Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Оценка 5

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
15.06.2017
Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Предлагаемый урок «Между Богом и теорией» посвящен главному герою романа – Родиону Романовичу Раскольникову. Это трагический герой в творчестве Достоевского. В его сознании постоянно присутствуют противостоящие друг другу, конфликтующие друг с другом ценностные системы, основание ценностей одной из которых полагается в Боге, а в другой – в возможности устроения человеческого общества без Бога, на основаниях, отысканных для этого человеческим разумом. В ходе урока обучающиеся, опираясь на текст романа, анализируя отдельные его эпизоды, выявляют наличие данных ценностных ориентаций в сознании главного героя. Они отслеживают их постоянное противоборство, конфликт. Для анализа выбраны эпизоды «Раскольников провожает домой Мармеладова» (ч. I гл.II), «Случай с пьяной девочкой» (ч. I гл. V), «Первый сон Раскольникова» (ч. I гл. V). Именно в этих главах ярко проявляется реакция Раскольникова на собственные благодеяния и четко прослеживается наличие в его сознании двойственности. Анализ выше названных эпизодов выполняется методом концептной карты, что позволяет более наглядно проследить мотивы поведения героя. Данный метод направлен на встраивание новых знаний, получаемых при анализе ... текста, в существующую концептосферу читателя. Основная цель концептного анализа – создание концептной карты, т.е. выделение базовых и вспомогательных концептов и определение связей между ними. В ходе учебного занятия обучающиеся должны определить изменения, произошедшие в сознании Раскольникова, их причины и последствия, а также выявить ту ценностную ориентацию, которая явилась приоритетной для персонажа. Особое место на уроке отводится просмотру эпизода «Раскольников впервые в гостях у Сони Мармеладовой» (ч.IV гл. IV) в разных экранизациях – фильм 1969 г. и постановка 2007 г. Данный эпизод является значимым в романе, с него начинается зарождение желания Раскольникова вновь обратиться к Богу, к любви, людям, так сказать, желания подобно евангельскому Лазарю «воскреснуть».
Между Богом и теорией docx.docx
Областное бюджетное профессиональное «Курский электромеханический техникум» образовательное учреждение (ОБПОУ «КЭМТ») МЕЖДУ БОГОМ И ТЕОРИЕЙ Методическая разработка открытого урока по учебному предмету ООПу.01 Литература Разработчик: Савчук Ирина Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории ОБПОУ «КЭМТ» 1 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 11 ноября исполнилось 195 лет со дня рождения величайшего русского писателя классика мировой литературы Федора Михайловича Достоевского. Ф.М. Достоевский - явление всемирной литературы, он открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. В каждом из своих великий произведений он ставит и стремится разрешить важнейшие для человечества проблемы. Но разрешить не теоретически, не путем рассуждений, а через поступки, жизнь и судьбу персонажей. Поэтому героями своих произведений он делает тех, для кого необходимость мыслить важнее спокойствия и счастья. Роман «Преступление и наказание» по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов Ф.М. Достоевского. Он – как бы своеобразный эпицентр его творчества, в нем заложены зерна всех тех идей, что будут подробнее разрабатываться в других его произведениях. Предлагаемый урок «Между Богом и теорией» посвящен главному герою романа – Родиону Романовичу Раскольникову. Это трагический герой в творчестве Достоевского. В его сознании постоянно присутствуют противостоящие друг другу, конфликтующие друг с другом ценностные системы, основание ценностей одной из которых полагается в Боге, а в другой – в возможности устроения человеческого общества без Бога, на основаниях, отысканных для этого человеческим разумом. В ходе урока студенты, опираясь на текст романа, анализируя отдельные его эпизоды, выявляют наличие данных ценностных ориентаций в сознании главного героя. Они отслеживают их постоянное противоборство, конфликт. Для анализа выбраны эпизоды «Раскольников провожает домой Мармеладова» (ч. I гл.II), «Случай с пьяной девочкой» (ч. I гл. V), «Первый сон Раскольникова» (ч. I гл. V). Именно в этих главах ярко проявляется реакция Раскольникова на 2 собственные благодеяния и четко прослеживается наличие в его сознании двойственности. Анализ выше названных эпизодов выполняется методом концептной карты, что позволяет более наглядно проследить мотивы поведения героя. Данный метод направлен на встраивание новых знаний, получаемых при анализе ... текста, в существующую концептосферу читателя. Основная цель концептного анализа – создание концептной карты, т.