Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
16.05.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века
Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века
4.11.doc
Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1­3…….……………………………………………………… 3 4 5 5 13 14 3 Автор (ФИО, должность) Название ресурса 1. 2. 3. 4. 5. Вид ресурса Предмет, УМК Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 6. 7. Методические рекомендации  по использованию ресурса 4 Пояснительная записка Вера       Витальевна, преподаватель Княжева общеобразовательной подготовки Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.11.  Россия   в середине и второй половине XVII века Документ, презентация История 15­18 лет, студенты техникума   преподавателям Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.11.  Россия   в середине   и   второй   половине  XVII  века  может   быть рекомендована средних профессиональных   учебных   заведений,   где   студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и   обретают   умения   по   выбранной   профессии (специальности).   Не   исключено,   что   отдельные   виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России». 5 План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века Сформировать   представления   о   социально­экономическом   и   политическом развитии России в XVII веке. Развивать   аналитическое   мышление   студентов   посредством   анализа   текста учебника, умение составлять хронологические таблицы, заполнять кластер. Формировать   экономическую   и   правовую   культуру   студентов   в   контексте исторических событий. 45 минут урок усвоения нового материала комбинированный (лекция/практикум) технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Работа   с   материалом   учебника,   ответы   на   вопросы,   беседа,   рассказ, проведение   сравнения,   заполнение   кластера,   составление   хронологической таблицы, исторический диктант, работа с картой фронтально­групповая, индивидуальная Тема раздела Тема урока Цели 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература Формируемые умения Метод контроля Межпредметные связи обществознание, культурология, литература Основные понятия,  термины Место проведения Формируемые знания   «абсолютизм», 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Кластер «Смута». 6. Карта «Экономическое развитие России в XVII веке». 7. Карта «Рост территории России в XVII веке». Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный абсолютизм, церковный раскол, старообрядцы, самодержавие, мануфактура, крепостное право учебная аудитория 1.Объяснение   смысла   понятий: «старообрядцы». 2. Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти. 3.Раскрытие   важнейших   последствий   появления   и   распространения мануфактур в России. 1.Использование   информации   исторических   карт   при   рассмотрении экономического развития России в XVII веке. 2. Систематизация исторического материала в форме таблицы. 3.   Анализ   объективных   и   субъективных   причин   и   последствий   раскола   в   «церковный   раскол», Общие компетенции 6 Русской православной церкви. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно  планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура урока Ход урока: Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний 7 Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 25 мин. 4 5 мин. I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. 1649. Актуализация опорных знаний Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 1 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 1 мин. Практикум «Смутное время» Задание: составьте понятийное колесо «Смута», сформулируйте определение понятия «смута», укажите временные рамки этого периода. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 1 Смута ­ Ответ: вражда хаос возмущение Смута ­ кризис беспорядок раздор Смута  –   период   в  истории   России  с  1598  по  1613 год,   ознаменованный  стихийными   бедствиями, гражданской войной, интервенцией,  Русско­польской войной (1609—1618), тяжелейшим  государственно­ политическим и социально­экономическим кризисом. 8 План урока: 1. Экономическое развитие России в XVII века. 2. Социально­сословная структура. 3. Политическая система России в XVII веке. 4. Церковный раскол. 1. Экономическое развитие России в XVII века. Ход урока: Преподаватель:  После   Смуты   (1598­1613   гг.)   Россия   находилась   в   «великом   разорении».   