Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
16.05.2018
Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного
Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России».Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного
4.9.doc
1 Департамент образования и науки Тюменской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум» Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Автор­разработчик: Княжева   Вера   Витальевна,   преподаватель   общественных   дисциплин высшей   квалификационной   категории   ГАПОУ   СПО   Тюменской   области «Тобольский многопрофильный техникум». 2 Тобольск  2017 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………….. I. План урока……………………………………………………................. II.   Структура   урока   и   продолжительность   этапов урока……………. III. Ход урока………………………………………………………………... Литература и Интернет­ресурсы...……………………………………… Приложение 1­2…….……………………………………………………… 3 4 5 5 13 14 3 4 Пояснительная записка Вера   Автор (ФИО, должность) Название ресурса Вид ресурса Предмет, УМК Цель и задачи ресурса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 9. 10.      Витальевна, преподаватель Княжева общеобразовательной подготовки Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.9.   Россия   в царствование Ивана Грозного Документ, презентация История 1.   Образовательная:   рассмотреть   основные   направления внутренней и внешней политики Ивана Грозного. 2.   Развивающая:   продолжить   формировать   умение работать с историческими источниками, умение заполнять схемы, таблицы  опираясь   на   биографические  сведения  и дополнительный учебный материал. 3. Воспитательная:  воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории. 15­18 лет, студенты техникума Методическая   разработка   урока   по   теме:   4.9.   Россия   в царствование Ивана Грозного может быть рекомендована преподавателям   средних   профессиональных   учебных заведений,   где   студенты   помимо   общеобразовательной подготовки,   получают   знания   и   обретают   умения   по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные   виды   заданий   также   могут   быть   уместны   при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебных предметов «История России». Литература Возраст учащихся, для которых  предназначен ресурс Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010 7. 8. Методические рекомендации  по использованию ресурса 1.   Артемов  В.В.   История   для   профессий  и   специальностей   технического,   естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. Интернет­ресурсы    URL:   [Электронный   ресурс]. 3.   Клепикова   Е.А.   Завершение   объединения   русских   земель   и   образование   Российского  https://infourok.ru/metodicheskaya­razrabotka­uroka­ государства.   [Электронный   ресурс]. zavershenie­obedineniya­russkih­zemel­i­obrazovanie­rossiyskogo­gosudarstva­1415443.html  (дата обращения: 05.10.2017). 4.Москва   –   третий   Рим. p1ai/upload/000/u1/231/ad8ae02f.jpeg (дата обращения: 05.10.2017). 5.Наумова Н.П. Урок истории по теме «От Руси к России». [Электронный ресурс].  URL:   http://xn­­ i1abbnckbmcl9fb.xn­­p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/528502/ (дата обращения: 05.10.2017). 6.Органы власти и управления в середине  XVI  –  XVII  вв. [Электронный ресурс].  URL:   http://xn­­ e1aogju.xn­­p1ai/upload/000/u1/180/b7ea10ec.jpeg (дата обращения: 05.10.2017). 7.Социально­сословная структура российского общества в  XVII  веке. [Электронный ресурс].  URL: http://library.ispu.ru:8001/history/1/05tema5/shem5/sosl_struktura_files/image001.jpg   (дата   обращения: 05.10.2017). 8.Социальная   структура   российского   общества   в  XVII  в.  http://studme.org/imag/history/kiril_iros/image093.jpg (дата обращения: 05.10.2017). [Электронный   ресурс].   http://xn­­e1aogju.xn­­  URL:  URL: 5 План урока теоретического обучения 4. История России с древнейших времен до конца XVII века 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного Рассмотреть   основные   направления   внутренней   и   внешней   политики   Ивана Грозного. Продолжить   формировать   умение   работать   с   историческими   источниками, умение   заполнять   схемы,   таблицы   опираясь   на  биографические   сведения   и дополнительный учебный материал. Воспитывать патриотические чувства и любовь к родной истории. 