Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
16.05.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века
Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века
4.10.doc
1 Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.10. Смута в России начала XVII века ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1­3…….……………………………………………………… 3 4 5 5 11 12 3 Автор (ФИО, должность) Название ресурса 1. 2. 3. 4. 5. Вид ресурса Предмет, УМК Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 6. 7. Методические рекомендации  по использованию ресурса 4 Пояснительная записка Вера       Витальевна, преподаватель Княжева общеобразовательной подготовки Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.10.  Смута   в России начала XVII века Документ, презентация История 15­18 лет, студенты техникума Данная   разработка   урока   может   быть   рекомендована преподавателям   средних   профессиональных   учебных заведений,   где   студенты   помимо   общеобразовательной подготовки,   получают   знания   и   обретают   умения   по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные   виды   заданий   также   могут   быть   уместны   при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России». 5 План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.10. Смута в России начала XVII века Рассмотреть причины начала Смутного времени в России и его последствия для развития страны. Продолжить формировать умение работать с учебным материалом, составлять конспект с помощью ответов на вопросы, решать кроссворды по пройденному материалу. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории. 45 минут урок усвоения нового материала комбинированный (лекция/практикум) технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Работа   с   материалом   учебника,   ответы   на   вопросы,   беседа,   рассказ, проведение сравнения, решение кроссворда фронтально­групповая, индивидуальная 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Кроссворд «Смутное время». 6. Портрет царя Федора Ивановича. 7. Кластер «Иван Грозный» Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный   «Смутное   время», Смутное   время,   смута,   самозванцы,   семибоярщина,   интервенция,   народное ополчение учебная аудитория 1.   «самозванец», «крестоцеловальная   запись»,   «ополчение»,   «национально­освободительное движение». 2. Раскрытие причин Смутного времени. 1. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. 2.   Указание   на   исторической   карте   направлений   походов   отрядов   под предводительством   Лжедмитрия   I,   И.И.   Болотникова,   Лжедмитрия   II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. 3. Д.М.Пожарского.   Высказывание   оценки   деятельности   П.П.Ляпунова,   К.Минина, Тема раздела Тема урока Цели 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература Метод контроля Межпредметные связи обществознание, культурология, литература Основные понятия,  термины Место проведения Формируемые знания   Объяснение   смысла   понятий: Формируемые умения Общие компетенции 6 4.   Раскрытие   значения   освобождения   Москвы   войсками   ополчений   для развития России. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно  планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура урока Ход урока: Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний 7 Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 25 мин. 4 5 мин. I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. II. Актуализация опорных знаний Практикум «Иван Грозный» Задание: заполните кластер «Иван Грозный» Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут личность Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 1 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 1 мин. Приложение 1 Внешняя  политика Иван  Грозный Внутренняя  политика опричнина реформы 1. Предпосылки смуты в России. 2. Гражданская война, самозванцы. 3. Начало правления Романовых. 1. Предпосылки смуты в России. Преподаватель: 8 Династический этап (1598 ­ 1605) После смерти Ивана  IV (1584) царем стал его сын Федор, человек больной и не готовый к управлению государством. Фактическим правителем страны стал его шурин Борис Годунов. В 1591  г. в Угличе погиб  младший  сын Ивана Грозного цесаревич Дмитрий. Эта смерть прерывала династическую линию Ивана Калиты. И после смерти Федора Ивановича востребованной вновь оказалась традиция избрания (приглашения) на престол. Земский собор 1598 г. избрал русским царем Бориса   Годунова.   