Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")
Оценка 4.7

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
10 кл
07.06.2017
Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")
В исследовательской работе подробно анализируются рассказ А.И.Солженицына "Матренин двор" и повесть В.Г.Распутина "Прощание с Матерой" с целью сравнения двух главных героинь указанных произведений. Анализ помогает выявить особенности образов двух праведниц. Материал будет полезен для использования на уроках литературы в 11 классе, при подготовке к итоговому сочинению, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Исследовательская работа по литературе Две праведницы.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им.А.В.Каляпина с.Пригородное Сердобский район Пензенская область Исследовательская работа по литературе Две праведницы (По рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»)                                                                     Выполнила: Червякова Юлия                                                                                              ученица 10 класса                                                                                               МОУ СОШ имени                                                                                       А.В.Каляпина                                                                                        с.Пригородное                                                  Научный руководитель:  учитель русского                                                                                                 языка и литературы                                                                               Тоичкина                                                                                                Лариса Викторовна Сердобский район 1 2017г. Содержание Введение …………………………………………………………….3­4 Глава I……………………………………………………………….4­5  §1 Перекличка двух произведений……………………………...4 §2.Значение понятия «праведник»………………………………4­5 Глава II……………………………………………………………...5­11 §1 Главные качества Матрены Васильевны………………….5­8 §2 Главные качества Дарьи – героини В. Распутина………..8­11 Глава III……………………………………………………………12­14 §1 Матрена и Дарья………………………………………………12­14 Заключение………………………………………………………...12­15 Глоссарий…………………………………………………………..15 Литература…………………………………………………………16 Примечания………………………………………………………..16 2 Введение Праведник – это не звание,  это смысл жизни человека. Е. Есечко.             Прочитав рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор» и познакомившись с научно­ исследовательской   работой   выпускницы   нашей   школы   «Рассказ   «Матрёнин   двор»   в религиозном   прочтении»,   я   заинтересовалась   смыслом   пословицы,   которую   автор использует в своем произведении применимо к главной героине – Матрёне Васильевне: « Не   стоит   село   без   праведника».   Мне   также   стало   интересно,   есть   ли   в   каких произведениях  « деревенской прозы» образ, похожий на праведницу Матрену. Изучив, по совету учителя, произведение В.Распутина «Прощание с Матёрой», я сделала вывод, что Дарья – героиня названного произведения  является  носительницей  нравственных  ценностей, ей присуще чувство   огромной   ответственности   за   всё   происходящее,   для   неё   неприемлем индивидуализм,   пренебрежение   такими   ценностями,   как   Дом,   труд,   могилы   предков, продолжение рода.       Поэтому цель нашей работы – выяснить, какой смысл вкладывает А.И.Солженицын в слово «праведник», назвав им свою героиню, и можно ли назвать Дарью – главную героиню повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» «праведницей», «без которой не стоит село».       В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) познакомиться со значениями понятия «праведник»; 2) проанализировать рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»; 3) проанализировать повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»; 4) на основе анализа выявить особенности образов праведников.       Новизной работы можно считать не сравнение двух героинь разных произведений и авторов, а  применение слово «праведник»  к героине повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» Дарье.             Данная   тема   очень  актуальна  в   наше   время,   так   как     праведники   являются хранителями исконно русских ценностей. Актуальна, так как произведения писателей – это   страницы   истории   духовной   жизни   русского   народа,   имеющие     воспитательное значение   для   молодого   поколения.   Русская   земля   ­   православная   земля,   где   истоком нравственности и духовности является праведничество ­ бескорыстное служение людям, Богу, стремление  к добру и чистоте, любовь  к миру, соблюдение  моральных законов. Художественные произведения о праведниках  заставляют размышлять о Вечном.              Для успешного решения поставленных в исследовании целей и задач было проведено знакомство с художественными произведениями и научными работами следующих авторов: Александр Солженицын. Малое собрание сочинений. Рассказы. Публицистика. Борис Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. 3 Виктор Чалмаев. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. Валентин Распутин. Повести и рассказы. Ольга Шахерова. Распутин в школе. Книга для учителя. Валентин Курбатов . Валентин Распутин. Личность и творчество. Алла Большакова. Феномен деревенской прозы. Объект исследования: главные героини рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» и                                            повести  В.Г.Распутина   «Прощание с Матёрой».     