Методическая разработка урока на тему "Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока на тему "Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием"

Оценка 4.9
Игры
doc
история
9 кл—11 кл +1
24.04.2017
Методическая разработка урока на тему "Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием"
Комплексным средством обучения воспитания и развития учащихся служат познавательные задачи. Решение таких задач позволяет определить уровень сформированности знаний и умений учащихся. Когда преподаватель ставит учащихся в ситуацию выбора, требующую принятия определенного решения, проблема идет “от учащихся”, т.е. приобретает для них личностное значение. Оценочные выводы, к которым они приходят, решая проблему, постепенно становятся элементами их убеждений.Тема занятия: Тема: Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием Тип и вид занятия: Комбинированный урок, проблемно-игровой Метод обучения: проблемно-игровой. Цели занятия: Образовательная – сформировать представление о сущности и особенностях периода монголо-татарского нашествия Задачи: 1.знать причины и последствия монголо-татарских завоеваний 2.уметь оценивать данные исторические события  Развивающая – сформировать способности к самостоятельной творческой деятельности, готовность и способность вести диалоги на историческую тему  Задачи:  1.учащиеся должны уметь анализировать информацию  2.уметь синтезировать полученные знания(выводы)  Воспитательная- сформировать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое России  Задачи; 1. развить личностные качества: патриотизм, ответственность Планируемый результат: знать исторический период жизни России в пору монголо-татарского завоевания Межпредметные связи: география, литература Внутрипредметные связи: новейшая история Основные учебные элементы усвоения: хронология событий, временно-территориальный аспект, причинно-следственные связи данного периода Обеспечение занятия: Карта: ”Нашествие монголо-татар на Русь”, меловая схема “Система властвования Золотой Орды над русскими землями”, меловая схема: ”Военный прием монголов - облавы”, хронология событий, словарь терминов, презентация. Основные понятия и термины: монголо-татарское иго, Золотая Орда, баскаки, военная техника Раздаточный материал: 1. Карточки с заданиями
Конспект урока конкурсные материалы.doc

 

«Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства»

Минобразования Чувашии

 

02/02-08

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО  УРОКА

 

На тему: Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием

по дисциплине: история

 

 

для студентов

1

курса

 

Специальности: 21.02.08.  Прикладная геодезия

 

 

 

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

 

СОСТАВИЛ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИСТОРИИ Ермошкина Л.В.

 

 

 

Протокол

 

 

 

 

 

от   «

 

»

 

2016 года

 

 

Председатель

 

 

Утвердил методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.    Содержание

2.    Пояснительная записка.

2

3

3.    Методическая карта урока.

4

4.    Ход урока

5

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

 

Знание  истории – один из важнейших источников политической культуры. Оно помогает каждому человеку осознать себя как личность, постичь неразделимость судеб наций и народностей. Курс Отечественной истории содержит богатейшие возможности для воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств.  В процессе изучения истории создаются  условия для развития  творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Они усваивают важнейшие факты, характеризующие исторический процесс в целом и его различные стороны.

В результате у них создается конкретное представление  о трудовой деятельности народа, о роли личности в истории. Изучая теоретический материал, учащиеся овладевают системой новых оценок, понятий, подводящих их к осознанию закономерностей общественного развития. Этот материал включает в себя понятия разной степени обобщенности, существенные причинно-следственные связи. Изучение теоретических вопросов проходит в тесной связи с конкретным материалом, в том числе  по истории родного края.

Особое место отводится изучению героической борьбы  народов нашей страны  за свою независимость против иноземных захватчиков.

Повышается уровень самостоятельности учащихся в работе с различными источниками знаний. Дальнейшее развитие получают умения формулировать вопросы, рецензировать ответы своих товарищей, локализовать исторические  явления и процессы  во времени и пространстве,  составлять хронологические синхронистические таблицы, выделять существенные связи при изучении отдельных событий и фактов, давать их научную оценку, обобщать, анализировать и сравнивать исторические явления.

Комплексным средством обучения  воспитания и развития учащихся служат познавательные задачи. Решение таких задач позволяет определить уровень сформированности знаний и умений учащихся.

Когда преподаватель ставит учащихся в ситуацию выбора, требующую принятия определенного решения, проблема идет “от учащихся”, т.е. приобретает для них личностное значение. Оценочные выводы, к которым они приходят, решая проблему, постепенно становятся элементами их убеждений.

