военнопленных. В  сентябре 1942 года было уничтожено – 306 человек в поселке Остер близ  Рославля. Эти меры по борьбе с евреями привели к полному их истреблению в  Рославле.  Так же активно германские зондеркоманды уничтожали цыган. По городу  ездило несколько «машин смерти», прозванные «душегубками», в которых  людей убивали выхлопными газами в герметически закрытых фургонах­  кутах. Жертвы погибали по пути к месту захоронения. На всех местах были вывешены плакаты и призывы новой власти, за нарушения которых была  обещана смертная казнь.  Жители города рассказывали, что 8 октября 1942 года на Вознесенское  кладбище в закрытой автомашине привезли партию цыган. Солдат зажег  какой­то факел и бросил его в верхний люк кузова автомашины. Оттуда  послышались душераздирающие стоны и вопли женщин и детей, какая­то  возня. Звуки стали постепенно стихать. Фашисты со злорадством  прислушивались. Через 10 ­ 15 минут открыли дверь автомашины, и оттуда  пошел дым синего цвета. Одного цыгана, которого гитлеровцы привезли с  собой, заставили войти в автомашину и выбрасывать оттуда трупы. Этот  человек судорожными руками поспешно схватил один маленький труп,  прижал к груди и со слезами и рыданиями стал целовать. Это был его  ребенок, отравленный газами. Когда все трупы были выброшены в яму,  фашисты расстреляли и этого человека... Вопиющий акт вандализма и геноцида совершили германские фашисты  накануне своего бегства из Рославля в сентябре 1943 г. В результате  стремительного наступления войск Западного фронта они не успели 21 эвакуировать заключенных из рославльской тюрьмы. Железная дорога на  Кричев была подорвана партизанами и бездействовала. Тогда гитлеровцы  приняли решение уничтожить тюрьму вместе с заключенными. 17 сентября  они произвели сортировку узников. Около 500 человек расстреляли, а  остальных заперли в камерах тюрьмы. Трупы казненных сложили в штабеля, облили бензином и подожгли. 19 сентября, в 4 часа дня, подожгли тюрьму с оставшимися заключенными, которые сгорели заживо. Всего было  уничтожено около 700 человек.  Местная жительница Александра Иосифовна Пащенко, 1918 года  рождения рассказывала: «Родилась я в деревне Жарынь Рославльского  района в крестьянской семье. Примерно в 1937 году я переехала в Рославль к сестре Фене. И с тех пор постоянно здесь живу. Когда началась война, я работала на вагоноремонтном заводе, не сумела  эвакуироваться, так как у меня была грудная дочь Светлана, 1941 года  рождения. Жила я вместе с сестрой и дочкой. Муж сестры, Сергей Семенович Новиков, был без ноги. Его сразу  оккупанты арестовали и расстреляли. Мой муж был репрессирован еще до  войны по 58­й статье и сослан в Магадан. Вернулся он в 1948 году.  Причиной ареста было то, что в компании он обозвал Сталина дураком.  Кто­то на него донес. Муж получил 10 лет. После возвращения он много  болел и через пять лет умер. Во время оккупации Рославля немецких солдат расселяли по квартирам  местных жителей, туда, где дома были почище. В наш небольшой домик в  Краснинском переулке поселили трех немецких солдат. Немцы с нами  особенно не общались. Приходили только ночевать. 22 Однажды летом 1942 года, даты точно не помню, один молоденький солдат  прибежал весь бледный и, упав на кровать, рыдал. Я подошла к нему и  спросила: «Что случилось?» Сквозь рыдания и  всхлипывания он начал объяснять: «Случилось  страшное. Я видел, стоя в охране, как  расстреливали сотни, а возможно и тысячи  евреев: женщин, стариков, детей, в том числе и  грудных. Все это было ужасно и нельзя описать.  Кругом душераздирающие крики. У обреченных  не было никаких возможностей спастись. Матери закрывали своими телами  детей...» В Бухтеев ров бросали убитых, раненых, даже живых, особенно детей.  Траншеи с трупами и живыми наскоро забрасывались землей. Немец  рассказывал, что земля колыхалась, и из­под земли были слышны стоны  обреченных. По его рассказу, в тот день он видел длинные рвы, доверху  заполненные обреченными людьми. Об этих убийствах, кроме палачей и местных жителей, никто не знал.  