Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
Взрослым
12.03.2018
Методическая разработка урока по теме: 3.4. Византия может быть рекомендована преподавателям средних профессиональных учебных заведений, где студенты помимо общеобразовательной подготовки, получают знания и обретают умения по выбранной профессии (специальности). Не исключено, что отдельные виды заданий также могут быть уместны при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебного предмета «Всеобщая история».
Цель: рассмотреть появление Византийской цивилизации, причины ее расцвета и падения.
Задачи:
1. Образовательная: познакомить студентов с культурными достижениями и особенностями политического развития Византии.
2. Развивающая: развивать умения и навыки работать с видеоматериалом, исторической картой.
3. Воспитательная: формировать культурно-ценностные ориентации.
3.4.doc
Департамент образования и науки
Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
Тюменской области
«Тобольский многопрофильный техникум»
Методическая разработка урока
по учебной дисциплине «История»
по теме 3.4. Византия
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Авторразработчик:
Княжева Вера Витальевна, преподаватель общественных дисциплин
высшей квалификационной категории ГАПОУ СПО Тюменской области
«Тобольский многопрофильный техникум». 2
Тобольск
2017
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………..
I. План урока…………………………………………………….................
II.
Структура урока и продолжительность этапов
урока…………….
III. Ход урока………………………………………………………………...
Литература и Интернетресурсы...………………………………………
Приложение 12….…………………………………………………………
3
4
5
6
11
12 3
Пояснительная записка
Вера
Княжева
общеобразовательной подготовки
Методическая разработка урока по теме: 3.4. Византия
Витальевна,
преподаватель
Документ, презентация
История
1. Образовательная: познакомить студентов с культурными
достижениями и особенностями политического развития
Византии.
2. Развивающая: развивать умения и навыки работать с
видеоматериалом, исторической картой.
3. Воспитательная: формировать культурноценностные
ориентации.
1518 лет, студенты техникума
Методическая разработка урока по теме: 3.4. Византия
может быть рекомендована преподавателям средних
профессиональных учебных заведений, где студенты
помимо общеобразовательной подготовки, получают знания
и обретают умения по выбранной профессии
(специальности). Не исключено, что отдельные виды
заданий также могут быть уместны при организации уроков
в системе школьного обучения в рамках учебного предмета
«Всеобщая история».
Литература
1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного,
социальноэкономического профилей: Учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В.
Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2013. – 304 с.
Интернетресурсы
2. Византия. [Электронный ресурс]. URL:
https://alhidayahlemsaneg.files.wordpress.com/2011/04/say028b.jpg (дата обращения: 05.09.2017).
3. Икона. http://www.zabron.ru/get/6/9/3/0/0/6/0_800_800.jpg (дата обращения: 05.09.2017).
4. Карта «Византийская империя». [Электронный ресурс]. URL:
https://srv.rnls.ru/pics/2011/01/25/1470.jpg (дата обращения: 05.09.2017).
5. Карта «Раздел Римской империи». [Электронный ресурс]. URL: http://lesson
history.narod.ru/map/rimvarv.gif (дата обращения: 05.09.2017).
6. Карта «Нашествие варваров». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iriston.com/nogbon/pictures/Tabol/alanicakarta2.jpg (дата обращения: 05.09.2017).
7. Особенности развития Византийской империи в VII – XI вв. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.myshared.ru/thumbs/17/1117316/big_thumb.jpg (дата обращения: 05.09.2017).
Видеоматериалы
Автор (ФИО, должность)
Название ресурса
Вид ресурса
Предмет, УМК
Цель и задачи ресурса
Возраст учащихся, для которых
предназначен ресурс
Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word 2010
7.
8. Методические рекомендации
по использованию ресурса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
9.
10.
11. 4
8. Византийская империя. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=
wrXkSxK3KI (дата обращения: 05.09.2017).
9. Вокруг света: Софийский собор в Стамбуле». [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=FbSQoL6wDGA (дата обращения: 05.09.2017).
10. История Византии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=L2i72UqMV0c
(дата обращения: 05.09.2017).
План урока теоретического обучения
3. Цивилизации Запада и Востока в средние века
3.4. Византия
1. Познакомить студентов с культурными достижениями и особенностями
политического развития Византии.
2. Развивать умения и навыки работать с видеоматериалом, исторической
картой.
