Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
16.05.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями
Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями
4.6.Борьба с иноземными завоевателями.doc
Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.6. Борьба с иноземными завоевателями ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1…….………………………………………………………… 3 4 5 6 11 12 3 Автор (ФИО, должность) Название ресурса Вид ресурса Предмет, УМК Цель и задачи ресурса Пояснительная записка Вера       Витальевна, преподаватель Княжева общеобразовательной подготовки Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.6.   Борьба   с иноземными завоевателями Документ, презентация История 1.  Образовательная:   рассмотреть  причины   и  последствия иноземного вторжения на Русь в XIII веке. 2.   Развивающая:   развить   умения   и   навыки   работы   с историческими документами и картой. 3. Воспитательная: воспитать чувство гражданственности, патриотизма, уважение к историческому прошлому русского народа, сопричастности к истории родной страны. 15­18 лет, студенты техникума 1. 2. 3. 4. 5. 6. 9. 10.  Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 7. 8. Методические рекомендации  по использованию ресурса Данная   разработка   урока   может   быть   рекомендована преподавателям   средних   профессиональных   учебных заведений,   где   студенты   помимо   общеобразовательной подготовки,   получают   знания   и   обретают   умения   по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные   виды   заданий   также   могут   быть   уместны   при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России». Литература 1.   Артемов  В.В.   История   для   профессий  и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. Интернет­ресурсы 3.   Александр   Невский.   [Электронный   ресурс].  URL:  http://aria­art.ru/0/A/Aleksandr %20Nevskij/12.jpg (дата обращения: 03.10.2017). 4.   Загадки   по   истории   России.   Тема   «Феодальная   раздробленность». https://educontest.net/ru/469149/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8­ %D0%BF%D0%BE­%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8­%D1%80%D0%BE %D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8­%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0­%D1%84%D0%B5%D0%BE %D0%B4%D0%B0%D0%BB/ (дата обращения: 03.10.2017). 5. Карта «Борьба Руси против иноземных вторжений в  XIII  веке. Русские земли и Золотая Орда. [Электронный ресурс]. URL: http://rosservis.spb.ru (дата обращения: 03.10.2017). 6.Карта   «Монгольские   завоевания».   [Электронный   ресурс].  URL: http://wakeupnow.info/images/mon7.png (дата обращения: 03.10.2017). 7.Карта   «Походы   Александра   Невского».   4 [Электронный   ресурс].  URL: (дата   обращения: http://900igr.net/datai/istorija/Aleksandr­Nevskij­Rus/0003­001­Aktualizatsija.jpg  03.10.2017). 8.   Лялина   С.А.   Классный   час   «России   верные   сыны.   Александр   Невский».   [Электронный  https://infourok.ru/klassnyy_chas__rossii_vernye_syny._aleksandr_nevskiy­315020.htm  URL: ресурс]. (дата обращения: 03.10.2017). 9.   Хронология   завоеваний   татаро­монгол.   [Электронный   ресурс]. hist.ru/_mod_files/ce_images/zolorda­i­rus/hronologia­zavoevaniy­mobgolov.jpg  03.10.2017).  URL:    http://student­ (дата   обращения: 11. Видеоресурсы 10.Александр   Невский».   [Электронный   ресурс]. v=P4f45dRvhNU (дата обращения: 03.10.2017).  URL:    https://www.youtube.com/watch? План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.6. Борьба с иноземными завоевателями Рассмотреть причины и последствия феодальной раздробленности на Руси. Продолжить формировать умение работать с исторической картой, составлять опорные конспекты. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории. 45 минут урок усвоения нового материала историческая лаборатория технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Работа   с   исторической   картой,   ответы   на   вопросы,   беседа,   рассказ, проведение   сравнения,   заполнение   таблиц,   просмотр   учебного   фильма, изучение биографии фронтально­групповая, индивидуальная, парная 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Карта «Борьба Руси против иноземных вторжений в XIII веке. Русские земли и Золотая Орда.  6.Карта «Монгольские завоевания». 7.Карта «Походы Александра Невского». 