Особенно   пострадали   юго­ западные  и центральные  районы страны. Разорены  города. В упадок пришли  промыслы, ремесленное производство, торговля. Повсюду бродили  шайки разбойников, грабя и убивая и без того измученных людей.   Всюду   господствовала   крайняя   нищета.   Сократились   почти   в   30   раз   посевные   площади. Опустевшие  деревни  по стране составляли половину от их числа. Государственная  казна  была пуста. Даже расходы на становление новой династии Романовых оплачивало не государство, а богатые купцы. Вопросы: 1. Какова главная причина разорения? 2. Какая главная задача встала перед властью в этих условиях? Ответы: 1. Нехватка рабочих рук. Одни крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, на юг, другие не   имели   ни   скота,   ни   орудий   труда,   ни   денег.   Таких   крестьян   называли   бобылями.   А   разорение крестьянских хозяйств вело к запустению многих поместий, оскудению дворянства. 2. Главная задача – найти источники экономического возрождения страны. Запись в конспект: Источники экономического возрождения страны Практикум «Экономическое развитие России в XVII века. Рост территории» Задание: 1. Рассмотрите карту «Экономическое развитие России в XVII веке». 2. Найдите на карте и запишите в конспект наиболее развитые отрасли российской экономики в XVII веке. 3. Укажите названия населенных пунктов, где были развиты мануфактуры и ярмарки. 4. Найдите и выпишите их словаря учебника определения терминов «мануфактура», «ярмарка». 5. Рассмотрите карту «Рост территории России в XVII веке». 6. Укажите территории вошедшие в состав России в XVII веке. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 2 9 Ответ: 1. Производство хлеба, льна, скотоводство, металлообработка, изготовление изделий из льна, добыча  соли, кожевенное производство. 2. Новгородская, Ирбитская, Нижненовогродская ярмарки. 3. Мануфактуры: Москва, Углич, Тула. 4.   Рост   территории:  к   России   отошли  Левобережная   Украина   и   Киев   на   правом   берегу; возвращен Смоленск,   Чернигово­Северские   земли;  Присоединение   территорий  Восточной   Сибири   и Дальнего Востока (Приамурья). Ярмарка –  регулярные  торжища  широкого  значения: рынок, регулярно, периодически  организуемый  в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов. 10 Мануфактура   –   это  большое   предприятие,   где   применяется   ручной   труд   наёмных   рабочих   и   широко используется   разделение   труда.   Мануфактуры   возникли   впервые   в   Европе   в   XVI   веке   в   городах   и государствах Италии.  Преподаватель: В XVII столетии возникло до 60 мануфактур. Они делились на: 1.   казенные   –   принадлежали   государству,   выполняли   его   заказы,   на   них   работали   государственные крестьяне, а также крестьяне, приписанные к заводам (приписные). Известны мануфактуры – Пушечный двор в Москве, Оружейная, Золотая и Серебряная палаты, Бархатный (шелковый) двор и другие. Связи с рынком они не имели. 2.   купеческие   ­   принадлежали   богатым   купцам,   на   них   работали   купленные   к   заводам   крестьяне, иностранные   мастера.   Продукция   шла   на   рынок.   Это   канатные   дворы   в   Вологде,   Холмогорах, Архангельске,   металлургические   заводы   Урала,   рыбные   промыслы   в   Астрахани.   Из   крупных   купцов формировались   первые   династии   промышленников­предпринимателей   –   Никитниковы,   Светешниковы, Шорины, Филатьевы, Строгановы, Демидовы. 3. вотчинные – принадлежали крупным боярам, на них работали крепостные крестьяне. В XVII веке началось складывание всероссийского рынка. Запись в конспект: В Россию ввозили Из России вывозили пряности        драгоценности тонкое сукно вина оружие 2. Социально­сословная структура. Запись в конспект: лен        воск                          деготь мед        лосиные кожи          хлеб мясо      русское полотно смола    пеньковые канаты Сословие   в   России   в   17   веке  –   это   социальная   группа, обладавшая   закрепленными   за   ней   правами   и   обязанностями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. В   рассматриваемое   время   в   нашей   стране   произошло окончательное   оформление   социальной   структуры   общества благодаря   политике   правительства   и   принятию   целого   ряда постановлений, в частности, знаменитого Соборного Уложения, которое   по   сути   зафиксировало   устоявшуюся   традиционную иерархию социальных слоев. Преподаватель: Чтобы поддержать дворян – главную опору трона, правительство было вынуждено издать указы, которые 11 ограничивали право ухода крестьян с господской земли.  