Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
02.04.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности
Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России», «Всеобщая история». Цель: рассмотреть этногенез восточных славян. Задачи: 1.Образовательная: рассмотреть теории происхождения, место расселение, хозяйственную жизнь восточных славян. 2. Развивающая: продолжить формировать умение работать с исторической картой, составлять опорные конспекты. 3. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории, культурным ценностям славянского народа.Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа
4.1.Восточная Европа в древности.doc
1 Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.1. Восточная Европа в древности ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1­3….………………………………………………………… 3 4 5 6 15 16 3 Автор (ФИО, должность) Название ресурса Вид ресурса Предмет, УМК Цель и задачи ресурса Пояснительная записка Вера       Витальевна, преподаватель Княжева общеобразовательной подготовки Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.1.   Восточная Европа в древности Документ, презентация История Цель: рассмотреть этногенез восточных славян. Задачи: 1.Образовательная:   рассмотреть   теории   происхождения, место расселение, хозяйственную жизнь восточных славян. 2.   Развивающая:   продолжить   формировать   умение работать   с   исторической   картой,   составлять   опорные конспекты. 3. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и любовь   к   родной   истории,   культурным   ценностям славянского народа. 15­18 лет, студенты техникума 1. 2. 3. 4. 5. 6. 9. 10.  Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 7. 8. Методические рекомендации  по использованию ресурса Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.1.   Восточная Европа   в   древности  может   быть   рекомендована преподавателям   средних   профессиональных   учебных заведений,   где   студенты   помимо   общеобразовательной подготовки,   получают   знания   и   обретают   умения   по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные   виды   заданий   также   могут   быть   уместны   при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных   предметов   «История   России»,   «Всеобщая история». Литература 1.   Артемов  В.В.   История   для   профессий  и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. Интернет­ресурсы 1. Карта «Расселение древних славян». [Электронный ресурс]. URL:   https://fs00.infourok.ru/images/doc/72/88192/hello_html_m47c514f6.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 5. Нестор­летописец. [Электронный ресурс]. URL:   http://animalsfoto.com/photo/ad/ad2c8da84c4941951d9a5f14fb9dc906.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 2. Карта «Соседи восточных славян». [Электронный ресурс]. URL:   https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/00025a15­ec596506/img0.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 3.Происхождение славянских народов. [Электронный ресурс]. URL:  http://ros­ 4 history.limarevvn.ru/10001.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 4. Пчелко И.И. Славянский поселок. [Электронный ресурс]. URL:   http://semyarossii.ru/images/phocagallery/news2015/05­23­15­2/thumbs/phoca_thumb_l_06.jpg (дата  обращения: 25.09.2017). 5.Теории происхождения и этногенеза восточных славян. [Электронный ресурс]. URL:   http://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/06/s_590e122e0e748/623214_1.jpeg (дата обращения:  25.09.2017). 6. Этимология происхождения слова «Русь». [Электронный ресурс]. URL:   http://stud.com.ua/imag/history/kiril_iros/image006.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 11. Видеоресурсы 7.   Жизнь   древних   славян.   [Электронный   ресурс]. v=8Qle0sC4Tyc. (дата обращения: 25.09.2017). 8.   Карта   расселения   славян.   [Электронный   ресурс]. v=8Qle0sC4Tyc (дата обращения: 25.09.2017).  URL:     https://www.youtube.com/watch?  URL:     https://www.youtube.com/watch? Тема раздела Тема урока Цели 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.1. Восточная Европа в древности 1.Рассмотреть   теории   происхождения,   место   расселение,   хозяйственную жизнь восточных славян. 2.   Продолжить   формировать   умение   работать   с   исторической   картой, составлять опорные конспекты. 3. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории. 90 минут урок усвоения нового материала комбинированный (лекция/беседа/практикум) технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Работа с исторической картой, изучение дополнительной информации, ответы на   вопросы,   беседа,   рассказ,   рассматривание   иллюстраций,   рисунков, видеосюжетов, ответы на исторические вопросы, проведение сравнения фронтально­групповая, индивидуальная 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Карта «Расселение древних славян».  6. Карта «Соседи восточных славян».  7. Карта «Торговые пути».  9. Видеоресурсы «Жизнь древних славян», «Карта расселения славян». Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный Метод контроля Межпредметные связи обществознание, культурология Основные понятия,  термины этногенез,   миграционная   концепция,   автохтонная   концепция,   пантеон славянских   богов,   культ   предков, полидемонизм, политеизм.   фетишизм,   анимизм,   тотемизм, Место проведения Формируемые знания Формируемые умения Общие компетенции 5 учебная аудитория 1. основные   факты,   процессы   и   явления,   характеризующие   целостность отечественной и всемирной истории; 2. периодизацию всемирной и отечественной истории; 3. современные   версии   и   трактовки   важнейших   проблем   отечественной   и всемирной истории; 4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; 5. основные исторические термины и даты. 1. анализировать   историческую   информацию,   представленную   в   разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); 2. различать   в   исторической   информации   факты   и   мнения,   исторические описания и исторические объяснения; 3. устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями, пространственные   и   временные   рамки   изучаемых   исторических   процессов   и явлений; 4. представлять   результаты   изучения   исторического   материала   в   формах конспекта, реферата, рецензии. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять   к   ней   устойчивый   интерес.  ОК   2.   Организовывать   собственную деятельность,  методы   и   способы   выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно  планировать  повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).   выбирать   типовые Структура урока Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний 6 Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 72 мин. 4 5 мин. Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 3 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 3 мин. Ход урока  I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. II.Актуализация опорных знаний 1 вариант Приложение 1 7 Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. ...Затем граф сжимал в своих руках сложенные руки того человека, и они скрепляли свой союз поцелуем. Затем   тот...   выражал   свою   верность   графу   в   следующих   словах:   "Клянусь   верой   своей,   что   с   этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более, я сдержу свою клятву по совести и без всякого обмана". И наконец, тот же человек клялся святыми реликвиями. Вопросы: 1. Какая церемония описана в документе? 2. Как вы поняли её смысл? 3. Кем после неё приходились друг другу её участники? 4. Почему для участников церемонии была важна клятва святым реликвиям? Ответ: Церемония принесения вассальной присяги. Принесший присягу, обязывался служить графу, выполнять только его указания и никогда не изменять ему. Принесший присягу с этого момента становился вассалом графа, а граф — сюзереном своего вассала. В те времена была важна клятва святым реликвиям, так как считалось, что на святых реликвиях человек не может соврать. 2 вариант Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. Во  французских  хрониках  XII  века   рассказывается,  что  проехать  от  Парижа  до  Орлеана  (то  есть  по собственным владениям) король мог лишь в сопровождении большой вооруженной свиты. Вопросы: 1. Как вы можете объяснить этот факт? Ответ: Франция была раздробленным государством. Власть короля существенно ослабла. Король не имел власти над всей страной, у него не было постоянного сильного войска. Он считался одним из равных. Каждый феодал имел собственный вооруженный отряд. Отряды могли быть очень многочисленные, а крупные   и  богатые   феодалы  имели   войско   иногда  даже   больше   королевского.  