Конспект урока-сказки по математике в 1 классе
ТЕМА: «Вычитание вида 14 - 1»
Педагогическая цель |
- создание условий для ознакомления со способами вычитания вида 14 - 1; - составление таблицы вычитания для случаев вида 14 - 1 и ее запоминание; - формирование умения решать простые и составные задачи; - развития внимания, наблюдательности. |
|||||
Вид урока |
комбинированный |
|||||
Планируемые результаты (предметные) |
учащиеся научатся выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; дополнять условие задачи недостающими данными; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. |
|||||
Универсальные учебные действия |
(Л) Личностные: будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения.
(Р) Регулятивные: уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
(П) Познавательные. Научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему; уметь ориентироваться в учебнике.
(К) Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико – математической деятельности. |
|||||
Методы и формы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы: словесный, наглядный, практический. |
|||||
Учебно-методическое обеспечение урока |
Учебник М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 класс», часть 2; счетный материал; карточки с цифрами; тестовые бланки; наголовники козлят, козы и волка. |
|||||
С Ц Е Н А Р И Й У Р О К А |
||||||
Этап урока |
Методы и формы обучения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Текущий контроль |
||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
|||||
I.Организа-ционный момент |
Фронталь-ная беседа |
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок. -Прозвенел у нас звонок, все пришли мы на урок. Хоть у нас он ежедневный, но всегда совсем другой.
-Мы сегодня отправимся еще в одну сказку, название которой вы узнаете из загадки: ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Кто же были эти, маленькие дети? А наша сказка будет называться «Козлята и волк». Волку надоело быть злым, всех обижать и решил он прийти в 1 класс Б, потому что там учатся козлята, которые любят математику, умеют соображать и мыслить. Итак, пожелаем всем удачи! На уроке можно отвечать с места и хором, но ценятся ответы полные и по правилам. |
приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.
отгадывают загадку, вспоминают сказку, ее название и героев. |
(Р, Л)
проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают (П, К) |
наблюде-ние учителя |
|
I I. Актуализа-ция знаний. 1.Логическая разминка (устный счет).
I I I. Изучение нового материала. 1.Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока
|
Практиче-ская работа
Наглядный. Фронтальня беседа. |
-Мы сейчас вспомним таблицу сложения с переходом через десяток. Вы услышите задание и покажете ответ с помощью ваших карточек: 12 – это 7 и 1?11 – это 3 и 1? на сколько нужно увеличить 6, чтобы получить 12?на сколько 8 меньше 13? И т.д.
на доске два столбика примеров: в 1-ом – уменьшаемое 13, во 2-ом – уменьшаемое 14. -Ребята, посмотрите на столбики примеров. Что можно про них сказать, сравнив их?
-Поэтому чему мы должны сегодня на уроке научиться?
|
показывают ответы к заданиям, используя карточки с цифрами. Двое ребят (козлят) помогают учителю проверять ответы.
рассматривают представленные столбики примеров, высказывают свое мнение в результате сравнений и прихо-дят к выводу, что в столбиках разные уменьшаемые.
делают вывод, что нужно научиться вычитать из 14.
|
осознанно и произвольно производят счет в устной форме без наглядного материала. Учатся использовать в работе индивидуальный раздаточный материал (карточки с цифрами) (Л, Р)
анализируют, срав-нивают, самостоя-тельно выделяют и формулируют тему урока. (Л, П) |
наблюдеие учителя. Взаимо- проверка
ответы на вопросы учителя, обсужде-ние проблем-ной ситуации |
|
2.Знакомство со способом вычитания вида 14 - 1 по частям
3.Работа по теме урока в рабочих тетрадях
IV. Закреп-ление изу-ченного материала
|
Работа с использова-нием нагляд-ного мате-риала. Практиче-ская работа
Фронталь-ная,инди- видуальная. Практи-ческий, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ,бесе-да, письмо.
Работа с учебником с.85 часть 2 №1
|
-Чтобы козлята были умными и здоровыми мама-коза их вкусно кормит. Давайте достанем из конвертов кружочки (зеленые). Сколько их?(14) Раскладываем 1 десяток сверху и 4 пониже. На какой овощ похожи наши зеленые кружочки? (Капусту) Какой витамин в этом овоще? Итак, мама-коза дала козлятам на обед 14 кочанов капусты. Козлята съели 6 кочанов. Каким действием мы узнаем сколько кочанов осталось?
- Попробуйте, мне рассказать как можно из 14 вычесть 6, уже зная общий способ вычитания из двузначного числа с переходом через десяток?
-Чтобы вычесть из 14 число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьша-емого; получаем 1 десяток; а затем из десятка вычитаем оставшуюся часть вычитаемого. Это способ вычитания по частям. Можно своими словами.
- Проверим посадку, правила обращения с руч-кой. Проводит минутку чистописания числа 14. - Что можете рассказать о числе 14?
Помогает в освоении и применении построенного способа вычитания из числа 14 числа 6.
- А есть ли другой способ вычитания из числа 14?
Проводит гимнастику глаз с использованием траектории офтальмотренажера.
-Чтобы хорошо уметь вычитать из числа 14 необ-ходимо потренироваться в применении построен-ных способов. Д/И «Решай – не зевай». Предла-гает решить примеры в задании №1 по очереди у доски с комментированием и в тетрадях.
