Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»
Оценка 4.8

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Оценка 4.8
Игры +1
docx
биология
10 кл
25.05.2019
Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»
Пояснительная записка. В образовательном процессе всё чаще используются нестандартные формы урока. Одной из таких форм является дидактическая игра. От обычной игры дидактическая игра отличается тем, что она более широко использует взаимосвязь воспитания и обучения учащегося. В процессе игры у учащихся задействованы следующие процессы мышление, внимание, воображение, интерес. Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке биологии в 10-м классе при изучении темы: «Строение эукариотической клетки». Цель игры обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение эукариотической клетки». Процесс игры сопровождается демонстрацией презентацией по данной теме, отражающей различные этапы её проведения. Для удобства учителей в приложении размещен раздаточный материал, необходимый в игре. Урок-игра по теме: «Путешествие по эукариотической клетки». Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение и функции эукариотической клетки».
разработка Урока игры.docx
Пояснительная записка. В образовательном процессе всё чаще используются нестандартные формы урока. Одной из таких форм является дидактическая игра. От обычной игры дидактическая игра отличается тем, что она более широко использует взаимосвязь воспитания и обучения учащегося. В процессе игры у учащихся задействованы следующие процессы мышление, внимание, воображение, интерес. Данная разработка может быть использована на обобщающем уроке биологии в 10-м классе при изучении темы: «Строение эукариотической клетки». Цель игры обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение эукариотической клетки». Процесс игры сопровождается демонстрацией презентацией по данной теме, отражающей различные этапы её проведения. Для удобства учителей в приложении размещен раздаточный материал, необходимый в игре. Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке» «Путешествие по эукариотической клетки». Урок-игра по теме: функции эукариотической клетки». Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Строение и Задачи: Образовательные: 1. Закрепить, систематизировать, обобщить знание учащихся о 2.Продолжить формирование у учащихся представления о том, что строении клетки. клетка является структурно – функциональной единицей всех живых организмов. Развивающие: 1. Продолжить развивать у учащихся навыки работы в группе. 2. Продолжить развивать у учащихся работы с различными источниками информации. Воспитательная: 1. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения, которые способствуют созданию ситуации успеха. Форма: дидактическая игра-путешествие. Оборудование: кубик, игровая карта (2 шт.) для учителя и команды, раздаточный материал, проектор, презентация «Путешествие по эукариотической клетке». необходимости можно сыграть с 2 -3 группами учеников, увеличив количество вопросов. Игра рассчитана на 1 группу из 10 учеников 10 класса. При Ход игры Изначально у каждого игрока 12 нуклеотидов, а у группы имеется мудрость (возможность пользоваться источником литературы) и деньги. I. Нуклеотиды можно купить в конце игры. 1 нуклеотид равен 10 АТФ. II. Мудрость определяется броском кубика, если выпали цифры 1 или 2, то группа получает одну мудрость, 3 или 4 – две мудрости, 5-6 – три мудрости. число умножается на 10. III. Деньги (АТФ) определяются броском кубика, при этом выпавшее I этап: Перед началом игры один человек из группы может купить «стакан воды», который предоставляет возможность один раз в течение игры уйти от ответа на задаваемый вопрос. Цена «стакана воды» цена 30 АТФ. Также группа может приобрести «палочку-выручалочку», дающую разовую возможность в получении подсказки от ведущего (учителя). Цена «палочки-выручалочки» 30 АТФ. Проникновение в растительную клетку. Вопрос: Какие клетки можно отнести к эукариотическим? (слайд 2). Учитель: Давайте, проследим основные этапы развития цитологии- науки о клетке. Сейчас мы с вами совершим путешествие по растительной клетке, в виде вирусной ДНК. Нужно пройти все испытания и попасть в ядро. При этом необходимо сохранить своё ДНК в целостности. Вспомним, как работает клетка, и кто ей в этом помогает? Используя