Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории
Оценка 4.7

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
10.04.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории
Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России», «Всеобщая история». Цель: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории. Задачи: 1. Образовательная: рассмотреть процессы становления российской государственности в контексте европейской истории, место России в системе «Запад-Восток». 2. Развивающая: продолжить формировать умение работать с исторической картой, выражать собственную точку зрения на проблемные исторические вопросы. 3. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и чувство гордости за историю, и самоидентификацию российского государства.
4.4.doc
1 Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1­3….………………………………………………………… 3 4 5 6 10 11 3 Автор (ФИО, должность) Название ресурса Вид ресурса Предмет, УМК Цель и задачи ресурса Пояснительная записка Вера   Витальевна,     преподаватель   основные   факты, Княжева общеобразовательной подготовки Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории Документ, презентация История Цель:   процессы   и   явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории. Задачи: 1.   Образовательная:   рассмотреть   процессы   становления российской   государственности   в   контексте   европейской истории, место России в системе «Запад­Восток». 2.   Развивающая:   продолжить   формировать   умение работать   с   исторической   картой,   выражать   собственную точку зрения на проблемные исторические вопросы. 3. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства и чувство   гордости   за   историю,   и   самоидентификацию российского государства. 15­18 лет, студенты техникума 1. 2. 3. 4. 5. 6. 9. 10.  Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 7. 8. Методические рекомендации  по использованию ресурса Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории может быть рекомендована преподавателям   средних   профессиональных   учебных заведений,   где   студенты   помимо   общеобразовательной подготовки,   получают   знания   и   обретают   умения   по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные   виды   заданий   также   могут   быть   уместны   при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных   предметов   «История   России»,   «Всеобщая история». Литература 1.   Артемов  В.В.   История   для   профессий  и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. Интернет­ресурсы 2. Карта «Образование российского централизованного государства». [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/u2/book2/history/04tema4/kart4/zentralisgosud_files/image001.jpg  (дата   обращения: 29.09.2017). 4.  «Новое   государство»   в   Западной   Европе   и   усиление   великокняжеской   власти   в   России. [Электронный ресурс].  URL:  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04b5/0002c3d4­7ccffe95/img4.jpg  (дата 4 обращения: 29.09.2017). 5.  Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России. [Электронный ресурс]. URL:   https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04b5/0002c3d4­7ccffe95/img3.jpg (дата обращения: 29.09.2017). 6.   Тестовые   задания   по   теме   «От   язычества   к   крещению   Руси».   [Электронный   ресурс].  URL: http://открытыйурок.рф/статьи/651934/ (дата обращения: 29.09.2017). 7.   Уколова   В.И.   Становление   российской   государственности   в   контексте   европейской   истории. [Электронный ресурс].  URL:  http://histrf.ru/biblioteka/book/stanovlieniie­rossiiskoi­ghosudarstviennosti­v­ kontiekstie­ievropieiskoi­istorii (дата обращения: 29.09.2017). План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории основные   факты,   процессы   и   явления,   характеризующие   целостность отечественной и всемирной истории 1.   Рассмотреть   процессы   становления   российской   государственности   в контексте европейской истории, место России в системе «Запад­Восток». 2.   Продолжить   формировать   умение   работать   с   исторической   картой, выражать собственную точку зрения на проблемные исторические вопросы. 3.   Воспитывать   патриотические   чувства   и   чувство   гордости   за   историю   и самоидентификацию российского государства. 45 минут урок усвоения нового материала комбинированный (лекция/беседа/практикум) технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Работа  с исторической  картой, ответы  на  вопросы, беседа, рассказ, анализ высказываний, исторических документов, проведение сравнения, расшифровка анаграммы фронтально­групповая, индивидуальная, парная Тема раздела Тема урока Цель Задачи: 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Карта «Образование российского централизованного государства» . Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный политогенез, российская цивилизация, система «Запад­Восток» Метод контроля Межпредметные связи обществознание, культурология Основные понятия,  термины Место проведения учебная аудитория Формируемые знания Формируемые умения Общие компетенции 5 1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; 2. периодизацию всемирной и отечественной истории; 3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; 4. особенности   исторического.   