Жители домов, расположенных недалеко от Бухтеева рва, мало что знали,  разве что слышали выстрелы. В дни расстрелов выходить из домов никому  не разрешалось». Оставаться в Рославле после этих событий становилось страшно. Ведь  после очередь могла дойти и до нас. Мы бросили свой домик. Я ушла к  родственникам в Жарынь, стала тайной связной в партизанском отряде  имени Сергея Лазо. Сестра Феня в этом партизанском отряде стала  разведчицей. Наш домик в Рославле сгорел. Полицаи в деревне интересовались, где сестра Феня. Я отвечала, что она  умерла, так как за правду мне и ребенку грозил расстрел. На слово мне не 23 верили. Добрые люди помогли достать справку, что Феня умерла. О  подвигах сестры, Феодосии Иосифовны Бакутиной, написано в книге Н.С.  Шараева «Пригорская операция».  Сейчас на месте расстрела установлен памятник. Почетный гражданин Рославля Михаил Фадеевич Хейфиц рассказал, как  был сооружен памятник погибшим. Сразу после освобождения города в  Бухтеевском рву из­под земли вымывались трупы. Присланные из  военкомата солдаты произвели перезахоронение части трупов. Место  перезахоронения было потеряно. Позже его обнаружили по провалу грунта,  и на этом месте установлен памятный знак. В Рославле, где до войны жили многие тысячи евреев, сейчас их менее двух  сотен. ведущий­5 «Счет шел на тысячи (Трагедия и героизм рославльчан  еврейской национальности)» (из воспоминаний очевидцев из книги  «Бабьи Яры Смоленщины» Иосиф Цынман) «Только­только стало светать, печь растопила, и вдруг за окном как  треснет. Я к образу повернулась, перекрестилась: «Спаси, Господи, от  пакости германских супостатов...» А немцы в городе господами себя считали, лучшие дома в центре заняли,  прислугой обзавелись. К нам на окраину редко шастали, в одиночку и вовсе  боялись». Моя собеседница — пожилая женщина, мать шофера легковой машины  Володи Иваничкина — приумолкла. Воспоминания тридцатилетней  давности взволновали ее, уголком передника вытерла непрошеную слезу,  отдышалась. 24 Первым повесили еврея Исая Семеновича Азимова за то, что он поджег  полицейский участок. Это произошло в конце лета 1941 года. Тогда никто  не знал, правда это или нет. «Огород наш,— продолжала она свой горестный рассказ,— подходит к  чугунке. После первого выстрела поднялся такой треск, крики до сих пор  уши режут. Выскочили на огород, а там возле самой железнодорожной  насыпи у котлованов, где когда­то брали грунт на отсыпку полотна,  копошится толпа. Соседка запричитала: «Евреев убивают». А потом пригнали еще человек сто, и опять началась стрельба, стоны,  крики... Немцы с полицаями закончили свое черное кровавое дело, а еще дня три из  ямы были слышны крики. Полицаи кольями добивали раненых». Больше часа слушал я рассказ очевидца тех страшных дней 1942 года, когда гитлеровское командование, выполняя указание бесноватого фюрера,  только в одном Рославле за несколько дней уничтожило более тысячи  детей, женщин, стариков. И вся их вина была только в том, что они были  евреи. Мне вспоминаются мои дяди, тети, двоюродные братья и сестры,  перехваченные немецкими танками во время эвакуации и затем поголовно  уничтоженные. Среди шести миллионов погибших евреев в мире больше  100 человек являются ближайшими родственниками автора этих строк. Списков уничтоженных евреев в Рославле не обнаружили. Да их особенно  никто и не искал. Время было еще военное, а потом и совсем стали  замалчивать проблему геноцида еврейского народа. Кто лежит в братской  могиле под скромным обелиском, увенчанным пятиконечной звездой,  поименно не будет назван никогда. 25 Рославль десятки лет оставался захолустным уездным городишком. По  российской переписи 1897 года в нем насчитывалось 17200 человек обоего  пола. Только к 1930 г., когда началось строительство стеклозавода,  электростанции и больше двух десятков различных предприятий, население достигло 30 000 человек. Перед самой войной Рославль вышел на первое  место в области по количеству населения, около 50 000 человек (среди  райцентров). В отличие от других районных центров Смоленщины, где преобладало  коренное русское население, в Рославле был пестрый национальный состав.  