90 минут урок усвоения нового материала историческая лаборатория технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно­знаковых моделей устный, письменный, частично­поисковый, сравнительный Работа   с   исторической   картой,   изучение   биографии,   рассказ,   ответы   на вопросы,   проведение   сравнения,   работа   с   историческим   документом, исторической картой, заполнение схемы фронтально­групповая, индивидуальная 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. 5. Биографическая справка: Иван IV Грозный. 6. Карта «Поход Ермака в Сибирь». 7. Схема «Поход в Сибирь дружины Ермака». 8.   Исторические   документы   о   присоединении   Сибири   к   российскому государству. Артемов   В.В.   История   для   профессий   и   специальностей   технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. устный, письменный Избранная   рада,   Земский   собор,   Стоглавый   собор,   Судебник   Ивана  IV, опричнина, земщина учебная аудитория 1.   Характеристика   внутренней   политики   Ивана   IV   в   середине   ХVI   века, основных мероприятий и значения реформ 1550­х годов. 1.   Объяснение   значения   понятий:   «Избранная   рада»,   «приказ»,   «Земский собор»,   «стрелецкое   войско»,   «опричнина»,   «заповедные   годы»,   «урочные лета», «крепостное право». 2.   Раскрытие   значения   присоединения   Среднего   и   Нижнего   Поволжья, Западной Сибири к России. 3. Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства. 4. Объяснение причин, сущности и последствий опричнины. Тема раздела Тема урока Цели 1. Образовательная 2. Развивающая 3. Воспитательная Хронометраж урока Тип урока Вид урока Педагогические  технологии Метод обучения Приемы обучения Форма организации  познавательной  деятельности Средства обучения  Литература Метод контроля Межпредметные связи обществознание, культурология, литература Основные понятия,  термины Место проведения Формируемые знания Формируемые умения Общие компетенции 6 5. Обоснование оценки итогов правления Ивана Грозного. 6. Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые  методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК   4.   Осуществлять   поиск   и   использование   информации,  необходимой   для эффективного   выполнения   профессиональных   задач,  профессионального   и личностного развития. ОК   5.   Использовать   информационно­коммуникационные   технологии  в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и  личностного развития,  заниматься  самообразованием,  осознанно  планировать   повышение квалификации. ОК   9.   Ориентироваться   в   условиях   частой   смены   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). Структура урока Ход урока: Домашнее задание и инструкции  по его выполнению 5 1 мин. Подведение Рефлексия итогов  урока 6 1 мин. 7 1 мин. Организацио нный момент Актуализация опорных знаний Формирование ориентировочны х основ знаний 7 Первичное закрепление нового материала 1 1 мин. 2 5 мин. 3 25 мин. 4 8 мин. I. Организационный момент 1. Приветствие студентов. 2. Представление педагога. 3. Проверка готовности студентов к уроку. 4. Организация внимания. II. Актуализация опорных знаний Дайте определения следующим терминам. 1. Крестьянство  2. Помещики  3. Духовенство 4. Посадские люди 5. Казаки Ответ: III. Формирование ориентировочных основ знаний 1. Основные направления деятельности Ивана Грозного. 2. Реформы Избранной Рады, опричнина. 3. Внешняя политика Ивана Грозного. 1. Основные направления деятельности Ивана Грозного. Преподаватель: Первый   царь   Русского   государства   Иван   Грозный   сумел   приобрести   в   период   собственного правления   огромное   количество   новых   земель,   прибегая   при   этом,   порю,   к   безжалостным   средствам. Кроме того, данный правитель вошёл как формирователь централизованной управленческой власти. Но многих интересует, что именно помогло царю добиться больших успехов в проведении своей политики, буйный нрав или ум холодного и расчётливого стратега. 8 Приложение 1 Практикум «Биография Ивана Грозного» Задание: 1. Прочитайте биографическую справку о Иване Грозном. 2. Запишите годы жизни и время правления Ивана Грозного. 3. Используйте материал биографической справки для дальнейшего выполнения заданий к уроку. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут 2. Реформы Избранной Рады, опричнина. Преподаватель: Самостоятельное правление Ивана Четвёртого началось  16 января 1547 года, когда он принял титул царя, а уже спустя два года была образована партия реформ, которую возглавлял А. Адашев и которая получила название  «Избранная рада».  