ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.
Оценка 4.7

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
МХК +2
11 кл +1
31.03.2017
ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.
Тема религии, неотъемлемой частью которой является вечный образ - образ Христа, занимает важное место в отечественной литературе. Уникальность высшего христианского образа Спасителя определяется не только его космической сущностью, но и специфическим восприятием его в России. Возможно, это связано с глубокой верой каждого русского. На протяжении многих веков для угнетенного народа религия была единственным утешением, надеждой на спасение. Именно в вере кроется то своеобразие, духовное и нравственное, которое присуще произведениям поэтов и писателей XIX столетия. Нельзя в полной мере определить неповторимость образа Иисуса, присущую только русской литературе, не обратившись к литературному наследию Ф.М. Достоевского. Приобщение современных школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Из опыта педагогической работы. ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.
Образ Христа.docx
Приобщение современных школьников к духовным поискам человека в творчестве русских писателей, поэтов, художников, музыкантов. Из опыта педагогической работы. ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.                                                                                                                 Христос был вековечный от                                                                           века идеал, к которому стремится                                                                          и по закону природы должен                                                                           стремиться человек.                                                                                                    Ф.М. Достоевский          Тема религии, неотъемлемой частью которой является вечный образ ­ образ Христа,   занимает   важное   место   в   отечественной   литературе.   Уникальность высшего   христианского   образа   Спасителя   определяется   не   только   его космической   сущностью,   но     и   специфическим   восприятием   его   в   России. Возможно,   это   связано   с   глубокой   верой   каждого   русского.   На   протяжении многих веков для угнетенного народа религия была единственным утешением, надеждой   на   спасение.   Именно   в   вере   кроется   то   своеобразие,   духовное   и нравственное, которое присуще произведениям поэтов и писателей XIX столетия. Нельзя   в   полной   мере   определить   неповторимость   образа   Иисуса,   присущую только русской Достоевского. литературе, не обратившись к литературному наследию Ф.М.       Многие критики и литературоведы называют его "злым гением", стоящим "по ту сторону добра и зла"  1  .Но попробуем доказать, что автор "Преступления и наказания",   "Идиота"   и   многих   других   весьма   сложных   с   психологической   и социальной   точки   зрения   произведений   служит   идеям   света,   гуманизма, человеколюбия, что своим творчеством он пытался указать людям путь к свету, кратчайшую дорогу к спасению души. Отношение Достоевского к вере, создание образа Христа в произведениях... Чем все это обусловлено?            Религиозные взгляды писателя сложились не сразу. Достоевский прошел сложный путь, его мировоззрение эволюционировало. Он " ушел на  каторгу   революционером   и   атеистом,   а   вернулся   монархистом   и   верующим человеком."1 1. Селезнев Ю. В мире Достоевского. М., 1980, с.245           Можно сказать, что это был единственный писатель в 60­70­е годы XIX века,   который   считал   надвигающуюся   эпоху   капитализма   эпохой   умирания христианской культуры, веры. Достоевский отождествляет религиозный кризис с грядущими общественными и социальными потрясениями.                  