е. выделение базовых и вспомогательных концептов и определение связей между ними. В ходе учебного занятия обучающиеся должны определить их изменения, произошедшие в сознании Раскольникова, причины и последствия, а также выявить ту ценностную ориентацию, которая явилась приоритетной для персонажа. Особое место на уроке отводится просмотру эпизода «Раскольников впервые в гостях у Сони Мармеладовой» (ч.IV гл. IV) в разных экранизациях – фильм 1969 г. и постановка 2007 г. Данный эпизод является значимым в романе, с него начинается зарождение желания Раскольникова вновь обратиться к Богу, к любви, людям, так сказать, желания подобно евангельскому Лазарю «воскреснуть». Помимо технологии создания концептной карты на уроке используются элементы здоровьесберегающей технологии и элемент поисково-исследовательской технологии. Методическая разработка учебного занятия (урока) выполнена в соответствии со следующими локальными нормативно-правовыми и методическими документами: – «Требованиями к современному уроку в контексте реализации ФГОС СПО, компетентностного и системно- деятельностного подходов к образовательной деятельности в ОБПОУ «КЭМТ»; – «Методическими рекомендациями по составлению методических разработок педагогическими работниками ОБПОУ «КЭМТ». 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Учебный предмет: ООПу.01 Литература Тема учебного занятия: Между Богом и теорией Тип урока: урок «открытия» нового знания Вид урока: урок-практикум Место проведения учебный кабинет русского языка и литературы Средства обучения:  технические: мультимедийный проектор и экран, персональный компьютер;  информационно-коммуникационные: компьютерная мультиме-дийная презентация к уроку; текстовый процессор MS Word; видеофрагмент художественного фильма «Преступление и наказание» реж. Л. Кулиджанова , 1969 г.; видеофрагмент художественного фильма «Преступление и наказание» реж. Д. Светозарова, 2007 г.;  дидактический материал: текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Цели урока: деятельностная: развитие у обучающихся умения осуществлять концептный анализ текста путем составления концептной карты анализируемого эпизода, умения выделять в тексте опорные понятия, преобразовывая их в концепты, сопоставлять их; развитие у обучающихся умения проводить анализ эпизода литературного текста, определять его значимость в произведении, а также выявлять его роль в раскрытии авторского замысла; содержательная: определение в сознании главного героя романа сосуществования двух противостоящих друг другу, конфликтующих друг с другом ценностных систем, одна из которых основана на социуме, а другая – на вере в Бога; отслеживание взаимодействия и борьбы двух мироощущений, выявление первенства одной ценностной ориентации над другой; углубление представлений обучающихся о концептном анализе текста художественного произведения; воспитательная: нравственности, общечеловеческих моральных ценностей, чувства гордости за воспитание 4 методическая: великую литературу своего народа, развитие культуры речи обучающихся; применение элементов технологии концептного изучения художественного текста, элементов технологии проблемного обучения и элементов исследовательской деятельности для развития умений обучающихся при проведении анализа эпизода художественного произведения. Задачи урока: учебно-практические:  развивать умения и навыки построения концептной карты  эпизода прозаического текста художественного произведения; закреплять умения и навыки выделения в тексте основных понятий и определения между ними взаимосвязей;  формировать у обучающихся умение анализировать и структурировать информацию, полученную в результате прочтения и анализа текста художественного произведения;  развивать стремление приобщаться к мировоззрению автора текста через анализ и интерпретацию имеющейся в тексте информации;  обогащать словарный запас, развивать культуру речи высказывание; учебно-познавательные:  развивать познавательную активность обучающихся;  развивать способность самостоятельной к информационно-познавательной деятельности; воспитательные:  формировать бережное отношение к художественному слову, а также чувство гордости за литературное наследие родной страны;  содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения. 5 обучающихся; деятельности;  совершенствовать умения и навыки исследовательской  развивать логическое мышление обучающихся, совершенствовать их умения ясно и логично излагать свою точку зрения;  развивать умение грамотно строить речевое элементы концептного Образовательные технологии: технологии  прозаического текста;    информационно-коммуникационные технологии;  Организационные здоровьесберегающие технологии. формы элементы технологии проблемного обучения; элементы технологии исследовательской деятельности; образовательной анализа деятельности: фронтальная. Методы обучения и контроля:  вербальные: беседа;  наглядные: компьютерная мультимедийная презентация; видеофрагменты художественных фильмов;  практические: метод сопоставления и сравнения, метод анализа и структурирования, поисковый метод; метод концептной карты,  методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль. Планируемые результаты: а) предметные:  сформированность представления о наличии двойственности в сознании главного героя романа;  владение умением учитывать историко-культурный контекст в процессе