Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме (5-9 классы)
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русская литература
9 кл
15.04.2019
Методические рекомендации по анализу стихотворных произведений при помощи цветов. Детям очень трудно дается анализ стихотворных произведений, поэтому я в своей работе использую цветовую гамму для восприятия, глубокого понимания стихов, для определения настроения, чувства лирического героя. В данной работе даются рекомендации, а также примеры работ детей с текстами стихотворных произведений. Этот метод работы очень увлекателен, интересен для детей, они с удовольствием окрашивают строки в цвета и защищают свои работы, приведя аргументы и доводы. При этом формируется правильная связная устная речь.
Доклад Анализ стиха в цветовой гамме.docx
учитель русского языка и литературы
Степанова Александра Владимировна,
высшей квалификационной категории,
Отличник Образования Республики Саха (Якутия)
2 Кюлетская средняя общеобразовательная школа имени Н.А. Алексеева,
Вилюйский улус.
Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме.
Сформированность читательской грамотности становится одной из главных задач в
обучении современного школьника. Опыт показывает, если обучающийся научился читать в
период обучения к грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место. Понимая
значимость обучения к чтению, ищем разные приемы работы.
Я не первый год работаю над проблемой освоения обучающимися стихотворных
произведений. В прошлом году выпустила брошюру под названием «Технология обучения
выразительному чтению стихотворных произведений у якутских детей», которая была
выставлена в выставке, посвященной к 100летию Управления Образования. Цель этой
работы было показать, что для развития речевой компетенции у обучающихся якутской
школы немаловажную роль играет процесс выразительного чтения. В данном методическом
пособии даются основные виды работы над формированием выразительного чтения, виды
гимнастики для губ и языка, гимнастика для правильного дыхания, образцы работ с
текстами стихотворных произведений, этапы работы и советы по формированию
выразительного чтения у обучающихся.
Еще один прием работы, которая называется «Анализ стихотворных произведений в
цветовой гамме». Данная работа помогает обучающимся, легко, быстро, осознанно
воспринимать, делать анализ стихотворных произведений, строить образы лирических
героев с помощью окрашивания текста стихотворных произведений. Особую трудность при
анализе составляет, по моим наблюдениям, стихотворные произведения. Большинство
обучающихся с нерусским языком обучения трудно воспринимают стихи, не умеют
определять образ лирического героя, его настроение, чувства, по их мнению, если это стих,
то автор пишет о себе, о своих чувствах, радостях или несчастьях. Что такое «Анализ
стихотворных произведений в цветовой гамме»? Это когда обучающиеся при помощи
цветов стараются передать настроение, чувство, образ лирического героя, улавливать
настроение автора.
Какие плюсы я вижу в такой работе: 1. Это очень увлекательно, для них это уже ново, интересно. Поэтому сразу вызывает
интерес к работе даже самых ленивых учеников.
1. Лучше понимают содержание текста на неродном языке, потому что им
приходиться читать уже с интересом, чтобы определить, как окрашивать ту или
иную строку.
2. Невольно начинают делать словарную работу, перевод слов на родной язык, учатся
работать с толковыми словарями.
3. Быстрее запоминают текст.
4. Самое главное дети защищают свои работы, приводят примеры, спорят, тем самым
у них развивается грамотная устная речь, что очень важно для детей с языковым
барьером как наши.
Этап проведения анализа стихов в цветовой гамме.
1 этап: Выбор стиха (выбор не всегда остается за обучающимися, если это учебный
материал).
2 этап: Чтение стиха про себя, работа с текстом.
3 этап: Словарная работа (толкование стиха на родном языке, расстановка ударений –
это тоже имеет огромное значение для работы с текстом, работа с толковыми словарями)
4 этап: Выбор цветов, окрашивание строк стиха. Концентрация внимания на тексте.