В своих рассказах, повестях, романах писатель создает образы людей, находящихся в напряжении, граничащем с нервным срывом, бредом, безумием. Герои страдают, мучаются, преступают закон ­ но живут. Что помогает им? Что удерживает от самоубийства? По Достоевскому ­ вера. Он сам всю жизнь стоял на вере в "прекрасного человека во плоти" ­ Христа ... и наиболее важная тема христианства   ­   трагическое   столкновение   христианской   истины   с действительностью   ­   "разными   гранями   гранями   раскрывается   перед   нами   в произведениях писателя" 2                    "Библия принадлежит вcем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества."   Эти слова ­ спасительный выход для людей. Любой атеист не может   не   признать,   что   существует   высшая   сила,   рок,   судьба,   случай, следовательно, Бог все ­ таки жив в человеке, потому что это Бог внутренний, это   совесть.   Совесть   запрещает   совершать   преступления   ­   это   Бог.   Совесть заставляет страдать и сожалеть ­ это покаяние. Совесть подсказывает путь ­ это спасение души. И путь к Богу через совесть не закрыт ни для кого. Значит, все герои Достоевского, и безнравственные, и чистые душой, находятся на пути к вере. А где есть вера, там есть и пророк, спаситель, Христос, отдавший жизнь за людей.                  Роман "Братья Карамазовы" носит автобиографический характер. Это выражается   в   идейном   и   жизненном   пути   писателя   от   атеизма   в   кружке петрашевцев (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов).               В   этом   произведении   герои   находятся   между   Христом   и   Великим Инквизитором. Но есть в братьях потребность духовного единства, стремление к истине,   а   источником   и   олицетворением   этой   истины   может   быть   только Спаситель. Своими страданиями персонажи доказывают свою жажду веры, 1.Белов С. Ф.М.Достоевский, М.,1990, с.8 2.Свирина Н. На равной ноге со вселенной. С.­П.,Глагол,1999, с.159 спасения.   Но   не   всем   им   удается   прийти   к   идеям   христианства,   постичь   и принять его добродетели.              Одна  из глав романа  называется  "Великий Инквизитор". Она является воплощением мысли Достоевского "о стремлении людей к высшим проявлениям духовности".1  В ней описывается разговор  братьев Ивана и Алеши. Зловещая фигура Инквизитора порождена богоборчеством  первого. "Легенда  о Великом Инквизиторе"   И.   Карамазова   органически   влившаяся   в   сюжет   романа, ­"величайшее создание Достоевского, вершина его творчества. "2          Действие поэмы происходит в Севилье в самое страшное время инквизиции. Является Христос, люди его сразу узнают, просят исцелить их. Спаситель несет в себе духовную чистоту, любовь, надежду и, главное, свободу. Но стоит появиться на площади Великому Инквизитору ("это девяностолетний почти старик, высокий и прямой, с иссохшим лицом, со впалыми глазами, но из которых еще светился, как   огненная   искра,   блеск"3),   люди   расступились,   не   мешая   вооруженным солдатам схватить Христа.                  Кардинал приходит в камеру к пророку и начинает свою исповедь. Он говорит   о   "чуде,   тайне   и   авторитете",   на   которых   держится   его   власть,   о невозможности   царствия   божья   на   земле.   В   продолжение   длинного   монолога, направленного   против   Христа   и   его   учения,   Великий   Инквизитор   все   ­   таки пытается   оправдать   свою   измену   истинной   вере.  Пророк   ничего   не   говорит   в ответ,   мы   видим   лишь   свет   безграничной   любви   и   сострадания   к   людям, исходящий   из   его   прекрасных   глаз.  Инквизитор   заявляет,   что   дьявол   сильнее Бога,   но   и   тут   Иисус   молчит.   Спаситель   лишь   целует   великого   грешника   и уходит...          Сильнейшая по производимому впечатлению сцена. Сын божий молчит, но остается победителем. Он слаб физически, но его нравственная сила больше силы всех солдат Инквизитора. Мы не видим лицо спасителя, но мы чувствуем 1.Свирина Н. На равной ноге со вселенной. С. ­ П., 1999, с.160 2.Белов С. Ф. М. Достоевский. М., 1990, с. 183 3.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 1985,1­II т.