ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
«Школа №1 г. ЙошкарОлы»
Конспект урока по письму в 6а классе на тему:
«Сложное предложение»
Провела: Е. В. Охотникова,
учитель письма и чтения
ЙошкарОла 2017
ХОД УРОКА.
I.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Давайте улыбнемся друг другу,
улыбнемся нашим гостям, настроимся на работу и начнем наш урок.
II.
Сообщение темы и цели урока.
А тему нашего урока вы должны отгадать. На экране вы видите ключ к разгадке нашей
темы. Выстройте на доске такую же последовательность геометрических фигур, как на
экране. (Дети выходят, выстраивают последовательность)
А что же там спрятано?! (Один ученик выходит и переворачивает фигуры, другой
читает тему)
Так вот, тема нашего урока «Сложное предложение». Мы изучали эту тему на
протяжении нескольких уроков, а сегодня мы повторим и обобщим всё, что вы знаете о
сложном предложении.
III.
Проверка домашнего задания.
Чтобы проверить, как вы выполнили домашнее задание, предлагаю немного поиграть. У
вас на столах лежат карточки с номерами от 1 до 12. На экране будет появляться
вопрос, тот, у кого номер карточки совпадет с номером вопроса, встает, зачитывает
вопрос, отвечает на него.
Вопрос 1. Какое было домашнее задание? (повторить основные правила по теме
«Предложение»)
Вопрос 2. Что такое предложение? (это слова, связанные по смыслу и грамматически.
Предложение выражает законченную мысль)
Вопрос 3. Какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? (. ? !)
Вопрос 4. Что есть в каждом предложении? (главные члены предложения – подлежащее
и сказуемое)
Вопрос 5. Что такое подлежащее? (подлежащее отвечает на вопрос кто? что? и
обозначает того, кто совершает действие) Как мы подчеркиваем подлежащее?
Вопрос 6. Что такое сказуемое? (сказуемое отвечает на вопросы что делает? что
сделают? и другие и обозначает действие) Как мы подчеркиваем сказуемое?
Вопрос 7. Как называются слова в предложении, которые не являются главными
членами предложения? (второстепенные члены предложения) Как мы подчеркиваем
второстепенные члены предложения?
Вопрос 8. Какие предложения мы называем распространенными и нераспространенными?
(нераспространенные состоят только из главных членов предложения, а в
распространенных есть еще и второстепенные) Вопрос 9. Какие бывают предложения по количеству главных членов? (простые и
сложные) Что такое сложное предложение?
Вопрос 10. Сколько может быть частей в сложном предложении? (несколько)
Вопрос 11. Как мы разделяем простые предложения в составе сложного на письме?
(запятой) А как мы разделяем их в устной речи? (голосом, интонацией)
Вопрос 12. С помощью чего простые предложения иногда могут соединяться в сложные?
(с помощью союзов и, а, но)
Молодцы! Все справились замечательно!
IV.
Словарная работа.
Молодцы, сейчас мы с вами поработаем в тетрадях, а для этого разомнем наши
ручки / пальчиковая гимнастика/
Ребята, откройте тетради и запишем число, классная работа.
Сейчас послушайте загадку.
В суматохе городской
В летнем парке деньденьской.
В бронзовой чаше
Дождик пляшет. (ФОНТАН)
Верно, это фонтан.
А что такое фонтан? (Струя воды, жидкости, с силой выбрасываемая вверх из трубы или отверстия
под действием давления.)
Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Найдите место, где можно
совершить ошибку. Как называется эта орфограмма? Сосчитайте количество звуков и
букв в этом слове. Разделите его на слоги. А как мы можем перенести слово «фонтан»
Молодцы! Запомните это слово, чтобы в будущем писать его правильно.
Придумайте простое предложение со словом «фонтан». Молодцы! А теперь
придумайте сложное предложение с этим словом. Молодцы! А вот какое сложное
предложение придумала я:
Вчера мы гуляли в парке, и мама увидела фонтан.