Такие задачи требуют  не только определенной оценки изложенных фактов, но и выражения отношения к данной оценке, т.е. оценочного суждения, в котором проявляется личная нравственная позиция. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Минобразования Чувашии

 

 

Методическая карта учебного занятия

Дисциплина: история

Группа: Пг11-16

Преподаватель: Ермошкина Л.В.

 Дата: 14 ноября 2017 года.

Тема занятия: Тема: Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием

 Тип и вид занятия: Комбинированный урок, проблемно-игровой

Метод обучения: проблемно-игровой.

Цели занятия:

Образовательная – сформировать представление о сущности и особенностях  периода монголо-татарского нашествия

Задачи:

1.знать причины и последствия монголо-татарских завоеваний

2.уметь оценивать данные исторические события

§  Развивающая – сформировать способности к самостоятельной творческой деятельности, готовность и способность вести диалоги на историческую тему

§  Задачи:

§  1.учащиеся должны уметь анализировать информацию

§  2.уметь синтезировать полученные знания(выводы)  

§  Воспитательная- сформировать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое России

§  Задачи; 1. развить личностные качества: патриотизм, ответственность

Планируемый результат: знать исторический период жизни России в пору монголо-татарского завоевания

Межпредметные связи: география, литература

Внутрипредметные связи: новейшая история

Основные учебные элементы усвоения: хронология событий, временно-территориальный аспект, причинно-следственные связи данного периода

Обеспечение занятия: Карта: ”Нашествие монголо-татар на Русь”, меловая схема “Система властвования Золотой Орды над русскими землями”, меловая схема: ”Военный прием монголов - облавы”, хронология событий, словарь терминов, презентация.

 Основные понятия и термины: монголо-татарское иго, Золотая Орда, баскаки, военная техника

Раздаточный материал:

1. Карточки с заданиями

Содержание и последовательность учебного занятия

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Мотивация

4. Объяснение нового материала

5. Закрепление

6. Обобщение по уроку. Оценка урока.

7. Информация о домашнем задании и подведение итогов урока

Методы контроля: индивидуальный, фронтальный опрос

Тип контроля: текущий

Самостоятельная работа: оформление тетради – схема, хронология событий  

Литература:

 1.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей: учебник для начального и среднего профессионального образования: в 2ч., ч.1 Издательский центр “Академия”, 2012-304с. с цветными иллюстрациями

2.Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы.- М.: МИРОС - Международные отношения, 2013.-224с.

3. http://fcior.edu.ru/card/5749/tataro-mongolskoe-nashestvie-na-rus.html

4.http://fcior.edu.ru/card/21628/tataro-mongolskoe-nashestvie-i-ego-posledstviya.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План – конспект занятия

1. Проверка домашнего задания – тест

2. Мотивация

3. Характеристика державы Чингисхана

4. Завоевания монголо-татар в Азии и Закавказье.

5. Битва на реке Калке

6. Поход Батыя на Русь

7. Установление монголо-татарского ига на Руси его последствия.

8.  Историческое значение самоотверженной борьбы русского народа

 с монголо-татарским нашествием.

     

Ход урока: 1.Повторение пройденного. Тест.

2.Объявляются тема и задачи урока. По ходу исследования мы будем вместе решать исторические задачи проверять свои догадки и пытаться объяснить сущность явлений. Задается вопрос учащимся: Кто такие монголо-татары? Учащиеся отвечают, используя знания, полученные ранее в школе,  из художественной литературы и других источников.

 

3. Затем конкретизируем характеристику монголо-татар и их предводителя Чингисхана.

С к. 12в. у монгольских племен, кочевавших в степях Центральной Азии шел процесс разложения родоплеменного строя и становления раннефеодальных отношений. Начала выделятся знать – нойоны (князья) и багатуры (богатыри), окруженные дружинниками-нукерами. Складывалась феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища. Ханом племени монголов стал Темучин (Темуджин), которому на хурале (съезде) монгольской знати в 1206г. было присвоено почетное имя Чингисхан (Великий хан). Он возглавил борьбу с сильным племенем татар, которым покровительствовали тогдашние правители Китая чжурчжэни (родом из Приамурья). Чингисхан укрепил издавна существующую военную организацию монголов. Все войско делилось на десятки, десятки объединялись в сотни, сотни - в тысячи, десять тысяч составляли один тумен или по-русски тьму. Все степняки с детства всадники и лучники, опытные охотники. Их главной силой была конница. Она стремительной лавиной обрушивалась на врага, забрасывая тучей стрел, затем отступала. Противник преследовал монголо-татар, а они заманивали неприятеля в засаду и уничтожали. Вероломство, военная хитрость, обманные маневры и засады были типичными для их тактики. Покорив Китай, Среднюю Азию, часть Индии взяли у них осадные орудия. При осаде устраивали подкопы, перекрывались реки.

