Тентыль: феномен селькупской народной культуры.
Оценка 4.8

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Оценка 4.8
Научные работы
docx
искусство +2
11 кл +1
19.11.2017
Тентыль: феномен селькупской народной культуры.
Статья содержит информацию о специфическом жанре селькупского фольклора - тентыль. Слово тентыль является усеченной формой причастия настоящего времени от глагола «тентыӄо» – говорить, сказать, рассказывать. Приближенное значение слова тентыль, следовательно, «говоримое, сказанное». В современной селькупской речи глагол тентыӄо бытует, но употребление его редко. Обычно употребляются глаголы с примерно тем же значением: глагол «кәтыӄо» - сказать, «томӄо» – сказать, наказать, приказать, «коӈалтыӄо» – рассказать, «ӄуралтыӄо» – приказать. Селькупские тентыль являются определенным, отличным от других селькупских устных произведений, жанром. Тентыль можно разделить на три группы: а) рассказы с космогоническим содержанием; б) рассказы о событиях, произошедших в давние времена; в) нравоучительные рассказы об обычаях и нормах поведения. Рассказы о событиях, произошедших в давние времена, не являются вымышленными; они представляют собой обобщенный реальный факт или событие. Статья представляет интерес для учителей истории, краеведения, лингвистики.
статья Трушников тентыль селькупы.docx
Тентыль: феномен селькупской народной культуры. Селькупы, одна из интереснейших народностей северо­западной Сибири и для лингвиста, и для этнографа, фольклориста, археолога (13), и, несмотря на это, не привлекшая внимание исследователей до сего времени, очень мало изученная. Соседствующие   с   селькупами   вогулы   (манси),   остяки   (ханты)   имели многочисленных   исследователей,   давших   науке   большое   количество   работ, осветивших   все   стороны   жизни   этих   народностей.   Связи   этих   народностей   с селькупами в былые времена (даже к началу завоевания Сибири русскими) (15) были очень тесны и сложны. Наблюдаемые в данное время сближения в области языка (9), фольклора (5), религиозных представлений (29), общность охотничьих и рыболовецких   промысловых   приемов   имеют   очень   глубокую   давность   и проистекают, вероятно, не только из факта долгого соседствования (34), но из более глубоких факторов, а именно общности этногенетических процессов (33). Название селькупы стало официальным название для всего племени с 1930 года (16). Принято на основании самоназвания наиболее многочисленной группы, тазовской,   говорящей   на   одном   диалекте,   признанным   еще   Кастреном,   как наиболее «чистый» диалект (12). Это группа именует себя «сёлькуп», что значит «лесной человек» (вариант самоназвания «щёль куп», что значит «человек земли»). Сёль  –  имя прилагательное, производное от исчезнувшего слова сё(т)  –  тайга, встречающегося в современном селькупском языке только в следующих формах: Вариант этого самоназвания звучит шёль­ӄуп  –  «человек земли» («земляной человек»). Производится от слова щё  –  земля с глиной. Синонимом этого слова является   слово   «чу»   ­   «земля»,   которое   участвует   в   самоназвании   группы селькупов   Нарымского   округа   Чумыль­ӄуп,   чугула     –     это   также   означает «земляной человек». Ӄуп     –     по­селькупски   «человек»,   термин   общий   для   всех   диалектов селькупского языка; ӄула  –  множественное число  –  люди, нарымские диалекты селькупского языка. Г.Н.  Прокофьев  в  своих  исследованиях (14)  о  происхождении   селькупов, принимая точку Кастрена о том, что селькупы явились потомками самоедских саянских племен, обращает свое внимание на вопрос о древних насельниках тех территорий,   которые   в   настоящем   и   недавнем   прошлом   занимали   селькупы.   В своей   неоконченной   работе   «Происхождение   современных   самодийских народностей»   Г.Н.   Прокофьев   говорит   следующее:   «Кто   были   насельники территории, ныне занятой селькупами до прихода туда саяно­самоедских племен? Ответ на этот вопрос нам дает анализ самоназваний, племенных названий, а также анализ   слов   «человек»,   «мужчина»   у   современных   селькупов».   Далее   он   дает анализ. У селькупов имеется двоякое самоназвание «сёль  ӄуп» «щёль  ӄуп» (по диалектам кетское «сÿссе­ӄум», тымское «чумыль  ӄуп»). Из них «сёль  ӄуп» (и «сÿссе­ ӄум» значат «лесной человек» (от им.