Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
09.11.2018
Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе). Повторение изученного материала по теме: "Глагол". На уроке используется интерактивная доска, презентация, музыка, система голосования, документ-камера. Учащиеся выполняют задания на раздаточных картах.Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).
Грошева А.В.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 г.Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе). Подготовила: Грошева Алла Владимировна, учитель русского языка и литературы. Тема урока:  "Удивительная часть речи ­ глагол!"( Повторение изученного о  глаголе.) Цели: Образовательные:  ­повторить и обобщить теоретические сведения о глаголе; ­закрепить навыки правописания глаголов; ­систематизировать отличия глагола от других частей речи . Развивающие: ­развить навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания на практике; ­развить  орфографическую и пунктуационную зоркость. Воспитательные: ­способствовать развитию коммуникативных способностей  учащихся, умение работать в коллективе, умение слушать; ­воспитывать интерес  к урокам  русского языка, прививать любовь к родному краю. Оборудование:  учебник Г.К.Лидман­Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова,  рабочие карты  для учащихся, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями, документ­камера, система голосования. Тип  урока – урок­повторение. Ход урока 1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. А сейчас я вас попрошу посмотреть друг на  друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда  располагает к общению. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что  мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.  2.  Постановка темы, цели, эмоциональный настрой.           Мы приступаем к  повторению  темы –но  какой именно? Не  спешите   отвечать …. Послушайте музыку , после чего вы должны ответить на вопрос:  ─  Что можно делать под эту музыку?  Это  музыка марийского танца. Красивая! Правда?  под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)          Те слова, которые вы назвали, обозначают действие.  Ой, я для вас приготовила умное  высказывание, но видно что – то случилось  со слайдами и пропали ключевые слова. Как вы думаете,  о  какой части  речи  говорится ?                                (Глагол)… ­ самая огнедышущая часть речи, самая живая и яркая. В (глаголе)… струится самая алая, самая свежая, Звучит быстрая музыка.   ─  Что можно делать артериальная кровь языка. Да ведь и назначение (глагола)… – выражать само действие! А. Югов ­Как вы понимаете  смысл глаголов? (Глагол обозначает движение, без него  невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать  прошлое.) ­ Тогда делайте вывод, какой частью речи нам предстоит заниматься и как мы  запишем тему урока?( Определение темы урока) Записываем в рабочих листах число ­…, классная работа, тема урока:  "Удивительная часть речи ­ глагол!"(Повторение изученного о глаголе.) Сегодня на уроке мы повторим  глагол. ­Какие задачи мы перед собой поставим? ­Повторить: ( самостоятельную часть речи глагол) ­Выяснить:(какую роль глагол  играет в предложении) ­Научиться: правильно писать глаголы. убедиться в том, что глаголы  создают красоту русского языка, глагол – это  самая живая часть речи. ­Зачем нам это надо? (Чтобы быть грамотными) 3. Повторение изученного.    Актуализация знаний.   Игра " Не прерви цепочку”, которая поможет обобщить наши знания.  Цепочка знаний  начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол». Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры. 1. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом? 2. Расскажите о начальной форме глагола.  3. Какого вида бывают глаголы? 4.  Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно) 5. Во 2 лице единственного числа  мягкий знак...?  Приведи пример. 6. В чём особенность безличных глаголов? 7. Изменение глагола по лицам и числам ­ это … 8. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы? 9. Какое окончание у глагола зависит? (ит) бреет? (ет) стелешь? (­ешь) 10. Продолжите цепочку: ­Бер­бир­…(­пер­пир, дер­дир, тер­тир, мер­мир,  стел­ стил, блест­блист). Объясните орфограмму. Подведение итогов игры. ­  Итак, мы повторили важные моменты  нашей сегодняшней теме. Предлагаю  решить орфографическую задачу. Задание 1. На какие две группы можно разделить слова? Как отличить  существительные от глаголов? По какому признаку каждую группу, в свою  очередь, можно разделить на подгруппы?(Глаголы в форме инфинитива и  2л.,ед.