анализа художественного произведения;  сформированность представления о построении концептной карты эпизода прозаического произведения;  сформированность представления о понятиях «концепт», «концептосфера»; б) метапредметные:  регулятивные:  умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы; умение рационально распределять рабочее время;   умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;  владение навыками познавательной рефлексии;  познавательные:  умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации; 6 выделять  умение сопоставлять и анализировать, основное и вспомогательное в работе с информацией;  умение структурировать полученную информацию;  умение анализировать и обобщать информацию;  коммуникативные:  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; в) личностные:  гордость за литературное наследие своего народа, оказавшее огромное влияние на всю мировую литературу;  готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;  осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала. Нормативный документ Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012. Образовательные ресурсы: 1. Александрович Н.В. Концептосфера художественного произведения и средства ее объективации в переводе. На материале романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и его переводов на русский язык [Электронный ресурс]URL: http://lib.rin.ru/book/konceptosfera-hudozhestvennogo-proizvedenija- i sredstva-ee-obektivacii-v-perevode-na-materiale-romana-f-s- ficdzheralda-velikij-getsbi-i-ego-perevodov-narusskijjazyk_ nataljavladimirovnaaleksandrovich/text/ 2. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум/ Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин.– М.: ФЛИНТА: Наука, 2004. 7 3. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 9 т. Т.3: Преступление и наказание/Ф.М. Достоевский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 716, [4] с. 4. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века/Ю.Ф. Карякин. М., 1989 5. Касаткина Т. Между Богом и…теорией. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 9 т. Т.3: Преступление и наказание/Ф.М. Достоевский. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 716, [4] с. Печальный взгляд на жизнь. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман вшести частях с эпилогом/Вступ. Ст. А. Кирпичникова; Коммент. Г. Когана и Г. Фридлендера. – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 512 с.- (Бриллиантовая коллекция). 6. Кирпичников. 7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона А. Раскольникова / В.Я. Кирпотин. – М., 1986. 8. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие для бакалавров. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. Основные термины и понятия: концепт, концептный анализ, ценностная ориентация, система ценностей. 8 Организационная структура учебного занятия Наименования этапов учебного занятия/ регламент (в минутах) 1. Этап мотивации (самоопределен ия) к учебной деятельности (1 мин.) Ключевые учебно- е, учебно- задачи, познавательны практические решаемые на данном этапе Создание деловой атмосферы, пози-тивного настроя на активную работу мысли и познавательную деятельность, пробуждение интереса к уроку Виды деятельност и студента Виды деятельности преподавател я Настраивают ся на продуктивну ю деятельность , проявляют интерес к даль- нейшему раз- говору на уроке Приветствует обучающихся, настраивает их на продуктивную деятельность. Мотивирует про-явление интереса к дальнейшему содержанию урока 9 Средства контроля достижения планируемых результатов/форм ы организации совзаимодействия (интерактивного на данном этапе общения) Введение информации (пролог), настраивающей на разговор об одном из самых известных и значимых романов предыдущего столетия «Преступлении и наказании» ) Формируемые УУД Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятель-ности; готовность к саморазвитию. Регулятивные: умение быстро включаться в деловой ритм, настраи-ваться на взаимо-действие с группой и преподавателем. Познавательные: умение воспринимать и осмысливать информацию 2. Этап актуали-зации опорных знаний. Целеполагание (6 мин.) Активация мышления обучающихся, актуализация уже имеющихся знаний по работе с содержанием романа, подведение к формулировани ю темы и целей занятия; Определение темы  урока,  целеполагание Участвуют в опросе, определяют По описанию героя или его характеристи ке, данной автором романа, имя и фамилию персонажа; участвуют в определении темы и целей урока Коммуникативные: умение слушать, вос-принимать информацию, готовность к активному взаимодействию Личностные: стремление совершенствовать ранее приобретенные знания, развитие способности осознавать себя как личность и в тоже время как часть единого коллектива. Регулятивные: умение ставить цель и прогнозировать результат. Познавательные: умение быстро сопоставлять основные понятия изученной темы. Коммуникативные: умение высказывать свою Активный диалог, побуждающий к осмыслению ранее приобретенных знаний и подводящий к теме