Методическая разработка урока по Основам философии на тему: «Первые философские учения древнего Китая и Индии».
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по Основам философии на тему: «Первые философские учения древнего Китая и Индии».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
07.01.2017
Методическая разработка урока по Основам философии на тему: «Первые философские учения древнего Китая и Индии».
Цели и задачи: - дать представление об особенностях древнекитайской и древнеиндийской философии; -познакомить с основными философскими учениями древнего Китая (даосизм и конфуцианство) и древней Индии (буддизм); -развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; -лояльно относится к противоположной точке зрения и внимательно выслушивать ее. Tип урока: дискуссия
философия индии и китая .docx

Тема: «Первые философские учения древнего Китая и Индии».

 Цели и задачи: - дать представление об особенностях древнекитайской и древнеиндийской философии; -познакомить с основными философскими учениями древнего Китая (даосизм и конфуцианство) и древней Индии (буддизм);

 -развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; -лояльно относится к противоположной точке зрения и внимательно выслушивать ее.

Tun урока: дискуссия

 Ключевые понятия: Мифология (от греч - предание, сказание и слово, учение) - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

 Реинкарнация - переселение душ живых существ после их смерти. Йогай - соединение, связь. Медитация - созерцание.

Дао - путь, судьба.

 Меритократия - буквально власть, основанная на заслугах

Веда - знание.

Буддизм - религиозное течение, направленное на поиски путей духовного освобождения человека. «Атеистическая» религия.

Инь - темное начало, пассивное ожидание.

 Ян - нечто активное, освещающее путь познания.

 Даосизм - одно из направлений древнекитайской философии, в котором центральным было понятие «дао».

Логос - разум.

Ход урока

I.                    Организационный момент

 Послушайте древнюю притчу. У дороги стояло засохшее дерево. Ночью прошел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это привидение. Но во всех случаях дерево было только деревом. Мы видим мир таким, каковы мы сами. - О чем эта притча? - Как вы думаете, какое она имеет отношение к теме нашего урока?

II. Новый материал

1.       Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира.

Чтобы понять особенности мировоззрения индийцев, необходимо знать, как они представляли себе окружающий мир, какое место и роль отводили человеку в этом мире. Слушая мой рассказ, составьте в тетрадях план- конспект ответа на этот вопрос

. Первыми письменными источниками прафилософии Древней Индии являются Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул и т. п. Считается, что Веды составлялись в первой половине I тысячелетия до н. э. В VI-V вв. до н. э. в Индии возникает несколько философских школ, которые оказывают друг на друга несомненное влияние, сохраняя, однако, неповторимость. Это буддизм, джайнизм, с йога, веданта и др. Мировоззрение древнего индийца пронизывает глубокое ощущение живой Вселенной. Раздумья о бытии и мироздании нашли, пожалуй, наиболее полное отражение в «Гимне о сотворении мира». Он помещен в самой ранней из Вед - Рагведе (Веда гимнов) и создан, как считают ранее X в. до н. э.

 (По ходу рассказа на доске формируется схема.)

 Сначала было «Нечто одно» - обладающее единственным свойством - неделимостью Начало творению положило жертвоприношение. Космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ. I место - мир богов - «пространство, где процветает райская жизнь». II ступень - мир людей, подчиняющийся строгой космической иерархии, которая отражалась в кастовой структуре Индии: • брахманы - мудрецы, толкователи Вед; • кшатрии - воины и правители; • вайши - класс земледельцев и скотоводов; • судры - слуги. III ступень -мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов. Не имеют права выбора и зависят от тех условий, в которые попали. Вывод: мир людей занимает среднее положение во Вселенной, поэтому люди имеют равный выбор и могут подняться до божественных высот или спуститься до адской жизни. По воззрениям древних индийцев человек, возникнув одновременно со всеми существами Вселенной, находится в постоянном изменении: деревья, птицы, реки, горы, сама земля, люди постоянно умирают и возрождаются. Поэтому центральными были идея вечного круговорота жизни и мысль о вечном духовном источнике (представление о вечной бессмертной душе).

3 После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация). Но какое тело избирает душа? От чего это зависит? Ответ на этот вопрос дает закон Кармы. Он гласит: сумма добрых и злых дел человека, полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение на Земле и жизнь будет протекать с минимальными страданиями. Скверная карма приведет к наихудшим условиям телесного существования. В новой жизни можно родиться рабом, животным, червяком, а то и придорожным камнем, принимающим на себя все удары тысяч ног как расплату за грехи прошлых лет. Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом.

 Буддизм

 Центром учения являются четыре благородные истины:

 1. Существование человека неразрывно связано со страданием.

 2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.

 3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.

 4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь • Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий. • Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам. • Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная. • Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяти заповедей , которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки. • Правильное стремление. • Правильное внимание. • Правильное сосредоточение. • Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания

 Существуют несколько способов очистить карму:

1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».

 2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени: • самообладание; • овладение дыханием при определенных положениях тела; • изоляция чувств от внешних влияний; • концентрация мысли; • медитация;

4 • отторжение - освобождение от телесной оболочки. Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.