Основными   методами  являются   анализ   эпизода,   работа   со   словарём, сопоставительный анализ героев, изучение жизни и творчества писателей, знакомство с точкой зрения известных литературоведов по данной теме.     Глава I. §1. Перекличка двух произведений         Признание Виктора Петровича Астафьева о том, что наша «деревенская проза» вышла из   «Матренина   двора»   А.И.Солженицына   находит   подтверждение   и   в   повестях В.Г.Распутина,   например,   в   «Прощании   с   Матёрой»   (1976).   Тема   прощания   с «крестьянской   Атлантидой»   неизбежно   вызывает   в   читательском   сознании   горестные проводы солженицынской Матрены. Валентин Распутин, познакомив читателей с Дарьей, заметил:   «В   каждом   нашем   поселенье   была   и   есть   ещё   одна,   а   то   и   две   старухи   с характером,   под   защиту   которого   стягиваются   слабые   и   страдальные;   и   обязательно: отживет,   отойдет   в   смерть   одна   такая   старуха,   место   ее   тут   же   займет   другая, подоспевшая к тому времени к старости и утвердившаяся среди других своим строгим и справедливым   характером».   В   этой   фразе   обращает   на   себя   внимание   не   столько авторский   характер   обобщения,   сколько   перекличка   с   рассказом   А.И.Солженицына «Матренин   двор»   (1959),   первоначальное   название   которого   «Не   стоит   село   без праведника».   Характеризуя   Дарью,   Распутин   подчеркивает   в   ее   образе   свойства, сближающие   его   праведницу   с   Матреной   Солженицына.   Это   и   почтенный   возраст,   и крестьянская жизнь, «густая заботами». Оба писателя словно «задались целью» провести через поколения воплощенный в женских образах мир неизменных духовных ценностей и соотнести   его   с   миром   реальным,   подверженным   резким,   порой   катастрофическим изменениям. Прежде чем сравнивать двух героинь, хотелось бы остановиться на слове «праведник», которым  А.И.Солженицын назвал свою героиню. §2. Значение понятия «праведник»       Что  означает слово «праведник» икакой смысл в него вкладывал писатель? Если мы попытаемся найти ответ в современных толковых словарях, то это едва ли удастся. Так, в четырехтомном академическом «Словаре русского языка» ( 1978­1980) даны следующие толкования: 1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой­ либо религии. 2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности».                 Обратимся   к   «Толковому   словарю   живого   великорусского   языка»   В.И.Даля: праведник – «во всем по закону Божью поступающий, безгрешник».   Акцент в словаре Даля   делается   не   на   нравственности,   а   на   духовности,   на   следовании   примеру   Бога. 4 Человек, следующий «законам Божьим», не совершающий грехов, тем самым становится подобен Богу.        Матрена Васильевна – человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость  души  в самых драматических  обстоятельствах  русской истории  ХХ века. В публицистической форме об этой категории людей Солженицын позднее писал в статье «Раскаянье и самоограничение как категории национальной жизни» (1973): «Мы, нынешнее   старшее   и   среднее   поколения,   всю   нашу   жизнь   только   и   брели   и   хлюпали зловонным болотом общества, основанного на насилии и лжи… Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро   и  не  сто  на  Россию,   это  праведники,  мы   их   видели,  удивлялись   («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали тем же, они располагают, ­ и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину…»              Итак, по Солженицыну, праведник – это тот, в ком воплотился высокий этический идеал   русского   народа,   совпадающий   по   своим   основным   «параметрам»   с   идеалом христианским. О важной  духовной  миссии  этих «прирожденных ангелов» Солженицын пишет в финале рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Когда   в   конце   60­ых   годов     упрекнули   писателя   за   попытку   представить   Матрену «символом,   одним   из   столпов,   на   которых   держится   жизнь»,   Солженицын   счел необходимым ответить  и внести ясность в этот важный вопрос: «О «Матрене» только та обязательна поправка, что я нигде не писал, будто наша земля держится на них, а лишь, что – не стоит без них. Таким образом не в несущей конструкции участвуют они … а сберегают для нас же нечто, чем мы ещё воспользуемся».                   Следовательно,   с   позиций   автора   рассказа,   главная   заслуга   «праведников» заключается   в   том,   что   они   сберегают   духовность,   которая   оказалась   в   России   ХХ столетия «анахронизмом», но которая, несомненно, будет востребована в будущем. Глава II. §1. Главные качества Матрёны Васильевны.       Героиня Солженицына схожа со многими русскими святыми, прежде всего – с Сергием Радонежским. Автор «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый перечислял такие   основные   добродетели   преподобного:   «…труды   телесные,   память   о   смерти, терпение, спокойствие, кротость, молчаливость, смирение, негневливость, простота без ухищрений. Он … никогда не впадал в ярость, не препирался, не обижался…»        Любое из названных качеств преподобного Сергия применимо и к героине рассказа Солженицына. Умиротворенность, душевный покой,  любовное отношение к жизни и в то же время спокойное приятие физических страданий и смерти – все эти качества не только христианские, но и национальные. Именно такой «сплав» религиозности и русскости видел в облике и деяниях Сергия Радонежского (а мы в образе Матрены) Б.К.Зайцев: <<Сергий глубочайше русский, глубочайше православный >>. Исследователи   давно   отметили,   что   история   Матрены   в   изображении   Солженицына напоминает  житие   святых.   