Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
19.04.2019
Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"
Данный урок предназначен для изучения произведения Ф.М. Достоевского "Белые ночи".На уроке ведется работа по характеристике главного героя-петербургского мечтателя, а также рассматривается тема одиночества в страшном мире ночей. На уроке отводится работа по определению жанра произведения, особенностям в нем сентиментальных и эпических признаков.
Достоевский Белые ночи.docx
Тема: «Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей». ЦЕЛЬ: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя ЗАДАЧИ: 1. Формирование навыка анализа художественного произведения с позиций отношения его к литературному направлению и жанровой принадлежности. 2. Выявление особенностей пейзажа в повести. 3. Формирование навыков устного и письменного продуктивного 4. Воспитание стремления к доброте, внимательному и чуткому высказывания, оформление тезисов урока. отношению к окружающим. экран, проектор или мультимедийная доска Оборудование: Ход урока 1.Оргмомент. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский № слайда 1-2 3  Первый уровень восприятия: репродуктивный.   Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в  качестве эпиграфа? (Тургенев)  (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С.Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом –уверенность, во втором – сомнение. У Тургенева: Знать, был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего. У Достоевского: …Иль был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего?..)  Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)  Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)  Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)  Как называется город, в котором происходят описанные героем события?  (Петербург) 2. Слово учителя. Впервые опубликовано в журнале "Отечественные записки" (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Размышления о типе петербургского "мечтателя" занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов (см. вступительную статью в т. 1 наст. изд.): "В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, -- писал 4 5 Достоевский в "Петербургской летописи" (наст. том С. 31), -- мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода -- мечтателем". В герое "Белых ночей" явственны автобиографические элементы: "...все мы более или менее мечтатели!" -- писал Достоевский в конце четвертого фельетона "Петербургской летописи", а в конце позднейшего фельетона "Петербургские сновидения в стихах и в прозе" (1861) вспоминал о своих "золотых и воспаленных грезах", очищающих душу и необходимых художнику. По героико-романтическому настроению рассказ его близок видениям героя "Белых ночей": "Прежде в юношеской фантазии моей я любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа "Монастырь" Вальтер Скотта и проч., и проч. И чего я не перемечтал в моем юношестве <...>. Не было минуты в моей жизни полнее, святее и чище. Я до того замечтался, что проглядел всю мою молодость". Возможно, что одним из прототипов главного героя явился друг писателя А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил повесть. В исповеди героя переосмыслены некоторые мотивы плещеевской лирики. Повесть создавалась в дни тесной дружбы Достоевского и Плещеева, членов кружка А. Н. и Н. Н. Бекетовых, а затем социалистических кружков М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. В момент работы Достоевского над "Белыми ночами" Плещеев обдумывал свой вариант повести о мечтателе "Дружеские советы". 1 1 Отеч. зап. 1849. Т. 63. С. 61--126. 3. Беседа Ночь первая.  В какой обстановке разворачивается сюжет произведения?  Какие события изображены на страницах повести?  Как чувствует себя герой в Петербурге?  Какая обстановка его окружала?  При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой?  Как повел себя герой и почему?(Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи,знакомства, почти роман…) И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова“роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И.(Индив. задание. Работа со словарём) Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями,  большая форма эпической прозы. Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)  В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные  отношения между мужчиной и женщиной)  Что означает прибавка“сентиментальный”? (Буквально означает“чувствительный”)  Итак, по словам Ю. Манна,“это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства,размывающей контуры реальных событий и  происшествий”  Как характеризует героя его диалог с Настенькой? Ночь вторая.  Кто такой, в представлении главного героя, мечтатель? 6 7-8 9 10 11 Мечта – мечтательность – мечтатель МЕЧТАТЬ что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать,  представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном.  Мечтание ср. длит. мечта ж. об. действ. по знач. глаг. Мечта вообще всякая картина воображения и игра  мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара.  Мечтатель м. —ница ж. охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе  высокого мнения.   Постановка проблемного вопроса: Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?  