3. Формировать культурноценностных ориентации.
45 минут
урок усвоения нового материала
комбинированный (лекция/беседа/практикум)
технология критического мышления, информационная технология, технология
проблемного обучения, технология схемнознаковых моделей
устный, письменный, частичнопоисковый, сравнительный
Работа с исторической картой, изучение дополнительной информации, ответы
на вопросы, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рисунков,
видеосюжетов, решение теста, проведение сравнения
фронтальногрупповая, индивидуальная
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Презентация.
5. Карта «Византийская империя» 25 экз.
6. Карта «Раздел Римской империи» 25 экз.
7. Карта «Нашествие варваров». – 25 экз.
8. Видеофильм «Византийская империя»
9. Видеофильм «Вокруг света: Софийский собор в Стамбуле».
10. Видеофильм «История Византии».
Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социальноэкономического профилей: Учебник для нач. и
сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ
«Академия», 2013. – 304 с.
устный, письменный
Тема раздела
Тема урока
Цели
1. Образовательная
2. Развивающая
3. Воспитательная
Хронометраж урока
Тип урока
Вид урока
Педагогические
технологии
Метод обучения
Приемы обучения
Форма организации
познавательной
деятельности
Средства обучения
Литература
Метод контроля
Межпредметные связи обществознание, культурология Основные понятия,
термины
Место проведения
Формируемые знания
Формируемые умения
Общие компетенции
5
Византия, Константинополь, Восточная Римская империя, Западная Римская
империя
учебная аудитория
1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории;
2. периодизацию всемирной и отечественной истории;
3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
4. особенности исторического. пути России, ее роль в мировом сообществе;
5. основные исторические термины и даты.
1. анализировать историческую информацию, представленную в разных
знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические
описания и исторические объяснения;
3. устанавливать причинноследственные связи между явлениями,
пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и
явлений;
4. представлять результаты изучения исторического материала в формах
конспекта, реферата, рецензии.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную
деятельность,
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
выбирать типовые
Структура урока Организацио
нный момент
Актуализация
опорных
знаний
Формирование
ориентировочны
х основ знаний
1
1 мин.
2
5 мин.
3
27 мин.
6
Первичное
закрепление
нового
материала
4
5 мин.
Домашнее
задание и
инструкции
по его
выполнению
5
3 мин.
Подведение
Рефлексия
итогов
урока
6
1 мин.
7
3 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Приветствие студентов.
2. Представление педагога.
3. Проверка готовности студентов к уроку.
4. Организация внимания.
II.
Актуализация опорных знаний
Опросбеседа по вопросам:
1. Расскажите об учении Мухаммеда. В чем состояла его привлекательность для арабов и других
народов? 2. Назовите причины арабских завоеваний.
3. Как происходило распространение ислама?
7
III. Формирование ориентировочных основ знаний
1. Рождение Византийской цивилизации.
2. Константинополь – культурный центр.
3. Варварское нашествие на византийскую цивилизацию.
1. Рождение Византийской цивилизации.
Приложение 1
«Византийская империя».
Задание «Рождение Византийской цивилизации»
1.Просмотрите видеоролик
https://www.youtube.com/watch?v=wrXkSxK3KI.
2. Рассмотрите на карте границы Римской империи к концу IV в.
3. Найдите на карте пунктирную линию, показывающую распад Римской империи на Восточную и
Западную. Обратите внимание на вновь образованные территории, города, входящие в состав
новообразованных государств.
4. Рассмотрите географическое положение византийской цивилизации.
5. Найдите Византийскую империю, местоположение города Константинополя.
– Режим доступа:
Преподаватель: «Новый Рим» был расположен очень
удачно: острый мыс, омывался Мраморным
морем и заливом Золотой Рог. Здесь
пересекались главные торговые пути между
странами Востока и Запада. Константинополь
был важным военностратегическим пунктом.
В первые века Византия располагала
огромными территориями (около 750 млн. км²):
Малая Азия, Балканский полуостров, часть
Месопотамии и Армении, Сирия, Палестина,
Египет, острова Крит и Кипр, Херсонес в
Причерноморье и Лазика на Кавказе,
некоторые области Аравии,
острова
Восточного Средиземноморья.
Население империи было пестрым в
национальном отношении (сирийцы, евреи,
армяне, грузины, копты, греки, немного
римлян).