сущ. сёт, сÿт  –  тайга, лес). Шёль ӄуп (и чумыль  ӄуп)   –   «земляной человек», «человек земли» (от сущ.   –   шё, чу   – земля). Разработанная Г.Н. Прокофьевым гипотеза о происхождении селькупов дает нам   право   говорить   о   селькупах   как   об   одной   из   интереснейших   народностей Северо­Западной   Сибири   (11).   В   процессе   формирования   селькупов   приняли участие многие ныне исчезнувшие племена саяно­самоедов и аборигенные племена. Связи,   вскрываемые   изучением   селькупского   языка,   этнографии   и   фольклора, ведут   и  на  юг   к  древним   обитателям   Саян,  и   к  западу   к  древним   обитателям Приуралья.   Вся   духовная   культура   селькупов,   их   религиозные   представления, фольклор и социальные отношения носят характер этой двойственности культур  – южной и аборигенной. Изучение   селькупов   дает   материал   для   изучения   как   современных отуреченных   саяно­самоедских   племен,   и   для   изучения   обских   угров,   с последними их роднит общность аборигенного компонента (1). Изучение   селькупов   должно   представить   интерес   не   только   для специалистов, изучающих самоедские племена, что вполне естественно, но также и для изучающих угров – вогул и хантов (особенно южных хантов), кетов и остатков современных алтае­саянских самоедских племен. Интерес этот основывается на открывающейся исследователю чрезвычайно сложной картине этногенеза селькупов (36). Представленная на данном этапе лишь приближенно картина этногенеза селькупов указывает на глубокие связи селькупов с   уграми,   кетами,   татарами   (тюрками),   монголами   (37).   Очень   своеобразное взаимоотношение   селькупов   (также   в   основе   самоедов)   с   самоедскими современными группами ненцев, энцев, т.е. со своими давними родичами, двойное соприкосновение с тюркскими племенами, с кетскими (арино­коттами в древности и   кетами   в   современности),   ­   все   это   создает   пеструю   картину   переплетения взаимоотношений   (32).   Особый   интерес   представляет   собой   селькупский фольклор, который не неся в себе прямых указаний на этногенетическую судьбу создавшего   его   народа,   содержит   в   себе   отраженными   некоторые   черты собственной   истории   селькупов,   подтверждает   связи   селькупов   в   древности   и настоящем близком к нашему времени, с вышеуказанными племенами. Отражение архаических форм мышления, религиозных представлений, присущих не только селькупам,   но   и   всем   самоедским   племенам,   сохранившееся   в   селькупском фольклоре,   способствует   пониманию   нетипичных   явлений   у   самоедских современных групп. Этим и ценен, в частности, фольклор, сохранивший элементы схожести. Он дает отражение исторических судеб народа, помогает восстановить, изучить историю этих народов (8). Феноменом   селькупской   культуры   является   одна   из   необычных   форм устного народного творчества, именуемая «тентыль» (25). Слово тентыль является усеченной формой причастия настоящего времени от глагола «тентыӄо» – говорить, сказать, рассказывать.  Приближенное   значение   слова   тентыль,   следовательно,   «говоримое, сказанное».   В   современной   селькупской   речи   глагол     тентыӄо   бытует,   но употребление   его   редко.   Обычно   употребляются   глаголы   с   примерно   тем   же значением:   глагол   «кәтыӄо»   ­   сказать,   «томӄо»   –   сказать,   наказать,   приказать, «коӈалтыӄо» – рассказать, «ӄуралтыӄо» – приказать. Часто в значении «говорит, сказал» употребляется глагол «есыӄо» ­ стать, в оборотах «нильчик еса» ­ так сказал (так стал). Сами селькупы (знающие русский язык) переводят слово «тентыль» ­ быль, бывало так. Селькупские   тентыль   являются   определенным,   отличным   от   других селькупских   устных   произведений,   жанром.   Тентыль   можно   разделить   на   три группы: а)  рассказы  с космогоническим  содержанием;  б) рассказы  о событиях, произошедших   в   давние   времена;   в)   нравоучительные   рассказы   об   обычаях   и нормах   поведения.   Рассказы   о   событиях,   произошедших   в   давние   времена,   не являются вымышленными; они представляют собой обобщенный реальный факт или   событие.   В   рассказываемые   события   верят.   Установление   обычая,   норм поведения   в   давнее   время   освящено   самой   давностью.   