урока и целеполаганию Организует опрос, предлагая для определения яркие описания и характеристик и главных персонажей романа с целью актуализации опорных знаний, взаимодейству ет с группой во фронтальном режиме; инициирует определение темы урока и целеполагание 10 Беседа, активный подводящий диалог, наблюдение, консуль-тирование Направляет и консультирует обучающихся в случае возник- новения затруд-нений при выпол- нении построения концептной карты 3. Работа над новой темой («открытие» нового знания) (18 мин.) Применение и совершенствова ние навыков построения концептной карты эпизодов прозаического текста с целью более наглядного выявления в сознании героя двух ценностных ориентиров ; закрепление навыков выделения в тексте основных понятий, трансформируя их во вспомогательны е концепты концептной карты эпизодов Выполняя анализ эпизодов текста, занимаются по-строением кон-цептной карты. Определяют базовый и вспо- могательные концепты в тексте. Структуриру ют их в зависимости от последовател ьно-сти проявления анализируем ых в тексте поступков. Выполняют исследовател 11 точку зрения, строить речевое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка Личностные: Формирование ценностно- смысловой и нравственно-эсте- тической ориентации обучающихся. Познавательные: умение работать в коллективе над решением общей познавательной задачи, умений и навыков анализа, сравнения, обобщения, выделения главной и вспомогательной информации, умений сопоставлять, сравнивать, строить логическую цепочку рассуждений, ьскую работу по определению символики зеленого цвета в романе. текста; развитие навыка исследовательс ко-поисковой работы; развитие умения анализировать, делать выводы; поставленной задачи 12 интерпретировать полученную инфор- мацию; умения использовать средства ИКТ; умения строить речевое высказывание. Регулятивные: умение планировать, прогно-зировать, выбирать пути достижения поставленной цели. Коммуникативные: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить монологические выска-зывания (создавать собственные тексты), использовать адекват-ные языковые средства Просмотр, обобщающий диалог 4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний 14 мин.) Организует самостоятельну ю деятельность студентов, направленную на достижение конечного результата – определение конечной, приоритетной системы миропорядка в сознании героя романа. Просматрива ют фрагменты художествен ных фильмов - разные экранизации романа, пытаются определить и осознать важность роли данного эпизода в произведени и и раскрытии авторского замысла для создания образа Раскольников а. Развитие способ-ности к самосто- ятельной инфор- мационно- познава-тельной деятель-ности, создание условий для применения полученных в результате концептного анализа текста знаний при самостоятельно м анализе дальнейших поступков главного героя; определение первенства одной ценностной системы над другой. Личностные: Соотнесение авторского и режиссерского замыслов с собственным восприятием текста художественного произведения и его экранизациями. Формирование нравственно-эсте- тической ориентации обучающихся. Познавательные: способность к самостоятельному осмыслению разных видов искусства, способность понимать ценностнный смысл нового знания и оценивать возможности его применения. Регулятивные: оценка имеющихся знаний и их коррекция; саморегуляция как 13 способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строить диалог с препода- вателем и студентами Личностные: Формирование системы ценностных понятий обучающихся Познавательные: умения обобщать и систематизировать приобретенную на уроке информацию; умение анализировать свою деятельность на уроке. Регулятивные: оценка собственных достижений. 5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (4 мин) Беседа, самооценка Развитие у обуча-ющихся навыков познавательной рефлексии как осознания совер-шаемых ими действий и мыслительных процессов, резуль-татов деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.- Обучающиеся , познакомивш ись с двумя совершенно полярными по отношению друг к другу высказывани ями, выбирают одно из них, основываясь при этом, подобно главному герою романа, на собственных ценностных Организует и стимулирует мыслительную деятельность, обусловленную расстановкой и осмыслением жизненных и ценностных приоритетов. Стимулирует рефлексивную деятельность обучающихся и оценку ими своей работы. Подводит итоги проделанной работы. Оценивает работу 14 приоритетах обучающихся 6. Инструктирова- ние о выполнении домашнего задания (2 мин.) Ознакомление с домашним заданием, детализация информации по его выполнению Воспринимаю т и осмысливают домашнее задание, задают вопросы (при необходимос ти) сообщение, инструктирование Инструктирует обучающихся по выполнению домашнего задания 15 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: осознание практической и личностной значимости домашнего задания. Познавательные: самостоятельное решение заданной проблемы. Регулятивные: планирование, саморегуляция. Коммуникативные: умение формировать и формулировать свою точку зрения. Строить речевое высказывание в соответствии с граммати-ческими и синтаксичес-кими нормами языка. 