пути   России,   ее   роль   в   мировом сообществе; 5. основные исторические термины и даты. 1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых   системах   (текст,   карта,   таблица,   схема,   аудиовизуальный ряд); 2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; 3. устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями, пространственные   и   временные   рамки   изучаемых   исторических процессов и явлений; 4. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.   выбирать   типовые ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять   к   ней   устойчивый   интерес.  ОК   2.   Организовывать   собственную деятельность,  методы   и   способы   выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно  планировать  повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура урока Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний 6 Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 27 мин. 4 5 мин. Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 3 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 3 мин. Ход урока  I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. II. Актуализация опорных знаний 1 вариант Приложение 1 7 Разгадайте путаницу (переставьте буквы, и у вас получится слово): а) Киевский князь, получивший прозвища «Святой» и «Красное Солнышко» («ЛИВИМРАД»)  б) Мировая религия, ставшая государственной на Руси («ТРОВСИНИТСАХ») –  в) Языческое культовое сооружение, где приносились жертвы богам («ПЕЩАКИ») –  г) Христианское вероучение оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия  н.э. («СИВАРОПЕВАЛ») –  д) Ныне не существующая река, правый приток Днепра, в месте её впадения в Днепр в 988 г. было  проведено крещение Руси («АНПАЙОЧ») – е) Название древнегреческого города на юго­западном побережье Крыма, где был крещён Владимир  Святой («СЕХРОСЕН») –  ж) Славянский бог грома и молний, покровитель княжеской дружины («НЕРУП») –  з) Имя полученное князем Владимир при крещении («ЛАЙВИИС»)– и) Система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге («ЗОТОМЕМИН) – 2 вариант Двухвариантные тесты (ответьте «да» или «нет»): а)   Князь   Владимир   крестился,   как   и   его   бабка,   княгиня   Ольга,   в   Константинополе   (да   –   нет) б) Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую зависимость от Византии (да – нет) в) Первую религиозную реформу князь Владимир пытался провести в 896 году, включив шесть языческих богов   в   государственный   пантеон   и   сделав   главным   бога   Перуна   (да   –   нет) г)   Киевляне   воспротивились   реформе   язычества   и   потребовали   введения   христианства   (да   –   нет) д) В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное Солнышко (да – нет) 3 вариант Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы: «И   когда   пришёл,   повелел   опрокинуть   идолы,   – одних   изрубить,   а   других   сжечь.   Перуна   же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как   не   приняли   ещё   они   святого   крещения.   И, притащив,   кинули   его   в   Днепр.   Затем   послал Владимир   по   всему   городу   со   словами:   «Если   не придёт кто завтра на реку – будь, то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Приказал   рубить   церкви   и   ставить   их   по   тем местам,   где   прежде   стояли   кумиры.   И   по   другим городам стали ставить церкви и определять в них попов,   приводить   людей   на   крещение   по   всем городам   и   сёлам.   Посылал   он   собирать   у   лучших людей   детей   и   отдавать   их   в   обучение   книжное. Матери   же   детей   этих   плакали   о   них   как   о мёртвых». Вопросы: 1.   Сформулируйте   основную   идею   прочитанного текста. 2.   Как   вы   оцениваете   отношение   Владимира   к языческим богам? 3. Каково отношение к языческим богам у людей? 4.   Сделайте   вывод   о   том,   как   было   проведено крещение   киевлян?   Как   это   могло   отразиться   на нравственном   развитии   людей   и   древнерусского общества? 5. Почему храмы стали ставить на месте кумиров? 6. Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения Руси? I. Формирование ориентировочных основ знаний 1. Становление российской государственности в контексте европейской истории. 2. Место России в системе «Запад­Восток». 3. Российская цивилизация. 1. Становление российской государственности в контексте европейской истории. Преподаватель: 8 Территориально   Россия   огромная   часть Евразийского   материка.   В   ее   истории   сплелись европейские и азиатские тенденции развития всемирной истории.   Россия   вбирала   исторический   опыт   Востока   и Запада,   переплавляя   его   в   собственные   формы исторического бытия, вливавшиеся в динамику всемирно­ исторического процесса, а на определенных этапах даже определявшие его направляющие векторы. Довольно распространено мнение, что образование Древнерусского государства несколько «запаздывает» по сравнению с Западной Европой.   