ч. и существительные с мягким знаком и без мягкого знака.) Слова: говоришь, багаж, молодёжь, сберечь, дач. Глаголы Существительные Инфинитив 2л., ед.число. Сберечь Говоришь ь молодёжь Без ь Багаж (2 скл,  м.р.) Дач( Р.п., мн.ч.) Выделите корень и окончание в форме инфинитива? Почему не выделили  окончание? Расскажите правила о правописании мягкого знака в глаголах. Почему не пишется мягкий знак у существительных?? Задание 2.Вспомните, что такое фразеологизм.  Замените каждый  фразеологизм глаголом­синонимом.   Рассеиваться как дым. (Исчезать.)  Надуть губы. (Обидеться.)  Прикусить язык. (Замолчать.)  Унести ноги. (Убежать.)  Зарубить на носу. (Запомнить.) Произведите морфемный разбор слов:.  Обидеться.   Убежать. Задание 3. Вы хотите стать строителем? Если у вас есть такое желание, то вы  можете прямо сейчас попробовать себя в роли строителя. Ребята, представьте себе, что вы построили большой двухквартирный дом. Ваша задача поселить в дом жителей. А жители непростые. У них большие семьи. Вам нужно, чтобы  всё семейство поселилось в дом. (Смотри внимательно на экран и переноси  слова)                Не разгорается – не разгораться Не разливается – не разливаться Не расстилается – не расстилаться  Т с я Т ь с я Делаем вывод: когда пишется тся, а когда – ться? Расскажите о правописании не с глаголом.  Задание 4.  У нас снова возникла проблема. Тся ИЛИ ЦА? Когда нужно  писать на конце слова Тся и ЦА? (Нужно определить часть речи, если существительное – ца, глагол – тся или ться) А сейчас я вам продиктую словосочетания.  Вам нужно  правильно записать в  нужный столбик. Существительные Глаголы Болит переносица, собрание переносится,  чистая водица, не стоит с ним  возится, острая спица, ему не спится. Задание на карточках. Условное 1 Повелительное 3 Для выполнения следующего задания вам нужно объединиться в пары. Две  пары. Вам нужно собрать пословицы и ответить на вопросы. Задание 5. Цифровой диктант. Расскажите о наклонении глагола. Из предложений выбрать и записать глаголы в таблицу изъявительного,  условного, повелительного наклонений. Мы вспомнили с вами наклонение глагола, а теперь предлагаю выполнить  цифровой диктант. Для этого нужно прочитать предложение, определить  наклонение глагола , и номер предложения записать в выбранную колонку. Изъявительное 2 1. Жизнь потеряла бы свой смысл, если бы молодость не знала работы  старших поколений. 2. Усталый путник решил прилечь в тени деревьев. 3. Играйте в футбол, занимайтесь в кружках, помогайте младшим. Проверка индивидуальной  работы по карточкам. ­ Соберите пословицу из данных частей и обсудите, чему она учит. –Как  понимаете смысл этой пословицы? Назовите глаголы …. 1. Семь раз отмерь, но один раз отрежь. 2. Работа сердце веселит и радует. 1. ­ Что получилось у ребят первой  пары?  Чему учит пословица? (Прежде, чем браться за работу, хорошо подумай.) 2. ­ Прочитайте вашу пословицу. Когда так говорят? (Работают с  удовольствием.) Однородные члены предложения).Дайте характеристику  этого предложения.(Простое, осложнено однородными членами) Физкультминутка. Поднимите руки те, кто увлекается спортом? Для чего нужно заниматься  спортом? Сегодня я приглашаю вас почувствовать себя спортсменами и  сделать олимпийскую физкультминутку. А заодно проверим, кто самый внимательный! А поможет мне Олег, проведи,  пожалуйста, физкультминутку.  Так проворны наши руки  Нет им времени для скуки  Руки вверх, вперёд, назад  С ними можно полетать.  Мы на пояс их поставим  И наклоны делать станем  Ими можно помахать  А прижав, тихонько спать  Руки вверх поднимем выше  И легко­легко подышим. (Молодцы, ребята, садитесь.)­ Кто запомнил, какие глаголы прозвучали в  этом стихотворении? Движение – это основа жизни, а передающие движения  глаголы –основа языка. Задание 6. Работа со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Парус». Кто помнит стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»? Прочитай,  пожалуйста,  две строфы. Белеет парус одинокий  В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?                            Играют волны ­ ветер свищет,                                 И мачта гнется и скрипит.                                 Увы,­ он счастия не ищет                                И не от счастия бежит!                                                        М.Лермонтов Задания к тексту В каком году было написано стихотворение?(Стихотворение «Парус» было  написано М. Лермонтовым в 1832 г.)  Какое настроение передаёт автор в стихотворении?