В неё входили такие царские приближённые как дьяк Висковатый, священник Сильвестр, митрополит Макарий и др. Именно с этого момента и начинается эпоха Ивана Грозного, которая была ознаменована небывалыми успехами, как во внешней, так и во внутренней политике. Вместе с Избранной радой Иван провёл ряд реформ, которые были направлены на централизацию 9 государства, а на жёсткий характер данных реформ повлияло восстание в Москве в 1547 году, которое смогло показать царю, что власть его не является самодержавной. Запись в конспект: I период царствования Ивана Васильевича (1547 – 1560 гг.): формирование сословно­представительной монархии   натолкнулось   на   боярскую   оппозицию.   В   условиях   Ливонской   войны   царю   пришлось   искать новые методы дальнейшей централизации власти. II  период царствования Ивана Васильевича (1561 – 1584 гг.):  1560 – 1565 гг. – переход к опричной политике. Опричнина («оприч» ­ кроме) – антибоярская оппозиция Ивана IV в 1565 – 1572 гг. Выделение опричнины (удел   царя)   и   земщины   (владений   бояр   и   князей).   Сопровождалась   террором   и   репрессиями   как средствами достижения политических целей. Опричная политика объективно способствовала укреплению самодержавной власти царя, созданию основ последующего закрепощения крестьянства. Опричнина подвела страну к экономическому и политическому кризису. Таким образом, мы можем говорить о двух направления реформаторской деятельности Ивана IV Грозного – реформы избранной рады и опричнина. В приступе гнева в 1581 г. убил своего сына и наследника Ивана. Скончавшись царь оставил после себя   двух   наследников   –   Димитрия   и   Фёдора,   со   смертями   которых   и   прекратилась   династия Рюрика. Практикум «Реформы Избранной Рады» Задание: Используя биографическую справку о Иване Грозном и материал учебника (Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­экономического профилей: Учебник   для   нач.   и   сред.   проф.   образования:   в   2   ч.   Ч.   1   /   В.В.   Артемов,   Ю.Н.   Лубченков.   –   М.:   ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.) ­ п. 26 – с. 162 – 163 заполните схему «Значение и цели реформ Избранной Рады» Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. Ответ: Преподаватель: Дополнительная информация к уроку Важным первым шагом считается Земский собор 1550 года (другое название – Великая земская дума),   во   время   которого   царь   Иван   дал   боярам   понять,   что   отныне   он   берёт   бразды   правления   в собственные   руки   и   время   боярского   самовластия   прошло.   Итогом   данного   совещания   явилось обновлённое издание судебного свода, по большей части повторяющий Судебник сорок седьмого года, но дополненный   и  исправленный  различными  грамотами  и указами,  которые  были  связаны с  улучшением 10 судебных порядков. Судебник   Ивана   Грозного  является   нормативно­правовым   документом, объединяющий в себе принципы гражданского, уголовного и земельного права. Данный сборник был принят в 1550 году и явился первым документом в истории   Руси,   который   официально   был   призван   единственным   правовым источником.   Основу   Судебника   Ивана   Грозного   составлял  Судебник   Ивана Третьего, принятый в 1497 году. В  XV  ­  XVI  веке Русь оканчивала процесс формирования и объединения единого   государства   с   централизованной   властью.   Вся   власть   полностью перешла в руки великого князя в Москву, который теперь правил остальными русскими   землями.   Кроме   того,   наступала   эпоха   феодализма   (были   приняты различные изменения в землевладельческих вопросах). Это и привело к тому, что былые законы не могли поддерживать новую социальную систему, поэтому и было решено создать новый источник прав, который помогал бы в решении этих вопросов.   Таким   образом,   целью   создания   нового   судебника   состояла   в   том, чтобы  попытаться   закрыть   пробелы   предыдущего   сборника   законов,   а   также   дополнить   его обновлёнными правовыми актами. Судебник   Грозного   насчитывал   около   сотни   статей   и  был   довольно   каталогизирован   и систематизирован,   в   отличие   от   предшественника.   