Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
12.03.2019
Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"
Урок литературы "Своеобразие лирики А.А.Фета" разработан с применением технологии проблемного обучения, кейс-технологии, которые способствуют формированию коммуникативной и учебно-познавательной компетенции. Анализируя стихотворения поэта, обучающиеся совершенствуют умения выявлять и формулировать проблему, устанавливать связи между явлениями, доказывать и делать выводы. Развивается устная речь обучающихся, навыки анализа поэтического текста.
Методическая разработка урока литературы в 10 классе Своеобразие лирики Фета.docx
Ф.И.О. автора: Болдырева Наталья Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Название ОО: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Звениговская средняя  общеобразовательная школа №1» Название статьи: «Методическая разработка урока  литературы в 10 классе». Тема урока: «Своеобразие лирики А.А.Фета» Тип урока: урок “открытия” новых знаний. Деятельностная   цель: формирование   у   учащихся   умений   реализации   новых   способов действия. Содержательная   цель: расширение   понятийной   базы   за   счет   включения   в   нее   новых элементов.   Цели урока: Ι Образовательные: проанализировать   стихотворения   Фета,   формировать   умение . анализировать   текст   художественного   произведения;   развивать   умение   делать   выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас. I.  Ι Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное. Ι II.   видеть в обычном необычное. Воспитательные: воспитывать   чуткое   отношение   к   художественному   слову;   умение Личностные УУД:  формирование  уважительного  отношения   к иному  мнению;  развитие мышления,   внимания,   фонематического   слуха;   развитие   самостоятельности   и   личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию. познавательные   УУД: формировать   умения   осознавать   значимость   чтения   для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста. коммуникативные   УУД: формировать   умение   аргументировать   свое   предложение, убеждать   и   уступать;   формировать   умение   договариваться,   находить   общее   решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других. Методы: проблемно   ­   поисковые   (побуждающий   и   подводящий   к   диалогу),   метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация). Оборудование: раздаточный материал; компьютерная презентация. Эпиграфы:                                                              И откуда у этого добродушного толстого  офицера берется такая непонятная лирическая дерзость,  свойство великих поэтов?  Л.Н.Толстой Считаю его поэтом абсолютно гениальным… П.И. Чайковский  Я никогда не мог понять, чтобы искусство  интересовалось чем­либо помимо красоты. А.А.Фет Ход урока. 1 Актуализация темы и постановка проблемы Деятельность   учащихся: сформулировать   задачи,   которые   будут   решаться   на   уроке,   т.е. определить проблему, которую затрагивает автор. На   столах     обучающихся   раздаточный   материал   (см.   приложение).  Звучит романс на стихи Фета «На заре ты её не буди». Учитель: Я думаю, по строчкам прозвучавшего романса,  все догадались, о чьём творчестве сегодня пойдёт речь.  И личность, и судьба, и творческая биография, и поэзия А.А.Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы.   «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»— писал Лев Толстой. А Петр Ильич Чайковский сказал о нем: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…» Обратите внимание на высказывания Л.Н.Толстого и П.И.Чайковского о Фете, а также на слова   самого   Фета   о   своем   творчестве: «Я   никогда   не   мог   понять,   чтобы   искусство интересовалось чем­либо помимо красоты». Какой возникает вопрос? Ответы обучающихся: В чем гениальность поэта? Что значит лирическая дерзость? В чем жизнеутверждающая сила его лирики? Проблема:  В чем особенность, оригинальность лирики А.А.Фета? Сформулируйте и запишите тему урока. Учитель: Обратимся к стихотворениям Фета и попробуем провести небольшое исследование, чтобы   постараться   понять,   в   чем   же   состоит   своеобразие   его   поэзии  (составление кластера). 2 Исследовательская работа по группам (с применением кейс­технологии) Обучающиеся получают кейс ­ задание по группам, предлагается изучить содержание кейса, поискать информацию самостоятельно по теме (дополнительный материал в учебнике и в раздаточном материале), глоссарий; проанализировать стихотворения А.А.Фета. Задание 1 группе (приём «Корзина идей»)  Анализ стихотворения «Еще весны душистой нега…» Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте. Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках. ⟨1854⟩ ­Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части? (Произведение состоит из трех пятистрочных строф. Первые две составляют первую часть произведения, они объединяются одной темой – описанием зимнего пейзажа. При этом автор делает акцент на слове “еще”, показывая, что это временное состояние природы и в то же время намекая на вторую, завершающую часть.) ­Что   изображает   автор?  (Природу   в   предчувствии   весны.   Стихотворение   посвящено природе, которая находится в пограничном состоянии между зимой и весной.) ­Как удается поэту выразить свои эмоции? (эпитет «душистой»­запах, глагол «низойти» с высокой   стилистической   окраской,   величие   образам   придает   инверсия   в   начале стихотворения, а также перемещение ударения в слове «полны». Трепет, восторг, умиление, пронзительная нежность звучат в стихотворении.) ­   Каким   настроением   проникнуто   стихотворение?  Определите   жанр.  (Отличает   лёгкая грусть.   Меланхолическое,   задумчивое   настроение   стихотворения   создаёт   ощущение наблюдения за окружающим миром. В последних строках произведения происходит душевный подъем   лирического   героя,   заметно   его   воодушевление   из­за   появления   первых   сигналов наступающей весны.) Какова   тема   стихотворения?  (В   короткой   зарисовке   поэту   удаётся   показать взаимоотношения   человека   и   природы.   Центральное   место   занимает   мироощущение лирического героя, наблюдающего преисполненную одухотворённости природу). Учитель:  При   создании   стихотворения   поэт   обратился   к   одному   из   своих   любимых лирических жанров: элегии. Природа всегда была безусловной ценностью для Афанасия Фета –   это   одна   из   основных   тем   его   лирики.   Он   считал   крайне   важным   фиксировать   даже мимолетные изменения в ней. Здесь, как и во многих других произведениях, Фет выступает смелым   новатором,   который   познает   мир  интуитивно.  Поэт   считал,   что   главная   цель творчества – воспевать красоту мира, природы, любви Задание 2 группе (приём «Корзина идей») Анализ стихотворения «Поэтам» Афанасий Фет Поэтам Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи, и руки воздеты. Здесь на коленях я снова невольно, Как и бывало, пред вами, поэты. В ваших чертогах мой дух окрылился, Правду провидит он с высей творенья; Этот листок, что иссох и свалился, Золотом вечным горит в песнопеньи. Только у вас мимолетные грезы Старыми в душу глядятся друзьями, Только у вас благовонные розы Вечно восторга блистают слезами. С торжищ житейских, бесцветных и душных, Видеть так радостно тонкие краски, В радугах ваших, прозрачно­воздушных, Неба родного мне чудятся ласки. 5 июня 1890 Учитель: Стихотворение «Поэтам» было написано 5 июня 1890 года и обращено к собратьям по перу. ­ Вспомните, как называется такой жанр? (Послание.) ­Что   придает   повествованию   особую   торжественность?  (Лексика:   «отрадно»,   «очи», «воздеты», «чертогах», «песнопеньи», «благовонные», «торжищ», эпитеты и метафоры: «дух окрылился», «вечным золотом горит», «мимолетные грезы», «восторга блистают слезами», «тонкие краски», «радугах … прозрачно­воздушных». ­Как   меняется настроение лирического героя на протяжении произведения?( Если в начале   стихотворения   оно   молитвенно­возвышенное,   то   к   финалу   благодарность   и благоговение   окрашиваются  едва  заметными   нотами   сожаления  об  утраченном:   «торжища житейские» и рядом «тонкие краски», «восторга слезами», «неба родного») ­Что   символизирует   образ   «вечно   душистой   розы»?  ( Романтический   образ розы   как символ вечной красоты здесь становится символом всемогущего поэтического дара, которым обладают избранные.) ­В чём особенность точки зрения лирического героя, стихотворца, на предназначение поэзии?  (Поэт   не   ищет   признания,   славы.   Все   это   уже   обретено   и   потеряло   свою первостепенную важность. Здесь на первый план выходит благодарность за вдохновение, за красоту мыслей и образов. Но самым главным достижением поэзии, по мнению лирического героя, становится увековечивание мимолетного, угасающего, исчезающего) Учитель:  Поэзия   А.Фета   вызывала   неприятие   большинства   его   современников.   Тогда российские критики рассматривали любое произведение с точки зрения его полезности для общественности. Вспомним высказывание гражданина в стихотворении Некрасова, которое он гневно бросает в лицо лирическому поэту: С твоим талантом стыдно спать! Еще стыдней в годину горя Красу небес, долин и моря И ласку милой воспевать! Николай Гаврилович Чернышевский, отрицая идею «чистого искусства» о поэте высказался так: «Хороший поэт, но пишет пустяки». А поэт Яков Полонский писал: «Что ты за существо – не понимаю. Откуда у тебя берутся такие   елейно­чистые,   такие   возвышенно­идеальные,   такие   юношественно­благоговейные стихотворения».  Вывод: А.Фет – поэт «чистого искусства».  Цель поэзии для него – сама поэзия.  А.Фет считал,   что   главная   функция   искусства   –   эстетическая,   он   никогда   не   писал   стихов   на политические темы.  (Рассказ обучающегося о направлении «чистого искусства») Задание 3 группе (приём «Корзина идей») Анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье...» Шепот, робкое дыханье,         Трели соловья, Серебро и колыханье         Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени,         Тени без конца, Ряд волшебных изменений         Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,         Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,         И заря, заря!.. ⟨1850⟩ Какие картины возникают в вашем воображении? (Вначале ­ вечер, встреча влюбленных. Затем   –   ночь,   проведенная   наедине   в   упоении   любви.   