Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)
Оценка 5

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
Междисциплинарный 3
11 кл +1
05.03.2018
Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)
Данная разработка содержит материал по творчеству замечательного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина. Материал будет полезен на уроках МХК в 11 классе при изучении темы: Русские художники-передвижники. В ходе беседы учащиеся знакомятся с биографией художника и отдельными его произведениями. Приводятся стихотворения, посвященные отдельным картинам художника.
Певец русского леса.docx
Фадеева Ольга Вениаминовна, педагог­библиотекарь,  учитель МХК и искусства  МАОУ СОШ № 72 города Тюмени Урок МХК. 11 класс. Русские художники­передвижники «Певец русского леса» ­ Иван Шишкин Цель: знакомство с творчеством художника­пейзажиста И.И. Шишкина. Задачи:  познакомить   учащихся   с   творчеством   И.И.   Шишкина,  с   его   картинами, созданными в жанре реалистического пейзажа. Возрастная категория: 11 класс Оборудование: проектор, экран, компьютер. Оформление и наглядность:  презентация «Певец русского леса»; выставка книг «Природа в поэзии». Ведущий биограф 1: Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне ­ Ход мероприятия: Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии – Иван  Васильевич Шишкин. Иван Иванович с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, и всю бумагу, которая ему попадалась под руку, покрывал рисунками и изображениями того, что видел.  Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское   училище   живописи   и   ваяния.   Наставником   молодого   художника   стал художник­портретист Аполлон  Мокрицкий – очень  чуткий и внимательный педагог. В  своих еще слабых работах Шишкин  мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, ­   а   у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный – и  действительно единственный в своем роде – талант. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию   художеств   в   Санкт­Петербурге,   где   быстро   зарекомендовал   себя   как блестящий   студент   с   выдающимися   способностями.  Успехи   молодого   художника, отмеченные   золотыми   и  серебряными  медалями,  подтверждают   отзыв   его  прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: «Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии».  Ведущий биограф 2: Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все   возможные   награды.   Твердость   его   руки   вызывает   изумление:   многим   его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. 1 Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Подлинной школой для художника стал Валаам, куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием   биолога   он   осматривал   и   ощупывал   стволы   деревьев,   травы,   мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается Первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста». Весной 1862 года Шишкин выезжает в Германию. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине. Ведущий биограф 1: В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Теперь   он   с   наслаждением   пишет   «русское   раздолье   с   золотой   рожью,   реками, рощами   и   русской   далью»,   которые   снились   ему   в   Европе.   Один   из   первых   его шедевров можно назвать песней радости – «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Используя   естественный   мотив   дороги,   Шишкин   мастерски   строит   композицию картины. Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни,  где раскрываются особенности русского национального пейзажа. В   1870   году   Шишкин   становится   одним   из   членов­учредителей   Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни.   На   Первой   передвижной   выставке   он   выступает   с   картинами   «Вечер», «Сосновый   лес»   и   «Березовый   лес»,   а   в   1872   году   по   этюдам   с   натуры   пишет   в мастерской   Крамского   «Сосновый   бор»,   оцененный   Крамским   как   «одно   из замечательнейших произведений русской школы». Ведущий искусствовед: «Сосновый   бор.  Мачтовый   лес   в   Вятской   губернии»   (1872).   Картина   сейчас называется «Сосновый бор». Для Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную   тему   –   могучий,   величественный   русский   лес.   Мастер   создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня – полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик   В.В.   Стасов   называл   картины   Шишкина   «пейзажами   для   богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу 2 к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н. Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно­желтой водой, в котором видно всё дно, усеянное камнями...».  О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...». Как дышится легко в бору сосновом! Он кажется смолистым срубом новым: По гладким веткам белки скачут ловко, Стволы, как медь горят по вечерам, И дятел ярко­красная головка, Мелькает в сосняке то здесь, то там.                                                                    Шорыгина Т.  «Утро в сосновом лесу». 1889  Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный  прием, когда верхушки деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы   не   вмещаются   даже   в   достаточно   большое   полотно.   Возникает   своеобразный пейзажный   интерьер.   У   зрителя   возникает   впечатление,   что   он   оказался   внутри непроходимой   чащи,   где   уютно   чувствуют   себя   медведи,   расположившиеся   на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4­ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права. «Лесная глушь». 