политогенеза европейского Начало   российской   государственности   было положено   в   IX   веке.   Точнее,   в   IX   веке   произошло оформление тех государственно образующих процессов, которые в течение нескольких предшествующих столетий развивались   у   восточных   славян.   Образование Древнерусского   государства   являлось   органической частью     раннего средневековья, осуществлявшегося синхронно на Западе и Востоке Европы. Ферментом,   проявившим   стремительное   превращение протогосударственных   образований   восточных   славян   в Древнерусское государство, согласно «Повести временных лет», стало призвание варягов. Рюрик, пришедший в 862 году   с   дружиной   в   район   Ладоги,   стал   правителем обширных   северо­восточных   земель,   заселенных преимущественно   славянами,   и   основателем   русской правящей династии, которая существовала до конца ХVI века. С ним связывают основание Новгорода как древнейшего центра российской государственности. Родственнику Рюрика, князю Олегу, удалось в 882 г. дойти до Киева и подчинить город своей власти. Таким образом, в результате слияния северного и южного центров и установления контроля по всему пути коммуникаций между ними образовалось Древнерусское государство. Принятие   христианства   стабилизировало   древнерусскую   государственность,   объединило   людей   в   единый народ. Не  случайно  от  констатации конфессиональной принадлежности «христиане» произошло  название основной   массы   древнерусского   населения   —   «крестьяне».   Выбор   веры   князем   Владимиром   определил исторический путь и цивилизационное своеобразие России. Принятие христианства способствовало укреплению позиций Древнерусского государства в Европе. В раннее средневековье Европа еще не идентифицировала себя собственно, как «Европа». Она представляла собой «христианский мир», сообщество христианских народов. Князь Владимир сделал судьбоносный выбор между христианством, исламом и иудаизмом. Следует отметить, что в Х в. «христианский мир» в конфессиональном отношении был еще единым, хотя противоречия между западной и восточной ветвями христианства нарастали. В середине ХI в. произойдет разделение христианства на католицизм и православие, а в «христианском мире» появятся свой «Запад» и «Восток». Записи в конспект: 9 2. Место России в системе «Запад­Восток». Приложение 2 Практикум «Место России в системе «Запад­Восток». Задание:  ознакомьтесь  с точками   зрения  ученых,  писателей, поэтов  на   положении   России   в системе «Запад­Восток. Какой вам подход более близок? Обоснуйте свой выбор. Организация работы: парная Хронометраж: 20 минут. Вариант №1. Россия – это Запад.  Русский   философ   ХIХ   века Н.Я.   Данилевский   в   книге   “Россия   и   Европа”   писал:   “Если   Россия…   не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. “Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно­ исторического целого. Вариант № 2. Россия – это Восток. А. Блок писал: Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы. С раскосыми и жадными очами! Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей! А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”. А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места: Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом, Проснися, дремлющий Восток! Вариант №3. Россия – ни Запад, ни Восток На   уникальность   положения   российской   цивилизации   обращал   внимание   философ  П.Я.   Чаадаев: “… Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Но проведение предоставило нас всецело самим себе”. 10 Вариант № 4. Россия – и Запад и Восток. Историк   П.Н.   Милюков   изобрел   термин   для   обозначения   цивилизационного   места   России   – АЗИОПА. Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая, что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа. Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы. Н. Щербина: У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки… Мы – европейские слова И азиатские поступки. М. Волошин в поэме “Россия” пишет: На дне души мы презираем Запад. Но мы оттуда в поисках богов Выкрадываем Гегелей и Марксов, Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп, Курить в их честь стираксою и серой И головы рубить родным богам, А год спустя – заморского болвана Тащить к реке, привязанным к хвосту. 3. Российская цивилизация. Практикум «Цивилизация России». Задание: проанализируйте нижеприведенную таблицу, сделайте вывод о месте России в системе «Запад­ Восток». Организация работы: фронтальная Хронометраж: 10 минут. Цивилизация России Приложение 3 Запад  (Европа) 1. Парламент с 1906 г. 2. Конституция. 3. Индустриализация. 4. Рыночная экономика с 1992 г. 5. Христианство. Восток  (Азия) 1. Низкая социальная  мобильность. 2. Коллективизм. 3. Неограниченная  монархия до 1906 г. 4. Отсутствие  (ограничение) свободы. 5. Православие. 6. Преобладание  государственной  собственности. 7. Великая культура. И Запад, и Восток (Евразия) 1. Территория в Европе и Азии. 2. Оседлость и освоение  новых территорий  (кочевание). 