(3 и 4 этапы ведутся параллельно)
5 этап: Выразительное чтение стиха. Раскраску можно использовать вместо партитурных
знаков препинания при выразительном чтении.
6 этап (самый главный): обучающимся нужно защитить свою работу перед классом.
Рассказать, почему они выбрали конкретно эти цвета, что они хотели этим показать, какое
настроение, чувство уловили, какой можно сделать вывод из этого. Спорят, доказывают,
приводят аргументы – тем самым развивается грамотная устная русская речь. Например,
были случаи, когда дети спорили насчет красного цвета: одни думают – красный цвет
символизирует любовь, дружбу, значит означает радость, счастье, а другие, наоборот,
считают, что красный цвет – это символ крови, ужаса, страха, смерти, чаще всего это
касается, если тексты стихов о войне. Но и с теми и с другими нельзя не согласиться.
Приведу пример анализа стиха ученицы 11 класса Семеновой Нади, ей было
предложено стихотворение Анны Ахматовой «Мужество». Девушка взяла, внимательно
прочитала весь текст и покрасила в яркокрасный цвет и объяснила это так: «Я покрасила
весь текст красным цветом, потому что, на мой взгляд, этот цвет точно определяет страх
людей за свою жизнь, образы мертвых солдат, все ужасы войны, которого испытал наш
народ во время Великой Отечественной Войны».
Девятиклассникам было предложено сравнить образ Евгения Онегина в цветовой
гамме. Я здесь дала три отрывка:
1) Первый отрывок – это где, главный герой юный, свободный, модный, беззаботный,
ветреный молодой человек, не обделенный женским вниманием.
2) Второй отрывок – когда, главный герой тоскует в глухой деревне, даже сам не знает
чего он хочет, опровергает чистую любовь Татьяны Лариной, убивает на дуэли
друга. 3) Третий отрывок – где герой уже виду видавший, но не совсем «нашедший себя»,
много думает о прошедшем, об ошибках молодости, поздно осознавший настоящую
любовь, но ничего вернуть и исправить нельзя.
А сейчас рассмотрим работы детей. У большинства из них первый отрывок окрашен
в светлые тона, во втором отрывке – появляются более темные оттенки цветов, чем
в первом, а в третьем отрывке преобладают темные тона.
Таким образом, обучающиеся точно передали чувства, уловили перемену в душе
Евгения Онегина, используя цветовую гамму.
2. Использование анализа стиха в цветовой гамме в психологическом
тестировании «Мое настроение».
Этот прием работы я использовала для определения психологического состояния,
уровни тревожности перед ОГЭ в девятом классе, т. к. являюсь классным руководителем
класса и пошла на маленькую хитрость, не оповестила обучающихся, с истинной целью
работы, чтобы не тревожить, не «спугнуть». Я им дала стих А.Т. Твардовского «Как после
мартовских метелей…».
Для психологического анализа я эти работы дала школьномупсихологу и вот, что
получилось из 7 обучающихся в классе:
у 4 учеников преобладает синий цвет – это означает спокойствие, устойчивость.
У одного ученика розовый цвет, что означает восторженное состояние.
Еще одного – зеленый цвет – чувство спокойствия, настойчивости, иногда даже
упрямства.
И у последнего ученика – коричневый свет – означает активность, преобладание эмоций
интереса, любопытства.
Таким образом, можно сделать вывод, что у девятиклассников спокойное, стабильное
психологическое состояние перед сдачей ОГЭ.
По результатам работы можно сделать вывод, что анализ текста в цветовой гамме очень
увлекательно для всех категорий обучающихся, быстрее помогает освоить, запомнить
текст на неродном языке и выучить наизусть. В ходе работы обучающиеся читают строки
несколько раз, пытаясь осмыслить. Рассуждают, защищают выбор цветов, тем самым
развивается правильная литературная устная речь.
Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме (5-9 классы)
Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме (5-9 классы)
Анализ стихотворных произведений в цветовой гамме (5-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.