Данный   Судебник   можно   считать   начальным нормативно­правовым документом, который закрепил и использовал принцип правовых актов. Это явилось новшеством, позволявшим работать с Судебником быстро, просто и более точно. Данный Судебник содержал не только старую систему наказаний за преступления, но и  вводил меры наказания для судей,  которые превысили свои полномочия или несправедливо вынес приговор (ровно также наказания заслуживали и судьи, отказавшиеся вести дело). Также был установлен  новый порядок выбора целовальников и старост в наместничьих судах. С вводом нового Судебника, закон обретает обратную силу и способен учитывать интересы сразу нескольких сторон. Тяжесть самого наказания оставалась зависимой от статуса осуждённого, а виды наказаний стали разнообразными. Кроме смертной казни ввели торговую казнь, которая представляла из себя истязание кнутом, а также клеймление и пр. Также была обновлена и классификация преступлений (например, мошенничество или вымогательство). Таким образом, Судебник Ивана Грозного является не только историческим памятником Руси, но и служит одной из основ, поддерживающих последующее развитие российского права. Стоглавым   собором  историки   привыкли   называть   земской   и   церковный   собор,   проходивший   в городе Москве с 23 по 11 мая 1551 года при участии Ивана Грозного, представителей Боярской думы и высшего духовенства. Сам собор проходил в Успенском соборе Кремля. Сторону духовенства на Стоглавом соборе представлял митрополит Макарий (он же был и председателем собора), а также такие архиепископы как: ∙ Феодосий из Коломенской епархии; ∙ Феодосий из Новгородской епархии; ∙ Трифон (Суздальская епархия); ∙ Савва (Крутицкая епархия); ∙ Никандр из Ростовской епархии; ∙ Киприан из Пермской епархии; ∙ Касьян из Рязанской епархии; ∙ Гурий из Смоленской епархии; ∙ Акакий из Тверской епархии. Данный же собор был сформирован по инициативе Сильвестра и Макария. Историческое значение Стоглавого собора 1551 г.: Преподаватель: 11 После кончины любимой жены русский царь Иван Грозный переживает надлом психики, приводящий его   к   маниакальной   болезни,   которая   в   дальнейшем   выражалась   в   различных   поступках   безумного характера. К примеру, самый большой разврат при дворе царя стал обыкновенным делом. В 1564 году царь Иван внезапно уезжает из Москвы и обосновывается в Александровской слободе. Духовенство и бояре взмолились о его возвращении к управлению русским государством, и царь снова вернулся на условии, что он берёт себе право утверждения опричнины. Так начинается тяжёлое для всей России время. Само   слово   «опричника»  имеет   древнерусские   корни   и   обозначает   «особый».   Кроме   того, опричниной   иногда   называли   часть   государства,   отошедшую   в   единоличное   царское   (а   также   его придворных) пользование. Опричники – это члены тайной полиции государя. Опричниной  историки   называют  государственную   политику  террора,  которая  царила  на  Руси  в конце XVI века при правлении Ивана Грозного. Суть опричнины  состояла в отбирании имущества у населения в пользу государства. По одному пожеланию   царя   могли   выделяться   особые   земельные   уделы,   которые   использовались   только   для царского двора или государственных нужд. На данных территориях была собственная управленческая власть, и они были недоступны для простого населения. Все подобные земельные области отбирались у помещиков путём физической силы или же угроз. В самой царской опричнине служило более шести тысяч бояр и дворян, которым направо и налево раздавались поместья, отнимаемые незаконно у прошлых их владельцев, являющихся представителями земщины. При этом, опричники доносили своему царю обо всём, что могло происходить и происходило у него в окружении. Также им разрешалось предавать смерти земских людей, грабя их дома. Все враги царя Ивана Грозного – мнимые и подлинные подвергались гонениям, а после казням. Порою жертвами зверских репрессий опричнины становились целые города. В 1572 году отменяется (официально) опричнина, однако казни так и не прекращаются. Опричнина ­ оценки историков 3. Внешняя политика Ивана Грозного. Преподаватель: Внешняя политика Ивана IV осуществлялась в трёх направлениях: западное, восточное (юго­восточное) и южное. В   последние   годы   царствования   Ивана   Грозного   произошло   событие,   имевшее огромную  важность для исторических судеб России. Речь идет  о «покорении  Сибири» ­ освоении русскими огромных пространств за Уралом. Приложение 2 12  Изучите   исторические   документы   и   выясните   причины   присоединения   Сибири   к   российскому Практикум «Внешняя политика Ивана Грозного» Задание: 1. Используя биографическую справку о Иване Грозном и карту «Внешняя политика Ивана IV», заполните таблицу «Внешняя политика Ивана IV». 