Роль   всех   тентыль   – объяснительная,   поучительная.   Фантастика   тентыль   в   своем   истоке   не   всегда имеет религиозное представление. Будучи порождена конкретно­образной стадией мышления, она отражает фантастику познавательных представлений о мире, связи явлений, характерные для ранних ступеней развития первобытного общества. В дальнейшем бытовании тентыль наблюдается влияние религиозных представлений, борьба образа реалистичного (в основе) с религиозной фантастикой, становление религиозно­фантастического образа. Тентыль   являются   художественными   произведениями,   построенными   на также   основных   принципах   художественного   творчества,   что   и   позднейшая художественная   литература   –   типизация   образов   и   событий,   выработка определенной художественной традиционной формы. Тематика группы рассказов о событиях,   произошедших   в   давние   времена,   содержит   объяснения   различным событиям,  явлениям,  материальной,  социальной   и  духовной   жизни   селькупов – появление у селькупов оленеводства, причины удачи в промысле, происхождение брачных   норм,   обычаев   «стыдиться»,   представления   о   «нижней   земле»,   о разделении доброго и злого начала, судьбе человека после смерти и т.д. Группа космогонических   рассказов   объясняет,   что   такое   Млечный   путь,   основные созвездия, месяц и т.д. Тентыль несут следы древних событий, отражая их идейно, выбирая   и   закрепляя   те   события,   которые   оказали   положительное   влияние   на вечное движение человечества вперед.  Специфическими   для   селькупских   тентыль   являются   отражения   древних представлений о мире (линейное представление, раннее представление о «нижнем мире»),  ранние   тотемистические   представления  (неразличие   состояния   жизни   и смерти   как   некоего   противоположного   состояния,   общность   человека   и животного), представления о разных божествах, бывших людьми, живших среди людей и впоследствии ушедших на «верхнее небо». Отражены следы матриархата – образы женщин­божеств, хозяек стихий и т.д., ранние формы брака (перекрёстно­ кузенный   брак)   и   т.д.   Наличие   в   селькупском   фольклоре   преданий,   детально совпадающих   с   аналогичными   преданиями   бурят,   кетов   и   отчасти   тунгусов, объясняется   наличием   монгольских   и   арино­коттских   элементов   в   этногенезе селькупов, а еще вероятнее предположить, что не селькупов, как специфически особой   группы,   а   саяно­самоедских   племен,   легших   в   основу   селькупского племени. За   многовековую   историю   селькупы   создали   и   сохранили   до   наших   дней многие самобытные традиции, обычаи, воззрения, на которых воспитывалось не одно поколение людей. Во многом народы Севера, стремящиеся приспособиться к технократической   цивилизации,   активно   взаимодействовали   с   внешним   миром, иноэтничным   окружением.   Для   многих   из   них   характерно   стремление   слиться, раствориться в иноэтничной среде (7). При этом северные (тазовско­туруханские) селькупы,   о   которых   в   основном   мы   будем   вести   речь,   с   древнейших   времен соседствуют   и   удачно   сосуществуют   с   ненцами,   хантами,   эвенками,   кетами, русскими, в некоторых областях с татарами и немцами (4), сохраняя собственные традиции и инкультурируя относительно небольшую часть иноэтнических обычаев. Примером   феномена   сохраненной   культуры   селькупов   являются   тентыль, играющие огромную роль в специфической системе воспитания, ориентированной в   сторону   экоцелесообразного   поведения   и   имеющей   ряд   обозначенных особенностей,   отличающих   ее   от   сравнительно   схожих   традиций   воспитания   в семьях обских угров. Селькупы   удивительно   гармонично   вписывают   систему   воспитания   детей, подростков   и   взрослых   в   окружающий   их   Мир,   по   настоящему   формируя гуманистов,   способных   к   многовековому   неразрушающему   взаимодействия   с окружающей средой. Живая, первозданная природа, в лоне которой развивается селькуп,   необходима   ему,   как   воздух,   и   с   раннего   детства   он   испытывает   ее благотворное   влияние.   