В 2011г. монголы напали на Китай и в долгой войне победили чжурчжэней.

Деятельность учащихся.

Учащимся предлагается решить задачи: Почему Чингисхан,  объединив Восточную степь, сразу напал на Китай?

Как могла армия Чингисхана завоевать Китай, где жителей было в 40 раз больше? (Походная армия Чингисхана составляла 110тысяч бойцов, а население Китая около 40 миллионов человек). Почему, покорив Китай, монголы не поселились там?

Степняки Востока подчинились Чингисхану только ради отражения китайских набегов и грабежа китайских богатств. Покорив Китай, Чингисхан взял в плен ремесленников и инженеров. Они строили для монголов осадные машины, делали порох для мин. Среди степняков каждый второй мужчина - охотник и воин. Среди земледельцев обученных военному делу гораздо меньше. Властители Китая не доверяли коренным китайцам, которых они недавно подчинили себе. Монголы не хотели жить в Китае - там невозможно пасти скот на просторе. Китай – зона влажных субтропиков и поливного земледелия, даже кони, привыкшие к степным сухим травам, там часто болеют.

4. В 1219г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Они захватили Самарканд, Бухару, Ходжент и др. города. Народ оказывал героическое сопротивление, однако феодалы пытались умилостивить захватчиков. Так, дядя хорезм-шаха Тугай-хан, возглавлявший гарнизон Самарканда, сдался на милость победителя, что не спасло ему жизнь. Сам Хорезм-шах Мухаммед не смог организовать сопротивление, а его наследник потерпел поражение и с ничтожными остатками войска бежал. Погибло большинство цветущих оазисов уничтожен Мерв, в Самарканде осталась четверть жителей.Система искусственного орошения была разрушена. Вся Средняя Азия вошла в состав Монгольской империи. В 1227г. умерли Чингисхан и его старший сын Джучи .

Деятельность учащихся.

Задача: Почему держава Чингисхана вела непрерывные войны, даже после его смерти?  Когда и почему прекратились эти войны?

Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран, после чего войска совершили грабительский поход в Закавказье. К 1243г. все Закавказье оказалось в руках захватчиков. Последствия нашествия и завоевания для Грузии, Армении и Азербайджана были столь же тяжелы, как и для Cредней Азии.

5. 31 мая 1223г. произошла первая встреча русских с монголами на реке Калке в Приазовье. Русские князья приняли просьбу половцев о помощи. “Побороните нас. Аще не поможете нам мы ныне иссечены будем, а вы наутрие иссечены будете…”

Не все русские князья, обещавшие участвовать в битве, выставили свои войска, некоторые опаздывали. Князья-участники действовали недружно. Киевский князь вообще стоял в стороне. Государство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы вошли в состав государства, созданного монголами.

 

 6. В 1236г. внук Ч., Сын Джучи  Батый приступает к завоеванию Руси. Разгромлена Волжская Болгария. Подошли к Рязани.

Учащимся предлагаются задачи:

Задачи:

 Какое время года выбрал Батый для набегов на Северо-Восточную Русь и почему?

Перечислите недостатки русской армии в 1236 г. в сравнении с монгольской армией. Какие из этих недостатков можно было устранить, а какие нельзя и почему?

Батый начал поход на Русь поздней осенью, когда замерзли реки и конница могла идти по ним, а не ломиться сквозь леса, без дорог.

 Одной пришлось принять всю тяжесть удара.

21 декабря на шестой день осады Рязань пала. Евпатий Коловрат. “Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях - все вместе лежали мертвые…” Город стерт с лица земли. Столицей Рязанского кн. стал Переяславль Рязанский. Ныне на месте Рязани - село Старая Рязань.

Далее - Коломна, Москва. 3 февраля 1238г. Батый подошел к Владимиру, поджег город.

После взятия Владимира маршруты разделились одна часть пошла по направлению к Волге, другая к Торжку, третья двинулась на север.