8. Видеофильм «Александр Невский». Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный Татаро­монголы, крестоносцы, средневековые рыцари, Ипатьевская летопись Тема раздела Тема урока Цели 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература Метод контроля Межпредметные связи обществознание, культурология, литература Основные понятия,  термины Место проведения учебная аудитория Формируемые знания Формируемые умения Общие компетенции 5 1. Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний. 2.   Приведение   примеров   героической   борьбы   русского   народа   против завоевателей. 3. Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. 4.   Оценка   последствий   ордынского   владычества   для   Руси,   характеристика повинностей населения. 1. Составление характеристики Александра Невского. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно  планировать  повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура урока 6 Первичное закрепление нового материала 4 8 мин. Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 1 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 1 мин . Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний 1 1 мин. 2 5 мин. 3 25 мин. I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. II. Актуализация опорных знаний Отгадайте загадки: Цветёт и строится на диву! И вздумали от жадности князья Переделить землю, применив силу… И стали войска собирать, (Феодальная раздробленность) В каком году едина Русь На княжества разбилась Что для неё на многи годы Бедою обратилось? И брат стал брата убивать. Что за период это был Ты поспеши скорей назвать (1132 г, начало феодальной раздробленности) Как сбор людской назвали Когда дела решали Все, собравшись вместе Не было здесь тесно. (Вече, народное собрание) III. Формирование ориентировочных основ знаний 1. Образование державы Чингисхана. 2. Нашествие Батыя на Русь. 3. Нашествие крестоносцев на Русь, Александр Невский. Преподаватель: С Востока на Русь обрушились силы монголо­татар, с Запада – немецкие феодалы и шведские рыцари. На протяжении занятия нам предстоит выяснить, почему в борьбе со шведскими феодалами и немецкими рыцарями Русь смогла выстоять, а устоять перед монголо­татарами не удалось? В   1223­м   году   на   реке   Калке   произошла   первая   битва   русских   войск   с   монголо­татарскими,   в которой   последние   одержали   оглушительную   победу.   Произошло   это   оттого,   что   русские   князья, разъедаемые междоусобной враждой, не смогли объединиться перед лицом врага, и оттого сплочённый и сильный враг одолел их. Многие наши войны были убиты, другие – взяты в полон. Запись в конспект: 7 Хронология завоеваний татаро­монголов Преподаватель: Невская   битва   является   одним   из   ключевых   событий   в   российской   истории.  В   1240   году Киевская   Русь   представляла   собою   раздробленное   на   отдельные   княжества   государство.   При   этом, каждое из княжеств стремилось стать во главе всех остальных территорий.  В тот период  южные и центральные   княжества   пострадали   от   монголо­татарского   ига,   а   Новгородское   княжество,   как самое северное получило иные проблемы. Ливонский орден, который находился по соседству стремился всеми способами изжить с данных земель «неверных» и для достижения этой цели даже вступил в союз со шведами и Папой Римским. На самом деле, достоверных сведений о данной (Невской) битве совсем немного. Однако точно известно, что шведское войско, вторгшееся в Ижорскую землю, возглавлял Ульф Фаси. Некоторые историки приводят доказательство того, что в данном сражении участвовал и будущий король Швеции (Биргер Магнуссон) и даже утверждают, что он был ранен самим Александром Ярославовичем, командующим русским войском. В  составе   шведской   армии   были   норвежцы,   представители  католической   церкви   и  финны.   Для некоторых данный поход был частью Крестового Похода. Ижорские земли были союзниками Новгорода, поэтому такая весть о вторжении быстро пришла к Александру. Запись в конспект: 1. Образование державы Чингисхана. Практикум «Рождение Монгольской империи» Приложение 1 8 Задание: прочитайте текст «Рождение Монгольской империи» и ответьте на письменно вопросы к тексту. