методическая разработка урока по физике. Тема: Волновые свойства света. (2 курс техникума)

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 06.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала презентация.ppt
15.03.2019г. РАДОСТЬ ВИДЕТЬ И ПОНИМАТЬ САМЫЙ  ПРЕКРАСНЫЙ ДАР ПРИРОДЫ  А. ЭЙНШТЕЙН.  1
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС 1. Свет – это электромагнитная волна 2
2. НАЗОВИТЕ ЗАКОНЫ  РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЕТА отражения, преломления 3
3. В КАКИХ ДЕТАЛЯХ ТРАКТОРА,  АВТОМОБИЛЯ ПРИМЕНЯЮТ  ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ,  ПРЕЛОМЛЕНИЯ  Фары, зеркало 4
4. ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕЛОМЛЕНИЯ  – ЭТО физическая величина, равная отношению  скорости света в вакууме к скорости  света в данной среде 5
5.  ЛИНЗА ­ ЭТО  прозрачное тело ограниченное  сферическими поверхностями 6
7 ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ – 5 МИНУТ
8
15.03.2019г. ВОЛНОВЫЕ  СВОЙСТВА  СВЕТА Физика  «Ученье – свет, неученье – тьма» 9
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:   формирование знаний о  волновых свойствах света 10
11
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ – 8 МИНУТ 12
ТАБЛИЦА ВОЛНОВЫХ СВОЙСТВ Явление, связанное со  Определение светом Условия  наблюдения Теория,  Проявления         объясняющая  явление Формулы    в природе,  использование  в технике ?  ? ? ? 13
ПРАВИЛ А говори тихо и спокойно; уважай своих товарищей; внимательно слушай партнера; старайся не перебивать товарища,   выслушивай его до конца; в случае, когда проблему решить не  удается, обратись к преподавателю. 14
Интерференцией световых волн называется  сложение двух когерентных волн, вследствие  которого наблюдается усиление или ослабление  результирующих световых колебаний в различных  ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ точках пространства. 15
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ИНТЕРФЕРЕНЦИИ В ТЕХНИКЕ ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ  ПОВЕРХНОСТИ ДО ОДНОЙ ДЕСЯТОЙ  ДЛИНЫ ВОЛНЫ ИНТЕРФЕРОМЕТРЫ – служат для  точного измерения  показателя преломления газов и других веществ ПРОСВЕТЛЕНИЕ ОПТИКИ  Чтобы волны ослабляли друг друга ,  должно выполняться условие  минимума. В отраженном свете  происходит потеря 1/2λ. Условие  минимума в отраженном свете:  ∆ r = 2 k           ,  Следовательно, ∆ r = 2 h n n ­         .    2 h n n = k λ + λ  2 λ  2 16 λ  2
ПРИБОРЫ Спектроскоп                                                          Спектрограф 17
ДИФРАКЦИЯ СВЕТА отклонение света от прямолинейного  распространения на резких неоднородных  границах среды СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ   КОГЕРЕНТНЫХ ВОЛН КОГЕРЕНТНЫХ ВОЛН 18
ДИФРАКЦИЯ СВЕТА максимум минимум                     ∆ r = kλ  ∆ r = k  λ  2 ДИФРАКЦИЯ СВЕТА   происходит   на   предметах   любых  размеров, а не  только  соизмеримых  с  длиной  волны. Вследствие  малой длины свето­вой волны  интерференционные максимумы располагаются очень близко друг  к другу, а их  интенсивность быстро убывает. Дифракция наблюдает 19 ся хорошо на расстоянии L >  d2
ДИФРАКЦИОННАЯ РЕШЕТКА d – постоянная дифракционной  решетки.  Δ r = d sin φ  d sin φ = k λ  Δ r = k λ  n ­ порядок дифракционного  максимума tg φ =   х  у 20 у х
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА зависимость показателя преломления света от частоты  колебаний (или длины волны). 21
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА Скорость света в вакууме не  зависит от частоты или  длины волны и равна  3 10 8 м / с n ф > nк абсолютный  показатель преломления C  V n = C  V ф C  V к n ф =                   n к =  n ф > n к        V ф  < V к 22