т., с. 310 его превосходство. Христос молчит, потому что он все уже сказал, все сделал и пришел лишь поддержать страдающий и верящий в него народ. Он не спорит со старым   безбожником,   так   как   правота   божественная   очевидна.   Великий Инквизитор   не   понимал,   что   лучшее   опровержение   всех   его   аргументов   ­ молчание   Христа,   которому   не   надо   оправдываться,   так   как   одно   его присутствие,   сам   факт   его   появления   делает   все   доводы   его   оппонента беспочвенными.                   В   поцелуе   же   Христа   есть   правда   и   есть   ложь.   В   нем   сочетаются Достоевский и Иван Карамазов. Правда в любви Иисуса ко всем людям, даже к врагам   христианства.   Человечество   нуждается   в   такой   любви,   к   которой призывает пророк. Поцелуй и есть последний призыв грешников к покаянию. В этом идея самого Достоевского. Поцелуй этот также является и произведением Ивана Карамазова: он заставил истину поцеловать ложь. "Легенда"­ "всю жизнь волновавшая писателя его заветная тема о страданиях и счастье человечества."1          Глава о Великом Инквизиторе играет важную роль в романе. Это победа добра   над   злом,   пока   только   нравственная.   Эта   глава   ­   символ   духовного возрождения героев, символ победы морали.        Истина не требует слов, она требует восприимчивой души. Образ Христа в романе "Братья Карамазовы" не случаен: он олицетворяет высшую добродетель, не нуждающуюся в оправдании, тогда как зло в лице Инквизитора оправдывается и показывает свою несостоятельность.          Можно провести параллель в романе между Христом и Алешей и между Иваном и Инквизитором. Алеша, как видится Достоевскому, абсолютно  адекватно   воспринял   в   себя   образ   Христа   и   следует   ему   в   каждом   своем поступке....   Писатель   ориентирует   образ   любимого   героя   на   высший   в   его представлении   образец   нравственности.   Кротостью,   состраданием   Иисус повергает мирское зло, и легенда помогает самому Ивану открыть свою веру. Добро   побеждает   зло   без   усилий,   заставляя   отступать   порок   лишь   своей нравственной силой, и в монологе Великого Инквизитора, и в диалоге братьев  1.БеловС. Ф.М. Достоевский. М., 1990, с.184 Карамазовых.   Глава   "Великий   Инквизитор"   раскрывает   перед   читателями христианское   мировоззрение   Достоевского,   прошедшего   вместе   с   Иваном испытания сомнениями.           Приступая к созданию нового романа «Идиот», Достоевский осознавал, что изображение "положительно прекрасного человека­ гигантская задача. Искусство в   состоянии   лишь   приблизиться   к   разрешению   этой   задачи,   ибо   прекрасный человек ­ святой, а свят был только Христос. Вот почему в черновиках романа "Идиот" главный герой получил имя "князя Христа". Произведение, в котором воплотилась идея художника об идеальном человеке, ­ одно из самых мрачных творений Достоевского.          С приходом в мир прекрасного человека действительность должна бы стать хоть   немного   светлее.   Но   у   Достоевского,   наоборот,  финал   романа   трагичен, Мышкин при всех своих положительных качествах не может и как будто не хочет "противостоять   трагедии".  1  Главный   герой   "со   своей   идеей   спасти   человека любовью терпит полное поражение, ибо идея его утопична."2          "Лев Николаевич Мышкин­ правда, попавшая в мир лжи; столкновение и трагическая борьба их неизбежны и предрешены" 3 У Достоевского столкновение и борьба эти носят религиозный характер.          Князь Мышкин ­ молодой человек, рано осиротевший, лечившийся за  границей от тяжелого нервного заболевания, возвращается в Россию. Он попадает в мир, где все покупается и продается, и все, что он  говорит и делает абсолютно не похоже на то, что говорят и делают другие персонажи романа. Мышкин  по­ детски наивен, его называют идиотом, но он отнюдь не глуп. Лев Николаевич проницателен,   добр,   чувствителен,   у   него   сильно   развита   интуиция.   