В основе социально­экономического развития России   лежала   политика   дальнейшего   укрепления   феодально­крепостнического   уклада. Соборным уложением   1649   г.   были   отменены   «урочные   лета»,   установлен   бессрочный   сыск   беглых   крестьян   и посадских   людей.   Это   стало   фактом   окончательного   закрепощения   крестьян.   Основой   экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. Е. находились в личной зависимости от феодала. Приложение 3 Практикум «Этапы закрепощения крестьян» Задание: 1.   Ознакомьтесь   с   материалом   учебника   (Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. Проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.), п. 25 – с. 160, п. 26 – с. 163, 170, п. 27 – с. 181 – 182, п. 28 – с. 178 – 184; п. 29 – с. 184 – 191. 2. Заполните таблицу «Этапы закрепощения крестьян». 3. Запишите из словаря учебника определение понятия «крепостное право». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут Год принятия документа Содержание Крепостное право ­  Ответ: Год принятия документа 1497 г. Судебник Ивана III 1550 г. Судебник Ивана IV 1581 г. Указ Ивана IV 1597 г. Указ Федора Ивановича 1637 г. Указ  Михаила Федоровича 1641 г. Указ Михаила Федоровича 1649 г. Соборное уложение Алексея Михайловича Крепостное право ­  Преподаватель: Содержание Крестьяне   могли   переходить   от   одного   феодала   к   другому   за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьев день), при условии уплаты «пожилого». Крестьяне могли переходить только в один Юрьев день, размер «пожилого» увеличивался вдвое. Объявлен   первый   «заповедный   год», запрещалось переходить к другому помещику. Введены   «урочные   лета»,   по   которым   помещик   имел   право разыскивать и возвращать беглых крестьян в течение 5 лет. Срок сыска беглых крестьян и холопов увеличен до 9 лет.   когда   крестьянам Срок сыска беглых крестьян увеличен до 10 лет. Крестьяне   навечно,   наследственно   прикрепляются   к   земле   и   к землевладельцам, посадские люди прикрепляются к городам. совокупность юридических норм, закрепляющих наиболее полную и суровую   форму   феодальной   зависимости.   Включает   запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов. 12 3. Политическая система России в XVII веке. Преподаватель: На Земском соборе 1613 года новым русским царём был избран Михаил Романов. С этого времени вплоть до 1917 года Россией правила династия Романовых. Царь   был   достаточно  молод —   ему   было   16   лет.   Опыта   управления  страной   у него   не было.   Поэтому большое влияние на правителя оказывали его родители. Мать — Марфа и отец — митрополит Филарет. Он получил титул патриарха и «Великого государя» и фактически до своей смерти в 1633 году являлся правителем России. Михаил   Романов   был   спокойным   и мирным   человеком.   Легко   поддавался   влиянию   окружения,   за что получил прозвище «Кроткий». После смерти Михаила Романова правителем России стал его сын Алексей Михайлович. В отличие от предыдущего правителя, будущего царя тщательно готовили к правлению. Воспитателем царя стал боярин Борис Морозов. При его содействии царь получил хорошее образование. Алексей Михайлович был набожным, обладал доброжелательным и мягким характером. За эти качества он получил прозвище «Тишайший». Несмотря на своё прозвище, в необходимых ситуациях царь проявлял жестокость, волю и решительность. За период 17 века произошло значительное усиление самодержавной власти русских царей. К концу века значительно   снизилась   роль   сословно­представительных   органов (Земского   собора,   Боярской   думы). Россия   превратилась   в фактически   абсолютную   монархию.   За это   столетия   окончательно сформировалась   система   приказов,   административно­территориальное   деление   страны.   Был   принят новый общегосударственный сборник законов — Соборное уложение 1649 года.  В Соборном Уложении 1649 года нормы права были классифицированы по отраслям. Запись в конспект: 13 4. Церковный раскол. Преподаватель: IV. Первичное закрепление нового материала Исторический диктант Задание: ответьте на вопросы исторического диктанта. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут 14   Земельное   владение,   возникшее   в   России   в   XVII   дарованное   дворянину   за   службу,   Назовите   новое   сословие,   Обедневшие, Исторический диктант. 1.   Что   устанавливал   указ   об   «урочных   летах»? (Пятилетний   срок   сыска   беглых   крестьян).   