Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы
Оценка 5
Домашняя работа +1
doc
русская литература +1
Взрослым
21.05.2018
В работе рассматриваются особенности преподавания русского языка и литературы в контексте будущей профессии. Приводятся примеры работы с учебным материалом во время урока, предлагаются варианты домашних заданий по нескольким профессиям. Данная работа будет особенно интересна тем, кто работает в системе СПО.
Пастухова М.В..doc
Профессиональная направленность в преподавании
русского языка и литературы
Обучение предметам гуманитарного цикла в контексте будущей
профессиональной деятельности является важнейшей составляющей
качественной подготовки квалифицированных специалистов. Однако со
временем интерес к русскому языку и литературе у обучающихся
ослабевает. Для того, чтобы мотивировать студентов на учебную
деятельность, повысить уровень их грамотности, необходимо показать, как
знания по русскому языку помогают овладевать профессией. Сделать это
можно только в ходе совместной работы с преподавателями специальных
дисциплин. Эффективность обучения русскому языку с учётом их будущей
специальности находится в прямой зависимости от использования в учебном
процессе текстов по специальности. Работа с профессионально
ориентированными текстами на уроках по русскому языку способствует
активному включению студентов в учебнопрофессиональную деятельность,
знакомству с лексикограмматическим и понятийным аппаратом языка их
будущей специальности. На своих уроках, в зависимости от специальности,
подбираю определённый текст, к которому задаются вопросы. Так,
обучающимся по специальности «Сварочное производство» были
предложены следующие вопросы и задания: 1. Прочитайте текст, найдите в
нём профессиональную лексику и термины, выпишите, определите способы
образования слов;
разберите по составу слова электрод,
2.
электродержатель, жаропрочность, деформация; составьте с ними
словосочетания или предложения; 3. выполните фонетический разбор слов
сварщик, резка, надёжный; 4. используя информацию из текста, ответьте на
вопрос: какой должна быть температура плавления чугуна и температура
плавления алюминия; 5. перечислите индивидуальные средства защиты
сварщика.
В процессе профессионально направленного обучения обучающиеся учатся орфографически грамотно писать, воспринимать
смысловую информацию текста профессионального содержания,
использовать в речи специальные слова и термины, которыми придётся
пользоваться во время теоретического и производственного обучения.
Данный принцип может быть применён как во время аудиторной,
внеаудиторной или самостоятельной работы студентов. Начиная с первого
курса, студенты пишут сочиненияминиатюры, эссе «Почему я выбрал эту
специальность» или «Моя профессия и будущая карьера», одна из таких
работ была представлена на научноисследовательской конференции
обучающихся, посвящённой 75летию профтехобразования в России и
Свердловской области. Для того, чтобы показать взаимосвязь литературы и
будущей профессии, обращаюсь к тем художественным произведениям, в
которых говорится о людях труда, например, в рассказе А.П.Чехова «Горе»
и В. Н. Крупина «Полонез Огинского». Особенно интересно уроки проходят
после того, как обучающиеся группы «Токарьуниверсал» сначала посетили
учебные мастерские, где представлены разные виды станков: токарный,
фрезерный, сверлильный, шлифовальный, а студенты группы «Технология
машиностроения» побывали на экскурсии в учебном центре
профессиональной квалификации на базе ООО ТД «Антей», где увидели
металлорежущий станок с ЧПУ. В качестве домашней работы я предложила
студентам следующие виды заданий: 1. составить словарь терминов по
профессии, включая те, которые встретились в рассказах или кроссворд; 2.
выпишите из текстов рассказов словахарактеристики героев; 3. словарная
работа: при помощи словаря дайте толкование следующим словам (полонез,
крокет, скирда и т.д.).
Таким образом, в процессе обучения наблюдается интеграция
русского языка и литературы с предметами специальных дисциплин, что
убеждает обучающихся в том, что знание предметов гуманитарного цикла имеет прямое отношение к выбранной специальности и способствует
качественной подготовке будущего выпускника.
Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы
Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы
Профессиональная направленность в преподавании русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.