биологические термины, составьте логический текст о Перед вами растительная клетка. Чтобы попасть внутрь клетки вам развитии цитологии (Приложение 2) (слайд 3). нужно ответить на вопрос: Задание Вопрос: Какое строение и какие функции имеет плазматическая Как можно проникнуть в клетку: с помощь фагоцитоза или с мембрана? (слайд 4,5) помощью мембранных белков? (слайд 6,7). С помощью мембранных белков С помощью фагоцитоза Белки требуют за транспортировку ответить на вопросы (Отвечает каждый член команды). При каждом поражении - потеря 1 нуклеотида Клетки растений не способны к фагоцитозу. Потеря всех командных АТФ. Можно обратиться за помощью к мембранным белкам или ответить самим на дополнительные блицвопросы. Блицвопросы мембранных белков (ответьте «да» или «нет»). 1. Клеточная стенка растений состоит их целлюлозы. 2. Осмос-это диффузия воды. 3. При активном транспорте затрачивается энергия. 4. Плазмалемма состоит из двух слоев липидов. 5. Функция клеточной стенки - транспорт веществ. 6. Плазмалемма обеспечивает связь клетки со средой обитания. 7. Диффузия это вид активного транспорта. 8. Пиноцитоз - это вид фагоцитоза. 9. Фагоцитоз- это вид эндоцитоза. 10. У животных нет клеточной стенки II этап. Внутреннее содержимое клетки. Гиалоплазма. Вы попали в жидкую часть цитоплазмы растительной клетки - цитоплазму. Любопытные ионы хлора попали в беду. Они просят у вас помощи. Если вы поможете им, они вам отдадут 30 молекул АТФ и укажут короткую дорогу к ядру. Задание второго этапа (Приложение 3) 1.Перечислите функции цитоплазмы (слайд 8). 2.Составьте два списка органоидов: А) органоиды, которые есть в растительной клетке. Б) органоиды, которых нет в растительной клетке. Органоиды, которые есть в растительной клетке. Органоиды, которых нет в растительной клетке. Если составили без ошибок: Если составили с ошибками: Указали дорогу к ядру - через вакуоль. Ионы хлора вам благодарны и вознаградила вас 30 молекулами АТФ. Ваши запасы АТФ уничтожены. Ионы хлора указали вам длинную дорогу. Чтобы попасть вакуоль вам нужно ответить на блицвопросы для «незнаек». Вы попали в вакуоль растительной клетки. Потерявшийся ион магния просит у вас помощи. Он ищет дорогу к одному из пластидов. Но он забыл название пластида и вещества, в которое ему нужно попасть. Помогите ему. Задание третьего этапа: 1.Перечислите группы пластидов (слайд 9). 2. С помощью пазлов (разрезанный рисунок хлоропласта) соберите тот органоид клетки, который ищет ион магния. Если составили без ошибок: Если составили с ошибками: Ион магния вас благодарит и дарит вам 20 молекул АТФ. Правильный ответ: хлоропласт, вещество хлорофилл. Остаетесь в вакуоли. Тест для «незнаек». (Приложение 4) Выберите правильный ответ: 1.К прокариотам относятся: А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные 2.Образование белка не происходит: А) в митохондриях Б) в ядре В) в пластидах Г) в рибосомах 3.Клеточная стенка грибов состоит: А) из муреина Б) из хитина В) из целлюлозы Г) из крахмала 4. Какие вещества не входят в состав клеточной оболочки? А) белки Б) липиды В) нуклеиновые кислоты Г) углеводы 5.Крупные частицы попадают в клетку путем: А) пиноцитоза В) фагоцитоза Б) осмоса Г) облегченной диффузии III этап. Вакуоль. Чтобы пройти этот этап мембрана вакуоли предлагает ответить на вопрос. Если ответите правильно, мембрана подарит 50 молекул АТФ, если нет – потеряете 50 АТФ. Все гормоны растений - вещества, имеющие очень маленькие размеры молекул. С какой особенностью строения оболочки растений это связано? Вопрос: Попали в хлоропласт. Пластиды клетки. IV этап. Хлоропласт. структурные компоненты хлоропласта (Приложение 5) (слайд 10). Вы в хлоропласте. Вам предлагается на рисунке подписать Если не справились правильно с заданием, потеряли 20 молекул АТФ. Но сложились непредвиденные обстоятельства, ваше растение съедено травоядным животным. Вы оказываетесь в пищеварительном пузырьке приближается органоид, наполненный пищеварительными ферментами. Вы попали в пищеварительный пузырек животной клетки. К вам Назовите его. Это лизосома. Она слилась с вашим пузырьком. Вам нужно срочно покинуть ее (Приложение 6). Если составили без ошибок: Если составили с ошибками: Попадаете в ЭПС. Получаете 30 молекул АТФ Ошибаетесь, теряете 30 молекул АТФ. V этап. ЭПС хочет помочь вам. Она предлагает вам заработать 60 АТФ. Чтобы Эндоплазматическая сеть. заработать, нужно выполнить задание (Приложение 7). Если составили без ошибок: Если составили с ошибками: Получаете 60 молекул АТФ Ошибаетесь, получаете на 10 АТФ меньше. 