Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
30.10.2017
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
разработка открытого урока обращение.docx
Методическая разработка урока Предмет:  русский язык Класс: 5 класс Тема: «Обращение» Цель   деятельности   учителя:  формирование   у   учащихся   умений   реализации   новых   способов действия: узнавать обращения в контексте устной и письменной речи, выделять на письме знаками препинания, проводить  синтаксический разбор предложений с обращением. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понятие   о   синтаксической   роли   обращения   (не   является   членом   предложения)   и   способах выражения обращения, его роли в предложении., морфологической составляющей обращения Тип урока: урок открытия нового знания Планируемые образовательные результаты Предметные: Метапредметные: Личностные: ­научатся находить  обращения в речи; ­умение   соотносить   учебные   действия   в соответствии с поставленными задачами; ­развивать   сотрудничества навыки   на ­   ставить   учебные   задачи   и     уметь   выделять учебные задачи; уроке, ­проявлять   интерес   к ­ вносить коррективы в свои действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок. творчеству  и уважение к И.А. Крылова, ­ испытывать желания  осваивать новые виды  деятельности,  участвовать в  творческом,  созидательном процессе; осознание себя  как  индивидуальности и  одновременно как члена  общества.   ­составлять  предложения с  обращениями; ­выделять  обращения в  предложениях на  письме,  интонировать эти  предложения в речи; ­ составлять  предложения с  обращениями,  составлять схемы  предложений с  обращениями; ­ отличать  предложения с  обращениями от  предложений, в которых нет  обращений. УМК: Программы курса «Русский язык» 5­9 класс. – 2­е изд., М: Русское слово, 2013г., 2.Быстрова Е.А. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: в 2ч. : 5 класс, Ч. : 1/ Е.А. Быстрова. ­М.: Русское слово, 2014. ­280 с.) 1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок. Придумано кем­то, просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро!» ­ Доброе утро солнцу и птицам! ­ Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. ­ Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в  течение всего урока. 2. Определение темы урока.  ­Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам обратиться  к эпиграфу. Посмотрите на кран. Слайд 1. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам  Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй! ­ О каком языковом явлении идет речь в стихотворении? Как вы думаете, о  чем мы будем говорить сегодня на уроке? О чем просят нас в стихотворении? ­Откроем тетради и запишем число и  тему урока. Слайд 2. -  Зачем   нам   необходимо   обращение   в   языке?   Что   говорится   об   этом   в эпиграфе?  ­Мы часто  используем обращение в речи? ­А как произносим предложения с обращением? 2. Постановка цели урока. ­Вы правы, обращение необходимо нам в речи, оно называет того, к кому мы обращаемся. ­ Давайте обратимся к целям урока. Слайд 3. ­Используя опорные предложения, определите, какие цели вы поставите перед собой. ­узнать, что такое…. ­какие знаки….  ­научиться находить….. ­употреблять в речи…..  3.Изучение нового материала. ­На доске записаны предложения. ­ Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. ­Тебя мой куманёк век слушать я готова. Прочтите предложения на доске.  ­Обратите внимание, что знаки препинания не расставлены. ­Поработайте в паре и расставьте знаки препинания. Объясните их  постановку.  ­Почему в первом предложении запятые не ставятся? Чем является слово  «куманек» в предложении?  ­Является ли оно членом предложения во втором предложении? Выделите  грамматическую основу.  ­Почему во втором предложении вы поставили 2  запятые?   ­А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к  кому обращаются с речью). ­Итак, обращение называет того, к кому обращаются с речью и не является членом предложения ­Можем ли дополнить наши знания? Куда мы должны для этого  обратиться? Работа с учебником. П.30 с.122 ­Прочитайте самостоятельно материалы п. 30 с. 122. ­Какую новую информацию вы для себя узнали? Физминутка. Слайд 4. ­Ребята вы хорошо поработали, нам нужно отдохнуть. Сегодня к нам на  урок пришел необычный помощник, который выполнит с вами физминутку. 4. Закрепление изученного материала. Роль обращений в речи.                Предлагаю вам провести небольшое исследование. Для этого мы  поработаем в группах. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в баснях И.А. Крылова Перед вами отрывки из басен. Наш заранее подготовленный артист прочитает  выразительно данные отрывки, а мы с вами попробуем ответить на вопросы. ­Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы: ­Как называется басня, из которой прозвучал отрывок? ­Какие предложения содержит обращение? ­К кому обращаются? ­Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор? По окончании работы один участник группы дает ответ. 