«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия
Оценка 5

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

Оценка 5
Мероприятия
docx
русская литература
10 кл
12.06.2017
«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия
Тип урока: комбинированный Цель: 1.Образовательная - познакомить учащихся с эпистолярным жанром (письма с войны); 2.Развивающая - развить у учащихся интерес к литературе Вов, а конкретно к письмам военных лет из архива. 3. Воспитательная – воспитать чувство патриотизма. Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.
урок-эпистолярное путешесетвие.docx
1 Сл1. «Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме Эпистолярного путешествия Тип урока: комбинированный Цель:   1.Образовательная ­ познакомить учащихся с эпистолярным жанром (письма с войны); 2.Развивающая ­ развить у учащихся интерес к литературе Вов, а конкретно к письмам  военных лет из архива. 3. Воспитательная – воспитать чувство патриотизма. Сл2  звучит минус на песню «Журавли» (муз. Я. Френкеля) Ведущий 1:  Не обожженные сороковыми, Сердцами вросшие в тишину, Конечно, мы смотрим глазами иными На эту больную войну. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком, победном пути, Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страдания пройти. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес. Конечно, мы смотрим иными глазами, НО …такими же, полными слез. Сл 3 Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах… Ведущий 2: Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь. Ведущий 1: Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить… Ведущий 2:  Помните, люди, кровавые годы, Налеты фашистов, словно зверей, Помните, смертные битвы, походы, И слезы невинных детей, матерей. Помните, люди, солдат поименно… Мы жизнью своей обязаны им. Они ведь в стране, войной опаленной, Вселили нам мир под небом святым. Помните, люди, мир кровью достался, 2 Герои пусть вечно будут в цветах. 1 ведущий:  Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было… 2 ведущий: Но, все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя. 1   ведущий:  Теперь,   чтобы   воссоздать   обстановку   незабываемых   дней   Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом… Сл 4 2 ведущий:   Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали   в   зной   и   в   стужу   натруженные   руки   солдат,   не   выпускавшие   оружия.   Эти документы хранят горячее дыхание боя.   1 ведущий:   Фронтовые письма… В суровые военные годы они живой и трепетной нитью соединяли разлученные людские сердца…Сегодня каждое из этих писем, самое на первый взгляд незначительное, пусть глубоко личное,­ исторический документ величайшей ценности, ибо он отмечен неповторимой печатью времени, печатью тех теперь уже далеких, но так памятных нам лет  2 ведущий: Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…  1 ведущий:  Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах, ­ На бумаге полет желтизны, И протерты до дыр на изгибах. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья: Тем их краткие строки сильны, Что мы сами – их продолженье! Слайд 5 Чтец:   «Пишу в далекий родной край. Привет вам, дорогие папа, мама, сестра, тетя, племянники, от вашего сына и свояка фронтовика Валентина. Пишу спеша, под свист немецких пуль и разрывов снарядов и бомб, под гулом, шумом и стоном раненых товарищей. Во­первых, я вам сообщаю, что в бой вступил 22 числа в 8 часов утра, а бой начался в 4 часа и, таким образом, успели принять всю тяжесть начального удара немецких фашистов. Несмотря на это, мы отходили в полном порядке до 24 июня... Ну, меня ждут, пока я напишу и отнесу письмо в почтовое отделение... Всех целую и жму ваши руки. До свидания. Валентин»  (Красноармеец В. Я. Андреев) 1 ведущий:  В этих письмах солдатских столько боли, столько сожаления, ведь у людей были другие мечты…  Чтец:  «Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я ­ лишь 24. Мне хочется жить.   Ведь   я   так   мало   сделала!   Хочется   жить,   чтоб   громить   ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья­партизаны. Они уничтожат захватчиков. 3 Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно.   Передай   девушкам:   пусть   идут   партизанить,   смело   громят   оккупантов! Наша победа недалека!» (В. Н. Поршнева) 2 ведущий:  А как ждали дома солдатские письма­треугольнички! У этих писем были трудные судьбы, долгие пути. Но родные надеялись. Пришло письмо ­ жив солдат! Слайд 6 Чтец:   «Мама! Родная наша мама! Ты уже все окна проглядела, ожидая от меня весточки с войны. Со мной ничего не  произошло.  