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Рождение Монгольской империи   ­ В   начале  XIII  века нашей   эры   в   бескрайних азиатских   степях   возникла могущественная   империя степных   монголов кочевников   под предводительством воинственного   полководца, умного коварного политика   Чингисхана.   Он создал   из   разрозненных племен   могучую   армию   со строжайшей   дисциплиной (за малейшую провинность ­ смертная казнь).    и   Основными   занятиями монголов     охота   и скотоводство,   их   главной ценностью были тысячные табуны лошадей, стада рогатого скота. Поэтому они нуждались в обширных и богатых пастбищах. ­ Суровые  природные  условия  и частые  нападения  врагов формировали  характерные   для степных кочевников черты: мужество, презрение к смерти, умение нападать и защищаться. В 1211 войско Чингисхана покорило Китай. Вывезенных из Китая и обращенных в рабство мастеров, хан использовал для производства стенобитных и камнеметательных орудий, пороха, заимствованных из этой страны.  В   1219   г   войска   Чингисхана   начали   завоевание   Средней   Азии.   В   1220   г.   овладели   Бухарой   и Самаркандом. Одна из групп монгольских войск, обогнув с юга Каспийское море, вторглась в Грузию, Азербайджан, появляется на Северном Кавказе, а затем в Крыму, грабя и разрушая все на своем пути. Заполнение таблицы:  1. Территория проживания монголо­татар 2. Основные занятия монголо­татар 3. Особенности военной организации войска  монголо­татар 4. Имя хана, объединившего монгольские племена 5. Завоеванные территории монголо­татар 6. Почему, после покорения Северного Китая  монголо­татары стали непобедимы? 2. Нашествие Батыя на Русь. Практикум «Нашествие Батыя на Русь» Задание:  прочитайте  текст  «Нашествие   Батыя  на  Русь  (Рассказ  Ипатьевской  летописи   об       обороне Козельска), ответьте письменно на вопросы к тексту. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут (Рассказ Ипатьевской летописи об   обороне   Козельска) Нашествие Батыя на Русь. Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: 9 «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти   их среди   множества трупов». Заполнение таблицы: 1. Используя карту «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII  веке»   выписать   города,   завоеванные   монголо­татарами   в Северо­Восточной Руси в 1237­1238 гг. 2. Почему город Козельск был прозван иноземцами «злым»? 3. В 1241 году монголы вторглись в страны Европы, но повернули обратно. Что заставило их отказаться покорить весь мир? Чем явилась Русь для Западной Европы? 3. Нашествие крестоносцев на Русь, Александр Невский. Практикум «Нашествие крестоносцев на Русь» Задание: прочитайте текст «Нашествие крестоносцев на Русь» и ответьте письменно на вопросы к тексту. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Заполнение таблицы: Дата и место начала Невской битвы Состав армии Александра Невского Почему Александра прозвали Невским? Дата и место начала Ледового побоища В   чем   заключается   уникальность   Ледового побоища? Нашествие крестоносцев на Русь Александр Ярославович наспех собирает войско и, не запросив помощь   у   Владимирского   княжество   самостоятельно   с   небольшой дружиной   выступил   на   врага,   заручившись   по   пути   поддержкой ладожских ополченцев. В основном армия состояла из конницы, что и 10 стало определяющим фактором мобильности. Шведы не ожидали молниеносной реакции. Битва началась 15 июля 1240 года. Утром Александр приказывает обстрелять лагерь огненными стрелами, что вызвало сумятицу и панику. После этого, обладая стратегическим преимуществом, его войско ударило по шведам, не давая им развернуться. В ходе данного боя было затоплено также несколько кораблей, но к вечеру русские войска отступают. Шведы, получив поражение вынуждены были сесть на оставшиеся корабли и отступить. Эта Невская победа была настолько впечатляющей, что Александра после неё начали называть Невский. В итоге тевтонцы и шведы оказались разрозненными, и последующее вторжение ливонского ордена  также  удалось  остановить.  Многие  считают, что  эта  победа  изменила  ход русской  истории  и смогла обеспечить безопасность Новгорода. Ледовое побоище происходит пятого апреля 1242 года на Чудском озере. Это событие стало одним из самых важных сражений в истории Руси и её побед. Дата данной битвы полностью прекратила какие­ либо   военные   действия   со   стороны   Ливонского   ордена.   