1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где­то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!   2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,  Попал на псарню.  Поднялся вдруг весь псарный двор  ­ Почуя серого так близко забияку,  Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;  Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" ­ И вмиг ворота на запор;  В минуту псарня стала адом.  Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем.  "Огня!­ кричат,­ огня!"  Пришли с огнем.  Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.  Зубами щелкая и ощетиня шерсть,  Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;  Но, видя то, что тут не перед стадом  И что приходит, наконец,  Ему расчесться за овец…… 3. Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. "Ведь это дереву вредит", Ей с Дубу ворон говорит: "Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".­ "Пусть сохнет", говорит Свинья: "Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".­ "Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут: "Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут"…  Поработаем в парах. Слайд 5. Перед вами на карточках иллюстрации к  басням. Рассмотрите их и выполните задание. Задание   Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:  К какой басне иллюстрация?  Найдите  предложение с обращением. Расставьте знаки препинания.  Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)  Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец  предложения). «Смотри­ка  говорит,­ кум  милый мой Что там за рожа? Какие у неё  ужимки и  прыжки! Я удавилась бы с  тоски,  Когда бы на неё  хоть чуть была  похожа.»  А   над   следующим   заданием   поработаем самостоятельно в тетрадях. Составьте предложения с обращениями, пользуясь следующими схемами : 1) О, ... 2) ... ,О 3) ... ,О! 5. Итог урока. Рефлексия. Давайте подведем итог урока. «Соседушка мой  свет Пожалуйста,  покушай.» ­ «Соседушка я сыт  по горло. – «Нужды  нет, Ещё тарелочку;  послушай: Ушица, ей­же­ей, на  славу сварена!» ­­Достигли вы всех целей, поставленных в начале урока? ­ Где еще нам может пригодиться сегодняшняя тема? ­Можно ли в жизни обойтись без обращений?   Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь  комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно  используйте обращение.  Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили  знаки препинания при обращении.  Кто желает прочесть обращение к однокласснику? – В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное  обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом,  обращаясь к другим. 6. Д.з. Дифференцированное домашнее задание.1. упр.№157 с. 124 2. Творческое задание. Придумать обращение­поздравление к Балу лицеистов. Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы: ­Как называется басня, из которой прозвучал отрывок? ­Какие предложения содержит обращение? ­К кому обращаются? ­Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор? 1. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где­то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!  Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы: ­Как называется басня, из которой прозвучал отрывок? ­Какие предложения содержит обращение? ­К кому обращаются? ­Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор? 2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,  Попал на псарню.  Поднялся вдруг весь псарный двор  ­ Почуя серого так близко забияку,  Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;  Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!" ­ И вмиг ворота на запор;  В минуту псарня стала адом.  Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. "Огня!­ кричат,­ огня!"  Пришли с огнем.  Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.  Зубами щелкая и ощетиня шерсть,  Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;  Но, видя то, что тут не перед стадом  И что приходит, наконец,  Ему расчесться за овец…… Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы: ­Как называется басня, из которой прозвучал отрывок? ­Какие предложения содержит обращение? ­К кому обращаются? ­Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор? 3. Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. "Ведь это дереву вредит", Ей с Дубу ворон говорит: "Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".­ "Пусть сохнет", говорит Свинья: "Ничуть меня то не тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".­ "Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут: "Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут"…

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"

Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2017