Они   чувствовали   себя полными хозяевами в своих владениях. А действовавшее правило «вассал моего вассала ­ не мой вассал» усугубляло   ситуацию   и   приводило   к   тому,   что   даже   простой   рыцарь   во   владениях   короля   мог   не подчиняться ему, так как король не был его сюзереном. Это приводило к тому, что феодалы поступали как им вздумается, нападали друг на друга, занимались разбоем, грабежом. 3 вариант Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. По обычаю, на Рождество и на Пасху ко двору французского короля прибывали его вассалы.  Вопросы: 1. Подумайте, кто мог быть вассалом французского короля. Ответ:  Вассалами короля были графы и герцоги, то есть крупные феодалы. III. Формирование ориентировочных основ знаний 1. Происхождение восточнославянских племен. 2. Расселение восточных славян. 3. Занятие восточных славян. 4. Религиозные представления. 5. Соседи восточных славян. 6. Внешнеторговый обмен. 1. Происхождение восточнославянских племен Преподаватель: Происхождение   восточнославянских   племен  является   одним   из   наиболее   дискуссионных вопросов исторической науки, еще монах Нестор в «Повести временных лет» задавался вопросом «откуда есть пошла русская земля».  Большинство   современных   историков   полагают,   что   славянские   племена   являются   исконными жителями Восточно­Европейской равнины, другие же рассматривают их как выходцев их других регионов. 8 Итак, существует несколько теорий этногенеза славянских племен: 1. Миграционная концепция, согласно которой племена восточных славян являются пришлыми. Так,   существует   дунайская   теория   происхождения   славян,   которой   придерживались   выдающиеся историки  своего  времени  С.М.  Соловьев  и  В.О.  Ключевский,  согласно   их  воззрением  исконные  земли славян располагались вдоль реки Дунай, откуда они расселились по всей Восточно­Европейской равнины. Помимо   дунайской   концепции   существует   прибалтийская   концепция,   которой   придерживался   М.В. Ломоносов,   согласно   этой   теории,   исконном   место   расселения   славян   было   южное   побережье Балтийского моря. 2.   Автохтонная   концепция,   согласно   которой   племена   восточных   славян   являются   исконными жителями Восточно­Европейской равнины, эту концепцию предложил и отставил известный историк Б.А. Рыбаков.  (Б. Рыбаков) 2. Расселение восточнославянских племен Преподаватель: 9 Летописец   Нестор   повествует   о  расселении   восточнославянских   племен,   при   этом современные археологические изыскания подтверждают эти сведения. Задание «Расселение восточных славян». 1. Просмотрите видеоурок «Карта расселения славян». – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch? v=8Qle0sC4Tyc. 2. Используя карту «Расселение древних славян», заполните таблицу «Расселение восточнославянских племен». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут Ответ: Восточнославянское племя Место расселения Кривичи  Вятичи  Ильменские славяне  Радимичи  Древляне  Дреговичи  Поляне  Уличи  Тиверцы  Полочане  Белые хорваты в верховьях реки Волги, Днепра, бассейне реки Оки. вдоль бассейна реки Оки. по реке Волхов и вокруг озера Ильмень. по реке Сожи. по реке Припяти. между реками Припятью и Березиной. по западному берегу Днепра. между реками Днестр и Южный Буг. между реками Днестр и Прут. в бассейне реки Полоты. в Прикарпатье. Задание «Слова историка Иордана». 1. Двигайтесь по цифрам от 1 до последней, не пропуская ни одной из них. 2. Прочитайте слова историка готов Иордана (VI в.) Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут   1. Начина 17.емя ве 19. Хотя  2.я с мест 23.еперь 7.лы) на  15.голюд 8.безмерн 20.их наи 18.нетов. 3.а рожде 22.ания т 4.ния рек 24.меняю 14.сь мно 16.ное пл 21.менов 5.и Висту 25.тся со 10.остран 38.зываю 28.различ 31.местн 6.лы (Вис  26.ответс 42.нтами. 12.распол 34.преим 36.венно 30.одам и 27.венно 32.остям, 41.ми и а 40.лавена 9.ных пр 29.ным р 11.ствах 39.тся ск 13.ожило 37.они на 33.все же 35.ущест   Ответ: Начиная   с   места   рождения   реки   Вистулы   (Вислы)   на   безмерных   пространствах   расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. 10 Приложение 2 3. Занятия восточных славян Преподаватель: Основным   занятием   восточных   славян  было земледелие   (распространение   получило   подсечно­ огневое   земледелие),   при   этом   в   степных   районах Восточно­Европейской   применялось переложное земледелие.  