2. государству. 3. Рассмотрите карту «Поход Ермака в Сибирь» и схему «Поход в Сибирь дружины Ермака», найдите отправной пункт и дату начала похода. Назовите места сражений и место гибели атамана Ермака. Цель: нахождение на карте территорий, ставшими объектами внешней политики Ивана IV. Организация работы: фронтальная Хронометраж: 20 минут Западное направление Внешняя политика Ивана IV Восточное и юго­восточное направление Южное направление Результаты: Итог: Результаты: Результаты: Ответ: Западное направление борьба   за   выход   к   Балтийскому морю Результаты: ­   Ливонская   война   (1558   –   1583 гг.). ­   Неудачная   попытка   России выйти к Балтийскому морю. Внешняя политика Ивана IV Восточное и юго­восточное направление с борьба     Казанским   и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири Результаты: ­   Присоединение   Казанского ханства (1552 г.). ­Присоединение   Астраханского ханства (1956 г.). ­ земель Башкирии и Чувашии (1952 – 1957 гг.). ­ Поход Ермака в Сибирь (1581 –   Присоединение   Южное направление защита   земель   от   набегов крымского хана. Результаты: ­   Неудачный   поход   русского войска на Крым (1559 г.). ­   Набеги   крымского   хана   на Москву (1571 г., 1572 г.). 13 1585 гг.). ­Положено начало присоединения  Сибири, в состав государства   вошли   многие ханства бывшей Золотой Орды.   Итог: В целом, территория страны значительно увеличилась, что создавало благоприятные условия для её дальнейшего развития. Из письма бояр в 1612 г. для городов России 1.  «Внешнее положение государства ухудшается пренебрежением, с каким относятся к нам соседи со времён смуты. Со всех сторон Московского государства неприятели рвут; у всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали. Новый государь должен был ещё более прежнего напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был её национальный долг и условие его прочности на престоле». 2. «Скудность казны побуждало правительство искать новые статьи дохода. В 1659 году приказано было в Сибири высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Тамошние жители обязаны были искать руду…» В.О. Ключевский «Русская история» 3. П. Буцинский, историк Сибири XIX века: «Я не разделяю того мнения, что будто алчность к наживе, вела   русских   все   далее   в   глубь   Сибири.   Нет,   помимо   материальных   интересов   ими   руководил необыкновенный   дух   предприимчивости,   страсть   к   рискованным   предприятиям,   жажда   знания   –   что таится в неведомых местах. Об этом свидетельствует неопровержимые исторические факты». «Предписание Якутского воеводы П. Головина В. Пояркову» 4. «Отправляйся для государева ясачного сбору и для прииску вновь неясашных людей, и для серебренной и медной, и свинцовой руды и хлеба». Ответ: 1. возврат потерянных территорий; 2. поднятие авторитета царской власти; 3. поиск новых ресурсов; 4. изучение территориального пространства, жажда знаний; 5. обложение и сбор с коренного населения ясака. 14 Преподаватель: Поход   Ермака   не   завершился   присоединением   Западной   Сибири   к   России,   но   значение   похода, заключается в том, что в его результате было разгромлено Сибирское ханство – главное препятствие на пути освоения земель Зауралья Российским государством.  Одним из результатов освоения Сибири после походов Ермака стала военная и административная колонизация края. На завоеванных землях возникали крепости­остроги. Вскоре сюда стали приезжать купцы и они начали   торговлю.   Местное   население   перенимало   сельскохозяйственные   навыки,   культуры   народов Сибири и России стали взаимообогащаться. IV. Первичное закрепление нового материала Практикум «Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного» Задание: укажите, что происходило в указанные годы правления Ивана IV Грозного. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 10 минут Внутренняя политика Ивана Грозного 1533 – 1584 гг. 1547 г. 1547 – 1560 гг. 1549 г. 1550 г. 1551 г. 1565 – 1572 гг. 1581 г. Внешняя политика Ивана Грозного 1552 г. 1556 г. 1558 – 1583 гг. 1580 – 1590 гг. Ответ: V. Домашнее задание: ­ Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013 ­ п. 26 – с. 161 – 171; ­ вопросы и задания – с. 171; ­ конспект урока; ­ работа с исторической картой; ­ эссе «Иван Грозный ­ человек и политический деятель». 