называлось… (поместьем). 2. 3. Как назывались крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций? (Владельческие)   веке. (Казачество) 4.   часто   не   имеющие   своих   дворов   крестьяне   назывались   … (бобылями) 5. 6.   Как   назывался   свод   законов,   принятый   Земским   собором   1649   года? (Соборное   уложение) 7.)   Для   чего   был   создан   Приказ   тайных   дел? (Контролировал   деятельность   всех   государственных учреждений   и   ведал   хозяйством   царской   семьи   при   Алексее   Михайловиче) 8. Укажите, под каким названием вошел в историю указ, запретивший свободный переход крестьян от летах») « одного 9. В каком году в России воцарилась династия Романовых? (В 1613 году). 10.  Назовите имя церковного деятеля XVII века, о котором идет речь в отрывке из сочинения историка В.О. Ключевского: «Из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее…Но его не поймешь сразу: это довольно сложный характер и прежде всего характер очень неровный. Внося личную вражду в церковное дело, он  одновременно  и ронял   свой  пастырский  авторитет, и украшал  страдальческим  венцом  своих противников, а разгоняя их по всей России, снабжал глухие углы ее умелыми сеятелями староверья». (патриарх Никон). другому… (указ заповедных хозяина о к                 V. Домашнее задание: ­ Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 28 – с. 178 – 184; п. 29 – с. 184 – 191; ­ вопросы и задания – с. 184, 191; ­ конспект урока. VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. VII. Рефлексия Прием «Лист самооценки». Узнал новое Расстроился Удивился Я Литература Научился Получил радость Ничего не понял 1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.  URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A Интернет­ресурсы 3.Википедия.   Крепостное   право.   [Электронный   ресурс]. %D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF %D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE (дата обращения: 16.10.2017). 4.Википедия.   Мануфактура.   Ярмарка.   [Электронный   ресурс].  URL:   https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C %D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0; %D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0 (дата обращения: 16.10.2017). 5.Жмеренюк   Л.Н.   Урок   «Экономическое   развитие   России   в  XVII  веке».   [Электронный   ресурс].  URL: https://pedportal.net/starshie­klassy/istoriya/urok­quot­ekonomicheskoe­razvitie­rossii­v­xvii­veke­quot­346866 (дата обращения: 16.10.2017). 6.Закрепощение [Электронный http://library.ispu.ru:8001/history/1/04tema4/shem4/szakrepetap_files/image001.jpg  16.10.2017). 7.Калиниченко С.В. Конспект урока по истории «Начало Смутного времени». [Электронный ресурс]. URL: http   ://   easyen (дата   обращения: 13.10.2017).  URL: обращения: ресурс].   крестьянства.  /91­1­0­8545   _  nachalo  _7_   klass   русского  /7_   klass    .  ru   /  load   _  smuty  /  urok    _  po   _  istorii  /  istorija   (дата 15  XVII   URL:  URL:  XVII   XVII    (дата    URL: веке.   веке».   [Электронный   ресурс]. [Электронный   ресурс]. 8.Карта «Рост территории России в XVII веке». [Электронный ресурс]. URL:  http://www.cooktrack.com/documents/1d26d46a99a23c67ed3bb26f7b0cf62e/img21.jpg (дата обращения:  16.10.2017). 9.Карта   «Экономическое   развитие   России   в https://fs00.infourok.ru/images/doc/220/9515/1/img5.jpg (дата обращения: 16.10.2017). 10.Политическое   развитие   России   в https://videouroki.net/blog/politicheskoe­razvitie­rossii­v­xvii­veke.html (дата обращения: 16.10.2017). 11.Рябухина Н.М. Обобщающая таблица «Формирование территории Российской империи в  XVI ­ XIX вв.». [Электронный   ресурс].  https://nsportal.ru/npo­spo/gumanitarnye­nauki/library/2014/08/14/formirovanie­ territorii­rossiyskoy­imperii­v­xvi­xix (дата обращения: 16.10.2017). 12.Сословия   в   России   в  XVII  веке:   краткая   характеристика.   [Электронный   ресурс]. http://fb.ru/article/250562/soslovie­v­rossii­v­veke­kratkaya­harakteristika (дата обращения: 16.10.2017). 13.Социально­сословная   структура   российского   общества   в  XVII  веке.   [Электронный   ресурс].  URL: http://library.ispu.ru:8001/history/1/05tema5/shem5/sosl_struktura_files/image001.jpg обращения: 05.10.2017). 14.Социально­экономическое   развитие   России   в https://studopedia.ru/10_63823_sotsialno­ekonomicheskoe­razvitie­rossii­v­XVII­veke.html 16.10.2017). 15.Струдалева И.