8
Рождение византийской цивилизации
историки связывают с основанием ее главного
ее города – Константинополя.
11 мая 330 г. город, названный в честь
его основателя Константинополем, был
официально провозглашен столицей
Римской империи.
История Византии как самостоятельного
государства начинается с 395 г., когда
Римская империя распалась на Восточную и
Западную. С этого момента Византия стала
преемницей Римской империи.
Византийцы свою империю именовали
«Ромейским царством», т.е. Римской империей,
а
Константинополь – «Новым Римом»,
византийского
считали
единственным законным наследником римских
царей. Название «Византия» появилось только
в эпоху Возрождения,
придумали его
итальянские ученые.
императора
Долгое время латинский язык являлся
государственным, в VII в. его сменил греческий
язык.
2. Константинополь – культурный центр.
Преподаватель:
К концу IV в. Византия превратилась в
центр
«мастерская
крупный
(«мастерская великолепия»,
вселенной).
торговоремесленный
Росло значение Константинополя как
культурного центра и центра религиозной
жизни.
Византийские писатели так писали о
Константинополе, город из городов, светоч
вселенной, слава мира, матерь церквей, основа
веры, покровитель наук и искусств, отечества и
очаг красоты.
Через Византию пролегали важные
торговые пути: знаменитый «шелковый путь» в
Китай, «путь благовоний» через Аравию к
портам Красного моря, Персидскому заливу и
Индийскому океану.
Экономическое развитие областей,
входивших в Византию, было неодинаковым. В
общем, Византия в достаточной степени была
обеспечена сырьем, продуктами сельского
хозяйства и полезными ископаемыми.
Внутренняя хозяйственная жизнь империи
была относительно устойчивой.
В IV – VI вв. крупными городами империи
были Александрия, Антиохия (в Сирии), Эдеса
(в Месопотамии), Тир и Бейрут (в Финикии), 9
Эфес, Смирна, Никея (в Малой Азии),
Фессалоники и Коринф в европейской части.
Духовное наследие,
оставленное
Византией, до сих пор поражает своим
разнообразием и богатством. В средние века
Византия была «наставницей» славянского
мира: южные и восточные славяне ей обязаны
появлением письменности,
у Византии
перенимали политические и богословские
идеи, моральные нормы, у византийских
мастеров учились строить храмы и писать
иконы.
Плодами византийской культуры
пользовалась и западная Европа.
Просмотр видеоролика «Вокруг света: Софийский собор в Стамбуле». – Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=FbSQoL6wDGA.
3. Варварские нашествия на византийскую цивилизацию.
Приложение 2
видеоролик
Практикум «Варварские нашествия на византийскую цивилизацию»
–
«История
1.Просмотрите
https://www.youtube.com/watch?v=L2i72UqMV0c.
2. Составьте диаграмму, отражающую подъем и упадок Византийской империи. На диаграмме
укажите годы, причины изменения положения страны.
3. Рассмотрите на карте направления движения варваров на Византию
4. Найдите на карте вновь образованные государства.
5. Составьте список причины гибели Византии.
Режим доступа:
Византии».
Волны варварских нашествий коснулись
и Византию: готы, в V – VI в. славянские
племена; на востоке – Иран боролся за
территориальные претензии и торговые пути,
арабские племена (захватили Сирию и
Палестину, Северную Африку).
VII в. был трагический для Византии,
удары славян – с севера, арабов – с востока.
Территория империи сократилась втрое.
С IX в. Византия восстанавливается как
сильная централизованная империя и
остается ею вплоть до того времени, когда
начинается закат этой цивилизации, захвачена сначала крестоносцами, а потом турками
османами.
Ситуация изменилась в XIII – XV вв., т.е. в последний период жизни Византии. Одним из
первых признаков слабости Византии был захват Константинополя крестоносцами в 1204 г.
Империя распалась: на Балканах образовалось Эпирское царство, на берегу Черного моря –
Трапезундская империя, на северезападе Малой Азии – Никейская империя, крестоносцы
создали Латинскую империю, которая занимала часть Фракии, средней Греции и Пелопоннес.
Завоеватели принесли с собой новые законы и обычаи, подвергали гонениям православную
церковь, вынуждая ее признать главенство папы римского.