Но   он беззащитен,  попав  в  общество  людей,  ищущих  во  всем  личную  выгоду. Князя обманывают, над ним смеются, его не считают равным себе ­ он все терпит и всем прощает.         Мышкин должен был проходить путь земной вместе с людьми, сострадать 1.Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. М., 1998, с.52 2.Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. М., 1998, с.52 3. Белов С. Ф.М. Достоевский. М., 1990, с.184 им, принять их грехи в свою душу и стать всем братом. Он исполнил свой долг: страдал   за   всех   и   любил   всех.   "Своей   любовью   и   страданием   князь свидетельствовал   об   истине,   об   утраченной   целостной,   Божественной   жизни, принимал в свою душу как рассудочный грех Ипполита, так и чувственный грех Рогожина."1   Возникает вопрос: "Виноват ли князь в грехе Рогожина?" Да, он виновен. Но дело в том, что подобный ответ не содержит обвинение слабого человека, который был просто не в состоянии предотвратить это убийство; здесь другая по своей природе вина ­ такая, когда каждый за всех виноват. И Рогожин, и Настасья Филипповна ­ "мученики горячего чувства".2  И сам Мышкин в мире людей стал таким же мучеником, поэтому он и способен страдать.                Сильна в романе тема жертвенности. Князь приносит себя в жертву, не замечая и не осознавая этого. Жертва эта аналогична жертве Христовой, которая, не   являясь   конкретным   историческим   событием,   принадлежит   истории   как органическому целому. И сама личность князя Мышкина ­ образное напоминание об этой жертве, что особенно важно для художника ­ мыслителя, потому что "не логика,   а   лишь   опыт   жизненного   соприкосновения   с   личностью   Христа возрождает восприятие  божественного в человеческом сознании".3         Лев Николаевич неадекватно воспринимает действительность, он не видит людскую   злобу.   Но   Мышкин   умен,  как   сказала   Аглая,  главным   умом  ­   умом сердца.   Он   глубоко   чувствует   природу   человеческих   страданий,   но   ничем   не может помочь: люди его не слышат, не понимают. Князь и окружающие его люди разговаривают на разных языках. Первый ­ на языке сердца, вторые ­ на языке разума.   Поэтому   для   окружения   Мышкин   ­   идиот,   над   которым   можно посмеяться, которого можно легко обмануть. Но ведь и Христа не все поняли, не все уверовали в истинность его слов.          В конце романа несчастный князь не выдерживает страданий людей, ведь их и его страдания ­ единое целое. Болезнь Мышкина прогрессирует и становится неизлечимой.   Его   не   пытали   физически,   его   не   распяли,   но   мир   потерял идеального в нравственном отношении человека. 1.Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. М., 1998, с.65 2.Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. М., 1998, с.65 3.Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. М., 1998, с.70           Несмотря на близость образов Мышкина и Христа, активного влияния на судьбу   героев   личность   князя   не   оказала.   Не   противоречит   ли   это   той   идее, которую   хотел   отразить   в   своем   романе   Достоевский?   Нет,   наоборот, недействительность   образа   "Князя   Христа"   свидетельствует   о   полном   его соответствии художественной реализации. Православная мысль об искупительной жертве   Христа   гласит,  что   спасение   человека   происходит   не   путем   внешнего воздействия   на   те   или   иные   стороны   его   жизни,   а   путем   духовной   эволюции индивида.   Но   произойти   это   может   только   при   условии   ответного   духовного подвига всего человечества ­ "всякий за всех виноват, но и всякий за всех спасен". 1         Таким образом, имя "Князь Христос", данное Мышкину в черновиках романа "Идиот",   не   случайно.   Лев   Николаевич   действительно   Христос   в   облике человека. Он спаситель, он снова страдал за людей и снова погиб, но, как и Иисус, оставил свой след в душах людей.            