1.Проплываете через участок ЭПС, покрытый рибосомами. Как 2.Какое строение имеет ЭПС? Ответ: при правильном ответе получаете 10 АТФ. Вопросы от ЭПС: называется такой участок? (слайд 11). Аппарат Гольджи. По описанию назовите следующий органойд. Поступающие в просветы полостей и канальцев ЭПС продукты биосинтеза концентрируются и транспортируются в этот органойд клетки. Он имеет следующие размеры: 5-10мкм, состоит из 3-8 сложенных стопкой, уплощенных, слегка изогнутых, дискообразных полостей. В клетке выполняет следующие функции: и выведении их из клетки; - участвует в транспорте продуктов биосинтеза к поверхности клетки -в формировании лизосом. (слайд 12). Не определили аппарат Гольджи - потеряли 20 молекул АТФ. Аппарат Гольджи гарантирует вам безопасность. При этом требует от каждого 10 АТФ или ответ на вопрос. VI этап. Не ответили – теряет команда 10АТФ или, если нет АТФ, теряет 1 нуклеотид. Вопросы Аппарата Гольджи: 1. Назовите функции ЭПС. 2. Назовите функции рибосом. 3. Назовите функции хлоропластов. 4. Назовите функции лейкопластов. 5. Назовите функции хромопластов 6. Назовите функции клеточной стенки 7. Компонентами, каких клеток являются пластиды? Биологическая задача. Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Объясните данный факт. VII этап. Митохондрии. Определили Не определили: Вы плывете внутри транспортных пузырьков, отделившихся от комплекса Гольджи. Подплываете к двухмембранному органоиду. Что это за органоид? ( слайд 13). Получаете 10 молекул АТФ Ошибаетесь, теряете 20 АТФ. Митохондрия предлагает вам заработать АТФ. Она задаст вам несколько вопросов. Вопросы от митохондрии: 1. Ядро, митохондрии и пластиды - двухмембраные органоиды. Какая особенность строения объединяет митохондрии и пластиды, но отсутствует у ядра? 2. Почему митохондрии называют «силовыми станциями»? Биологическая задача. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени- 18,4%, в поджелудочной железе- 7,9%,в сердце-35,8%.Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках. VIII этап. Клеточный центр. Ядро. Вы добираетесь до цели. Можно купить недостающие нуклеотиды. Если нуклеотидов не хватает можно восполнить их запас. Задания от ядра 1.Какие структуры ядра вы знаете? (слайд 14) 2.Сравните клетки прокариот и эукариот (Приложение 8). Когда ДНК восстановлена, остается только действовать! Опишите схему размножения вируса в клетке. Подведение итогов. Выставление оценок. IX этап. Приложение 1 Название команды………………………….. Игровая карта Список команды Нуклеотиды Ум команды: Волшебная палочка: Человек-невидимка: АТФ команды: Приложение 2 Составьте логический текст с использованием следующих Микроскоп, А. Левенгук, срез пробки, Р.Гук, ядро, клетка от клетки, Приложение 3 биологических терминов: Р.Броун, ядро, Т.Шванн, структурная, функциональная. Органоиды, которые есть в растительной клетке. Органоиды, которых нет в растительной клетке. Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 «Строение клетки» Выберите правильный ответ: 1.К прокариотам относятся: А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные 2.Образование белка не происходит: А) в митохондриях Б) в ядре В) в пластидах Г) в рибосомах 3.Клеточная стенка грибов состоит: А) из муреина Б) из хитина В) из целлюлозы Г) из крахмала 4. Какие вещества не входят в состав клеточной оболочки? А) белки Б) липиды В) нуклеиновые кислоты Г) углеводы 5.Крупные частицы попадают в клетку путем: А) пиноцитоза В) фагоцитоза Б) осмоса Г) облегченной диффузии компонентов органоида. «Строение хлоропласта» В соответствии с указанными цифрами запишите названия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Соотнесите, какой фермент расщепляет данное вещество: 1.Белки А) Амилаза 2.Липиды Б) Нуклеаза 3.Крахмал В) Протеаза 4.ДНК Г) Липаза Органоиды Одномембранные Двухмембранные Немембранные Ядро ЭПС Митохондрии Комплекс Гольджи Жгутики Рибосомы Лизосомы Пластиды Реснички Клеточный центр Сравниваемые признаки Прокариоты Эукариоты Ядерная оболочка. ДНК Хромосомы Митоз Мейоз Митохондрии Способ поглощения пищи Пищеварительные вакуоли Жгутики Приложение 8

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019