16 СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Преподаватель. Добрый день! В эти дни наша страна и весь мир отмечают 195-летие со Дня рождения величайшего русского писателя, автора известнейших романов Федора Михайловича Достоевского. В каждом из своих произведений Достоевский ставит и стремится разрешить важнейшие для человечества проблемы. Но разрешить не теоретически, не рассуждениями, а через поступки, жизнь и судьбу персонажей. Поэтому героями своих произведений он делает тех, для кого необходимость «мысль разрешить» важнее спокойствия и счастья. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об одном из самых известных романов Ф.М. Достоевского и, пожалуй, самых крупных и характерных произведений всей русской литературы «Преступлении и наказании». Вам необходимо по описанию героя, 2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание Преподаватель. Но для начала вспомним некоторых его персонажей, с которыми мы уже познакомились на предыдущих занятиях. его характеристике, данной автором романа, узнать, о ком идет речь. Назвать имя и фамилию персонажа романа. В подтверждении правильности вашего ответа на экране будут появляться изображения персонажей, выполненные художником XIX века Петром Михайловичем Боклевским. Итак, начнем! На экране поочередно появляются слайды презентации, на которых размещены описания героев романа (Семена Мармеладова, Дуни Раскольниковой, Сони Мармеладовой, процентщицы, Родиона Раскольникова). Преподаватель зачитывает описания и характеристики, после верного ответа обучающихся на слайде рядом с описанием появляется иллюстрация к роману, выполненная художником П.М. Боклевским. Описание 1. 17 «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки». (Семен Мармеладов) Описание 2 «Она была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Ее даже можно было назвать красавицей». (Дуня Раскольникова) Описание 3. «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по- уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». (Соня Мармеладова) Описание 4. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». (Процентщица) Описание 5. «... быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и несообщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и 18 знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее». (Родион Раскольников) Преподаватель. Главный герой романа - Родион Романович Раскольников. Мне бы хотелось сегодня на уроке поговорить именно о нем. Мы с вами отмечали на предыдущих занятиях, что в имена либо фамилии своих персонажей Достоевский вкладывал особый символический смысл. Что скрывается за фамилией Раскольников? Обучающиеся. Раскол, разлад, отсутствие цельности. Преподаватель. Я с вами согласна. Действительно, в сознании героя постоянно присутствуют две противостоящие друг другу, конфликтующие друг с другом ценностные системы. Одна из них, как мы сегодня убедимся, основана на вере в Бога, другая – на вере в возможность преобразования человеческого общества без Бога, т.е. на разуме. О Раскольникове и о двоемирии в его сознании я предлагаю сегодня поговорить. Как мы обозначим тему сегодняшнего урока? Предполагаемые ответы обучающихся:  Раскол в сознании Раскольникова.  Двойственность Родиона Раскольникова.  Конфликт двух ценностных систем Родиона Раскольникова. Преподаватель. Вы правильно определили тему занятия. Поскольку каждая из ценностных ориентаций в сознании главного героя имеет свои основания, Раскольников мечется между ними, его сознание попеременно признает и отвергает каждую из них, предлагаю обозначить тему занятия «Между Богом и теорией». Тема урока отображается на слайде в электронной презентации. Преподаватель. Чем же мы, исходя из обозначенной темы, должны заниматься на уроке? Каковы наши цели? Обучающиеся. Обратившись к тексту романа, выявить в сознании героя две конфликтующие ценностные системы. Проанализировав поступки Раскольникова, определить истоки и характер конфликта между ними. Проследить, обратившись к тексту «Преступления и наказания», какая же из мироориентаций получит первенство. 19 Преподаватель. Совершенно верно. А теперь сравним цели, озвученные вами, с целями, которые обозначила для себя я, готовясь к данному уроку. Цели урока отображаются на экране презентации. 3. Работа над новой темой («открытие» нового знания) Преподаватель. Мы знаем, что герой романа «Преступление и наказание» - человек с идеей. Раскольников выдвинул теорию о мироустройстве. Кто напомнит нам смысл данной теории? Обучающиеся. Следуя теории Родиона Раскольникова, все люди в мире поделены на две категории. К первой относятся люди необыкновенные, наполеоны, правоимеющие. Их единицы. Именно они управляют миром. Им дозволено все, даже «кровь по совести», если это во имя правого дела. Их не будут мучить угрызения совести, для них это не преступление. Другая категория – твари дрожащие, люди обыкновенные. Их большинство. Они являются кирпичиками, материалом, которым пользуются для благоустройства мира правоимеющие. За малейшее преступление их ждет расплата. Преподаватель. Совершенно верно. В сознании героя зародилась страшная идея. Он решил, что вывел закон, объясняющий все развитие человечества. По теории человек сам является устроителем жизни и человеческих судеб.  