Методическая разработка урока по физике на тему "Газовые законы" (10 класс)
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по физике на тему "Газовые законы" (10 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
физика
10 кл
27.11.2018
Методическая разработка урока по физике на тему "Газовые законы" (10 класс)
Методическая разработка урока по физике 10 класс. Тема программы: Молекулярно-кинетическая теория Тема урока: Газовые законы. Тип урока: комбинированный. Цель урока: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы: "Газовые законы". С помощью создания проблемных ситуаций учитель выводит обучающихся на получение новых знаний.
Методическая разработка урока по физике 10 класс на тему Газовые законы.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по физике

10 класс

на тему: «Газовые законы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема конспекта урока.

 

Педагог:   Гладкова Наталья Владимировна.

Предмет : физика.   

Класс: 10

Тема программы: Молекулярно - кинетическая теория.

Тема урока:  «Газовые законы».

Тип урока: комбинированный.

 

Цель урока: Создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося  в процессе изучения темы «Газовые законы». Способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных компетенций у участников образовательного процесса.

 

Методический аспект:

  - деятельностные технологии (задания исследовательского характера);

  - сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

  - объяснительно- иллюстративный (объяснение, показ, демонстрация);

  - репродуктивный (воспроизведение информации), частично-поисковый.

 

Планируемые результаты урока:

 

Личностные - развитие познавательного интереса к новому учебному материалу, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий.

 

Метапредметные:

Познавательные:

-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,

-понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами,

-овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Регулятивные:

-формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

-формирование самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

-развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

Коммуникативные:

-освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

-формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

 

Предметные:

Уметь: узнавать и определять в печатном тексте физические знаки и формулы; определять прямую и обратную зависимость величин для выполнения графиков, чертежей и таблиц

-рассчитывать физическую величину из представленной формулы или закона.

-решать задачи с использованием основного уравнения уравнения Менделеева- Клапейрона

-определять экспериментально параметры идеального газа.

Знать: смысл физических понятий: идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный процессы.

 

Оснащение урока:

Оборудование для проведения опытов: банка, бумага, спички, воздушные шарики, пластиковая бутылка, пипетка, мыльные пузыри.

Средства обучения: электронное приложение к уроку презентация «Газовые законы»

Раздаточный материал: информационная карта (карточка заданий), тест «Газовые законы», учебник «Физика -10» Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.

 

 

План урока:

 

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

3. Целеполагание и мотивация.

4. Работа по теме урока.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

 

 

 

 

Ход урока.

Этапы работы

Содержание этапа

Оценка эксперта

 

1

Организационный момент:

- старт урока

- установление взаимодействия между всеми субъектами УВП на уроке.

- настройка на работу в рамках урока.

1. Приветствие.

Здравствуйте ребята. Я очень рада Вас видеть.

 

 

 

 

 

 

2

Актуализация опорных знаний.

Цели для обучающихся:

- в ходе выполнения заданий вспомнить ранее изученный материал.

- совершенствование умений работать с таблицей

Цели и задачи для преподавателя:

- в процессе включения обучающихся в активную познавательную деятельность, через обсуждение проблемной ситуации воспроизвести необходимые для последующей работы знания

- развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.

Методы организации работы:

- беседа

- работа с таблицей.

Форма организации работы:

- фронтальная

- индивидуальная

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

- успешные результаты работы обучающихся,

- понимание вопросов и заданий обучающимися,

- положительно - эмоциональный фон урока.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся.

- смена видов деятельности,

- использование различных элементов технологий,

- создание условий для личной самореализации.

2.1. Актуализация остаточных знаний по ранее изученным темам:

Помогите мне вспомнить, что мы с вами изучали на прошлых уроках:

ü Что изучает МКТ?

ü Какая физическая модель используется в МКТ - газов, дайте характеристику этой модели?

ü Какие параметры в МКТ называются макроскопическими? Перечислите их.

ü Какое уравнение устанавливает зависимость между макроскопическими параметрами?

V = RTm/M -  уравнение Менделеева - Клапейрона).

 

2.2Напомните мне, что Вам было задано на дом.

(Из данного уравнения  вывести все величины и заполнить таблицу). Давайте проверим, что у Вас получилось:

 

m

(кг)

М

(кг/моль)

Р

(Па)

V

3)

Т

(К)

 

Формула

 

3,2*10-2

1,5*106

0,83

300

 

2,4

4*10-2

 

0,4

20

 

0,3

2,8*10-2

8,3*105

 

280

 

0,16

4*10-3

6*106

0,83

 

 

(проверка фронтально у доски).

