Статья . Формирование умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах творческой деятельности

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рисунок – одна из ведущих дисциплин в обучении архитектора, так как он является главным изобразительным средством творческого метода студента-архитектора. Он должен постоянно стремиться к более совершенному решению всех проблем проектирования, и рисунок – одно из средств достижения этой цели.
Иконка файла материала Формирование умений преподавателя изо искусства на разных этапах творческой деятельности.docx

Формирование педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах творческой деятельности

 

Преподаватель изобразительного искусства в высшей архитектурной школе должен обладать совокупностью редких и ценных специальных личностных и социальных качеств. А в связи динамичностью развития современного постиндустриального общества актуализируются процессы опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к развитию общества. Помимо традиционных появляются и новые требования к компетентности преподавателя/ связанные с изменениями в процессе образования, такие как, умение проектировать учебный процесс, сочетать и развивать различные подходы к технологии обучения, уметь использовать инновационные системы и технологии обучения, самостоятельно решать творческие,  проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.

Темой данной статьи является генезис потребностей к совершенствованию и развитию профессионально-важных личностных качеств преподавателя изобразительного искусства в архитектурном институте на разных этапах педагогической деятельности. Гипотеза статьи состоит в выделении трех основных этапов педагогической деятельности: ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап и МАСТЕРСКИЙ этап,  к рассмотрению которых мы сейчас и приступим.

Итак- ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап характеризуется тем/ что у начинающего преподавателя изобразительного искусства в тесном контакте со зрелыми коллегами происходит формирование педагогических способностей и потребности заниматься педагогической деятельностью. Гностические умения молодого преподавателя состоят из умения извлекать знания из различных источников и опытным путем/ из собственной деятельности и из деятельности в тесном контакте с мастерами/ умении самостоятельно работать с различными источниками информации/ в том числе и с Интернет"  ресурсами. Задачи педагогического проектирования на этапе ориентировки состоят из умения намечать результаты которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы а также умения проектировать собственную педагогическую деятельность. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии/ проигрывать различные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения/ определенного времени,  в течение которого должна быть решена конкретная задача. Организационные умения состоят в способности организовать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов, начинающий педагог должен уметь оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня усвоения учебного материала программным требованиям и потенциальным возможностям студентов. Коммуникативные умения заключаются в способности строить правильные взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического процесса и достижении положительных результатов труда/ умении устанавливать доброжелательные,  доверительные взаимоотношения со студентами.

На этапе ОРИЕНТИРОВКИ в деятельности особенно важными профессионально значимыми личностными качествами преподавателя нам представляются наличие заинтересованности в результатах/ способность к общению и построению диалога с коллегами, наставниками и студентами/ эмоциональная чувствительность и отзывчивость, уверенность в себе с зачатками авторитарности,  чувство юмора, оптимизм,  видение перспективы собственного роста и развития, способности к постановке, расстановке приоритетов и достижению целей.

Уровень педагогического мастерства соотвествующий данному этапу можно назвать репродуктивным и адаптивным т.е преподаватель умеет дать другим то, что знает и понимает сам а также умеет трансформировать свои знания применительно к объекту с которым имеет дело.

Этапу ОРИЕНТИРОВКИ соответствует звание ассистента кафедры. Этап длится от 2 до 5 лет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап характеризуется освоением педагогом педагогических технологий. Понятие педагогической технологии пришло из прикладной педагогики и обозначает в узком смысле слова совокупность

способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) в настоящее время существует большой выбор педагогических технологий в которых опытный педагог должен уметь ориентироваться и применять на практике в зависимости от целей и задач обучения. Кроме традиционной существуют игровые личностно-ориентированные технологии технологии развивающего обучения коллективного и проблемного обучения интегративные витагенные этнокультурные виртуальные и дистанционные технологии/ технологии контроля образовательного процесса. На этом этапе гностические умения преподавателя состоят из способности анализировать педагогические ситуации/ формулировать и решать педагогические задачи, самостоятельно добывать новые знания, необходимые для продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный, логически рассуждать и проводить логические вычисления. Проектировочные умения состоят в умении ставить учебную работу, планировать ее достижение,  предусматривать возможные трудности, педагог должен научить студентов ставить и реализовывать цели самостоятельной работы. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы, отбирать формы организации, методы и средства обучения. Организаторские умения состоят в способности диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности, управлять психическим состоянием студентов на учебных занятиях/ осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативные умения состоят в способности вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия,  поведения, способности индивидуально воздействовать на студента в ходе фронтального изложения учебного материала.

На ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЭТАПЕ профессионально-важными личностными качествами будут являться его экспрессивные и перцептивные способности, а также авторитарные,  академические и научно-исследовательские способности/ гибкость/ критичность и глубина мышления, быстрая ориентировка, сообразительность, мобильность и вместе с тем, спокойствие, терпение, собранность/ целеустремленность, точность в выражении мысли, сосредоточенность,  начало формирования волевых черт харизмы и способности воздействовать на других людей. Обостряется значение социально-значимых черт-чувство ответственности за свои действия/ профессионального долга и чести/ сознательности/ здорового самолюбия/ начинает формироваться профессиональная интуиция.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП соответствует должностям старшего преподавателя и доцента. Длится от 5 до 15 лет.

Уровень педагогического мастерства здесь-локально -моделирующий /т.е когда преподаватель умеет не только передавать и трансформировать информацию/ но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам и системно-моделирующий знания - когда преподаватель умеет моделировать систему деятельности/ формирующую систему знаний по своему предмету.

МАСТЕРСКИЙ ЭТАП характеризует высший уровень педагогической деятельности,  проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Основными компонентами мастерства является высокая общая культура/ гуманистическая направленность,  профессиональные знания и умения/ педагогическое творчество и педагогические способности/ технологическая компетентность.

К гностическим умениям педагога-мастера относится умение осуществлять поисковую/ эвристическую деятельность,  а также умение изучать, обобщать и внедрять передовой опыт. Проектировочные умения состоят в способности осуществлять перспективное планирование стратегических,  тактических, оперативных задач и способов их решения/ умение проектировать содержание учебных курсов и собственной педагогической деятельности. Конструктивные умения - отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы/ отбирать формы организации, методы и средства обучения, конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельностью студентов. Организационные умения - уметь организовывать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов/ осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативные умения состоят в способности строить взаимодействие, взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического процесса и достижения положительных результатов труда,  умение мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.

Большую роль для преподавателя-мастера играют авторитарные способности, умение оказывать волевое влияние на студентов, быстро завоевывать уважение, а в дальнейшем и прочный авторитет. К личным способностям относится педагогический такт, характеризующийся выдержкой/ уравновешенностью, требовательностью, базирующийся на уважении к студентам. Важнейшими социально-личностными качествами мастера являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, трудолюбие и работоспособность, человеколюбие и умение общаться с людьми,  творческие способности,  исследовательские умения, инициативность и активность,  глубокое внимание и наблюдательность,  искусство нестандартно мыслить,  богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов. Это,  безусловно/ специалисты высшей квалификации/ стремящиеся к совершенствованию своего профессионального мастерства, люди высокой профессиональной культуры,  разрабатывающие авторские программы,  владеющие альтернативными педагогическими технологиями,  индивидуальным стилем работы,  наиболее полно реализующие своей творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающих поколений.

МАСТЕРСКИЙ этап соответствует должности профессора. Длится может долго.

По уровню педагогического мастерства он относится к системно-моделирующим деятельность будущего специалиста. Преподаватель умеет моделировать систему деятельности,  которая, в свою очередь, переводит личность студента на высший уровень познавательной деятельности/ формирует у него потребность в творчестве.

Педагогическая подготовка преподавателя изобразительного искусства в архитектурном институте в настоящее время строится на его общении с коллегами и руководителем/ в самостоятельной работе над собой, в достижении конкретных результатов. Способствуют совершенствованию педагогического мастерства участие в научных конференциях и симпозиумах, курсы повышения квалификации работников высшей школы, стажировки в других вузах, обмен педагогическим опытом работников смежных профессий. В наибольшей мере этому способствуют направленность и качества личности, а также специальные способности к педагогической деятельности, которые надо развивать. В связи с этим наметилась тенденция к обязательности специального педагогического обучения начинающих преподавателей в период их профессионального старта и к введению разнообразных форм непрерывного совершенствования педагогического мастерства преподавателей/ уже имеющих определенный опыт работы.