Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
25.05.2018
Урок по русскому языку предназначен для студентов 1 курса ГБПОУ КСУ №3. Форма урока комбинированная. Структура содержит следующие этапы: 1. Эмоциональный настрой. 2. Актуализация знаний обучающихся. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление. Подведение итогов, домашнее задание. Используется работа текстом, с таблицей, учебником. Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник. Все материалы (тексты , стихи, предложения) подобраны на тему "Весна", что позволяет сохранять на уроке эмоциональный настрой.Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при-"
Конспект урока.doc
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Колледж сферы услуг №3»
Методическая разработка урока русского языка
"Правописание приставок пре-
и при-"
Преподаватель: Маркова Н.Н. Москва, 2018
Дата: 09.04.2018
Группа: 102
Тема «Правописание приставок пре и при»
Цели урока:
познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв
“е” и “и” в приставках пре, при;
выработать умение распознавать приставки пре и при;
учить анализировать изучаемое орфографическое правило;
развивать связную речь учащихся, эмоциональночувственное отношение к
художественному тексту;
воспитывать потребность овладения грамотным письмом.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебник.
I . Оргмомент.
II . Эмоциональный настрой.
Ход урока
Я рада видеть каждого из вас!
Весна теплом нам в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
III
. Актуализация знаний учащихся.
1.
Я хочу начать урок с чтения стихотворения Михаила Пляцковского «Деньки стоят
погожие». Во время моего чтения постарайтесь представить себе картины, описанные
автором в стихотворении.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее! Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. Какие картины возникли в вашем
воображении после прочтения этого стихотворения?
ПОГОЖИЕ – ясные, солнечные
СТУЖА – холод, мороз
О чём стихотворение М. Пляцковского? (о весне)
Какие образы создаёт поэт в этом стихотворении? (Образы солнца, теплых дней, ожившей
природы)
К каким приёмам прибегает автор, создавая эти образы? (Олицетворение, сравнение,
эпитеты)
2. Устный выборочный диктант.
Найдите в стихотворении М. Пляцковского слова с приставками и выпишите их,
обозначая приставки графически и объясняя их написание. Но прежде чем вы приступите к
выполнению этого задания вспомните, на какие группы делятся приставки. В зависимости
от чего они разделяются на группы. (неизменяемые, на –з и –с, чередующиеся, пре и –при)
Похожие
Разливаются
Раскрываются
Ушла
Покинув
Пришла
. Изучение нового материала.
IV
1.
Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке
слова Пришла?
Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Сообщение темы и цели урока)
2. Самостоятельная работа.
Прочитайте материал параграфа № 27. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно
выбрать приставку (при или пре). Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок
при и пре».
Приставка Значение приставки Примеры
При
Пре
1.
2.
3.
4.
1.
2.
Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы. Исправьте, если есть,
ошибки.
Приставка Значение приставки
Примеры
Таблица на доске При
Пре
1. приближение
2. присоединение
3. близость к чемулибо
4. неполное действие
1. сходно со значением слова очень
2. сходно со значением приставки пере
Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах?
При каких значениях пишется приставка при; при каких – пре?
Вывод по теме.
V . Закрепление.
1. Работа с текстом
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо
разложить все, что принес из похода. Весенний лес подарил мне много счастливых
находок.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к весеннему лесу», говорил отец. Он
приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все
интересное.
Вы любите весеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению весны. Меня не
пугают дождь и лужи.
Прекрасно в весеннем лесу. Музыка в лесу притихла. Мелкая листва появилась на
прибрежных кустах. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес
призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он
продолжает преспокойно сидеть.
Вы любите весеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению весны. Меня не
пугают дождь и лужи.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к весеннему лесу», говорил отец. Он
приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все
интересное.
Прекрасно в весеннем лесу. Музыка в лесу притихла. Мелкая листва появилась на
прибрежных кустах. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес
призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает
преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо
разложить все, что принес из похода. Весенний лес подарил мне много счастливых находок.
Докажите, что у вас получился текст.
Озаглавьте его. Какова тема текста?
Заполните 3ю графу таблицы «Правописание приставок при и пре» примерами из
текста.