ДИСПЕРСИЯ СВЕТА     И.Ньютон  открыл явление разло­ жения    света    на     разноцветные  полосы.       Белый   свет    состоит    из  семи  цветов. К – красный О – оранжевый Ж­ желтый З – зеленый Г – голубой С – синий Ф ­ фиолетовый 23
ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА Световые волны с колебаниями  лежащими в одной определенной  плоскости.  1 группа:  24
ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВ СВЕТА Явление, связанное со  Определение светом Условия  наблюдения Теория,  объясняющая  явление Формулы Максимум: ∆ r =  k λ       Минимум: ∆ r = (2 k  + 1) λ /2 Принцип  Гюйгенса –  Френеля d sin φ = k λ  n = c/v Проявления           в  природе,  использование в  технике Просветление  оптики Интерферометры  Астрономия:  угловой диаметр  звезд Дифракционная  решетка Голография  Радуга Гало Цветное изображение  экранов Интерферен ция  Дифракция Дисперсия Поляризация сложение двух когерентных  волн, вследствие которого  наблюдается усиление или  ослабление результирующих  световых колебаний в  различных точках  пространства. Явление нарушения  целостности фронта  волны, вызванное  резкими  неоднородностями среды Зависимость скорости  света в веществе от  частоты волны Выделение из  естественного света  световых колебаний  с  определенным  направлением  электрического вектора Может  наблюдаться  только при  сложении  когерентных  волн  Неоднороднос ть среды,  огибание  препятствий Разложение  белого света  при  прохождении  через призму Направление  колебаний  светового  вектора строго  фиксированно Зависимость  показателя  поглощения вещества  от направления  колебаний светового  вектора Поляроид Поляроидные  фары  автомобилей 25
СВОЙСТВА СВЕТА ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ДИФРАКЦИЯ ДИСПЕРСИЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ 26
«Ученье – свет, неученье – тьма» 27
1) Внимательно прочитать условие  задачи. 2) Записать краткое условие. 3) Проверить соразмерность единиц  измерения, если необходимо сделать  перевод в СИ. 4) Записать формулу и провести  вычисления. 5) Записать ответ. 1. № 1078 2. № 1081  3. № 1100  4. № 1102 ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ –10 МИНУТ 1) Внимательно прочитать условие задачи.2) Записать краткое условие.3) Проверить соразмерность единиц измерения, если необходимо сделать перевод в СИ.4) Записать формулу и провести вычисления.5) Записать ответ.
29
1. После того, как белый свет пройдет  через призму, он…  2. Самая большая скорость во  Вселенной 3. При сложении в пространстве  когерентных волн, будет получена 4. Ньютон рассматривал свет, как 1. Смещается относительно своего  первоначального направления  2. Поток частиц  3. Разложится на спектральные  составляющие  4. Электромагнитная волна 5. Световой луч распространяется  прямолинейно 6. Х.Гюйгенс полагал, что свет ­это 5. Имеющие одинаковую частоту и  разность фаз 6. Определенные колебания   7. При прохождении света через  плоскопараллельную пластину луч 8. При поляризации света из световой  волны вырезаются 9. Дифракция 7. Интерференционная картина  8. Скорость света 9. В однородной среде 10. Когерентные волны 10.Огибание волнами препятствий ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ – 2 МИНУТЫ
Ответы: 1 – 3     2 – 8     3 – 7     4 – 2     5 ­  9 6 – 4     7 – 1     8 – 6     9 – 10    10 ­ 5 Правильный ответ – 0,5 балла Максимальное количество баллов ­ 5 10­9 правильных ответов – оценка – 5 8­7 правильных ответов –оценка – 4 6­5 правильных ответов –оценка – 3 менее 5 –оценка – 2
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ     Прочитать  параграфы 37­ 42.     Выучить формулы. 32
На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен /  не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я Мое настроение Материал урока мне был не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным  / не интересным 33
34
Спасибо  за  урок!