равнины   VIII   век   был   ознаменован   возникновением   в южных   районах   полевого   земледелия,   которое   было основано   на   использовании   тяглового   скота   и   более сложных   средств   обработки   земли.   Этот   вид земледелия просуществовал вплоть до XX века.  Помимо   земледелия   восточные   славяне занимались   и   другими   экономическими   промыслами: охотой   на   диких   животных,   рыболовством, пчеловодством.   Стали   развиваться   ремесла,   большое значение имеет внешняя торговля (знаменитый торговый путь «из варяг в греки»).  Задание «Расселение восточных славян». 1.   Просмотрите   видеоурок   «Жизнь   древних   славян».   –  Режим   доступа:   https://www.youtube.com/watch? v=8Qle0sC4Tyc. 2. Заполните таблицу «Занятия восточных славян». Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут 11 Земледелие Занятия восточных славян Промыслы Ремесла 1. 2. 3. Ответ: 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5 4. Религиозные представления. Преподаватель: В   основе   религиозных   представлений   восточных   славян лежала вера в силу природа и почитание умерших родственников. Анализ религии восточных славян говорит нам о том, что славяне обожествляли   силы   природы,   воспринимали   мир   природы   и социальный   мир   как   единое   целое.   Общим   названием   для   всех дохристианских религиозных культов является – язычество. Ученые установили, что зарождение первых языческих культов относится к эпохе верхнего палеолита.  Пантеон славянских богов Религиозные культы и пантеон славянских богов значительно различался в зависимости от племени и местности. Основу славянского языческого пантеона вне зависимости от племенной принадлежности составляли следующие культы: Род и рожаницы – поклонение культу рода и рожаниц было тесно связано с поклонением умершим предкам и сильным родовым началом.  Сварог – бог­кузнец. Даждьбог – сын Сварога, бог солнца. 12 Стрибог – сын Сварога, бог ветра.  Перун – бог­громовержец, покровитель Князя и дружины. Перун считался покровителем воинов и оттого   особенно   почитался   княжеской   дружиной,   его   культ   укрепляется   с   развитием   государства   у восточных славян.  Велес – бог покровитель скота и хранитель подземного мира. Макошь – богиня плодородия  5. Соседи восточных славян Преподаватель: Восточные   племена   славян   имели   множество   народов­соседей,   которые   проживали   в непосредственной близости от границ их территории. Постоянные контакты нескольких народов имеют огромное   значение   в   истории.   Нередко   народы   перенимают   друг   у   друга   обычаи   и   культурные особенности, но не редки и случаи военных конфликтов (например, на религиозной почве). Восточные славяне соседствовали с южными и западными славянами, у которых в шестом – восьмом веках тоже шёл процесс формирования государственности. Их соседями также были предки теперешних народов   Балтики:   ятвяги,   пруссы,   латгалы,   а   также   ливы   и   другие   народности.   А   на   севоро­востоке обитали такие финские племена как: карелы, чудь, эсты и сумь. Как правило, это были мирные народы, дружившие со славянскими племенными союзами. С варягами, промышлявшими различного рода разбоем, у   восточных   славян   не   складывались   положительные   отношения,   ровно   так   же,   как   и   с   Хазарским каганатом,   находившимся   по   соседству.   Данное   мощное   государство   неоднократно   совершало грабительские набеги на древнерусскую землю. Это соседство славян с Великой степью долгое время угрожало   самому   существованию   славянского   народа.   Именно   из­за   таких   набегов   и   было   принято решение объединить военные силы. Помимо   варварских   кочевых   народов   восточные   славяне   граничили   с   Византией,   с   которой заключали торговые договора, а также перенимали различный опыт (ремесленничество, военное дело и пр.). Кроме того, наши предки тоже совершали набеги на этот великий город. Довольно   сложными   были   отношения   восточных   славян   с   теми   этносами,   которые   уже   успели создать   крепкие   племенные   союзы   и   даже   раннегосударственные   образования.   