Но   избрание   на   престол   человека   низкого   происхождения вызвало   недовольство   титулованного   боярства.   Недолгое   правление  Бориса носило   противоречивый   характер.   Он   проводил   эффективную   экономическую политику. Но от голода в 1600 ­ 1603 гг. умерли сотни тысяч людей. Русский народ считал, что Бог наказал  страну непогодой и голодом за приход к власти Бориса Годунова   –   убийцы   царевича   Дмитрия.  Простые  люди   ждали  чуда,   появления доброго царя. Запись в конспект: Краткий хронограф Смуты: 1. Борис Годунов ­ 1598 – 1605 гг. 2. Федор Годунов ­ 1605 г. 3. Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) – 1605 – 1606 гг. 4. Василий Шуйский – 1606 – 1610 гг. 5. «Семибоярщина» (Ф.И. Мстиславский, И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б.М. Лыков,  И.Н. Романов, Ф.И. Шереметьев) – 1610 – 1613 гг. 6. Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польских интервентов – 1611 – 1612 гг. 7. Установление династии Романовых – 1613 г. Практикум «Смута в России начала XVII века» Задание: 1.   Ознакомьтесь   с   материалом   учебника   (Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.) – п. 27 – с. 171 – 177. 2. Ответьте на вопросы, размещенные в таблице. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 15 минут Вопрос Ответ Приложение 2 1. Почему прервалась династия Рюриковичей? 2. Какая ещё беда обрушилась на Россию? 3. Как полякам удалось войти в Москву? 4. Кто призвал русских людей постоять за родную землю? 5. В каком городе это произошло? 6. Что создали для борьбы с врагами? 7. Где брали средства для вооружения? 8. Кого пригласили возглавить народное ополчение? 9. Только ли из Нижнего Новгорода был народ? 10. Когда народное ополчение двинулось к Москве? 11. С кем произошёл бой около Москвы? 12. Чем закончилась эта схватка? 13. Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай­городе? 14. Что предложили им русские люди? 15. Какой ответ дали поляки? 16. Чем всё закончилось? 17. Как отблагодарил русский народ своих патриотов? 18. На чьи деньги он был поставлен? 19. Кто был избран на престол в 1613 году? 9 2. Дайте определение понятиям: Смута –  Народное ополчение –  Ответ: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Вопрос Ответ Почему прервалась династия Рюриковичей? Какая ещё беда обрушилась на Россию? Как полякам удалось войти в Москву? Кто призвал русских людей постоять за родную  землю? В каком городе это произошло? Что создали для борьбы с врагами? Где брали средства для вооружения? Кого пригласили возглавить народное  ополчение? Только ли из Нижнего Новгорода был народ? Когда народное ополчение двинулось к  Москве? С кем произошёл бой около Москвы? Чем закончилась эта схватка? Что происходило с гарнизоном, запертым в  Кремле и Китай­городе? Что предложили им русские люди? Какой ответ дали поляки? Чем всё закончилось? Как отблагодарил русский народ своих  патриотов? На чьи деньги он был поставлен? Кто был избран на престол в 1613 году? У царя Фёдора не было детей. Царская корона  несколько раз переходила из рук в руки. Голод При поддержке бояр изменников они укрылись  за стенами Кремля и Китай­города Торговый человек Кузьма Минин В Нижнем Новгороде Народное ополчение Русские люди отдавали что могли. Первым  сделал взнос Кузьма Минин Во главе собравшейся рати встал талантливый  полководец Дмитрий Пожарский Люди шли из других городов Это был 1612 год С польским войском, которое спешило на  помощь к своим соотечественникам Русские разбили польское войско Они оказались в безвыходном положении Предложили сдаться Поляки ответили отказом Вскоре враги сложили оружие Спустя два века на Красной площади в Москве  был воздвигнут памятник Деньги собирала вся страна Михаил Федорович Романов 2. Дайте определение понятиям: Смута   –  период   в  истории   России  с  1598  по  1613 год,   ознаменованный  стихийными   бедствиями, гражданской войной, интервенцией,  Русско­польской войной (1609—1618), тяжелейшим  государственно­ политическим и социально­экономическим кризисом. Народное ополчение – это добровольцы, готовые постоять за родную землю. 10 2. Гражданская война, самозванцы. Преподаватель: Социальный этап (1605­1610) Свергнуть Бориса мог только прирожденный наследник. Такой вскоре нашелся ­ самозванец Лжедмитрий I ­ Григорий Отрепьев. Но надежды, которые возлагали на него разные силы, приведшие его на престол, противоречили   друг  другу.  