3. Многонациональность, полиэтничность. 4. Империя. 5. Марксизм. 6. Тоталитаризм. Ни Запад, ни Восток (Особая цивилизация) 1. Все национальности – это существительные  (кто? Что?), а русская –  прилагательное (какой?  Чей?). 2. Единственная нация,  построившая за  полярным кругом  многонаселенные  города. 3. Россия больше всех  тратит средств на  обогрев в холодное  время. 4. Автор гимна –  баснописец. 5. У всех называется  включатель; у русских –  выключатель. 6. Национальный герой  – Иван­дурак. 7. Зимняя олимпиада Вывод: 11 2014 г. в самом южном  городе России. V. Домашнее задание: ­ Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 20 – с. 130 – 133; п. 22 – с. 138 – 141; ­ выучить термины, понятия. VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. VII. Рефлексия Прием «Оцени себя на уроке». Студентам   выдается   индивидуальная   карточка,   в   которой   необходимо   подчеркнуть   фразы, характеризующие свою работу по трем направлениям: Урок Я на уроке интересно скучно, знал безразлично работал отдыхал помогал другим Итог понял материал узнал больше, чем не понял 1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. Литература Интернет­ресурсы (дата    URL:  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04b5/0002c3d4­7ccffe95/img4.jpg  2.   Карта   «Образование   российского   централизованного   государства».   [Электронный   ресурс].  URL: http://ispu.ru/files/u2/book2/history/04tema4/kart4/zentralisgosud_files/image001.jpg  обращения: 29.09.2017). 4. «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России. [Электронный ресурс]. (дата   обращения: 29.09.2017). 5.  Предпосылки   и   особенности   формирования   единых   государств   в   Западной   Европе   и   России. [Электронный   ресурс]. (дата обращения: 29.09.2017). 6.   Тестовые   задания   по   теме   «От   язычества   к   крещению   Руси».   [Электронный   ресурс]. http://открытыйурок.рф/статьи/651934/ (дата обращения: 29.09.2017). 7.   Уколова   В.И.   Становление   российской   государственности   в   контексте   европейской   истории. [Электронный   ресурс].   http://histrf.ru/biblioteka/book/stanovlieniie­rossiiskoi­ghosudarstviennosti­v­ kontiekstie­ievropieiskoi­istorii (дата обращения: 29.09.2017).  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/04b5/0002c3d4­7ccffe95/img3.jpg   URL:    URL:    URL: 12 1 вариант Приложение 1 Разгадайте путаницу (переставьте буквы, и у вас получится слово): а) Киевский князь, получивший прозвища «Святой» и «Красное Солнышко» («ЛИВИМРАД»)  б) Мировая религия, ставшая государственной на Руси («ТРОВСИНИТСАХ») –  в) Языческое культовое сооружение, где приносились жертвы богам («ПЕЩАКИ») –  г) Христианское вероучение оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия  н.э. («СИВАРОПЕВАЛ») –  д) Ныне не существующая река, правый приток Днепра, в месте её впадения в Днепр в 988 г. было  проведено крещение Руси («АНПАЙОЧ») – е) Название древнегреческого города на юго­западном побережье Крыма, где был крещён Владимир  Святой («СЕХРОСЕН») –  ж) Славянский бог грома и молний, покровитель княжеской дружины («НЕРУП») –  з) Имя полученное князем Владимир при крещении («ЛАЙВИИС»)– и) Система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге («ЗОТОМЕМИН) – 2 вариант Двухвариантные тесты (ответьте «да» или «нет»): а)   Князь   Владимир   крестился,   как   и   его   бабка,   княгиня   Ольга,   в   Константинополе   (да   –   нет) б) Принятие Русью христианства означало переход Руси в политическую зависимость от Византии (да – нет) в) Первую религиозную реформу князь Владимир пытался провести в 896 году, включив шесть языческих богов   в   государственный   пантеон   и   сделав   главным   бога   Перуна   (да   –   нет) г)   Киевляне   воспротивились   реформе   язычества   и   потребовали   введения   христианства   (да   –   нет) д) В русских былинах князя Владимира называют Владимир Красное Солнышко (да – нет) 3 вариант Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы: «И   когда   пришёл,   повелел   опрокинуть   идолы,   – одних   изрубить,   а   других   сжечь.   Перуна   же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу и приставил двенадцать Вопросы: 1. Сформулируйте основную идею прочитанного. 2.   Как   вы   оцениваете   отношение   Владимира   к языческим богам? 13 3. Каково отношение к языческим богам у людей? 4.   Сделайте   вывод   о   том,   как   было   проведено крещение   киевлян?   Как   это   могло   отразиться   на нравственном   развитии   людей   и   древнерусского общества? 5. Почему храмы стали ставить на месте кумиров? 6. Можно ли на основании этого отрывка сделать вывод о значении крещения Руси? мужей колотить его жезлами. Вчера ещё был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как   не   приняли   ещё   они   святого   крещения.   И, притащив,   кинули   его   в   Днепр.   Затем   послал Владимир   по   всему   городу   со   словами:   «Если   не придёт кто завтра на реку – будь, то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Приказал   рубить   церкви   и   ставить   их   по   тем местам,   где   прежде   стояли   кумиры.   