Здесь жила большая прослойка белорусов, поляков, латышей. До 1917 года  в Рославле евреям запрещалось селиться. Исключением являлись купцы,  отслужившие солдаты царской армии. До сих пор ходят устные рассказы о  крупном помещике и купце Магидсоне. Он жертвовал большие суммы на  синагогу, обосновал кладбище, где и сам был похоронен в 1915 году. В  честь Магидсона на кладбище установлена мемориальная доска. Обширную торговлю вел дом Сендеровых и др. В 1920­х гг. из ближайших еврейских местечек (Шумячей, Хиславичей,  Климовичей, Хотимска и т. д.) и других населенных пунктов в Рославль  приехало много евреев, в основном ремесленников. Авторитетом мастеров  высокого класса пользовались сапожники Гирша Якович, Макс Болотин,  шапошник Нохим Мотин, парикмахер Соломон Добрусин, кузнец Абрам  Болотин, переплетчики Григорий Симин, Зелик Ланин, часовой мастер  Левин, фотограф Цигенборд и многие другие. Перед самой войной  образовалась солидная прослойка еврейской интеллигенции.  Популярностью пользовались учителя Самуил Трахтенгерц, Ефим Итунин,  Арон Карчмар, Любовь Чернова, врачи Рубин, Аронин, инженер Саксонов. 26 Работал любительский еврейский театр, устраивались концерты  художественной самодеятельности. Большой известностью в борьбе с бандитизмом в первые  послереволюционные годы пользовался начальник уездной милиции Гофт.  Долгие годы редактировал местную газету «Рославльская  правда»Нихамкин. Различные партийно­советские должности в Рославле и  Смоленске занимал Гилей Абрамович Гамбург. Из Рославля вышел в  большую жизнь известный авиаконструктор, генерал Семен Лавочкин. Многие еврейские юноши связали свою судьбу с Красной Армией. Среди  них известный со времен Отечественной войны Борис Левин — герой  Советского Союза. Комсоргом нашей 1 ­и средней школы, которую я  закончил в 1940 году, был Ефим Стерин. За подвиги при форсировании  Днепра ему было присвоено звание героя. Сейчас школа № 1 города  Рославля носит его имя. Также в этой школе до войны успел закончить 8 классов и Герой  Социалистического Труда, бывший председатель знаменитого  рославльского колхоза «Советская Армия» Леонид Вениаминович  Эльгудин. Великая Отечественная война всколыхнула весь советский народ. Сотни  добровольцев — рославльчан ушли с оружием в руках на защиту своей  Родины. Среди них было немало лиц еврейской национальности. Автор этих строк прожил в Рославле более 60 лет: « Могу свиде­ тельствовать только о том, что лично знаю, могу рассказать о судьбе  родственников, моих и моей жены (коренной рославльчанки), о моих  одноклассниках, соседях и хороших знакомых. 27 В период военных действий я сражался под Ленинградом, в Прибалтике.  Имею военное звание капитана, награжден орденом и медалями (всего 21  награда). О героизме бойцов Красной Армии, особенно в первый период войны,  имеются весьма скудные воспоминания. В рославльском музее стенды в  основном посвящены партизанскому движению.  В «Книге памяти»,  опубликованной в местной газете, почти не упоминаются павшие герои  еврейской национальности. Исчезли с лица земли целые семьи, роды,  некому было получать извещения о гибели солдат. Мне известно, что в первый месяц боев под Минском героически погиб (по  словам однополчанина) двоюродный брат Лимпен Суперфин. Его младший  брат Борис отличился в боях с японцами, воевала и жена Бориса, Ирина  (Левина). Высокими правительственными наградами отмечены ратные  подвиги инвалида войны Бориса Захаренка. Его младший брат Исаак погиб  впервые дни военных действий. На различных фронтах сражались братья  жены Ефим и Леонид Эльгудины. От солдата Абрама Болотина мне пришлось услышать воспоминания,  похожие на захватывающий детектив. В составе фронтовой разведроты он  был десантирован в столицу Румынии Бухарест для участия в боях при  переходе на сторону Советской Армии короля Румынии Михая. Участвовал в пленении премьер­министра Румынии Антонеску, конвоировал его в  Москву. Можно