Методическая разработка урока «Чацкий в поединке с обществом».Ш действие комедии. Анализ сцены бала
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
26.04.2018
конспект данного урока показывает , что практически любой урок литературы, на котором анализируется произведение, проходит с использованием УУД по новым ФГОСам. Данная методическая разработка поможет учителю научить анализировать текст с целью выделения существенных и несущественных признаков; вырабатывать умение устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения (социально-психологическая характеристика персонажа);
Конспект урока литературы в 9 классе.doc
Аннотация : конспект данного урока показывает , что практически любой
урок литературы, на котором анализируется произведение, проходит с
использованием УУД по новым ФГОСам.
Класс:
Предмет:
Тема:
Цели урока:
Словарная работа:
Оборудование:
Ход урока:
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания.
Что приводит Чацкого в дом
Фамусова во П –м действии?
III. Запись в тетрадях числа, темы
урока.
9
Литература
«Чацкий в поединке с обществом».Ш
действие комедии. Анализ сцены
бала
учить анализировать текст с целью
выделения существенных и
несущественных признаков;
вырабатывать умение устанавливать
логическую причинноследственную
связь событий и действий героев
произведения (социально
психологическая характеристика
персонажа);
формировать умение адекватно
(подробно, сжато, выборочно)
передавать содержание текста;
развивать умения составления
текстов в соответствии с темой и
стилем речи, выделять главное,
существенное.
Кульминация конфликта,
несценические персонажи
Компьютерная презентация к уроку
Общеучебные УУД:
структурирование знаний
извлечение необходимой
информации из текста
умение адекватно передавать
содержание текста
Логические УУД:
умение устанавливать логическую
причинноследственную связь
событий и действий героев
произведения, построение
Бархатова Людмила Павловна
1 IV. Постановка целей урока самими
учащимися.
логической цепи рассуждений,
доказательств
V. Стадия вызова
Работа с текстом.
В IIIм действии Чацкий снова в
доме Павла Афанасьевича.
С какой целью на этот раз?
(Добиться признания Софьи)
Как встречает его Софья?
Что отталкивает ее от Чацкого?
В разговорах Чацкий неосторожно
упоминает имя Молчалина, как на
это реагирует Софья? (замолкает)
Что решает Чацкий? («Раз в
жизни притворюсь»)
Как он притворяется?
(перечисляет «достоинства»
Молчалина)
Какие? Проследите по тексту.
(д.3. явл.1.)
Каких достоинств он не находит в
нем?
Почему Чацкий думает, что
Софья смеется над ним, говоря, что
любит Молчалина?
Действительно ли Софья любит
«выдуманного» героя или видит все
те недостатки, которые перечислил
Чацкий?
Почему Софья, довольно умная
девушка, независимая в своих
суждениях: «Что мне молва?»(1 д.,
явл.5) или «Да что мне до кого?» (2
д., явл.11) – предпочитает
Молчалина?
Регулятивные УУД:
целеполагание
постановка и формулирование
проблемы.
Общеучебные УУД:
извлечение из текста необходимой
информации
умение адекватно передавать
содержание текста
Логические УУД:
анализ текста
С целью выделения существенных и
несущественных признаков.
разграничение основной и
второстепенной информации
рефлексивное чтение
интерпретация текста
Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
Логические УУД:
Синтез – составление целого из
частей
Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
Бархатова Людмила Павловна
2 Проследив диалог Чацкого с
Молчалиным, ответьте на вопрос:
права ли Софья в оценке
Молчалина? (д.3, явл.3)
Каким видится вам Молчалин?
рефлексивное чтение
интерпретация текста
Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
С 5 явления в доме Фамусова
появляются гости.
Кто появляется сначала? (Наталья
Дмитриевна и Платон Михайлович
Горичи)
Почему Чацкий едва узнает своего
бывшего сослуживца Горича, что с
ним произошло?
Кто появляется за ними?
(Тугоуховские)
Что важно в жизни родителей и
дочерей Тугоуховских?
Что представляет собой
графиня«внучка» Хрюмина?
Рефлексия на содержание текста
Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
Рефлексия на содержание текста
Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
Рефлексия на содержание текста
Какой рисует автор своячницу
Фамусова Хлестову?
С 13 явления снова продолжает
развиваться любовная линия.
Кто автор сплетни о сумасшествии
Чацкого? (д.3.,явл.14)
Софья сделала это нарочно? (нет)
(Чацкий высказывает свои мысли о
Молчалине, Софья злится на него)
Какую роль в любовной интриге
играют Скалозуб и Лиза?