И   по   другим городам стали ставить церкви и определять в них попов,   приводить   людей   на   крещение   по   всем городам   и   сёлам.   Посылал   он   собирать   у   лучших людей   детей   и   отдавать   их   в   обучение   книжное. Матери   же   детей   этих   плакали   о   них   как   о мёртвых». Приложение 2 Практикум «Место России в системе «Запад­Восток». Задание:  ознакомьтесь  с точками   зрения  ученых,  писателей, поэтов  на   положении   России   в системе «Запад­Восток. Какой вам подход более близок? Обоснуйте свой выбор. Организация работы: парная Хронометраж: 20 минут. Вариант №1. Россия – это Запад.  Русский   философ   ХIХ   века Н.Я.   Данилевский   в   книге   “Россия   и   Европа”   писал:   “Если   Россия…   не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. “Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно­ исторического целого. Вариант № 2. Россия – это Восток. А. Блок писал: Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы. С раскосыми и жадными очами! Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей! А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”. А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места: Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом, Проснися, дремлющий Восток! Вариант №3. Россия – ни Запад, ни Восток На   уникальность   положения   российской   цивилизации   обращал   внимание   философ  П.Я.   Чаадаев: “… 14 Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Но проведение предоставило нас всецело самим себе”. Вариант № 4. Россия – и Запад и Восток. Историк   П.Н.   Милюков   изобрел   термин   для   обозначения   цивилизационного   места   России   – АЗИОПА. Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая, что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа. Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы. Н. Щербина: У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки… Мы – европейские слова И азиатские поступки. М. Волошин в поэме “Россия” пишет: На дне души мы презираем Запад. Но мы оттуда в поисках богов Выкрадываем Гегелей и Марксов, Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп, Курить в их честь стираксою и серой И головы рубить родным богам, А год спустя – заморского болвана Тащить к реке, привязанным к хвосту. Практикум «Цивилизация России». Задание: проанализируйте нижеприведенную таблицу, сделайте вывод о месте России в системе «Запад­Восток». Организация работы: фронтальная Хронометраж: 10 минут. Цивилизация России Приложение 3 Запад  (Европа) 1. Парламент с 1906 г. 2. Конституция. 3. Индустриализация. 4. Рыночная экономика с  1992 г. 5. Христианство. Восток  (Азия) 1. Низкая социальная  мобильность. 2. Коллективизм. 3. Неограниченная  монархия до 1906 г. 4. Отсутствие  (ограничение) свободы. 5. Православие. 6. Преобладание  государственной  собственности. 7. Великая культура. И Запад, и Восток (Евразия) 1. Территория в Европе и  Азии. 2. Оседлость и освоение  новых территорий  (кочевание). 3. Многонациональность,  полиэтничность. 4. Империя. 5. Марксизм. 6. Тоталитаризм. Вывод: Ни Запад, ни Восток (Особая цивилизация) 1. Все национальности –  это существительные (кто?  Что?), а русская –  прилагательное (какой?  Чей?). 2. Единственная нация,  построившая за полярным  кругом многонаселенные  города. 3. Россия больше всех  тратит средств на обогрев  в холодное время. 4. Автор гимна –  баснописец. 5. У всех называется  включатель; у русских –  выключатель. 6. Национальный герой –  Иван­дурак. 7. Зимняя олимпиада 2014  г. в самом южном городе  России. 15 Практикум «Цивилизация России». Задание: проанализируйте нижеприведенную таблицу, сделайте вывод о месте России в системе «Запад­Восток». Организация работы: фронтальная Хронометраж: 10 минут. Цивилизация России Приложение 3 Запад  (Европа) 1. Парламент с 1906 г. 2. Конституция. 3. Индустриализация. 4. Рыночная экономика с  1992 г. 5. Христианство. Восток  (Азия) 1. Низкая социальная  мобильность. 2. Коллективизм. 3. Неограниченная  монархия до 1906 г. 4. Отсутствие  (ограничение) свободы. 5. Православие. 6. Преобладание  государственной  собственности. 7. Великая культура. И Запад, и Восток (Евразия) 1. Территория в Европе и  Азии. 2. Оседлость и освоение  новых территорий  (кочевание). 3. Многонациональность,  полиэтничность. 4. Империя. 5. Марксизм. 6. Тоталитаризм. Вывод: Ни Запад, ни Восток (Особая цивилизация) 1. Все национальности –  это существительные (кто?  Что?), а русская –  прилагательное (какой?  Чей?). 2. Единственная нация,  построившая за полярным  кругом многонаселенные  города. 3. Россия больше всех  тратит средств на обогрев  в холодное время. 4. Автор гимна –  баснописец. 5. У всех называется  включатель; у русских –  выключатель. 6. Национальный герой –  Иван­дурак. 7. Зимняя олимпиада 2014  г. в самом южном городе  России.

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории

Методическая разработка урока по теме: 4.4. Древняя Русь в контексте всемирной истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018