Как герой объясняет, почему он не занимается делами?(Одиночество, уединение героя“Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам,“всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”)  Как он оценивает такую жизнь? “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и  внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх  что­либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает  однобокое,искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)  Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У  героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”,“сладострастным  ядом”.  Оцените богатство речи героя. Как этот монолог его характеризует? Мог ли Мечтатель выговоритьсяперед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности.Чувство, не выговоренное вслух и вовремя,приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”, –заметил известный литературовед В.В. Виноградов.С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала) Вывод: мечтатель был молодой человек с совершенно необычным мироощущением. Мира он вовсе не ощущал, а существовал целиком в своих внутренних переживаниях. Он был воодушевлённым и романтичным. Мира он совсем не знает. Ночь третья.  Почему герой так легко увлекся Настенькой?  Легко ли понять, что думает автор по поводу переживаний своего героя? Вывод: Мира герой совсем не знает. Если Настенька свяжет с ним свою жизнь, её ждут сентиментальные слезы, нежные вздохи, но ни в театр, ни в гости он её не пригласит, запрет дома и сделает заложницей своей сентиментальности.  Почему герой решает связать свою судьбу с Настенькой? Ночь четвертая. Утро. 12 13 14 15 16 17 В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.  Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)  Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”,“Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)  Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом“ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь) В произведении, состоящем из четырёх“ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно“утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”) Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны.  Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? 4.Петербург Достоевского (ночь первая, первый абзац)  Найдите слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. образом автор?  Проанализируйте построение предложений. Чего добивается таким  Какие детали помогают понять жизнь города?  Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображён в повести? Почему бесконечно одинок герой повести? Вывод: герой- интроверт, необщительный, погружённый в свои грёзы. Его одиночество в столице , оторванность от семьи увеличивают его отрыв от жизни. Задумчивость белых ночей располагает к мечтательности и созерцательности. Каждый в своем развитии проходит стадию мечтательности. Это нормально для определённого возраста. Герой Достоевского совершенно погружён в свои собственные переживания, внешний мир для него не существует. Он руководствуется в своих поступках не реальностью. Для героя Достоевского собственные грёзы являются единственным побудительным мотивом для действия. Всякая сентиментальность – следствие отчужденности от мира, показатель душевного одиночества и непонимание человеком своих насущных потребностей. Есть ли такие типы в современной жизни? Переживаете ли вы подобные состояния мечтательности? 5. Вывод. Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”? 18 19 20 Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность,неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя. Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает“воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя. В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить равнодушным читателя. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина. В отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерковобытописательской стороне изображения Петербурга. Кроме того, Достоевский изображает некую духовно-мистическую сущность города, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в концентрированном виде. Проблема повести во взаимодействии человека с миром. Человек бездеятельный, мечтатель противопоставлен человеку деятельному, который знает, как справиться с проблемам, и выполняет свои обещания. 6.Домашнее задание. Мини-сочинение. Чем интересна повесть Белые ночи» вам, современным школьникам? Прочитав повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам ? 