Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»
Оценка 4.7

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
15.08.2018
Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»
Методика "Паровоз" предусматривает проведение системы уроков на одном классе. Первый урок - урок "локомотив", на котором вводится метапонятие. Все последующие уроки опираются на первый и служат его продолжением. Данный урок биологии проводился вторым, т.е был «вагончиком», где отрабатывалось метапонятие «образ». Основная идея урока – формирование образа цветкового растения посредством систематизации знаний по теме «Органы растения»
Ногтева С.В. Биология.doc
Урок биологии в  6 классе  по теме  «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ» Данный урок проводится в системе уроков для 6 класса по методике «Паровоз». Первый урок  «Локомотив» был урок музыки, где вводилось метапонятие «образ». Данный урок биологии  проводился вторым, т.е был «вагончиком», где отрабатывалось метапонятие «образ». После  данного урока на этом же классе проводились уроки­вагончики по литературе, математике,  изобразительному искусству. Основная идея урока – формирование образа цветкового растения посредством систематизации знаний по теме «Органы растения» Задачи: ­ Систематизировать знания учащихся о взаимосвязи всех органов и процессов  в  растительном организме. ­ Подвести учащихся к пониманию того, что цветковое растение – это определенный образ  среди растений, имеющий все вегетативные и генеративные органы, все жизненные формы,  приспособленный к различным условиям окружающей среды. ­ Развивать понятие о взаимосвязи растения с окружающей средой.   Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Технология: проблемное  обучение, ТРКМ, групповые Форма проведения: урок в групповой форме Цель урока: углубление и комплексное повторение по теме: «Органы растений», выработка  умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях, обобщение единичных  знаний в систему. Результаты урока:  Личностные: 1) Сформировать познавательный интерес к изучению биологии; 2)Ориентация в межличностных отношениях, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. 3)Овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы.  Метапредметные: 1) Овладение исследовательскими умениями; 2) Анализировать текст, таблицы, рисунки, информацию; 3) Логично и правильно излагать материал; 4)Фиксировать факты или явления, проводить презентацию  полученных знаний и опыты. Формирование универсальных учебных действий  Регулятивные УУД: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность,  достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в  процессе урока, анализировать результат и процесс деятельности.  Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в  тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи,  давать  односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы  Познавательные УУД: сформировать представление о взаимосвязи всех органов и  процессов  в растительном организме, умение рассматривать объекты, выявлять их  сходство и различие, фиксировать результаты в рабочих листах, делать выводы.  Предметные: 1) Объяснять роль стеблей, корней и листьев, цветов в природе; 2) Характеризовать функции частей стеблей, корней и листьев, цветов. 3) Выявить различные признаки стеблей у однодольных и двудольных растений; 4)  Различать   и   определять   типы   корневых   систем,   части   листа,   цветков   на   рисунках, натуральных объектах 5)Характеризовать жилкование листьев растений.     обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский Методы   Оборудование: Таблички   (органы   растений),   презентация,   карточки­задания,   картинки,   оценочные фишки (зелёный лист, красный лист). Этапы урока I.Организационный  момент (мотивация  к учебной  деятельности) Цель этапа: Включение  учащихся в  деятельность на  личностно­ значимом уровне Этап мотивации Этап целеполагания II.Актуализация  знаний Цель этапа: Повторение  изученного  Деятельность учителя и учеников  «Весь огромный мир вокруг Меня…полон неизведанных Тайн. И я буду их открывать  всю жизнь, потому что это  самое интересное, самое  увлекательное занятие в мире» В.Бианки ­ И действительно, окружающий нас мир удивителен. Я очень надеюсь, что  на нашем уроке мы погрузимся в этот удивительный мир, и каждый  попробует сделать собственное открытие. Ребята, каждый из нас, придя на эту Землю, старается познать окружающий  мир, явления, создавая незабываемые образы в своей памяти. Наш опыт и  знания – это багаж образов.  На Земле известно 350 тыс видов растений (водорослей, мхов,  папоротникообразных, голосеменных, цветковых). На сегодня известно  около 258,5 видов цветковых растений. По происхождению они самые  молодые, но самые распространенные: они освоили все среды обитания и все континенты. Проблемный вопрос (слайд): Почему сегодня Цветковые растения занимают господствующее  положение на Земле среди других растений?   ­ Попробуйте сформулировать тему нашего урока.  ­ Итак, тема нашего урока  «Особенности цветковых растений».    Изучив все органы растения, постараемся выделить особенности отдела  Цветковых растений и создать общий образ его представителей. На уроке музыки вы ознакомились с понятием «Образ». Вспомните, что оно  обозначает …. (слайд) С каким образом познакомились на уроке музыки? (Образ России)  На уроках биологии мы тоже сталкиваемся с образами тех или других  живых организмов.  