Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя
с углубленным изучением отдельных предметов школа №5" городского округа
город Фролово.
Панфилова Наталия Владимировна
название конкурсного материала : методическая разработка урока химии в 8 классе
«Типы химических реакций. Реакции обмена.»
должность (предмет преподавания): учитель биологии и химии первой квалификационной
категории. Фролово 2017 год
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Панфилова Наталия Владимировна, учитель I квалификационной категории
Предмет: химия
Класс: 8
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Тема
Цель
«Типы химических реакций. Реакции обмена»
Создать комфортные условия для изучения материала
по теме «Типы химических реакций: реакции обмена»,
продолжить развитие навыков самостоятельного
познания школьников по указанной теме.
Задачи
Образовательные:
актуализация знаний обучающихся о типах химических
реакций, классификации веществ, номенклатуре
основных классов неорганических соединений, введение
понятия о реакциях обмена, их значимости в
повседневной жизни человека.
Развивающие:
развитие научного мышления обучающихся через
установление причинноследственных связей,
эксперимент и анализ эмпирических данных, умений
анализировать результаты наблюдаемых опытов.
Воспитательные:
формирование исследовательской компетенции
обучающихся при изучении типов химических реакций;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих.
Личностные УУД:
определиться в выборе индивидуальных
образовательных потребностей; научиться общаться
со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в
процессе беседы, показывать свою убежденность в
вопросах значения химических знаний в повседневной
жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с
точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД:
организовывать свое рабочее место под руководством
учителя; определять цель и составлять план
выполнения задания; развивать практические навыки
и умения при решении повседневных проблем
УУД
связанных с химией. самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней. Осознают качество и уровень
усвоения знаний.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге
на уроке; сотрудничать с одноклассниками в поиске и
сборе информации;
принимать решения и
реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Познавательные УУД: научиться выполнять
творческие задания для самостоятельного получения
и применения знаний; устанавливать причинно
следственные связи;
выдвигать гипотезы и
обосновывать их; формулировать проблемы.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать определение понятия «реакции обмена».
Уметь составлять уравнения химических реакций,
определять тип реакции; использовать таблицу
растворимости для определения
возможности
протекания реакций обмена..
Личностные: желание приобретения новых знаний,
умений, совершенствование имеющихся.
Метапредметные: развивать умение работать с текстом
учебника, карточкамиинструкциями, лабораторным обо
рудованием и реактивами, умение выявлять причинно
следственные связи, работать в парах, умение сравнивать
и обобщать материал, делать выводы, развивать
внимание, мышление, самостоятельность
Основные понятия
Реакции обмена, правило Бертолле.
Межпредметные связи
Ресурсы:
основные
дополнительные
Показать действие неорганических кислот и щелочей на
кожу, сформировать умение оказывать первую помощь
при ожогах химическими веществами.
Проектор и компьютер, учебник О.С. Габриеляна
«Химия. 8 класс», рабочие тетради, тетради для
самостоятельных и контрольных работ, индивидуальные
карточкизадания, карточки инструкции для проведения
лабораторных опытов,
раздаточные материалы
(пробирки; растворы: гидроксида натрия, сульфата меди
(II),
фенолфталеина),
демонстрационный штатив, раствор карбоната натрия и
азотной кислоты.
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af69bd
11dbbd130800200c9c08/75674/?
кислоты;
соляной Формы урока
фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г –
групповая
Технология
Личностноориентированная Дидактическая
структура урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Задания для
учащихся,
выполнение
которых
приведёт к
достижению
запланированны
х результатов
Организационный
момент
Время: 2 мин
Проверка
домашнего задания
10 мин.
Время:
Этапы:
Приветствуют учителя.
Готовятся к уроку
Приветствует уча
щихся.
Отмечает
отсутствующих
Работают
индивидуально, решая
поставленные задачи.
Затем осуществляют
взаимопроверку
с
помощью презентации
на доске, проверочные
тетради сдают учителю.
Итак, на прошлом
уроке мы с вами
познакомились
с
реакциями
соединения,
разложения
замещения.
Выполните в тетрадях
проверочных
для
работ
следующее
задание по карточкам.
3 варианта заданий.
и
Приложение №1
Карточки
с
заданиями на 3
варианта
понятий:
Отработка
соединения,
реакции
разложения,
реакции
реакции
замещения,
уравнения химических
реакций.
Личностные
(смыслообразование).
Личностные:
(самоопределение).
Регулятивные: (оценка,
саморегуляция).
Коммуникативные:
(определение способов
взаимодействия).
(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД). Отработка навыков
расстановки
коэффициентов в
химических уравнениях.
Индивидуально,
поднимая руки,
выходят к доске,
записывают уравне
ния, отвечают на
поставленные вопросы,
затем фронтально
формулируют тему и
цель урока.
Изучение нового
материала
Время:15мин
Этапы:
1.Подготовка
учащихся к активной
познавательной
деятельности
(5 мин)
Записывают тему
Предлагает ученикам
из каждого варианта
выписать уравнения
реакций, которые не
относятся к реакциям
соединения,
разложения,
замещения, просит
обосновать этот
выбор.
О чѐм сегодня мы
будем говорить на
уроке?