И. Задания по истории России (конец XVI – начало XVII вв.). [Электронный ресурс]. URL: http://xn­­i1abbnckbmcl9fb.xn­­p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647332/  (дата обращения: 16.10.2017) 16.Структура   власти   и   управления   в https://ou.tsu.ru/hischool/his_JuF/tables/images/schem1.gif (дата обращения: 16.10.2017). 17.Схема   «Социально­сословная   структура   российского   общества   в  XVII  веке».   [Электронный   ресурс]. URL: https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/sa5577d997480a198/image/ie9e24a9d1ef27493/version /1391485462/image.jpg (дата обращения: 16.10.2017). 18.Схема «Церковный раскол». [Электронный ресурс]. URL:  http://present5.com/presentforday2/20170126/7._rossiya_i_mir_v_xvii_v._images/7._rossiya_i_mir_v_xvii_v._22.jp g (дата обращения: 16.10.2017). 19.Схема «Церковный раскол». [Электронный ресурс]. URL:  http://stud.com.ua/imag/history/kiril_iros/image094.jpg (дата обращения: 16.10.2017). 20.Схема   «Экономическое   развитие   России   в  XVII  веке.   Новые   явления   в   хозяйственной   жизни. [Электронный  URL: http://tables.ucoz.net/history/ehkonomicheskoe_razvitie_rossii_v_xvii_veke_novye_.jpg  (дата   обращения: 16.10.2017). 21.Хамматуллина   Л.И.   Конспект   урока   по   истории   «Экономическое   развитие   России   в  XVII  веке». [Электронный ресурс]. URL:  https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/10/06/ekonomicheskoe­razvitie­rossii­ v­xvii­veke3629 (дата обращения: 16.10.2017).  URL:   (дата   обращения: [Электронный   ресурс]. веке.   [Электронный   ресурс]. ресурс]. веке.    XVII   URL:  URL:   Практикум «Смутное время» Задание: составьте понятийное колесо «Смута», сформулируйте определение понятия «смута», укажите временные рамки этого периода. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 1 16 Смута ­ Практикум «Смутное время» Задание: составьте понятийное колесо «Смута», сформулируйте определение понятия «смута», укажите временные рамки этого периода. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 1 Смута ­ Практикум «Экономическое развитие России в XVII века. Рост территории» Задание: 1. Рассмотрите карту «Экономическое развитие России в XVII веке». Приложение 2 17 2. Найдите на карте и запишите в конспект наиболее развитые отрасли российской экономики в  XVII веке. 3. Укажите названия населенных пунктов, где были развиты мануфактуры и ярмарки. 4. Найдите и выпишите их словаря учебника определения терминов «мануфактура», «ярмарка». 5. Рассмотрите карту «Рост территории России в XVII веке». 6. Укажите территории вошедшие в состав России в XVII веке. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Практикум «Этапы закрепощения крестьян» Приложение 3 18 Задание: 1.   Ознакомьтесь   с   материалом   учебника   (Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. Проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.), п. 25 – с. 160, п. 26 – с. 163, 170, п. 27 – с. 181 – 182, п. 28 – с. 178 – 184; п. 29 – с. 184 – 191. 2. Заполните таблицу «Этапы закрепощения крестьян». 3. Запишите из словаря учебника определение понятия «крепостное право». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут Год принятия документа Содержание Крепостное право ­  Приложение 3 Практикум «Этапы закрепощения крестьян» Задание: 1.   Ознакомьтесь   с   материалом   учебника   (Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. Проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.), п. 25 – с. 160, п. 26 – с. 163, 170, п. 27 – с. 181 – 182, п. 28 – с. 178 – 184; п. 29 – с. 184 – 191. 2. Заполните таблицу «Этапы закрепощения крестьян». 3. Запишите из словаря учебника определение понятия «крепостное право». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут Год принятия документа Содержание Крепостное право ­  Приложение 3 Практикум «Этапы закрепощения крестьян» Задание: 1.   Ознакомьтесь   с   материалом   учебника   (Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. Проф. Образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.), п. 25 – с. 160, п. 26 – с. 163, 170, п. 27 – с. 181 – 182, п. 28 – с. 178 – 184; п. 29 – с. 184 – 191. 2. Заполните таблицу «Этапы закрепощения крестьян». 3. Запишите из словаря учебника определение понятия «крепостное право». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут Год принятия документа Содержание 19 Крепостное право ­

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века

Методическая разработка урока по теме: 4.11. Россия в середине и второй половине XVII века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018