Формирование педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах творческой деятельности
Преподаватель изобразительного искусства в высшей архитектурной школе должен обладать совокупностью редких и ценных специальных личностных и социальных качеств. А в связи динамичностью развития современного постиндустриального общества актуализируются процессы опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к развитию общества. Помимо традиционных появляются и новые требования к компетентности преподавателя/ связанные с изменениями в процессе образования, такие как, умение проектировать учебный процесс, сочетать и развивать различные подходы к технологии обучения, уметь использовать инновационные системы и технологии обучения, самостоятельно решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.
Темой данной статьи является генезис потребностей к совершенствованию и развитию профессионально-важных личностных качеств преподавателя изобразительного искусства в архитектурном институте на разных этапах педагогической деятельности. Гипотеза статьи состоит в выделении трех основных этапов педагогической деятельности: ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап и МАСТЕРСКИЙ этап, к рассмотрению которых мы сейчас и приступим.
Итак- ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап характеризуется тем/ что у начинающего преподавателя изобразительного искусства в тесном контакте со зрелыми коллегами происходит формирование педагогических способностей и потребности заниматься педагогической деятельностью. Гностические умения молодого преподавателя состоят из умения извлекать знания из различных источников и опытным путем/ из собственной деятельности и из деятельности в тесном контакте с мастерами/ умении самостоятельно работать с различными источниками информации/ в том числе и с Интернет" ресурсами. Задачи педагогического проектирования на этапе ориентировки состоят из умения намечать результаты которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы а также умения проектировать собственную педагогическую деятельность. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии/ проигрывать различные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения/ определенного времени, в течение которого должна быть решена конкретная задача. Организационные умения состоят в способности организовать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов, начинающий педагог должен уметь оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня усвоения учебного материала программным требованиям и потенциальным возможностям студентов. Коммуникативные умения заключаются в способности строить правильные взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического процесса и достижении положительных результатов труда/ умении устанавливать доброжелательные, доверительные взаимоотношения со студентами.
На этапе ОРИЕНТИРОВКИ в деятельности особенно важными профессионально значимыми личностными качествами преподавателя нам представляются наличие заинтересованности в результатах/ способность к общению и построению диалога с коллегами, наставниками и студентами/ эмоциональная чувствительность и отзывчивость, уверенность в себе с зачатками авторитарности, чувство юмора, оптимизм, видение перспективы собственного роста и развития, способности к постановке, расстановке приоритетов и достижению целей.
Уровень педагогического мастерства соотвествующий данному этапу можно назвать репродуктивным и адаптивным т.е преподаватель умеет дать другим то, что знает и понимает сам а также умеет трансформировать свои знания применительно к объекту с которым имеет дело.
Этапу ОРИЕНТИРОВКИ соответствует звание ассистента кафедры. Этап длится от 2 до 5 лет.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап характеризуется освоением педагогом педагогических технологий. Понятие педагогической технологии пришло из прикладной педагогики и обозначает в узком смысле слова совокупность
способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) в настоящее время существует большой выбор педагогических технологий в которых опытный педагог должен уметь ориентироваться и применять на практике в зависимости от целей и задач обучения. Кроме традиционной существуют игровые личностно-ориентированные технологии технологии развивающего обучения коллективного и проблемного обучения интегративные витагенные этнокультурные виртуальные и дистанционные технологии/ технологии контроля образовательного процесса. На этом этапе гностические умения преподавателя состоят из способности анализировать педагогические ситуации/ формулировать и решать педагогические задачи, самостоятельно добывать новые знания, необходимые для продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный, логически рассуждать и проводить логические вычисления. Проектировочные умения состоят в умении ставить учебную работу, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности, педагог должен научить студентов ставить и реализовывать цели самостоятельной работы. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы, отбирать формы организации, методы и средства обучения. Организаторские умения состоят в способности диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности, управлять психическим состоянием студентов на учебных занятиях/ осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативные умения состоят в способности вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения, способности индивидуально воздействовать на студента в ходе фронтального изложения учебного материала.
На ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЭТАПЕ профессионально-важными личностными качествами будут являться его экспрессивные и перцептивные способности, а также авторитарные, академические и научно-исследовательские способности/ гибкость/ критичность и глубина мышления, быстрая ориентировка, сообразительность, мобильность и вместе с тем, спокойствие, терпение, собранность/ целеустремленность, точность в выражении мысли, сосредоточенность, начало формирования волевых черт харизмы и способности воздействовать на других людей. Обостряется значение социально-значимых черт-чувство ответственности за свои действия/ профессионального долга и чести/ сознательности/ здорового самолюбия/ начинает формироваться профессиональная интуиция.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП соответствует должностям старшего преподавателя и доцента. Длится от 5 до 15 лет.
Уровень педагогического мастерства здесь-локально -моделирующий /т.е когда преподаватель умеет не только передавать и трансформировать информацию/ но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам и системно-моделирующий знания - когда преподаватель умеет моделировать систему деятельности/ формирующую систему знаний по своему предмету.
МАСТЕРСКИЙ ЭТАП характеризует высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Основными компонентами мастерства является высокая общая культура/ гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения/ педагогическое творчество и педагогические способности/ технологическая компетентность.
К гностическим умениям педагога-мастера относится умение осуществлять поисковую/ эвристическую деятельность, а также умение изучать, обобщать и внедрять передовой опыт. Проектировочные умения состоят в способности осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач и способов их решения/ умение проектировать содержание учебных курсов и собственной педагогической деятельности. Конструктивные умения - отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы/ отбирать формы организации, методы и средства обучения, конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельностью студентов. Организационные умения - уметь организовывать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов/ осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативные умения состоят в способности строить взаимодействие, взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического процесса и достижения положительных результатов труда, умение мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.
Большую роль для преподавателя-мастера играют авторитарные способности, умение оказывать волевое влияние на студентов, быстро завоевывать уважение, а в дальнейшем и прочный авторитет. К личным способностям относится педагогический такт, характеризующийся выдержкой/ уравновешенностью, требовательностью, базирующийся на уважении к студентам. Важнейшими социально-личностными качествами мастера являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, трудолюбие и работоспособность, человеколюбие и умение общаться с людьми, творческие способности, исследовательские умения, инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Это, безусловно/ специалисты высшей квалификации/ стремящиеся к совершенствованию своего профессионального мастерства, люди высокой профессиональной культуры, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие своей творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающих поколений.
МАСТЕРСКИЙ этап соответствует должности профессора. Длится может долго.
По уровню педагогического мастерства он относится к системно-моделирующим деятельность будущего специалиста. Преподаватель умеет моделировать систему деятельности, которая, в свою очередь, переводит личность студента на высший уровень познавательной деятельности/ формирует у него потребность в творчестве.
Педагогическая подготовка преподавателя изобразительного искусства в архитектурном институте в настоящее время строится на его общении с коллегами и руководителем/ в самостоятельной работе над собой, в достижении конкретных результатов. Способствуют совершенствованию педагогического мастерства участие в научных конференциях и симпозиумах, курсы повышения квалификации работников высшей школы, стажировки в других вузах, обмен педагогическим опытом работников смежных профессий. В наибольшей мере этому способствуют направленность и качества личности, а также специальные способности к педагогической деятельности, которые надо развивать. В связи с этим наметилась тенденция к обязательности специального педагогического обучения начинающих преподавателей в период их профессионального старта и к введению разнообразных форм непрерывного совершенствования педагогического мастерства преподавателей/ уже имеющих определенный опыт работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.