Одним   из   них   было болгарское   государство   (середина   седьмого   века).   Результатом   внешнего   давления   и   внутренних неурядиц большая часть болгарского населения откочевала на Дунай с ханом Аспарухом, где подчинила себе   южнославянские   племена.   Оставшийся   болгарский   народ   во   главе   которого   стоял   хан   Батбай выдвинулась   и   осела   на   северо­востоке   на   нижней   Каме   (в   среднем   течении   Волги),   создав,   таким образом, государство Булгарию, которое долго представляло угрозу для восточных славян. Таким образом, мы видим, что такое соседство с кочевниками, варварами и Византией повлияло не только на культуру восточных славян, но и побудило их к объединению в одно мощное государство для собственной защиты. 13 Приложение 3 6. Внешнеторговый обмен. 14 IV. Закрепление изученного материала. Задание «Славянский поселок». 15   Перечислите   занятия   восточных   славян, 1. Рассмотрите картину И.И. Пчелко «Славянский поселок», выполните задания и ответьте письменно на вопросы. Вопросы: 1. изображенные на картине. 2.   Перечислите   орудия   труда,   изображенные   на картине. кратко объясните назначение каждого из этих орудий. 3.   Каково   назначение   высокой   стены   вокруг поселка? Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут V. Домашнее задание: ­   Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2  ч. Ч. 1 /  В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 12 – с.81 – 82; ­ вопросы и задания 1, 2, 3 – с. 125­126; ­ работа с исторической картой. Профилизация: Составление презентации «Роль животных в славянской культуре». VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. VII. Рефлексия Прием «Лист самоконтроля». Лист   самоконтроля   ведется   самостоятельно   студентом   на   протяжении   всего   урока.   Студент оценивает каждое выполненное задание. Шкала оценки образовательных достижений измеряется от 2 до 5 баллов. Приложение 2 Например:  1 задание – «4». 2 задание – «5». 3 задание – «5». 4 задание – «3». 5 задание – «4». 6 задание – «4». Итого: 25 баллов : 6 = 4,1. Отметка за урок «4». Фамилия, имя студента ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ Номер и вид задания 1. Работа с исторической картой. 2. Заполнение таблицы «Жизнь древних славян». 3. Просмотр фильма «Карта расселения древних славян» и заполнение таблицы. Отметка 4. Устные ответы на вопросы преподавателя. 5. Дополнения к материалу. Среднее арифметическое 16 Интернет­ресурсы       Карта   восточных     Карта   «Соседи   древних   славян».   [Электронный [Электронный   «Расселение Нестор­летописец. 1. ресурс]. https://fs00.infourok.ru/images/doc/72/88192/hello_html_m47c514f6.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 5. http://animalsfoto.com/photo/ad/ad2c8da84c4941951d9a5f14fb9dc906.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 2. ресурс]. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1026/00025a15­ec596506/img0.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 3.Происхождение славянских народов. [Электронный ресурс]. URL:  http://ros­history.limarevvn.ru/10001.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 4.  URL:   http://semyarossii.ru/images/phocagallery/news2015/05­23­15­2/thumbs/phoca_thumb_l_06.jpg (дата обращения: 25.09.2017). 5.Теории   происхождения   и   этногенеза   восточных   славян.  URL: http://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/06/s_590e122e0e748/623214_1.jpeg (дата обращения: 25.09.2017). 6.  URL: http://stud.com.ua/imag/history/kiril_iros/image006.jpg (дата обращения: 25.09.2017). [Электронный   ресурс]. происхождения   [Электронный   Этимология [Электронный [Электронный   слова   «Русь». Славянский   ресурс]. славян».   поселок.   ресурс].   ресурс]. Пчелко   И.И.      URL:  URL:  URL:           Видеоресурсы 7.   Жизнь   древних   славян.   [Электронный   ресурс].  URL:     https://www.youtube.com/watch?v=8Qle0sC4Tyc. (дата обращения: 25.09.2017). 8. Карта расселения славян. [Электронный ресурс].  URL:   https://www.youtube.com/watch?v=8Qle0sC4Tyc (дата обращения: 25.09.2017). 17 Приложение 1 1 вариант Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. ...Затем граф сжимал в своих руках сложенные руки того человека, и они скрепляли свой союз поцелуем. Затем   тот...   