Для   неё   характерны   отсутствие   интереса   к   личной 5 собственности,   жажды   наживы.   Матрена   является   воплощением   святой   наивности, христианской кротости. Солженицын   почти   не   описывает   внешность   Матрены,   не   дает   ее   телесного   или,   как говорили   в   старину,   плотского   облика.   «Простодушный   взгляд   блекло­голубых   глаз», обезоруживающая   «лучезарная   улыбка»   ­   вот   практически   и   вся   портретная характеристика.   Да   и   лучезарная   улыбка   эта   почти   неуловима;   с   большим   трудом Игнатичу удалось запечатлеть её на фотопленке лишь один раз.       Как и у многих других праведников, мирская, земная жизнь у Матрены складывается трудно. На первой мировой войне пропал без вести жених – Фаддей, вернувшийся из плена через три года, когда она уже вышла замуж за его брата Ефима. Умерли все шестеро детей, не вернулся со второй мировой муж. Тяжелая неоплачиваемая работа в колхозе, голод,   одиночество,   болезни,   беспросветная   бедность….   Это   была   темная   комната,   в которую свет  попадал  только из окна, это  многочисленные  тараканы  и мыши, хромая кошка.   Матрена   живет   уже   в   то   время,   когда   позади   остались   гражданская   война, коллективизация. Неужели в пятидесятые годы крестьяне был такими бедными? Мы не увидим у Матрены ни хорошо налаженного хозяйства, ни огорода, ни палисадника, ни скота. Одна коза грязно­белого цвета да колченогая кошка ­ вот весь скот Матрены. И все же списывать неустроенность быта хозяйки двора, ее бедность и «запущь» исключительно на   советский   строй,   на   разрушительные   последствия   коллективизации,   как   это   сейчас делают многие интерпретаторы произведения Солженицына, неправомерно. Вряд ли иначе бы жила Матрена и при другой власти.            Судьба крестьянки достаточно трагична: Матрена была больна, но не считалась инвалидом, она не работала в колхозе, поэтому пенсия ей не полагалась. А для того, чтобы получить пенсию за умершего мужа, нужно было обойти множество учреждений. Одним словом, как пишет сам писатель, "много было наворочено несправедливости с Матреной" Но,   несмотря   на   все   тяготы   жизни,   Матрена   не   озлобилась.   Она   настолько   добра   и бесхитростна, что помогает всем соседкам копать картошку. Она думала о себе в самую последнюю   очередь   ­   лишь   бы   квартиранту   было   хорошо.   Но   злость   и   жадность окружающих   погубили   крестьянку.   Во   время   перевоза   горницы   попадают   под   поезд несколько человек, в том числе и Матрена.         Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук,   но   так   ничего   за   свой   труд   и   не   получила.   И   лишь   любовь   и   привычка   к постоянному   труду   спасали   эту   женщину   от   каждодневной   тоски   и   отчаяния.   “Я заметил:   у   нее   было   верное   средство   вернуть   себе   доброе   расположение   духа   — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась   Матрена   уже   просветленная,   всем   довольная,   со   своей   доброй улыбкой”. Несмотря   на   все   тяготы   и   невзгоды,   Матрена   не   утратила   способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына  подлинную  масштабность и философскую   глубину.   В   нехитрой   жизни   Матрены   Васильевны   Григорьевой просвечивает   та   самая   непоказная   праведность,   без   которой   не   может   возродиться Россия. Не накопив  “богатства” и не нажив  какого­либо “добра”, Матрена  Григорьева сумела   сохранить   для   окружающих   общительный   нрав   и   сердце,   способное   к 6 состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам  не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро   приводит   к   тому,   что   Матрена   безропотно   отдает   Кире   и   ее   мужу   горницу, отрезанную от старого дома.    Постепенно Игнатич узнает, что и в семейной жизни не нашла Матрена счастья. «Меня сам ни разику не бил…» ­ только и вспомнила она, что было хорошего у них с мужем; но тут же поправила себя: «То есть был­таки разок – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил. Вскочила я от стола: «Захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!» и в лес ушла. Больше не трогал».            На   этот   эпизод   следует   обратить   внимание,   настолько   он   важен   для   понимания характера   Матрены.   При   всей   своей   мягкости   и   терпеливости,   героиня   Солженицына обладает внутренней твердостью, готовностью совершить поступок, отстаивая правду и чувство собственного достоинства.  После смерти Матрены  её золовка рассказала Игнатичу:«­ Ефим ее не любил. Говорил, люблю одеваться культурно, а она кое­как, всё по­деревенски».       Невнимание Матрены к своей одежде, видимо, объясняется не только ее бедностью или неряшливостью,   но   и   чем­то   другим.  Автор   «Матрёниного   двора»  так  мотивирует невнимание героини к своему внешнему виду: «Не выбивалась, чтобы купить вещи.  Не гналась   за   нарядами.   За   одеждой,   приукрашивающей   уродов   и   злодеев».    Для   неё   не свойственно стремление к приукрашиванию. Ведь богатство, вещи портят душу.         Автор наделил героиню православною верою в Бога. В самые тяжелые минуты своей жизни она обращается к Богу, но для этого совсем не обязательно молиться. « Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить».         