Ребенок,   изумленно   уставившийся   на   бескрайнее   стадо оленей, встретивший рассвет на берегу кристально чистой реки Таз, каждодневно слушающий   песни   отца   и   матери,   которые   неразрывно   связаны   со   звуками окружающей его северной первозданной Природы,  полюбит ее, найдет в ней что­ то   бесконечно   ценное   и   доброе.   Природа   в   большей   степени,   чем   искусство, формирует гуманиста. Исходя   из   результатов   полевых   наблюдений,   экспертных   опросов   и интервью,   на   наш   взгляд,   система   воспитания   у   селькупов   имеет   ряд   черт, которые, при условии их использования в рамках воспитательных систем других народов (причем не только в рамках семейного, но и общественного воспитания, в условиях детского сада, школы, вуза) могут эффективно изменить воспитательный процесс, сделав его в большей степени экологоориентированным. Прежде всего, это   овеществленный   принцип   натурности,   модификация   принципа   наглядности, объединяющая   идеи   творческого   начала   и   служащая   спецификации   отбора содержания   воспитания   в   контексте   устойчивого   развития.   Все   действия родителей   безотрывно   связаны   с   Природой,   подчеркивают   ее   бесконечную Мудрость   и   Простоту.   В   исполнении   всех   трудовых   действий   селькуп подчеркивает свою тесную, неразрывную связь с Миром, стремясь к компромиссу и взаимному развитию. Система воспитания селькупов направлена на подготовку молодых людей, способных   гармонично   сосуществовать   с   окружающим   миром,   что   абсолютно согласуется с развитием в контексте модели устойчивого развития, что полностью отвечает требованиям современного общества. Во   многом   такая   система   реализует   принципы   кластерного   подхода (комплексности,   направленности   воспитания   на   личностный   рост,   связи воспитания с жизнью и пр.); –   ориентирована на развитие ребенка с учетом созданной многовековым опытом   модели   личности,   включающей   в   себя   социально   значимые   качества личности,   неспособной   к   противостоянию   с   Природой,   а   реализующей   модель гармоничного соразвития Человека и Природы; – создает педагогические условия, обеспечивающие успешность протекания процесса   личностного   роста   ребенка   в   условиях   микросоциума   селькупского племени; синергия педагогических условий этой системы направлена на развитие когнитивной   (способности   к   познанию),   личностной   (личностные   качества), интеллектуальной (мыслительная деятельность) и интенуальной (опыт реализации природосообразной модели поведения) сфер личности ребенка. Список литературы 1. 2. Donner K. Among the Samoyed in Siberia.  New Haven. 1954. 176 p. Donner K. Bei den Samojeden in Sibirien. Stuttgart: Strecker und Schroder. 1926. 201 p. 3. Stepanova   O.B.     The   mythological   image   of   the   mother­tree   in   the traditional   beliefs   of   the   selkups   //   Archaeology,   Ethnology   and   Anthropology   of Eurasia. 2007. Т. 31. № 3. С. 115­118. 4. Аксянова Г.А., Васильев В.И. Селькупы. Глава 1. Общие сведения//Народы Западной Сибири. Серия «Народы и культуры». М., 2005. С. 304­311 5. Андреева   К.Н.   Духовная   культура   селькупов   в   освещении   Кая Доннера// Вестник Томского государственного университета. История,  (2008), 3, 100­105 6. Белич   И.В.,   Белич   И.В.К   вопросу   о   культовых   местах   тазовских селькупов // Вестник археологии, антропологии и этнографии,  (1997), 1, 99­112 7.   И.В. Белич,   Некоторые   аспекты   традиционного   воспитания селькупов   //   Ежегодник   Тюменского   областного   краеведческого   музея   им. И.Я.Словцова. Тюмень, 1996 год. С.116. 8. Губайдуллин Ф.Ф. Музыкально­инструментальная культура селькупов: к   истории   изучения   //   Вестник   Томского   государственного   университета. Культурология и искусствоведение,  (2011), 3 (3 квартал), 19­26 9. Калугина   З.И.,   Соболева   С.В.,   Тапилина   В.С.   Селькупы   Томской области.   Опыт   оценки   человеческого   потенциала   коренных   малочисленных народов Сибири// Проблемы истории, филологии, культуры,  (2009), 26 (октябрь), 230­238 10. Колесникова С.Ю.К вопросу о методологии исследования календаря селькупов // Современные проблемы науки и образования,  (2010), 2 (апрель), 36­ 40 11. Кузнецова, А.И. Сферы взаимообогащения национальных культур при наличии   межэтнических   контактов   (на   примере   общения   селькупов   с   другими народами) // Славянские духовные традиции в Сибири. г.