21 Для учителя Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя "Белых ночей" с гоголевским Пискаревым из повести "Невский проспект" (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Перекличка со многими романтическими персонажами подчеркнута в повести при характеристике "восторженных грез" героя ("Ночь вторая"). В самом названии повести, делении ее на "ночи" Достоевский в известной мере следовал романтической традиции: ср. "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" А. Погорельского (1828), "Русские ночи" В. Ф. Одоевского (1844). Но у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества. Герой же Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать "все свои фантастические годы". "Белые ночи" -- одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге -- "Домика в Коломне" и "Медного всадника". Впервые возникающее у Достоевского в "Петербургской летописи" и "Белых ночах" философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом "своем уголке", рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме "белых ночей" для характеристики "призрачного" Петербурга, описания его каналов -- места встреч Настеньки и Мечтателя, -- все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм. Новое, углубленное истолкование мечтательство получает в последующем творчестве Достоевского. Оно осмысливается писателем как следствие "разрыва с народом огромного большинства образованного нашего сословия" в результате петровской реформы. 1 Поэтому чертами мечтателей наделены многие центральные герои романов и повестей Достоевского 1860--1879-х годов. В середине 1870-х годов писателем был задуман и особый роман "Мечтатель". Мечтателей зрелого периода творчества Достоевского объединяет с героем "Белых ночей" жажда "действительной", "живой" жизни, поиски путей приобщения к ней. 1 Дневник писателя. 1873. Гл. 2. Старые люди. Первые критические отзывы о повести появились в январе 1849 г. В "Современнике" А. В. Дружинин писал, что "Белые ночи" "выше "Голядкина", выше "Слабого сердца", не говоря уже о "Хозяйке" и некоторых других произведениях, темных, многословных и скучноватых".2 Основная идея повести, по оценке критика, "и замечательна, и верна". 2 Современник. 1849. N 1. Отд. 4. С. 43. "Мечтательство" он считал не только специфически петербургской, но характерной чертой современной жизни вообще. Дружинин писал о существовании "целой породы молодых людей, которые и добры, и умны, и несчастны, при всей своей доброте и уме, при всей ограниченности своих скромных потребностей". Они становятся мечтателями и "привязываются к своим воздушным замкам" "от гордости, от скуки, от одиночества". К недостаткам повести Дружинин относил то, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. "Ежели б личность Мечтателя "Белых ночей", -- продолжал он, -- была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла". Изменения, внесенные Достоевским в текст при подготовке издания 1860 г., допускают предположение о том, что ряд критических замечаний Дружинина был им учтен. Так, например, строки, рисующие образы, которые возникают в минуты романтических грез Мечтателя, появились в повести, возможно, не без влияния этой рецензии (ср. наст. том, С. 171--173). С. С. Дудышкин отнес "Слабое сердце" и "Белые ночи" к лучшим произведениями 1848 г. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения "Белые ночи" совершеннее предшествующих произведений писателя: "Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце <...> в "Белых ночах" автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ легок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно". 1 1 Отеч. зап. 1849. N 1. Отд. 5. С. 34. В 1859 г. в статье "И. С. Тургенев и его деятельность по поводу романа "Дворянское гнездо"" упомянул о "Белых ночах" Ап. Григорьев. Он счел повесть одним из лучших произведений школы "сентиментального натурализма", отметив при этом, что "вся болезненная поэзия" "Белых ночей" не спасла этого направления от очевидного кризиса. 2 2 См.: Рус. слово. 1859. N 5. Отд. 2. С. 22. Несколько отзывов о повести появилось в 1861 г. после ее переиздания. Добролюбов в статье "Забитые люди" высказал мнение, что в Мечтателе "Белых ночей" предвосхищены черты героя романа "Униженные и оскорбленные" (1861) Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения "вздохами и жалобами да пустыми мечтами", он писал: "Я признаюсь -- все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только <...>. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали еще нам как идеал чего-то!". 3 3 Добролюбов Н. А, Собр. соч. М., 1963. Т. 7. С. 275, 268, 230. Положительные оценки повести содержались в статьях об "Униженных и оскорбленных" в "Сыне отечества" (1861. 3 сент. N 36. С. 1062) и "Северной пчеле" (1861. 9 авг. N 176. С. 713). Характеристикой произведений Достоевского 1840-х годов открывалась и статья Е. Тур. Несмотря на то, что, по мнению писательницы, завязка повести "смахивает на сказку и никак не напоминает собою что-нибудь похожее на действительность", Е. Тур высоко оценила это произведение, назвав его "одним из самых поэтических" в русской литературе, "оригинальным по мысли и совершенно изящным по исполнению". 4 4 Рус. речь. 1861. 5 ноября. N 89. С. 573. Подготавливая первое свое собрание сочинений 1860 г., Достоевский подверг повесть стилистической правке. Кроме того, в монолог Мечтателя (Ночь вторая) было внесено добавление (начиная со слов: "Вы спросите, может быть, о чем он мечтает?" и кончая словами: "мой маленький ангельчик..."). Поэтический мир "Белых ночей" вдохновил художника М. В. Добужинского, создавшего классические иллюстрации к этой повести (1922). На сюжет "Белых ночей" были поставлены кинофильмы И. А. Пырьевым (1960) и итальянским режиссером Л. Висконти (1957; Мечтатель -- М. Мастроянни, Настенька -- М. Шелл).

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества в страшном мире ночей." по произведению Ф.М. Достоевского "Белые ночи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2019