Героиню Солженицына мало кто ценит из односельчан. После того, как умерли один за другим шестеро детей Матрены, вся деревня решила, что в ней – порча. И порча эта проявляется во всем, и в том, что она не гналась за обзаводом, и в том, что была «не бережная»,   и,   глупая,   помогала   чужим   людям   бесплатно,   «и   даже   о   сердечности   и простоте» Матрены в деревне говорили «с презрительным сожалением». На самом же деле порча завелась не в Матрене, а в односельчанах. То, что происходит в Тальново – есть результат массового духовного заболевания, переживаемого Россией в ХХ веке.              Солженицын наделил свою героиню исконно русским характером. Образ Матрёны стал   собирательным   образом.   Как   уже   было   сказано,   героиня   перенесла   много   бед   и страданий,   но   она   не   озлобилась   на   весь   мир,   сумела   сохранить   в   себе   доброту, милосердие, человечность, трудолюбие. Матрёна не была равнодушным человеком, всегда проявляла заботу о других людях. Страшная гибель Матрёны – особый приём автора, помогающий выявить и трагизм, и значительность, и красоту характера. Матрёна – это символ многострадальной женщины и матери.              Матрёна совершенно не была похожа на односельчан. Её жизненная позиция не совпадает   с   позицией   рядом   живущих   людей.   В   эпоху   коллективизации   ей   удалось сохранить настоящую  русскую  душу. Здесь проявляется  конфликт между Матрёной  и селом. Она была отзывчивая, всем всегда и во всём помогала. Многие после смерти ее принялись укорять Матрену. Так, золовка сказала про нее: “...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная; ...и глупая, 7 помогала чужим бесплатно”. Даже Игнатьич с болью и раскаянием признается: “Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку”.    « И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок». Но   если   задуматься,   разве   смогли   бы   многие   из   нас   помогать   чужим   людям “бесплатно”, не стремясь накапливать добро или раздавать его другим? А Матрена смогла.   Солженицын   в   своем   рассказе   “Матренин   двор”   стремится   предупредить читателя,   что   праведность   потихоньку   уходит   из   нашей   жизни,   и   процесс   этот является очень опасным, так как связан с разрушением коренных устоев народного характера. Вместе с Матреной уходит в прошлое, в небытие, тысячелетняя Россия. И лишь только на таких праведниках, как Матрена, держится еще наша великая страна. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...”. А.Солженицын описывает сострадание и боль за человека, героиня подвергается тяжелым испытаниям, но душа её жива. «Любой, кто живет в этом мире, считает А.И.Солженицын, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом».         Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что Матрена не случайно была  названа  праведником. Следуя  «Словарю  русского  языка»  и  «Толковому  словарю живого   великорусского   языка»   В.И.Даля,   Матрена   руководствуется   принципами справедливости,   честности,   не   нарушает   правил   нравственности,   «во   всем   по   закону Божью поступает», не совершает грехов. §2. Главные качества Дарьи – героини В.Распутина       Главная героиня повести В.Г.Распутна «Прощание с Матерой» – простая деревенская старуха Дарья. Именно через нее автор передает нам свои главные мысли. В избе у Дарьи часто собирались другие старухи: Сима, Настасья. Попивая чай, они вели разговоры все об одном: о предстоящем затоплении Матеры и о вынужденном переезде. «Кто ж старое дерево пересаживает?!», ­ говорит Настасья. Понимают старухи, что пропадут они без своей родной деревни, без могилок родственников. «Доведись до меня, взяла бы и никуда не тронулась. Пушай топят, ежели так надо», ­ рассуждает Дарья. Она готова остаться здесь навсегда. За долгие годы старуха сжилась со своей деревней, со своей избой. Она уже не мыслит никакой жизни без этого. Дарья пытается понять, зачем она вообще жила так долго на белом свете, если сейчас судьба ее так жестоко за что­то наказывает. Она ведь чувствует ответственность за всю деревню! «Нет… я про себя, прости Господи, не возьмусь сказать, что это я жила… Слишком много со мной не сходится…».       Понимает Дарья, что не зря жила, но испытывает тревожную неловкость от того, что не может   в   полной   мере   распоряжаться   своей   судьбой,   от   этого   ей   неспокойно.   Она чувствует, что какого­то важнейшего своего предназначения люди не исполняют. Дарье   казалось,   что   «…   нет   ничего   несправедливей   в   свете,   когда…   человек доживает до бесполезности».  Жалеет деревню и ее сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто «не поливал потом каждую борозду», но он согласен и с тем, что наука важнее природы; он понимает, что плотина нужна, и они должны переселиться. Но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, ведь затопят могилы, а это память. Она уверена, что «правда в памяти, у кого нет памяти – у того нет жизни».Здесь тоже можно вспомнить 8 основные добродетели Сергия Радонежского, которые перечислял Епифаний Премудрый: «… труды телесные, память о смерти, терпение…» Она хочет здравого смысла, хочет только   одного:   чтобы   понимали   люди,   что   жизнь   должна   каждым   новым   поколением подхватываться и продолжаться, а не начинаться с чистого листа «… эта возникшая… тихая глубокая боль, что ты и не знал, что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не   всегда   замечаемое,   что   вокруг   тебя,…   Быть   может,   лишь   это   одно   и   вечно».   Оно передается «от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам…» Распутин рассуждает о вечности, о преемственности поколений, о том, что существует невидимая нить, связывающая поколения. Не должна разрываться цепь поколений. Дарья рассуждает о молодежи: «Вам что Матера, что хомра… Тут не приросли и нигде   не   прирастете,   ниче   вам   не   жалко   будет».   