1. mVM/RT,      m = 16 (кг)

2. Р = mRT/MV,     Р = 25*104 (Па)

3. V = mRT/MР,     V = 0,03 (м3)

4. Т = РVM/Rm,     Т = 15 *103 (К)

Молодцы! С домашним заданием Вы справились хорошо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Цели для обучающихся:

- установить эмоционально доверительный контакт с преподавателем

- замотивировать себя на работу и личностный успех.

Цели и задачи для преподавателя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу урока,

- включить всех обучающихся в работу,

- создать условия для мотивации каждого обучающегося.

 

Методы организации работы (технологии):

- беседа

- создание проблемной ситуации.

 

Форма организации работы:

- фронтальная

- индивидуальная

2.3.Создание мотивации:

Проведём один занимательный опыт, который приписывают французскому учёному Рене Декарту.

8(постановка опыта).

2.4. Создание проблемной ситуации:

- Что произошло, когда мы нажали на мембрану?

- Что произошло, когда мы прекратили нажимать  на мембрану?

Обобщение: Какие параметры газа меняются, а какие при этом остаются постоянными?

(Р и V - изменяются, а Т - остаётся постоянной).

Итак: мы наблюдали процесс, протекающий при неизменном значении одного из параметров – такой процесс называется  изопроцесс.

Законы, описывающие изопроцессы, называются газовыми законами.

 

ü Сформулируйте тему урока: «Газовые законы».

ü Попробуйте назвать цели нашего урока?

-что нужно вспомнить?

-что нового предстоит узнать?

 (зависимость между двумя параметрами  состояния газа при постоянном значении третьего).

Эпиграф урока: «Истина всегда оказывается проще, чем можно было представить».

                                      (Р. Фейнман)

 

3

Работа по теме урока:

 

Цели для обучающихся:

- изучить газовые законы (формулы, графики).

- совершенствование умений работать с различными источниками информации.

- совершенствование умений работать в парах.

 

Цели и задачи для преподавателя:

- создать условия для изучения газовых законов.

- развитие эмоциональной сферы обучающихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.

 

Методы организации работы (технологии):

- постановка опыта

- работа с таблицей.

 

Форма организации работы:

- фронтальная

- индивидуальная

- работа в парах

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

- могут при работе с источником информации выделить главное.

- положительно - эмоциональный фон урока.

 

Методы мотивирования учебной активности обучающихся.

- смена видов деятельности

- использование различных технологий.

- создание условий для личной самореализации.

3.1. Совместное погружение по теме урока:

Ребята, что мы с Вами вспомнили в начале урока?

 Какое уравнение состояния идеального газа используется при постоянной массе?

 Посмотрим внимательно на формулу:

 

Мы с вами убедились, что существуют процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров.

 3.2 Задача изучить изопроцессы и заполнить таблицу, которая находиться у каждого на столе.

Таблица:

Название процесса

Постоянный  Параметр

Название  закона

Формулировка

График

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ü Ребята, вспомним опыт вначале урока.

ü Что мы определили в данном опыте?

 (Т = const, изменяются лишь Р и V – это изотермический процесс).

ü Запишите в первый столбик название процесса.

Этот закон открыли два учёных: Бойль и Мариотт независимо друг от друга и поэтому он носит название закон Бойля – Мариотта.

 РV = const  при  Т = = const

Формулировка: для газа данной массы произведение давления на объём есть величина постоянная, если температура газа не меняется.

ü Запишите в таблицу формулировку процесса.

 

Опыт №2: Мыльные пузыри.

Вопрос: Почему мыльные пузыри сначала поднимаются  вверх, а потом опускаются вниз?

Объяснение: внутри мыльных пузырей воздух сначала тёплый, его плотность меньше плотности окружающего воздуха, через некоторое время воздух охлаждается, его плотность становится больше, а объём уменьшается.

ü Какие параметры изменяются в данном случае?  

(Т и V - изменяются, а Р неизменно).

ü С помощью учебника найдите название данного процесса.

ü Запишите во второй  столбик название процесса.

 (проверка - ученик у доски)

 

Опыт № 3:

Оборудование: банка, бумага, спички, шарик, наполненный водой.

ü Возможно ли поместить надутый шарик в банку?

? При демонстрации эксперимента обратите внимание на то, какие величины изменяются, а какие нет.

Попробуем объяснить, что произошло?

(Т и Р- изменяются, а V- постоянно).

Этот процесс называется изохорным.

С помощью учебника заполняем таблицу для изохорного процесса.

 

3.3 Физкультминутка.

 

 

4

Первичное закрепление новых знаний.