Латинская империя раздирали внутренние смуты и борьба за престол. Государство
крестоносцев оказалось слабым и просуществовало полувека. Во второй половине XIII в. единство империи было восстановлено, Константинополь снова
10
стал ее столицей, государственная власть не могла справиться с феодальной аристократией.
на
уделы,
В XIV – XV вв. Византия еще больше
дробилась
функции
государственной власти на местах
переходили к феодалам. Византия вступила в
эпоху феодальной раздробленности.
Даже в этот период центральная власть не
потеряла полностью своих позиций.
Управление Византией осуществлялось из
центра Константинополя, там создавались
списки налогов,
оттуда рассылались
сборщики податей, суд в Константинополе
принимал
решения
провинциальных судов.
Высшим лицом в государстве являлся
император с его сановниками, обладал почти
неограниченной властью (издавал законы, мог казнить, назначать на должности, был высшей
судьей, руководил армией и определял внешнюю политику). Культ императорской власти был
важным элементом государственной религии (элементы восточной монархии). Это было
перенято от Рима, где государство считалось высшей и незыблемой ценностью, а император
господином.
жалобы
на
Большую роль в укреплении империи сыграло христианство, которое придало ей
священный характер (человек и общество спасается благодаря вере). Император в этом случае
являлся не только мирским правителем, но и главой церкви.
В 1453 г. после длительной осады турецкими войсками Константинополь пал. Завоеватели
превратили его в столицу Османской империи и дали имя – Истамбул.
1. сложное международное положение: ослаблял Запад и подвергался ударам с востока
Причины гибели Византии:
(турки);
2. раскол церквей на католическую и православную;
3. внутренние противоречия (в провинциях выросла крупная феодальная знать,
децентрализация страны, зависимость крестьян от феодалов, уплата высоких налогов).
IV. Закрепление изученного материала.
Письменное задание:
Соотнесите дату с историческим событием.
306 337 гг.
324 г.
330 г.
395 г.
476 г.
1453 г.
Ответ:
завоевание Константинополя турками
Константинополь – столица Римской
империи.
падение Рима.
правление Константина I.
основание Константинополя.
распад Римской империи на Восточную и
Западную.
306 – 337 гг. – правление Константина I.
324 г. – основание Константинополя.
330 г. – Константинополь – столица Римской империи. 11
395 г. – распад Римской империи на Восточную и Западную.
476 г. – падение Рима.
1453 г. – завоевание Константинополя турками
Вопросы:
1. С какими событиями связано появление византийской цивилизации?
2. Где и когда был основан Константинополь?
3. Когда Константинополь стал столицей Восточной Римской империи?
4. В связи с какими событиями Константинополь стал «вторым Римом».
5. Кто назвал восточную Римскую империю Византией? Почему?
6. Почему погибла Византия?
V. Домашнее задание:
Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социальноэкономического профилей: Учебник для нач. и сред.
проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия»,
2013. – 304 с. п. 10 – с. 80 – 83;
вопросы и задания – с. 83;
Дополнительное задание:
Подготовка презентации «Культура Византии»;
Доклад «Культурное наследие Византии».
Профилизация:
Сообщение «Православные покровители животных». 12
Литература
1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, социальноэкономического профилей: Учебник для нач. и сред.
проф. образования: в 2 ч. Ч. 1 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия»,
2013. – 304 с.
Интернетресурсы
2. Византия. [Электронный ресурс]. URL:
https://alhidayahlemsaneg.files.wordpress.com/2011/04/say028b.jpg (дата обращения:
05.09.2017).
3. Икона. http://www.zabron.ru/get/6/9/3/0/0/6/0_800_800.jpg (дата обращения: 05.09.2017).
4. Карта «Византийская империя». [Электронный ресурс]. URL:
https://srv.rnls.ru/pics/2011/01/25/1470.jpg (дата обращения: 05.09.2017).
5. Карта «Раздел Римской империи». [Электронный ресурс]. URL: http://lesson
history.narod.ru/map/rimvarv.gif (дата обращения: 05.09.2017).
6. Карта «Нашествие варваров». [Электронный ресурс]. URL:
http://www.iriston.com/nogbon/pictures/Tabol/alanicakarta2.jpg (дата обращения:
05.09.2017).
7. Особенности развития Византийской империи в VII – XI вв. [Электронный ресурс].