назвать еще десятки фамилий евреев, отличившихся в боевых  действиях. Многие еврейские семьи успели эвакуироваться в восточные районы  страны. Отъезд проходил с большими трудностями, под непрерывной  бомбежкой. Многие старики, дети не вынесли тягот пути. 28 Вот грустная повесть Розы Моисеевны Болотиной (Красик). Дорогой до  Ташкента она похоронила на станциях, названия которых даже не  запомнила, троих детей и мать. Четвертого ребенка она родила на второй  день после прибытия в один из райцентров Узбекистана, а на четвертый —  он умер. Через день похоронила сестру. Моя мама Рахиль Кугелева только в Куйбышеве вспомнила, что паспорт  остался в Рославле, во время бомбежки она растеряла все документы.  Ретивые чекисты не признали в ней еврейку и до выяснения личности  отправили в трудлагерь на тяжелые работы по дроблению щебня для  строительства дорог. И только летом 1942 года на Волховском фронте  через знакомых я чудом узнал о ее судьбе. Командование полка выдало  необычную справку, что согласно личному делу младшего лейтенанта  Кугелева гражданка, находящаяся в трудлагере, является его матерью. В  этот период Вторая ударная армия, которой командовал небезызвестный  предатель, генерал Власов, находилась в полуокружении. Но письмо дошло  до адресата. После освобождения мать работала горничной в одной из  куйбышевских гостиниц и до самой кончины рассказывала о беседах с  писателем Ильей Эренбургом. В Рославльском районе до 1941 года успешно работали два национальных  еврейских колхоза. Колхоз «Восход» существует и поныне. В начале войны  колхозники погнали скот на восток. Один из бывших колхозников Меер  Еселевич Суперфин рассказывал, как на лошадях доехали до самого  Челябинска, там, в одном колхозе работали до освобождения Смоленщины. После освобождения колхоз «Восход» был полностью восстановлен. В  августе 1943 года во время отпуска я видел, с каким старанием трудились  люди на полях и фермах. Но затем по вине районных властей организовали  показательный суд над председателем Бородулиным, якобы за привлечение 29 посторонней рабочей силы на уборку льна. После осуждения Бородулина  дела в колхозе сильно пошатнулись. Многие рославльчане­евреи, не успевшие эвакуироваться, искали связь с  партизанами, уходили в леса. Большинство из них погибло в неравных боях. В одном из очерков, напечатанном в «Рославльский правде»,  рассказывается о судьбе моих двоюродных сестер, партизанках Софьи  (Сары) и Лиды (Эйды) Рыженских. Девятнадцатилетняя Соня — студентка  Рославльского педтехникума попала в гетто в Климовичском районе  Белоруссии. Одноклассник, служивший в полиции, сообщил ей, что немцы  собираются уничтожить все еврейское население. И тогда сестры  Рыженские, младшей Лиде шел 13­й год, с группой в 17 человек решились  на побег. В лютый январь 1942 года беглецы оказались в лесу без одежды,  без продуктов, без инструментов, которые позволили бы соорудить какое­ нибудь пристанище. Долго они бродили по лесу в поисках партизан. Под  поселком Ворга Ершичского района, находящегося недалеко от Рославля,  встретились с одним из отрядов 5­й Воргинской партизанской бригады  имени Сергея Лазо. Командование сразу не согласилось взять в отряд  обессиленных голодных людей, среди которых были дети и глубокие  старики. Но вскоре они стали полноправными народными мстителями  Смоленщины. Лида, рыжеватая от природы, мало подходила под типичный  образ еврейской девочки. Она ходила под видом нищенки по  железнодорожным станциям, воинским эшелонам, выполняла задания  командования и приносила ценные сведения. Соня была и медсестрой, и  подрывником, и работником штаба бригады. Командование партизанского отряда представило сестер к награде, обе они  встретили соединение отряда с частями Советской Армии. Но партизанские тяготы подорвали здоровье девочек. Лида умерла через месяц после 30 освобождения в одной из больниц Смоленска. Соня вышла замуж, после  родов умерла. Ее сын Николай Жариков и сейчас с семьей проживает в  Рославле. Кстати, в одном из опубликованных воспоминаний заместителя  командира партизанской бригады рославльчанина Лазарева говорится о  смелости 70­летнего Шмуила Суперфина, входившего в группу сестер  Рыженских. В телевизионном сериале «Вызываем огонь на себя», рассказывающем о  Сещенском подполье Брянской области, одна из героинь Анна  Пшестеленец. Под чужим паспортом она поступила на работу в  администрацию сещенского аэродрома. Она собирала ценные сведения для  командования Советской Армии. Вместе с героем Советского Союза Аней  Морозовой создала интернациональную группу сещенского подполья.  