Урок
по биологии в 8 классе
на тему: «Строение и работа сердца»
Цель
урока: создать
условия для формирования знаний о строении и работе сердца.
Задачи:
1. Общеобразовательные:
- повторить строение крови, кровеносных сосудов, круги кровообращения;
- познакомить обучающихся со строением сердца;
- раскрыть связь строения сердца с его функциями;
- изучить фазы сердечного цикла;
- дать понятия об автоматизме сердца.
2. Развивающие:
- продолжить развитие умения у обучающихся использовать имеющиеся знания;
- работать с текстом учебника, рисунками и таблицами;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;
- научить анализировать информацию, делать выводы;
3. Воспитательные:
- продолжить формирование научного мировоззрения;
- научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения;
- воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
4. Здоровьесберегающие:
- формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
- воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
- соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.
Методы обучения: частично – поисковый, групповая работа, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблицы: «Эволюция кровеносной системы млекопитающих», «Фазы сердечного цикла», модель сердца, модель торса человека, электронный диск 1С «Биология. 8 класс», презентация «Строение сердца и его функции», мультимедийный проектор.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
1. Расположение сердца.
2. Форма и внешнее строение сердца.
3. Сердечный цикл.
4. Особенности сердечной мышцы
5. Автоматизм сердца
IV. Закрепление изученного материала.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Вступительная беседа учителя.
II. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.
Фронтальный
опрос.
1) Выполнение познавательных заданий.
(Из-за несовместимости групп крови).
3. Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя
никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
(У него естественный приобретенный иммунитет)
Установите соответствие между биологическими терминами и определением.
1 |
Жидкая соединительная ткань - |
антитела |
Ч |
2 |
Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин - |
иммунитет |
И |
3 |
Человек, дающий свою кровь для переливания - |
капилляры |
Н |
4 |
Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов - |
кровь |
О |
5 |
Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком - |
аорта |
О |
6 |
Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями - |
эритроциты |
Т |
7 |
Самая крупная артерия |
донор |
Л |
Звучит
спокойная музыка и на ее фоне раздается стук сердца.
Учитель. Ребята определите, что за звук?
- Это работает наше сердце.
Ученик читает стихотворение Эдуардаса Межелайтиса (родился в 1919г. народный поэт
Литвы) «Что такое сердце?»
(слайд №3)
Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово - красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о сердце.
Цель нашего урока: изучить особенности строения сердца и его функции, рассмотреть
положение сердца и ответить на проблемный вопрос: Почему сердце способно
работать непрерывно в течение всей жизни?
Нет такого другого органа, который был
бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные
загадки, не решенные и по сей день. Знания о строении, функциях и болезнях
сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и
тернистый путь. С 1628 года от Вильяма Гарвея ведет свое начало научная
кардиология – учение о сердце и системе кровообращения. (Слайд №4)
Эта капелька крови, то появлявшаяся,
то вновь исчезавшая, казалось,
колебалась между бытием и бездной,
и это был источник жизни.
Она красная! Она бьется. Это сердце! У.Гарвей
Сердце человека проделало большой эволюционный путь, чтобы стать таким совершенным органом.
С помощью таблицы «Кровеносная система позвоночных» учащиеся
вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
(работа с таблицей).
- Когда начинает свою работу этот неутомимый орган?
Сердце начинает работать уже на четвертой неделе беременности, и не прекращает биться до самой смерти человека. Частота сердечных сокращений у плода намного выше, чем у взрослого человека и составляет примерно 140 ударов в минуту. На 12 неделе беременности сердце плода уже перекачивает 28 литров крови в день (слайд №5).
В среднем Сердце сокращается:
-
70 ударов в минуту
- 100тыс. в сутки
- 40млн. в год
2.5млд за всю жизнь
Перекачивает крови
- 1 минута – 5.5 литра
- В сутки – 8тыс. литров
- За 70 лет – 200 млн. литров (слайд №6 )
Как вы думаете, почему сердце так
называется?
Верно, слово «сердце» (лат. соr, греч. cardia) происходит от слова «середина».
- А где расположено сердце?
Сердце - полый мышечный орган, расположенный в середине грудной клетке между двумя легкими и лежащий на диафрагме (слайд №7)
- Каковы размеры сердца?
Размеры сердца человека примерно
равны размерам его кулака (слайд №8)
Форма – конус.
Сердце находится в соединительнотканном «мешке», который называют
околосердечной сумкой, внутренние стенки которой выделяют житкость.
- Как вы думаете, какие функции выполняет околосердечная сумка?
(она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать и снижает трение сердца о стенки сердечной сумки) ( модель сердца)
Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части.
Каждая из них состоит из предсердия и желудочка. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны. В левой части сердца клапан двустворчатый, в правой – трехстворчатый. Клапаны открываются только в сторону желудочков, сухожильные нити не позволяют клапанам открываться в сторону предсердий.
У места выхода аорты из левого желудочка и легочной артерии из правого желудочка располагаются полулунные клапаны. Они препятствуют обратному току крови из сосудов в желудочки. На поверхности сердца, ближе к его основанию, проходит поперечно венечная борозда, залегающая на границе между предсердиями и желудочками. Здесь расположены венечные артерии сердца.