URL: http://www.myshared.ru/thumbs/17/1117316/big_thumb.jpg (дата обращения:
05.09.2017).
Видеоресурсы
8. Византийская империя. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=
wrXkSxK3KI (дата обращения: 05.09.2017).
9. Вокруг света: Софийский собор в Стамбуле». [Электронный ресурс]. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=FbSQoL6wDGA (дата обращения: 05.09.2017).
10. История Византии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?
v=L2i72UqMV0c (дата обращения: 05.09.2017). 13
Приложение 1
«Византийская империя».
Задание «Рождение Византийской цивилизации»
1.Просмотрите видеоролик
https://www.youtube.com/watch?v=wrXkSxK3KI.
2. Рассмотрите на карте границы Римской империи к концу IV в.
3. Найдите на карте пунктирную линию, показывающую распад Римской империи на Восточную и
Западную. Обратите внимание на вновь образованные территории, города, входящие в состав
новообразованных государств.
4. Рассмотрите географическое положение византийской цивилизации.
5. Найдите Византийскую империю, местоположение города Константинополя.
– Режим доступа: 14
Приложение 2
видеоролик
Практикум «Варварские нашествия на византийскую цивилизацию»
1.Просмотрите
–
«История
https://www.youtube.com/watch?v=L2i72UqMV0c.
2. Составьте диаграмму, отражающую подъем и упадок Византийской империи. На диаграмме
укажите годы, причины изменения положения страны.
3. Рассмотрите на карте направления движения варваров на Византию
4. Найдите на карте вновь образованные государства.
5. Составьте список причины гибели Византии.
Режим доступа:
Византии».
Волны варварских нашествий коснулись
и Византию: готы, в V – VI в. славянские
племена; на востоке – Иран боролся за
территориальные претензии и торговые пути,
арабские племена (захватили Сирию и
Палестину, Северную Африку).
VII в. был трагический для Византии,
удары славян – с севера, арабов – с востока.
Территория империи сократилась втрое.
С IX в. Византия восстанавливается как
сильная централизованная империя и остается
ею вплоть до того времени, когда начинается закат этой цивилизации, захвачена сначала
крестоносцами, а потом туркамиосманами.
Ситуация изменилась в XIII – XV вв., т.е. в последний период жизни Византии. Одним из
первых признаков слабости Византии был захват Константинополя крестоносцами в 1204 г.
Империя распалась: на Балканах образовалось Эпирское царство, на берегу Черного моря – 15
Трапезундская империя, на северезападе Малой Азии – Никейская империя, крестоносцы
создали Латинскую империю, которая занимала часть Фракии, средней Греции и Пелопоннес.
Завоеватели принесли с собой новые законы и обычаи, подвергали гонениям православную
церковь, вынуждая ее признать главенство папы римского.
Латинская империя раздирали внутренние смуты и борьба за престол. Государство
крестоносцев оказалось слабым и просуществовало полувека.
Во второй половине XIII в. единство империи было восстановлено, Константинополь снова
стал ее столицей, государственная власть не могла справиться с феодальной аристократией.
В XIV – XV вв. Византия еще больше дробилась на уделы, функции государственной
власти на местах переходили к феодалам. Византия
вступила в эпоху феодальной раздробленности.
Даже в этот период центральная власть не
потеряла полностью своих позиций.
Управление Византией осуществлялось из центра
Константинополя, там создавались списки налогов,
оттуда рассылались сборщики податей, суд в
Константинополе принимал жалобы на решения
провинциальных судов.
Высшим лицом в государстве являлся император с
его сановниками, обладал почти неограниченной
властью (издавал законы, мог казнить, назначать на
должности, был высшей судьей, руководил армией и определял внешнюю политику). Культ
императорской власти был важным элементом государственной религии (элементы восточной
монархии). Это было перенято от Рима, где государство считалось высшей и незыблемой
ценностью, а император господином.
Большую роль в укреплении империи сыграло христианство, которое придало ей
священный характер (человек и общество спасается благодаря вере). Император в этом случае
являлся не только мирским правителем, но и главой церкви.
В 1453 г. после длительной осады турецкими войсками Константинополь пал. Завоеватели
превратили его в столицу Османской империи и дали имя – Истамбул.
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «История» по теме 3.4. Византия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.