Избежала ареста во время одной из боевых операций. О ее подвигах много  сообщалось в «Рабочем пути», кажется, в 1994 году. Автор этих  корреспонденции, гражданин Израиля, сетовал, что подвиг А. Пшестеленец  в некоторых изданиях замалчивается. После войны Аня закончила  медицинский институт, долго работала врачом в Рославле. Автор этих  строк помнит ее привлекательной, отзывчивой и очень скромной женщиной. Умерла Аня несколько лет тому назад. Последнее время она работала  главным врачом одного из детских санаториев Подмосковья. Диаметрально противоположные мнения высказывают различные критики о  кинофильме «Комиссар». Знаменитая Нонна Мордюкова, игравшая роль  комиссара батальона, оставляет грудного ребенка в еврейской семье, а сама отправляется на фронт. Большинство считают, что это надуманный  авторами эпизод, и в жизни матери так не поступают. Но в действительности бывает и такое. До сих пор меня волнует  услышанный в 1946 году рассказ о судьбе семьи Исаака и Эльки Теминых. 31 Их соседке в то время было уже за семьдесят, в период оккупации имела  связь с партизанскими разведчиками, хорошо знала семью Теминых. К началу войны Эльке было около 40 лет. В семье было четверо детей.  Старшему Яну— 17, младшей Асе— 2 годика. В первые дни войны Исаака  призвали в армию. Соседка не знала, когда и как Элька вступила в связь с  партизанским разведотрядом. В начале 1942 года Элька попросила  присматривать ее за детьми, а сама ушла в отряд. После того, как она  узнала, что ее четверо детей расстреляны вместе со всеми родственниками,  замолчала. Кроме обычных служебных ответов товарищи по оружию не  слышали от нее ни одного слова. А потом пришла весть, что погиб ее муж  Исаак. — Я и мертвая им буду мстить,— впервые за год услышала от нее  одна из боевых подруг. В одном из боев Элька погибла, но она успела отомстить за своих детей и  мужа. Подвиги партизан­евреев никто в Рославле не описывал. Но они потрясают  своей героической стойкостью. Кто может поверить, что десятилетняя девочка выжила зиму одна в лесу, в  практически неотапливаемой землянке, без теплой одежды? В Рославле многим известна семья Миркиных. Ее глава Иосиф Лазаревич  проработал около 40 лет бригадиром ремонтников автоколонны. Он  славится как специалист по автодвигателям. Но только близкие знакомые  слышали о его боевой молодости. Судьба оказалась немилосердна к детям  Миркиных. Они остались без родителей. В это время Иосифу было 10 лет,  старшей сестре — 18 лет, а младшей сестре —6 лет. Он стал кормильцем  семьи, возил на лошади стройматериалы. К началу войны ему шел 16­й год.  Эвакуироваться они не успели. Вместе с сестрами прятались от немцев в  ямах заброшенного кирпичного завода, старых погребах, а затем 32 перебрались в лес. Старшая сестра примкнула к Клетнянской партизанской  бригаде. Иосиф стал минером Воргинской бригады имени Сергея Лазо.  Десятилетняя девочка осталась одна в зимнюю стужу в глухом лесу. Она  ходила побираться по ближним деревням, выжила и до сих пор здравствует. После соединения отряда с частями Советской Армии Иосиф пошел на  фронт, трижды был ранен, награжден тремя орденами. Сейчас в Рославле проживает всего лишь несколько десятков еврейских  семей. Многие погибли во время войны. Многие евреи сейчас живут в  смешанных браках, где третье поколение почти все считают себя  представителями коренной национальности. Несколько семей, и среди них  ветераны войны и партизанского движения, в поисках счастья, уехали в  Израиль. Среди