Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
5 кл
13.01.2018
Разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе учебника авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. Может быть использована учителями школ и студентами исторических факультетов педагогических университетов.
Цель данного занятия:
Расширить кругозор обучающихся, дать представление о предпосылках и причинах установления империи, об исторических личностях: Антонии, Октавиане и Клеопатре; формировать умения работать с картой, текстом учебника, заполнять схемы; Повысить познавательный интерес учащихся к истории ."От республики к империи"( методическая разработка по истории Древнего мира в 5 классе)
метод.разр. конкурс.pdf.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
школа № 92 г. Вельска»
«От республики к империи»
Методическая разработка по истории Древнего мира
Выполнила : Порова Ольга Викторовна,
учитель истории
Вельск
1 2017
Содержание.
1. Аннотация …………………………………………..с.3
2. Ход занятия ……………………………………….…с.4
3. Приложения…………………….……………………с.9
4. Список литературы……………………………… с. 10
2 Аннотация
Методическая разработка по Всеобщей истории (История Древнего мира)
для 5 класса общеобразовательной школы. Разработана в соответствии с
требованиями ФГОС на основе учебника авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер,
И.С.Свенцицкая. Может быть использована учителями школ и студентами
исторических факультетов педагогических университетов.
Цель данного занятия:
Расширить кругозор обучающихся, дать представление о предпосылках
и причинах установления империи, об исторических личностях:
Антонии, Октавиане и Клеопатре; формировать умения работать с
картой, текстом учебника, заполнять схемы; Повысить познавательный
интерес учащихся к истории .
Задачи:
1. формирование универсальных учебных действий учащихся
Метапредметные УУД
. Познавательные – устанавливать причинноследственные связи; строить
логически обоснованные рассуждения; систематизировать информацию,
выполнять творческое задание.
. Регулятивные определять цель, проблему в деятельности.
. Коммуникативные – взаимодействовать в команде, организовывать работу в
команде, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами,
выдвигая контраргументы в дискуссии.
3 . Личностные УУД обрести мотивацию к изучению нового материала;
осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли
истории в жизни человеческого общества.
Предметные УУД – освоение содержания учебного и дополнительного
материала главы «Гражданские войны в Риме».
Планируемые результаты:
активизация интереса к истории;
высокий уровень освоения темы, ориентированный на общекультурную
подготовку, необходимую для выработки мировоззренческих ориентиров;
формирование умений указывать периоды ключевых процессов,
характеризовать обстоятельства, логично, ясно и точно формулировать и
аргументировать свои мысли; устанавливать причинноследственные
связи; формулировать и обосновывать выводы и т. д.
Оборудование: магнитная доска, проектор, экран.
Название технологии
Используемые
для организации
мероприятия с
воспитанниками с
позиций системно
деятельностного
подхода.
Технология
критического
мышления
(Приложение 1)
Методы
Приёмы
I. Стадия «вызова»
«брейнсторминг»
(мозговой штурм)
II.Стадия осмысления
содержания
III. Рефлексия
«Инсерт»
Заполнение таблицы
Стратегия ЗХУ
«Фишбоун»
Ход занятия.
4 Учитель. Здравствуйте ребята! Мы постараемся расширить свой кругозор по
разделу «Гражданские войны в Риме». Но, о чём конкретно мы будем
говорить вы узнаете, выполнив некоторые задания.
I .Стадия «вызова» «Брейнсторминг» – мозговой штурм. (можно работать
в парах)
ЗАДАНИЕ 1:
1. отметьте понятия, которые мы
ЗАДАНИЕ 2:
1. отметьте личностей, которых
мы знаем.
2. … которых изучили на
прошлом уроке.
3. … с которыми вы не знакомы.
Ганнибал
Тиберий Гракх
Спартак
Красс
Помпей
Гай Юлий Цезарь
Брут
Марк Антоний
Октавиан Август
Клеопатра
Цицерон
Меценат
Гораций
Вергилий
знаем.
2. … которые изучили на
прошлом уроке.
3. … с которыми вы не знакомы
Ликтор
Сенат
Республика
Консул
Народный трибун
Право «ВЕТО»
Демократия
Марсово поле
Форум
Легион
Провинция
Триумф
Император
Гражданская война
Амфитеатр
Гладиатор
Ветеран
Диктатор
Преторианцы
Монархия, монарх
Империя, император
При проверке задания учитель распределяет на доске понятия в две
колонки. То, что не знакомо под целями урока. Таким образом дети
самостоятельно ставят цель урока.
Учитель. Чтобы определить тему занятия отвечаем на вопросы:
5 1. Что из перечисленных понятий относится к формам правления?