15 VI. Подведение итогов урока ­ оценка работы группы; ­ оценка работы отдельных студентов; ­ аргументация выставленных оценок. VII. Рефлексия Прием «Пирамида знаний» Каждый   студент   оценивает   свои   достижения   на   уроке,   закрасив   части пирамиды соответственно, начиная снизу, ­ начальный, средний, достаточный и высокий уровни освоения учебного материала, с их точки зрения. Можно   пирамиду   разделить   вертикальным   отрезком   и   использовать   двойное оценивание,   которое   целесообразно   в   работе   с   группами,   студента   и преподавателя отдельно. Литература 1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально­ экономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с. 2. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с. Интернет­ресурсы 3.   Конспект   урока   "Внешняя   политика   Ивана   IV.   Освоение   Сибири".   –   Режим   доступа: https://videouroki.net/video/28­vnieshniaia­politika­ivana­iv­osvoieniie­sibiri.html (дата обращения: 10.05.2017). fotki    .  yandex   4.   Портрет   Ермака   Тимофеевича.    /9260/94146585.  .  ru   /  get     Реформы  e  /0_   ba   120_   Избранной    c  19119   ­     [Электронный   ресурс].  URL:  f  _  L  .  jpgi (дата обращения: 07.06.2017). Рады.   5.   https://fs00.infourok.ru/images/doc/262/267291/img68.jpg (дата обращения: 06.10.2017). [Электронный            http   ://   img   ­ ресурс].  URL: 6. [Электронный   ресурс]. 11/1352422899_hs83ylourkf5eck.jpeg (дата обращения: 06.10.2017).   Судебник   Ивана  IV.    URL:  http://litvik.ru/uploads/posts/2012­ 7.   Схема   «Опричнина».   [Электронный   ресурс].  URL:  http://xn­­e1aogju.xn­­ p1ai/upload/000/u1/149/a788b477.jpeg 9дата обращения: 06.10.2017). 8.   Цели   и   содержание   реформ   Избранной   Рады.   http://otvet.imgsmail.ru/download/34f2eb3cbcaec93e912e5623dceca187_h­8436.jpg  06.10.2017). (дата   [Электронный   ресурс].  URL: обращения: 16 Приложение 1 17 Практикум «Биография Ивана Грозного» Задание: 1. Прочитайте биографическую справку о Иване Грозном. 2. Запишите годы жизни и время правления Ивана Грозного. 3. Используйте материал биографической справки для дальнейшего выполнения заданий к уроку. Организация работы: индивидуальная Хронометраж: 5 минут Приложение 2 Практикум «Внешняя политика Ивана Грозного» 18 Задание: 1. Используя биографическую справку о Иване Грозном и карту   «Внешняя   политика   Ивана  IV»,   заполните   таблицу «Внешняя политика Ивана IV». 2.  Изучите   исторические   документы  и выясните  причины присоединения Сибири к российскому государству. 3. Рассмотрите карту «Поход Ермака  в Сибирь» и схему «Поход   в   Сибирь   дружины   Ермака»,   найдите   отправной пункт и дату начала похода. Назовите места сражений и место гибели атамана Ермака. Цель: нахождение на карте территорий, ставшими объектами внешней политики Ивана IV. Организация работы: фронтальная Хронометраж: 20 минут Западное направление Внешняя политика Ивана IV Восточное и юго­восточное направление Южное направление Результаты: Итог: Результаты: Результаты: Из письма бояр в 1612 г. для городов России 1.  «Внешнее положение государства ухудшается пренебрежением, с каким относятся к нам соседи со времён смуты. Со всех сторон Московского государства неприятели рвут; у всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали. Новый государь должен был ещё более прежнего напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был её национальный долг и условие его прочности на престоле». В.О. Ключевский «Русская история» 2. «Скудность казны побуждало правительство искать новые статьи дохода. В 1659 году приказано было в Сибири высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Тамошние жители обязаны были искать руду…» 3. П. Буцинский, историк Сибири XIX века: «Я не разделяю того мнения, что будто алчность к наживе, вела   русских   все   далее   в   глубь   Сибири.   Нет,   помимо   материальных   интересов   ими   руководил необыкновенный   дух   предприимчивости,   страсть   к   рискованным   предприятиям,   жажда   знания   –   что таится в неведомых местах. Об этом свидетельствует неопровержимые исторические факты». «Предписание Якутского воеводы П. Головина В. Пояркову» 4. «Отправляйся для государева ясачного сбору и для прииску вновь неясашных людей, и для серебренной и медной, и свинцовой руды и хлеба». 19

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного

Методическая разработка урока по теме: 4.9. Россия в царствование Ивана Грозного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.