Как говорят,  ни в  воде  не  тонем,  ни в  огне  не  горим.  Просто  было некогда   писать.   Намедни   мы   перешли   через   Альпы.   Это   такие   высоченные   горы, которые переходил еще в давности Суворов со своими богатырями. Вот мы шли его путями. Было тяжело. Скалы, крутизна жуткая... Облака ниже нас плыли. И мы, как сказал парторг, вроде горных орлов... Правда, не могу умолчать. Меня ранило в ногу. Погиб на этих скалах мой боевой товарищ. Верный был человек, глотком воды последним делился из фляги. Двенадцать вражеских контратак мы отбили. В одной погиб он, бросился на немцев и взорвал себя гранатой в гуще их... Похоронили мы его на скале, штыками вырыли могилу и салют в честь него дали... А теперь вроде и войны нет. Концом запахло. Вена ликует. Цветами нас засыпает. Вот сижу в парке, подошла сейчас девочка лет пяти, норовит дотронуться до меня. Я взял ее на руки, погладил по голове. Она на своем языке что­то лопочет, радостная, глазки сверкают. «Дядо Иван. Русский   хорош!»   ­   только   и   понятно   из   ее   слов...   За   этот   бой   на   скале   у   меня прибавилась еще одна медаль «За отвагу». На том до свидания...» (Красноармеец И. С. Одаренко) 1 ведущий:  Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою, Я помню не его обиды, Я помню про его семью. Мне представляется невольно Его обманчивый уют. …Он мертв уже. Ему не больно, А их еще…письмом убьют! Сл 7 Чтец:     «Здравствуй, моя Вера! Нет, не встретимся мы с тобой. Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил  я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока.  Похоронил Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не   успев   сказать   мне   ни   единого   слова,   ничего   не   передал   своей   красивой   Зое   и беловолосой   Машеньке,   похожей   на   одуванчик   в   пуху.   Вот   так   из   трех   танкистов остался один.  В сутемени въехал в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему­то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо.  Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи   погонят   врага,   который   не   должен   ходить   по   нашим   полям   и   лесам. Никогда я бы не прожил жизнь так, если бы не ты, Вера. Ты помогала мне всегда: на 4 Халхин­Голе и здесь. Наверное, все­таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе,   родная!   Человек   стареет,   а   небо   вечно   молодое,   как   твои   глаза,   в   которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.  Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые   сады.   Наступит   другая   жизнь,   другие   песни   будут   петь.   Но   никогда   не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе». (Красноармеец Иван Колосов) 1 ведущий:  В семейном архиве семьи Петраковых бережно хранятся письма майора   Дмитрия Петракова,   написанные   им   дочери   Людмиле   осенью   1942   года.   Строки   этих   писем поражают своей горячей любовью  к дочери, «маленькой черноглазой Миле», и к Родине, которую ушел защищать майор Дмитрий Петраков. Эту любовь и уверенность в правоте своего дела  воин завещает нам, его потомкам. Чтец: «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой. Кругом   рвутся вражеские снаряды, кругом воронки. И здесь же растет цветок. И   вдруг   очередной   взрыв…   Василек   сорван.   Я   его   поднял   и   положил   в   карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит». 2 ведущий:  Здравствуй, папа,  Ты опять мне снишься, Только в этот раз не на войне. Я немножко даже удивилась, До чего ж ты прежний был во сне. Папа! Ты вернешься невредимый, Ведь война когда­нибудь пройдет. Миленький, голубчик мой родимый, Скоро майский праздник к нам придет. Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть, Я тебе желаю всей душою Поскорей фашистов одолеть. Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как раньше, можно было жить, Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить. Сл 8 2 ведущий:     11 сентября 1943 года майор Петраков был смертельно ранен в бою. В считанные минуты перед боем он успел написать письмо домой. Были в этом письме и строчки, обращенные к дочери: «Добрый час, Мила! Пишу тебе, моя дочка, письмо. Моя кудрявая Мила, как поживаешь? Мама твоя писала про тебя, что ты рыбачишь очень хорошо. А осенью, может быть, пойдешь в школу. Это очень хорошо». 