Матера…   «это   земля­то   всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет… Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали», ­ говорит Дарья внуку. Старуха просит прощения у Господа за всех людей: «Прости нам, Господи, что слабы мы… и разорены душой… » Она с ужасом думает: «Неужели и о Матёре люди, которые не останутся, будут вспоминать не больше, чем о прошлогоднем снеге? » Очень близко к сердцу воспринимают старухи все, что творится в деревне: разорение кладбища, поджог домов… Когда горела мельница, старухи пошли в последний раз посмотреть на нее и дать ей почувствовать, как болят за всё происходящие их души. Дарья часто приходила на кладбище, разговаривала с могилками своих родителей, пыталась понять, в чем ее вина, что все так случилось. И не только люди, но и сама природа против такого грубого вторжения в ее жизнь. Например, могучий царский листвень, который не могли взять ни топор, ни пила, ни огонь. Все он выдержал, не сломился. Но природа не может  быть вечной!.. Хотя и строится новый поселок, в нем уже нет стержня той деревенской жизни, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой. Прощаясь с Матёрой, Дарья будто бы проводила в последний путь человека Простившись  с деревней  и  с избой, Дарья  успокоилась.  Она готова  уехать,  куда угодно, пусть делают с ней, что хотят… Сердцем она всегда будет в Матёре, на земле отцов и дедов. Через деревню Матёру, через старуху Дарью Распутин показывает свое беспокойство за судьбу сельского жителя и русской деревни беспокойство за всех нас, за наше будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине.   Жизнь деревни и ее жителей оборвалась бы неслышно, если бы не памятливая и неуступчивая старуха Дарья Пинигина. Такие как она в каждом селе объединяют строгих и справедливых, под защиту которых «стягиваются слабые и страдательные». Пинигина из «ранешных» людей, которые «совесть сильно различали» и считали, что «жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай. Однуе бы только Матеру?! Старуха Дарья  проводит нас, читателей, к осознанию того, что родная земля, в которой похоронены деды и прадеды, связана с человеком тонкими, невидимыми нитями. Сколько бы не прошло лет, в каких бы странах не жил человек, но к старости, когда приходит осмысление прожитой жизни, сама земля говорит в человеке. Зовет его, манит, и если есть возможность человека.  Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных людей и пытается выступить против затопления деревни. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Но не смогла достучаться Дарья ни до сына и 9 успокаивается припасть душа   к   ней, внука, ни до молодых односельчан своих. Ее богатство с ней и осталось.А богатство ­ это трудовая   жизнь,   семья,   дом,   земля.   Землю   нужно   сохранить,   сберечь   для   потомков. Именно Дарья чаще других обращается к Богу: "Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой". Дарья   крепится:   не   тот   у   нее   характер,   чтоб   выплескивать   чувства   наружу.   Не   зря писатель с первых же страниц уделяет такое внимание этому цельному образу: он, этот образ,   и   есть   тот   философский   эпицентр,   от   которого   в   немалой   степени   зависит окружающее. Влияние Дарьи на односельчан велико и заслуженно. О том, какова она, мы можем составить представление из первых же штрихов к ее портрету. "Старуха Дарья, высокая и поджарая... "; у нее "строгое бескровное лицо с провалившимися щеками"; "Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах, владела руками, справляя посильную и все­таки немаленькую работу по хозяйству. Теперь вот сын с невесткой на новоселье наезжают раз в неделю, а то и реже, и весь двор, весь огород   на   ней,   а   во   дворе   корова,   телка,   бычок   с   зимнего   отела,   поросенок,   курица, собака". Все в ее хозяйстве прочно и слаженно, прибрано и ухожено ­ и затевалось надолго, и   продолжается   без   колебаний,   по   заведенному   порядку.   Матёра   приучила   людей   к неторопливой деловитости, к труду, связывающему прошлое и будущее в узел настоящего.   Дарья   отличается   силой   духа,   твердостью   характера,   независимостью:   «Дарья   имела характер, который с годами не измяк, не повредился, и при случае умела постоять не только за себя. В каждом нашем поселенье всегда были и есть одна, а то и две старухи с характером, под защиту которых стягиваются слабые и страдальные…»   Человеческий потенциал этой героини во многом зависит от укорененности в народной жизни. Дарья выделяется среди материнских старух « свои строгим и справедливым характером» ещё и потому, что сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны «прежним людям, полным строем ушедшим на покой». Эта обращенность героини назад, к своим отцам   и   предкам   говорит   о   том,   что   героине   свойственно   драгоценное   чувство   рода, ощущение того, что сейчас она лишь в малой доле живет на земле, а полная и истинная жизнь реализуется в бытии её рода, в длинной цепочке людей, которые ей предшествовали и тех, кто будет следовать за ней.          Дарья ­ это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан   своей   родине.   Дарья   формулирует   главную   мысль   произведения,   которую   сам автор хочет донести до читателя: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью.          У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем, что происходит на Матере. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят.  Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать, у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У каждого человека духа хватит»». Ее поддерживает вся деревня. Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», ­ писал еще Пушкин. Об этом твердит старуха Дарья. Об 10 этом,   подхватывая   ее   правду,   не   устает   говорить   автор.   Всей   уходящей   деревенской жизнью   Распутин   напоминает   нам,   что   мы   –   только   звено   в   цепи   существования. Вселенского мира. Дарья пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна  для Дарьи. Гораздо страшнее  для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой.  Дарья видит, что уход деревни неизбежен. Но   старуху   тревожит,   как   легко   прощаются   с   Матерой   люди,   как   бесцеремонны   с могилами, за которыми вековая жизнь и память.             Академик Дмитрий Лихачев писал на полях «Прощания»: «Во все века и во всех странах сознание собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по себе оставим»¹.       в   труды землю, Всю   повесть,   все   оставшиеся   до   затопления   дни   Дарья   собирает   материнскую историю. Старуха торопится обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в ее сердце деревня дожила по­человечески, не уронив себя. Дарья хочет, чтобы весь опыт Матеры не канул без внимания: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Знает это и Распутин, потому он показывает всей своей повестью, что деревня Матера – это стержень, истоки человеческой жизни, нравственных отношений.          Дарья ­ суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее. Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное — хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные ней. Так повелось испокон веков, что старики — хранители традиций, а молодежь двигает вперед   прогресс.   Но,   даже   преследуя   самые   благие   цели,   следует   ли   забывать   свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля — твоя мать. Недаром слово "Матера" созвучно слову   "мать".   Можно,   конечно,   осуждать   стариков   за   нежелание   взглянуть   в   лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.              Таким образом, Дарья – это воплощение  совести, народной  нравственности, её хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере до тех пор, «покуль могилки не перенесут». Она хочет забрать   «могилки   …изродные»   на   новое   место,   хочет   спасти   от   кощунственного уничтожения не только могилки, но и саму совесть. Для неё память предков является святой. В.Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой «не стоит село».     Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что и Дарье свойственны те же черты, что и Матрене, а следовательно, черты праведника. Об этом свидетельствуют и высказывания авторов о своих героинях, что можно увидеть в данной таблице. ухаживала   за   Высказывания А. И. Солженицына о  героине рассказа «Матрёнин двор»  Высказывания В.Г.Распутина о   Матёрой»  героине   рассказа   «Прощание   с 11 «Она тот самый праведник, без которого, не стоит  село. Ни город.                                                                     Ни вся земля наша». «У тех людей всегда лица  хороши,     кто в ладах с совестью своей».  «Дарья   имела   характер,   который   с годами не измяк, не повредился, и при случае   умела   постоять   не   только   за себя. В каждом нашем поселенье всегда были   и   есть   ещё   одна,   а   то   и   две старухи   с   характером,   под   защиту которого   стягиваются   слабые   и страдальные; обязательно: отживет,   отойдет   в   смерть   одна такая   старуха   –   место   ее   тут   же займет   другая,   подоспевшая   к   тому времени   к   старости   и   утвердившаяся среди   других   своим   строгим   и справедливым характером». и     Глава III. §I Матрена и Дарья                  Нетрудно   заметить, что Распутин, как и Солженицын, отмечает   «повышенную суровость»  внешнего облика главной  героини: «Старуха Дарья, высокая и поджарая, на голову выше   сидящей  рядом Симы, чему­то   согласно кивала, уставив в стол   строгое бескровное   лицо с   провалившимися щеками», «Дарья с сурово   поджатыми   губами, выдающими беззубый рот». Ни улыбкой, ни яркой деталью одежды, ни словом умиления автор не приукрасит внешность Дарьи. Он сосредоточит внимание читателя не на внешней, а на внутренней ее красоте, на тех нравственных качествах, что не стираются временем, не изнашиваются. Его занимает не текучее в человеке, что изменяется, убывая год от года (молодость,   здоровье,   красота),   а   устойчивое,   раз   и   навсегда   данное.Не   зря   же   в «Матренином дворе» А.И.Солженицына звучат слова: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью живет».   Как и в рассказе Солженицына, Распутин строит свое повествование «по нарастающей» ­ от индивидуального образа русской крестьянки, через образ крестьянского двора, деревни, вплоть до символа всей России, всей земли».            Кровная привязанность к родной избе, которая «продолжалась сенями, крыльцом, двором, пастбищем, полем, лесом, болотом», образовывая «разомкнутое пространство с простором на все четыре стороны, которым по праву владела душа», ­ общее свойство героев «деревенской» прозы.        Матрене у Солженицына «жутко было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет .«...Для Матрены было это ­ конец ее жизни всей». Да и для Дарьи затопление Матеры   равнозначно   тому,   что     "   нонче   свет   пополам   переломился".Этот   «перелом» ощущается   не   только   в   сознании   героини,   но   и   в   сознании   автора,   который,   подобно повествователю в «Матренином дворе», выступает не как «регистратор» или «хронист», а как носитель «мировоззренчески важного личностного опыта» (Ю. К. Руденко).  