Цели для обучающихся:

- в ходе выполнения заданий, научиться применять полученные знания на практике,

- совершенствование умений решать графические задачи,

- совершенствование умений работать в парах.

Цели и задачи для преподавателя:

- научить применять полученные знания при решении графических задач,

- развивать интерес к предмету.

Методы организации работы (технологии):

- использование проблемных заданий

- решение тестов

- взаимопроверка.

Форма организации работы:

- индивидуальная

- работа в парах

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:

- успешное выполнение теста,

- удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся.

- смена видов деятельности

- использование различных элементов технологий,

- создание условий для личной самореализации.

4.1 Итак. Мы с Вами отдохнули.

ü Давайте вспомним, что мы изучили на сегодняшнем уроке:

ü Какие процессы мы изучили?

ü Какие параметры постоянны, а какие изменяются

     - при изотермическом процессе?

     - при изобарном процессе?

     - при изохорном процессе?

4.2 Ребята, у меня дан график давайте попробуем провести  анализ изопроцессов представленных на диаграмме.

Задание: зарисуйте график  в тетрадь и проведите анализ изопроцессов представленных на диаграмме используя алгоритм.

  Алгоритм:

1.     Назвать процесс.

2.     Назвать график процесса.

3.     Указать закон.

4.     Описать изменение основных параметров.

Решение:

Участок 1-2 (решают вместе с преподавателем)

Участок 2-3 (учащийся у доски)

Участок 3 -1 (самостоятельно).

Проверка фронтально.

Молодцы!

4.3.          Первичное закрепление знаний.

ü Ребята, сможете ли вы применить полученные на уроке знания для решения проверочного теста?

Проверим. На выполнение задания Вам даётся 5 минут.

После выполнения задания обучающиеся обмениваются листочками и осуществляют проверку с эталоном.

Выставляют оценки друг другу.

Вопросы группе:

ü Кто из вас выполнил все задания правильно?

ü Кто выполнил 6 заданий?

ü Кто справился с 5 заданиями?

Молодцы!  Вы хорошо сегодня поработали.

 

 

5

Подведение итогов урока:

Рефлексия.

Домашнее задание.

Цели для обучающихся:

- используя различные источники информации закрепить и пополнить полученные на уроке знания.

- в ходе  проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений по изученной теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цели и задачи для преподавателя:

- подвести итоги урока, построив траекторию дальнейшей работы по освоению  новой темы для  каждого обучающегося,

- мотивировать выполнение обучающимися дополнительного домашнего задания, выставлением хороших отметок.

 

 

5.1 Рефлексия:

Давайте вернёмся к теме нашего урока:

ü Какие цели мы ставили на урок?

ü Как вы  думайте, мы их достигли?

ü Что нового Вы сегодня узнали?

ü Какие факты были на Ваш взгляд самыми интересными?

ü Какие трудности встретились в процессе работы?

 

5.2 Постановка домашнего задания (Д/З состоит из обязательного задания №1 и двух дополнительных на выбор):

1.     Провести анализ процессов, представленных на диаграмме:

*2. Экспериментальное задание:

Положите внутрь резинового шарика льдинку, а затем надуйте. Ответе на вопросы:

- Какие изменения произойдут с шариком через некоторое время?

- Как изменяются при этом термодинамические параметры?

*3.  Подготовить сообщение об ученых, чьи имена прозвучали на сегодняшнем уроке.

 

5.3   Ребята, а давайте вспомним эпиграф нашего урока:

«Истина всегда оказывается проще, чем можно было представить».

Как Вы думайте почему я выбрала именно эти слова?

Я благодарю Вас за работу.

 

 

 


Методическая разработка урока по физике 10 класс на тему: «Газовые законы»

Методическая разработка урока по физике 10 класс на тему: «Газовые законы»

Схема конспекта урока. Педагог :

Схема конспекта урока. Педагог :

Коммуникативные: -освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; -формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать…

Коммуникативные: -освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; -формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать…

Ход урока. № Этапы работы

Ход урока. № Этапы работы

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - успешные результаты работы обучающихся, - понимание вопросов и заданий обучающимися, - положительно - эмоциональный фон урока

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока: - успешные результаты работы обучающихся, - понимание вопросов и заданий обучающимися, - положительно - эмоциональный фон урока

Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная 2

Форма организации работы: - фронтальная - индивидуальная 2

Методы мотивирования учебной активности обучающихся

Методы мотивирования учебной активности обучающихся

Первичное закрепление новых знаний

Первичное закрепление новых знаний

Итак. Мы с Вами отдохнули. ü

Итак. Мы с Вами отдохнули. ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018