5 Текст письма он украсил рисунком: кудрявая девочка решает первую в своей жизни задачу. 2 + 2 = 4.  И под рисунком написал:  «кого – то ждут в школе?» К письму Петраков подшил   свою   маленькую   фотокарточку.   На   ней   он   идет   в   атаку.   Это   была   последняя весточка «папы Димы». 1 ведущий: «Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я   по   тебе   очень   скучаю!   Когда   ты   вернешься   домой?»,   «Сынок   мой,   дорогая   моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!». 1 ведущий:  Наверное, каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят. 2 ведущий:  За Родину сражались не только мужчины. 1 ведущий:  Писем с фронта  от мам, дочерей, подруг   также с нетерпением ждали. Сл 9 Чтец: «Отец, родной! Ты мужчина и должен перенести, что будет, как мужчина. У меня один из ста шансов выйти отсюда... Пишу не сгоряча, а хорошо все обдумав. Надежды не теряю до последней минуты... Но если я погибну, мама, наверно, не переживет моей смерти, но ты должен жить и отомстить, когда будет возможность. Юноши и девушки все бодры и держатся чудесно. Никто из нас не жалеет и не пожалеет никогда, что отказался от раскаяния, за которое нам была обещана жизнь... Мы боремся за свою жизнь иным путем, и знаем, что делаем. Наша жизнь ­ в наших убеждениях, в нашей чести, в нашей чистоте перед Родиной, перед партией, которая воспитала нас такими. За это идти на смерть не страшно, и я чувствую себя спокойно... Целую всех сердечно, привет друзьям». (Партизанка Лиля Убийвовк) Сл 10 2 ведущий: Девушку, совсем еще девчонку,  С мягкою улыбкой после сна,  В форме школьной, с бантами и челкой  Увела безжалостно война.  В медсанбатах фронтовых походных,  В городах, пылающих огнем,  Всех солдат израненных, голодных  Возвращала к жизни день за днем.  Маленькими ловкими руками  Бинтовала раненых, слепых.  Сколько писем написала мамам  За безруких пареньков седых.  На шинели ордена, медали,  Выправка военная и стать.  Только деток руки не держали,  Не успела деток нарожать.  Всех, кто дорог был, любим и близок, 6 Забрала разлучница­война.  Пожелтевший обгоревший снимок:  Два солдата в форме и она.  Предлагали сердце, душу, руку.  Жизнь, как в сказке, счастье чередой.  Да лежит один в Великих Луках,  А под Сталинградом спит другой.  И стоит в печали одинокой,  Слушая седую тишину,  Бабушкою ставшая до срока  Девочка, прошедшая войну. 2 ведущий: Любой солдат прошедший войну бережно хранит память о ней. 1 ведущий: И неважно письма хранят эту память или людские сердца… Сл 11 2 ведущий: О разном писали солдаты в своих письмах: о долге, о Родине… 1 ведущий:  И в любом случае тон писем спокойный, успокаивающий. В них нет жалоб, сетований на тяготы фронтовой жизни.  2 ведущий:  Ведь солдат понимал, что порой там, в тылу, не легче, чем ему на фронте. 1   ведущий:  И   на   краю   смерти   он   всегда   старался   подбодрить   родных,   скорее сообщить, что он пока жив и здоров. 2   ведущий:  Пусть   каждый   из   нас   в   минуты   радости   помнит,   что   именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой и жизнью. Сл 12 Чтец: Письма…простые солдатские письма…. Сколько тепла в них, любви, романтизма, Сколько в них веры в страну и народ, Веры в победу, что скоро придет! Веры, что враг будет все же разбит, Что армия выстоит и победит! В письмах вопросы…о детях, жене, Все ли здоровы, сыты, в тепле… В письмах писали: «Скоро придем! Как только фашистов в Берлине добьем!...» Письма от времени так пожелтели­ Трудно прочесть, разберешь еле­еле. Но знает их бабушка все наизусть, Ведь в каждом из них было слово: «Вернусь!...» 1 ведущий: И они сдержали свое обещание, вернулись…правда, не все.  2   ведущий:  Не   все   вернулись   с   фронта   домой…В   этой   войне   мы   потеряли   27 миллионов человеческих жизней. И если по каждому из них устроить минуту молчания, страна будет молчать 18570 дней. Просмотр видео: объявление Ю. Левитана об окончании войны, хроника парада Победы 1945 года на Красной площади. 7 Домашнее задание.  Написать сочинение­рассуждение на тему: ­ Письмо в прошлое к деду. ­ Если бы я был на войне.

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия

«Кто придумал, что грубеют на войне сердца?»: Нетрадиционный урок в форме эпистолярного путешествия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017