(монархия, республика)
2. Знакомы ли римлянам эти формы правления? (Да)
3. Какая форма правления установилась в 509 г. до н.э.? (Республика) –
учитель вешает понятие на доску к слову тема.
4. Можно ли назвать форму правления Цезаря республикой? (Нет, т.к.
Сенат даровал ему пожизненно звание диктатора).
5. Подберите понятия наиболее близкие к понятию диктатор. (Монарх,
император, империя). Складываем тему урока «От республики к
империи». Слайд 1, 2, 3
II . Стадия осмысления содержания.
Учитель. Итак, после гибели Цезаря в борьбу за власть вступают два
претендента:
Задание. Найдите в первом пункте параграфа 53, кто были главные
кандидаты на должность императора, единоличного правителя в Риме?
Слайд 4. СЛАЙД
Задание. Найти на стр. 256 и записать три факта о каждом из них.
Соперники в борьбе за единоличную власть
Марк Антоний
1. Консул
2. Друг и соратник Цезаря
3. Опытный полководец, имел
влияние на солдат и народ
Октавиан
1. Родственник Цезаря.
2. Хилый и болезненный юноша.
3. Цезарь объявил его своим
приемным сыном и завещал
свое имущество.
Кто считает, что шансов больше занять престол у Антония? Докажите
это.
Кто считает, что шансов больше занять престол у Октавиана?
Докажите это.
И всетаки им пришлось объединить усилия. Ради какой цели, как вы
думаете?
Прежде всего, союзники начали борьбу со сторонниками республики.
В людных местах были выставлены особые списки с именами врагов
Цезаря. Все попавшие в списки объявлялись вне закона, за их убийство
6 полагалась награда. Италия была залита кровью, озверевшие солдаты
убивали людей в их собственных домах. Слайд 5.
СЛАЙД В эти дни погиб великий оратор Цицерон — горячий противник
Марка Антония. Его отрубленная голова была выставлена на том месте,
где он произносил свои пламенные речи. Это ему принадлежит фраза,
что «история – это учительница жизни».
Так наследники Цезаря уничтожили своих противников в Италии и
запугали ее население.
Но вскоре Антоний и Октавиан Август вступают в борьбу за
единовластие. В этой борьбе не последнюю роль сыграла Клеопатра.
Кто же она? Слайд 6.
Задание. Поработаем с п.2 параграф 53. (Можно работать в парах и
группах)
Знал о Клеопатре
Хочу узнать
Узнал
раньше.
Учитель. Мы узнали, что в борьбе за власть побеждает Октавиан
Август. Какая форма правления сложилась при нём?
Задание. п.3 стр. 259 «Фишбоун». Прочитайте материал учебника,
выберите признаки монархии и республики и сделайте вывод о
характере и форме правления Октавиана Августа (выберите одну из
трёх форм, подходящую по смыслу). Можно работать в парах и
группах. Слайды 7,8,9.
Монархия
(признаки)
7
Монархия
срывает с себя
маску Какая
форма
лучше
передаёт
суть
империи,
созданной
Октавианом
Августом?
Республика
(признаки)
республики?
Монархия
прячется в
одежды
республики ?
Республика
прикрыта
плащём
монархии?
Слайд 10. Д/з. Пар.53, стр. 260, вопрос 5.
III. Рефлексия
За окном никак не наступает весна, а мы так по ней соскучились! Ребята,
если вы работали с удовольствием, урок поднял настроение и добавил знаний
приклейте зелёный листочек на наше деревце.
Приложение 1.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
1. Вызов:
8 Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией,
пробуждение интереса к теме) .
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по
2.
теме).
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Осмысление содержания:
Информационная (получение новой информации по теме).
Систематизационная (классификация полученной информации по
категориям знания).
3. Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению
информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний,
выработка собственной позиции, оценка процесса)
Список использованной литературы и источников.
1. История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.
Учебник. 5 класс. М. Просвещение. 2015.
2. Северина О.А. История Древнего мира. 5класс. Поурочные планы,
часть2. Волгоград.2013
9 3. http://ruknigi.net/books/29652elektronnoeprilozheniekuchebniku
istoriyadrevnegomira5klass/
4. https://infourok.ru/metodicheskayarazrabotkaurokanatemuustanovlenie
imperiiklass1713136.html
https://infourok.ru/metodicheskayarazrabotkanatemutehnologiyakriticheskogo
mishleniyavusloviyahrealizaciifgos738817.html
10
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Методическая разработка урока "От республики к империи" (5 класс, история Древнего мира)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.