Достоевского всю жизнь волновала тема детских страданий. Она нашла отражение в рассказе "Мальчик у Христа на елке", который был написан, когда убеждения   писателя   приняли   религиозную   окраску.   Рассказ   этот   ­   небольшая зарисовка,   которая   вполне   могла   бы   быть   правдой,   реальной   историей:   у маленького мальчика умирает мать, ему нечего есть, он идет на улицу и там замерзает... Подобных случаев тысячи, но никто ничего не делает: "Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика".2        Достоевский строит свой рассказ на контрасте: прекрасная, роскошная елка за окном ­ и маленький оборванный мальчонка, умирающий от холода и голода под   самое   Рождество.   В   предсмертном   видении   несчастному   ребенку представляется,   что   Христос,   "защитник   обездоленных,   униженных   и оскорбленных",3  забрал   его   к   себе   на   райский   праздник.   Образ   Иисуса гармонично вписывается в повествование. Мы не видим самого спасителя, мы его   чувствуем   подсознательно,   интуитивно   ощущаем   присутствие   высшей, неисповедимой справедливости. Когда мальчик умирает, он слышит голос и не 1.Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. М., 1998, с.70 2.Достоевский Ф.М. Избранные сочинения в 2­х томах. Л., 1962, т.2,с. 690 3. Белов С. Ф.М. Достоевский. М., 1990, с.156 понимает,"... кто же это его позвал, он не видит, но кто­то нагнулся над ним и обнял его в темноте.»1         Читатель не видит лица защитника всех страдающих и угнетенных; писатель даже не называет его по имени, есть только местоимения "кто ­ то" и "он". Но появляется   ощущение,   что   за   все   страдания,   пережитые   на   земле,   на   небе воздастся сторицей. И вместе с этой мыслью в сердце вливаются спокойствие, теплота, уверенность в торжестве добра.            В начале рассказа мы жалеем бедного голодного мальчика, сострадание охватывает   душу,   когда   читаешь   описание   внешнего   вида,   чувств   и   мыслей мальчонки. Но тут появляется Он и уносит несчастного на небо, где очень много таких же маленьких мучеников: "одни замерзли еще в своих корзинах,  другие задохлись у чухонок, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время   самарского   голода),   четвертые   задохлись   в   вагонах   третьего   класса   от смраду...» 2           Появление Христа освещает путь на небо. Мальчик умер, но у Господа ему будет лучше, чем в этом холодном и жестоком мире. Спаситель сам страдал за людей, и хотя он не может сделать жизнь легче, он все видит, и после смерти каждый получит по заслугам своим. Образ Христа в этом произведении является центральным:   вокруг   него   образуется   светлый   ореол,   спорящий   с   темнотой холодной зимней ночи, побеждающий этот мрак. Иисус ­ последняя надежда для всех мучимых, угнетаемых; надежда на лучшую жизнь, на рай; надежда, которая не   умрет   никогда.   И   именно   образ   пророка,   пусть   без   портретных   черт, становится осязаемым воплощением всего лучшего. Но столь светлое и спасительное появление Христа не смягчает всей трагичности финала рассказа "Мальчик у Христа на елке": "это потрясающий приговор   миру,   в   котором   страдают   и   гибнут   дети.   Страдания   детей   для Достоевского   ­   один   из   главнейших   признаков   несправедливости   устроенного мира."3 1.Достоевский Ф.М. Избранные сочинения в 2­х томах. Л., 1962, т.2,с. 691 2.Достоевский Ф.М. Избранные сочинения в 2­хтомах. Л., 1962, т.2,с. 692 3. Белов С. Ф.М. Достоевский. М., 1990, с.157                  Религия, по мнению Достоевского, ­" единственный критерий, которым можно оправдать или осудить людей."1  Именно поэтому поиск веры очень важен для   писателя.   На   мой   взгляд,   главной   целью   большинства   его   произведений является познание "человека во всей полноте его проявлений, от низменных до божественных."2    И   идеалом,   с   которым   автор   сверялся   в   своих   поисках, размышлениях, был Иисус.              Образ Христа в произведениях Достоевского нельзя оценить однозначно. Иисус   не   является   главным   героем   произведений,   то   есть,     нет   рассказов, повестей,   посвященных   только   религии,   только   Христу.   