Методическая разработка урока
Предмет: русский язык
Класс: 5 класс
Тема: «Обращение»
Цель деятельности учителя: формирование у учащихся умений реализации новых способов
действия: узнавать обращения в контексте устной и письменной речи, выделять на письме знаками
препинания, проводить синтаксический разбор предложений с обращением.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов:
понятие о синтаксической роли обращения (не является членом предложения) и способах
выражения обращения, его роли в предложении., морфологической составляющей обращения
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
научатся находить
обращения в речи;
умение соотносить учебные действия в
соответствии с поставленными задачами;
развивать
сотрудничества
навыки
на
ставить учебные задачи и уметь выделять
учебные задачи;
уроке,
проявлять интерес к
вносить коррективы в свои действия на основе
их оценки и учета характера сделанных ошибок.
творчеству и уважение к
И.А. Крылова,
испытывать желания
осваивать новые виды
деятельности,
участвовать в
творческом,
созидательном процессе;
осознание себя как
индивидуальности и
одновременно как члена
общества.
составлять
предложения с
обращениями;
выделять
обращения в
предложениях на
письме,
интонировать эти
предложения в речи;
составлять
предложения с
обращениями,
составлять схемы
предложений с
обращениями;
отличать
предложения с
обращениями от
предложений, в которых нет
обращений.
УМК: Программы курса «Русский язык» 59 класс. – 2е изд., М: Русское слово, 2013г.,
2.Быстрова Е.А. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений: в 2ч. : 5 класс,
Ч. : 1/ Е.А. Быстрова. М.: Русское слово, 2014. 280 с.)
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на урок.
Придумано кемто, просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в
течение всего урока.
2. Определение темы урока.
Для того, чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам обратиться
к эпиграфу. Посмотрите на кран. Слайд 1.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
О каком языковом явлении идет речь в стихотворении? Как вы думаете, о
чем мы будем говорить сегодня на уроке? О чем просят нас в стихотворении?
Откроем тетради и запишем число и тему урока. Слайд 2.
- Зачем нам необходимо обращение в языке? Что говорится об этом в
эпиграфе?
Мы часто используем обращение в речи?
А как произносим предложения с обращением?
2. Постановка цели урока. Вы правы, обращение необходимо нам в речи, оно называет того, к кому мы
обращаемся.
Давайте обратимся к целям урока. Слайд 3.
Используя опорные предложения, определите, какие цели вы поставите перед
собой.
узнать, что такое….
какие знаки….
научиться находить…..
употреблять в речи…..
3.Изучение нового материала.
На доске записаны предложения.
Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.
Тебя мой куманёк век слушать я готова.
Прочтите предложения на доске.
Обратите внимание, что знаки препинания не расставлены.
Поработайте в паре и расставьте знаки препинания. Объясните их
постановку.
Почему в первом предложении запятые не ставятся? Чем является слово
«куманек» в предложении?
Является ли оно членом предложения во втором предложении? Выделите
грамматическую основу.
Почему во втором предложении вы поставили 2 запятые?
А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к
кому обращаются с речью).
Итак, обращение называет того, к кому обращаются с речью и не является
членом предложения Можем ли дополнить наши знания? Куда мы должны для этого
обратиться?
Работа с учебником. П.30 с.122
Прочитайте самостоятельно материалы п. 30 с. 122.
Какую новую информацию вы для себя узнали?
Физминутка. Слайд 4.
Ребята вы хорошо поработали, нам нужно отдохнуть. Сегодня к нам на
урок пришел необычный помощник, который выполнит с вами физминутку.
4. Закрепление изученного материала. Роль обращений в речи.
Предлагаю вам провести небольшое исследование. Для этого мы
поработаем в группах. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют
обращения в баснях И.А. Крылова
Перед вами отрывки из басен. Наш заранее подготовленный артист прочитает
выразительно данные отрывки, а мы с вами попробуем ответить на вопросы.
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
Как называется басня, из которой прозвучал отрывок?
Какие предложения содержит обращение?
К кому обращаются?
Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор?
По окончании работы один участник группы дает ответ.
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне гдето бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем.
"Огня! кричат, огня!"
Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец……
3. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею". "Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут"…
Поработаем в парах. Слайд 5. Перед вами на карточках иллюстрации к
басням. Рассмотрите их и выполните задание.
Задание
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
К какой басне иллюстрация?
Найдите предложение с обращением. Расставьте знаки препинания.
Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)
Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец
предложения).
«Смотрика
говорит, кум
милый мой
Что там за рожа?
Какие у неё
ужимки и
прыжки!
Я удавилась бы с
тоски,
Когда бы на неё
хоть чуть была
похожа.» А над следующим заданием поработаем
самостоятельно в тетрадях.
Составьте предложения с обращениями,
пользуясь следующими схемами :
1) О, ...
2) ... ,О
3) ... ,О!
5. Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока.
«Соседушка мой
свет
Пожалуйста,
покушай.»
«Соседушка я сыт
по горло. – «Нужды
нет,
Ещё тарелочку;
послушай:
Ушица, ейжеей, на
славу сварена!» Достигли вы всех целей, поставленных в начале урока?
Где еще нам может пригодиться сегодняшняя тема?
Можно ли в жизни обойтись без обращений?
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь
комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно
используйте обращение.
Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили
знаки препинания при обращении.
Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
– В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное
обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом,
обращаясь к другим.
6. Д.з. Дифференцированное домашнее задание.1. упр.№157 с. 124
2. Творческое задание. Придумать обращениепоздравление к Балу лицеистов.
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
Как называется басня, из которой прозвучал отрывок?
Какие предложения содержит обращение?
К кому обращаются?
Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор?
1. Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне гдето бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
Как называется басня, из которой прозвучал отрывок?
Какие предложения содержит обращение?
К кому обращаются?
Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор?
2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: "Ахти, ребята, вор!"
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. "Огня! кричат, огня!"
Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец……
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
Как называется басня, из которой прозвучал отрывок?
Какие предложения содержит обращение?
К кому обращаются?
Какую роль играет обращение в басне? С какой целью его использует автор?
3. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит: "Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут"…
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Методическая разработка урока "Обращение и знаки препинания при нем"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.