Чем руководствуется человек, признающий законы теории? (разумом, логикой, умозаключениями)  Есть ли место здесь чувствам, эмоциям, вере в Бога? (нет)  Всегда ли Раскольников был таким? Откуда мы можем судить о его прошлом? (первый сон Раскольникова, ч. I, гл. V) Преподаватель предлагает обратиться к тексту романа. Вопросы, направленные на анализ и осмысление значения эпизода.  С кем гуляет маленький Раскольников? (с отцом)  Куда ходит он с ним два раза в год? (в церковь, расположенную за городом)  Как относился к этому Раскольников ребенок? (любил посещение церкви)  Свидетелем какого страшного происшествия, глубоко взволновавшего его, явился Раскольников? (избиения лошадки) 20  К кому обращается за помощью герой? (к отцу) Обучающиеся зачитывают цитаты из текста ч. I, гл. V.  Почему именно к нему? Кем является для него отец? Олицетворением каких сил служит отец в данном эпизоде? (Отец для Родиона всемогущ, он все может. Отец является олицетворением божественных сил, он приравнивается для Раскольникова к Богу)  Как ведет себя при этом отец героя? Помогает ли он ему? Защищает ли лошадку? (нет, он ничего не делает для прекращения издевательств над лошадью, просто пытается увести сына) Преподаватель. Это момент, когда Раскольников теряет веру в могущество отца. Это момент, когда Раскольников теряет веру в Бога. Отец – Бог умер. Раскольников решается сам заняться устройством мира. Он не хочет больше слушать чувства, подчиняться эмоциям, порывам, интуиции. Им владеет разум и логика, холодный расчет. Между тем в мышлении и поведении героя в высшей степени присутствует и то и другое. В этом смысле интересна его реакция на собственные благодеяния. Обратимся к анализу двух эпизодов романа: Раскольников провожает домой Мармеладова и эпизод с пьяной девочкой. Предлагаю совершить анализ эпизодов известным нам методом – методом концептных карт, т.е. составить их концептную карту. С её помощью мы более наглядно проследим присутствие в сознании героя двух противостоящих друг другу ценностных систем и, возможно, выскажем предположение, какая же из них победит в последующем? Вспомним, что мы называем концептом? Обучающиеся (предполагаемые ответы).  Это основные понятия в нашем сознании, сгустки сознания.  Концепты – это наши ментальные образования, сформировавшиеся под воздействием наших культурных ценностей, жизненных ориентиров. Преподаватель. Назовем нашу карту Концептная карта ценностной системы Родиона Раскольникова. Поскольку мы будем говорить о сознании героя, то главным концептом обозначим Сознание Раскольникова. 21 Далее, анализируя поведение Раскольникова, обучающиеся определяют базовые и вспомогательные концепты, рисуют концептную схему. Преподаватель. Итак, обратимся к первому эпизоду (ч. I, гл. II). Раскольников провожает Мармеладова домой. Он видит там нищету, голод, отчаяние. Какой поступок совершает он, уходя от них? (оставляет на окошке деньги) Зачитайте эти строки: «Уходя, Раскольников успел просунуть руку в карман, загреб сколько пришлось медных денег, доставшихся ему с разменянного в распивочной рубля, и неприметно положил на окошко». Обучающиеся в колонке Первый эмоциональный отклик записывают концепты Оставляет деньги, Хочет помочь. Как дальше меняется поведение героя? Зачитайте. «Потом уже на лестнице он одумался и хотел было воротиться. «Ну что это за вздор я сделал, - подумал он, - тут у них Соня есть, а мне самому надо». Но рассудив, что взять уже не возможно и что все-таки он и без того бы не взял, он махнул рукой и пошел на свою квартиру…» Обучающиеся в колонке Последующая реакция записывают концепты Одумался, Хотел воротиться забрать деньги, Язвительно усмехнулся. Анализ эпизода Случай с пьяной девочкой (ч. I, гл. IV). Преподаватель. Напомните данный эпизод. Какие чувства первоначально испытывает Раскольников к пьяной девочке? (сострадание, желание защитить, помочь, уберечь) Что он предпринимает для спасения девочки? (обращается к городовому с просьбой помочь попавшей в беду) Какое личное участие принимает Родион в данной ситуации? (дает деньги городовому, чтобы тот нанял извозчика и доставил пьяную домой) Подтвердите словами из текста: «-Послушайте, - сказал Раскольников, - вот (он пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек; нашлись), вот, возьмите извозчика и велите ему доставить по адресу. Только бы адрес- то нам узнать!» Обучающиеся в колонке Первый эмоциональный отклик записывают концепты Испытывает желание помочь, Защищает, Дает деньги. 