Для биологии нам подходит понятие «образ» как облик, внешний вид или  живое, наглядное представление (обращаю внимание детей на толковый  словарь и слайд со значением понятия  «Образ») Сформулируйте цель урока, вводя понятие «образ» «Сформировать образ цветкового растения» (формируют учащиеся)  Чтобы решить поставленные цели и ответить на проблемный вопрос, мы  должны обобщить знания об органах растительного организма. ­ Назовите наименьшую структурную единицу любого живого организма?  ­ Назовите особенности в строении растительной клетки ­ Что образуют клетки, сходные по строению и выполняемым функциям? ­ Какие вы знаете растительные ткани? ­ Что образуют ткани? материала,  необходимого для  «открытия нового  знания», и  выявление  затруднений в  индивидуальной  деятельности  каждого учащегося III Организация  деятельности ­ Какие вы знаете органы? ­ Как называются живые организмы, способные  создавать самостоятельно  органические вещества? (Организовывается работа в 4 группах ­ лабораториях, группы  формируются произвольно) ­ Скажите, где занимаются исследованиями?  Я предлагаю для дальнейшей  работы организовать 4 лаборатории. Сотрудники лаборатории имеют  пропуск. Пожалуйста, подойдите ко мне получите пропуск. Не рыли, не бурили, а воду добыли ­   Учащиеся,   которые   получили   пропуск   белого   цвета   Лаборатория «Исследователи корня» (корни)   Вверх по стене крутой, по бетонке литой,  Многоножка ползет, с собой листья везет. (стебель) ­   Учащиеся,   которые   получили   пропуск   коричневого   цвета   Лаборатория «Исследователи стебля»  Из почек появляются, весною распускаются, Летом шелестят. Осенью – летят. ­   Учащиеся,   которые   получили   пропуск   зеленого   цвета   Лаборатория «Исследователи листа» ( листья) Из почек появился,  Летом распустился, Осенью – завял. ( цветок) ­   Учащиеся,   которые   получили   пропуск   красного   цвета   Лаборатория «Исследователи цветка» ­ А сейчас, давайте повторим правила работы в группе (слайд) 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. 3. Записывай идеи. 4. Не бери всю инициативу на себя. 5.Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться 6.«Правило поднятой руки». ­   Выберите   в   лаборатории   старшего   сотрудника,   который   будет распределять   обязанности   и   объявлять   о   готовности   группы,   оценивать сотрудников лаборатории. ­   Задача   каждой   лаборатории   обобщить   знания   об   исследуемом   органе растительного организма. Итогом работы будет научная статья Для этого у вас есть  ­   тексты   с   иллюстрациями     исследуемого   органа   растения,   с   помощью которых вы должны выполнить предложенные задания ­ творческое задание Работа в группах. Учитель оказывает необходимую помощь. 1 ЭТАП. Создание обложки. Любая      публикация,   будь   это   книга   или   газета,  начинается   с   создания обложки, титульного листа      Титульный лист должен содержать: • Название;  • Подпись авторов работы, поэтому    ­ Пусть один человек из группы укажет в табличке на шаблонах, Ваши фамилии и имена и напротив них напишет  роль каждого члена команды IV. Этап осознания  и осмысления  учебной  информации 2 ЭТАП. Собрать определение       Обратите внимание на шаблоне газеты  даны слова лист, семя, корень, цветок. Чтобы дать правильное   определение,  возьмите в руки  желтый конверт   под   цифрой   1.   Здесь   даны   слова,   из   которых   нужно   составить определение и наклеить их в нашу газету напротив слова лист, корень, семя.  Ребята, давайте с Вами посмотрим, у кого что получилось. 3 ЭТАП. Подписать рисунок          Следующим этапом создания газеты, необходимо подписать рисунок. Для этого берем в руки зеленый конверт №2 и соотносим название частей органов растений с цифрами обозначенными на рисунке. 4 ЭТАП. Заполните схему             Приступаем к 4 этапу, в ваших газетах дана схема, но в ней есть пропуски,   которые   вам   необходимо   заполнить.   Берем   в   руки  голубой конверт под цифрой 3,  где даны типы цветов, виды корневой системы и жилкования листьев, виды стеблей Вам необходимо соотнести картинки с названиями . 5 ЭТАП. Заполнить таблицу       5 этапом в создании газеты необходимо заполнить таблицу, где каждая группа указывает 4­5 пунктов значения стеблей, корней, листьев и цветов в природе и жизни человека. 6 ЭТАП. Выступление. Составление газеты на доске             ­Теперь   каждой   команде   необходимо   презентовать   свою   статью. Представитель от каждой группы выходит к доске, заполняет пробелы в схеме, с помощью статьи и выступает с рассказом о проделанной работе.               ­Остальные   внимательно   слушают  выступление   каждой  группы,  и заполняют индивидуальные карточки, которые у каждого лежат на столе.              Обращаю   Ваше   внимание,   что   в   карточках   необходимо   вставить пропущенные слова, заполнить таблицу и дополнить схему примерами.        Если у кого то из Вас возникли трудности с заполнением карточек, то поднимите вверх красный листочек и мы с Вами разберем задание, которое вызвало у Вас затруднение.      В конце урока, я соберу карточки, которые вы заполнили и поставлю  вам оценки.  