Однако,   как   часто   случается,   многие   факты, которые связаны с этим событием считаются спорными среди исследователей и историков. В итоге, нам сегодня не известно точное число воинов в русском войске, ведь эта информация напрочь   отсутствует   как   в   Житии   самого   Невского,   так   и   в   летописных   сводах   того   времени. Предположительное число воинов, которые приняли участие в сражении равно пятнадцати тысячам, а у ливонского войска не менее двенадцати тысяч воинов. Выбранная Невским позиция для битвы была выбрана им не случайно. Прежде всего, она позволяла перекрыть все подступы к Новгороду. Скорее всего, Невский понимал, что рыцари в тяжёлых доспехах наиболее уязвимы в условиях зимы. Ливонские воины выстроились в популярный в то время боевой клин, разместив тяжёлых рыцарей на   флангах,   а   лёгких   внутри   клина.   Данное   построение   называлось   русскими   летописцами   «великой свиньёй».   Как   расположил   войско   Александр   историкам   неизвестно.   При   этом,   рыцари   решились выдвинуться в бой, не располагая точными данными о войске противника. Сторожевой полк был атакован рыцарским клином, который после этого двинулся дальше. Однако наступавшие рыцари вскоре встретили на своём пути много неожиданных препятствий. Рыцарский   клин   был   зажат   в   клещи,   потеряв   свою   маневренность.   Атакой   засадного   полка Александр   окончательно   перевесил   чашу   весов   на   свою   сторону.   Ливонские   рыцари,   которые   были облачены в тяжёлые доспехи стали совершенно беспомощны без своих коней. Тех же, кто смог спастись преследовали по летописным источникам «до Соколиного берега». Победив в Ледовом побоище Александр Невский принудил Ливонский Орден к отказу от всех территориальных   притязаний   и   заключению   мира.   Воины,   которые   были   пленены   в  битве   были возвращены обеими сторонами. Необходимо отметить, что событие, называемое Ледовым побоищем, считается уникальным. В первый   раз   в   истории   пешее   войско   сумело   одолеть   тяжеловооружённую   конницу.  Безусловно, довольно важными факторами, определившими исход битвы, явились внезапность, рельеф местности и погодные условия, которые учёл русский полководец. Практикум «Биография Александра Невского» Задание: 1. Просмотрите учебный фильм «Александр Невский». – Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch? v=P4f45dRvhNU. 2. Ознакомьтесь с биографией Александра Невского  и письменно ответьте на вопросы. Вопросы: 1. В каком году родился Александр Невский? 2. В каком городе княжил Александр Невский? 3. Почему Александр получил прозвище Невский? 4. Перечислите военные успехи Александра Невского. 5. Какие личные качества помогли Александру Невскому в военной и политической деятельности? 6. Почему Александр Невский   дал жесткий отпор агрессии с Запада и вел политику умиротворения с врагами пришедшими с Востока? Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут 11 Биография Александра Невского Александр   Ярославич   (Александр   Невский)   предположительно родился   в   1220   или   1263   году,   княжил   в   Новгороде,   а   после   во Владимире. Александр являлся сыном Ярослава Всеволодовича и приходился внуком   владимирскому   князю   Всеволоду   Третьему   (Большое   Гнездо). Изначально   правил   в   Переяславле   (теперь   Переславль­Залесский),   а также не один раз был князем в Великом Новгороде. В   1235   году   во   время   боя   на   речке   Эмбах   (Амовжа)   Александр состоял в войске  отца. В этой  битве  русская рать победила  немецких рыцарей. Пятнадцатого июля 1240 года Александр сумел одержать свою первую победу, за которую его и окрестили в народе прозвищем Невский. На речке Ижоре, которая впадает в Неву он смог разгромить шведское войско.   Немного   позже   данного   знакового   события   новгородцы принуждают   князя   оставить   своё   княжение   в   Новгороде   и   уехать   в родной город Переяславль. Но   примерно   спустя   пару   месяцев,   на   северные   русские территории осуществили нападение ливонские рыцари, благословлённые на   эту   войну   самим   Папой   Римским.   В   результате   вторжения   был захвачен   Псков   и   Изборск.   И   снова   новгородцам   не   осталось   ничего другого, как обращаться за помощью к Александру Невскому. Так   в   начале   1242   года   был   определён   исход   битвы   между Тевтонским   орденом   и   Великим   Новгородом.   