Запишите это предложение в тетрадь. Подчеркните грамматические основы в этом
предложении. Сколько их? Почему? (Это сложное предложение, состоит из двух
простых, поэтому и грамматических основ две) А сейчас постройте схему этого
предложения.
Динамическая пауза.
V.
Обобщение и систематизация изученного.
Отдохнули? Пришло время поработать! Откройте учебники на странице 244,
упражнение 413. В этом упражнении вы должны составить сложные предложения, опираясь на картинки и схемы. Вам даны опорные подлежащие. Что вы должны
добавить? (сказуемые)
Работать будем по рядам. Первый ряд работает с верхними иллюстрациями. Второй
ряд – с теми, что находятся посередине, а третий ряд – с нижними. Итак, записываем
упражнение 413, а затем составляем и записываем предложения.
Молодцы! Продолжим наш разговор о сложном предложении. Внимание на экран.
Прочитайте про себя, что там написано. Попробуйте сформулировать задание.
Продолжите предложения, чтобы они стали сложными.
Работаем с первым предложением. (дети предлагают варианты) А вот какое
предложение придумала я.
1. Вчера шел дождь, и гремел гром. (назовите главные члены)
Предложение 2. (варианты)
2. Вчера шел дождь, но мы всё равно гуляли. (назовите главные члены)
Предложение 3. (варианты)
3. Вчера шел дождь, а сегодня светит солнце. (назовите главные члены)
VI.
Закрепление изученного.
Ну что же, вы все много знаете о сложном предложении. Я предлагаю вам выполнить
небольшой тест. Прочитайте варианты определений сложного предложения и назовите
верное.
Вопрос 1. Выберите верное определение сложного предложения:
1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых
больше, чем в простых.
2.Сложные предложения это такие предложения, которые сложно читать
3.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или
нескольких простых.
Вопрос 2. Выберите сложное предложение:
1. Дождь стучал по крышам.
2. Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
3. На поляне росли красивые цветы.
Вопрос 3. Выберите схему сложного предложения:
1.[– =, – =].
2.[– =].
3.[– = ]. VII.
Подведение итогов урока, объяснение домашнего задания, оценивание работы
обучающихся.
Молодцы! А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание на среду 10 мая.
стр. 252 задание 7. Закрыли дневники. Давайте разберем домашнее задание. Найдите
нужное нам задание и прочитайте предложение, выделенное жирным шрифтом. Какое
это предложение: простое или сложное. Почему? (состоит из нескольких простых).
Сколько простых предложений в составе этого сложного предложения? Назовите
первую грамматическую основу. (что? ручей, что делает? бежит). Теперь вторую (что?
река, что делает? шумит). И последнюю, третью грамматическую основу (что? стая, что
делает? летит).
Вы должны списать предложение и выделить в нем грамматические основы. И кто
сможет, построить схему к этому предложению.
Всё понятно. Повторите задание.
Скажите мне, о чем мы сегодня говорили на уроке? (сегодня на уроке мы говорили о
сложном предложении)
Что такое сложное предложение? (Это предложение, которое состоит из нескольких
простых, в каждом из которых есть своя грамматическая основа)
Как разделяются на письме части сложного предложения? (запятой)
А с помощью чего простые предложения в составе сложного могут соединяться? (с
помощью союзов и, а, но)
Молодцы! Вы все сегодня замечательно поработали! Особенно мне понравилось, как
работал…. и ….
За работу на уроке вы получаете следующие оценки.
Я надеюсь, что мы продолжим в том же духе. На этом наш урок окончен. Всем спасибо!
Конспект урока по письму и развитию речи "Сложное предложение" с презентацией (6 класс)
Конспект урока по письму и развитию речи "Сложное предложение" с презентацией (6 класс)
Конспект урока по письму и развитию речи "Сложное предложение" с презентацией (6 класс)
Конспект урока по письму и развитию речи "Сложное предложение" с презентацией (6 класс)
Конспект урока по письму и развитию речи "Сложное предложение" с презентацией (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.