( Работа с диском )
Наружный слой стенки сердца состоит из соединительной ткани, средний (миокард) – мощный мышечный слой. Внутренний слой состоит из
эпителиальной ткани (слайд № 9)
Сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания.
Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.
Возникает вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни? Когда оно отдыхает?
Самостоятельная работа по учебнику и в рабочей тетради на печатной основе (стр 39 № 91)
Сердце ритмически сокращается и расслабляется. Сердечный цикл включает в себя три фазы (запись в тетрадь):
1. сокращений предсердий - систола предсердий, длится 0.1 сек;
2. сокращение желудочков - систола желудочков, длится 0.3 сек;
3. сердечная пауза – диастола, длится 0.4 сек.
При первой фазе желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
При второй фазе предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
При третьей фазе - полное расслабление сердца (слайд № 10)
Учитель приводит исторический факт из жизни Везалия.
Среди ярких имён эпохи Возрождения видное
место занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя научной анатомии (слайд № 11)
…Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был
ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они
увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии
живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не
вернулся.
Вопрос: - Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца
живого человека? Но почему, же все-таки сокращалось сердце?
Ответ вы найдете, прочитав статью «Особенности сердечной мышцы» п22.
Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения -это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье. (слайд № 12).
А кто контролирует и направляет работу сердца?
В организме
работа сердца всегда находится под регулярным вниманием центральной и нервной
системы и гуморальных факторов (слайд №13 ).
Возвращаемся к проблемному вопросу: Почему
сердце способно работать непрерывно в течение всей жизни? (ответы учащихся)
1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;
2. Усиленным снабжением сердечных мышц кровью;
3. Строгим ритмом его деятельности
(фазы работы и отдыха каждого отдела строго
чередуются).
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. (слайд №15).
(чтение стихотворения А. Яшина
-А что я могу?
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил, кого осчастливил?
Пред всеми в долгу я,
А чем помогу?
Я ничего не могу?
Нет, я много могу!
(Александр Яшин
Вспомните пословицы, поговорки и высказывания о сердце (слайд №16-17)
- Сердце вещун;
- Сердцу не прикажешь;
- Сердце не камень;
- На язычке медок, а на сердце ледок;
- Сделано от всего сердца;
- Сердце ноет;
- Нож в сердце;
- Отлегло от сердца;
- Самые высокие мысли подсказывает нам
сердце (Вовенар).
- Благородное сердце не может быть
неверным (Оноре де Бальзак);
- Злой язык — признак злого
сердца (Публий).
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
- М. Горький – “смелое сердце Данко”.(слайд №18-19-20).
- Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.
(чтение отрывков из произведений)
«–
Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал себе руками грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко
поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный
этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее
сердце и освещая им путь людям...
...Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что
еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое
сердце ногой...» (М.Горький)
«Михель
выдвинул какой-то ящик и достал оттуда каменное сердце.
– Это? – переспросил Петер, задыхаясь, и холодная дрожь пробежала у него по
спине.
– Мраморное сердце? Но ведь от него должно быть очень холодно в груди.
– Конечно, оно немного холодит, – сказал Михель. – Да и зачем сердце непременно
должно быть горячим? Главное – оно-то уж не забьется у тебя ни от страха, ни от
тревоги, ни от глупой жадности. Очень удобно...» (Вильгельм Гауф «Холодное сердце»)
Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощающее, как в стихотворении Дмитрия Кедрина "Сердце”
(чтение стихотворения)
Девчину пытает казак у плетня:
"Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!”
Девчина в ответ, заплетая косу:
"Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердца мне в дар принесет,
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!”
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?”
После таких слов хочется всех призвать
беречь свое сердце, сердца друг друга, чутко относиться к окружающим, щадить
сердце от излишней нагрузки, беречь друг друга.
Сердцу посвящали свои произведения не только писатели и поэты, но и музыканты. Музыка не только может поднять настроение, взбодрить или успокоить, она способна лечить серьезные заболевания. Например,
сердечно-сосудистую систему приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. (слайд №21) (Звучит «Ноктюрн ре-минор» Шопена).
(В завещании Шопен просил отвезти его сердце на родину, в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в варшавском костёле Святого Креста).
В знак верности и любви к удивительному органу человеческому сердцу был поставлен памятник. Огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны – символ жизни - украшает двор "Института сердца" в Перми. Открытие первого в России памятника человеческому сердцу состоялось 12 июня 2001 года. Гранитное изваяние представляет собой анатомически точную копию главного человеческого органа. Автор: скульптор Н.Хромов.
(слайд №22 )
Возможно, кто-нибудь из вас знает, почему люди выбрали именно такое изображение сердца? (слайд №22)
- этот символ связан с «поцелуем лебедей», который символизирует верность, преданность и вечную любовь.
Общие выводы урока.
1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям, которые достигаются благодаря сердечной мышце.
2. Сердце человека четырехкамерное, как у всех млекопитающих, состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.
3. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
4. Сердце – это жизнь (очень хорошо, если учащиеся самостоятельно формулируют этот вывод).
Учащиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?
Оценка работы школьников учителем.
V.Д/
задание.
1. Изучить §22, С.110-114;
1. Составить синквейн о сердце;
2.
Приготовить
сообщение «Достижения ученых в области кардиологии».
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.