Обращает внимание
учащихся на тему
урока, записанную на
доске,
и просит
записать в рабочие
тетради
Личностные УУД (смыс
лообразование).
Познавательные
УУД
(постановка и решение
проблемы,
логические
универсальные действия).
Регулятивные
УУД
(прогнозирование, оценка,
саморегуляция).
2. Изучение нового
материала (10 мин)
Делают вывод,
сравнивают с
определением в
учебнике, записывают
понятие в словарь,
Используя уравнения
реакций на доске,
приводит к выводу,
какие реакции от
носятся к реакциям
Демонстраци
онный штатив,
пробирки,
реактивы:
растворы кар
боната натрия,
азотной кислоты.
Инструкция для
выполнения
Личностные УУД (само
определение).
Познавательные:
(общеучебные
универсальные действия,
логические универсальные
действия).
Отработка понятий:
реакции обмена, реакция
нейтрализации, уравнения химических реакций.
Коммуникативные:
(определение способов
взаимодействия).
Познавательные:
(общеучебные
универсальные действия,
логические универсальные
действия).
Регулятивные:
гнозирование,
знаний).
(про
коррекция
Отработка практических
умений и навыков.
лабораторного
опыта, пробирки,
реактивы:
растворы
сульфата меди
(II), гид рооксида
натрия, соляной
кислоты. Таблица
«Растворимость
кислот,
оснований, солей
в воде».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Инструкция к
проведению
практической
части урока по
теме «Реакции
обмена»
определяют продукты
реакций (газ, осадок,
вода).
Заносят результаты
опыта в таблицу
(алгоритм действий,
наблюдение),
записывают уравнение
реакции.
Опыт № 2. Реакцию
взаимодействия
гидроксида натрия и
сульфата меди (II)
проводят сами.
Записывают алгоритм
действий, наблюдение,
уравнение. Затем
приступают к
выполнению опыта 3.
Взаимодействие между
щелочами и кислотами
(реакции нейтрализации)
Ход выпол
нения
дел
аю
Набл
юдаю
Уравне
ния
реакций
№
о
п
ы
та
обмена. Просит
открыть учебник на
стр.188 (§ 33) и
прочитать
определение понятия
реакций обмена и
записать его в
словарь. Проводит
демонстрацию опыта
№1. Взаимодействие
карбоната натрия и
азотной кислоты,
обращает внимание на
продукт реакции,
затем просит
обратиться к тексту
учебника и найти эту
реакцию в § 33,
объясняет еѐ
написание.
Предлагает
ознакомиться с
инструкцией к
лабораторным опытам
и приступить к
выполнению опытов в
парах, результаты
опытов занести в
таблицу. 1
2
3
Закрепление
нового материала
Время:10мин
Этапы:
Проверка
правильности
выполнения нового
учебного материала
вывод,
Делают
зачитывают
его,
записывают урав нения
реакций на доске,
проводят
самопроверку,
используя записи на
доске и информацию из
учебника
(§ 33),
записывают в словарь
определение реакции
нейтрализации.
Контроль
Время:3 мин
Домашнее задание
(2 мин)
Выбирают уравнения
реакций обмена,
записывают в тетрадь,
расставляют
коэффициенты.
Записывают домашнее
задание в дневник.
Предлагает сделать
вывод, зачитать его,
используя вопросы в
инструкции:
Какие реакции
1.
относятся к реакциям
обмена?
2. Какие продукты
образуются в ходе
реакций обмена?
Какие реакции
3.
называются
реакциями нейтрали
зации?
Предлагает
выполнить задание,
выбрать из предло
женных уравнений
уравнения реакций
обмена.
Обращает внимание
учеников на доску,
Таблица:
«Растворимость
кислот,
оснований, солей
в воде»
Отработка
понятий:
реакции обмена, реакция
нейтрализации. Отработка
навыков
расстановки
коэффициентов в хи
мических уравнениях.
Интерактивная
доска.
(само
Личностные
определение).
Познавательные
уни
(общеучебные
версальные
действия,
логические универсальные
действия).
Регулятивные
гнозирование, коррекция).
(про
(оценка,
Регулятивные:
саморегуляция).
Познавательные
уни
(общеучебные
действия,
версальные
логические универсальные
дейст вия) Распечатанная
таблица у каждо
го ученика.
Личностные (самоопреде
ление).
Регулятивные
(оценка, саморегуляция).
Регулятивные
саморегуляция).
(оценка,
где заранее записано
домашнее
задание
( § 33, зад. 4).
Оценивает
работу
учеников (не менее 5–
7 отметок за урок)
Заполняют таблицу и
сдают еѐ учителю.
Предлагает заполнить
таблицу:
Подведение итогов.
(2 мин)
Рефлексия
Время: 1 мин
Да/
нет
(+/)
Знания/
умения
1 . Я знаю:
А) какие
реакции
являются
реак циями
обмена;
Б) какие
реакции
являются
реакциями
нейтрализации.
2. Я умею:
А) определять
реакции
обмена;
Б) определять
реакции
нейтрализации;
В)расставлять
коэффициенты
в уравнениях
реакций.
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Методическая разработка урока химии в 8 классе на тему "Реакции обмена"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.