С рассказом о проделанной работе выступит корреспондент 1 команды    ­Спасибо за выступление корреспонденту 1 команды «стебель»     ­Спасибо за выступление корреспонденту 2 команды «корень» ­Спасибо за выступление корреспонденту 3 команды «лист»        Индивидуальные карточки Вы оставляете себе, они будут служить Вам памяткой.  Ребята, посмотрите на газету, которая получилась из Ваших статей Проверим  отчет работы каждой лаборатории (слайд) Проверяем таблицу «Наличие органов у растений» Водоросли  Мохообразные Папоротнико ­ образные           +                +           +           +           +          отдел орган Корень  Лист  Стебель  Цветок  Плод Семя Голосемен  ­ные     +           +           +           + Цветковые       +           +           +           +           +           +        Проверяем таблицу «Жизненные формы растений» ­ образные + Голосемен  ­ные Водоросли  Мохообразные Папоротнико          отдел орган Трава Кустарничек Кустарник Дерево  Вернемся к вопросу урока ­  Почему сегодня Цветковые растения занимают господствующее  положение на Земле среди других растений? + + Цветковые  + + + + + + V. Закрепление с  проговариванием  во внешней речи Цель данного  этапа: применение  усвоенного знания в новых условиях, на  практике Вывод (делают учащиеся)  ­имеют все органы  (корень стебель листья  цветок плод; семена защищены) ­ все жизненные формы ­ различные приспособления  в строении органов к условиям обитания ­ в процессе эволюции появились позднее всех, то есть самые молодые Вернемся  к  понятию   «образ».  (Вывожу   понятие   «образ»  вновь  на  слайд) Обращаю внимание учащихся. Вы   знакомы   с   Образом   России   в   искусстве.   Какое   растение   является символом России? Ответы детей (береза). (слайд с березой). Береза – символ России, Сокровище русской земли. Веками ей песни дарили, Признанья стихами в любви. Береза – образ России. Царица русских полей. Она средь невест всех красивей, Величественней и белей.  Так воспевают березу наши поэты. А мы постараемся дать образ берёзы с точки зрения биологии. (У детей на столах план описания образа растения) ­ Жизненная форма (трава, кустарничек, кустарник, дерево)                      ­ Корневая система (стержневая, мочковатая)                                                 ­ Стебель (травянистый, древесный, прямостоячий и т.д)                            ­ Листья (простые, сложные)                                                                               ­ Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое) ­ Цветок (одиночный, соцветие)                                                                          ­ Значение растения                                                                                    Группы по  очереди высказываются, создавая цельное представление о  березе, как о цветковом растении, жизненная форма которого дерево, с  мощной корневой системой, с древесным прямостоячим стволом, с  простыми листьями, расположенными поочередно. Береза –  листопадное растение. У нее мелкие мужские и женские цветки,  собранные в красивые соцветия – сережки. На одном дереве  расположены и мужские и женские цветки, поэтому береза – растение  однодомное.                                                                                                           К ответам детей добавляю, что береза – долгожитель, может прожить до 120 лет.  И все вместе перечисляем значение березы для человека (польза  березового сока, почек, береста для плетения, дрова, веники для бани,  веники для чистоты)  Ребята приходят к выводу, что по такому же плану можно давать образы  всех ­ жизненных форм цветковых растений (трав, кустарничков,  кустарников)                   Обращаюсь   к   детям:   Постарайтесь   дать   понятие     образа   цветкового растения. Высказывания детей….. Цветковое растение  ­ растение, у которого есть все вегетативные и  генеративные органы, может быть представлено различной жизненной  формой – деревом, кустарником, кустарничком или травой,  обладающее приспособлением к среде обитания.  ­ Ребята  я попрошу вас встать посмотреть друг на друга. Вы все разные, не  похожие друг на друга, поэтому вам и интересно друг с другом. Но все мы  относимся к людям и это всех нас объединяет.    Сегодня на уроке, мы доказали, что цветковое растение – это образ самого  молодого высшего растения. Велико разнообразие цветковых растений. Но  все они имеют общие черты в своём строении.   ­ Я предлагаю вам оценить вашу работу на уроке. У вас на столах есть  цветы, если сегодня вы получили новый опыт, вам было комфортно и  интересно пусть на этих цветах появится улыбка, если вы испытывали  трудности, и результат нашей работы для вас не был удовлетворительным,  нарисуйте грустную улыбку.  (ЦВЕТУЩЕЕ ДЕРЕВО) Д/З:  Вопросы   биологии   нередко   находят   отражение   и   в   других   науках. Например, в литературе. Прочитайте   басню   И.А.Крылова   «Листы   и   корни»   Подумайте,   какую проблему автор поднимает в данном произведении. О ней мы поговорим на следующем уроке.  ­ Описать образы ромашки, брусники, малины (по группам) V. Рефлексия  деятельности Цель этапа: Осознание  учащихся своей  учебной  деятельности,  самооценка  результатов  деятельности своей  и всего класса.

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»

Методическая разработка урока биологии 6 класс «Особенности цветкового растения» с метакомпонентом «Образ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018