Тюмень, Издательский центр «Академия», 2002 г. С. 62.  12. Лебедев   В.   В.,   Соколова   З.   П.     Селькупы   //   Этническая   история народов Севера. М.: Наука, 1982. С. 118–129.  13. Прокофьев   Г.Н.   Остяко­самоеды   Туруханского   края   //Этнография, 1928,  №2. С. 96­103 14. Прокофьев   Г.Н.   Церемония   оживления   бубна   у   остяко­самоедов //Известия ЛГУ. Т.II. Л.. 1930. С. 365­373 15. Прокофьев   Г.Н.   Этногония   народностей   Обь­Енисейского   бассейна //СЭ. 1940. №3. С. 67­75 16. Прокофьева Е.Д. Историко­этнографический очерк. Селькупский  фольклор. Архив музея антропологии и этногафии им.Петра Великого РАН. 17. Прокофьева Е. Д.  Оленеводство тазовских селькупов // Материальная  культура народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 139–155.     18. Прокофьева Е.Д. Древние жилища на реках Тым и Кеть //СЭ. Вып. 2. М.­Л., 1947. С. 192­202 19. Прокофьева Е.Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) //Сибирский этнографический сборник. ТИЭ. Новая серия. Т. 18. М.­ Л., 1952. С.88­107 20. Прокофьева   Е.Д.   Костюм   селькупского   (остяко­самоедского) шамана // Сб. МАЭ. Т. 11. М­Л., 1949а. С. 335­375 21. Прокофьева   Е.Д.   Некоторые   религиозные   культы   тазовских селькупов // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало ХХ в.). Сб. МАЭ, Т. 33. Л., 1977. С. 66­79 22. Прокофьева   Е.Д.   Оленеводство   тазовских   селькупов   //Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1976а. С. 139­155 23. Прокофьева Е.Д. Орнамент селькупов // КСИЭ. 1950. № 10. С. 29­39 24. Прокофьева   Е.Д.   Представления   селькупских   шаманов   о   мире   (по рисункам и акварелям селькупов) // Сб. МАЭ. Т. 20. М­Л., 1961а. С. 54­74 25. Прокофьева Е.Д. Селькупы// Народы Сибири. М.­Л., 1956. С. 665­686 26. Прокофьева Е.Д. Старые представления селькупов о мире //Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976b. С. 106­128 27. Степанова   О.Б.     «Злая»   или   «добрая»:   к   вопросу   о   главном мифологическом образе селькупов // Омский научный вестник. 2006. № 8­2. С. 52­ 55. 28. Степанова О.Б. Медведь как образ матери­предка и души человека в традиционном   мировоззрении   селькупов//Радловский   сборник.   Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2006 году. СПб., 2007a. С. 206­ 215 29. Степанова О.Б. Мифологический образ матери­дерева в традиционном мировоззрении   селькупов   //   Археология,   этнография   и   антропология   Евразии. 2007. № 3. С. 115­118.  30. Степанова О.Б. О символике цвета в мифологической картине мира селькупов//Радловские чтения 2006. Тезисы докладов. СПб., 2006b. С. 197­205 31. Степанова О.Б. Особенности современного хозяйственно­культурного положения   коренных   народов   Севера   Красноселькупского   района   Ямало­ Ненецкого автономного округа//Культурное наследие народов Сибири и Севера: Материалы Шестых Сибирских Чтений. Санкт­Петербург, 27­29 октября 2004 г. СПб., 2004. С. 167­173 32. Степанова   О.Б.   Первобытные   представления   селькупов   о   душах   и духах//Музей. Общество. Религия: аспекты взаимодействия. К 70­летию ГМИР. Материалы IX Санкт­Петербургских религиоведческих чтений, ноябрь 2002. СПб., 2002а. С. 50­55 33. Степанова   О.Б.   Традиционное   мировоззрение   селькупов: представления  о  круговороте  жизни и  душе.  Диссертация на  соискание  ученой степени кандидата исторических наук / Санкт­Петербург, 2007  34. Тучкова Н.А.  О расселении селькупов в Приобье по топонимическим данным   Г.­Ф.   Миллера   //   Вестник   Томского   государственного   педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin,  (2012), 1 (), 136­139 35. Тучкова, Н.А. Жилища и поселения южных селькупов как компоненты обжитого пространства  ( XIX – XX века) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 Томск, 1999. 36. Шаргородский Л. Т.  Расселение и численность северных селькупов в  конце XIX — начале XX в. // Народы Сибири и сопредельных территорий. Томск:  Том. ун­т, 1995. С. 76–81. 37. Шаргородский Л. Т.  Современные этнические процессы у селькупов.  М.: ИЭА РАН, 1994. 186 с.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.

Тентыль: феномен селькупской народной культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2017