22 Какова же последующая реакция Раскольникова на свои благодеяния? (он хочет отменить свою просьбу) «В эту минуту как будто что-то ужалило Раскольникова; в один миг его как будто перевернуло. - Послушайте, эй! – закричал он вслед усачу. Тот оборотился. - Оставьте! Чего вам? Бросьте! Пусть его позабавится (он указал на франта). Вам-то чего?.. Обучающиеся в колонке Последующая реакция записывают концепты Отказывается помогать, Ожесточается. В результате построения концептной карты на листах обучающихся появляется следующая схема (рис. 1): Рис. 1. Слайд с изображением «Концептной карты ценностной системы Родиона Раскольникова» Вывод: Сознание главного героя раздвоено. В нем одновременно живут две конфликтующие ценностные системы. Они находятся в постоянной борьбе. Раскольников раздираем между жаждой следовать общечеловеческим законам, основанным на сострадании, любви, Боге, и законам устранения жизни без Бога. Но главенствует в его мозгу все-таки система, основанная на христианских ценностях, так как именно она 23 первой в нем проявляется, её появление неосознанно, а значит более прочно, чем разработанная им теория. Да и помогать пытается он деньгами, полученными от заклада отцовой вещи (т.е. божьими средствами). Бог следует за Раскольников повсюду, только последний не хочет его сначала замечать, гонит от себя. На предыдущих уроках мы говорили о символике цвета в романе, определяли значение желтого цвета, который часто встречается на страницах произведения. Что же он символизирует? Обучающиеся. В романе это цвет греха, преступления, тоски, болезненности, нездоровой, удушающей атмосферы. Преподаватель. В романе присутствует еще один цвет, также несущий с собой определенную смысловую нагрузку. Это зеленый цвет. Нам необходимо найти в тексте романа все эпизоды, где упоминается зеленый цвет, и в зависимости от контекста определить его символическое значение. Для быстроты поиска предлагаю воспользоваться программой MS Word. Мне необходим помощник. Один обучающийся работает за компьютером, воспользовавшись функцией программы Найти, находит в тексте романа предложения со словом зеленый. Результаты его работы отображаются на экране. Обучающиеся анализируют результаты поиска: 1)Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают… 2)Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. 3)Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь. «Прими, батюшка, ради Христа». 4)А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. 24 5)Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный». 6)На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Вывод: зеленый цвет - божий цвет, символ милосердия, христианства, божией помощи. 4. Включение нового знания в систему имеющихся знаний Преподаватель. Кто же в конечном счете помогает Раскольникову обратиться к Богу? (Соня Мармеладова). Обратимся к главе, когда Раскольников приходит первый раз к Соне (ч. IV, гл. IV). На чем основана философия жизни Сони (на вере в Бога). Подтвердите это примерами из текста. Обучающиеся зачитывают строки из текста: «- Ох, нет!.. Бог этого не допустит! – вырвалось наконец из стесненной груди у Сони… - Нет! Нет! Не может быть, нет! – как отчаянная громко вскрикнула Соня, как будто её вдруг ножом ранили. – Бог, Бог такого ужаса не допустит!.. Нет, нет! Её Бог защитит, Бог!.. – повторяла она, не помня себя. - Что ж бы я без Бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку». Преподаватель. Почему герои в данной главе воспринимают друг друга как помешанных, полоумных, сумасшедших? Обучающиеся. Каждый из них живет в своей реальности: Соня - в мире, где все определяет Бог, Раскольников – в бытие без Бога. Преподаватель. Одним из основополагающих эпизодов главы является чтение евангельской притчи о воскресении Лазаря. В чем символический смысл этой сцены? Обучающиеся. Раскольников видит возможность воскресения, т.е. возвращения в жизнь с Богом. Преподаватель. Многие режиссеры мира пытались экранизировать этот роман. Первая его экранизация появилась в 1909 году в России, затем фильм снимали во Франции, Америке, опять во Франции (роль Сони исполняла Марина Влади). В России на сегодняшний день существуют две экранизации романа «Преступление и наказание». Первая была 25 выпущена на экраны в 1969 году режиссером Львом Кулиджановым. В 2007 году вышел в свет многосерийный художественный фильм «Преступление и наказание», отснятый режиссером Дмитрием Светозаровым. Предлагаю просмотреть один и тот же эпизод романа в разных постановках. Раскольников впервые в гостях у Сони (это та же глава, о которой мы только что говорили). Определите для себя, какая постановка вам ближе или, может быть, точнее передает авторский замысел. Возможно, где-нибудь подбор актеров или их игра покажется вам более убедительной. В чем разница между экранизациями? Обучающиеся смотрят видеофрагменты художественных фильмов, изображающих сцену «Раскольников у Сони Мармеладовой». Преподаватель. Итак, поделитесь своими впечатлениями. Обучающиеся высказывают разные точки зрения. Кто- нибудь из них замечает, что в советской постановке отсутствует эпизод с просьбой Раскольникова к Соне о прочтении притчи о Лазаре и задается вопросом: почему? Преподаватель. Да, так и есть. В экранизации 1969 года нет обращения к