4 марта 1238г. битва на р. Сити Владимирский князь Юрий Всеволодович не смог собрать больших сил. Битва ослабила центральную часть войска противника.

Две недели стоял Торжок. Дальше – к Новгороду. Но не дошли. Возле местности Игнач - крест повернули назад. Спасские мхи. Козельск - “злой город”.

 Схема: ”Облавы”- от Средней Волги до Смоленска.

Смоленск не захватили, смоленские полки отбили врага. 1239г. новый поход на Русь. Муром, Гороховец.

7. В декабре был взят Киев. Михаил Всеволодович сначала приказал убить Батыевых послов, но затем бежал. Обороной руководил воевода Дмитрий, 3 месяца защищался город. Археологические раскопки в Киеве.

Галицко-Волынская Русь - Владимир-Волынский. Галич. 1241г.- Польша, Венгрия,Чехия, Молдавия, Хорватия, Долмация . Нашествие, и в меньших масштабах.

Деятельность учащихся.

8. Учащимся предлагается решить задачи:

 Почему монгольская армия не дошла до Ла-Манша? Могла ли она попасть туда? Если да, то при  каких условиях? Монголы легко двигались по степи, побеждая всех врагов, но удержать они могли только те земли, где находили союзников, готовых пополнить их ряды. На западном краю Степи в Венгрии монголы не нашли союзников - католики Европы не признавали степных язычников за людей. Батый мог дойти до Ла-Манша, будь  у него в 1242г. прочный тыл, а не враг за спиной  - новый каган  Гуюк.

А.С.Пушкин: “России определено было высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы, варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…”

Последствия были исключительно тяжелыми. Резко сократилось население страны. Многие города уничтожены. Запустел Киев – не более 200 домов. Из 74 городов 49 разорены, в 14 - жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села. Забыты многие ремесла. Пострадали международные связи Руси. Углубление феодальной раздробленности, борьба за великокняжеский престол - политические последствия. Иго. (Схема)

Нашествие могло затормозить, но не изменить характер развития Руси. Почему? Кочевники не смогли поставить перед собой задачи включения Русской земли в свою империю. Захватчики стали опираться на феодальные верхи в порабощенной стране. Сила народа проявилась в том, что поступательное развитие страны восстановилось, несмотря на иго и новые опустошительные вторжения монголо-татарских ханов.

 

Словарь терминов.

Золотая Орда - монголо-татарское государство, основанное Батыем в 40-хгг.13в. Охватывало Западную Сибирь, Сев Хорезм, Волжскую Болгарию,Cев. Кавказ, Крым  и др.

Баскаки - чиновники хана, сборщики дани

Ярлык - льготная грамота ханов Золотой Орды

Выводы:

1.     Образовавшаяся в XII веке сильная монгольская держава, основу которой составляли кочевые племена, вынуждена была вести постоянные войны в поисках новых земель.

2.      Русские же княжества, в силу своей политической раздробленности, стали легкой добычей для хорошо организованного и сплоченного монгольского войска.

3.     Кочевники не смогли поставить перед собой задачи включения Русской земли в свою империю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Главной формой зависимости была уплата дани. Ее собирали так называемые баскаки, во главе которых стоял великий баскак. Его резиденция находилась во Владимире. Баскаки имели особые вооруженные отряды, всякое сопротивление жестоким поборам и насилию беспощадно подавлялось. Политическая зависимость выражалась в выдаче русским князьям специальных грамот – ярлыков на право княжения. Формальным главой русских земель считался князь, получивший от хана ярлык на княжение во Владимире.


Скачано с www.znanio.ru

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства»

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства»

Содержание 1.

Содержание 1.

Пояснительная записка Знание истории – один из важнейших источников политической культуры

Пояснительная записка Знание истории – один из важнейших источников политической культуры

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства

Методы контроля: индивидуальный, фронтальный опрос

Методы контроля: индивидуальный, фронтальный опрос

План – конспект занятия 1. Проверка домашнего задания – тест 2

План – конспект занятия 1. Проверка домашнего задания – тест 2

Среди степняков каждый второй мужчина - охотник и воин

Среди степняков каждый второй мужчина - охотник и воин

Столицей Рязанского кн. стал Переяславль

Столицей Рязанского кн. стал Переяславль

Золотая Орда - монголо-татарское государство, основанное

Золотая Орда - монголо-татарское государство, основанное

Главной формой зависимости была уплата дани

Главной формой зависимости была уплата дани
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017