1872 На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину «Лесная глушь», за которую в 1873 году получает звание профессора пейзажной живописи. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где­то в глубине,   среди   чахлых   деревьев   виден   слабый   солнечный   просвет),   художник   дает возможность  ощутить  сырость  воздуха, влажность  мхов и  валежника, проникнуться этой  атмосферой, словно  оставляя  зрителя  наедине  с  гнетущей  глухоманью.  И  как настоящий   лес,   этот   пейзаж   открывается   зрителю   не   сразу.   Полный   деталей,   он рассчитан   на   долгое   рассматривание:   вдруг   неожиданно   замечаешь   лисицу   и улетающую от нее утку. Искусствовед   А.В.   Прахов   писал:   «Настоящая   краса   всероссийского   пейзажа, исполинские,   почти   девственные   леса,   позднее   завоевывают   себе   почетное   место   в русском искусстве, благодаря классической деятельности И.И. Шишкина. Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский   лес   с   таким   блестящим,   образцовым   совершенством,   по   крайней   мере   со стороны рисунка. «Лесная глушь» и в особенности «Сосновый бор» с парою медведей под   сосной   останутся   навсегда   славным   памятником   этой   деятельности,   глубоко народной, здоровой, серьезной и суровой, как сама северная природа…». Ведущий биограф 2: В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. В лучших   произведениях   Шишкина   всё   настойчивей   и   сильней   начинают   звучать 3 эпические ноты. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла  в знаменитой картине «Рожь». Она была представлена в 1878 году на  VI  Передвижной выставке. В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к   картине,   говорится:   «Раздолье,   простор,   угодье,   рожь,   благодать   Божья,   русское богатство».   Критик   В.В.   Стасов   сравнивал   сосны   на   полотне   с   колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем – величественная панорама русской природы, представленная   как   театрализованное   зрелище.   Природу   Шишкин   понимает   как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки – человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина, о чём говорят   такие   картины,   как   «Среди   долины   ровныя»,   «Лесные   дали»   и   «Дубовая роща». «Среди долины ровныя». 1883 Поэтическим чувством проникнуто полотно «Среди долины ровныя» (1883), в нем сочетаются   величие   и   задушевная   лирика.   Названием   картины   стали   строки   из стихотворения   А.   Ф.   Мерзлякова,   известные   как   народная   песня.   Но   картина   не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого   полотна.   Что­то   радостное   и   вместе   с   тем   задумчивое   есть   в   широко распахнувшейся   степи   (именно   такое   ощущение   вызывает   свободная,   незамкнутая композиция   картины),   в   чередовании   освещенных   и   затемненных   пространств,   в засохших   стеблях,   словно   стелющихся   под   ноги   путнику,   в   величественном   дубе, возвышающемся среди равнин. Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе. Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который   одиноко   возвышался   над   окружающими   просторами.   Этот   дуб   напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась эта картина. Центральное   место   на   картине   занимает   дуб.   Он   возвышается   над   долиной,   как исполин,   раскинув   свои   могучие   ветви.   Фоном   ему   служит   небо.  Оно   покрывается тучами,   вдали   уже   собралась   гроза.   Но   она   не   страшна   великану.   Никакие   грозы, никакие   бури   не   смогут   сломить   его.   Он   крепко   стоит   на   земле,   служа   приютом путнику и в жару, и в непогоду. Дуб так силен и крепок, так могуч, что набегающие вдали тучи кажутся ничтожными, не способными даже задеть великана. Утоптанная тропинка сбегает прямо к дубу­великану, который готов укрыть вас своими   ветвями.   Крона   дерева   так   густа,   что   напоминает   шатер,   темная   тень раскинулась под деревом. Сам же дуб ярко освещен лучами солнца, которое еще не закрыли собой грозовые облака. 4 Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине. «Лесные дали». 1884 В   1884   году   появляется   удивительная   по   охвату   изображенного   пространства картина   «Лесные   дали».   Перед   зрителем,   который   как   бы   видит   пейзаж   с   горы, расстилается широкая панорама лесов. Вдали один за другим виднеются невысокие, сглаженные временем веков горные хребты Урала, густо поросшие хвойными лесами. Их ритм придает всему пейзажу величавый покой, широту. Чуть поблескивает вдали горное озеро. Всё одето утренним туманом. Седой Урал раскрывается перед нами во всей своей мощи и величии. В данной картине, художник стремится изобразить не столько конкретное место, сколько   создать   образ   страны   в   целом.   Пространство   строится   четкими   планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России.  Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдали поверхность воды, небо, воздух, словом, целая панорама русской   природы,   с   её   не   бьющими   в   глаза   красотами,   изображена   на   холсте   с поразительным мастерством».  Картина   написана   в   период,   когда   художника   начали   интересовать   проблемы пленэра. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной. «Дубовая роща». 1887 Великолепно написана могучая «Дубовая роща». На   картине   «Дубовая   роща»   изображен   яркий   солнечный   день   в   дубовом   лесу. Мощные,  развесистые,   немые   свидетели   смены   веков  и   поколений   поражают   своим великолепием.   Тщательно   прорисованные   детали   настолько   приближают   картину   к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти. Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря   на   то,   что   изображенные   на   картине   дубы   уже   обзавелись   ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по­ прежнему зелены  и пышны.  И  невольно  задумываешься  о  том,  что эти  дубы  будут способны простоять еще не одну сотню лет. Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков   кисти   в   пейзаже   составил   три   десятка   лет!   Именно   столько   времени понадобилось,  чтобы  у  художника  сформировалось  видение  этого  монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника. 5 «Утро в сосновом лесу». 1889 Одним   из   самых   популярных   произведений   русской   живописи   является   картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, художником­передвижником К.А. Савицким, который написал в картине медведей. Перед нами жизнь природы в местах, где еще не ступала нога человека. Ощущение красоты  девственной   лесной чащи усиливается поэтическим  мотивом  раннего  утра. Голубоватый   туман   еще   окутывает   стволы   сосен,   и   только   вершины   их   освещены лучами восходящего солнца. О, дивный лес! Какая Благодать от утра! Тумана дымку легкую вдыхаю, Сейчас ее рассеет солнца луч, Я чудный день в лесу предвосхищаю. Макушки сосен вековых, В рассветной зорьке нежно розовеют, Волшебной сказкою и красотой, В лесной чащобе этой веет. И свежий мох под лапами примят, Трещат под тяжестью сухие ветки. Выгуливает мама медвежат, Резвятся и играют детки. И так до слез знаком пейзаж, И так теплом и нежностью из детства веет, Что лишь взгляну на эту красоту, И знаю, что ­ Спасет, Согреет!          Белый Филин «Сосновый лес». 1889 На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени на песке говорят о том, что это именно утро). Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, перекресток песчаных тропинок привлек внимание мастера. Десятки оттенков зеленого цвета, голубоватые мхи, чуть подернутый желтизной ослепительный песок... Вся   эта   палитра   природных   красок   не   могла   оставить   Шишкина   равнодушным. Глядя   на   картину,   начинаешь   вспоминать   сосновый   дух,   в   ушах   чуть   слышен   шум прохладного Балтийского моря. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность... Как   и   любая   другая   работа   Шишкина,   картина   «Сосновый   лес»   поражает   своей достоверностью,   педантичным   отношением   к   мельчайшим   деталям,   реальностью сюжета и непридуманной красотой. Ведущий биограф 1: 6 В последнее десятилетие своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. 90­е годы Шишкин встретил полный сил. На каждой передвижной выставке он обязательно представлял несколько работ. Он мог создать   подряд   несколько   выдающихся   произведений   –   картины   «В   лесу   графини Мордвиновой.   Петергоф»,   «Дождь   в   дубовом   лесу»,   «На   севере   диком…»,   были написаны за несколько месяцев 1891 года. «На севере диком…». 1891 «На   севере   диком…»   ­   эксперимент   художника,   в   осуществлении   которого   он оказался победителем. Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте зимней ночи; только снег на сосне сияет в лунном   свете.   Неожиданные   контрасты,   концентрированность   внимания   на   одном дереве, резкая синева – не только новы для Шишкина, они говорят о смелости исканий художника на пороге последнего десятилетия его жизни. В конце 1891 года Шишкин совместно с Репиным организовал в залах Академии художеств   выставку   своих   произведений.   большей   частью   экспонатов   выставки являлись   его   недавние   этюды.   «Подобной   выставки   этюдов   у   нас   еще   не   было»,   ­ заявляли газеты. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растёт. «Березовая роща». 1896 Известная   во   всем   мире   картина   «Березовая   роща»   была   написана   Шишкиным маслом   в   1896   году.   На   данный   момент   картина   находится   в   Ярославском художественном музее. В   картине   преобладают   оттенки   зеленого,   коричневого   и   белого.   Казалось   бы   – сочетание   цветов   более   чем   простое,   но   удивительно   удачное:   глядя   на   картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей. Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает какой­то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны,   не   зря   выбрал   героиней   этой   картины   именно   березу,   ведь   именно   она считается национальным символом России с древних времен. Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно   шелковистой,   березовая   кора   как   настоящая   и   каждый   березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи. Этот пейзаж написан настолько естественно, что трудно даже назвать его картиной. Скорее подойдет название отражение действительности. Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой. 7 Иван Никитин «Корабельная роща». 1898 В   начале   1898   года   художник   написал   картину  «Корабельная   роща».  Как   бы возвращаясь   к   дням   своей   юности,   к   первичным   сильным   впечатлениям   от   лесов родного края, Шишкин создает монументальное полотно с гигантами­соснами, точно подпирающими   ветвистыми   кронами   само   небо.   Перед   нами   своеобразный   итог многолетней творческой жизни великого художника, его лебединая песня. Умер Иван Шишкин 20 марта 1898 года, сидя за мольбертом, работая над новой картиной… 1. Самин Д.К. 100 великих художников /Д.К. Самин. – М.: Вече, 2006. – С. 270 – 276. – (100 великих). Литература:  8

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)

Методическая разработка урока МХК по творчеству Ивана Шишкина "Певец русского леса" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018