притче о Лазаре. Может быть, подумаем вместе и объясним причину этого. Вспомните, как кинематограф связан с жизнью? Обучающиеся приходят к выводу о том, что любое искусство, а кинематограф особенно, является ярким отражением сопутствующей действительности. Кино отражало заказ партии, государства. В советское – атеистическое - время говорить о христианских ценностях было не очень принято. Это понятие заменяли понятием общечеловеческих ценностей. Раскольников был в то время просто бунтарь, тогда как в постановке 2007 года авторские приоритеты расставлены более точно. Эпизод с чтением Евангелия является основополагающим для всего романа. С чтением притчи о воскрешении Лазаря начинается медленный путь к воскрешению души Раскольникова. Преподаватель. Раскольников признается в совершенном им преступлении. Какое наказание вынес ему суд? (восемь лет каторжных работ второго разряда). Происходит ли в романе полное воскрешение 26 Раскольникова? (нет) Почему вы так считаете? Проиллюстрируйте свой ответ описанием поведения Раскольникова на каторге, подтвердите примерами из Эпилога Обучающиеся зачитывают: «Но он тысячу раз и прежде готов был отдать своё существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он и счел себя тогда человеком, которому более разрешено, чем другому. …Но он не раскаивался в своем преступлении». Раскольников пока видит только свое личное поражение. Его теория указала на его собственное место в делении людей на разряды – он «тварь дрожащая». «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною». Преподаватель. Как к Раскольникову относились каторжане? Почему? Каково их отношение к Соне? Чем оно вызвано? Обучающиеся. Раскольникова не любят на каторге, даже ненавидят. Он горд, надменен. Его называют безбожником: - Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо. Соню же, напротив, все любили. Преподаватель. Как Раскольников относился на каторге к Соне? Когда переменились его чувства к ней? Обучающиеся. Почему мы не можем говорить о полном «воскрешении» Родиона Раскольникова? Почему смеем надеется на его перерождение? Под подушкой Раскольникова лежит Евангелие, которое но взял машинально у Сони. Но он его так и не открывал. Но сам факт наличия этой священной книги позволяет нам возыметь надежду на то, что главный герой романа откроет свое сердце навстречу любви, добру, милосердию, терпению, Богу, тому, что было заложено в нем с детства и что он так опрометчиво утратил. 5. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия Преподаватель. Анализируя концептную карту, мы говорили, что действия, совершенные Раскольниковым при последующей реакции, сопровождаются логикой, рассудком (задумался, подумал, одумался). Чувства борются с разумом. 27 чувствами: Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем- нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; …он только чувствовал. Какие изменения во внутреннем мире произошли теперь с героем? Обучающиеся. Раскольников все больше стал жить Преподаватель. Да, в эпилоге происходит перевес Раскольникова в сторону живой жизни, а не теории. В эпилоге герой поймет, что только бесконечная любовь способна искупить все преступления человека. Здесь наконец чувство получит первенство над сознанием. Обращение Раскольникова к Богу произойдет именно через другого человека. И мы надеемся, что Родион Романович Раскольников еще раскроет Сонино Евангелие и не раз подумает над ним. Но это, как пишет сам Достоевский, могло бы составить тему нового рассказа. Вот и подошел к концу наш урок. Мне очень хотелось бы надеяться на то, что он заставил вас задуматься. Задуматься о человеческих ценностях, о жизненных приоритетах, о законе нашей жизни. У каждого из вас сложилось своё мнение относительно данных понятий. Что важнее: жить разумом, расчетом или сердцем, чувствами, слушая голос Бога? Обратите внимание на экран. Вашему вниманию представлены два высказывания Ф.М. Достоевского (рис. 2). Первое он вкладывает в уста своего героя, второе является умозаключением самого автора романа. 28 Рис. 2. Слайд с изображением высказываний Внимательно вчитайтесь в эти слова. Выйдя сегодня с урока, каждый унесет в своем сердце те слова, которые ему ближе, даже не ближе, а единственные, которые могут составить его жизненное кредо, его формулу жизни. Преподаватель оценивает работу студентов на уроке, 6. Инструктирование о выполнении домашнего выставляет отметки. задания Преподаватель. На следующем уроке мы продолжим разговор о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Продолжая тему двойничества, мы поговорим о так называемых двойниках Родиона Раскольникова. Традиционно главными двойниками Раскольникова считают Мармеладова, Лужина и Свидригайлова. У них есть некие точки пересечения. Подумайте, за что каждый из них попал в двойники? (Каждый ряд получает задание поработать над образом определенного героя) 29

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Методическая разработка урока литературы на тему "Между Богом и теорией" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2017