2.       Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них. Даосизм. Человек занимает срединное положение в мире. Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма). Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно). Следовательно, человек должен жить по принципу: «Передаю, но не творю». Человек - не царь Вселенной, не покоритель природы. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и всего общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии, ибо «если кто-либо захочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет присвоить его, потеряет его». Человек должен следовать естественному ходу вещей, т. е. соблюдать «меру вещей». Недеяние, или, скорее, деятельность без нарушения иной меры, является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао. Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то напоминающих йогу.

 Конфуцианство Учитель Ку (Кун Фуцзы, Конфуций) утверждал, что люди страдают, ненавидят, уничтожают друг друга оттого, что не осознали благодати гармонии человеческих отношений. Гармония же достигается через личное благородство. Благородство становится результатом усилия, направленного на исполнение этических принципов и правил. Не дао (судьба, предопределение) творит человека, а человек создает свой дао. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками - «Беседы и суждения». Сам о себе он говорил: «Излагаю старое и не создаю нового».

 Итак, основные идеи учения Конфуция:

1. Личность не для себя, но для общества. Конфуций, обеспокоенный разложением общества, сосредоточил внимание на воспитании человека в духе уважения и почтительности по отношению к окружающим, к обществу.

 2. Изначальное понятые - «порядок» (ли). Порядок благодаря идеальной всеобщности, отношению человека к природе и, в частности, отношениям между людьми.

 3. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей.

 4. Порядок наполняется добродетелью (дэ). «О Цзы-чане говорил учитель, что он имеет четыре из добродетелей, принадлежащих благородному мужу. В частном поведении он вежлив, на службе - точен, человечен и справедлив к людям»

. 5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности (жень). Человечность - основное из всех требований, предъявляемых к человеку.

 6. Чтобы быть человечным, следуй правилам: • Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь. • Чего не желаешь себе, того не делай другим.

 7. Философ отождествлял общество с государством.

 8. Для него правильное государство - это государство, где высшее положение занимают император, слой людей, соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Государство - это большая семья, где государь - Сын Неба, Отец и Мать народа. Отношения в этой семье должны регулироваться не столько природными силами или правовыми средствами, сколько моральными нормами.

 9. Для соблюдения порядка и субординации Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности (ли). Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение - это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо «благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Таков путь (дао) образованных, которые обладают нравственной силой (дэ) и которым должно быть вверено управление обществом. Благородные и просвещенные чиновники, идеальные мужи, интеллектуальная элита - вот центр конфуцианской социальной системы. Таким образом, учение Конфуция подводит нас к идее власти интеллектуально и нравственно достойного чиновничества, к идее меритократии (буквально власть, основанная на заслугах).

 

 Итог урока: - Проанализируйте взгляды философов Древней Индии.

 - Проанализируйте взгляды философов Древнего Китая.

 - Почему буддизм называют атеистической религией?

 - В чем проявилась созерцательность даосизма?

- Какие нормы социальной жизни провозгласило конфуцианство?

6 Практикум -Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их. •

 Учиться и, когда придет время, использовать знания в деле -разве это не прекрасно! • Благородный человек поспешает в делах, а не в словах, поспешает преумножать доверие, а не богатство. • Хочешь узнать новое - обратись к старому. • Ищущий истину должен быть готов к бедной одежде и грубой нище. • Не завидуй никому и никого не презирай, Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как бы самому не стать таким же. • Если естество затмит воспитанность, получится дикарь. Если воспитанность затмит естество, получится мученик. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, здоров и приятен для окружающих. _____________________________________________________________________________

-Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их. • Истинно благородный человек всего добивается собственными усилиями. • Кто радуется природе, познанию и людям, тот и живет долго. • Учу только того, кто сам ищет знаний. • Благородный человек помогает людям проявить их хорошие качества. • Низкий человек видит в людях только дурное. • Если сам честен и благороден, то подданные исполнят все и без понуканий. Если сам лжив и низок, то слушаться не будут, даже если прикажешь. _____________________________________________________________________________

-Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их. • Посылать людей на войну необученными - значит, предавать их врагу. • Заставлять людей работать голодными - значит, самому становиться их врагом. Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других. • Самая большая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок. • Не желая говорить с достойным - теряешь человека. Говоря с недостойным - теряешь слова. • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни. • Хочешь избежать зависти - не выказывай своего превосходства. _____________________________________________________________________________

 -Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их. • Добро бывает часто ветром, бегущим от тебя. Зло бывает часто кипящей водой, бегущей за тобой. • Любимец толпы - враг добродетели. • Когда стрелок из лука промахнется, он ведь не винит других, а винит себя. Так же надлежит поступать, когда промахнешься в поиске друга, женщины и истины. • Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему научился раньше. • Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.


 

Тема: «Первые философские учения древнего

Тема: «Первые философские учения древнего

После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация)

После смерти тела душа продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа (реинкарнация)

Конфуцианство Учитель Ку (Кун

Конфуцианство Учитель Ку (Кун

Если сам честен и благороден, то подданные исполнят все и без понуканий

Если сам честен и благороден, то подданные исполнят все и без понуканий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017