12 В образе крестьянки Матрены, по мнению исследователя Большаковой А., отразилась традиционно­патриархальная  грань   национального   характера,   тип  «хранительницы» народных устоев, вековечной мудрости².       Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую   беду.   Пережить   то,   что   пережила   Матрена   Васильевна,   и   остаться   человеком бескорыстным, открытым, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости   свою   «лучезарную   улыбку»…   Какие   же   душевные   силы   нужны   для   этого? Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены   просвечивает   та   самая   не   показная   праведность,   без   которой   не   может возродиться Россия.         «Исконные   русские   ценности   и   многие   особенности   русского   национального   менталитета воплощены в образе главной героини рассказа. – Утверждает М.Попова. – Их выражению служат традиционные для нашей культуры мотивы: мотив неосуществленной любви, образ дома, мотивы альтруизма и всепрощения, преобладание духовных ценностей над материальными, долготерпения и святости»³.       Праведничество Дарьи проявляется в ее самоотверженном «служении миру». Важная для В. Распутина идея преемственности и нравственной ответственности воплощается в произведении   с   помощью   целого   рядамифических   мотивов:   героиня   «обретает прозренческий дар мифологической, вещей старухи  – ей дано откровение истины.           Выступая   хранительницей   Матеры,   Дарья   поддерживает   связь   между   разными поколениями   людей   –   как   ныне   живущих,   так   и   уже   умерших.   В   «мифологическом измерении»   текста   героиня   выступает   в   качестве   посредника   между   двумя   мирами:   в трудную минуту она идет за советом на кладбище. Дарья разговаривает с отцом и матерью и слышит в «угадывающемся шепоте откуда­то издалека­издалека» их совет. Важная для писателя   идея   двусторонней   связи   поколений   экспрессивно   и   пластически   наглядно воплощена также в   видении Дарьи   – «многовековом клине» дедов и прадедов, перед которыми она предстанет  после смерти.          Дарья истинно человечна не по склонности сострадать, а по своей сути человека, обладающего   душой,   чутко   улавливающей   ритмы   жизни,   сбои,   которые   происходят   в человеческих отношениях. Было бы наивно видеть в Дарье Пинегиной лишь ревнивицу старины. Ей свойственно и понимание необходимости происходящих в жизни перемен. Но всматриваясь в надвигающиеся перемены, Дарья оценивает их в свете заветов, которые вошли в жизненный обиход и составили моральный кодекс, цементирующий человеческую общность Матёры.   Без этих скрепляющих начал жизнь лишится структуры, человек не обретет лица. Некогда Ярослав Смеляков писал:             Должны быть все­таки святыни             В любой значительной стране.   олицетворяющих честь и совесть нашей эпохи.                 Обобщая   всё   вышесказанное,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   оба   писателя сосредоточили внимание читателей не на внешней, а на внутренней красоте своих героинь, на   их   нравственных   качествах.   Обе   героини   были   кровно   привязаны   к   родной   избе, пережили смерть своих детей. И Матрёна, и Дарья являются хранительницами народных устоев. Несмотря на все тяготы, они не утратили способности откликаться на чужую беду. Обе героини любят дом, духовные ценности у них преобладают над материальными. Они 13       Мотив   истинных   ценностей   жизни   поэт   связал   с   образами   ветеранов   труда, обладают терпением, святостью, праведностью, без которой не может возродиться Россия. Все  перечисленное можно увидеть по данной таблице. Внешность Семья Дом Работа Отношение к Богу В колхозе работала за «Не сказать, Матрена Васильевн а «…Матрёна  принимала  выражение или  натянутое, или  повышенно­ суровое». Шестеро детей умерли. Муж не вернулся с войны. Взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти ».  палочки трудодней,«… помогала другим людям бесплатно».  (“Ни одна пахота огорода не обходилась без Матрёны” однако, чтобы Матрена верила как­ то истово». «Не видел, как молилась». Всякое дело начинала с Богом. Грехов было «… меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила». «Люди про  свое место  под Богом  забыли –  отче я тебе  скажу» « Бог он  наше место  не забыл,  нет. Он  видит:  загордел  человек,  охзагордел» . «Прости нам, Господи, что   слабы мы, 14 Старуха Дарья «…весь   двор,   весь огород   на   ней,   а   во дворе   корова,   телка, бычок   с   зимнего отела, поросенок, курица, собака".   «Но теперь  в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен».  «Работа­ это то, что остается после тебя». «Старуха  Дарья, высокая  и поджарая, на  голову выше  сидящей Симы,  чему­то  согласно  кивала, уставив в стол строгое  бескровное  лицо с  провалившимис я щеками». «…Дарья с  сурово  поджатыми  губами,  выдающими  беззубый рот». Шесть детей. Павел был  старшим, а  по порядку  вторым.  Первого  прибрала  война. И  ещё одного  сына  лишилась  она в войну, нашел он  смерть на  лесоповале.  Старшая  дочь  скончалась  при вторых  «Все в ее хозяйстве прочно и слаженно, прибрано и ухожено ­ и затевалось надолго, и продолжаетс я без колебаний, по заведенному порядку». «Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит, ей предстояло готовить избу не к празднику». родах. И  трое  осталось  живых: дочь в Иркутске, сын,  переехавши й в новый  леспромхоз, и Павел.   непамятлив ы и разорены душой».  Заключение           Глядя  на  таблицу  и сравнивая  двух  героинь, хочется  вспомнить  слова из  статьи А.И.