выражал   свою   верность   графу   в   следующих   словах:   "Клянусь   верой   своей,   что   с   этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более, я сдержу свою клятву по совести и без всякого обмана". И наконец, тот же человек клялся святыми реликвиями. Вопросы: 1. Какая церемония описана в документе? 2. Как вы поняли её смысл? 3. Кем после неё приходились друг другу её участники? 4. Почему для участников церемонии была важна клятва святым реликвиям? 2 вариант Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. Во  французских  хрониках  XII  века   рассказывается,  что  проехать  от  Парижа  до  Орлеана  (то  есть  по собственным владениям) король мог лишь в сопровождении большой вооруженной свиты. Вопросы: 1. Как вы можете объяснить этот факт? Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. По обычаю, на Рождество и на Пасху ко двору французского короля прибывали его вассалы.  Вопросы: 1. Подумайте, кто мог быть вассалом французского короля. 3 вариант Приложение 1 1 вариант Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. ...Затем граф сжимал в своих руках сложенные руки того человека, и они скрепляли свой союз поцелуем. Затем   тот...   выражал   свою   верность   графу   в   следующих   словах:   "Клянусь   верой   своей,   что   с   этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более, я сдержу свою клятву по совести и без всякого обмана". И наконец, тот же человек клялся святыми реликвиями. Вопросы: 1. Какая церемония описана в документе? 2. Как вы поняли её смысл? 3. Кем после неё приходились друг другу её участники? 4. Почему для участников церемонии была важна клятва святым реликвиям? Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. Во  французских  хрониках  XII  века   рассказывается,  что  проехать  от  Парижа  до  Орлеана  (то  есть  по собственным владениям) король мог лишь в сопровождении большой вооруженной свиты. Вопросы: 2 вариант 1. Как вы можете объяснить этот факт? 18 3 вариант Задание. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы. По обычаю, на Рождество и на Пасху ко двору французского короля прибывали его вассалы.  Вопросы: 1. Подумайте, кто мог быть вассалом французского короля. Приложение 2 19 20 Приложение 3 Задание «Слова историка Иордана». 1. Двигайтесь по цифрам от 1 до последней, не пропуская ни одной из них. 2. Прочитайте слова историка готов Иордана (VI в.) Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут   1. Начина 17.емя ве 19. Хотя  2.я с мест 23.еперь 7.лы) на  15.голюд 8.безмерн 20.их наи 18.нетов. 3.а рожде 22.ания т 4.ния рек 24.меняю 14.сь мно 16.ное пл 21.менов 5.и Висту 25.тся со 10.остран 38.зываю 28.различ 31.местн 6.лы (Вис  26.ответс 42.нтами. 12.распол 34.преим 36.венно 30.одам и 27.венно 32.остям, 41.ми и а 40.лавена 9.ных пр 29.ным р 11.ствах 39.тся ск 13.ожило 37.они на 33.все же 35.ущест   ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Задание «Слова историка Иордана». 1. Двигайтесь по цифрам от 1 до последней, не пропуская ни одной из них. 2. Прочитайте слова историка готов Иордана (VI в.) Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут 21 1. Начина 17.емя ве 19. Хотя  2.я с мест 23.еперь 7.лы) на  15.голюд 8.безмерн 20.их наи 18.нетов. 3.а рожде 22.ания т 4.ния рек 24.меняю 14.сь мно 16.ное пл 21.менов 5.и Висту 25.тся со 10.остран 38.зываю 28.различ 31.местн 6.лы (Вис  26.ответс 42.нтами. 12.распол 34.преим 36.венно 30.одам и 27.венно 32.остям, 41.ми и а 40.лавена 9.ных пр 29.ным р 11.ствах 39.тся ск 13.ожило 37.они на 33.все же 35.ущест   ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Задание «Слова историка Иордана». 1. Двигайтесь по цифрам от 1 до последней, не пропуская ни одной из них. 2. Прочитайте слова историка готов Иордана (VI в.) Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут   1. Начина 17.емя ве 19. Хотя  2.я с мест 23.еперь 7.лы) на  15.голюд 8.безмерн 20.их наи 18.нетов. 3.а рожде 22.ания т 4.ния рек 24.меняю 14.сь мно 16.ное пл 21.менов 5.и Висту 25.тся со 10.остран 38.зываю 28.различ 31.местн 6.лы (Вис  26.ответс 42.нтами. 12.распол 34.преим 36.венно 30.одам и 27.венно 32.остям, 41.ми и а 40.лавена 9.ных пр 29.ным р 11.ствах 39.тся ск 13.ожило 37.они на 33.все же 35.ущест 22

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности

Методическая разработка урока по теме: 4.1. Восточная Европа в древности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018