них инвалиды войны Василий Зельманович, Лазарь Мотин,  Михаил Мишкин. Подрастает второе послевоенное поколение, только по рассказам знающее о геноциде евреев во время войны, о мужестве и героизме лиц еврейской  национальности. По разным причинам история уничтожения и история героизма евреев во  многом искажена. После войны, когда начались кампании  правительственного антисемитизма, когда фабриковались дела по разгрому  еврейского антифашистского комитета, дело врачей­«вредителей», разрыв  дипломатических отношений с Израилем, многие евреи скрывали свои  исторические корни, меняли в документах свою национальность, изменяли  имена, фамилии своих предков. Негативное отношение правительства к советским людям еврейской  национальности искусственно скрыли правду о героизме и трагедии  древнего народа в годы Великой Отечественной войны. 33 Некогда по­своему красивый, тихий, пыльный, провинциальный городок  немецко­фашистские захватчики превратили в мрачный, полуразрушенный,  грязный и настороженный поселок. Когда­то писатель Симонов очень  удачно провел сравнение довоенного и послевоенного города в одном из  своих произведений, прочитав которое можно понять страдания, выпавшие  на долю гражданских лиц, попавших под немецкий сапог. III. Заключение Преподаватель «Подведение итогов  мероприятия»  Холокост ­ не просто страница еврейской истории, это общечеловеческая  трагедия. В середине XX века на протяжении многих лет совершалось  истребление целого народа. Самое страшное, что остальной мир это  допустил. Уроки этой катастрофы не должны забываться. Их замалчивание  уже привело к тому, что начинают набирать силу неонацистские  организации, на улицах российских городов появляются «бритоголовые».  Надеемся, что мы заставили вас поразмышлять над одной из самых  страшных катастроф XX века.(Приложение 1,7)        В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность,   межэтнические   и   межконфессиональные   конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства. Каким  XX  век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики   и   освоения   космоса   или   же   веком   геноцида,   человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они —  другие?  Другой расы,   другой   крови,   другой   веры,   другой   нации,   другого   социального класса... Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами   своих   близких   за   «национальные»   идеи   сверхчеловека, сверхкласса, сверхнации, вырастающие в идеологии тоталитарных империй, 34 идеологии,   ведущие   к   расчеловечиванию   человечества?   Идеологии,   в которых  убийство  другого  становится  обыкновенной  нормой  социальной жизни и полностью оправдывается тем, что этот другой не принадлежит к избранной нордической расе или избранному социальному классу. Какова историческая   длина   пути   от   идеи   превосходства   высших   рас,   наций   и классов над низшими нациями и классами — к появлению «обыкновенного фашизма»   с   его   лагерями   смерти   и   «обыкновенного   социализма»   с   его ГУЛАГом? «Можно представить худшее, но как представить непредставимое». Я полностью согласна с этой цитатой, так как, сколько бы книг ни выходило о Холокосте   как   непосредственном   проявлении   фашистской   идеологии, катастрофа   Холокоста   не   вмещается   в   сознание   человека,   прямо   или косвенно не затронутого этой катастрофой. Сколько бы вы ни читали даже такие   потрясшие   мир   книги   о   Холокосте,   как   «Дневник   Анны   Франк», девочки, описавшей Холокост и сожженной Холокостом, сколько бы ни смотрели   такие   фильмы,   как   «Список   Шиндлера»,   масштаб   трагедии Холокоста   не   вмещается   в   сознание.   Холокост   остается   именно «непредставимым»   и   осознанно   или   неосознанно   вытесняемым   целыми странами   и   людьми   из   потока   истории.   Иными   словами,   о   Холокосте забывают,   как   стараются   забыть   о   болезни   люди,   пораженные   этой болезнью.  