Саморазвитие и самообразование педагога как одно из направлений профессионального роста
Оценка 4.9

Саморазвитие и самообразование педагога как одно из направлений профессионального роста

Оценка 4.9
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
17.10.2021
Саморазвитие и самообразование педагога  как одно из направлений профессионального роста
Саморазвитие и самообразование педагога как одно из направлений профессионального роста
Саморазвитие РАНЦЕВА.docx

Саморазвитие и самообразование педагога

как одно из направлений профессионального роста

 

Ранцева И.П., преподаватель русского языка и литературы

КГКП «Костанайский профессионально-технический колледж»

Управления образования акимата Костанайской области

 

 

Никакой человек в мире не родится готовым,

 то есть вполне сформировавшимся,

но всякая жизнь его есть нечто иное,

как беспрерывно движущееся

 развитие, беспрестанное формирование.

Белинский В. Г.

 

Невозможно жить лучше,

чем проводить жизнь

 в стремлении стать совершеннее.

 Сократ

Жил-был карандашных дел мастер. Он был мудрый человек, и каждый карандаш, сделанный его руками, отправляясь в мир, получал от него напутствие: 
«Ты станешь лучшим карандашом, каким только можешь быть, но не забывай следующее: ты многое сможешь сделать, если позволишь кому-то держать тебя в своих руках. Тебе будет больно, когда тебя обтачивают, но это необходимо, чтобы стать лучшим. У тебя будет возможность исправлять свои ошибки - используй её.  Помни, что самое важное у тебя - внутри. А главное: где бы тебя ни использовали, сколько бы ты ни потратил сил, продолжай писать».

Вот такие слова притчи можно применить и к профессии преподавателя, потому что настоящий учитель никогда не станет довольствоваться тем, что имеет, и будет стремиться к самосовершенствованию неустанно.

Поэтому очень важно, чтобы человек, работающий с детьми, был творческим, оригинальным, обладал бы высоким профессионализмом, находился «на одной волне» с детьми. Современный педагог — это непрерывно развивающийся специалист, открытый для всего нового. Он готов не только учить, но и учиться сам. Уровень образования нынешней молодёжи напрямую зависит от уровня самообразования преподавателя. Ведь чем больше знает и может педагог, тем больше знаний и умений получит его студент. Актуальность самообразования обусловлена еще и тем, что при ежедневной подготовке к учебным занятиям и различным мероприятиям преподаватель должен владеть актуальной и перспективной информацией. Таким образом, он сможет собственной деятельностью побуждать к самостоятельной работе своих обучающихся.

Самообразование педагога и его готовность к данной деятельности — необходимое условие для того, чтобы сформировать такую же потребность у обучающихся. Поэтому самообразование  — это неотъемлемая, компетентная роль; условие для его профессионального роста, а значит, и условие для успешности и востребованности его воспитанников.

Что же такое самообразование? В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя». В «Педагогическом энциклопедическом словаре» такое определение: «самообразование  — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.». В педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования». Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, потому что способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и др.).

А саморазвитие – это сначала результат самообразования, а уже потом - познавательная деятельность человека, направленная на преобразование своих сил, душевных свойств и социальных качеств, в основе которых - личный интерес человека в соответствии с его представлениями о социально-одобряемом образце личности.

Итак, если для педагога необходимость самообразования как часть личностного развития стала очевидной, возникает вопрос: «С чего же начать?».

В этой области практические рекомендации являются только советами, так как каждый самостоятельно выбирает для себя удобную форму получения новых знаний. Но, перед тем как начать, необходимо определить конкретную цель, иначе «одиссея» за знаниями окажется бесконечной. В связи с этим необходимо составить план действий, в который обязательно включить комфортные источники информации и методики обучения. Самый удобный и доступный способ – использование ресурсов Интернета, кроме этого, могут быть бумажные издания: журналы, книги, научно-исследовательские труды. Не исключаются видео- и аудиоматериалы, документальные фильмы и различные подкасты.

Один из самых результативных подходов к образовательному процессу вообще и к самообразованию в частности – это чередование: набрав необходимое количество информации по интересующему вопросу, применить её на практике, затем дальше двигаться, поднимаясь на очередную ступень. И нужно всегда помнить, что самообразование является процессом, который длится на протяжении всей жизни, без него развитие личности и рост или существенно затруднится, или вообще прекратится.

Таким образом, самообразование педагога — это целенаправленная и профессионально значимая познавательная деятельность, регулируемая им самим. Причем данная деятельность характеризуется осознанностью, систематичностью и самостоятельностью. Педагогическое самообразование — это процесс творческой реализации в профессии и связано с развитием осознания, а также определенных внутренних качеств и черт личности специалиста, требует от него самостоятельных познавательных сил. Это самостоятельное овладение системой профессиональных ценностей и современных технологий.

