Инновации в деятельности учителя русского языка и литературы сельской школы (из опыта работы).
Оценка 5

Инновации в деятельности учителя русского языка и литературы сельской школы (из опыта работы).

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русская литература +1
05.10.2022
Инновации в деятельности учителя русского языка и литературы сельской школы (из опыта работы).
В статье раскрываются приёмы работы учителя русского языка и литературы, способствующие воспитанию ученика как личности
Кучумова И.В. из опыта работы.docx

Инновации в деятельности учителя русского языка и литературы сельской школы (из опыта работы).

Кучумова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Вильвенская СОШ», Добрянский городской округ.

Важной особенностью развития современной школы является наличие инновационных процессов. Сельская школа в этом плане не является исключением, поскольку задача учителя – сформировать личность и выпустить её в большую жизнь. Целью моей педагогической деятельности  как сельского учителя является воспитание самостоятельно личности, способной адаптироваться в обществе, формирование у обучающихся умения и желания самосовершенствования и самообразования. 

         Предметы, которые я преподаю - русский язык  и литература – достаточно сложны для сельских школьников, поэтому моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы эти предметы были для них интересны. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

            Как учитель-филолог считаю, что задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, который у большей части сельских школьников недостаточен, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Считаю, что устойчивый интерес к учебной деятельности в сельской школе можно формировать через проведение интегрированных уроков-путешествий, уроков-исследований, уроков защиты творческих заданий. Эта форма работы будет для школьников интересна, поскольку в реальной жизни они, как правило, не имеют широких возможностей отправиться в путешествие или наблюдать исследование в какой-либо лаборатории. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации (умелое распределение ролей, создание проблемных ситуаций, подбор текстов на нравственно-этическую тему, мотивированное обращение к Интернет-ресурсам и т.д.) укрепляет желание детей овладевать знаниями, повышает интерес к предмету.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, введение ФГОС второго поколения в ООО предъявили новые требования к работе сельского учителя. Несмотря на то, что ввиду субъективных причин (главная из них -большая загруженность), учитель сельской школы должен стремиться к прогрессу, по-новому изменять свою деятельность. Именно  в этом и видится  инновация, в которой особо важно использовать современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, личностно-ориентированные (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение).  Все указанные технологии органично связаны между собой и присутствуют в моей практике преподавания русского языка и литературы .

В небольшом, как правило,  классе сельской школы на уроке иногда сложно бывает создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно,  заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся. Широко использую с этой целью в своей работе различные приёмы развития критического мышления.  Один из них - «Плюс-минус-интересно»  - автор Эдвард де Боно.  Цель этого приёма - формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон. Это упражнение мы с учениками выполняем на стадии осмысления или на стадии рефлексии как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Также этот прием используется мною  при получении первого аналитического материала или для обратной связи. Например, когда учениками даётся первая характеристика героя.

Проектная деятельность обучающихся – это еще один из приемов в моей работе. Учебные проекты могут быть посвящены разным вопросам. В условиях сельской школы целесообразно сосредоточить внимание на выполнении проектов на основе краеведческого материала. Например, проект сочинения сказок на экологическую тему «Сочинил сам – расскажи другому». Такая работа позволит по-новому рассмотреть проблемы реальной жизни, окружающей школьников, показать их значимость. Результаты работы могут представлять интерес как для всего посёлка, в котором живут школьники, так и для всей страны. Проектная деятельность для сельских школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

В основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования в сельской школе.


 

Инновации в деятельности учителя русского языка и литературы сельской школы (из опыта работы)

Инновации в деятельности учителя русского языка и литературы сельской школы (из опыта работы)

Именно в этом и видится инновация, в которой особо важно использовать современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, личностно-ориентированные (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение)

Именно в этом и видится инновация, в которой особо важно использовать современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, личностно-ориентированные (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение)

умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования в сельской школе.

умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования в сельской школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022