Проводит физ.минутку. -Мама-коза убедилась, что козлята научились ре-шать примеры и ушла в лес. Тут-то появился волк. Но не для того, чтобы съесть козлят, а что-бы поиграть с ними. Приглашает ученика в ша-почке волка провести игру с козлятами:
В домике козлята жили и друг с другом так дружили: Днем скакали по лесочку, спали вместе темной ночкой, А проснувшись поутру начинали вновь игру:
Сесть и встать и два прыжка. Вместе весело всегда! |
выкладывают индивидуальный раздаточный материал в соответствии с необходимостью решить поставлен-ную задачу и инст-рукцией учите-ля.Отвечают на вопросы учителя.
высказывают свои предположения, используя ранее полученные знания на практике.
самостоятельно комментируют способ вычитания из 14 числа по частям.
Показывают посадку за столом при пись-ме, как правильно держать ручку. Вспо-минают и отвечают: за каким числом сле-дует 14 и на сколько оно больше преды-дущего; какому чис-лу предшествует и на сколько меньше; что это двузначное чис-ло; четное; состоит из 1 десятка и 4 еди-ниц. Прописывают.
Подробно записы-вают и решают при-мер 14-6, прогова-ривают способ вычитания.
Предлагают способ вычитания на основе знания таблицы сло-жения с переходом через десяток, знания состава числа 14.
В положении стоя указательным пальцем и глазами водят по предложенной траектории. Затем такую же траек-торию выписывают на потолке указа-тельным пальцем, глазами и всем туловищем.
По очереди выходят к доске для решения примеров, остальные вычисляют письмен-но в тетрадях. Девоч-ка в шапочке мамы-козы проверяет вычисления у доски.
Ученик –волк декламирует стихотворение, выполняя показ движений, остальные дети повторяют: -руки над головой домиком; - скачут, затем ими-тируют сон; -потянулись (дыха-тельная гимнасика) -по тексту; -хлопают в ладоши. |
Осознанно и произвольно строят речевые выска-зывания. Принимают и сохраняют учеб-ную цель и задачу. Используют нагляд-ный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К)
сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л)
приобретают умения вычитать из числа 14 по частям (П)
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой. Анализируют число 14 и проводят срав-нение с предыдущим и последующим числами. (Р, П)
Используют наглядный материал (запись учителя на доске) (П)
Правильно выполняют записи в рабочей тетради. (Л, П)
Осуществляют профилактику зрительного утомления.
Строят рассуждения при вычитании из числа 14. Исполь-зуют построенные способы вычитания из числа 14. Приме-няют коммуникатив-ные навыки. Оцени-вают правильность выполнения вычис-лений. (П, К)
Осуществляют профилактику утомления и дыхательные упражнения. (Л, К) |
ответы на вопросы учителя, работа по заданию учителя
Индиви-дуальный. Проверка прав. по-садки и верного обращения с ручкой. Работа с использованием наглядного мате-риала на доске. Устные ответы. Наблюдение учителя.
Устные ответы. Верное опреде-ление способа вычитания
Правиль-ное выпол-нение уп-ражнения.
Работа с учебником
Наблюде-ние учителя. Правиль-ное выполне-ние движений |
|
V. Решение задач изученных видов
VI. Работа с тестовыми заданиями
VII.Рефлек-сия. Подведение итогов |
Работа по учебнику (с.85, ч.2, №2,3). Работа в парах. Фронталь-ная беседа.
Индивиду-альная. Практичес-кий
Обобщаю-щая беседа |
- Мама-коза всегда старалась учить козлят чему-нибудь новому. Поэтому после отдыха козлята решали задачи. Задачи были трудные, про маль-чиков и девочек. Сейчас в парах выберите задачу на стр.85, обсудите какие вопросы можно поставить к условиям задач. Одна пара будет ра-ботать у доски, остальные в тетрадях. - Докажите правильность выбранного вами действия в зависимости от поставленного вопроса к условию задачи.
-Проверила мама-коза задачи и в награду дала очень интересное задание. У вас есть листочки с заданиями. Там где стоит восклицательный знак – это задания самые интересные (по сложнее). Вы можете выбрать и решить те задания, которые вам больше всего понравятся. А кто хочет может решить все задания.
-Чтоб закончить наш урок, надо подвести итог. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и урок с помощью солнышка: -урок-сказка понравился, своей работой доволен – солнышко улыбается; -урок понравился, работал на уроке хорошо, ошибки есть, но немного – солнышко задумчивое, ротик у солнышка ровный, не улыбается; -урок понравился, но было трудно, требуется помощь учителя – солнышко огорчается. Обобщает урок. Определяет перспективу последующей работы. – Чему учились на уроке? – Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё? Спрашивает мнение ученицы – мамы-козы и ученика-волка.
|
Учащиеся в парах выбирают понра-вившуюся задачу, формулируют вопросы к задачам. Одна пара выполняет краткую запись ус-ловия, решения и ответа у доски, остальные в тетради. Другую задачу обсуждают устно. Мама-коза оценивает правильность выполнения задач.
Анализируют предложенные задания, выполняют их по выбору письменно.
Оценивают урок и свою работу с помощью рисунка солнышка.
Отвечают на вопросы учителя. |
Осуществляют анализ задач. Строят рассуждения о способах решения. (П, К)
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют выбор. Самостоятельно работают с тестовым материалом. (Р)
Анализируют свою работу. (Л, Р)
Формулируют собственное мнение. (К, Л)
|
Наблюде-ние и помощь учителя.
Фрон- тальный, индиви- дуаль- ный.
Устные ответы. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.