Он  не   мог   выполнить  свои   польские   авансы  –  передать  Речи   Посполитой Смоленск, Псков, Новгород, и ввести в России католичество, ибо это неминуемо лишило бы его престола. Но православная церковь  относилась к царю католику весьма настороженно. Желая привлечь на свою сторону   русское   дворянство,   Отрепьев   щедро   раздавал   земли   и   деньги,   но   их   запасы   были   не беспредельны. Крестьяне надеялись, что царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день, но самозванец   не   мог   сделать   это,   не   вступив   в   конфликт   с   дворянством.   Падение   Лжедмитрия   стало неминуемым,   и   17   мая   1606   г.   боярский   заговор,   слившийся   с   восстанием   москвичей,   сбросил   его   с престола. После непродолжительной борьбы за власть бояре возвели на престол главу заговора Василия Шуйского.   А   в   июле   1607   г.   в   небольшом   городке   Стародубе­Северском   появился   Лжедмитрий  II (Тушинский вор). В июне 1608 г. армия Лжедмитрия разбила лагерь у села Тушина. В стране установилось двоевластие, существовали две столицы ­ Москва и Тушино, в которых действовали свои Боярские думы, свои патриархи ­ «законный» Гермоген и тушинский Филарет. С помощью шведских войск воеводам царя Василия удалось нанести ряд поражений мятежникам и изгнать их из Тушина. 3. Начало правления Романовых. Преподаватель: К лету 1610 г. Москва оказалась, окруженной с одной стороны польскими войсками, с другой ­ войсками Национально­освободительный этап (1610­1613) 11 Лжедмитрия II. 17 июля 1610 г. Василий Шуйский был свергнут с престола и пострижен в монахи. Власть в стране перешла к Боярской  думе (Семибоярщина). В августе московские бояре пригласили на русский престол польского королевича Владислава, но при этом настаивали, чтобы он перешел в православие. Это открыло   путь   в   Москву   польскому   гарнизону.   Русский   народ,   опираясь   на   опыт   самоорганизации, самоуправления, следуя традициям, ополчился против интервентов. Весной 1611 г. произошло неудачное народное выступление в Москве, которое считается первым ополчением. Инициатором создания второго народного   ополчения   стал   земский  староста   Нижнего   Новгорода   Кузьма   Минин.  Возглавил   народную армию умелый военачальник князь Дмитрий Пожарский. Второе ополчение 25 октября (7 ноября) 1612 г. освободило   Москву   от   поляков.   21   февраля   1613   года   Земский   собор   провозгласил   царем   Михаила Федоровича Романова. Запись в конспект: Приложение 3 IV. Первичное закрепление нового материала Практикум «Смутное время» Задание: решите кроссворд «Смутное время». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут 1 3 4 2 7 5 8 11 12 14 9 10 6 13 12 По горизонтали: 4.       Какое имя получил самозванец Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» сыном Ивана IV? 8.      Один из организаторов народного ополчения в Нижнем Новгороде. 9.      Город, более года находившийся в осаде польских войск. 10.   Город, в котором был пленен руководитель восстания 1606­1607 гг. И. И. Болотников 11.   Гетман, командовавший польскими войсками в решающем сражении под Москвой. 13.     Польский король, заявивший о присоединении России к Польше. 14.   Боярин, избранный в 1613 году российским государем, основатель новой династии. По вертикали: 1. Польский королевич, претендовавший на российский трон. 2. Прозвище разбойников в России в начале XVII века. 3. Князь, один из руководителей народного ополчения. 5. Село под Москвой, резиденция Лжедмитрия II. 6. Шведский военачальник, захвативший в 1611 году новгородские земли. 7. Митрополит,   с   1611   по   1619   гг.   находившийся   в   польском   плену   (с   1619   года­   Патриарх Московский).       12.   Костромской крестьянин, в 1613 году намеренно заведший польские войска в непроходимые леса и болота. Ответ: В Л А П О Ш И Ш Л Ж Е Д М И Т Р И Й Д Е А Р С С М О Л Е Н С К И Й А Г Т У Л А Р Д С И Г И З М У Н Д И С Л А В У Ш Ф М И Н И Н Н О Л А Р Ж О Л К Е В С К И Й Т У С У Р О М А Н О В И Н V. Домашнее задание: ­ Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 27 – с. 171 –177; ­ вопросы и задания – с. 178; ­ конспект урока; ­ работа с историческими источниками «Смута в России начала XVII века». VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. VII. Рефлексия Прием «Лист самооценки». Узнал новое Расстроился Удивился 13 Я Литература Научился Получил радость Ничего не понял 1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. Интернет­ресурсы   Костров   В.