( В стихотворении  чувствуется грусть, тревога, сожаление, неопределённость и надежда.) Найдите в данном тексте глаголы. Подчеркните глаголы.(Один ученик на  доске) Чем являются глаголы в предложении? (сказуемым).Определите время глагола.  Расскажите о будущем времени глагола.(Будущее простое и будущее  сложное. Приведите примеры будущего сложного времени.) Какие виды глагола вы знаете? Как определить вид глагола? Выпишите глаголы из первой строфы и определите вид. Определите   художественное средство выразительности: парус ищет, кинул, просит;  играют волны, ветер свищет.( Олицетворение) Индивидуальное задание. Составить предложение, используя глагол прошедшего времени. Выполнить  морфологический разбор глагола. Задание 7. Работа с учебником. (по вариантам) Выполнение упр.135 …читай задание. Продолжите предложения так, чтобы получилось: 1) простое предложение с однородными сказуемыми; 2)сложное предложение.  Выполняю работу по вариантам. 1­й вариант составляют простое предложение с однородными сказуемыми; 2­й – сложное предложение. Составьте схему. Это схема какого предложения? … Запиши схему  простого предложения. Чем осложнено предложение? (Однородными сказуемыми) Проверка индивидуального задания. Работа с документ­камерой. Назовите глаголы, которые имеют нулевой суффикс.(Нёс, вёз, пёк.) Задание 8. Задание. На доске записаны слова с пропущенными гласными  ( С безударными личными окончаниями) Назовите глаголы­ исключения? …Выполни это задание, проговаривай алгоритм выполнения. Держ…тся , руб…т, рису…м, стро…мся, пиш…м, помо…шь, стел…т. Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов,  укажите спряжение, пользуясь алгоритмом. Задание 9. Орфографическая проблема. Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? Доклад(ы, о)вать, команд(о, ы)вать, гор(е, и_вать), наста(и, е)вать. Расскажите алгоритм выполнения данного задания. (Ставим глагол в форму 1  л, ед.ч…..) Выполни задание на интерактивной  доске. Докладываю – ыва,  командую –ова,  горюю – ева,  настаиваю – ива. Задание 10 . Тест. Работа с системой голосования. Следующее задание (тест)  выполним при помощи системы голосования. Найдите односоставные безличные предложения. Все ответили?  Правильный ответ… Проверяем, сколько процентов  выполнило это задание. Мы видим, что все выполнили правильно, результат ответа 100%.Молодцы. Найдите глаголы­исключения. Все ответили?  Правильный ответ… Проверяем, сколько процентов  выполнило это задание. Задание 11. "Третье лишнее" Найди третье лишнее: возвратиться                               выскочить                          пить бежать                                         копать                                 пилить рассеяться                                   поливать                             таять Проверка. ­ По какому принципу вы находили ответ? 1 группа слов– по суффиксу  –ся ( какой признак имеет глагол с суффиксом – ся? –возвратность) 2 группа слов – по виду глагола (какие виды  имеет глагол?)  3 группа  слов – по спряжению глагола (рассказать о спряжении глагола).  Задание 12. Самостоятельная работа. Работа с КИМ Выполнение задания А, В, С. В конце урока я соберу  рабочие карты, проверю работу и выставлю оценки. Задание 13. Защита проекта. А сейчас послушаем исследовательскую группу. Ребята подготовили проект  «Глагол – самая живая и удивительная  часть речи.» 4. Итог урока Составление синквейна.  Работа в парах. НАПРИМЕР: Глагол 2 прилагательных действующий, движущий 3 глагола обозначает, изменяется, спрягается 4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой. Синоним действие 5. Рефлексия. Итак, чем мы занимались на уроке... Закончите, пожалуйста, мою фразу.  ­ Мы сегодня повторили …  ­ Мы сегодня убедились …  ­ Мне было интересно что делать? Сдайте рабочую карту.  Сейчас вы сами себя оцените. С чего мы начинали  урок? ( С музыки) У вас на столах лежат ноты.  Кто работал хорошо  поднимите красную ноту, а кто считает, что мог бы работать лучше ­зелёную.  Вы все хорошо работали, молодцы. 6. Домашнее задание. (Задание по выбору) Сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил­был Глагол…» или  составить кроссворд на тему: «Глагол»  7. Организованное окончание урока. Итак, друзья, пришла пора проститься… И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с охотою трудиться И никогда не унывать. Спасибо за урок! Было приятно с вами работать.

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).

Методическая разработка урока по  русскому языку  в 6 классе «Удивительная часть речи - глагол!» (Повторение изученного о глаголе).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2018