Александр   смог   отбить   у врага   Псков,   где,   судя   по   сведениям   ливонских   хроников,   умерло   не менее семидесяти важных знатных рыцарей, а ещё шесть были взяты в плен.   После   этого   князь   ведёт   войско   к   Чудскому   озеру,   где   пятого апреля на льду состоялась великая битва, вошедшая в исторические хроники как Ледовое побоище. Специально  позволив ливонским  рыцарям, которые  использовали  традиционный  тип  построения для рыцарского воинства того времени (которое сами рыцари называли клином или свиньёй) потеснить в центре   русских   воинов,   Невский   фланговыми   ударами   конницы   смог   взять   противника   в   кольцо   и разгромить его. После кончины в Монголии отца Александра (1246 год) Невский отправляется туда со своим братом Андреем.   Итогом   данного   непростого   двухлетнего   путешествия   становится   пожалование   Андрею владимирского княжения. При этом, сам Александр получает Андрею Киев, куда он так и не захотел ехать, оставшись в Новгороде. После того как брат Александра в союзе с Даниилом Галицким потерпели поражение, выступив против Орды, Невский отправляется в Орду для того чтобы спасти русские города от надвигающейся ордынской мести. Князь   Александр   Невский   умер,   возвращаясь   с   Орды,   тяжело   заболев,   и   скончался   в   городе Городце. Практикум «Причины поражения и победы Руси с иноземными захватчиками» Задание:  опираясь  на  полученные  знания, заполните  таблицу  «Причины  поражения  и победы  Руси  с иноземными захватчиками» Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Причины поражения Руси Золотой Орде Причины победы Руси над шведскими и немецкими рыцарями 1. 2. 3. 4. 5. Ответ: 1. 2. 3. Причины поражения Руси Золотой Орде Причины победы Руси над шведскими и немецкими рыцарями 1. феодальная раздробленность русских княжеств; 1. оборону и отпор западных захватчикам 12 2. высокий уровень организации и  дисциплинированности войск Золотой Орды; 3. боевой опыт завоеваний; 4. наличие высокотехничных приспособлений  (стенобитные и огнеметные орудия, порох и т.д.); 5. многочисленность войска монголо­татар.   организовало Новгородское княжество – одно из  богатейших на Руси; 2. полководческий дар Александра Невского; 3.  одной из главных задач Ливонского  ордена  навязать Руси западное христианство­  католичество, что вызывало огромное  сопротивление у русского православного  народа. II. Первичное закрепление нового материала Устный опрос: 1. Название реки, за победу на которой князь Александр получил название Невский. (Нева) 2. Кто напали на Русь на северо­ западном рубеже? (шведы) 3. Как называли немецких рыцарей­ крестоносцев? (ливонцы) 4. Название озера, где войско Александра Невского разбили ливонцев? (Чудское озеро) 5. Как назывался строй немецких захватчиков? (клин) 6. Битва на льду Чудского озера названа Ледовое …. (побоище) 7. Кто был предводителем монголо­татарских войск? (Батый) IV. Домашнее задание: ­   Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2  ч. Ч. 1 /  В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 23 – с. 142 – 145; ­ вопросы и задания – с. 145 ­ 146; ­ конспект урока; ­ работа с исторической картой; ­ задание на выбор: Мини­эссе «Александр Невский ­ политический деятель и полководец» Сообщение «Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII—XIV вв.» Презентация «Куликово поле в живописных полотнах художников». Профилизация: Сообщение «Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII—XIV вв.». Презентация «Куликово поле в живописных полотнах художников». Сообщение «Скотоводство у монголо­татар». Подведение итогов урока III. ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. IV. Рефлексия Прием «График». Студентам предлагается начертить график и заполнять его в течение урока. 13 Литература 1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. Интернет­ресурсы 3.   Александр   Невский.   [Электронный   ресурс].  URL:  http://aria­art.ru/0/A/Aleksandr%20Nevskij/12.jpg (дата обращения: 03.10.2017). 4.   Загадки   по   истории   России.   Тема   «Феодальная   раздробленность». https://educontest.net/ru/469149/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8­%D0%BF %D0%BE­%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8­%D1%80%D0%BE %D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8­%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0­%D1%84%D0%B5%D0%BE %D0%B4%D0%B0%D0%BB/ (дата обращения: 03.10.2017). 