Увы,   особая   стена   молчания   возведена   вокруг   Холокоста   и  в России. Холокост не только  прошлое, но и наше возможное будущее. Политический и исторический смысл запоздалого признания Россией места Холокоста в истории цивилизации будет означать, что наша страна после многолетнего молчания сделала свой выбор и входит в общий ряд цивилизованных стран, для которых катастрофа Холокоста воспринимается 35 как   общечеловеческая,   а   не   только   национальная   трагедия.   Опыт Холокоста   как   мировой   катастрофы   всего   человечества,   приведшей   к физическому уничтожению шести миллионов евреев в середине кажущегося цивилизованным   двадцатого   столетия,   фактически   не   представлен   в массовом сознании российского населения. В   массовом   сознании   постоянно   смешиваются   два   принципиально различных   по   своей   психологической   и   исторической   сути   явления   ­ геноцид и война, прежде всего Холокост и война. В любых войнах, сколь драматичны они бы ни были, убийство другого человека совершается как средство   достижения   политических,   религиозных,   экономических   или территориальных целей. Геноцид имеет другую природу. Явная или неявная цель геноцида — превращение убийства другого человека, так или иначе отличающегося   по   этническим,   религиозным   или   каким­либо   иным признакам,   в   обыденную   социальную   норму   повседневного   поведения. Говоря   более   жестко,   геноцид   ­   это   узаконенное   в   массовом   сознании разрешение на убийство, на уничтожение другого человека. Не только в этическом, но и в общем эволюционном аспекте  геноцид, по словам  М. Гефтера, «не бывает против кого­то, геноцид всегда против всех». Отсюда фундаментализм,   национализм,   фашизм,   антисемитизм   выступают   как философия   и   идеология   не   только   этнофобии,   но   и   человекофобии, грозящей   своими   историческими   последствиями  —  Холокостом   всего человечества. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что ни в коем случае   нельзя   смешивать   катастрофу   геноцида   с   катастрофами   войн. Геноцид, в том числе Холокост, как это ни парадоксально, прячется под маской войны. Холокост прячется под маской Второй мировой войны, в действительности   же   по   своим   временным   границам   и   социально­ психологическим   последствиям   имея   куда   более   широкий   радиус 36 поражения человеческой цивилизации.  «Холокост — не  просто  горестная страница  еврейской истории, общечеловеческая  трагедия. Любой человек —  русский,   евреи,   чукча,  грузин   —  должен  знать,   что   в  середине двадцатого  века  на   протяжении   многих   лет   совершалось   истребление целого  народа,  и, что самое  страшное, остальной  мир это  допустил», — говорит   в  интервью  газете   «Вестник»   председатель   Фонда   «Холокост» Алла Гербер. Действительно,  уроки   Катастрофы  не   должны  забываться,  их замалчивание   уже   привело   к   тому,   что   начинают  набирать  силу неонацистские   организации,  на   улицах   российских   городов   появляются бритоголовые. Власти, увы, не  всегда  адекватно  реагируют  на подобные события. Я  согласна с А.Гербер: нужно не давить на психику молодежи — показывать фильмы и фотоснимки, свидетельствующие о Холокосте. Из­за обилия   на   телевидении,  в   кино  "боевиков,   где  кровь  льется  по   экрану рекой»,  а также  компьютерных  игр, позволяющих понарошку  «убивать», зрелище смерти стало чем­то почти обыденным. И всё же нужно побудить людей задуматься. История   Холокоста   помогает   осознать,   как   предрассудки, предубеждения,   ложные   суждения   порождают   практический   расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей. Генеральная   Ассамблея   ООН,   провозгласила   27   января,   день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста. Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Путин, решительно осудили Холокост, антисемитизм и ксенофобию.

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока

Методическая разработка урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2017