Наконец,   утро,   слезы   счастья   и расставания). ­ Какие морфологические особенности стихотворения вы заметили? (Хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.) ­Какие синтаксические особенности? (Все стихотворение – одно предложение, отсутствуют глаголы, использованы назывные предложения).  ­ Как вы думаете, о чём это стихотворение?  (Основная тема стихотворения  – чувство любви, чувство сильное, которое словами и не выразишь. Так о любви до Фета еще никто не писал.) ­В   чём   особенности   композиции?  (Фет   выстроил   свое   стихотворение   на   приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека.) Учитель: ­Это   самое   знаменитое   стихотворение   Фета,   оно   вызвало   шум   в   литературных   кругах: восторг, растерянность, насмешки.  Именно это стихотворение  стало  «самым  фетовским!» Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который   можно   сравнить   с   манерой   замечательного   художника   Поля   Синьяка,   приём импрессионизма (  использование приёмов импрессионизма).   (Рассказ обучающегося о направлении импрессионизма). Учитель: Картины Поля Синьяка: «Сосна в Сан­Тропе», «Марсельский порт». (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму.) Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз: Звуки музыки и трели,        Трели соловья, И под липами густыми            И она, и я. И она, и я, и трели,          Небо и луна, Трели, я, она и небо,           Небо и она. 3 Подведение итогов урока. Рефлексия Учитель: Стихи А. Фета ­ поэта, хранящего "священный огонь поэзии" ­ посвящены трем составляющим прекрасного: любви, природе, искусству. Составьте синквейн на одну из тем: Фет, Природа,  Любовь,  Поэзия. (Чтение  обучающимися получившихся синквейнов).  Учитель: Мы заметили, что живописность у Фета особенная, он создал свой стиль. Стихи его красивы и гармоничны. В них звучит романтическая тема «двоемирия»: «природы» и «духа». Фет стремится добиться их полного слияния, совпадения. Отсюда и радостное восприятие мира. В стихотворениях  Фет запечатлел мгновения из жизни природы и состояний души человека. А из мгновений состоит вечность, из мимолетных ощущений – жизнь. Так можно ли утверждать, что Фет писал «пустяки»? (Нет) Л.Н.Толстой писал: «Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить…»   Итак, какие чудесные открытия мы увидели в стихотворениях Фета (кластер): интуитивность, метафоричность главное – воспевать красоту мира, природы, любви цель поэзии – сама поэзия безглагольность импрессионистичность двоемирие        жизнерадостность 4 Домашнее задание: подготовить к прочтению наизусть стихотворение А.А.Фета с обоснованием собственного выбора (в устной или письменной форме). Приложение. 1. Афанасий Фет Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути. Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте. Но возрожденья весть живая Уж есть в пролетных журавлях, И, их глазами провожая, Стоит красавица степная С румянцем сизым на щеках. ⟨1854⟩ Проанализируйте стихотворение «   ­Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Можно ли его разделить на части?  Еще весны душистой нега…» ­Что изображает автор?  ­Как удается поэту выразить свои эмоции? ­ Каким настроением проникнуто стихотворение? Определите жанр ­ Какова тема стихотворения? Афанасий Фет 2. Поэтам Сердце трепещет отрадно и больно, Подняты очи, и руки воздеты. Здесь на коленях я снова невольно, Как и бывало, пред вами, поэты. В ваших чертогах мой дух окрылился, Правду провидит он с высей творенья; Этот листок, что иссох и свалился, Золотом вечным горит в песнопеньи. Только у вас мимолетные грезы Старыми в душу глядятся друзьями, Только у вас благовонные розы Вечно восторга блистают слезами. С торжищ житейских, бесцветных и душных, Видеть так радостно тонкие краски, В радугах ваших, прозрачно­воздушных, Неба родного мне чудятся ласки. 5 июня 1890 Проанализируйте стихотворение «Поэтам» ­ Что придает повествованию особую торжественность? ­Как  меняется настроение лирического героя на протяжении произведения? ­Что символизирует образ «вечно душистой розы»? ­В чём особенность точки зрения лирического героя, стихотворца, на предназначение поэзии? 3. Афанасий Фет Шепот, робкое дыханье,         Трели соловья, Серебро и колыханье         Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени,         Тени без конца, Ряд волшебных изменений         Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,         Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,         И заря, заря!.. ⟨1850⟩ Проанализируйте стихотворение «Шепот, робкое дыхание…» ­ Какие картины возникают в вашем воображении? ­ Какие морфологические особенности стихотворения вы заметили?   ­ Какие синтаксические особенности? ­ Как вы думаете, о чём это стихотворение? ­В чём особенности композиции?

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе на тему "Своеобразие лирики А.А.Фета"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019