Что происходит на сцене в
явлении с 15 до 22? (до приезда
Чацкого)
Рефлексия на содержание текста
Логические УУД:
выдвижение гипотез и их
обоснование
Рефлексия на содержание текста
Логические УУД:
Бархатова Людмила Павловна
3 Ч С N…..D Загорецкий …….
Почему все подхватывают
сплетню?
(Сплетня связывает любовный и
социальный конфликты. С одной
стороны, герой ведет себя как
сошедший с ума от любви, с другой
стороны, его поведение
расценивается как социальное
безумие)
Как быстро распространяется
сплетня?
Какие доводы приводят,
доказывая болезнь Чацкого?
Насколько они убедительны?
В чем видят причину
сумасшествия? (!!!)
Откуда такое единодушие?
Подчеркну, что причину
сумасшествия Чацкого
представители фамусовской
Москвы связывают с просвещением.
Книги, формирующие ум,
развивающие мысль, несут
инакомыслие, свободолюбие. Такой
ум страшен. Страх и рождает
сплетню, поскольку бороться
другими средствами это общество
не в силах.
Почему Фамусов первый заметил?
выдвижение гипотез и их
обоснование
умение произвольно строить
монологическую и диалогическую
контекстную речь.
Предсказание Чаадаеву.
Где с вашей точки зрения,
происходит кульминационный момент
произведения?
(столкновение Чацкого с «большим»
обществом)
Как ведет себя на балу Чацкий?
(монолог явл.22)
Сам того не осознавая герой настроил
всех против себя. Он произносит
страстный монолог, клеймит
Бархатова Людмила Павловна
поиск конкретной информации
умение связывать информацию,
4 обнаруженную в тексте, со знаниями
из других источников, уценить ее,
исходя из своих представлений о
мире, найти доводы в защиту своей
точки зрения.
собравшееся здесь общество, касается
очень серьезных тем (вопросов
культуры, морали, воспитании, говорит
и о судьбе России)
VI. Стадия рефлексии.
В чем видите комизм ситуации?
Итак, Чацкий оказывается
одновременно и в комическом, и в
трагическом положениях. Трагизм в
том, что он поднимает действительно
важные вопросы, пытается «открыть
глаза» московскому обществу. Комизм
– его никто оказывается, не слушал. Он
зря потратил весь пыл своего
красноречия. И на кого?! На княжон?
На Хрюминых?
Удивительно много в комедии
внесценических персонажей,
представляющих каждую из
противоборствующих сторон.
VII.Вторая стадия рефлексии.
Внесценические персонажи , их роль в
произведении
Перечислите внесценических
персонажей, которых можно назвать
единомышленниками Чацкого? (его
оппонентами)? (Анна Алексеевна
(мать), князь Григорий, Воркулов
Евдоким, Левон и Боринока, Удушьев
Ипполит Маркелыч)
Зачем они понадобились автору?
Сатирическое изображение целого
общества повлекло за собой обилие
действующих лиц в «Горе от ума»
(это характерно для реализма), что
дало возможность всесторонне
охарактеризовать мир фамусовых,
создать широкий и целостный образ
крепостнического лагеря. В «Горе от
ума» это характерно для реализма
Бархатова Людмила Павловна
5 охвачена жизнь определенной среды во
всем ее многообразии и снизу доверху.
Ни в какой другой пьесе – ни до «Горе
от ума» ни после нее – нет такого
количества персонажей, как
действующих на сцене, так
возникающих из их реплик в
воображении читателя и также
представляющих собой определенные
явления жизни.
VIII. Самооценка результативности
работы на уроке.
IX. Подведение итогов
Актуальны вопросы , поставленные в
комедии в современной жизни?
X. Домашнее задание: написать мини
сочинение, определив в нем свою точку
зрения на изученную тему.
Бархатова Людмила Павловна
6
Методическая разработка урока «Чацкий в поединке с обществом».Ш действие комедии. Анализ сцены бала
Методическая разработка урока «Чацкий в поединке с обществом».Ш действие комедии. Анализ сцены бала
Методическая разработка урока «Чацкий в поединке с обществом».Ш действие комедии. Анализ сцены бала
Методическая разработка урока «Чацкий в поединке с обществом».Ш действие комедии. Анализ сцены бала
Методическая разработка урока «Чацкий в поединке с обществом».Ш действие комедии. Анализ сцены бала
Методическая разработка урока «Чацкий в поединке с обществом».Ш действие комедии. Анализ сцены бала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.