Солженицына   «Раскаяние   и   самоограничение»,   в   которой   Александр   Исаевич обозначил   меру   праведности,   святости,   непрерывно   возрастающую   в   одних   людях   и совершенно  недоступную   другим:   «Есть  такие  прирожденные   ангелы  –   они   как   будто невесомы,   они   скользят   как   бы   поверх   этой   жижи,   нисколько   в   ней   не   утопая,   даже касаясь ли стопами её поверхности. Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на   Россию,   это   –   праведники,   мы   их   видели,   удивлялись,   пользовались   их   добром,   в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, ­ и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брали кто по щиколотку, кто по колено, кто по пояс, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившейся души ещё напоминая о себе на поверхности».      «Матрена  ничего не может возвести в собственные заслуги. Этот ангел небесный всю жизнь  опаздывал к любому дележу благ земных. Она прожила жизнь как дочиновный, досословный человек, вне всякой карьеры, послужных списков. Она нигде не учтена, ни на что не может претендовать, подумать только, в какой чудовищной паутине, сплетенной бюрократией… живет эта праведница Матрена!» (В.А.Чалмаев)       Но вот погибла героиня, и оказалось, что осиротели все, что рухнула моральная опора села. В ней был запас сострадания к людям, доброты, достоинства, которые исчезают в мире.   Именно   Матрена   –   это   предшественница   старухи­праведницы   из   повести В.Г.Распутина   «Прощание   с   Матёрой».   Фактически,   кроме   Матрены   –   праведницы   в рассказе   А.И.Солженицына   «Матренин   двор»,   не   было   таких   величавых   в   своей обреченности старух­праведниц, которых вывел В.Распутин. А.И.Солженицын создал образ праведницы, вслед за ним В.Распутин показывает такую же героиню.   И   если     у   Солженицына   мы   воспринимаем   Матрену   как   праведницу   по поступкам, то Распутин идет дальше: он показывает не только поступки, но и подробно описывает  мысли. И эти праведницы живут в особом  «времени­пространстве» ­ времени прощания, тревоги, пророческих заветов. В результате своего исследования, мы пришли к следующим выводам: 1. Матрена не случайно была названа праведником. Следуя «Словарю русского языка» и   «Толковому   словарю   живого   великорусского   языка»   В.И.Даля,   Матрена 15 руководствуется   принципами   справедливости,   честности,   не   нарушает   правил нравственности, «во всем по закону Божью поступает», не совершает грехов. 2. Матрена   –   это   предшественница   старухи­праведницы   из   повести   В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой». 3. Дарье свойственны те же черты, что и Матрене, а следовательно, черты праведницы,  без которой «не стоит село».        Материал данного исследования вполне применим на уроках литературы в 11 классе.     В дальнейшем  хотелось бы найти  такую праведницу в селе, где я проживаю, подробно познакомиться с её жизнью и попытаться сравнить её   с героинями А.И.Солженицына и В.Г.Распутина. ГЛОССАРИЙ 1. Анахронизм – 1) нарушение хронологической точности ошибочным отнесением  событий или явлений одной эпохи и другой; 2) не соответствующее условиям  современности явление, понятие, мнение (пережиток старины). 2. Альтруизм ­  нравственный принцип поведения, означающий способность  бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого  человека. Литература. 1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1982 2. Белая Г. Художественный мир современной прозы.  Наука, М., 1983 3. Большакова А.Ю.  Феномен  деревенской  прозы //  Русская  словесность. ­            1999 . ­ № 3 4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2002. 5. Журавлев В.П. Литература в 11 классе. М.,2001 6. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1992. 7. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский. В 3т. М., 1993. 8. Курбатов В. Валентин Распутин. Личность и творчество. М., Советский писатель, 9. 1992  Попова М. «Две России» и художественные формы их отражения в рассказе  А.Солженицына «Матренин двор». Воронеж, 2004. Монография 10. Распутин В.Г.  Повести. Расказы.  2 том.М., «Дрофа», 2002 11. Решетовская Н.А. Алексадр Солженицын и читающая Россия. М., 1990. 16 12. Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. М., 1991. Т.3. Рассказы. Цитаты по этому изданию с указанием в скобках страниц. 13. Солженицын А.И. Малое собрание сочинений. В 7т. М., 1991. 14. Солженицын   А.И.   «Раскаянье   и   самоограничение   как   категории   национальной жизни» 1973 15. Солженицын А.И. Публицистика. В 3т. Ярославль, 1995.  16. Сухих И.  Однажды  была  земля / / Звезд а. ­  2002. ­  № 2. 17. Хватов А.И. «Самая кровная связь». «Дрофа», 2002 18. Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М.,1994. 19. Чалмаев В.А. Литература. 11 класс часть 2 М., «Просвещение», 2009  20. Шахерова О. Распутин в школе. Книга для учителя. М., «Дрофа», 2004 Примечания 1. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. Русская культура. М.,  Искусство, 2000.С.172 2. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы. Русская словесность. 1999,  №3.  С.16 3. Попова М. «Две России» и художественные формы их отражения в рассказе  А.И.Солженицына «Матренин двор». Национальная идентичность и её отражение в  художественном самосознании. Воронеж. 2004. Монография. С.131 4. Солженицын А.И. «Раскаяние и самоограничение как категории национальной  жизни». 1973 17

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")

Исследовательская работа по литературе "Две праведницы" (По рассказу И.И.Солженицына "Матрёнин двор" и повести В.Г.Распутина "Прощание с Матёрой")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2017