5. Карта «Борьба Руси против иноземных вторжений в  XIII  веке. Русские земли и Золотая Орда. [Электронный ресурс]. URL: http://rosservis.spb.ru (дата обращения: 03.10.2017). [Электронный «Монгольские 6.Карта     завоевания».     ресурс].  URL: http://wakeupnow.info/images/mon7.png (дата обращения: 03.10.2017). 7.Карта   «Походы   Александра   Невского».   [Электронный   ресурс].  URL: http://900igr.net/datai/istorija/Aleksandr­Nevskij­Rus/0003­001­Aktualizatsija.jpg (дата обращения: 03.10.2017). 8. Лялина С.А. Классный час «России верные сыны. Александр Невский». [Электронный ресурс]. URL:  https://infourok.ru/klassnyy_chas__rossii_vernye_syny._aleksandr_nevskiy­315020.htm  (дата   обращения: 03.10.2017). 9.   Хронология   завоеваний   татаро­монгол.   [Электронный   ресурс].  URL:    http://student­ hist.ru/_mod_files/ce_images/zolorda­i­rus/hronologia­zavoevaniy­mobgolov.jpg (дата обращения: 03.10.2017). 10.   «Александр   Невский».   [Электронный   ресурс].  URL:    https://www.youtube.com/watch? v=P4f45dRvhNU (дата обращения: 03.10.2017). Видеоресурсы 14 Приложение 1 Тема раздела 4: История России с древнейших времен до конца XVII века Тема урока: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями 1. Образование державы Чингисхана. Практикум «Рождение Монгольской империи» Задание: прочитайте текст «Рождение Монгольской империи» и ответьте на письменно вопросы к тексту. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Рождение Монгольской империи   ­ В   начале  XIII  века нашей   эры   в   бескрайних азиатских   степях   возникла могущественная   империя степных   монголов кочевников   под предводительством воинственного   полководца, умного коварного политика   Чингисхана.   Он создал   из   разрозненных племен   могучую   армию   со строжайшей   дисциплиной (за малейшую провинность ­ смертная казнь).    и   Основными   занятиями монголов     охота   и скотоводство,   их   главной ценностью были тысячные табуны лошадей, стада рогатого скота. Поэтому они нуждались в обширных и богатых пастбищах. ­ Суровые  природные  условия  и частые  нападения  врагов формировали  характерные   для степных кочевников черты: мужество, презрение к смерти, умение нападать и защищаться. В 1211 войско Чингисхана покорило Китай. Вывезенных из Китая и обращенных в рабство мастеров, хан использовал для производства стенобитных и камнеметательных орудий, пороха, заимствованных из этой страны.  В   1219   г   войска   Чингисхана   начали   завоевание   Средней   Азии.   В   1220   г.   овладели   Бухарой   и Самаркандом. Одна из групп монгольских войск, обогнув с юга Каспийское море, вторглась в Грузию, Азербайджан, появляется на Северном Кавказе, а затем в Крыму, грабя и разрушая все на своем пути. 15 Заполнение таблицы:  1. Территория проживания монголо­татар 2. Основные занятия монголо­татар 3. Особенности военной организации войска  монголо­татар 4. Имя хана, объединившего монгольские племена 5. Завоеванные территории монголо­татар 6. Почему, после покорения Северного Китая  монголо­татары стали непобедимы? 2. Нашествие Батыя на Русь. Практикум «Нашествие Батыя на Русь» Задание:  прочитайте  текст  «Нашествие   Батыя  на  Русь  (Рассказ  Ипатьевской  летописи   об       обороне Козельска), ответьте письменно на вопросы к тексту. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут (Рассказ Ипатьевской летописи об   обороне   Козельска) Нашествие Батыя на Русь. Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять город. Козляне же совещались и решили не сдаваться Батыю, сказав: «Хотя наш князь и молод, положим жизнь за него, и здесь примем славу этого мира и тем небесные венцы от бога получим». Татары же бились около города, желая захватить его, разбили стену у города и взошли на вал. Козляне же на ножах резались с ними и постановили выйти на полки татарские, и вышли из города, и порубили их стенобитные орудия, напали на полки их, убили и татар четыре тысячи и сами были перебиты. Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии не известно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но называют его город злой, потому что бились около него семь недель, а убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти   их среди   множества трупов». Заполнение таблицы: 1. Используя карту «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII  веке»   выписать   города,   завоеванные   монголо­татарами   в Северо­Восточной Руси в 1237­1238 гг. 2. Почему город Козельск был прозван иноземцами «злым»? 3. В 1241 году монголы вторглись в страны Европы, но повернули 16 обратно. Что заставило их отказаться покорить весь мир? Чем явилась Русь для Западной Европы? 3. Нашествие крестоносцев на Русь, Александр Невский. Практикум «Нашествие крестоносцев на Русь» Задание: прочитайте текст «Нашествие крестоносцев на Русь» и ответьте письменно на вопросы к тексту. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Заполнение таблицы: Дата и место начала Невской битвы Состав армии Александра Невского Почему Александра прозвали Невским? Дата и место начала Ледового побоища В   чем   заключается   уникальность   Ледового побоища? Нашествие крестоносцев на Русь Александр Ярославович наспех собирает войско и, не запросив помощь   у   Владимирского   княжество   самостоятельно   с   небольшой дружиной   выступил   на   врага,   заручившись   по   пути   поддержкой ладожских ополченцев. В основном армия состояла из конницы, что и стало   определяющим   фактором   мобильности.   Шведы   не   ожидали молниеносной реакции. Битва началась 15 июля 1240 года. Утром Александр приказывает обстрелять лагерь огненными стрелами, что вызвало сумятицу и панику. После этого, обладая стратегическим преимуществом, его войско ударило по шведам, не давая им развернуться. В ходе данного боя было затоплено   также   несколько   кораблей,   но   к   вечеру   русские   войска отступают. Шведы, получив поражение вынуждены были сесть на оставшиеся корабли и отступить. Эта   Невская   победа   была   настолько   впечатляющей,   что Александра после неё начали называть Невский. В итоге тевтонцы и шведы   оказались   разрозненными,   и   последующее   вторжение ливонского ордена также удалось остановить. Многие считают, что эта победа изменила ход русской истории и смогла обеспечить безопасность Новгорода. Ледовое побоище происходит пятого апреля 1242 года на Чудском озере. Это событие стало одним из самых важных сражений в истории Руси и её побед. Дата данной битвы полностью прекратила какие­ либо   военные   действия   со   стороны   Ливонского   ордена.   Однако,   как   часто   случается,   многие   факты, которые связаны с этим событием считаются спорными среди исследователей и историков. В итоге, нам сегодня не известно точное число воинов в русском войске, ведь эта информация напрочь   отсутствует   как   в   Житии   самого   Невского,   так   и   в   летописных   сводах   того   времени. Предположительное число воинов, которые приняли участие в сражении равно пятнадцати тысячам, а у ливонского войска не менее двенадцати тысяч воинов. Выбранная Невским позиция для битвы была выбрана им не случайно. Прежде всего, она позволяла перекрыть все подступы к Новгороду. Скорее всего, Невский понимал, что рыцари в тяжёлых доспехах наиболее уязвимы в условиях зимы. Ливонские воины выстроились в популярный в то время боевой клин, разместив тяжёлых рыцарей на   флангах,   а   лёгких   внутри   клина.   Данное   построение   называлось   русскими   летописцами   «великой свиньёй».   Как   расположил   войско   Александр   историкам   неизвестно.   При   этом,   рыцари   решились выдвинуться в бой, не располагая точными данными о войске противника. Сторожевой полк был атакован рыцарским клином, который после этого двинулся дальше. Однако наступавшие рыцари вскоре встретили на своём пути много неожиданных препятствий. Рыцарский   клин   был   зажат   в   клещи,   потеряв   свою   маневренность.   Атакой   засадного   полка Александр   окончательно   перевесил   чашу   весов   на   свою   сторону.   Ливонские   рыцари,   которые   были облачены в тяжёлые доспехи стали совершенно беспомощны без своих коней. Тех же, кто смог спастись преследовали по летописным источникам «до Соколиного берега». 17 Победив в Ледовом побоище Александр Невский принудил Ливонский Орден к отказу от всех территориальных   притязаний   и   заключению   мира.   Воины,   которые   были   пленены   в  битве   были возвращены обеими сторонами. Необходимо отметить, что событие, называемое Ледовым побоищем, считается уникальным. В первый   раз   в   истории   пешее   войско   сумело   одолеть   тяжеловооружённую   конницу.  