Таблица на доске
Приставка
Значение приставки
Примеры При
Пре
1. приближение
2. присоединение
3. близость к чемулибо
4. неполное действие
1. сходно со значением слова очень
2. сходно со значением приставки
пере
1.Приближению
2.Приобрел, принес
3.Прибрежных, пригорке
4.Присмотреться, притихла,
пригнул, призадумался,
притаился, присядешь
1.Прекрасно, преспокойно
Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась незаполненной?
Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать правилу,
(преграда, преступить).
забираться).
Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩۸۸۸ (присмотреться,
Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩۸۸۸ (призадумался)
В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания. ( Прекрасно, осторожно,
преспокойно).
Выпишите из текста все глаголы с приставкой при. Укажите вид глаголов.
(Присмотреться, приобрела, притихла, пригнул, притаился, присядешь, принес)
Почему они все совершенного вида? (гл. сов.в обозначают результат действия, а
несов. в. – процесс действия)
Выполните синтаксический разбор предложения «Вот притаился на ветке березы
дятел».
Укажите номера сложносочиненных предложений. (5,12)
. Подведение итогов.
VI
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
При каких значениях пишется приставка при; при каких – пре?
VII
. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Параграф №27 , упр. 135 Приложение 1
М. Пляцковский
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пр…шла пора весенняя,
Пр…шла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!
Словарная работа.
ПОГОЖИЕ –
СТУЖА – Похожие
Разливаются
Раскрываются
Ушла
Покинув
Пр…шла Заполните 2 графу таблицы: «Правописание приставок при и пре»
Примеры
Приставка
При
Пре
Значение приставки
1.
2.
3.
4.
1.
2. Самопроверка. Проверьте правильность заполнения таблицы.
Исправьте, если есть, ошибки.
Приставка
При
Пре
Значение приставки
1. приближение
2. присоединение
3. близость к чемулибо
4. неполное действие
1. сходно со значением слова очень
2. сходно со значением приставки пере
Примеры Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером
надо разложить все, что принес из похода. Весенний лес подарил мне много
счастливых находок.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к весеннему лесу», говорил
отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь,
фотографировать все интересное.
Вы любите весеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению весны.
Меня не пугают дождь и лужи.
Прекрасно в весеннем лесу. Музыка в лесу притихла. Мелкая листва
появилась на прибрежных кустах. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики
деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я
фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть. Вы любите весеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению весны.
Меня не пугают дождь и лужи.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к весеннему лесу», говорил
отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь,
фотографировать все интересное.
Прекрасно в весеннем лесу. Музыка в лесу притихла. Мелкая листва
появилась на прибрежных кустах. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики
деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я
фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером
надо разложить все, что принес из похода. Весенний лес подарил мне много
счастливых находок.
Докажите, что у вас получился текст.
Озаглавьте его. Какова тема текста?
Заполните 3ю графу таблицы «Правописание приставок при и пре»
примерами из текста. Приставка Значение приставки
При
Пре
1. приближение
2. присоединение
3. близость к чемулибо
4. неполное действие
1. сходно со значением слова
очень
2. сходно со значением приставки
пере
Примеры
1.Приближению
2. Приобрел, принес
3. Прибрежных, пригорке
4. Присмотреться, притихла,
пригнул, призадумался,
притаился, присядешь
1. Прекрасно, преспокойно Вы любите весеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению весны.
Меня не пугают дождь и лужи.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к весеннему лесу», говорил
отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь,
фотографировать все интересное.
Прекрасно в весеннем лесу. Музыка в лесу притихла. Мелкая листва
появилась на прибрежных кустах. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики
деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я
фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером
надо разложить все, что принес из похода. Весенний лес подарил мне много
счастливых находок.
Какая группа получилась самая обширная, а какая осталась
незаполненной?
Добавьте в свободную графу свое слово, которое будет соответствовать
правилу. Найдите в тексте слова соответствующие схеме: ¬∩۸۸۸
Найдите слово в тексте соответствующее схеме: ¬¬∩۸۸۸
В третьем абзаце укажите слова, у которых нет окончания.
Выпишите из текста все глаголы с приставкой при. Укажите вид
глаголов.
Выполните синтаксический разбор предложения Вот притаился на
ветке березы дятел.
Укажите номера сложносочиненных предложений.
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание приставок пре- и при"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.