А.   Кроссворд   «Смутное   время».   [Электронный   ресурс]. 3.   Агафонова   Л.В.   Задания   для   практической   работы   «Иван   грозный».   [Электронный   ресурс].  URL: https://infourok.ru/zadaniya­dlya­prakticheskoy­raboti­po­teme­ivan­grozniy­1777535.html  (дата   обращения: 12.10.2017). 4. http://easyen.ru/load/istorija/7_klass/krossvord_smutnoe_vremja_v_rossii/91­1­0­3629   26.09.2017). 5.Последствия Смуты [Электронный ресурс].  URL:   http://схемо.рф/upload/000/u1/101/8a9ebd34.jpeg (дата обращения: 09.10.2017). 6.Фокина   Л.П.   Карточка­помощница   по   окружающему   миру   по   теме   «Патриоты   России»   [Электронный ресурс].   https://урок.рф/library/kartochkapomoshnitca_po_teme_«patrioti_rossii»_145421.html   (дата обращения: 09.10.2017). 7.Портрет   царя   Федора.   [Электронный   ресурс]. обращения: 09.10.2017). 8.Социально­сословная   структура   российского   общества   в  XVII  веке.   [Электронный   ресурс].  URL: http://library.ispu.ru:8001/history/1/05tema5/shem5/sosl_struktura_files/image001.jpg обращения: 05.10.2017). 9.  Смутное   время.   [Электронный   ресурс]. обращения: 09.10.2017).   http://ruskline.ru/images/2012/23408.jpg   (дата  URL: (дата   обращения:  http://zvonoknaurok.ru/69/095/00097/4/08.jpg  (дата  URL:     (дата    URL:    URL: 14 Практикум «Иван Грозный» Задание: заполните кластер «Иван Грозный» Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут личность Приложение 1 Внешняя  политика Иван  Грозный Внутренняя  политика опричнина реформы 15 Практикум «Смута в России начала XVII века» Задание: 1.   Ознакомьтесь   с   материалом   учебника   (Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.) – п. 27 – с. 171 – 177. 2. Ответьте на вопросы, размещенные в таблице. Организация работы: индивидуальная Хронометраж:  15 минут Вопрос Ответ Приложение 2 1. Почему прервалась династия Рюриковичей? 2. Какая ещё беда обрушилась на Россию? 3. Как полякам удалось войти в Москву? 4. Кто призвал русских людей постоять за родную землю? 5. В каком городе это произошло? 6. Что создали для борьбы с врагами? 7. Где брали средства для вооружения? 8. Кого пригласили возглавить народное ополчение? 9. Только ли из Нижнего Новгорода был народ? 10. Когда народное ополчение двинулось к Москве? 11. С кем произошёл бой около Москвы? 12. Чем закончилась эта схватка? 13. Что происходило с гарнизоном, запертым в Кремле и Китай­городе? 14. Что предложили им русские люди? 15. Какой ответ дали поляки? 16. Чем всё закончилось? 17. Как отблагодарил русский народ своих патриотов? 18. На чьи деньги он был поставлен? 19. Кто был избран на престол в 1613 году? 2. Дайте определение понятиям: Смута –  Народное ополчение – 16 Приложение 3 Практикум «Смутное время» Задание: решите кроссворд «Смутное время». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут 1 3 4 2 7 5 8 11 12 14 9 10 6 13 17 По горизонтали: 4.       Какое имя получил самозванец Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» сыном Ивана IV? 8.      Один из организаторов народного ополчения в Нижнем Новгороде. 9.      Город, более года находившийся в осаде польских войск. 10.   Город, в котором был пленен руководитель восстания 1606­1607 гг. И. И. Болотников 11.   Гетман, командовавший польскими войсками в решающем сражении под Москвой. 13.     Польский король, заявивший о присоединении России к Польше. 14.   Боярин, избранный в 1613 году российским государем, основатель новой династии. По вертикали: 2. Польский королевич, претендовавший на российский трон. 4. Прозвище разбойников в России в начале XVII века. 5. Князь, один из руководителей народного ополчения. 8. Село под Москвой, резиденция Лжедмитрия II. 9. Шведский военачальник, захвативший в 1611 году новгородские земли. 10. Митрополит,   с   1611   по   1619   гг.   находившийся   в   польском   плену   (с   1619   года   ­   Патриарх Московский).       12.   Костромской крестьянин, в 1613 году намеренно заведший польские войска в непроходимые леса и болота.

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.10. Смута в России начала XVII века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018