Педагог, имеющий навыки самостоятельной работы, имеет возможность перейти к научно-практической и исследовательской деятельности, тем самым сможет привлечь внимание своих обучающихся к выполнению разного рода проектных и исследовательских работ. Вместе с тем новые технологии требуют наличия достаточных знаний в области психологии обучающихся, осознанного подхода к выбору методов обучения и целесообразности их использования в работе. Но, как показывает практика, воспользоваться новыми методами и технологиями в полной мере можно не всегда. Иногда преподавателю просто не хватает знаний, которые необходимы для работы с современными технологиями. Отсюда и возникает потребность в самообразовании. Суть его заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и над профессиональным мастерством. Таким образом, самообразование и саморазвитие педагога носят ярко выраженный индивидуальный характер. И готовность к самообразованию определяется профессионально-педагогической направленностью личности. Профессионально-педагогически направленная личность характеризуется осознанной и эмоционально выраженной значимостью для человека такой профессии. Она выражается в том, что «в педагоге развиты, или развиваются, такие профессиональные способности и качества личности, как: интерес и любовь к ребенку, потребность в педагогической деятельности, психолого-педагогическая проницательность и наблюдательность, педагогический такт, требовательность, целеустремленность, коммуникабельность, справедливость, сдержанность, профессиональная работоспособность».

Вот так иногда и стоит перед педагогом вопрос, как учиться и чему, когда, казалось бы, ты уже получил специальность и проработал определённое количество лет. Но настоящий преподаватель интуитивно понимает, чего ему не хватает. Также было и у меня, когда я, проработав три-четыре года после института, начала понимать, что мне необходимы курсы повышения квалификации, - того, что я получила в институте, оказалось мало. «Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зеленеет!» (И.Гёте) Затем  постепенно знакомилась с различными изданиями по своему предмету, педагогике, психологии и другим областям науки и естествознания, культуры и искусства. Затем, когда я стала работать с учащимися более одарёнными, я не могла себе позволить стоять на месте и больше читала методическую литературу, открывала для себя различные приёмы и методы в педагогической деятельности, училась на курсах повышения квалификации. Появились компьютеры, старалась больше узнавать, как пользоваться различными программами.

Впоследствии передо мной всегда стояла задача, как в апгрейде, – обновляться! Сейчас я прихожу к мысли: всё, что я делала в моей жизни, чем приходилось заниматься, даже уйдя одно время из профессии, – это обновляло мои знания о мире. И всё было не случайно, а закономерно. Иначе я бы не ценила свою профессию, потому что она на меня накладывала определённые обязательства.

Роль педагога в жизни человека нельзя переоценивать. Сейчас модно получать второе, третье высшее образование. Многие изучают иностранные языки, повышают квалификацию, надеясь найти более престижную и высокооплачиваемую работу. На сегодня я достаточно активный пользователь ПК, публикуюсь в журналах и в интернет-изданиях, имею два своих сайта на интернет-порталах «Инфоурок» и «Знанио». Мои студенты принимают участие в различных викторинах и олимпиадах разного уровня, участвуют в конкурсах. Они учатся, перенимая мой опыт и знания пока неосознанно, но затем обязательно проявят себя в чём-то другом: в профессии, жизни, отношении к людям. А значит, я не зря работала - обучаясь сама, обучала их.

По сути, человек учится всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках. В идеале - лучше встретить мудрого наставника. Замечательно, если эта встреча случается в детстве, когда только формируются привычки, характер. Для меня таким человеком в соё время стала моя мать - Ранцева Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы, которая была и есть Настоящий Профессионал, поставившим мне в своё время высокую планку, каким должен быть Учитель. И я тоже стремлюсь быть таким педагогом, которому не стыдно будет сказать: я – преподаватель, и этим горжусь!

Наука, как и педагогика, не стоит на месте. Если не совершенствоваться, то учащиеся и студенты предпочтут обычному ментору Интернет. Да и последний не даст стоящих знаний, которыми пестрит Сеть, так как в этом надо ещё уметь разбираться!

Поэтому, «где бы тебя ни использовали, сколько бы ты ни потратил сил, продолжай писать» - как гласит притча. И обтачивай своё мастерство, карандаш! То есть педагог! Вот и я почти 30 лет и «обтачиваю» собственное мастерство и стараюсь учить и учиться тому, что возможно передать поколению NEXT – знания, опыт, жизнь!

 

 

 

Использованная литература:

1.       В.А. Белагурова «Научная организация учебного процесса». – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006г.

2.       Б. М. Бим-Бад. «Педагогический энциклопедический словарь». - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008г.

3.       А.М. Князев, И.В. Одинцова. «Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения»

4.       С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

5.       А.В. Хуторской «Современная дидактика. Учебник для вузов». - СПб: Питер, 2001. - (Серия «Учебник нового века»).

 

Интернет-издания:

 

1.    https://studbooks.net/ Профессионализм и коммуникативные способности менеджера

2.    https://ulfek.ru/

3.    https://students-library.com/

4.    http://www.justlady.ru/

5.    https://www.maam.ru/

6.    http://igorkovalenko.com/


 

Скачано с www.znanio.ru

Саморазвитие и самообразование педагога как одно из направлений профессионального роста

Саморазвитие и самообразование педагога как одно из направлений профессионального роста

Итак, если для педагога необходимость самообразования как часть личностного развития стала очевидной, возникает вопрос: «С чего же начать?»

Итак, если для педагога необходимость самообразования как часть личностного развития стала очевидной, возникает вопрос: «С чего же начать?»

А значит, я не зря работала - обучаясь сама, обучала их

А значит, я не зря работала - обучаясь сама, обучала их
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021