Спаситель   в произведениях писателя ­ это нравственный идеал, к которому должны стремится люди, это последняя надежда человечества на спасение души.                   Мы   не   видим   портрета   Христа   ни   в   одном   из   произведений   Ф.   М. Достоевского. Слова пророка, его поступки, его божественный свет ­ но не лик ­ доступны читателю. Но ведь и в Библии нет портрета Христа. Мы созерцаем лишь ореол святости во всем, что делает сын Божий. Человек не знает облика Христа, вероятно, по нескольким причинам.                  Во ­ первых, люди в своей греховности могут воспринимать лишь его благодать,   они   недостойны   видеть   лицо   спасителя,   и   только   когда   человек избавится от своей порочности, Иисус предстанет перед ним.          Во ­ вторых, Христос ­ это богочеловек, если люди увидели его облик, они не   поверят   в   его   божественную   сущность,   следовательно,   необходима глубочайшая вера, чтобы понять происхождение пророка, а вера эта есть не у всех.           И, наконец, в портретном написании Иисуса нет необходимости: в произведениях Достоевского он играл роль провидения, идеала человечества, а не героя. Его поступки, сияние, исходящее из его очей, глубокая нравственность, производящая неизгладимое впечатление на людей, ­ вот его образ. Идеальных героев не бывает, в произведениях Достоевского их нет, и если портрет Христа не был   бы   идеален,   это   отвечало   бы   стилю   и   мировоззрению   писателя,   но противоречило бы образу, созданному в веках. Ведь Христос идеален, а человек  1.Свирина Н. На равной ноге со вселенной. С. ­ П., 1999, с.160 2.Свирина Н. На равной ноге со вселенной. С. ­ П., 1999, с.161 ­ нет. Следовательно,  спаситель  с человеческим  лицом  перестал бы  быть  тем идеалом,   священным   для   человечества,   к   которому   должны   стремиться   все истинно верующие в него. Достоевский в изображении Христа не перешел грани, делящей человеческое и божественное начала.          Во всех произведениях, где присутствует Иисус, начинается нравственное перерождение человека. Пророк везде оставляет свой свет. И у Достоевского он призван повлиять на души и сердца людей, и если герои писателя не становятся нравственными идеалами, то реальные люди ­ читатели, понявшие всю глубину и духовную   чистоту   психологии   Достоевского,   с   помощью   образа   Христа, появившегося в том или ином произведении, приблизятся к дороге морального очищения,  к дороге, ведущей к Богу. Ни эти ли истины должен нести учитель литературы!   Я   считаю,   что   произведения   Ф.М.Достоевского   занимают   особое место в школьной программе.          Необходимо только иметь открытую душу и восприимчивое сердце, тогда Христос, смотрящий на нас со страниц произведений с вечной просьбой в глазах задуматься   о   спасении   души,   не   останется   без   ответа.   Если   читатель   поймет Христа Достоевского, он поймет и самого писателя и хоть на шаг, но все­таки приблизится к истине, к высшей божественной благодати. И пусть же нашу память, нашу человеческую совесть всегда тревожит имя – Федор Михайлович Достоевский!                                       Список литературы: 1.Белов С.В. Федор Михайлович Достоевский. М., Просвещение, 1990 2.Буянова Е.Г.   Романы   Ф.   М.   Достоевского.   М.,   Издательство   Московского университета .,1998 3.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., Правда,1985 4.Достоевский Ф.М. Избр.сочинения в двух томах. JL, Лениздат, 1962, т. II 5.Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л., Наука, 1973, т.VIII 6.   Кантор   В.   "Братья   Карамазовы"   Ф.   Достоевского.   М.,   Художественная литература, 1983 7.Свирина Н. На равной ноге со вселенной. С. ­ П., Глагол, 1999 8.Селезнев Ю. В мире Достоевского. М., Современник, 1980

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

ОБРАЗ ХРИСТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017