Безусловно, довольно важными факторами, определившими исход битвы, явились внезапность, рельеф местности и погодные условия, которые учёл русский полководец. Практикум «Биография Александра Невского» Задание: 1. Просмотрите учебный фильм «Александр Невский». – Режим доступа:  https://www.youtube.com/watch? v=P4f45dRvhNU. 2. Ознакомьтесь с биографией Александра Невского  и письменно ответьте на вопросы. Вопросы: 1. В каком году родился Александр Невский? 2. В каком городе княжил Александр Невский? 3. Почему Александр получил прозвище Невский? 4. Перечислите военные успехи Александра Невского. 5. Какие личные качества помогли Александру Невскому в военной и политической деятельности? 6. Почему Александр Невский   дал жесткий отпор агрессии с Запада и вел политику умиротворения с врагами пришедшими с Востока? Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут 18 Биография Александра Невского Александр   Ярославич   (Александр   Невский)   предположительно родился   в   1220   или   1263   году,   княжил   в   Новгороде,   а   после   во Владимире. Александр являлся сыном Ярослава Всеволодовича и приходился внуком   владимирскому   князю   Всеволоду   Третьему   (Большое   Гнездо). Изначально   правил   в   Переяславле   (теперь   Переславль­Залесский),   а также не один раз был князем в Великом Новгороде. В   1235   году   во   время   боя   на   речке   Эмбах   (Амовжа)   Александр состоял в войске  отца. В этой  битве  русская рать победила  немецких рыцарей. Пятнадцатого июля 1240 года Александр сумел одержать свою первую победу, за которую его и окрестили в народе прозвищем Невский. На речке Ижоре, которая впадает в Неву он смог разгромить шведское войско.   Немного   позже   данного   знакового   события   новгородцы принуждают   князя   оставить   своё   княжение   в   Новгороде   и   уехать   в родной город Переяславль. Но   примерно   спустя   пару   месяцев,   на   северные   русские территории осуществили нападение ливонские рыцари, благословлённые на   эту   войну   самим   Папой   Римским.   В   результате   вторжения   был захвачен   Псков   и   Изборск.   И   снова   новгородцам   не   осталось   ничего другого, как обращаться за помощью к Александру Невскому. Так   в   начале   1242   года   был   определён   исход   битвы   между Тевтонским   орденом   и   Великим   Новгородом.   Александр   смог   отбить   у врага   Псков,   где,   судя   по   сведениям   ливонских   хроников,   умерло   не менее семидесяти важных знатных рыцарей, а ещё шесть были взяты в плен.   После   этого   князь   ведёт   войско   к   Чудскому   озеру,   где   пятого апреля на льду состоялась великая битва, вошедшая в исторические хроники как Ледовое побоище. Специально  позволив ливонским  рыцарям, которые  использовали  традиционный  тип  построения для рыцарского воинства того времени (которое сами рыцари называли клином или свиньёй) потеснить в центре   русских   воинов,   Невский   фланговыми   ударами   конницы   смог   взять   противника   в   кольцо   и разгромить его. После кончины в Монголии отца Александра (1246 год) Невский отправляется туда со своим братом Андреем.   Итогом   данного   непростого   двухлетнего   путешествия   становится   пожалование   Андрею владимирского княжения. При этом, сам Александр получает Андрею Киев, куда он так и не захотел ехать, оставшись в Новгороде. После того как брат Александра в союзе с Даниилом Галицким потерпели поражение, выступив против Орды, Невский отправляется в Орду для того чтобы спасти русские города от надвигающейся ордынской мести. Князь   Александр   Невский   умер,   возвращаясь   с   Орды,   тяжело   заболев,   и   скончался   в   городе Городце. Практикум «Причины поражения и победы Руси с иноземными захватчиками» Задание:  опираясь  на  полученные  знания, заполните  таблицу  «Причины  поражения  и победы  Руси  с иноземными захватчиками» Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Причины поражения Руси Золотой Орде Причины победы Руси над шведскими и немецкими рыцарями 1. 2. 3. 4. 5. Ответ: 1. 2. 3.

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями

Методическая разработка урока по теме: 4.6. Борьба с иноземными завоевателями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.